мамардашвили мераб константинович биография

Мераб Мамардашвили

Биография

Мераб Мамардашвили — советский мыслитель, философ, профессор, известный трудами по философии сознания, языка и искусства.

Детство и юность

Мераб Константинович Мамардашвили родился в семье военного в городе Гори (Грузия) 15 сентября 1930 года. Семья переехала в Россию, когда мальчику было 4 года: его отца направили на учебу в Ленинград. К тому времени, как сыну нужно было идти в школу, родители перебрались в Украину.

В начале 1940-х глава семейства ушел на фронт, а жену с ребенком отправил в Тбилиси. Здесь Мераб окончил школу и как золотой медалист отправился поступать в вуз, выбрав философский факультет Московского государственного университета. Интерес к человеческому сознанию и природе мышления появился у ученого еще в молодости. Получив диплом, он решил продолжить изучение науки в аспирантуре.

мамардашвили мераб константинович биография. Смотреть фото мамардашвили мераб константинович биография. Смотреть картинку мамардашвили мераб константинович биография. Картинка про мамардашвили мераб константинович биография. Фото мамардашвили мераб константинович биографияМераб Мамардашвили в молодости / Фонд Мераба Мамардашвили

Готовясь к написанию диссертации, Мамардашвили работал в журнале «Вопросы философии», где не только редактировал и рецензировал материал, но и публиковал первые статьи. Затем Мераб Константинович получил направление на работу в Чехословакию.

За границей он провел 5 лет, работая редактором, а потом и заместителем заведующего международным журналом «Проблемы мира и социализма». На страницах издания грузинский философ также публиковал свои статьи.

В это время ему удалось наладить связь с европейскими мыслителями, он часто ездил во Францию, за что окружающие начали называть грузина гражданином мира. Сам себя Мераб Константинович таковым никогда не считал, как и не понимал разделения науки и искусства по национальной принадлежности.

Незадолго до ввода войск в Чехословакию Мамардашвили вызвали на родину, не продлив командировку, а после и вовсе отказали в выезде за рубеж. Ученый вновь вернулся на должность заместителя главного редактора в издательство «Вопросы философии» и читал лекции для психологов государственного университета на тему анализа сознания.

Тогда же он начал составлять аудиозаписи читаемых курсов в форме бесед, высказывания из которых стали цитатами, а сами лекции распространялись по стране наравне с советским андеграундом и книгами «самиздата». В эти годы мыслитель вел спецкурсы для философского факультета, заведовал отделом Института международного рабочего движения Академии наук.

Звание доктора наук Мерабу Константиновичу присвоили в Тбилиси в 1970 году, а через пару лет он стал профессором. В середине 70-х в трудовую биографию мыслителя вмешалась политика. Из-за разногласий в идеологии он уволился из «Вопросов философии» и перестал читать лекции в Московском государственном университете. Тогда ученый не мог не говорить правду, фактически став публичным интеллектуалом.

В течение следующих пяти лет Мамардашвили работал в Институте истории естествознания и техники Академии наук старшим научным сотрудником. При этом он читал курсы по истории философии, в том числе античной философии искусства, анализу сознания для студентов разных вузов, включая ВГИК.

В 1980-м ученого пригласили в Тбилиси, в Институт философии. Здесь он трудился в должности главного научного сотрудника до 1990 года, читая лекции непосредственным специалистам и проводя факультативы для всех желающих. Об этом времени в жизни исследователя позже написал его друг Гиви Маргвелашвили.

Философия

Еще во время учебы вместе с однокурсниками Мераб основал кружок, который официально носил статус семинарской подготовки. На самом деле «диалектические станковисты» обсуждали разные направления изучаемой науки. Выступления участников кружка проходили на конференциях, вызывали споры на защитах дипломов и диссертаций и в середине 50-х значительно повлияли на философское сообщество.

Когда существование этого стихийного университетского объединения сошло на нет, а его члены пошли каждый по своему пути, Мамардашвили уже осознал, что ближе ему идеология Сократа и научная работа вне подобных движений.

мамардашвили мераб константинович биография. Смотреть фото мамардашвили мераб константинович биография. Смотреть картинку мамардашвили мераб константинович биография. Картинка про мамардашвили мераб константинович биография. Фото мамардашвили мераб константинович биографияМераб Мамардашвили и Гиви Маргвелашвили / Фонд Мераба Мамардашвили и Радио Свобода

Дальнейшую деятельность мыслителя XX века ассоциируют с философским инакомыслием и становлением независимого направления его любимой науки. При жизни труды ученого издавались мало, поэтому записи его бесед-рассуждений о Марселе Прусте, Иммануиле Канте, Рене Декарте, как и читаемые им курсы, пользовались большой популярностью. Эти аудиоматериалы — основа творческого наследия мыслителя.

За все время деятельности исследователя вышло несколько его книг, среди них труд «Как я понимаю философию». Остальные письменные записи представляют собой дневниковый формат. Сейчас они хранятся у членов семьи ученого, а часть трудов, в том числе «Необходимость себя» и «Возможный человек», издана его соавторами и составителями.

Личная жизнь

В личной жизни мыслитель был сердцеедом. Он каждый раз пылко влюблялся как в последний раз, а расставшись, старался подружить между собой бывших девушек.

Говорят, что всю жизнь мужчина был влюблен в свою музу — женщину по имени Зельма, которая значительно старше его. К подругам жизни причисляют и режиссера Наталью Рязанцеву, которая рассказала о своем знакомстве с ученым в программе «Ещенепознер».

На 2-м курсе грузин влюбился в однокурсницу Нину Мордасову, за которой страстно ухаживал, покорив избранницу темпераментом. Одной из подруг девушки была Раиса Титаренко, которая потом взяла фамилию мужа Михаила Горбачева и стала первой леди страны. А тогда, в 1953 году, обе пары зарегистрировали браки в загсе на берегу Яузы и начали строить семейное будущее.

мамардашвили мераб константинович биография. Смотреть фото мамардашвили мераб константинович биография. Смотреть картинку мамардашвили мераб константинович биография. Картинка про мамардашвили мераб константинович биография. Фото мамардашвили мераб константинович биографияМераб Мамардашвили и его жена Нина Маргвелашвили / Фонд Мераба Мамардашвили

Вскоре жена подарила Мерабу дочь Алену (Елену). Девочка часто бывала в детстве в Грузии, а позже по рекомендации врачей о смене климата осталась в Тбилиси, где прожила 9 лет, до 1976 года. О других детях «грузинского Сократа» ничего не известно.

Сейчас Елена Мерабовна занимается изданием книг своего отца. При ее участии вышли работы «Психологическая топология пути» и «Беседы о мышлении». Она публикует на сайте фонда Мамардашвили архивные материалы и записи лекций мыслителя. Здесь же можно найти редкие фото, видео- и аудиоматериалы.

Смерть

Грузинский философ скоропостижно скончался 25 ноября 1990 года в московском аэропорту «Внуково», откуда собирался вылететь в Тбилиси. Официальной причиной смерти назван сердечный приступ. Физическое состояние мыслителя его близкие и друзья объясняют травлей, которой Мамардашвили подвергался за противостояние идеям Звиада Гамсахурдиа, чьим противником он был на президентских выборах в Грузии. Могила ученого находится в Тбилиси, рядом с захоронением отца.

Память

Источник

Мераб Константинович Мамардашвили

Биография и деятельность

Мераб Константинович Мамардашвили родился в 1930 году в городе Гори (Грузия) в семье военнослужащего. Детство до начала Второй мировой войны провёл в Винницкой области (Украина), где служил отец. После начала войны семья была эвакуирована в Тбилиси. Учился в средней школе города Тбилиси и окончил её с золотой медалью. Поступил на философский факультет Московского государственного университета (МГУ), который окончил в 1954 году.

Научную деятельность начинал в начале годов в Москве. Работал в редакциях журналов «Вопросы философии» (Москва) и «Проблемы мира и социализма» (Прага), в Институте международного рабочего движения. В годах — заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии». В 1974 году был уволен по идеологическим причинам. В 1980 году переехал в Грузию, где работал в Институте философии Академии наук Грузии и продолжал заниматься научной деятельностью, в основном в узком кругу друзей и единомышленников.

Философская и публично-просветительская деятельность Мамардашвили сыграли важную роль в становлении независимой философской мысли в Советском Союзе. Большое духовное и образовательное значение имели курсы лекций по философии, прочитанные им в годах в различных ВУЗах Советского Союза и зарубежных стран, а также многочисленные интервью и беседы с ним, записанные и опубликованные во второй половине годов. Философствование Мераба Мамардашвили принято называть «сократическим», имея в виду не только его диалогичность, но и то, что он практически не оставил после себя письменного наследия. Сохранились рукописные и магнитофонные записи лекций, которые составляют основу его творческого наследия. Ряд этих текстов опубликованы после смерти философа в 1990 году.

Сквозная тема философии Мамардашвили — феномен сознания и его значение для становления человека, культуры, познания. Сознание Мамардашвили рассматривал как космологическое явление, связанное с самими основаниями бытия, а онтологию сознания он считал неустранимой структурой современной парадигмы рациональности (онтология рассматривалась Мамардашвили конструктивно — как предельная форма мыслимости и практикования, а не репрезентативно).

Ранние работы Мамардашвили связаны с деятельностью Московского логического (позднее методологического) кружка, который сложился в начале на философском факультете МГУ (А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвили и другие). Кружок стремился исследовать мышление как исторически развивающееся органичное целое. Средством такого исследования должна была стать особая содержательно-генетическая логика, разработка которой предполагалась в кружке. Первоначально такая логика разрабатывалась на пути экспликации и описания метода и логики «Капитала» К. Маркса. В этой связи Мамардашвили исследовал процессы анализа и синтеза «диалектического целого» (системы), взаимосвязь формы и содержания мышления, соотношение логического и исторического в исследовании систем и другие. Проблемы, поставленные логическим кружком и этими исследованиями, получили своеобразное отражение в более поздней работе Мамардашвили «Формы и содержание мышления» (1968), где на материале немецкой трансцендентально-критической философии Мамардашвили по существу воспроизводятся фрагменты актуальных дискуссий годов о путях построения содержательно-генетической логики и демонстрируется собственный подход к этим проблемам.

Однако вскоре логический кружок вплотную столкнулся с проблемой онтологии мышления, то есть с проблемой выбора предельных объяснительных категорий по отношению к феноменам мышления. Результатом осознания этого стала формулировка участниками кружка различных подходов и исследовательских программ. Мамардашвили занял последовательную картезианскую позицию, положив в основание трактовки мышления представление о нём как состоянии сознания. Эта позиция во многом определила стиль и направление его последующих исследований, а категория сознания стала центральной в его философии. Построение позитивной теории сознания Мамардашвили полагал невозможным, поскольку сознание как таковое в силу своей интенциональности не может быть схвачено в категориях «предмета» или «вещи». Возможным решением он считал разработку метатеории, направленной на наличные языковые и символические формы, посредством которых могут схватываться те или иные структуры сознания. Эту задачу можно обозначить как задачу экспликации и вычленения фундаментальных философских допущений относительно структуры сознания или задачу историко-философского метаописания сознания.

Таким образом, историко-философское самоопределение становится другой отличительной чертой подхода Мамардашвили. Саму философию он полагал принципиально открытой культурной формой, в которой происходит экспериментирование с самими предельными формами и условиями мыслимости. Результатом этого экспериметирования, производимого с наличным языком и мыслительным материалом, является изобретение форм, открывающих новые возможности мышления, человеческой самореализации, культуры. Реальное поле философии Мамардашвили полагал единым как некоторый континуум философских актов, реализующих определённую мысленную неизбежность. Также считал, что различия в философских системах возникают лишь на этапе языковой экспликации этих актов и их интерпретации. Таким образом, Мамардашвили различал «реальную философию», которая едина, и «философии учений и систем», предметом которых является «реальная философия». Принципиальной чертой реальной философии как онтологической основы философии является предельная персоналистичность, экземплифицированность и индивидуальность. Мамардашвили полагал, что только в точках индивидуации и экземплификации актов сознания как реальных философских актов происходит онтологическое «доопределение мира». За счёт понятия реальной философии и принципа индивидуации осуществлял выход за рамки гносеологической трактовки сознания к онтологической постановке проблемы.

Разработка метода истории философии как метатеории сознания осуществлялась Мамардашвили на различном материале. Так, работа «Формы и содержание мышления» посвящена критике гегелевской теории познания и гегелевского метода истории (оппозиция гегельянству являлась общей установкой участников логического кружка). Вместе с тем, кантовская априорная форма, гегелевская содержательная форма рассматриваются Мамардашвили в ней как методологические структуры мышления, посредством которых разрешались реальные гносеологические проблемы классической философии. Эта книга особенно важна в плане понимания последующих работ философа, поскольку категория «формы» занимает в них фактически одно из центральных мест. В дальнейшем под «формой» вообще Мамардашвили понимал некоторую генеративную структуру или «орган» мысли, познания, культуры. Имея некоторое обобщённое, но вместе с тем до конца аналитически не прослеживаемое содержание, «форма» всегда предполагает некоторую неопределённость, преодолеваемую только в экземплифицированных актах сознания. Доопределяемое в актах сознания конкретное содержание формы всегда исторично и в этом смысле случайно, однако сама форма не сводима к этим содержаниям, поскольку обладает по отношению к ним порождающей функцией. Форма, по Мамардашвили, — это порождающая конструкция мыслей, смыслов, переживаний, человеческих состояний вообще. Это своеобразная искусственная приставка к естественным способностям человека и «машина», производящая предельные человеческие состояния.

В своих лекциях по античной философии, лекциях о Р. Декарте («Картезианские размышления») и И. Канте («Кантианские вариации») Мамардашвили анализирует аппарат философской мысли как язык «реальной философии», за которым стоят определённые феномены сознания и структуры мышления. С одной стороны, это всегда экземплифицированные акты сознания тех или иных мыслителей и философов, а с другой — акты, в которых выкристаллизовывались порождающие структуры европейского мышления. Теория припоминания Платона и его абстракция рациональной структуры вещи («идея»), принцип cogito и теория непрерывного творения Декарта, априорные формы и принцип интеллигибельности Канта, Марксова концепция превращённых форм сознания и понятие «практики» — эти философские парадигмы, с точки зрения Мамардашвили, являясь определённой трактовкой феномена сознания, в значительной степени конституировали онтологическое поле философии и европейский тип рациональности. Отличия классического и неклассического типов рациональности становятся темой специальной работы философа.

Область философских интересов Мамардашвили не ограничивалась историей философии. Возможности исследования феномена сознания обсуждались им в рамках гносеологии, социальной философии, методологии психологии, на материале психоанализа и, наконец, на материале искусства. В лекциях о Прусте и его романе «В поисках утраченного времени» Мамардашвили анализирует художественное произведение как «производящее произведение», в котором смыслы не предзаданы в авторском замысле, а устанавливаются по ходу создания самого произведения. Сама форма романа выступает здесь своеобразной «машиной», или «органом», сознания, позволяющей человеку отдать себе отчёт в собственных чувствах и переживаниях, довести эти состояния до формы сознания.

Исходную бытийную структуру сознания Мамардашвили полагал символичной. Символ, в отличие от знака, не предполагает непосредственного референта, он указывает на бытийную структуру, а не на предметное содержание сознания. Символы — это своего рода «органы», или «орудия», сознания, структуры, изменяющие режимы сознательной жизни, то, с помощью чего организуются предельно когерированные состояния (например, символ смерти). Другим выделенным им принципом организации сознания является его иерархичность или полиструктурность. Сознание не гомогенно, его невозможно редуцировать к одной структуре. Различные структуры сознания накладываются друг на друга, переозначивают себя в семиотических процессах, а кроме того, ещё и экранируются, то есть проецируют себя на другие структуры как на экраны. Именно свойство экранирования создаёт иллюзию рефлексивной объективации сознания, когда вся сложная иерархическая структура сознания, включающая бытийно-символический уровень, процессы семиотизации и другие, сводится к предметному содержанию. Вторичные структуры сознания, упаковывающие исходные структуры и несущие их в неузнаваемом, превращённом виде, становятся доступными для производства, технологизации, тиражирования, массовизации и так далее. Вместе с тем, ставшее массовым производство сознания создаёт опасность его фрагментаризации, разрыва с генеративными структурами. Ответственность интеллектуала, философа и учёного сегодня состоит в «обязательности формы», то есть в постоянном усилии по выполнению полных и целостных актов мысли, воспроизводящих интеллигибельную форму мышления в целях воспроизводства и сохранения её в культуре.

Как философские идеи, так и политические взгляды Мамардашвили (например, «если народ пойдёт за Гамсахурдия, я пойду против народа») не утратили своей остроты в современной культуре и общественной жизни, — не случайно открытие в 2001 году в Тбилиси памятника Мамардашвили (работа Эрнста Неизвестного) вызвало идеологически окрашенные уличные столкновения. В 2010 году при въезде в Гори была установлена стела с скульптурным портретом Мамардашвили.

Источник

Человек дня. Мераб Мамардашвили

мамардашвили мераб константинович биография. Смотреть фото мамардашвили мераб константинович биография. Смотреть картинку мамардашвили мераб константинович биография. Картинка про мамардашвили мераб константинович биография. Фото мамардашвили мераб константинович биография

15 сентября 1930 года родился философ Мераб Мамардашвили

Личное дело

Мераб Константинович Мамардашвили (1930-1990) родился в грузинском городе Гори в семье кадрового военного. Через четыре года после его рождения отца, Константина Николаевича Мамардашвили, направили на учёбу в Ленинградскую военно-политическую академию, и семья переехала в Россию. В 1938 году отец окончил Академию и перевез семью сперва в Киев, а затем в Винницу. В Виннице Мераб и пошел в школу.

После начала Великой Отечественной войны Константин Мамардашвили ушел на фронт, а Мераб с матерью, Ксенией Платоновной Гарсеванишвили, вернулся в Грузию. Учился в 14-й средней школе Тбилиси, которую окончил в 1949 году с золотой медалью. В том же году поступил на философский факультет Московского университета.

Уже во время учёбы в университете Мамардашвили начал интересоваться человеческим сознанием; природа мышления — сквозная тема его философии.

В 1954 году по окончании университета поступает в аспирантуру МГУ.

Еще в 1952 году Мамардашвили вместе с товарищами по факультету организовали неформальный кружок «диалектических станковистов» (Московского логического кружка), ставивший целью построение на новых основаниях содержательной (содержательно-генетической) логики, теории мышления и гносеологии. Помимо Мамардашвили, в кружок входили Б. А. Грушин, А. А. Зиновьев, и Г. П. Щедровицкий. Официально он действовал как семинар в составе Научного студенческого общества философского факультета МГУ, фактически же был инициативным объединением аспирантов и студентов.

В 1954 году произошло окончательное формирование кружка «диалектических станковистов». Вызывающие выступления участников Кружка, наряду с выступлениями представителей т. н. «группы гносеологов» (Э. В. Ильенков, В. И. Коровиков) на философских конференциях 1953-54 годов, громкие защиты дипломных и диссертационных работ стали заметной частью жизни философского сообщества тех лет, переживавшего изменение идеологической ситуации в связи с отходом от дел и последующей смертью И. В. Сталина.

С 1954 по 1957 годы Мамардашвили учился в аспирантуре МГУ, участвовал в работе логико-методологического семинара под руководством А. А. Зиновьева.

Логистический кружок просуществовал до 1957 года. Не сумев выработать единой исследовательской программы, его члены пошли своими собственными путями. В частности, Мамардашвили декларировал неприемлемость для себя организованных (кружковых, движенческих) форм работы и самоопределился как философ «сократического» склада ума и образа жизни.

После окончания аспирантуры Мамардашвили устраивается редактором-консультантом в редакцию журнала «Вопросы философии», где в 1958 году была опубликована его первая статья «Процессы анализа и синтеза». Пишет и публикует статьи и рецензии (часть рецензий выходит под псевдонимом М. К. Мерабов). В эти годы выходят также его статьи «К понятию формы и содержания мышления в «Логике» Гегеля», «Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания» и др.

В 1961 году защищает кандидатскую диссертацию «К критике гегелевского учения о формах познания».

В том же году его направляют в Чехословакию на работу в международный журнал «Проблемы мира и социализма». До 1966 года Мамардашвили жил в Праге, занимал должность редактора-консультанта и заместителя заведующего отделом журнала. Имея возможность выезжать в страны Западной Европы, неоднократно посещал Францию. В этот период он знакомится с французским журналистом, писателем Пьером Бельфруа и Луи Альтюссером, с которыми его на всю жизнь свяжут тесные дружеские узы. Общается с широким кругом европейских интеллектуалов и людей искусства (среди них Жан-Поль Сартр, Антонин Лим, Анри Картье-Брессон, Жак Бельфруа, Ален Манви, Милош Форман и др.).

В эти годы были опубликованы статьи «К критике экзистенциалистского понимания диалектики», «К проблеме метода истории философии (Критика исходных принципов историко-философской концепции К. Ясперса)», «Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра».

В 1966 году Мамардашвили отказывают в продлении командировки и отзывают в Москву. Он на многие годы становится невыездным.

В 1966—1969 годах был заведующим отделом Института международного рабочего движения АН СССР.

В 1968 году вышла в свет первая монография Мамардашвили «Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания)»

В том же году он возвращается в журнал «Вопросы философии». До 1975 года был заместителем главного редактора журнала. Параллельно читал курс лекций на психологическом факультете МГУ «Проблемы анализа сознания».

В 1969 году вел спецкурсы «Экзистенциализм», «”Феноменология духа” Гегеля» на факультете философии МГУ. В этот период Мамардашвли начинает записывать свои лекции на диктофон.

В 1970 году в Тбилиси Мамардашвили защищает докторскую диссертацию, через два года ему присваивают звание профессора.

В начале 70-х началась дружба Мамардашвили с Юрием Сенокосовым и Александром Пятигорским. В соавторстве с последним в 1971 году были написаны «Три беседы по метатеории сознания: Краткое введение в учение виджнянавады», опубликованные в Тартуском университете.

В 1974 году по идеологическим мотивам его вынуждают уволиться из журнала «Вопросы философии», а также прекратить преподавание на факультете психологии МГУ.

С 1974 по 1980 годы работал старшим научным сотрудником в Институте истории естествознания и техники АН СССР. За это время в разных местах прочел курсы лекций «Проблемы анализа сознания» (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР), «Введение в философию» (ВГИК), «Современная европейская философия: XX век» (ВГИК), «Лекции по античной философии» (ВГИК), «Философия искусства» (Высшие режиссерские курсы), «Аналитика познавательных форм и онтология сознания» (Рига, Ростов-на-Дону, Вильнюс).

В 1980 году увольняется из Института истории естествознания и техники и по приглашению директора Института философии АН Грузинской ССР академика Нико Чавчавадзе переезжает в Тбилиси. До 1990 года работал в Институте в должности главного научного сотрудника.

25 ноября 1990 года Мераб Мамардашвили скоропостижно умер в терминале московского аэропорта Внуково. Он направлялся в Тбилиси, где считался наиболее значимым противником З. К. Гамсахурдии на выборах президента Грузии. Похоронен в Тбилиси рядом с могилой отца.

Чем знаменит

Труды Мамардашвили сыграли большую роль в становлении независимой философской мысли в СССР. Огромной популярностью пользовались его курсы лекций по философии, прочитанные на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе, на Высших режисерских курсах, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, а также в других вузах страны. В этих многочисленных лекциях наиболее полно отразился «сократический» характер философствования Мамардашвили, которого современники называли «грузинским Сократом».

О чем надо знать

При жизни работы Мераба Мамардашвили почти не публиковались «по идеологическим соображениям», во многом в этой связи он писал сравнительно мало. Наибольшую известность получил как автор устных бесед-лекций, в которых его талант философа раскрылся с наибольшей силой. Фактически эти лекции, или беседы, как он называл их (в т.ч. о Декарте, Канте, Марселе Прусте, сознании и др.), представляющие собой по большей части магнитофонные записи, и составляют основу творческого наследия Мамардашвили.

Прямая речь

О философии: «Не представляю себе философию без рыцарей чести и человеческого достоинства.

Всё остальное — слова».

О пессимизме: «Да, я пессимист, тотальный пессимист, это единственный способ сохранить толику оптимизма».

О себе: «Я предпочитал зарабатывать хлеб работой в журналах, а не своими философскими статьями или взглядами. Я считал, что мое дело — философия, я не могу, чтобы мой труд кем-то планировался или кто-то о нем судил с позиций, где есть какие-то критерии, внешние тому, что я могу подумать или придумать, если повезет. В философии — я имею в виду. Я философское животное, и так было всю жизнь. Но при этом у меня не было, повторяю, никаких реформаторских претензий к обществу. Я не собирался ни марксизм улучшить, ни общество».

Пьер Бельфруа об отношении Мамардашвили к коммунистическому строю: «Больше всего Мераба вгоняли в чувство безнадежности коммунисты-реформаторы, т.е. те, кто хотел создать «коммунизм с человеческим лицом». «Суть коммунизма – быть бесчеловечным», – говорил он. «Коммунизму неотъемлемо присуще варварство, это царство жестокости и кровожадности, где дети доносят на родителей и брат душит брата. Пытаться придать коммунизму человеческое лицо – это мошенничество, еще одна ложь, надувательство, которое поглотит всех неизлечимых дебилов»».

4 факта о Мерабе Мамардашвили

Материалы о Мерабе Мамардашвили

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

мамардашвили мераб константинович биография. Смотреть фото мамардашвили мераб константинович биография. Смотреть картинку мамардашвили мераб константинович биография. Картинка про мамардашвили мераб константинович биография. Фото мамардашвили мераб константинович биографияМераб Константинович Мамардашвили () — советский философ, специалист по философии сознания, философии языка, истории философии, доктор философских наук (1968), профессор (1972).