марис лиепа фото биография
Марис Лиепа
фотографии >>
биография
Лиепа Марис Эдуардович
Māris Rudolf Liepa
Родился 27 июля 1936 года в Риге, Латвия.
Звезда советского балета.
Заслуженный артист РСФСР (26.05.1964).
Народный артист Латвийской ССР (1968).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (1976).
По совету друга отца (директора балетной студии), в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.
Перспективного ученика Рижского училища перевели в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 году: два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н. Легата.
В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу. Лиепа получил неожиданное приглашение от Майи Плесецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в «Лебедином озере».
Летом 1956 года Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы — Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.
После гастролей в Польше в 1960 году Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны.
В начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в «Дон Кихоте» состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра.
С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера — Ю.Н. Григоровича.
«Звездным» стал в биографии Лиепы 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета «Спартак», в котором роль римского полководца Красса была поставлена Юрием Григоровичем специально для Лиепы.
В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились, а Григорович к этому времени стал полновластным хозяином в театре. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий.
В 1977 году Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре — принца Лимона в детском балете «Чиполлино» К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова).
На гастролях в Исландии Лиепа появился в партии Клавдио в балете «Любовью за любовь» (постановка В. Боккадоро), а в Дании – в роли Гирея в «Бахчисарайском фонтане». Однако в Москве на сцене Большого эти роли показать не удалось. В этом же году Лиепа вместе с Е. Максимовой снялся в популярном телебалете «Галатея» (хореография Д. Брянцева) в роли профессора Хиггинса. За вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская академия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа.
Артист активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев, в том числе поставил «пластику» в знаменитом спектакле «Антоний и Клеопатра» Вахтанговского театра.
О творчестве актёра снят документальный фильм «Марис Лиепа» (1970).
В 1989 году Моссовет принял решение о создании Балетного театра Мариса Лиепы, художественное руководство которым должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий характерный артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором.
Скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине «Скорой помощи» от инфаркта. Похоронен 31 марта на 12-м участке Ваганьковского кладбища столицы.
Жена — Маргарита Ивановна Жигунова, актриса Московского драматического театра имени Пушкина. Дети — Андрис Лиепа (1962) и Илзе Лиепа (1963).
Жена — Нина Семизорова, балерина Большого театра (развелся в 1985 году).
Московский тетр им. Станиславского и Немировича-Данченко
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского (А. Горский, А. Мессерер) — Принц Зигфрид, 1956
«Эсмеральда» Ц. Пуни — Феб
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (Р. Захаров) — Вацлав, 1956
«Жанна д’Арк» Н. И. Пейко (В. Бурмейстер) — Лионель, 1957
«Корсар» А. Адана и Л. Делиба (Н. Гришина) — Конрад, 1957
«Лесная фея» П. Герлеля (А. Чичинадзе) — Чабан,1958
«Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (В. Бурмейстер) — Синдбад, 1958
«Штраусиана» (В. Бурмейстер) — Поэт, 1959
Большой театр
«Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (А. Горский) — Базиль, 1960
«Тропою грома» К. Караева (К. Сергеев) — Ленни, 1960
«Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно (Л. Лавровский) — Вакх, 1961
«Жизель» А. Адана (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа) — Граф Альберт, 1961
«Ночной город» Б. Бартока (Л. Лавровский) — Юноша, 1961
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского (А. Горский, А. Мессерер) — Принц Зигфрид, 1961
«Гаянэ» А. Хачатуряна (В. Вайнонен) — Армен, 1962
«Класс-концерт» (А. Мессерер) — солист, 1962
«Шопениана» на музыку Ф. Шопена (М. Фокин) — Юноша, 1962
«Страницы жизни» А. Баланчивадзе (Л. Лавровский) — Георгий, 1962
«Спартак» А. И. Хачатуряна (Л. Якобсон) — Спартак, 1962
«Золушка» С. Прокофьева (Р. Захаров) — Принц, 1963
«Раймонда» А. К. Глазунова (Л. Лавровский по М. Петипа и А. Горскому) — Жан де Бриен, 1963
«Спящая красавица» П. И. Чайковского (Ю. Григорович по М. Петипа) — Принц Дезире 1963
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (Л. Лавровский) — Ромео, 1963
«Сказке о Солдате и Черте» И. Стравинского (Э. В. Суве) — Черт, 1964
«Легенда о любви» А. Меликова (Ю. Григорович) — Ферхад, 1965
«Видение розы» на музыку К. Вебера (М. Фокин) — Дух розы, 1967
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (Р. Захаров) — Вацлав, 1967
«Спартак» А. И. Хачатуряна (Ю. Григорович) — Красс, 1968
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского (Ю. Григорович) — Принц Зигфрид, 1970
«Анна Каренина» Р. К. Щедрина (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая) — Вронский, 1972
«Спящая красавица» П. И. Чайковского (Ю. Григорович по М. Петипа) — Принц Дезире, 1974
«Анна Каренина» Р. К. Щедрина (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая) — Каренин, 1976
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (Р. Захаров) — Хан Гирей, 1976
«Любовью за любовь» Т. Хренникова (В. Боккадоро) — Клавдио, 1976
«Чипполино» К. Качатуряна (Г. Майоров) — Принц Лимон, 1977
«Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо (В. Васильев) — солист, 1978
«Жизель» А. Адана (Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа) — Ганс, 1979
Труппа Б. Я. Эйфмана «Новый балет»
«Идиот» на музыку П. И. Чайковского (Б. Эйфман) — Рогожин, 1981
«Автографы» на музыку Антонио Вивальди (Б. Эйфман) — солист, 1981
Софийская Народная опера
«Спящая красавица» П. И. Чайковского (М. Лиепа по М. Петипа) — Король Флорестан, Фея Карабос, 1984
Хореографическая миниатюра «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова (А. М. Мессерер)
«Сильвия» Л. Делиба (Ф. Аштона) — па-де-де
Марис Лиепа
Биография
Марис-Рудольф Лиепа — советский артист балета латвийского происхождения. В 1976 году за заслуги перед культурой был удостоен звания народного артиста Советского Союза. Кроме того, Лиепа в качестве киноактера знаком многим любителям отечественного кино.
Детство и юность
Марис родился в Риге, в семье мастера сцены местного театра оперы и балета Эдуарда Лиепы и его супруги Лилии. Он стал вторым ребенком у своих родителей, при этом довольно болезненным. Мальчик рос очень худеньким, часто простужался и оказывался в больнице.
Врачи посоветовали чете Лиепа отдать мальчишку в какую-либо спортивную секцию. Марис хотел играть в футбол или плавать в бассейне, но отец настоял на специализированном балетном классе при рижском хореографическом училище.
Будущая звезда советского балета с первых дней невзлюбила занятия и даже начала прогуливать уроки. Но мать, которая изначально планировала, что сын станет медиком, нашла подходящие слова. Она объяснила, что никогда нельзя бросать дело на полдороги, а нужно доказывать себе и другим свою состоятельность.
Такие речи настолько впечатлили юного Лиепу, что до конца своих дней он будет отличаться упорством и целеустремленностью. Когда же кроме работы у станка началось освоение характерного танца, Марис буквально проникся искусством классической хореографии.
К 13 годам подросток уже выступал не только в детских спектаклях, но и исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», играл шута в «Ромео и Джульетте», танцевал сегидилью в «Дон Кихоте» и изображал половецкого мальчика в опере «Князь Игорь».
Но нужно заметить, что помимо учебы в балетной школе юноша все же посещал и спортивные секции. Он имел неплохие результаты в такой дисциплине, как спортивная гимнастика, а в плавании вольным стилем даже становился чемпионом Латвии.
Когда Марису было 14 лет, его в числе других учеников отправили на Всесоюзный смотр хореографических училищ, и там Рижская балетная студия вместе с московскими, ленинградскими и алма-атинскими «коллегами» была признана самой перспективной. Три года спустя Лиепе предложили продолжить обучение в Москве, и он с радостью согласился.
Правда, столичное училище не выделило для него стипендии, поэтому, чтобы сын мог заниматься в престижном вузе, родители продали свой дачный домик на Взморье. Марис отблагодарил их тем, что за два года не только не пропустил ни одного занятия, но и приходил к каждому уроку раньше преподавателя и отдавался работе полностью и с воодушевлением.
В качестве выпускного экзамена Лиепа станцевал на сцене филиала Большого театра главную партию в спектакле «Щелкунчик». Новоиспечённый танцовщик мечтал остаться на главной сцене страны в качестве члена труппы, но в СССР принято было распределять кадры по национальным республикам, поэтому Марис вернулся в Ригу.
Балет
В Латвии он задержался лишь на полгода. Затем в столице состоялась декада прибалтийского искусства, и Лиепа танцевал русского воина Никиту в балете «Лайма», а также деревенского музыканта Тотса в постановке «Сакта свободы». В последнем из них на Мариса обратила внимание прима Майя Михайловна Плисецкая, которая дала выступлению похвальный отзыв и пригласила юношу быть партнером во время турне по Венгрии.
В Будапеште Лиепа станцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере», о которой мечтал долгие годы. Его не остановило даже то обстоятельство, что на генеральной репетиции он получил серьёзную травму ноги. После ряда выступлений танцовщик отправился в Сочи для восстановления поврежденной голени, и прямо в санатории его нашел главный балетмейстер Московского академического музыкального театра Владимир Бурмейстер и предложил работу с очень высоким окладом.
Угасшая звезда Мариса Лиепы: Что ускорило уход знаменитого танцовщика
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В отличие от многих танцовщиков, которые грезили балетом с юных лет, Марис Лиепа заниматься танцами не собирался и о театре не мечтал. Он родился в 1936 г. в Риге в семье мастера сцены местного театра оперы и балета, рос очень болезненным и хилым, часто попадал в больницы. Знакомые советовали родителям отдать его в спортивную секцию или на футбол, но отец решил отвести сына в балетный класс при рижском хореографическом училище. От этих занятий мальчик не был в восторге, нередко прогуливал уроки. Но мать убедила его в том, что ни в коем случае нельзя бросать дело на полпути, и если уж за что-то взялся – надо довести дело до конца. Это стало стимулом для упорного и целеустремленного мальчика, и вскоре он достиг первых успехов.
В 13 лет Марис Лиепа уже выступал не только в детских спектаклях, но был задействован в «Бахчисарайском фонтане», «Ромео и Джульетте», «Дон Кихоте» и «Князе Игоре». Помимо балета, подросток занимался спортивной гимнастикой и плаванием. Когда ему было 14 лет, на него обратили внимание на Всесоюзном смотре хореографических училищ, и спустя 3 года пригласили продолжить обучение в Москве. К тому времени балет увлек его настолько, что в столице он уже не только не пропустил ни одного занятия, но каждый день приходил в класс раньше преподавателя и усердно работал.
Главная партия в спектакле «Щелкунчик» на сцене Большого театра стала дипломной работой Мариса Лиепы. Несмотря на успех, после окончания учебы его не оставили на главной сцене страны. Танцовщик вернулся в Ригу, а через полгода снова оказался в столице на декаде прибалтийского искусства. Его выступление настолько впечатлило Майю Плисецкую, что она пригласила его стать ее партнером во время гастролей в Венгрии. После этого танцовщику предложили работу в Московском академическом музыкальном театре.
В 1960 г. Мариса Лиепу приняли в труппу Большого театра. Говорят, решающим аргументом в пользу его зачисления было то, что во время собеседования танцовщик не задавал вопросов о зарплате, а поинтересовался лишь своим будущим репертуаром. В итоге он был занят во всех самых выдающихся постановках Большого театра.
В 1964 г. в Большой театр пришел новый балетмейстер – Юрий Григорович, который сыграл в судьбе танцовщика роковую роль. С одной стороны, именно он зажег звезду Мариса Лиепы. Первый этап их сотрудничества был очень плодотворным: роль Ромео в Великобритании принесла ему славу «балетного Лоуренса Оливье», а роль Красса в «Спартаке» стала наивысшем достижением, за которое в 1970 г. он получил Ленинскую премию. Говорили, что в этой роли превзойти Лиепу было просто невозможно. Сам он в своей книге «Я хочу танцевать сто лет» писал: « Танец – это триумф Красса. Его прыжки подобны острым ударам клинка, которые разрезают воздух ».
С другой стороны, Григорович способствовал закату звезды Лиепы. В 1970-х гг. их отношения стали натянутыми, после Красса за 14 лет танцовщику достались лишь 4 новые партии. Говорили, балетмейстер был склонен к авторитарному стилю общения с артистами, а Лиепу это не устраивало. В 1979 г. в «Правде» опубликовали интервью с танцовщиком, в котором он раскритиковал хореографию новых балетов Григоровича и его методы руководства, что окончательно испортило их отношения.
Что на самом деле было причиной их неприязни – не знает даже сын танцовщика Андрис Лиепа: « Когда спрашивал у Юрия Николаевича об этом, у него зубы скрипели. А когда обращался с этим вопросом к отцу, он отвечал: «Андрис, если бы знал, я бы тебе сейчас прямо и ответил». Что произошло, непонятно. Не очень много нужно усилий для того, чтобы поссорить двух творческих людей. А в театре всегда очень много «доброжелателей», которые умеют за глаза что-то «такое» сказать. Но о тандеме, который был между Григоровичем и Марисом Лиепой во время создания «Спартака», любой художник может только мечтать… ».
В 1982 г. 46-летний Лиепа станцевал Красса в последний раз. И хотя зрители аплодировали стоя, его отправили на пенсию по причине «профнепригодности». До этого Григорович писал письма в Министерство культуры о том, что артист потерял танцевальную форму. Это сильно подкосило танцовщика, который все еще был полон сил и энергии. Конечно, он не остался без работы – его пригласили руководить балетом Софийской народной оперы в Болгарии, он занимался педагогической деятельностью и писал статьи. Кроме того, продолжал сниматься в кино, куда пришел еще в 1969 г. Однако Лиепа был лишен самого главного – любимого дела.
Несколько раз Лиепа подавал заявление на замещение должности балетмейстера в Рижском оперном театре, но ему отвечали отказом. Создать собственный театр в Риге ему тоже не дали. А когда он однажды решил зайти в Большой театр со служебного входа, вахтер забрал его пропуск со словами: «Вам вход запрещен». Все эти неприятности не могли не сказаться на здоровье танцовщика и окончательно его сломили. 26 марта 1989 г. Марис Лиепа скончался от инфаркта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Марис Эдуардович Лиепа
Фото Все
Видео Все
Марис Лиепа. Прощание
Взлеты и падения Мариса Лиепы | Телеканал «История»
Марис Лиепа. Я хочу танцевать сто лет
Марис Лиепа — биография
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа — советский и латвийский артист балета, балетный педагог и киноактёр; народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Двадцать лет служил в Большом театре Союза ССР.
Артист балета, Марис Лиепа, – один из немногих латвийских деятелей искусства, чьё имя было известно любому жителю Советского Союза. Он создал на сцене Большого театра незабываемые образы романтичного Зигфрида в «Лебедином озере» и неистового Красса в «Спартаке».
Детство
Марис-Рудольф Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге, в семье оперного певца. Его отец, Эдуард Андреевич, служил в театре оперы и балета Латвийской ССР. Благодаря этому, Марис с ранних лет имел хорошее представление о том, как устроен театр изнутри и что из себя представляет сцена. В доме родителей часто бывал директор оперного театра Рудольф Берзиныш, у которого возникла идея ввести маленького Мариса в хор мальчиков в постановке оперы «Кармен». Так состоялся сценический дебют будущей звезды.
В детстве Марис был болезненным и хрупким ребёнком. Чтобы укрепить его здоровье, мальчика отдали в балет. Правда его матери, Лилии Лиепа, хотелось, чтобы он стал врачом. Но мнение отца в этой семье было решающим.
Марис Лиепа в детстве
В Рижском балетном училище педагог и в прошлом солист балета Валентин Блинов разглядел в Марисе характерного танцовщика. Дела начинающего артиста шли успешно. В тринадцать лет ему уже доверяли партии во взрослых балетах. В «Бахчисарайском фонтане» он исполнял краковяк и мазурку, в «Дон Кихоте» – сегидилью, партию рабочего – в «Красном маке», половецкого мальчика – в опере «Князь Игорь». В балете «Ромео и Джульетта» он овладел партиями Шута, друга Тибальда, слуги Монтекки и юноши из толпы.
Помимо балета Лиепа занимался плаванием и спортивной гимнастикой. По плаванию он добился приличных результатов, в какой-то момент даже стал чемпионом Латвии среди юниоров.
Марис Лиепа в юности
Хорошей проверкой уровня профессионализма для учеников рижского училища стал в 1950 году Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве, куда отправили лучших. Лиепа был в их числе. На смотре он вместе с Галиной Ждановой и Интой Каруле исполнил па-де-труа из «Щелкунчика» и мазурку в постановке Валентина Блинова. Видимо, юного танцовщика заметили, потому что через три года его пригласили пройти обучение в Московском хореографическом училище – Николай Иванович Тарасов набирал мужской класс.
Москва
С 1953 по 1955 год Лиепа осваивал классический танец в одном из лучших учебных заведений страны, не пропуская ни одного занятия. Он всегда приходил на них за десять минут до начала. Чтобы обеспечить сына на время обучения, его родители продали дачу на Взморье, поскольку в училище ему не назначили стипендии. В училище Лиепе пророчили будущее в исполнении характерного танца. Но сам артист надеялся на большее. Он видел себя исполнителем главных партий, о чём свидетельствует его дневниковая запись: «Я буду танцевать принца Зигфрида в «Лебедином озере». На выпускном вечере, который состоялся 1 мая 1955 года на сцене филиала Большого театра (теперь это театр Оперетты), Марис Лиепа станцевал всю партию Щелкунчика, хотя готовили его к исполнению па-де-де из «Щелкунчика» и «Дон Кихота». Прекрасная техника исполнения и внешние данные обратили на него внимание балетной критики. Хореографическое училище Лиепа окончил с отличием, но в Большой театр его не приняли, сославшись на указание сверху о том, что национальные кадры должны закрепляться на местах. Артисту пришлось возвращаться в Ригу.
Балет Мариса Лиепы
Через полгода Лиепа снова оказался в Москве. Шла декада латышского искусства. Для этого мероприятия он подготовил партию русского воина Никиты в балете «Лайма» композитора Альберта Лепиня и деревенского музыканта Тотса в балете «Сакта свободы» на музыку Адольфа Скулте. Его выступление увидела и оценила Майя Плисецкая. Она предложила стать её партнёром на Днях русской культуры в Венгрии. Там, в Будапеште, Лиепа станцевал заветную партию Зигфрида в дуэте с ведущей балериной советской страны. На одной из репетиций он серьёзно повредил голень, поэтому тем же летом поехал в Сочи на лечение. В то же самое время там гастролировал МАМТ им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко. Прямо в лечебном санатории его нашёл художественный руководитель театра балетмейстер Владимир Бурмейстер и принял на работу в театр с зарплатой в две тысячи рублей. В 1956 году это были колоссальные деньги.
Лиепа поселился в Москве. За четыре года службы в театре Станиславского он превратился в настоящую звезду балета. Его коронными партиями стали: Зигфрид и Конрад в «Корсаре», Лионель в «Жанне д’Арк», Синдбад в «Шехеразаде». У него появилась масса поклонников, его заваливали цветами, караулили у входа, чтобы взять автограф.
Марис Лиепа
Н Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 года, где в жюри балетного конкурса председателем была сама Галина Уланова, Марис Лиепа был награждён золотой медалью.
Триумф и крах
Талант танцовщика оценили, наконец, в Большом театре Союза ССР. Летом 1960 года по приглашению балетмейстера Леонида Лавровского Лиепа вместе с труппой театра отправился на гастроли в Польшу. После этого Лавровский представил танцора руководству театра. Прежде чем взять его в труппу, артиста пригласили на разговор, в котором Лиепа не поинтересовался ни будущей зарплатой, ни обеспечением проживания, ему только хотелось знать, что он будет танцевать. Его скромность расположила руководства и с осени 1960 года Марис Лиепа стал солистом Большого театра. Уже в первом сезоне он перетанцевал почти весь репертуар от «Золушки» до «Спартака». Специально для артиста Лавровским был поставлен одноактный балет «Ночной город» на музыку Белы Бартока.
В 1963 году Лиепу пригласили преподавать мастерство танца в Московском хореографическом училище. За семнадцать лет преподавательской деятельности он выпустил не одно поколение учеников, становившихся победителями балетных конкурсов.
С приходом в театр Юрия Григоровича в 1964 году, изменился стиль спектаклей и репертуарная политика. В новой версии «Спартака» талантливый балетмейстер отвёл Лиепе роль Красса, исходя из индивидуальных возможностей артиста. Успех спектакля превзошёл все смелые ожидания – в 1970 году за эту постановку театр удостоился Ленинской премии. Критики сочли Лиепу лучшим Крассом советского балета.
В 1966 году артист выступил в качестве балетмейстера, восстановив одноактный балет Михаила Фокина «Видение розы» на музыку Карла Вебера.
Театр гастролировал по всему миру и везде солист Лиепа находил своих поклонников. В английской прессе его назвали «Лоуренсом Оливье в балете».
В 1971 году за исполнение партии Альберта в балете «Жизель» Сергей Лифарь лично вручил танцору премию имени Вацлава Нижинского.
Марис Лиепа в балете «Жизель»
К сожалению, всё когда-нибудь заканчивается. В декабре 1978 года в газете «Правда» была опубликована статья Лиепы о жизни Большого театра, в которой он не очень лестно отозвался о новой хореографии Григоровича. Надо было знать характер художественного руководителя. Критику в свой адрес он не простил артисту уже никогда. Поэтому в последующие годы ведущие партии в новых постановках танцору предлагали крайне редко. Ему довелось исполнить Вронского и Каренина в «Анне Карениной», Принца Лимона в «Чиполлино», Тотса и Солиста в постановке Владимира Васильева «Эти чарующие звуки».
28 марта 1982 года артист в последний раз исполнил своего Красса на сцене прославленного театра. Публика аплодировала стоя. Лиепу уволили из театра с формулировкой «за профнепригодность».
В дальнейшем он несколько раз появлялся на творческих вечерах театра и по-прежнему вызывал бурную реакцию зрителей.
Увольнение из Большого театра не сломило художника. Он продолжал развиваться и проявлять новые качества своей богатой натуры. Какое-то время Лиепа работал балетмейстером и танцором в театре Бориса Эйфмана. Он исполнял партию Рогожина в спектакле «Идиот» и Солиста в «Автографах».
В 1981 году на IV Международном конкурсе артистов балета танцовщик был удостоен золотой медали.
С 1983 по 1985 год Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы Софийской народной оперы в Болгарии. Там он поставил «Дон Кихота» и «Спящую красавицу».
Марис Лиепа солист «Дон Кихот»
Осенью 1986 года артист пытался занять вакантное место балетмейстера родного рижского театра оперы и балета, но ему отказали. Не помогла рекомендация бывшего главного балетмейстера театра Александра Лемберга, не дружба с Раймондом Паулсом, министром культуры Латвии на тот момент.
Когда Лиепа задумал создать в Москве свой собственный театр, министерство культуры дало своё согласие. В начале марта 1989 года начался набор танцоров. Однако осуществить задуманное он не успел.