марис лиепа краткая биография
Марис Лиепа
советский артист балета, балетный педагог, актер, Народный артист СССР
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа
Имя Мариса Лиепы вписано в историю мирового балета.
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге. Учился в балетной студии при Латвийской опере, впоследствии преобразованной в Рижское хореографическое училище.
Был замечен балетными педагогами из Москвы и переведен в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 году: два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н.Легата.
В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, после чего был направлен на работу в Ригу. В 1956 году он получил приглашение от Майи Плисецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в «Лебедином озере» (редакция Горского – Мессерера).
Дебют Лиепы в Будапеште в марте 1956 года прошел удачно, и летом этого года он был принят в труппу Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.
В 1960 году Лиепа получил приглашение в труппу Большого театра. Он активно танцевал, создавая партии в классическом и современном репертуаре, с 1963 года занимался педагогической деятельностью.
С середины 1960-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера Юрия Григоровича.
«Звездным» стал в биографии Лиепы 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета «Спартак», в котором роль римского полководца Красса была поставлена Григоровичем специально для Лиепы. В 1970 году за роль Красса Лиепе была присуждена Ленинская премия.
В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий.
Лиепа продолжил творческую деятельность вне театра – съемки на телевидении, в кино. Несмотря на успехи в разных жанрах вне сцены Большого театра, он переживал тяжелый период депрессии. В 1980 году была опубликована его автобиографическая книга «Я хочу танцевать сто лет». Но, к сожалению, не получилось.
26 марта 1989 года Марис Лиепа умер от инфаркта в Москве. Ему было всего 52 года.
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа. Биографическая справка
27 июля исполняется 75 лет со дня рождения артиста балета Мариса Лиепы.
Артист балета, солист Большого театра, народный артист СССР Марис-Рудольф Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге (Латвия).
В возрасте семи лет Марис Лиепа поступил в хор мальчиков Рижского театра оперы и балета.
Позднее родители отдали его в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.
В апреле 1950 года на Всесоюзной конференции хореографических училищ в составе Рижского училища Лиепа впервые выступил в Москве.
В 1953 году он перевелся в Московское академическое хореографическое училище (МАХУ), где два года учился в классе Николая Тарасова, ученика балетмейстера Николая Легата.
В 1955 году Лиепа с отличием окончил училище, имея все шансы остаться в Москве, но министерство культуры Латвии потребовало возвращения выпускника МАХУ в Ригу. За год работы в Государственном театре оперы и балеты Латвии он станцевал несколько сольных партий.
Летом 1956 года Марис Лиепа поступил в труппу Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона. Первой партией в театре стал Зигфрид в новаторской для того времени редакции «Лебединого озера» Владимира Бурмейстера.
В сезоне 1956-1957 годов Лиепа станцевал партии Феба в «Эсмеральде», Конрада в «Корсаре» и Лионеля в «Жанне д’Арк». В 1957 году Лиепа участвовал в конкурсе классического и характерного танца в программе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и получил золотую медаль. В 1958 году артист подготовил партии Чабана в «Лесной фее» и Синдбада в «Шехерезаде».
Последней работой Лиепы в Московском музыкальном театре стал Поэт в «Штраусиане» Владимира Бурмейстера (1959).
Летом 1960 года Марис Лиепа на гастролях Большого театра в Польше станцевал партии в балетах «Тропою грома», «Дон Кихот» и в сцене «Вальпургиева ночь» из «Фауста» в хореографии главного балетмейстера Большого театра Леонида Лавровского.
В 1960 году Лавровский пригласил Лиепу в труппу ведущего балетного театра страны. В начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в «Дон Кихоте» состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра.
В 1962 году Лиепа танцевал главным образом в советских балетах: Георгий в «Страницах жизни», Армен в «Гаянэ» и Спартак в оригинальной по пластическому языку версии «Спартака» Арама Хачатуряна. За роль Спартака артист был удостоен памятной медали имени К.С. Станиславского. До сих пор Лиепа остается единственным обладателем этой награды среди артистов балета.
В сезоне 1964-1965 годов в репертуар Большого театра вошел экспериментальный балет-пантомима Игоря Стравинского «Сказка о солдате и черте». Начав репетировать роль Солдата, Лиепа по ходу репетиций «переключился» на многоликий образ Черта и «сделал» его центральным персонажем.
В 1969 году Лиепа снялся в роли Гамлета в одноименном телебалете на музыку Дмитрия Шостаковича. В 1970 году артист станцевал в новой версии «Лебединого озера» Григоровича.
В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий. После Зигфрида в «Лебедином озере» больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил: репетировал, но не исполнил партию Курбского в «Иване Грозном», не был занят в новой версии «Раймонды».
После опубликованной в 1979 году в газете «Правда» статьи Лиепы с критикой методов Григоровича по руководству театром около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого.
В этот период Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году станцевал Рогожина в «Идиоте» и солиста в «Автографах» вместе с Аллой Осипенко. В этом же году провел творческий вечер в Большом концертном зале в Олимпийской деревне, завершил учебу на балетмейстерском отделении ГИТИСа, поставил балет «Дон Кихот» и несколько балетных миниатюр в Днепропетровском театре оперы и балета.
28 марта 1982 года по личному приказу министра культуры СССР Петра Демичева состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Однако триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене Большого: после «бенефиса» его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).
С 1963 по 1980 годы Лиепа преподавал в МАХУ, выпустил один мужской класс, затем вел класс поддержки.
В 1980 году поставил танцы к художественному фильму «Музыка ко дню рождения».
Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги «Я хочу танцевать сто лет» (1980) и «Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа» (1986).
В 1989 году Моссовет принял решение о создании Балетного театра Мариса Лиепы, художественное руководство которым должен был осуществлять он сам, а бывший ведущий артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором. Но 26 марта 1989 года Лиепа умер от инфаркта, а укомплектованная при его жизни труппа Балетного театра Мариса Лиепы была преобразована в «Фестиваль-балет» под руководством Сергея Радченко.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Марис Лиепа
Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге.
Рос болезненным ребенком и по совету еще одного друга отца, директора балетной студии Б. Милевича, в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище. В ней бывший танцовщик Б. Милевич состоял завучем. И хотя мать мечтала, что сын станет преуспевающим врачом, отец настоял на своём, желая, чтобы хилый мальчик окреп и развился физически.
В училище преподавали артисты балета. Солист В. Блинов первым обратил внимание на маленького Мариса как на будущего характерного танцовщика. В 13 лет Марис уже танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в «Бахчисарайском фонтане», сегидилью в «Дон Кихоте», китайского кули в «Красном маке», половецкого мальчика в опере «Князь Игорь», страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и Джульетте» исполнил роли Шута, друга Тибальда, слугу Монтекки и юношу из толпы. Всего таких ролей в его биографии было около сотни. Наряду с работой занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевал титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции.
Весной 1950 года несколько учеников и в их числе Марис были направлены на Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве. Вместе со Г. Ждановой и И. Карулис танцевал па-де-труа из «Щелкунчика» и «Мазурку» в постановке своего учителя В. Блинова. Рижское хореографическое училище заняло на смотре первое место вместе с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты.
В 1953 году, набирая мужской класс, Н. Тарасов пригласил в Москву Мариса. И 2 сентября 1953 года 17-летнего рижанина приняли в Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии). Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на Взморье, чтобы сын мог учиться.
1 мая 1955 года на выпускном вечере Марис станцевал спектакль «Щелкунчик» целиком. Спектакль прошёл на сцене филиала Большого театра (ныне Театр оперетты). Хотя он был отличником, его не приняли в Большой театр, разъяснив, что национальные кадры должны закрепляться на местах. И Марис вернулся в Ригу.
Участие в конкурсе во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов принесло Лиепе золотую медаль. Председателем жюри была Галина Уланова.
Летом 1960 года Марис вместе с коллективом Большого театра побывал на гастролях в Польской Народной Республике, где танцевал с Ольгой Лепешинской.
После гастролей последовало приглашение в легендарную труппу Большого театра. Позже Лиепа узнал, что решил свою судьбу, задав главному балетмейстеру Л. Лавровскому вопрос: «Что я буду танцевать», не спросив ни о зарплате, ни о квартире. Официальный дебют состоялся в начале сезона 1960/1961 годов в партии Базиля в балете «Дон Кихот». Вскоре Лиепа перетанцевал почти весь тогдашний репертуар: «Тропою грома», «Жизель», «Раймонду», «Лебединое озеро», «Золушку», «Шопениану», «Ночной город», «Ромео и Джульетту» и «Спартака» в своеобразной постановке Л. Якобсона.
В роли Ромео впервые выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году.
В том же 1963 году его пригласили преподавателем в Московское хореографическое училище, где он преподавал до 1980 года.
В первой половине 1960-х годов Марис Лиепа танцует Вакха в балетной сцене «Вальпургиева ночь» оперы «Фауст», Армена в «Гаянэ», Георгия в «Страницах жизни», встречается с изысканной хореографией М. Фокина в «Шопениане», танцует принца Дезире в «Спящей красавице» и Принца в «Золушке». А к гастролям 1963 года в Англии Лиепа готовит роль Ромео. «Ромео с головы до ног», «абсолютный Ромео» оценит его английская критика. А сам Лиепа скромно заметит, что самой сложной задачей было обучение тела шекспировскому языку. Техническая сторона партии была отработана без малейших скидок.
В 1964 году в Большой театр пришёл новый главный балетмейстер Юрий Григорович. Поначалу сотрудничество складывалось удачно. В балете «Легенда о любви» Марис станцевал Ферхада. В балете «Спартак» он получил партию заглавного героя, но вскоре Юрий Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на индивидуальность актёра. Успех превзошёл все ожидания, в 1970 году творческая группа балета удостоилась Ленинской премии.
В 1966 году Лиепа восстановил балет М. Фокина «Видение розы» на музыку К. Вебера и получил возможность показать его на сцене Большого театра. Триумфальные гастроли были по всему миру. Английская критика нарекала Мариса Лиепу «Лоуренсом Оливье» в балете.
В 1971 году за исполнение роли Альберта в «Жизели» Серж Лифарь вручил Лиепе премию имени Вацлава Нижинского.
Но благополучная биография неожиданно обрывается. Нелицеприятные высказывания Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не понравились Юрию Григоровичу, а статью, опубликованную в «Правде» в декабре 1978 года, балетмейстер не простил никогда. Григорович не находит Лиепе места в новых версиях «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», в «Иване Грозном», в «Ангаре». За 14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии: Вронский и Каренин в «Анне Карениной», Принц Лимон в «Чиполлино» и Солист в балете «Эти чарующие звуки».
Своё 40-летие Лиепа отмечает в Афинах, впервые исполняя партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене античного театра.
В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете «Любовью за любовь». В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в «Жизели». Творческие вечера в Москве по-прежнему собирают огромную аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Б. Эйфманом, танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах». Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года. В этот же день Андрис Лиепа удостаивается золотой медали на IV Международном конкурсе артистов балета.
Окончив ГИТИС, Марис Лиепа ставит в Днепропетровске «Дон Кихота».
30-летие творческой деятельности Лиепа празднует в Болгарии. В Софийской народной опере, где в 1983-1985 годах он был художественным руководителем балетной труппы, ставит «Дон Кихота» и «Спящую красавицу» и танцует там злую фею Карабос и величественного короля Флорестана.
В 1980-е годы активно снимался в кино. Сыграл главные роли в фильмах «Детство Бемби» (отец Бемби) и «Дорога в ад» (Отто Штиммер).
Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»
Марис Лиепа в фильме «Дорога в ад»
В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги «Я хочу танцевать 100 лет» (1980) и «Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа» (1986).
Марис Лиепа
Осенью 1986 года Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском театре оперы и балета и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не хочет, зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице. В «Советской культуре» 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театре «Балет Мариса Лиепы». Он должен был состояться 15 марта. Но не вышло.
Скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине «Скорой помощи» от инфаркта. В Москве ходили слухи, что охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск, отчего сердце не выдержало.
Почти неделю шла борьба за место прощания с Лиепой. Лишь после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб устанавливают в фойе Большого театра неподалеку от сцены, на которую он выходил больше 20 лет.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На Большом кладбище в Риге, рядом с могилами родителей Лиепы, есть кенотаф с надписью «Марис Лиепа, который вдали».
В 1996 году основан Благотворительный фонд содействия развитию хореографического искусства имени Мариса Лиепы, которым руководят его дети: народный артист России Андрис Лиепа и народная артистка России Илзе Лиепа.
Марис Лиепа. Прощание
Личная жизнь Мариса Лиепы:
Марис Лиепа и Майя Плисецкая
В браке родилось двое детей, ставших звездами балета: сын Андрис Лиепа (род. 1962) и дочь Илзе Лиепа (род. 1963).
Марис Лиепа и Маргарита Жигунова
Марис Лиепа с сыном Андрисом и дочерью Илзе
Сам Марис Лиепа писал в дневнике: «А вообще я «выгнан из дома, который строил 10 лет. Да, я один уже 18 дней. Смешно, но факт. Опять холостяцкая жизнь, к которой трудно привыкнуть. Маргарита раскрыла себя до предела. Обнажила свою сущность».
У Маргариты были все основания ревновать супруга: его роман с Галиной Брежневой развивался у нее на глазах.
Марис Лиепа и Галина Брежнева
Марис Лиепа и Нина Семизорова
У Мариса Лиепы были отношения с Евгенией Николаевной Шульц, работавшей в Большом театре художником по костюмам. Она шила костюмы для всех его спектаклей.
От этих отношений в 1979 году родилась дочь Мария Лиепа.
Именно с Евгенией Шульц он провел последние годы жизни. Незадолго до смерти даже сделал ей предложение, но пожениться они так и не успели. Он умер внезапно, от инфаркта. Дочь Мария рассказывала, что хорошо помнит вечер, когда отцу стало плохо с сердцем. Когда приехала «скорая» Маша обняла папу и сказала: «А привези мне куклу в костюме медсестры». Он рассмеялся, но из больницы уже не вернулся.
Евгения Шульц и дочь Мария Лиепа
Партии Мариса Лиепы:
Латвийский театр оперы и балета:
Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко:
Ленинградский «Новый балет» (Театр балета под руководством Б. Эйфмана):
Партии, исполненные с труппами других театров, концертные номера:
Софийская народная опера:
Фильмография Мариса Лиепы:
Библиография Мариса Лиепы:
Награды и звания Мариса Лиепы:
Биография Мариса Лиепы
Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович (1936-1989) – выдающийся советский артист балета латвийского происхождения, знаменитый балетмейстер и педагог, актёр кино. В 1970 году стал лауреатом Ленинской премии. В 1976 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.
Детство
Марис появился на свет в латвийской столице Риге 27 июля 1936 года. В семье он был вторым ребёнком.
Истории многих артистов в балетном мире начинаются почти одинаково – они с детских лет болели сценой и мечтали о большом будущем. У Мариса всё было по-другому. В балетный класс сына привёл отец, Эдуард Лиепа, который очень трепетно относился к искусству. Он сам в юном возрасте пел в хоре, но потом у него пропал голос. Эдуард остался работать мастером сцены в Рижском театре оперы и балета. Руководитель этого театра Рудольф Берзиньш частенько захаживал в гости к Эдуарду Лиепе. Как-то раз он пригласил Мариса в хор мальчиков. Дебют маленького Лиепы состоялся в опере «Кармен».
Но ещё один знакомый отца, бывший танцовщик Болеслав Милевич, работавший завучем в балетной студии при латвийской опере (сейчас Рижское хореографическое училище), настоятельно рекомендовал отдать мальчика к ним на обучение. Отец прислушался к совету, ведь Марис рос очень худощавым и хилым ребёнком, не вылезал из болячек. Мама, Лилия Лиепа, сначала была против, так как мечтала видеть сына в будущем хорошим врачом. Но глава семейства решил, что физические нагрузки помогут мальчику окрепнуть, и Марис оказался у станка в балетном классе.
На занятиях ему было скучно. Ребёнка больше увлекал спорт – велосипедные гонки, лыжи, футбол или плавание. Неудивительно, что с таким отношением уже через несколько уроков он не пришёл в класс, не испытывая при этом никаких угрызений совести. Но мама, которая к этому времени согласилась с решением отца и к тому же безумно любила балет, нашла для ребёнка нужные слова и убедила Мариса вернуться в школу. Она сказала сыну, что настоящий мужчина не может бросить начатое дело на половине пути, надо доказать окружающим, а в первую очередь себе, свою состоятельность.
Тяжёлый путь к совершенству
Поначалу Лиепа никаких особенных талантов не проявлял, был самым обычным учеником. Но как только дело дошло до изучения характерных танцев, ребёнка как будто подменили. Хореограф и педагог Валентин Тихонович Блинов сразу обратил на него внимание и понял, что этого мальчика ждёт блестящее балетное будущее.
К тому же Марис обладал невероятной целеустремлённостью. Осознавая, что природа не слишком одарила его физическими данными, чувствуя несовершенство своего тела, он буквально начал лепить себя сам. С каждым днём он давал себе всё большую нагрузку – известное в балете упражнение релеве (подъём на полупальцы или пальцы) он делал по 50 раз, потом по 60, 70 и так дошёл до 100. Собирая в школу портфель, он осознано клал в него не только те учебники, которые понадобятся, но и много лишних, чтобы тяжелее было нести. С набитым до отказа портфелем устраивал игру наперегонки с машинами и троллейбусами, определял дистанцию от столба до какой-нибудь определённой точки и пытался добежать быстрее, чем доедет транспорт.
Он устроил соперничество со своими собственными возможностями. Его собранность, дисциплина, сила характера и тренировки сделали своё дело. Всё чаще Лиепа становился участником балетных спектаклей. А в тринадцать лет он уже был задействован не только в детских, но и во взрослых партиях:
А в «Ромео и Джульетте» он исполнял сразу несколько ролей – Шут, юноша из толпы, слуга Монтекки и друг Тибальда.
Казалось, что у подростка нет времени на сон и отдых. Ведь, помимо балета, он ещё настойчиво и упорно занимался спортом. В плавании стал чемпионом Латвии, также посещал занятия по спортивной гимнастике.
Марису было четырнадцать лет, когда он отправился в Москву на Всесоюзный смотр хореографических училищ. Участников из Риги жюри оценило очень высоко. Ребята заняли первое место наряду с училищами из Ленинграда, Алма-Аты и Москвы. Оказавшись впервые на сцене Большого театра, Лиепа был поражён его атмосферой. Успех настолько окрылил его, что домой он приехал с решением покорять столицу и становиться премьером на главной сцене Советского Союза.
Учёба в столице
Мечта начала сбываться через три года. Первые шаги к ней Марису помог сделать солист Большого театра, балетный педагог столичного хореографического училища Николай Тарасов. Летом 1953 года он отдыхал в Латвии и наблюдал на сцене за молодым Лиепой. Способности начинающего артиста он разглядел сразу и пригласил Мариса на обучение в Москву. Стипендию ему не назначили, и тогда, чтобы у сына была возможность учиться, мама с папой продали дачу.
В течение двух лет учёбы аккуратный во всём и пунктуальный Марис за 10 минут до начала урока уже стоял у балетного станка и не пропустил ни одного занятия, как бы ни отвлекала его столица и ни манила своими соблазнами. Ведь здесь было всё, о чём он даже не мог мечтать в Риге, – концерты Клавдии Шульженко, легендарный балет «Жизель» в исполнении Улановой, не говоря уже о бесчисленных музеях, выставках и просто прогулках по столичным улицам.
Педагоги рассматривали его как характерного танцовщика. Но в своём дневнике Лиепа уже сделал запись: «Я буду принцем Зигфридом в «Лебедином озере». Он окончил училище круглым отличником, станцевав на выпускном экзамене целиком главную партию балета «Щелкунчик». Но тут его ждало первое разочарование. Мариса не пригласили в Большой театр, а направили домой в Латвию, аргументировав решение тем, что необходимо закреплять национальные кадры на местах.
Нелёгкий путь к главной жизненной цели
Но на родине Лиепа долго не задержался. Спустя полгода в Москве проходила декада прибалтийского искусства. Марис танцевал на столичной сцене, когда его заметила прима Большого театра Майя Плисецкая. Она написала благосклонный отзыв в газету «Известия», вслед за которым последовало приглашение Лиепы для гастролей в Будапеште.
Во время генеральной репетиции он травмировал левую голень, руководство поездки стало подыскивать замену. Но Марис прекрасно понимал, что другого шанса может не быть. Плотно перебинтовав голень, он вышел на сцену и станцевал принца Зигфрида в «Лебедином озере».
После гастролей Лиепа отправился по путёвке в Сочи для лечения травмированной ноги. Отдых подходил к концу, когда он увидел афишу о предстоящих гастролях в городе Московского академического музыкального театра. Марис решил во что бы то ни стало сделать попытку пробиться в труппу МАМТ. Снял комнатку на окраине и даже подрабатывал, чтобы оплачивать жильё и пропитание. Утончённый Лиепа заготавливал с хозяином дрова. И он таки встретился с руководителем театра Владимиром Бурмейстером, который взял Мариса в театр с окладом премьера в 2000 рублей.
В МАМТ он проработал четыре года, станцевав лучшие партии:
Он достиг популярности. Избалованная столичная балетная публика стала ходить именно на Лиепу, ему не давали прохода, желая получить автограф. Марис был счастлив, но главную цель в жизни не забыл.
Покорение страны и мира
Наконец в 1960 году Лиепе снова предложили гастроли с Большим театром, на этот раз в Польше. Он танцевал с великой балериной Ольгой Лепешинской. После гастрольного тура главный балетмейстер Большого театра Леонид Лавровский пригласил Лиепу в труппу. Марис задал один-единственный вопрос: «Что вы дадите мне танцевать?» и тем самым решил свою судьбу. Оказалось, что Лавровский в этот день беседовал ещё с двумя претендентами на место в труппе. Один из них задал вопрос о зарплате, второй о получении квартиры в столице. Леонид Михайлович выбрал человека, которого интересовал балет.
На главной сцене страны Лиепа дебютировал в постановке «Дон Кихот» в сезоне 1960/1961года. Уже совсем скоро был занят во всех легендарных балетах:
Успех был триумфальным, в английской прессе Мариса назвали «Лоуренсом Оливье в балете».
Окончание блестящей карьеры
Но с 1964 года в Большом театре начал работу новый главный хореограф Юрий Григорович. У него было своё видение спектаклей, и, например, в «Спартаке» он дал Лиепе не главную роль, которую тот всё время исполнял, а другого персонажа – Красса. Это было попаданием в точку: роль Красса называют визитной карточкой Лиепы. Но его отношения с Григоровичем не заладились.
Блистательная карьера оборвалась после интервью Мариса газете «Правда», где он нелицеприятно выразился об уровне хореографии Григоровича. Балетмейстер не смог простить этих слов и не нашёл для Лиепы места в новых версиях балетов «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный», «Лебединое озеро». В течение четырнадцати лет Марис сыграл лишь несколько партий в новых постановках.
Но великий танцовщик не сдавался, продолжал работу с другими труппами, проводил творческие встречи, занимался преподавательской деятельностью, снимался в кино:
Руководство Большого театра намеренно создавало такие условия, чтобы Марис написал заявление об уходе, но он этого не делал. Новый рычаг давления на Лиепу появился, когда в театр пришли его дети Андрис и Илзе. И если сыну ещё доверяли хоть какие-то сольные партии, то дочь была задействована только в массовке. Марис попытался противостоять несправедливости, но ему предложили покинуть театр и освободить путь для молодых. Он согласился ради дочери.
В начале весны 1982 года он последний раз станцевал Красса в «Спартаке». Несмотря на то, что публика, как всегда, аплодировала стоя, худсовет вынес вердикт о профессиональной непригодности танцовщика.
Личная жизнь
Марис был не просто великим артистом, но ещё и очень красивым мужчиной. Первый модник в стране – костюмы ему шил Пьер Карден, он носил длинную шубу и даже носки надевал дорогие в шотландскую клетку. Утончённая внешность, безупречные манеры общения и стиль сводили с ума первых красавиц Советского Союза. Перед ним невозможно было устоять.
Его первой женой стала легендарная Майя Плисецкая. Однако брак продержался несколько месяцев. Ни Марис, ни Майя не давали журналистам интервью по поводу своих отношений.
Вторая супруга – потрясающая красавица актриса Маргарита Жигунова. Они впервые встретились в Риге на съёмках фильма «Илзе», в честь главных героев которого назвали двух своих детей – Андрис (1962) и Илзе (1963). Неудивительно, что дети пошли по стопам отца, в раннем возрасте надели пуанты и стали артистами балета. Марис с Маргаритой были очень красивой парой, но в 1980 году и этот брак распался.
Третий раз Лиепа женился на молодой балерине Нине Семизоровой. Этот брак продержался пять лет.
Также у артиста был бурный роман с Галиной Брежневой.
Четвёртой (гражданской) супругой Мариса была художник по костюмам Евгения Шульц. У них родилась дочь Мария, существование которой долгое время скрывалось в связи с незаконнорождённостью.
Смерть
В 1986 году в Рижском оперном театре Марису было отказано занять вакантную должность балетмейстера. Потом ему запретили создать свой собственный театр. У Лиепы началась депрессия.
Когда забрезжила возможность создания в столице театра «Балет Мариса Лиепы», великий танцовщик вновь вернулся к жизни. 27 марта 1989 года он пришёл в свой родной Большой театр, но охранник на входе не впустил его и отобрал пропуск. У Лиепы случился инфаркт, он умер в машине «Скорой помощи». Такого разочарования сердце утончённого человека не выдержало.
Пять дней решали, где будет проходить прощание со звездой мирового балета. Наконец было получено разрешение поставить гроб с телом в фойе Большого театра, на сцене которого двадцать лет Марис Лиепа завораживал мир своим талантом.
Его похоронили на столичном Ваганьковском кладбище. В Риге на месте, где захоронены мама и папа, установлен камень с надписью: «Марис Лиепа, который вдали»…