мартышкино ломоносовский район история названия

МАРТЫШКИНО

Дачный посёлок Мартышкино образовался на территории между Сергиевкой и Ораниенбаумом ещё при Петре I. Бывшая дача сына Петра I, Алексея, впоследствии перешла во владение П. С. Сумарокова, затем к Р. И. Воронцову. В 1761 году на даче поселилась дочь Воронцова, Екатерина Дашкова, а в 1785 — на даче устроена первая усадьба.

Существует несколько версий происхождения топонима Мартышкино. По одной из них,в основе слова лежит корень «мартыш» ( в других источниках «мартын») – так в народе называли чаек, крачек. По другой (версия историка-краеведа А. И. Карху) предполагается, что в XVIII в. в Мартышкино поселили на жительство артели лодочников, занимавшихся перевозкой кирпича, развернувшегося на острове Котлин. А именовались эти перевозчики, как и на Волге, – мартышами. В третьей версии, «версии Бенуа», название поселения связывается с именем некоего Мартына (или Мартина), владевшего, возможно, при шведах этой местностью.

Существует и еще одна гипотеза: что в петровское время на Петергофской дороге находился кабачок «Мартышка», который и дал название поселению.

Сменив ряд владельцев, в 1822 году усадьба переходит во владение Н. С. Мордвинова и впоследствии становится известна как Мордвиновка. При графе А. Н. Мордвинове и его наследниках здесь жили и снимали дачи многие известные люди: Орест Кипренский, Иван Шишкин, Илья Репин, Исаак Левитан. Здесь в 1891 году Шишкин написал «Мордвиновские дубы», которые до сих пор сохранились под названием шишкинских, а также картину « Лес в имении графини Мордвиновой».

В Мартышкине в петровские времена была усадьба и до сих пор есть родовой склеп. В Мартышкине находили мумии, которые сейчас хранятся в Музее Гигиены в Петербурге и Краеведческом музее города Ломоносова.

В 1941 — 1944 гг. посёлок находился на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма, на братской могиле защитников в 1975 году организован Мартышкинский мемориал.

Библиография:

1. Горбатенко, С.Б. Петергофская дорога (историко-архивный путеводитель).- СПб., 2001

2. Карху, А. И. Есть дивный уголок у нас // Истоки: к 80-летию образования Ломоносовского района.- Ломоносов, 2007.- С. 105-109

3. Карху, А. И. Еще раз о Мартышкине / А. Карху // Балтийский луч.- 1974.- 25 мая

4. Парахуда, В. Тайна Мартышкино / В. Парахуда // Балтийский луч.-2008.- 8 февр. (№ 6).- С.20

5. Перевезенцева, Н. На дачу в Мартышкино / Н. Перевезенцева // Петербургский Маяк.- 2016.- 17 авг.- С. 8

6. Типисев, А. Куда девались мумии? / А. Типисев // Балтийский луч.- 1974.- 25 мая.- С.3

7. Шанаев, В. А. Приход «Тюре»: краткий исторический очерк / В. Шанаев.- Ломоносов, 1992

Источник

Есть дивный уголок у нас

Поселок Мартышкино, являющийся восточным районом Ломоносова, издавна известен как красивая дачная местность на живописном берегу Финского залива. Возникновение его уходит в далекое прошлое района, и вся его история связана с жизнью и творчеством многих видных деятелей литературы и искусства.

Стояла здесь где-то в начале XVI века одна из безымянных деревушек тогдашнего Дудоровского погоста Новгородской земли, именуемых в Писцовой книге Вотской пятины от 1539 года как « Морское у моря ». Деревни с такими названиями, состоящие из 2—3 домов, в ту пору были разбросаны вдоль всего берега залива.

Во время шведского владычества здесь появляется образованный шведами центр большого лютеранского прихода с названием «Тюрис», что в переводе со шведского значило — дорогой, любимый. Уже в 1642 году в этот приход входило 62 деревни: церковь владела большим участком земли, здесь же стояла и деревня с тогдашним названием «Тюррэ». Церковный приход после изгнания шведов, получивший русское название «Тиринский», оставался по-прежнему излюбленным местом лютеранского духовенства.

мартышкино ломоносовский район история названия. Смотреть фото мартышкино ломоносовский район история названия. Смотреть картинку мартышкино ломоносовский район история названия. Картинка про мартышкино ломоносовский район история названия. Фото мартышкино ломоносовский район история названия

По данным церковно-податной книги от 1829 года, в приход входило 56 деревень с количеством дворов 767. Кроме платы за разные «требы»: крестины, венчания существовала церковная подать еще по шести видам повинностей, в том числе «отработкой натурой». Так, за упомянутый 1829 год, деревня Пеники из 13 дворов лютеранского вероисповедания отработала на церковь 89 дней.

Отнюдь не одному богу служила эта церковь, о чем говорят сохранившиеся до наших дней бумаги далеко не религиозного содержания. Приведем дословно одну из них: «От Петербургского нижнего земского суда Мартышкинскому паспорту. Благоволите немедленно прибыть в деревню Борки для приведения обыскных людей к присяге в рассуждении держания беглых, мая 24 дня.

. Посему ведению привел к присяге разных деревень 13 человек лютеранского вероисповедания в деревне Малые Борки мая 25 числа 1798 года. », — писал пастор Дегин.

Сохранилась в церковных делах и форма, какой должно быть содержание подписанной присяги по случаю и принадлежности к ложе братьев масонов или другому тайному обществу.

Церковный приход существовал здесь до тридцатых годов и распался за отсутствием верующих, а каменное здание лютеранской кирки было переоборудовано под кинотеатр. С прошлых времен здесь сохранилось еще название улицы — Кирочная.

Была в Мартышкино и православная деревянная церковь Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», построенная в 1884 году. Никакой архитектурной ценности она не представляла и была закрыта в начале 30-х годов.

Еще в годы Северной войны со шведами освобожденные земли на южном берегу залива Петр I раздал своим сподвижникам. Деревня Тюррэ была приписана к Ораниенбаумской усадьбе А. Д. Меншикова, а в 1727 году его усадьба с приписанными к ней деревнями была конфискована и вскоре перешла в ведомство Дворцовой канцелярии. В 1747 году, при так называемом «ингерманландском межевании», были упорядочены земельные владения разных лиц в районе Мартышкина. Из церковных владений была нарезана приморская дача площадью в 43 десятины княгине М. Н. Дондуковой (жене калмыцкого властелина Дундук-Омбы, разбившего в 1736 году кубанских татар, принявшего православие и возведенного в княжеское достоинство с новой фамилией Дондуков).

По межеванию за лютеранской церковью и ее пастором остался благоустроенный участок площадью 85 десятин. С восточной стороны церковного надела располагалась приморская дача в 52 десятины видного государственного и общественного деятеля Н. С. Мордвинова и мыза статского советника лейб-медика И. Ф. Бека.

Вся эта обмежованная в 1747 году земля, принадлежавшая четырем владельцам, была окружена землями, приписанными Ораниенбаумскому дворцовому ведомству с деревнями Бобыльское и Мартышкино, которые в дореволюционные годы составляли единую сельскую общину в Ораниенбаумской волости.

Откуда же возникло название Мартышкино? Оставим все бытующие об этом легенды и обратимся к истории. Оставшаяся здесь со шведских времен деревня была расположена на южной стороне от существующей ныне железной дороги. К ней примыкало небольшое старинное кладбище, к западу от которого находился кирпичный завод, возникший еще в первое десятилетие XVIII века для строительства каменных зданий Меншикова.

Еще при Меншикове для работ на строительстве сюда были переселены из центральных губерний мастеровые, которых поселили рядом с деревней в образовавшейся слободе. Здесь же жили специальные артели лодочников, занимавшихся перевозкой кирпича местного завода в строящийся Кронштадт.

Именовались эти артели чернорабочих, выходцев с Поволжья, как кое-где на Средней Волге — мартышами. Отсюда это название перешло на слободу — Мартышкино. Правда, несколько позднее, в 1798 году в дарственной Павла I своему сыну Александру в росписи казенным деревням из близлежащих к Ораниенбаумскому двору, говорится о «земле под слободой Мартышенгоф 8 десятин 1730 саженей», но здесь же при перечислении ревизских душ значится как Мартышкино. Видимо, это несколько удобное и произвольное название Мартышкино перешло и на деревню, слившуюся со слободой, а затем и на дачный район.

Новая часть деревни с самого начала была расположена между двумя небольшими оврагами в одну улицу, а затем слилась со старой деревней.

С постройкой железной дороги они были разделены на новую и старую часть перекинутым через железную дорогу «Горбатым мостом», ныне не существующим.

Новая часть бывшей деревни ныне носит название Лесная, а старая, южнее железной дороги — улица Кипренского.

Деревня Мартышкино в 1834 году входила в Ораниенбаумскую вотчину Великого князя Михаила Павловича. По ревизской сказке здесь числилось 42 двора, мужского пола 38 и женского 115 человек. Занимались крестьяне этой казенной деревни строительством и обслуживанием дворцов и парков, работали на кирпичном заводе.

С отменой крепостного права владелец Ораниенбаумского дворца выделил крестьянам Мартышкино земли далеко за деревней и лики, годные для покоса. Так, по существу, деревня была лишена пахотной земли. Это сказалось на дальнейшем существовании ее жителей. Они занимались извозом, возили кирпич и разные грузы, работали на железной дороге, жили сдачей своих домов дачникам. Сельскохозяйственные работы сводились в основном к сенозаготовкам. В 1910 году с переходом по аграрной реформе на новое землепользование часть крестьян пораспродали свои участки и порвали с сельским хозяйством.

Хотя в 1914 году в деревне еще имелось около 60 лошадей и более 100 коров, но корма многие владельцы скота приобретали со стороны. Уже в первые годы советской власти Мартышкино становится рабочим поселком.

Великие имена

По-разному использовали свои земельные угодья их владельцы. До сих пор сохранился красивый парк с дубовыми аллеями, созданный Н. Мордвиновым. Стоят здесь по-прежнему могучие трехсотлетние мордвиновские дубы, некогда привлекшие внимание выдающегося русского художника-пейзажиста Шишкина, замечательно передавшего в своей картине красоту этих деревьев-великанов. Это полотно находится в Русском музее.

На северной стороне от шоссе расположен другой парк в Мартышкино, о котором говорится в старинных документах, что эта приморская дача с устроенной новой мызой принадлежит И. Ф. Беку. В середине XIX века здесь стояло деревянное здание в виде швейцарского домика, принадлежащее уже наследникам Бека. Располагалось это здание посреди громадного парка с тенистыми аллеями вдали от всякого жилья. В нем, как известно, проживали на даче в течение четырех лет (с 1854 по 1858 год) Н. Некрасов, А. Панаева, И. Панаев. К Некрасову приезжали писатели: Л. Толстой, А. Толстой, Д. Григорович, Н. Добролюбов, бывал у Некрасова и И. Тургенев, знакомивший друзей со своими новыми повестями.

Приезжал сюда к Некрасову и великий французский романист А. Дюма. Дача Некрасова не сохранилась. Имеются лишь рисунок этого дома, сделанный Д. Григоровичем, и отчетливо сохранившееся место этого дома около небольшого пруда.

Отдыхали здесь в летнее время на дачах художники: Н. и А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, а летом 1883 года жил И. Е. Репин, работая над картиной « Не ждали ».

Содержание дач и обслуживание дачников было доходным делом. В путеводителе по Балтийской железной дороге за 1883 год приводятся статистические данные по народному хозяйству губернии, где отмечается, что промышляют дачами в селении Мартышкино 45 домохозяев и выручают за год 6105 рублей. А это по тем временам были большие деньги.

Благоприятствовало образованию здесь дачного района открытие в июле 1857 года железной дороги Петербург—Новый Петергоф и продление этой дороги до Ораниенбаума. Движение по ней открылось в июне 1864 года. Два года потребовалось строителям, чтобы сделать глубокую выемку под полотном дороги. Земля отсюда пошла на создание железнодорожной насыпи до станции Ораниенбаум.

Однако на участке от Старого Петергофа до Ораниенбаума до 1913 года не было промежуточных станций, поэтому поезда ходили без остановок. В связи с этим в летнее время специально для дачников на этом перегоне была пущена так называемая «кукушка» — небольшой красивый поезд, делающий остановки у пяти платформ: Халитово, Олино, Мартышкино, Лисицино, Лейхтенбергская с пересадкой в Старом Петергофе.

Позднее строилась трамвайная дорога между Петербургом и Ораниенбаумом. В Мартышкино уже были введены в строй мост и электроподстанция. Строительство было прервано с началом Первой мировой войны, а в дальнейшем прекращено совершенно.

Из старых зданий в Мартышкино сохранились лишь два здания: двух бывших четырехклассных церковно-приходских школ — от лютеранской и православной церквей, каменные строения бывшего дворцового повара Е. В. Максимова постройки 1908—1909 годов, переоборудованные под полиграфическую фабрику и управление быткомбината.

В годы Великой Отечественной войны Мартышкино оказалось у передовой линии фронта. Фашисты нанесли селению большие разрушения, осталось немногим более десяти уцелевших строений.

После войны поселок был полностью восстановлен. Здесь поднялись каменные здания, новая школа, промышленные предприятия. Появились новые улицы с именами великих людей, проживавших когда-то в этом замечательном месте. Заслуженным вниманием пользуются братские захоронения защитников легендарного Ораниенбаумского плацдарма, ставшего на пути захватчиков к Ленинграду.

Источник

Мартышкино ломоносовский район история названия

мартышкино ломоносовский район история названия. Смотреть фото мартышкино ломоносовский район история названия. Смотреть картинку мартышкино ломоносовский район история названия. Картинка про мартышкино ломоносовский район история названия. Фото мартышкино ломоносовский район история названия

мартышкино ломоносовский район история названия. Смотреть фото мартышкино ломоносовский район история названия. Смотреть картинку мартышкино ломоносовский район история названия. Картинка про мартышкино ломоносовский район история названия. Фото мартышкино ломоносовский район история названия

МЫ ЛОМОНОСОВЦЫ запись закреплена

Мартышкино (швед. Tyris, фин. Tyrö: Тюрё) — исторический район, часть города Ломоносова к востоку от железнодорожного переезда на стыке Морской улицы и улицы Жоры Антоненко.

Железнодорожная платформа на линии Санкт-Петербург — Ораниенбаум.

История
Приход Тюрё (фин. Tyrö) Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии с центром в кирхе святого Иоанна, расположенной в Мартышкине, существует со шведских времен, с 1642 года.
И. И. Шишкин. В лесу графини Мордвиновой. Петергоф

Дачный посёлок образовался на территории между Сергиевкой и Ораниенбаумом ещё при Петре I. Бывшая дача сына Петра I, Алексея, впоследствии перешла во владение П. С. Сумарокова, затем к Р. И. Воронцову. В 1761 на даче поселилась дочь Воронцова, Екатерина Дашкова, а в 1785 на даче устроена первая усадьба.

Сменив ряд владельцев, в 1822 году усадьба переходит во владение Н. С. Мордвинова и впоследствии становится известна как Мордвиновка. При графе А. Н. Мордвинове и его наследниках здесь жили и снимали дачи многие известные люди: Кипренский, Шишкин, Репин, Левитан. Здесь в 1891 Шишкин написал «Мордвиновские дубы», которые до сих пор сохранились под названием шишкинских, а также картину «Лес в имении графини Мордвиновой». В Мартышкине в петровские времена была усадьба и до сих пор есть родовой склеп. В Мартышкине находили мумии, которые сейчас хранятся в Музее Гигиены в Петербурге.

В 1941—1944 гг. посёлок находился на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма, на братской могиле защитников в 1975 году организован Мартышкинский мемориал.

Источник

В ленинградской области существует станция Мартышкино, откуда такое название?

Восточная часть города Ломоносова – Мартышкино – имеет долгую историю. Издавна эта территория принадлежала государству Российскому.

Откуда же взялось такое название: Мартышкино? Что оно может означать? Существует много легенд о его происхождении. По одной – будто в основе “Мартышкино” лежит слово “мартын” – общее название водяных птиц, в том числе и чаек, которых было много на здешнем побережье. Еще одна легенда говорит о мартышке, убежавшей из зверинца светлейшего князя А. Д. Меншикова и пойманной в лесу в районе нынешнего Мартышкино.
Историкам ближе другая версия. Будто появилось это поселение с началом строительства Кронштадта в начале XVIII века рядом со старинной финской деревушкой Тюррэ. Поселили сюда на место жительства артели лодочников, ко-торые перевозили кирпич на строительство, развернувшееся на острове Котли-не. Изготавливали кирпич рядом со слободой в полевых печах, а именовались эти перевозчики, как и кое-где на Волге, мартышами.
Художник А. Н. Бенуа считал, что, возможно, название произошло от какого-нибудь Мартына, имевшего здесь земли. мартышкино ломоносовский район история названия. Смотреть фото мартышкино ломоносовский район история названия. Смотреть картинку мартышкино ломоносовский район история названия. Картинка про мартышкино ломоносовский район история названия. Фото мартышкино ломоносовский район история названия
Основным занятием жителей деревни Мартышкино была работа на мелких предприятиях, огородничество, сдача домов в аренду и обслуживание дачников. Содержание дач и обслуживание дачников было доходным делом.

По-разному использовали свои земельные угодья их владельцы. До сих пор сохранился красивый парк с дубовыми аллеями, созданный Н. Мордвиновым. Стоят здесь по-прежнему могучие мордвиновские дубы, некогда привлекшие внимание выдающегося художника-пейзажиста И. Шишкина, замечательно пе-редавшего эту красоту в картине “Мордвиновские дубы”. Это полотно сейчас находится в Русском музее.

В этом парке есть еще одна достопримечательность – каменный валун, на котором неизвестный мастер вырезал изображение головы. Сейчас она почти полностью ушла в землю. Существует предположение, что голова стала праобразом знаменитой “пушкинской” головы из поэмы “Руслан и Людмила”.

мартышкино ломоносовский район история названия. Смотреть фото мартышкино ломоносовский район история названия. Смотреть картинку мартышкино ломоносовский район история названия. Картинка про мартышкино ломоносовский район история названия. Фото мартышкино ломоносовский район история названия
В Мартышкино в течение четырех лет проживали Н. Некрасов, А. Панаева, И. Панаев, А. Толстой, Д. Григорович, Н. Добролюбов. Бывали у Некрасова И. Тургенев и великий француз-романист А. Дюма. Надо сказать, что эти места очень любили писатели и художники, и многие улицы носят имена известных людей.

В годы Великой Отечественной войны Мартышкино оказалось у передовой линии фронта. Фашистов здесь не было – эта территория входила в состав Ораниенбаумского пятачка. В мартышкинской школе до сих пор существует традиция – в памятные дата Великой Отечественной войны в школу приезжают ветераны 48-й стрелковой дивизии, воевавшей именно в Мартышкино.

Мартышкино – замечательный уголок. Именно “уголок”, потому что на большинстве карт Санкт-Петербурга и Ленинградской области его нет, уже давно его территория – часть города Ломоносова. Название “Мартышкино” сохранилось только в названии железнодорожной станции, да в памяти жителей.

Источник

Мартышкино ломоносовский район история названия

Есть такие названия, от которых тянет детством. Таинственные названия. Едешь, скажем, на электричке в Ораниенбаум. И — бац – между двумя длинными холмами мелькает название: Мартышкино. Какие мартышки в Ломоносовском районе Ленинградской области? С другой стороны если в этом районе есть апельсиновое дерево, то почему бы не быть мартышкам?

Мартышки и надгробие

В Мартышкино жил мой приятель, мечтавший стать писателем-фантастом. Была у него такая теорийка, мол, вся серьезная беллетристика померла, остались или низовые жанры (фантастика, детективы), или строго документальная литература. Все остальное – мусор. Никому не нужно и не интересно. Любопытно, что свои сочинения мне он читать не давал. И вообще никому не давал. Оттачивал стиль.

Выдумывать умел. Мне он, например, совершенно задурил голову происхождением названия «Мартышкино». Ему очень нравилось то обстоятельство, что жил он в Тупиковом переулке поселка Мартышкино. Опять же он под это название подводил символическую базу. Дескать, в материальном мире тупик он и есть тупик, а в мире идеальном лучше тупика и быть ничего не может, ибо «мыслить лучше всего в тупике», цитировал он своего (и моего) любимого поэта Бориса Слуцкого.

Про Мартышкино же он выдумал вот что… Давным-давно из бродячего цирка, направлявшегося в Санкт-Петербург сбежали обезьянки. Целое лето они наводили ужас на дачи тогда безымянного полустанка. Поймать и извести их не представлялось возможным. Сами по себе умные, да еще с цирковой выучкой. Объедали яблони, вишни, клубнику, малину, крыжовник. Пугали дачников и дачниц. Безнаказанно и лихо. А потом настала осень. Мартышки стали мерзнуть. Их пожалел лесник и пустил в свою избушку. Часть мартышек перемерла, остались две. Лесник изготовил им ватнички и валеночки, и мартышки ходили вместе с ним по лесам и паркам, следили за порядком.

В честь этих мартышек полустанок и назвали. Приятель так убедительно это рассказывал, что я верил. Для пущей убедительности он уверял меня, что эту историю знал Зощенко. Именно ее он преобразовал в рассказ для детей «Приключения обезьянки», за который его и выгнали из Союза писателей, нигде не печатали. И журналу «Звезда», в котором был опубликован рассказ, не поздоровилось, и журналу «Ленинград», и Ахматовой влетело, как и Зощенко… До кучи… А всего-то и было в этом рассказике четыре крамольных предложения: «Ну – обезьяна. Не человек. Не понимает, что к чему. Не видит смысла оставаться в этом городе».

Тайна склепа

В литературе мой приятель склонялся к научной фантастике. Фэнтэзи и мистику не очень любил, полагал, что этот жанр для графоманов: мели, Емеля, про драконов и рыцарей. Но в жизни он как раз был мистиком. Его влекли мистические сюжеты. Детективы без разгадки. В своем Тупиковом он показал мне обшарпанный склеп и рассказал удивительную историю, оказавшуюся правдой.

Бенуа обратил внимание, что на склепе читалось латинское слово: martyres (мартырес) – мученики.

Я спрашивал у приятеля, что вся эта история может означать. Он пожимал плечами. Я даже интересовался, не преобразовалось ли вот это латинское «мартырес» в мартышки. Вот тут он мне и сплел историю про обезьянок в ватниках и валенках.

Топоним

Между прочим, кирпичное производство породило еще одну версию происхождения топонима. Кирпичи в Петергоф, Ораниенбаум и Петербург перевозили лодочники, а лодочников, перевозящих камни, на Волге именуют мартынами или мартышами. Краеведы, придерживающиеся других точек зрения, возражают: «Так это ж на Волге! А здесь Балтика». Вопрос о происхождении топонима остается открытым.

Финны и маленький дворец

Приятель мой и слышать не хотел ни о каких мартынах-чайках, Мартыне-кабатчике и мартынах-перевозчиках. Ему больше нравились мартышки в валенках, поспешающие за добрым лесником. Вообще, мой приятель очень много знал о своем Мартышкино-Тюриесе. Эти знания плотно встраивались в его пессимистическое отношение к истории России. В истории всех стран, говорил мой приятель, есть элемент катастрофичности, но только в России он делается едва ли не самым главным.

История здесь прокатывается лавиной, не оставляет ни следа. Или едва заметные следы. Поэтому, утверждал он, только в России гениальный поэт на пороге смерти может нацарапать на дощечке грифелем: «Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей и топит в пропасти забвенья народы, царства и царей. А если что и остается чрез звуки лиры и трубы, то вечности жерлом пожрется и общей не уйдет судьбы».

Потом я узнал про этого шеф-повара. Ефим Васильевич Максимов. Родился в 1861 году. В 1879-м – поваренный ученик. В 1882-м – повар второго разряда. В 1886-м – повар первого разряда. В 1904-м – шеф-повар. С 1911 года жил на даче великого князя Константина Константиновича Романова в Мартышкино. Потом занимал какую-то должность в санатории КУБУЧ’а (Комиссии по улучшении быта ученых), расположившегося на этой даче. В 1931-м выслан. И след его теряется. И приятеля моего тоже след потерялся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *