мавзолей ходжи ахмеда ясави история
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан Petar Milošević
В Казахстане, история которого уходит корнями в древнее прошлое, сохранилось немало памятников культуры и даже целых городов, возраст которых насчитывает множество столетий. Один из таких уникальных и замечательных артефактов — мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, расположенный в древнем городе Туркестане.
Город Туркестан, ранее носивший название Ясси, был одним из узлов Великого шелкового пути, соединявшим его с Даштикипчакской степью. Через эти места шли караваны из Китая, Персии, Византии, груженные тончайшим фарфором, красивыми тканями, драгоценностями и другими товарами. Именно здесь прожил свою жизнь замечательный Ходжа Ахмед Ясави, поэмы которого несли людям мысли о добре и чести, поэмы, которые народ учил наизусть и передавал по цепочке далеко за пределы Даштикипчака.
Строительство мавзолея Ходжи Ахмета Ясави
Строительство мавзолея Ходжи Ахмета Ясави велось в период с 1385 по 1405 гг., а сам архитектурный памятник был воздвигнут по велению эмира Тимура (Тамерлана) в честь известного на Востоке суфийского (древнетюркского) поэта и проповедника Ахмета Ясави на месте, где ранее находилось его скромное надгробие. Началом строительства нового мавзолея на месте старого и ветхого Тамерлан отметил свою победу над ханом Тохтамышем, правителем Золотой Орды.
Конструкция мавзолея Ходжи Ахмета Ясави
Мемориальный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави представляет собой гигантское здание в форме прямоугольника(46,5 x 65,5 м), украшенное порталами и куполами, один из которых — крупнейший кирпичный купол во всей Центральной Азии (его высота 44 м, диаметр 22 м). Это тем более важно, что купол издревле считается мусульманами символом единства и гостеприимства.
Толстые каменные стены хранят приятную прохладу — внешние стены мавзолея почти 2 м толщиной, стены центрального зала — 3 м. В переплетениях коридоров эхом отдаются шаги посетителей, решетчатые окна смягчают солнечный свет, погружая комнаты в таинственный сумрак — всё это зачаровывает каждого гостя, позволяет окунуться в особенную волшебную атмосферу.
Внутри мавзолея находится тридцать шесть различных комнат и залов. Прежде всего, это красивейший центральный зал, стены которого покрывает голубая плитка — в нем находится огромный казан из сплава семи металлов диаметром 2,45 м и весом около двух тонн, некогда служивший для того, чтобы накормить людей после пятничной молитвы. Здесь же красуется внушительный бронзовый светильник 1397 г. — дар Тамерлана мавзолею.
Также здесь есть усыпальница Ходжа Ахмеда Ясави, дверь которой украшена резьбой по слоновой кости и дереву; келья Ходжи Ахмеда Ясави; Большой дворец с ханским троном и скипетром; Малый дворец, где располагается пантеон казахских ханов (43 надгробия); Малая мечеть — основное место молитвы; библиотека, а также вспомогательные пристройки — баня с парильными комнатами, колодезная и столовая, где сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда, из которой ели паломники и другие древние предметы быта.
Площадь вокруг мавзолея относится к территории историко-культурного музея-заповедника «Азрет-султан». Мавзолей этот представляет собой произведение искусства средневекового зодчества, за что не так давно был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как добраться
Мавзолей — самая значимая достопримечательность Туркестана, до которой можно легко добраться на автобусе или маршрутке — знать остановку даже не надо, достаточно назвать конечный пункт путешествия.
В сам Туркестан можно напрямую добраться на поезде (в том числе Москва — Астана), либо долететь до ближайшего к нему крупного транспортного узла — Шымкента. Из Алматы или Астаны до Шымкента можно долететь на самолёте, а оставшиеся 180 км преодолеть на автобусе или такси примерно за 3 часа.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
Мавзолей возведен по приказу Эмира Тимура. Эмир Тимур — это великий полководец, который создал свою империю, завоевав 27 государств мира. По одной из версий ученых, он родился в междуречье рек Амударьи и Сырдарьи.
Строительство мавзолея началось в 90-х годах XIV века и продлилось до смерти Тимура (1405 г.).
Напомним, Ходжа Ахмед Ясави — это известный суфийский проповедник, чьи хикметы получили широкое распространение во всем тюркском мире. В них он призывал к добру, довольствию малым, осуждал ложь, двуличие, корысть. Согласно историческим сведениям в детстве Ходжа Ахмед удостоился благосклонного взгляда хана Арслана, одного из великих тюркских проповедников ислама и правителя Мавераннахра. Именно он дал Ясави духовное и физическое воспитание. Известно, что Ходжа Ахмед преуспевал у него на службе.
Почему Эмир Тимур решил построить мавзолей?
Известно, что в XIV веке Эмир Тимур и Тохтамыш-хан вели долгую войну за города, расположенные в бассейне Средней Сырдарьи. В 1388 году хан Золотой Орды Тохтамыш ограбил мазар Ходжи Ахмеда Ясави. После чего Эмир Тимур разбил войско Тохтамыша, отнял у него награбленное, и за счет этих средств решил построить новый большой мавзолей над мазаром проповедника.
Тамерлан был верующим человеком. Известно, что в решающих сражениях он читал хикметы Ходжи Ахмеда Ясави, которые по утверждению правителя, помогали одерживать победу.
Что представляет собой мавзолей?
Мавзолей объединил в себе — мечеть, медресе, библиотеку, два дворцовых зала, усыпальницу, жилые комнаты, столовую, центральный зал — казандык, колодезную. Главный (южный вход) вход оформлен величественной аркой, по краям которой находятся башни — минареты.
Переступая порог центральной двери, попадаешь в центральный зал — казандык. Зал имеет квадратную форму, длина стены составляет 18, 5 метров. В центре зала расположен тайказан. Помещение покрыто самым большим куполом в Средней Азии. К казандыку с восточной и западной стороны примыкают небольшие комнаты для жилья. Резная дверь центрального зала ведет в усыпальницу.
Усыпальница тоже имеет квадратную форму, длина стены составляет 7,5 метров. В центре находится надгробие Хакима [Ходжи Ахмеда Ясави] высотой 1,85 метров. Тут же расположены могилы его жены и его сына — Ибрахим-шаха. Усыпальница перекрыта двойным куполом.
Северную часть мавзолея тоже украшает декоративная арка. Северо-западную часть мавзолея занимает мечеть, в которой сохранился михраб. Из мечети можно пройти в библиотеку и казандык. Между мечетью и усыпальницей есть комнаты, позволяющие посетить могилу Ясави — это зийарат-хана. Лишь решетка дверного проема отделяет эти комнаты от могилы святого.
В северо-восточной части расположены дворцовые помещения: малый и большой дворец. В малом дворце на протяжении 600 лет хоронили самых уважаемых людей. В большом проводили собрания, в нем расположены ханское кресло и скипетр.
В юго-западной части располагалась столовая, где готовили специальное блюдо «халим» — киселеобразную кашу, которую раздавали бедным. В юго-восточной части находится помещение с колодцем — кудук-хана.
Фасад здания насыщен геометрической и растительной орнаментацией. Внутри и снаружи мавзолей украшен надписями.
Что означают надписи мавзолея?
Надписи на фасаде хранят в себе тексты 59, 60, 61, 62 и 63 сур Корана. На лицевой стороне северного портала слева и справа от арки расположено по 5 восьмиконечных узоров, напоминающих звезды. Узор состоит из дважды повторяющегося имени Пророка. Одна из надписей у входной двери гласит: «Слуга порога твоего — да будет в достатке!». Одна из надписей на тайказане переводится так: «Да снизойдет благодать!». В мавзолее хранится знамя высотой 96, 7 см, весом 5 кг. На нем имеется надпись об Эмире Тимуре: «Самый славный султан, государь, мудрец, правящий, Амир Тимур».
В целом, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави является свидетельством того, что Эмир Тимур заботился о низших слоях населения и пытался решить их проблемы. Ведь, безусловно, в первую очередь, именно бедные находили в этом мавзолее приют.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — первый официально одобренный и взятый под охрану ЮНЕСКО историко-культурный объект на территории современного Казахстана, центральная достопримечательность заповедника-музея «Азрет-Султан» в городе Туркестан.
Сохранившийся мавзолей заложен в 1385 году на месте захоронения широко почитаемого исламского поэта Ходжи Ахмеда Ясави (Хазрет Султана), умершего в 1166 году.
Строительство грандиозной мечети Ахмеда Ясави осуществлялось по приказу самого Тамерлана, полководца и основателя империи Тимуридов, и продолжалось, пока он был жив, до 1405 года. Незавершенным в итоге остался только арочный входной портал.
История строительства мавзолея
В давние времена Туркестан носил другое названия — Ясси. Поселение было значимым пунктом Великого шелкового пути, соединяя его с Даштикипчакской степью. Через окрестности проходили караваны из Персии, Византии и Китая, транспортирующие изящный фарфор, шелка и драгоценности. Но место, прежде всего, известно своим именитым жителем — поэтом Ходжа Ахмед Ясави. Поэта заслуженно называют главой тюркской ветви суфизма. Его поэмы, воспевающие добродетель и честь, народ учил наизусть и разносил далеко за пределы Ясси и окрестной Даштикипчакской степи. Кочевники из степей приходили к мудрому поэту за советами.
Ахмед Ясави считал, что он не может жить дольше пророка Мухаммеда. Поэтому в возрасте 63 лет заточил себя в подземной келье, где и провел остаток дней. Он умер в 1166 году и был погребен в небольшом мавзолее. А 219 лет спустя на этом месте по приказу Тамерлана был возведен гигантский мемориальный комплекс. Таким образом, Тамерлан возвысил себя в глазах простого местного населения, глубоко почитавшее суфия.
Строительство мавзолея было приурочено к победе Тамерлана над Тохтамышем, правителем Золотой Орды. Мавзолей символизировал могущество империи и внушал трепет кочевым ордам, проезжающим мимо пограничного города Ясси.
В советское время в мавзолее (по решению ЦК Компартии Казахской ССР) размещался казахский антирелигиозный музей.
Архитектура мавзолея Ахмеда Ясави
Историческое здание имеет прямоугольную форму, его размеры — 46,5×65,5 м. Высота основного купола — 44 м (один из самых крупных кирпичных куполов мечетей в Центральной Азии), арочного портала — 37,5 м. Мавзолей-мечеть является настоящим архитектурным шедевром с несколькими куполами и грандиозным входным порталом. К возведению храма были привлечены персидские зодчие, использовались такие же новаторские для своего времени решения, что и при застройке Самарканда (столицы Тимуридов — во времена Тамерлана).
В состав комплекса мавзолея входят: казандык (парадная часть), усыпальница Ясави (небольшое купольное помещение с надгробием), красиво декорированная и превосходно сохранившаяся Малая (молитвенная) мечеть, столовая, а также колодезная и другие исторические объекты. Два зала-дворца использовались в качестве торжественных помещений казахскими ханами, размещавшимися в Туркестане. В течение почти шести столетий вплоть до начала XX века Малый дворец также выполнял роль усыпальницы уважаемых людей, в то время как Большой зал был главным дипломатическим помещением и местом встреч представителей общин. К западной части Большого дворца примыкает историческая библиотека.
Главная святыня мавзолея — тай казан. Это самая крупная в восточной части мусульманского мира чаша для воды. По преданиям, чаша была отлита из семи металлов в селе Карнак (25 км от Туркестана). Поверхность чаши украшена орнаментами с надписями о том, что это дар Тимура для мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, указан год производства и написаны фразы: «Будь благословен» и «Царство Аллаху». В советское время чаша была частью экспозиции Эрмитажа, но в 1988 году ее вернули в мавзолей.
По масштабности сооружение сопоставимо с мечетью Биби-Ханум в Самарканде.
Посетить знаменитый мавзолей в Туркестане можно самостоятельно и бесплатно. Комплекс остается важным местом паломничества и едва ли не главным туристическим объектом в Туркестане.
Панорамный вид на мавзолей Ходжи Ахмеда Ясавина картах Google. Maps
Как добраться до мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави
До Туркестана из крупных городов Казахстана получится доехать на поездах или автобусах. Далее по городу — на такси или местных автобусах и маршрутках, проезжающих по проспекту Б. Саттарханова. Нужная остановка («Тельман») — в начале проспекта, у перекрестка с улицей Амира Тимура; комплекс будет заметен издалека.
Карта-схема пешего маршрута от остановки «Тельман» до мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави
Видео мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави
Адрес: Казахстан, г. Туркестан
Координаты: 43°17’52.0″N 68°16’15.3″E
Краткое описание
В отличие от оседлых народов, казахстанские кочевники вместе со своим имуществом постоянно переезжали с места на место в поисках лучших пастбищ для скота. Кочевой народ передавал традиции из уст в уста на протяжении веков, но не оставил потомкам больших архитектурных памятников.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави с высоты птичьего полёта
Тем ценнее для казахов великолепный мавзолей, построенный в Южном Казахстане среди бескрайних степей города Туркестана. По сей день здесь помнят и почитают религиозного просветителя по имени Ахмед Ясави, который проповедовал ислам среди казахов и призывал тюркоязычные народы к духовному единению. Кочевники заучивали наизусть стихи Ясави из сборника «Дивани Хикмат» и в трудных жизненных ситуациях шли за советом к мудрецу, преодолевая все тяготы караванных путешествий.
Как человек преданный учению ислама, Ахмед Ясави считал, что не может жить дольше пророка Мухаммеда и в возрасте 63 лет заточил себя в подземной келье, вдали от дневного света, где и провёл остаток своих дней. В 1166 году великий суфий умер и был погребён с большими почестями в маленьком мавзолее. В 1385 году Тамерлан приказал построить над могилой Ахмеда Ясави грандиозный мемориальный комплекс. Возводя мавзолей над могилой пророка, Тамерлан возвеличивал свой авторитет в глазах простого народа.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (слева), мавзолей Рабиги Султан Бегим (справа)
Помещения и реликвии мавзолейного комплекса в Туркестане
Архитектурный ансамбль в честь Ходжи Ахмеда Ясави объединил в своих стенах различные по функциям помещения: гурхану (усыпальницу), мечеть и др.
Вид мавзолея с востока
Так, в дворцовом зале «Большой Аксарай» проводились собрания дервишей и переговоры с иностранными послами. Малый Аксарай служил склепом: в 1431 — 1917 годах здесь хоронили уважаемых людей. Кытабхана (библиотека), содержащая большую коллекцию древних рукописей, использовалась и в качестве медресе, где людей обучали канонам ислама. При мавзолее выстроен хозяйственный комплекс: асхана (столовая), в которой готовили ритуальные кушанья для паломников, и кудукхана (колодезная), где находится колодец со священной водой. Все эти помещения сгруппированы вокруг казандыка — самого большого парадного зала, в центре которого установлен древний Тай Казан — огромная чаша (котёл) для воды. По легенде, этот котёл весом в 2 тонны изготовлен из сплава 7 металлов: цинка, свинца, железа, олова, серебра, красной меди и золота. Казан декорирован растительными орнаментами и причудливой арабской вязью, а его 10 ручек выполнены в виде цветков лотоса. Сделанные на чаше надписи свидетельствуют о том, что казан был отлит в 1399 году по приказу Тамерлана иранским мастером Абдульгазизом ибн Шарафутдином.
Также в казандыке хранятся и другие подарки Тамерлана — бронзовые подсвечники, инкрустированные серебром и золотом. Просторный зал перекрыт громадным куполом (диаметр 18.5 метра) такого же бирюзового цвета, как небо Казахстана. В глубине здания расположено главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. В центре крестообразного в плане зала установлено надгробие, облицованное плитами из змеевика. Угловые гульдасты и карниз надгробия украшены рядами призматических фигур («сталактитами»). Помещение перекрыто высоким куполом, облицованным лазурными плитками. В северно-западном углу мавзолейного комплекса расположена мечеть, стены которой расписаны растительными и геометрическими орнаментами в голубых тонах. В стене помещения оборудован михраб (молитвенная ниша), декорированная мозаичным узором. Вокруг мавзолея чудом уцелели подземные жилища, в том числе келья, где 63-летний суфий Ахмед Ясави предавался размышлениям.
Вид мавзолея с тыла
У мусульман Казахстана три поездки к священному мавзолею приравниваются к паломничеству в Мекку, да и не набожные люди считают своим долгом хотя бы раз в жизни поклониться праху Ясави, принесшему в степь свет ислама. Ещё при жизни проповедника среди казахов бытовала такая пословица: «В Мекке-Медине — Мухаммед, а в Туркестане — Ходжа Ахмед».
Мавзолей ходжи ахмеда ясави история
Всевышнего просторен тихий сад.
Я в нём хочу быть соловьём печальным,
Чтоб видеть лучезарный облик твой,
О, мой Аллах! Но не глазами – сердцем…
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (Яссауи) расположен в городе Туркестан в Южно-Казахстанской области. Его по праву называют восьмым чудом света. Это комплекс дворцов и храмов, шедевр средневековой архитектуры, включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ходжа Ахмед Ясави (Султан Хазрет) – великий тюркский поэт-суфий и мыслитель XII века. До нашего времени дошла его книга «Диван-и-Хикмет» («Книга мудрости»), одна из древнейших в мире тюркоязычных книг. Она представляет собой 149 религиозно-философских стихотворений – хикметов. Ясави организовал собственную суфийскую общину, заповедями которой были труд, скромная жизнь, миссионерство, молитвы. В память об умершем в 63 года пророке Мухаммеде Ясави посчитал ненужным видеть дневной свет дольше него, и, отметив свой 63-й день рождения, удалился в подземную келью возле мечети. Умер поэт в 1166 или 1167 году. Его могила сразу же стала местом поклонения мусульман. Говорили, что ее трёхкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку.Благодаря Ходже Ахмеду город Ясы – Туркестан – стал духовным центром всех тюрков.
Суфизм – предположительно от арабского «суф» (шерсть) –мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии. Суфизм – это путь очищения души от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух).
Спустя 233 года на месте захоронения Ясави был возведен невероятной красоты и величия мавзолей. Он был построен всего за десять лет – небывало короткий срок! Мавзолей представляет собой огромное прямоугольное здание с порталами и куполами. Высота арочного портала – 37,5 метров, высота главного купола– 44 метра, диаметр – 22 метра. Толщина внешних стен – 2 м, стен центрального зала – 3 м. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Амира Темира гурагана – да продлит Аллах его повеления на века!»
В 1398 году Тамерлан (Амир Темир) одержал победу над Золотой Ордой и ее ханом Тохтамышем. В честь этого события он решил построить мемориальный комплекс на месте обветшавшего мавзолея Яссави в Туркестане, духовном и политическом центре степной цивилизации, одном из древнейших городов на Великом Шелковом пути, столице казахских ханов. Говорят, сам Тамерлан принимал участие в составлении проекта будущего мавзолея, в частности, он определил размеры здания, а также давал указания по поводу некоторых декоративных деталей. В 1405 году Тамерлан умер, и работы по строительству мавзолея приостановились. На стенах до сих пор заметны остатки деревянных балок и отверстия от строительных лесов.
Казандык – самый большой зал мавзолея, парадное помещение, укрытое главным куполом. В нем находится древняя святыня, бронзовый котел Тай-Казан емкостью 60 ведер, диаметром 2,2 метра и весом 2 тонны. По преданию, Тай-Казан был отлит из сплава семи редких металлов в селе Карнак. Тай-Казан – символ единения и гостеприимства тюркских племен. Рассказывают, испив воды из него, паломник мог очиститься от скверны.
В 1934 году Тай-Казан был увезен в Ленинград, где в течение нескольких десятилетий экспонировался в одном из залов Эрмитажа. Лишь в 1988 году, по настоянию казахстанского правительства, священный Тай-Казан был возвращен на свое исконное место.
Кабырхана – усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави. В нее ведут покрытые тонкой филигранной резьбой двери, инкрустированные ценными породами деревьев. В центре этого квадратного купольного помещения размещается надгробие, облицованное бледно-зеленым орнаментом.
Аксараи, Большой и Малый, в XV-XVI веках использовались как дворцовые покои, здесь находилась ставка казахских ханов. В Большом Аксарае принимали послов из других стран и проводили курултаи, на которых собирались самые знатные и влиятельные люди степи. Здесь восходящие на престол ханы давали клятву верности своему народу, здесь до сих пор хранятся ханское кресло и скипетр, символы ханской власти. Многие из великих людей похоронены в стенах мавзолея, в Малом Аксарае. Самое древнее захоронение датируется 1431 годом, а всего насчитывается 43 могильных камня. В мавзолее покоится прах Абылай-хана, Богенбай батыра и других казахских властителей и полководцев.
Малая мечеть – крестообразное помещение, увенчанное удивительным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на высоком барабане со световыми проемами.
Кроме того, в мавзолее находятся библиотека (китабхана), подземная келья (хильвет), где провел свои последние годы Ясави, шильдехана – комната освящения новорожденных. В обширный хозяйственный комплекс входят колодезная (кудукхана) – поднятую из этого колодца воду мусульмане считали священной, ею наполняли Тай-Казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников; кухня (асхана), где готовили ритуальную пищу из пшеницы и баранины; жилые помещения (худжры) и даже баня (монша), где можно увидеть старинные медные тазы и кувшины.
Архитектура мавзолея, выстроенного по самым передовым технологиям своего времени, неповторима. При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Для строительства использовались особый раствор и жженный красный кирпич.
Богатство и разнообразие декоративной отделки стен и куполов, удивительные по своей красоте и мастерству каменные и майоликовые плитки, которыми облицованы здания и купола, мозаика, настенная живопись, представленная вязью, геометрическими и растительными орнаментами, сталактиты, мощные колонны и изящные минареты – всё это дает яркое и полное представление о зодчестве времен Амира Темира, когда сформировались характерные черты архитектурного стиля Центральной Азии. Из всех монументальных зданий той эпохи только Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави сохранился полностью.
Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави скрывает множество тайн. Издавна ученые ломают голову над тем, почему мавзолей не ориентирован на Мекку, как абсолютное большинство культовых зданий той эпохи? Другая загадка связана с фундаментом мавзолея, которого, судя по всему, просто. нет! Роль фундамента выполняли многослойные глиняные заливы толщиной до полутора метров. Тем не менее, мавзолей простоял шесть веков и перенес немало землетрясений и войн. Отсутствие основательного фундамента объясняют тем, что глинобитной основы было вполне достаточно. По преданию, на строительство мавзолея были согнаны тысячи быков, которых водили по кругу, чтобы они «утоптали» платформу под будущее здание. Другие историки, впрочем, отмечают, что и во времена Тамерлана существовали халтура и недобросовестные подрядчики… В начале 2000-х годов под древние стены мавзолея был подведен бетонный фундамент.
Мавзолей был поврежден во время нашествия джунгар в 1723 г., кокандцев в 1846 г., а также во время последнего штурма царской армии в 1856 г. В одиннадцати местах памятника есть следы от пушечных снарядов.
Другая загадка мавзолея – это секрет производства древней глазури и красок, покрывавших облицовочную плитку. Новые технологии не смогли помочь восстановить рецепт мастеров прошлого. При реставрации облицовки купола современной плиткой уже через год покрытие пришлось снимать, так как купол начал набухать водой. Но ведь древние строители как-то смогли обеспечить не только водонепроницаемость, но и естественную вентиляцию купола.
Говорят, дорога паломника, посетившего Туркестан, не может не привести его в мавзолей, возведенный Темиром Амиром над захоронением легендарного Султана Хазрета, духовного наставника тюркских народов, которого поколения благодарных потомков называют «Принесший в степь свет Ислама».