мазурский канал в калининградской история

Мазурский канал и его шлюзы

Мазурский канал был построен немцами в XVIII веке, как судоходный водный путь между Мазурскими озерами и рекой Алле. Шлюзы канала начали строить с 1908 года, работы окончательно были прекращены в 1942 году из-за войны. Сейчас, когда-то грандиозный замысел — Мазурский канал с шлюзами, заброшен и находится в запустении.

Самый интересный шлюз Мазурского канала на территории Калининградской области — Озерки Вольные, сюда приезжают любители экстрима, заброшек и эффектных фото. Является интересной достопримечательностью Калининградской области.

Мазурский канал: несколько фактов

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

История создания

Ещё в XIII-XIV веках зародилась идея создания этого канала для быстрой транспортировки торговых судов. Во времена правления Фридриха Вильгельма (начало XVIII века) вновь возникла необходимость в данной постройке, поскольку был нужен удобный и недорогой способ переправки сельскохозяйственного и промышленного груза.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Но лишь при его сыне, Фридрихе Великом, эту идею начали наконец осуществлять, и немаловажную роль здесь сыграл обер-президент Пруссии Фридрих фон Домхарт. Строительство началось в 1764 году, почти сразу после окончания Семилетней войны (1756-1763 гг.) под его присмотром: было прорыто ложе длиной в 50 км, вода по нему текла из одного из Мазурских озер к Алленбургу, а там впадала в Алле. За 12 лет работ проект был выполнен и канал начал функционировать: по нему пустили лодки, нагруженные различными товарами, и баржи. В 1781 году Домхарт умирает, и о канале стали со временем забывать. Не слишком глубокое русло заболотилось, а береговые насыпи стали разрушаться.

Прошел целый век, прежде чем Мазурский канал вновь заинтересовал правительство. В 1874 году разработали свежий план его строительства, и на этот раз с применением шлюзов. Однако к выполнению задач приступили не сразу, а спустя 34 года. Этот большой перерыв был связан с вопросами организационного характера и денежными ресурсами, необходимо было всё это согласовать и утвердить.

В 1908 году строительство началось. Руководили проектом два управления из Инстербурга, один — северной частью канала, другой — южной. В 1914 году в связи с началом Первой Мировой войны работы были приостановлены, однако к тому моменту большая часть шлюз уже была готова. Через 8 лет строительство возобновилось, но ненадолго. Приближалась Великая депрессия, и финансировать постройку уже не удавалось.

Шёл 1934 год, когда на Мазурский канал снова обратили внимание. В это время Германию начали облагораживать (к власти тогда пришёл Гитлер), строились дороги, и в связи с этим территория вокруг канала обросла бараками, по берегам появились рельсы, по которым ездили вагонетки, начали работать экскаваторы. Строительство развернулось во всю, было привлечено много рабочих рук, но несмотря на это, правительство следило за тем, чтобы всё это сохранялось в секрете. Никаких съёмок на месте не проводилось, на топографических картах тех лет не изображены шлюзы и южное русло канала. Мы можем предположить, что секретность нужна была для того, чтобы в будущем по этому водному пути транспортировать военные грузы.

Во время боевых действий он достаточно сильно пострадал, поскольку его использовали для обороны. После войны его не восстанавливали, но несмотря на это, канал хорошо сохранился до наших дней.

Шлюзы

На канале всего выстроено 10 шлюзов, 5 принадлежат Калининграду, 5 — соответственно Польше. Расположение шлюзов в северной части, принадлежащей Калининграду:

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Общие характеристики шахт шлюзов:

Глубина шахт у всех шлюзов разная, вследствие этого у каждой из них своя система запора. Более глубокие имеют вертикальные запоры, у тех, которые поменьше — простые ворота.

Шлюз Озерки Вольные

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Адрес: поселок Озерки Правдинского района

Шлюз Озерки Вольные (нем. Schachtschleuse Georgenfelde) является первым шлюзом Мазурского канала и самым популярным у туристов. Это шлюз с самой глубокой камерой на территории Калининградской области: глубина — 15,5 метров (высота пятиэтажки), ширина камеры — 7,5 метра, длина — 45 метров.

Корпус полностью завершен, запорные механизмы имеются, остальные же детали не были установлены. Вдоль шлюза находится множество отверстий технического назначения.

Расположен около дороги рядом с поселком Озерки, бывшим Георгенфельде, в 9,5 километрах от поселка Железнодорожный и 30 километрах от города Правдинск. Эти населенные пункты известны сохранившимися историческими домами времен Восточной Пруссии, поэтому рекомендуется совместить просмотр шлюза с ними. Рядом со шлюзом находится товарный остановочный железнодорожный пункт Озерки Вольные и сохранившийся железнодорожный мост через Мазурский канал.

Охрана и заборы отсутствуют. Нет перил и заграждений, поэтому необходимо помнить о технике безопасности, особенно, когда скользко. Сюда приезжают прыгнуть с веревкой (роупджампинг) любители экстрима. Шлюз Озерки Вольные включен в некоторые экскурсионные маршруты.

Мосты

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Через Мазурский канал было выстроено достаточно много мостов. Высота от воды составляет 4 метра. Северный участок, составляющий общей протяженностью 25 км, имел 18 мостов, причём 3 из них являлись железнодорожными ветками. На данный момент действительна лишь одна линия Железнодорожный — Черняховск.

Сейчас сохранились только опоры мостов, по ним можно понять, что они являлись одноколейными. Но к юго-востоку от первого шлюза среди лесов есть 2 моста с подъемными затворами. Тогда они функционировали как один дополнительный шлюз, пользуясь ложе канала (которое в длину составляет около 500 метров).

Почти по всему берегу сооружены дамбы, поднимающихся в высоту от 5 до 9 метров. Раньше с помощью специализированных устройств собиралась вода из ближайших озер и ручьев, она текла в главное русло. Это было необходимо, когда наступало слишком жаркое лето.

Современное состояние

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Мазурский канал уже давно не используется по назначению, на данный момент это исторический и промышленный памятник. Русло обмелело, заболотилось, заросло травой и тростником, дамбы на берегах тоже покрылись труднопроходимой растительностью. В некоторых местах (непосредственно рядом со шлюзами) осталась чистая водная гладь, но в большинстве своём она также обросла яркой зеленой ряской. Металлические механизмы постепенно ржавеют.

Здесь очень тихо и спокойно: людей нет, охраны нет, каких-либо оградительных заборов тоже нет. И природа в этом месте очень красивая: леса, рощи, поля. Дамбу можно увидеть издалека. Раньше возле канала было почти 20 деревень, сейчас же осталось только два населенных пункта: Дружба и Озерки.

Всегда немного грустно наблюдать за тем, как постройки, раньше считавшиеся жизненно необходимыми, сейчас утратили своё значение. Сейчас мы можем только наблюдать за ними как за памятником, оставленном для нас историей.

Источник

Шлюзы Мазурского канала (40 фото + 1 видео)

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

А началось все в далеком 1395 году. Именно тогда по распоряжению великого магистра Тевтонского ордена Конрада фон Юнгингена были начаты работы по спрямлению и расширению русла реки Дайме (ныне — Дейма, Калининградская обл.).

Кому интересно оценить атмосферу происходящего покажу видео, которое я там наснимал:

С середины ХVII века началось строительство каналов между Мазурскими озёрами. И уже тогда возникла идея соединить судоходным путём Мазурские озёра и Балтийское море через р. Прегель (Преголя), а инженером польско-литовского происхождения на прусской службе Самюэлем Суходольцем (Суходольски) проработано несколько его вариантов. Но к реализации этой идеи приступили только спустя столетие.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

В 1764 г. по инициативе обер-президента Восточной Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхардта на основе одного из проектов С. Суходольца был разработан и принят новый проект судоходного пути, связывающего оз. Мауэрзее (Мамры, Польша) и Прегель по р. Ангерапп (Венгорапа, Польша/ Анграпа, Калининградская область), притоком Прегеля. Из королевской казны были выделены необходимые средства, и на Ангерапп начались строительные работы. Однако при выпрямлении и углублении русла этой сильноизвилистой и порожистой реки строители столкнулись с большими техническими трудностями. Выделенных средств стало не хватать, и с 1775 г. проект был заброшен.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

К этой идее вновь вернулись только спустя 100 лет из-за непрекращающихся европейских войн, прямо или косвенно коснувшихся Пруссии. В 1862 г. была предложена новая концепция и разработан проект водного пути с более коротким, чем по р. Ангерапп, маршрутом, основным звеном которого являлся канал (проект инженеров Ланге-Лентце (Lange-Lentze). Он связывал оз. Мауэрзее с р. Алле (Лына, Польша/ Лава, Калининградская обл.), притоком Прегеля, в районе г. Алленбург (п. Дружба, Калининградская обл.).

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Канал длиной 51,5 км, названный Алленбургским, должен был состоять из семи горизонтальных отрезков, соединённых шестью сухопутными рампами, по которым суда передвигались бы на специальных рельсовых тележках с помощью канатных фуникулёров. К тому времени по такой схеме был уже построен Оберландерканал (Эльблонгский канал, Польша). Таким способом суда водоизмещением до 100 т должны были преодолевать разницу высот около 111 м между оз. Мауэрзее и р. Алле. Для более эффективного экономического использования канала проектом также предусматривалось построить у подножия рамп гидроэлектростанции.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

В 1874 г. Прусский ландтаг утвердил проект канала и выделил на его строительство 9 млн. золотых марок из расчёта бесплатного предоставления земельных участков под строительство канала. Однако многие землевладельцы отказались отдавать землю бесплатно, выставив спекулятивные цены, из-за чего согласование и продвижение проекта затянулись. Кроме того, с появлением парового двигателя изменилась транспортная политика прусского государства, и приоритет был отдан развитию железных дорог. В результате финансирование проекта было прекращено, а строительство канала так и не началось.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

В конце 1880-х годов вновь вернулись к проекту канала по инициативе фермеров Мазурского поозёрья, которые были заинтересованы в скорейшей доставке своей сельскохозяйственной продукции в северные районы Восточной Пруссии и далее по Балтийскому морю в Германию в обмен на промышленные товары, строительные материалы и уголь.

Это позволяло существенно повысить пропускную способность канала за счёт увеличения водоизмещения судов и скорости их транспортировки, т.к. шлюзование происходит быстрее и с меньшими энергозатратами, чем буксировка судов по суше.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Но вскоре и этот проект был отправлен на доработку из-за проблем, связанных с выкупом земельных участков под строительство канала

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Таким образом, в согласованиях и корректировках проекта прошло ещё около 15 лет, когда после консультаций с жителями районов будущего строительства были, наконец, окончательно согласованы вопросы мелиорации и рационального водопользовании в зоне канала.

В 1907 г. на утверждение Прусского парламента был представлен новый проект. В отличие от предыдущего проекта в нём трасса канала была проложена через оз. Резауэрзее (Рыдзувка, Польша), а общая длина канала составила 50,4 км.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Шлюзы получили названия посёлков, вблизи которых они строились, в порядке согласно проекту от начала канала на р. Алле (в скобках указан минимальный/максимальный и номинальный перепады высот на шлюзе):

1 — Mündungsschleuse Allenburg / Дружба I (5,3/8,9 м).
2 — Bahnhofschluse Allenburg / Дружба II (8,0 м).
3 – Groß Allendorf (12,0 м).
4 – Wilhelmshof (7,5 м).
5 – Georgenfelde / Озерки (15,5 м).
6 – Langenfeld / Długopole (6,5 м).
7 – Klein Bajoren / Bajory Małe (10,5 м).
8 – Sandhof / Piaski (11,1/11,4 м).
9 – Unterschleuse Fürstenau / Leśniewo Dolne (16,2/17,0 м).
10 – Oberschleuse Fürstenau / Leśniewo Górne (16,5/17,1 м).

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

14 мая 1908 г. парламент Пруссии принял окончательное решение о строительстве канала и выделил на эти цели 16,515 млн. марок. И, наконец, в апреле 1911 г. после длительных согласований проекта в различных инстанциях началось строительство Мазурского канала.

К строительству канала были привлечены компании Philipp Holzmann и Dyckerhoff & Widmann, имевшие опыт возведения гидротехнических сооружений. Строительство северного участка шло с опережением, поскольку рельеф местности здесь более равнинный и требовался меньший объём земляных работ.

Однако в 1914 г. строительство канала было остановлено в связи с началом Первой мировой войны. К этому времени было выполнено около 75 % земляных работ и начато строительство трёх шлюзов.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

После окончания Первой мировой войны в результате территориальных переделов в Европе Восточная Пруссия потеряла часть территории и стала эксклавом [по результатам Версальского договора 1919 года Данциг (Гданьск) получил статус «вольного города», а часть территории Померании была передана Польше, что привело к образованию так называемого «польского коридора», отделившего Восточную Пруссию от остальной Германии].

Это нарушило привычные экономические и транспортные связи провинции с остальной Германией и ухудшило её экономическое положение. Железнодорожный и автомобильный транзит через Польшу был обложен таможенными сборами и тормозился пограничным контролем грузов. В создавшейся ситуации независимым оставался только внутренний речной и морской транзит. Мазурский канал вписывался в схему такого транзита естественным образом, что, надо полагать, сыграло решающую роль в возобновлении его строительства.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

В 1920 г. по решению Имперского министерства транспорта, к которому к тому времени перешли функции Прусского министерства общественных работ, вновь приступили к возведению канала. Но в 1922 г. финансирование работ было резко сокращено из-за тяжелейшего экономического кризиса и гиперинфляции, разразившихся в Германии, а также нехватки качественного цемента для строительства шлюзов. К тому времени уже были выкопаны 20 км русла канала и 10 км находились в стадии строительства, начато строительство большинства шлюзов и один из них, Алленбург I, был построен полностью.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Но даже в условиях кризиса в связи со строительством Мазурского канала в 1920 г. Прусское правительство приняло дорогостоящий проект модернизации гидротехнических сооружений всей судоходной сети в бассейне Прегеля под стандарты внутренних водных путей Германии для судов класса Finowmaß. В 1921-1924 гг. в г. Велау (Знаменск, Калининградская обл.) для поднятия уровня воды в Алле возвели подпорную плотину и обходной шлюз Пиннау. В это же время на участке от Инстербурга до Велау начали спрямлять русло Прегеля и строить шесть подпорных плотин и шлюзов.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

После окончания кризиса в 1933 г. к власти в Германии пришли национал-социалисты, которые провозгласили программу активизации экономики Восточной Пруссии. Строительство на Мазурском канале и Прегеле было возобновлено.

В 1936 г. после ввода в эксплуатацию последнего шлюза в Велау Прегель стал судоходным на всём его протяжении

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Строительство шлюза Унтер Фюрстенау. Ок. 1939 г.

Работы на Мазурском канале возобновились в 1934 г. Закончить строительство планировалось к маю 1941 г. Поначалу темп работ был достаточно высоким, благодаря бесперебойному финансированию и возросшей механизации земляных работ. В 1936 г. строительство Мазурского канала было вторым по капиталовложениям проектом Восточной Пруссии после автобана Берлин — Кёнигсберг.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Строительство велось и днём и ночью. Зимой в сильные морозы они прерывались лишь на короткое время. Активно проводилась модернизация гидротехнических сооружений Мазурского канала, внедрялись новые технические решения и передовые строительные технологии. Впервые были применены экскаваторы и бетононасосы, а в производстве и монтаже стальных конструкций – сварка вместо клёпки.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Вопреки распространённому мнению, что строительство канала было строго засекречено, поскольку, якобы, канал предполагалось использовать для транспортировки подводных лодок U-II [подводные лодки на Мазурском канале, подземные заводы и аэродромы, расположенные на территории Восточной Пруссии, как и многочисленные подземелья под Кёнигсбергом/Калининградом — это расхожие мифы, до сих пор бытующие среди населения Калининградской области, которыми псевдознатоки довоенной истории любят потчевать доверчивых туристов], как проекты канала, так и само строительство широко освещались в технических журналах и газетах Германии и Польши.

С началом Второй мировой войны на канале стал использоваться принудительный труд заключённых, военнопленных и иностранных рабочих с оккупированных территорий.

Начавшаяся в 1941 г. война с Советским Союзом потребовала от Германии мобилизации всех экономических, материальных и людских ресурсов. Строительство канала резко замедлилось из-за нехватки стройматериалов и рабочей силы, которые были направлены на возведение бункеров штаб-квартиры Верховного командования вермахта в п. Мауэрвальд (Мамерки, Польша) и ставки Гитлера «Вольфшанце» («Волчье логово») под Растенбургом (Кентшин, Польша).

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

А в 1942 г. после коренного перелома на Восточном фронте и начавшегося наступления советских войск оно было полностью прекращено. К этому времени готовность канала и его гидротехнических устройств составляла около 70%. На северном участке канала были практически готовы все пять шлюзов. На южном участке полностью был готов только один шлюз Зандхоф (Sandhof). Готовность остальных шлюзов составляла от 15 до 65%. Всё русло канала на северном участке и частично на южном уже было наполнено водой до проектной глубины 2,0-2,5 м. Также были построены трое ворот безопасности, 31 из 32 предусмотренных проектом автомобильных мостов, 5 железнодорожных мостов, 19 домов для обслуживающего персонала и охраны шлюзов, 14 дюкеров под руслом канала и 7 водопропусков

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

В 1944 г. советские войска вошли на территорию Восточной Пруссии. Хотя канал и его дамбы высотой до 12 м на некоторых участках и так представляли собой труднопреодолимую водную преграду для наступавшей Красной Армии, вермахт дополнительно укрепил их наземными линиями обороны из проволочных заграждений, окопов, огневых точек, противотанковых ежей и бетонных «баб» на подъездах к мостам. Вероятно, немецкая администрация Мазурского канала также приняла меры для предотвращения катастрофического сброса воды в канал на случай повреждений шлюзов во время боевых действий.

При этом дополнительно были установлены противоаварийные шандорные затворы и заблокированы в закрытом состоянии верхние ворота и затворы шлюза Зандхоф, а также ворота безопасности на выходе из оз. Резауэрзее.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

В начале 1945 г. при своём отступлении немцы взорвали все мосты через канал (кроме одного автомобильного на северном участке канала). Но все шлюзы, ворота безопасности, временные строительные плотины и дамбы канала на участках, уже наполненных водой, остались нетронутыми. В ходе боевых действий они также практически не пострадали, надо полагать, благодаря здравому смыслу воюющих сторон, поскольку в зоне канала всё ещё оставались местное население и беженцы. Поэтому катастрофического затопления территории не произошло.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

После окончания Второй мировой войны и капитуляции Германии по решению Потсдамской конференции в 1945 г. территория Восточной Пруссии была поделена между Советским Союзом и Польшей. В результате этого Мазурский канал перерезала межгосударственная граница, которая перечеркнула собой не только сам канал, но и единство замысла.

Перестала существовать целостная организационная система со специалистами и технической документацией, материальными и техническими ресурсами. Для того, чтобы Мазурский канал мог функционировать как воднотранспортная путь, необходим был слив больших объёмов воды из Мазурских озёр до р. Алле по цепочке от шлюза к шлюзу. Но в недостроенном канале осуществить это было невозможно, как и продолжить строительство в условиях послевоенной разрухи и имущественной разделённости канала.

Так закончил свой путь этот уникальный проект, на протяжении веков вдохновлявший воображение многих поколений людей Восточной Пруссии…

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Итак, обе части канала стали жить каждая своей жизнью, во многом похожей в 1940-1950-е годы, но всё более различающейся в последующие десятилетия.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Сразу после окончания войны часть территории бывшей Восточной Пруссии, которая по предварительной договорённости стран-победительниц считалась польской, стала заселяться польскими переселенцами «ещё до проведения делимитации и последующей демаркации границы». Однако из-за того, что вопрос о границе в то время ещё не был урегулирован на межгосударственном уровне, в сентябре-октябре 1945 г. эта временная граница стала смещаться вглубь польской территории самовольным решением командиров отдельных частей Советской Армии, а «польским властям приходилось срочно эвакуировать созданные там национальные администрации и прибывших туда переселенцев». Все эти процессы, конечно же, в итоге отразились и на размежевании Мазурского канала. Длина его польской части к концу 1945 г. сократилась почти на 15 км.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Тем не менее, уже в ноябре 1945 г. в польском г. Гижицко (бывший Лётцен) было создано Государственное управление по водным ресурсам (PZW), в ведение которого были переданы Мазурские озёра и польская часть Мазурского канала длиной 20 км. А весной 1946 г. c преобразованием PZW в Региональное управление водного хозяйства в Варшаве (RZGW), начался набор технического персонала и расселение его в построенных ещё до войны домах при шлюзах. Таким образом, было организовано техническое обслуживание единственного работоспособного шлюза Пяски/Зандхоф и ворот безопасности перед ним, а также охрана всех гидротехнических сооружений Мазурского канала и оставшегося немецкого строительного оборудования, часть которого была уже вывезена в Советский Союз в качестве военных трофеев.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

На территории бывшей Восточной Пруссии, отошедшей к СССР, 9 июля 1945 г. был образован Особый военный округ (ОсобВО), и все вопросы организации жизнедеятельности и послевоенного восстановления территории решались военными властями с привлечением к работам оставшегося немецкого населения. Только через год с образованием Кёнигсбергской/Калининградской области здесь начала создаваться гражданская администрация и стали прибывать первые советские переселенцы. В середине 1946 г. в Калининградской области был создан Калининградский технический участок пути Министерства речного флота СССР (сейчас «Гвардейский район водных путей и судоходства» — ГРВПиС), и канал, как водный путь, был передан в его ведение.

Так же, как и в Польше, здесь в первую очередь принялись за восстановление разрушенных мостов. До начала 1950-х годов были возведены временные деревянные автодорожные мосты (только 5 из 18 разрушенных), в том числе встроенные в шлюзы. Опоры остальных взорванных мостов до сих пор стоят на канале, как молчаливые свидетели былой инфраструктуры. Удивительным образом сохранился единственный не взорванный немцами автодорожный мост в районе не существующего ныне п. Мауэнвальде. До настоящего времени он не используется, дорога в нему заброшена.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Автодорожный мост в районе не существующего ныне п. Мауэнвальде. 2013 г.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

После депортации немецкого населения в 1947-1948 гг. последовало запустение территории по обе стороны границы. Многие населённые пункты опустели, потеряли своё значение ведущие к ним дороги. Разрушенные и брошенные дома вскоре были разобраны на кирпич. Из 30 населённых пунктов, находившихся до войны вблизи северной части канала, в настоящее время существуют только 4 – посёлки Дружба (бывший Алленбург), Новобийское (Фридрихсвальде), Озерки (Георгенфельде) и Зареченское (Зоброст). А гидротехнические сооружения советской части Мазурского канала были просто заброшены.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

В 1954 г. в Калининграде состоялись первые контакты польских и советских специалистов по вопросам инспекции технического состояния шлюзов и оценки возможности восстановления Мазурского канала для судоходства и водопользования (стока из Мазурских озёр). В Калининградской области шлюзы в это время оставались в основном всё ещё исправными, а канал был наполнен водой. По воспоминаниям жителей пп. Дружба и Озерки по каналу плавали лодки, и ловилась рыба.

Но для судоходства более крупных судов необходимо было очистить русло от пролётов взорванных мостов. Вероятно, это сделали сапёрные подразделения Советской Армии, которые имели соответствующую технику и материалы для взрывных работ. Обрушенные пролёты железобетонных мостов были раздроблены, а обломки подняты наверх, свалены у их опор в кучи и находятся там до сих пор. Пролёты же стальных автодорожных мостов были разрезаны и вывезены.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

В 1957 г. после длительных корректировок и согласований, наконец, был ратифицирован договор о межгосударственной границе между Польской Народной Республикой и СССР. Затем в Калининградской области была проведена демаркация границы на местности и начато строительство системы инженерных сооружений погранвойск СССР с контрольно-следовой полосой и рядами колючей проволоки. В результате Мазурский канал перегородила земляная дамба с проложенными под ней проточными трубами, перекрытыми стальными решётками. Это по сути дела поставило крест на возможности трансграничного судоходства.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Обезвоженное русло в грузовой гавани Мазурского канала восточнее шлюза Гросс Аллендорф. 2015 г.

Кроме того, в снятом в 1966-1967 гг. советском фильме «Весна на Одере» хорошо видно, что на шлюзе Георгенфельде отсутствуют (или открыты) верхние ворота, и вода стекает в камеру прямо с порога верхней головы, как и сегодня, т.е. в канале её уже фактически нет.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Шлюз Георгенфельде (Озерки Новые). Кадр из фильма «Весна на Одере», 1967 г.

Трудно объяснить столь быстрое исчезновение огромных масс воды естественными причинами – высыханием или утечкой через гидротехническое оборудование шлюзов, которое осталось без технического обслуживания. Остаётся предположить, что в связи с решениями варшавской конференции 1958 г., а также невозможностью обеспечить необходимый ремонт, техническое обслуживание и консервацию шлюзов и других гидротехнических устройств, советской стороной было принято решение ликвидировать советскую часть Мазурского канала, как воднотранспортный путь. Чтобы осуществить это технически, необходимо было выпустить воду через шлюзы поочерёдно из всех секций советской части канала, открывая затворы водопроводных галерей шлюзов и шлюзовые ворота.

Логика объяснима: нет воды в канале — нет воднотранспортного пути и необходимости его технического обслуживания. Данная версия в некоторой степени подтверждается свидетельствами старожилов п. Дружба об имевших место в середине 1960-х годов сериях водосбросов через шлюз Алленбург I, в результате чего вода вылилась на прилегающую территорию. Об этом также свидетельствовали характерные повреждения стальных балок временного запорного щита на верхней голове этого шлюза, которые, видимо, были согнуты при гидравлическом ударе мощного потока воды.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Таким образом, к началу 1970-х годов советская часть Мазурского канала фактически лишилась ведомственной принадлежности.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

В Польше с Мазурским каналом сложилась совсем иная ситуация. Здесь с самого начала от администрации канала (RZGW) требовался более высокий уровень ответственности за техническое состояние шлюза Пяски/Зандхоф, т.к. отказ или авария механизмов шлюза вызвали бы совершенно катастрофические последствия — огромные массы воды оз. Рыдзувка могли вылиться в недостроенный канал и затопить нижележащую местность. Это нанесло бы значительный ущерб и самому озеру. Поэтому региональное управление RZGW обеспечило надёжную охрану и регулярное техническое обслуживание шлюза.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Шлюз Пяски (Зандхоф). 2013 г.

С распадом Советского Союза в 1991 г. и возникшим в результате этого временным бездействием местных властей и экономическим хаосом, в середине 1990-х годов на шлюзах российской части канала начался тотальный демонтаж металлического оборудования – шлюзовых ворот, затворов и прочего, вплоть до ограждений. Так было полностью демонтировано всё оборудование шлюзов Вильгельмсхоф и Гросс Аллендорф и в значительно мере — шлюза Георгенфельде. Частично подобное случилось также со шлюзами на Преголе.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Наверное, это осуществлялось людьми и организациями, имеющими информацию о техническом устройстве шлюзов и соответствующую технику для демонтажа многотонных конструкций, их погрузки и транспортировки. В 1997 г. только вмешательство жителей п. Дружба и Генерального консула республики Польша в Калининграде предотвратило демонтаж нижних ворот и другого оборудования шлюза Алленбург I. Этот протест помог остановить дальнейшее разграбление шлюзов.

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Автор текста Юрий Бардун
http://www.eastprussia.ru/kanalmazurski/
http://www.eastprussia.ru/mazurskij-kanal/

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

мазурский канал в калининградской история. Смотреть фото мазурский канал в калининградской история. Смотреть картинку мазурский канал в калининградской история. Картинка про мазурский канал в калининградской история. Фото мазурский канал в калининградской история

Ранее эта тема поднималась на Фишках здесь: По ту сторону Времени. Мазурский канал

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *