метод наглядного обучения истории

Метод и приемы наглядного обучения истории.

По видам учебной наглядности различаются приемы работы с вещественной, изобразительной и условной наглядностью.

Приемы наглядного метода направлены на формирование у учащихся умения анализа вещественных и изобразительных источников на основе сформированных приемов их описания и атрибутики. Исторический анализ изобразительных источников включает: умения определять содержание изобразительного первоисточника на основе понимания языка памятника культуры (например, условного языка произведений религиозного искусства); способность соотносить достоверность отображения прошлого в произведениях исторического жанра с исторической реальностью, выявлять авторскую трактовку художественных исторических образов и соизмерять ее с историческими оценками. Это позволяет подводить учеников к оценке информационной значимости данных источников. При изучении историко-культурных вопросов ученики овладевают элементарными умениями искусствоведческого анализа памятников культуры – объяснения их принадлежности к художественному стилю, выявления художественных достоинств и т.д.

Приемы работы с изобразительной наглядностью.Произведение искусства могут выступать в качестве самостоятельного объекта изучения или рассматриваются как пример творчества их создателей, как средство для раскрытия сущности художественного направления (жанра, стиля).

При использовании приемов работы с изобразительными памятниками культурного наследияобязательным условием является соблюдение общих правил демонстрации изобразительных средств обучения, сообщение о его авторе, названии, времени создания, содержании произведения, раскрытие замысла автора произведения, анализ средств художественной выразительности, делающим его значимым для искусства. Целесообразно при первом знакомстве с произведением использовать приемы эмоционального воздействия (яркое образное описание, чтение художественных произведений, использование музыкального сопровождения и т.д.), затем уместно использовать прием объяснения художественных достоинств произведения.

При показе памятников культуры в качестве средства для раскрытия деятельности его создателя отбирается для детального изучения одно произведение, наиболее точно отразившее характерные черты автора, свидетельствующее о вершине его творчества (например, К.Брюллов. «Последний день Помпеи»). При работе с таким памятником культуры необходимы приемы, способствующие раскрытию творческого замысла деятеля культуры: цитирование высказываний автора, сравнение с произведениями других художников, беседа о средствах художественной выразительности, которые позволяют художнику донести смысл его творения, о роли произведения в деятельности его создателя и т.д.

Произведения исторического жанра также могут использоваться в качестве учебных картин, когда их тема совпадает с программным учебным содержанием, а воссозданные в них образы исторически достоверны.

Работа с учебными картинами на уроках истории способствует формированию образных представлений; развитию образной памяти, воображения.

Учебные картины призваны обеспечивать раскрытие собственно исторического содержания уроков, тех его вопросов, которые являются основными единицами учебных знаний.

Типологическая картина используется, как правило, при создании представлений о процессах и явлениях прошлого, которые лежат в основе формирования основных понятий (например, С.В. Иванов. «Боярская дума»). Ведущими приемами работы с такой картиной является беседа, персонификация.

Событийная картина является средством конкретизации и эмоционального воздействия при раскрытии основных событий, изучаемых в школьном курсе (например, «Саламинский бой»). Основные приемы работы с ней – сюжетный рассказ, декламация художественных произведений, выразительных по эмоциональному смыслу повествовательных первоисточников. Работа с сюжетной картиной, как правило, сочетается с приемами показа событий на карте.

Исторический портрет вводится в урок при изучении исторических деятелей. Эффективны приемы портретного описания, характеристики, цитирования высказывания самих героев и оценок их деятельности современниками и историками.

Приемы работы с картойявляются составной частью наглядного метода обучения при помощи условно-графических средств. В деятельности самого учителя основными являются приемы работы с настенной картой (или ее крупного изображения при помощи ТСО), как со средством раскрытия учебного историко-географического содержания. В остальных случаях учитель пользуется приемами управления работой с картой учеников. Учащиеся работают с настенной картой, атласами, контурными картами, которые для них являются средствами формирования историко-географических знаний и картографических умений.

Приемы первичного показа на карте историко-географических объектов преследует цели формирования пространственных представленийучащихся. (См. 10.2. Формирование исторических представлений) Показ учителем на настенной карте историко-географических объектов сопровождается словесным описанием их местоположения. Учитель сначала дает словесное указание, в какой части света и региона находится страна (например, «Древний Египет находится в Северо-Восточной части Африки»). Далее, последовательно, начиная с севера (север-запад-юг-восток), описываются границы государства, ориентируясь на знакомые ученикам географические объекты ( например, «…на севере граница Египта – это Средиземное море» и т.д.).

Первичный показ на настенной карте населенного пункта начинается со словесного описания его местоположения в регионе страны (например, «Древний Новгород располагался на Северо-Западе Руси…»), а затем уточняются его географические ориентиры («…Новгород расположен на берегу реки Волхов, недалеко от места, где река вытекает из Ильмень озера»).

Место события первоначально показывается на общей карте (например, места Ледового побоища на карте «Русские княжества в XII- XIV вв.»), а затем следует показ данного места на соответствующей карте – схеме.

Показ динамики событий (хода военных действий, восстаний) на настенной карте осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью их развития и сопровождается словесным описанием направления движения людей. Для показа динамики событий более эффективно использование ТСО: анимационных компьютерных карт.

По мере освоения учениками приемов нахождения и показа объектов на карте эти виды деятельности полностью переходят от учителя к школьникам. Приемы учителя по управления деятельностью учащихся направляются на формирование картографических умений школьников.

6.3.3. Метод и приемы работы с текстом на уроках истории

Метод работы с текстом это способ освоения учебного исторического содержания при помощи различного вида письменных источников.

Использование данного метода в обучении истории обеспечивает приобретение, закрепление, углубление и расширение учебных исторических знаний на основе работы с текстовыми источниками; позволяет знакомить учащихся с разными видами исторических источников; развивает и совершенствует общие умения работы с текстами и специальные умения работы с источниками исторической информации; развивает мыслительные умения школьников, связанные с анализом, систематизацией и логическим построением приобретаемой из источников информации. Метод способствует формированию интереса к научной работе историка, так как позволяет организовывать самостоятельную исследовательскую работу школьников.

По целям обучения различаются приемы работы с текстом как средством приобретения учебных знаний, приемы изучения текста как самостоятельного объекта познания, приемы формирования умений работы с историческими источниками (См. 12.2 Пути формирования информационных умений познавательной деятельности, 12.3. Общая характеристика процесса формирования мыслительных умений познавательной деятельности); приемы реализации воспитательного потенциала источника (См.11.2. Разработка путей реализации воспитательного потенциала истории)

К приемам работы с текстом, используемым учителемв процессе своего изложения материала, относятся цитирование, декламация,объяснениеи др.

К приема работы учащихся с текстами под руководством учителя относится комментированное чтение текста. Это прием работы с текстом (учебника, исторического источника), преследующий цель полного и осознанного восприятия учениками его содержания. Данный прием, используемый преимущественно на уроках истории в основной школе, способствует формированию у учащихся умения самостоятельного анализа содержания текста.

В дальнейшем учитель предлагает ученикам самим находить в тексте содержание, требующее комментария и ставить вопросы для выяснения смысла прочитанного.

В практике работы учащихся с текстом учебника или источника используетсяприем выборочного чтения текста,направленный на организацию поиска учащимися в тексте ответа на поставленный вопрос с последующим его анализом.

Данный прием используется при изучении нового материала, доступно изложенного в учебнике («Найдите в тексте ответ на вопрос…»); для закрепления изученных другими способами сведений; при усвоении определения понятия («Найдите ключевые слова, характеризующие главные признаки понятия и объясните их»); при изучении отдельных несложных теоретических положений и выводов («Подтвердите фактами учебника вывод урок…», «Докажите положение…»); для самостоятельной систематизации сквозных знаний по определенной проблеме («Проследите эволюцию органов государственной власти в России с XVIII по XX в.»)

К приемам самостоятельной работы учащихся с текстом относятся самостоятельное прочтение и анализ источника, составление планов, тезисов, конспектов, написание, аннотаций, рефератов и т.д.

Приемы анализа текстовых исторических источников в обучении истории ориентируют учащихся на освоение способов внешней и внутренней критики источника, аналогичных по своей основе тем, которые используются в научном историческом познании. Для развития этих умений ученикам даются знания о способах осуществления соответствующих действий и ведется систематическая работа по их освоению. (См. 12.2 Пути формирования информационных умений познавательной деятельности, 12.3. Общая характеристика процесса формирования мыслительных умений познавательной деятельности).

Это можно убрать, если данная информация содержится в других параграфах!

В рамках ученического познания умения внешней критики текстовых источников включают способность учащихся определять вид источника, характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания. На этом этапе необходимо вводить знания (подводить учеников к выводам) о зависимости содержания информации от вида источника, времени и места создания, от авторства. Внутренняя критика источников учащимися предполагает умение учеников анализировать историческую информацию.

В обучении истории различают структурный и смысловой анализ содержания источника. Структурный анализ источника предполагает организацию познавательной деятельности учащихся для выделения основных вопросов содержания текста, его логики, взаимосвязи основных частей. Этот анализ должен подводить учеников к оценке полноты освещения заданной темы в источнике и информационной достаточности текста для решения поставленных познавательных задач.

Учитель управляет осуществлением учениками структурного анализа источника при помощи заданий: определите тему источника; выделите главные мысли источника, сформулируйте основные вопросы его содержания (определите план текста); объясните, как эти вопросы содержания раскрывают тему, как они взаимосвязаны, оцените полноту освещения вопроса (в том числе, почему в тексте более подробно раскрываются одни пункты плана и кратко освещаются другие, почему отсутствует та или иная информация по теме). При дальнейшем обучении эти приемы структурного анализа учениками выполняются с опорой на памятку, затем самостоятельно.

Смысловой анализ текста предполагает способность учеников различать факты и мнения, исторические описания и объяснения, суждения, оценки и комментировать их. Эти умения формируются путем постановки соответствующих вопросов учащимся: выделить в тексте факты и их объяснение, найти и объяснить оценку излагаемых фактов и т.д.

Практика показывает, что при систематической работе освоение основных приемов анализа источника может быть достигнуто к концу обучения школьников в основной школе. Владение данными способами деятельности делает возможным освоение приемов внутренней критики источника.

Внутренняя критика источника предполагает соотнесение информации, содержащейся в тексте, с другими, достоверными сведениями по освещаемой теме и ее оценку с точки зрения достоверности, полноты освещения вопроса, логической обоснованности суждений и выводов аргументами и фактами. При формировании соответствующих умений используются приемы сопоставительного анализа текстов (в том числе – альтернативных исторических источников), текста и других источников информации. Опыт показывает, что овладение учениками элементами внутренней критики источников в данном объеме достигается в старших классах.

Работе с текстом способствуют приемы, направленные на формирование умений учащихся составлять план исторического текста – перечень основных вопросов исторического содержания текста (материала учебника, исторического источника, иных исторических текстов).

Обучение приемам составлять простой план текста начинается поэтапно в основной школе. Для этого отбираются доступные для восприятия учениками учебные тексты (желательно, чтобы отдельные абзацы источника соответствовали пунктам плана). Сначала отрабатываются отдельные операции, необходимые для составления плана: учеников учат разделять текст (информацию) на логически законченные части, выделять главную мысль каждого фрагмента, формулировать ее в назывной форме в виде пункта плана, располагать, пункты плана в логической последовательности. Далее отрабатываются приемы составления развернутого плана текста, усложняются источники информации для работы над данным умением. В старших классах работа над составлением плана может основываться на текстах, которые содержат информации больше, чем это необходимо по теме составляемого плана. Также на этой ступени обучения допустимо выполнение заданий по составлению плана по заданной теме на основе нескольких источников.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 97 | Нарушение авторских прав

Источник

Тема 8. Методика наглядного обучения истории

метод наглядного обучения истории. Смотреть фото метод наглядного обучения истории. Смотреть картинку метод наглядного обучения истории. Картинка про метод наглядного обучения истории. Фото метод наглядного обучения истории метод наглядного обучения истории. Смотреть фото метод наглядного обучения истории. Смотреть картинку метод наглядного обучения истории. Картинка про метод наглядного обучения истории. Фото метод наглядного обучения истории метод наглядного обучения истории. Смотреть фото метод наглядного обучения истории. Смотреть картинку метод наглядного обучения истории. Картинка про метод наглядного обучения истории. Фото метод наглядного обучения истории метод наглядного обучения истории. Смотреть фото метод наглядного обучения истории. Смотреть картинку метод наглядного обучения истории. Картинка про метод наглядного обучения истории. Фото метод наглядного обучения истории

метод наглядного обучения истории. Смотреть фото метод наглядного обучения истории. Смотреть картинку метод наглядного обучения истории. Картинка про метод наглядного обучения истории. Фото метод наглядного обучения истории

метод наглядного обучения истории. Смотреть фото метод наглядного обучения истории. Смотреть картинку метод наглядного обучения истории. Картинка про метод наглядного обучения истории. Фото метод наглядного обучения истории

План

1. Роль и место наглядного обучения в решении образовательно- воспитательных задач истории.

2. Классификация наглядных средств обучения.

3. Особенности использования приемов наглядного обучения в старших и средних классах.

Теоретический раздел. Конспект лекций.

Важную роль в обучении истории отыгрывает использование наглядных пособий. Наглядным называют такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Наглядные методы обучения – это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения, наблюдательности, речи. Благодаря систематическому использованию наглядных пособий, учащиеся стремятся понять историческое прошлое, четко представить его в виде соответствующих образов и ясно, четко выразить словами.

В методике преподавания истории по характеру изображения выделяют следующие виды наглядности: внутренняя наглядность представляет оперирование уже имеющимися образами для формирования новых представлений. Например, получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно. Внутренняя наглядность – это опора учителя на готовые образы, непосредственно воспринятые учащимися самостоятельным наблюдением реальных предметов и явлений окружающего мира. Предметная наглядность – это такой метод обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия предмета обучения. Предметом обучения в истории являются события и явления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Например, хроникальные фильмы воссоздают картину исторических событий, но это не прошлое, а его отображение на экране. Предметная наглядность в обучении истории имеет специфическое значение – под предметной наглядностью в обучении истории понимается не само историческое прошлое, а его материальные следы (орудия труда, рыцарские доспехи).

Изобразительная наглядность имеет целью дать отображение реального мира (изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников). К изобразительной наглядности относят произведения исторической живописи, учебные картины по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры. Среди используемой в школе изобразительной наглядности различают:

а) изображения документального характера – документальные фотоснимки, кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда в том виде, в котором они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора на основе научных данных (историческая живопись, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого).

Условно-графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т.к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде. Например, карты, схемы, чертежи, диаграммы. В связи с развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.

Наглядные методы обучения имеют свои особенности при обучении истории в средних и старших классах. Применение внутренней наглядности в средних классах достигается главным образом при создании у учащихся новых для них исторических представлений, образов и картин прошлого. В старших классах учитель опирается в своем изложении на значительно возросший круг представлений, почерпнутый учащимися из художественной литературы, иллюстрированных изданий, кинофильмов, телепередач, посещения музеев. Достаточно учащимся напомнить несколькими словами знакомые образы, мобилизовать их в сознании учеников.

Предметная наглядность в старших классах изменяет свою роль – не составляя целостной картины исторического прошлого, вещественные памятники, археологические находки могут служить материалом для воссоздания картины прошлого с помощью учителя при участии синтезирующего воображения самих учащихся. Способность к синтезирующей работе у учащихся старших классов развита значительно сильнее, чем в средних. Поэтому предметная наглядность в виде разрозненных, фрагментарных элементов доступнее их восприятию и представляет большую познавательную ценность, чем для учащихся средних классов. Среди средств изобразительной наглядности наиболее доступным и вызывающим интерес у учеников средних классов является учебная картина. В старших классах основным видом изобразительной наглядности является документальное изображение. Условно-графические изображения занимают значительное место в качестве наглядных пособий в старших классах. Это связано с возросшей способностью учащихся к обобщениям.

метод наглядного обучения истории. Смотреть фото метод наглядного обучения истории. Смотреть картинку метод наглядного обучения истории. Картинка про метод наглядного обучения истории. Фото метод наглядного обучения истории

Существует классификация наглядных средств обучения по способу изображения. Выделяют также 4 группы: печатные средства обучения. Их подразделяют на настольные (иллюстрации учебника, атласы, раздаточные материалы) и настенные, которые в свою очередь подразделяются на карты и картины. Самодельные средства обучения. Они подразделяются на плоскостные (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, аппликации) и объемные (макеты, модели, вещественные памятники). Экранные и экранно-звуковые средства обучения – видеозаписи, кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, слайды. Компьютерные средства обучения (графическое изображение картин, рисунков, таблиц, графиков). Наиболее распространенными являются печатные пособия, т.к. для школьных курсов издаются атласы, карты, серии картин и таблиц, альбомы по истории культуры.Учитель, собираясь использовать наглядные пособия на уроке, должен руководствоваться правилами их отбора. Выбор любых пособий, в том числе наглядных, определяется образовательно-воспитательными задачами и особенностями содержания урока. В соответствии с содержанием изучаемой темы на каждый урок учитель приносит необходимую историческую карту, так как она помогает ученикам усваивать исторические события и явления в условиях определенного места. Другие наглядные пособия используются на уроке лишь при условии, если они обеспечивают усвоение узловых моментов изучаемой темы: важнейших исторических фактов, причинно-следственных связей, закономерностей общественного развития. Учитывая содержание урока, учитель подыскивает пособия, обеспечивающие не только эффективное изучение нового материала, но и повторение ранее пройденного по связи с новым, а также закрепление и проверку знаний учащихся.

При отборе пособий, учитель учитывает, насколько они содействуют формированию познавательных умений и способностей учащихся, в первую очередь тех умений и способностей, над развитием которых ведется работа в данный момент. Предусматривая возможность использования наглядных пособий для развития учащихся, учитель принимает во внимание такие их характеристики, как доступность для учащихся данного возраста и класса, поскольку познавательные возможности учеников далеко не одинаковы. При отборе наглядных пособий учитель исходит из своих педагогических умений и склонностей. Названные правила являются общими, применимыми почти ко всем видам наглядных пособий по истории.

При работе с наглядными пособиями учитель должен знать и правила работы с ними. Учитывая, что на уроках чаще других используются такие наглядные пособия, как карта, учебная картина, портрет, карикатура и меловой рисунок, мы остановимся на методике их использования. Пример заданий для формирования картографических знаний учеников.

Для развития умения локализовать историческое событие на карте: покажите на карте территорию Древнего Египта; покажите на карте страну Черной земли и опишите словами ее географическое положение.

Для развития умения сопровождать показ по карте словесным описанием: покажите на карте реку, которую, по преданию, наполняет водой бог Хапи; покажите на карте предполагаемую область прародины человечества, опишите ее географическое положение. Назовите места стоянок древнейших людей и сделайте вывод о вероятных причинах расселения древних людей в этом районе мира.

Для развития умения решать проблемные задачи, используя карту в качестве источника: объясните, как человек разумный смог освоить Землю «не замочив ног»; покажите на карте первые районы земледелия и опишите их географическое положение; определите, в каких районах Земли в качестве денег 10-4 тыс. лет назад могли использоваться: морские раковины, перья экзотических птиц, поросячьи хвостики, мешочки с како-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа.

Существуют требования к картографическим знаниям и умениям учащихся. Так, к концу V класса учащиеся должны знать, что название карты указывает на тему, на ее основное содержание, тематические исторические карты «накладываются» на географический «фон». Исторические карты рассказывают о прошлом; сменявшие друг друга события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; условные знаки расшифровываются в легенде карты.

Вообще же учащиеся должны уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; воспринимать масштаб. Сравнивать расстояние на карте с известными расстояниями, размеры территорий, изображенных на карте, с известными величинами (больше или меньше, чем наша республика). Правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить ее средствами обычной речи; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; передавать содержание карты устно и, в известных пределах, графическими средствами.

Меловой рисунок активно используется на уроках благодаря таким его качествам как доходчивость, быстрота и экономия времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения материала. Так как все детали рисунка вводятся учителем постепенно, они воспринимаются учащимися последовательно, а элементы изображения накапливаются поэтапно, что позволяет создать более глубокий и осмысленный образ происходившего.

2. Локальные схемы, показывающие перемещение на местности.

4. Логические схемы, помогающие выявлять причинно-следственные связи.

5. Графики и диаграммы, отражающие количественное и качественное соотношение явлений и процессов, темпы и тенденции их развития.

Остановимся на использовании схем и таблиц. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические. Логические схемы обычно применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, они помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого. Сущностные структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны. Например, «Славянские племена», «Национально-государственное устройство СССР».

На уроках истории также используются диаграммы, которые подчеркивают количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Диаграммы подразделяются на столбиковые и круговые. Для вычеркивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Диаграммы и графики могут демонстрировать количественные различия однородных исторических явлений в определенный отрезок времени.

Другим распространенным средством наглядного обучения на уроках истории являются исторические картины. Они позволяют создать зрительный образ, иллюстрируют теоретический материал, служат источником извлечения новых знаний, являются средством актуализации известного материала, выступают как средство усиления эмоционального воздействия на учащихся.

Выделяют несколько типов исторических картин: событийные, отражающие неповторимые исторические факты-события, происходившие лишь однажды, типологические, отражающие многократно повторяющиеся исторические факты-явления, описательные картины с изображениями городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты. Методическая работа на уроке с картиной зависит от ее содержания. Выделяют пять способов применения картины на уроке истории:

1) сюжетное изображение в сочетании с рассказом,

2) изучение деталей на картине,

3) анализ картины с целью серьезных обобщений,

4) эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра,

5) дополнительный информативный ряд.

Методика работы с картиной определяется в основном ее содержанием. Так, используя произведения живописи, учитель: во-первых, должен отметить, что картина – не документ, а отражение исторических явлений в искусстве; во-вторых, должен проанализировать (сам или ученик) реальное историческое содержание данной картины; в-третьих, дать краткую характеристику картины как произведения искусства; в-четвёртых, сообщить необходимые данные об авторе, его идейных взглядах.

Учитель может по-разному использовать художественные произведения на уроках истории. Например, в качестве зрительной опоры при описании какого-либо города или в качестве материальной иллюстрации основных идей объяснения учителя. На уроках можно также проводить сравнение подобных и анализ отдельно взятых картин. Учитель может предложить найти на картине отдельные детали, которые позволят подвести учеников к определенным умозаключениям. Еще одной формой работы с картиной является проведение сопоставительного анализа текста и картины. При работе с событийными картинами можно дать ученикам задание на восстановление истинной фактуры исторического события на основе определенного верного или ошибочного воспроизведения в версии художника.

На уроках истории картина может быть использована для организации творческой деятельности учащихся. Одним из таких видов является «оживление» образов произведения путем драматизации и персонификации. Можно также дать задание на «опознание» действующих лиц. Начинать работу с картинами надо с простейших заданий по составлению рассказов и написанию сочинений, можно предложить ученикам придумать название картины. Другим вариантом работы с картинами могут стать логические задания на анализ, сравнение, синтез материала картины. Например, описать отдельные сюжеты, сопоставлять их (сюжеты) на разных картинах, инсценировать сюжеты, придумывать за действующих лиц слова. Овладевая способами такой деятельности, ученики приобретают умение рассматривать произведения живописи.

Методика работы с иллюстрацией, помещенной в учебнике, в целом такая же, как и с картиной. Иллюстрация в учебнике это неотъемлемая, органическая часть его содержания. Поэтому работа с иллюстрацией обязательна либо на уроке, либо дома. Отбор иллюстраций необходимо дифференцировать. Они должны раскрывать не случайные, а существенные стороны общественной жизни в изучаемую эпоху, существенные черты исторического явления или события, помогая познанию сущности явления, его специфических особенностей и общих закономерностей развития.

Весь иллюстративный материал можно условно разделить на:

а) изображения документального характера;

б) изображения творческого воображения.

В зависимости от предназначения изображения служат: наглядной иллюстрацией к тексту, и тогда учитель обращается к ней по ходу объяснения; дополняют и конкретизируют текст учебника – по ним учитель проводит беседу или организует небольшую работу в классе; восполняют материал, отсутствующий в тексте. Они дают повод учителю сообщить о них.

В современных учебниках по истории используют и такой вид наглядных пособий как карикатура. Их использование дает учителю развивать не только свое методическое творчество, но и творчество учеников. Отличие карикатуры от обычного портрета состоит в том, что характерные детали, присущие данной личности, отдельные черты характера, привычки, склонности и поступки в ней более подчеркнуты. Учащиеся в силу этого обстоятельства быстрее их определяют и комментируют, дают образную характеристику. Существует ряд приемов использования карикатур, направленных на развитие творчества учеников. Среди них: создание проблемной ситуации с помощью карикатуры, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание собственных карикатур учащимися. Главное в этой работе то, что учащиеся должны ухватить в карикатуре образное выражение основного содержания события или явления определенной эпохи. Для работы с карикатурой учителю и учащимся необходимо знать и использовать схему анализа карикатуры.

1) Какова главная идея данной карикатуры?

2) Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение, политическое событие или явление)?

Теоретический раздел. Конспект лекций

3) Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?

4) Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.

5) Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.

6) Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.

7) Подумайте, с какой целью была создана эта карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление) Аргументируйте свою точку зрения.

3. Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории / М.В. Короткова. – М.: Владос, 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *