методические рекомендации учителям истории и обществознания
Методическая помощь учителю обществознания
Подборка полезных методических материалов по предмету. Все ссылки на одной странице!
Вебинары, разработки уроков, технологические карты, рабочие программы, наглядные пособия для скачивания, материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, каталог учебной продукции, конкурсы, цифровые сервисы и рекомендации учебных пособий собраны в одном месте, чтобы помочь вам сделать учебное планирование проще, а занятия – продуктивнее.
Подготовка к уроку. Материалы для скачивания
Вебинары
Политология, право, экономика, социология, философия, культура. Все эти дисциплины пересекаются с обществознанием. Даем ответы на актуальные вопросы о межпредметном взаимодействии, рассказываем об игровых технологиях на уроках, учимся конструировать современные занятия с использованием электронных ресурсов.
Серия курсов «Функциональная грамотность школьников»
Данный курс будет полезен каждому педагогическому работнику на всех уровнях общего образования.
Основное внимание в содержании курса уделено изучению современных подходов к формированию и оцениванию функциональной грамотности. Программа курсов охватывает все компоненты функциональной грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. Практические задания помогут педагогам разобраться в общих вопросах формирования и оценивания функциональной грамотности, познакомиться с процедурой анализа результатов участия России в международных сопоставительных исследованиях.
Урок с LECTA
Итоговый контроль и аттестация
ОГЭ по обществознанию выбирают большинство девятиклассников. Кажется, что этот предмет сдать легче всего, однако вопросы на экзамене подразумевают не только опыт социальной жизни, но в большей степени знание теории и умение работать с материалами, в частности – с текстами. Работа с текстами встречается и в ЕГЭ, и тут нужно задействовать не только предметные, но и метапредметные умения. Выстраиваем план подготовки к итоговым испытаниям, обсуждаем экзамены прошлых лет и заостряем внимание на актуальных заданиях для тренировки.
Разбор заданий
Разбираем примеры экзаменационных заданий, выполняем рекомендации и прорабатываем трудные моменты вместе с экспертами.
Статьи
Изучаем конституцию РФ, погружаемся в вопросы гражданских прав и свобод на территории России, рассказываем о бонусах, которые могут быть доступны ученикам, прошедшим олимпиады по обществознанию. Делимся интересными кейсами по использованию художественных текстов на уроках обществознания. И, конечно, учимся экономить вместе с экспертами по финансовой грамотности (интересно будет не только школьникам!).
Каталог учебной продукции по обществознанию
Каталог учебной продукции по дисциплине «Право»
Программа лояльности
Мы ценим интерес к нашим сервисам и разработали программу поощрения пользователей за активность на сайтах корпорации «Российский учебник» и LECTA. Присоединяйтесь: накапливайте баллы и обменивайте их на скидки и подарки!
Методические рекомендации учителям истории «Технология сотрудничества в группах на уроках истории в 5–11 классах»
Марина Логинова
Методические рекомендации учителям истории «Технология сотрудничества в группах на уроках истории в 5–11 классах»
Технология сотрудничества в группах на уроках истории
Двадцать первый век с его научным техническим прогрессом и массовыми формами образования произвёл на свет довольно большое количество педагогических технологий образовательного, воспитательного и развивающего назначения. Выбор педагогических технологий приходится делать сейчас каждой образовательной системе, каждой школе, каждому учителю в соответствии с требованиями стандарта образования, принятого государством и поддерживаемого обществом; обусловленные целями отдельных педагогов, ожидаемыми результатами и возможностями технико-методического обеспечения. Я отдала предпочтение технологии сотрудничества в группах.
При подготовке к урокам истории очень часто возникает проблема – это большой объём материала, который необходимо дать при изучении новой темы. Долгое время мне приходилось весь урок посвятить изучению нового материала, на закрепление и на обобщение знаний учащихся времени не оставалось. Уже на следующий день учащиеся не помнили, о чем говорили вчера. Эффективность таких уроков маловероятна. Психологи доказали, что дети запоминают лишь 10% услышанного.
Я пыталась проводить уроки-диспуты, конференции, но на таких уроках не все учащиеся работали, не все усваивали учебный материал. Технология сотрудничества в группах позволяет учащимся самим прочитывать материал параграфа, делать это заинтересовано, исследуя, анализируя, находя главное. Причем, вся работа происходит на уроке под бдительным взглядом преподавателя, а в сельской школе, где численность учеников в классе небольшая, это сделать совсем непросто.
Технология сотрудничества была распространена ещё в двадцатом веке. Суть данной технологии – работа учащихся в группах. Характерная деталь – это самостоятельный поиск учеником учебной информации, недостающей для эффективного решения поставленных учебных задач. Важными технологическими приёмами являются проблемные вопросы, творческие задания.
Задачи технологии сотрудничества:
• пробуждение у учащихся интереса к умственным занятиям, развитие способностей к интеллектуальному труду и мыслительной деятельности, осмыслению фактов и закономерностей науки;
• отработка и закрепление знаний, умений и навыков;
• развитие самостоятельного планирования, систематизации своей учебной и самообразовательной деятельности;
• воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Работу необходимо начать ещё до урока с расстановки столов и разделения класса на группы по 3-4 человека. Необходимо с самого начала урока настроить учащихся на то, что все они – эксперты, всем им придется быть исследователями исторического материала, каждый будет вносить лепту в общую работу. В сельской школе проблема состоит в том, что в классе небольшая численность учащихся, и поэтому обычно класс делится на 2-3 группы. Но и в этом есть свои ‘плюсы’: каждой группе даётся возможность обработать большой объём материала, все участники группы заняты.
В технологии сотрудничества очень важен мониторинг индивидуальной работы, поэтому в группе нужно выбрать аудитора (своего рода контролёра). Аудитор, кроме своей работы эксперта, должен видеть, как работают остальные, оценивать их работу, а по её окончании выставить оценку на аудиторском листочке и отдать учителю. В роли аудитора постепенно должны побывать все эксперты. Учитель обязательно должен выставить эти оценки в журнал, даже если они, по его мнению, необъективные. Если сейчас начать исправлять оценки, весь смысл аудиторства погибнет. Постепенно оценки учащихся будут справедливее.
Первое время ученики работают сковано, они порой боятся высказать своё
мнение, но со временем каждый ученик не просто рассказывает об историческом
событии, но и даёт ему оценку.
Конечно, необходима большая подготовка учителя: необходимо заранее приготовить задания для групп. Задания берутся из параграфа новой темы, параграф делится на пункты. На первом этапе групповой работы учительставит простые задачи: ученики должны хорошо знать материал параграфа, уметь его пересказывать, выбирать главные его идеи. Главные идеи нужно выписывать на общий лист.
Учащиеся сразу просматривают, прочитывают, изучают учебный текст, ‘наговаривают’ идеи, вместе решая, главные они или нет. Кто-то записывает идеи на лист. Первое время детям очень трудно нужно учиться быстро читать. Один из принципов скорочтения – умение выхватить из текста главное. Некоторым ученикам это даётся без особых тренировок, но есть и дети, которые не успевают прочитать, услышать, осмыслить в силу своих психологических особенностей. Необходимо внимательно посмотреть, как распределить учащихся по группам.Существует два варианта:
1. Собрать таких ребят в одну группу и отдельно с ней работать
2. Создать равноценные группы.
Я распределяла учащихся по обоим вариантам, моё мнение лучше всего создавать равноценные группы. Необходимо каждому ученику дать возможность самому выбрать ту работу, которой он хотел бы заняться. Если учитель сам даёт ребенку задание, то его деятельность уже не будет такой продуктивной.
Эксперты каждой группы сами решают, как им справиться с предложенным заданием. Все читают и находят главные идеи, формулируют их, обсуждают. Обычно записывает главные идеи на общий лист под диктовку тот, кто не умеет быстро читать. Запись идет по мере поступления идей, слабый ученик успеет их зафиксировать и осмыслить.
На исследование темы даётся определённое время (15 минут). Затем заслушиваются ораторы от каждой группы. Время выступления тоже ограничивается. Когда выступают ораторы, члены остальных групп внимательно слушают, делая пометки основных идей в рабочей тетради.
После этого ученики получают более сложные задания: составить схему, простой или сложный план, исторический портрет, таблицу.
Проверка домашнего задания происходит тоже в группах. На дом учащимся даётся не только изучение материала параграфа, но и подготовить 3-4 вопроса из домашней темы. На уроке сидящие напротив друг друга ученики задают эти вопросы по очереди и ставят друг другу оценки.Разнообразить такую проверку можно интересными заданиями: объяснить проблемную ситуацию, разгадать историческую головоломку, ребус.
Технология сотрудничества позволяет поставить личность школьника в центр всей системы образования и воспитания. Ребёнок является непосредственным участником процесса обучения. Многие считают, что в сельской школе невозможно проводить работу в группах. Я считаю, что это не так, главное уметь правильно распределить учащихся по группам, заинтересовать их. Урок получается живой. Изучая новый материал, учащиеся учатся не просто пересказывать содержание текста учебника, но и работать с ним, самостоятельно изучать историческую карту и иллюстрации, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Теперь предлагаю проанализировать современные подходы к формированию толерантности, компетентности у олбучающихся. В этом нам поможет метод «Шести шляп». Перед вами шляпы разных цветов. Каждая группа выбирает себе по 2 шляпы. Итак Цвет каждой шляпы соответствует стилю мышления и поведения.
Красная шляпа- выражает чувства и интуицию. Надев красную шляпу, вы должны высказать чувства, которые испытываете, когда решаете проблему формирования у детей дружеских чувств.
Белая шляпа- информационная. Теория и практика. Обратимся к теории. Назовите игры на развитие понимания ребенком эмоционального состояния другого человека.
Желтая шляпа- логический позитив. Сформулируйте преимущества использования технологии сотрудничества в образовательном процессе и в своей работе по формированию толерантности у детей.
Черная шляпа – Критика. Говоря и о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Поговорим о факторах, которые негативно влияют на формирование навыка сотрудничества у детей. Педагоги берут «микрофон»(любой предмет) и рассказывают друг другу о проблемах, с которыми они сталкиваются при организации детей, при обучении их сотрудничеству.
Зеленая шляпа- Креативность. Как можно использовать технологию сотрудничества в режиме дня?
Синяя шляпа- управление процессом. Подразумевает системное мышление, организацию творческого процесса.
Перечислите приемы, направленные на развитие сотрудничества.
Каждая группа фломастером «стреляет» в мишень, т. е ставит точку четыре раза (в каждом секторе один раз).
10- очень высокая оценка.
Критерии для оценивания работы группы (примерная табл. для учителя)
№ гр. Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала Дополнения других групп Поведение в группе, умение сотрудничать
Критерии для оценивания выступления от группы
Методические рекомендации учителям истории и обществознания
1. МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОО ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ http://cyberleninka.ru/article/n/model-tyutorskogo-so..
2. ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ НОВЫХ ФГОС http://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-istorii..
3. РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР В 6 КЛАССЕ (ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) http://cyberleninka.ru/article/n/rytsarskiy-turnir-v-..
4. «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ ФГОС НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioti..
5. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС http://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznav..
1. Шевченко Н. И.
Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс.
2. Игнатов А. В.
Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс
3. Игнатов А. В.
Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс. (к учебнику Ведюшкина В. А.)
4. Журавлева О. Н.
История России. Поурочные рекомендации. 6 класс
5. Абдулаев Э. Н., Артемов В. В. и др. / Под ред. Сахарова А. Н.
История России. С древнейших времён до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс.
6. Журавлева О.Н.
История России. Поурочные рекомендации. 7 класс
7. Данилов А. А., Косулина Л. Г.
История России. Поурочные разработки. 7 класс.
8. Журавлева О.Н.
История России. Поурочные рекомендации. 8 класс
1. Сороко-Цюпа А. О., Несмелова М. Л.
Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки. 9 класс
2. Барыкина И.Е. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс
3. Андреевская Т.П. История России. Поурочные рекомендации. 10 класс
4. Несмелова М. Л., Уколова В. И., Ревякин А. В.
История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс.
5. Данилов А. А.
История России. 1945-2008. Методическое пособие. 11 класс.
1. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы. В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, и др.
2. Всеобщая история. 5 класс (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.)
3. Данилов А. А.
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 6-9 классы
4. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Морозов А. Ю.
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы.
5. История России. Рабочая программа с 6 по 9 класс к новому УМК по истории России под ред. А.В. Торкунова (6-10 кл.)
Шестаков В. А.
Великая российская революция 1917 г. Дискуссионные
вопросы : пособие для учителей общеобразоват. органи-
заций / В. А. Шестаков. — М. : Просвещение, 2015. —
64 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» —
учителю). — ISBN 978-5-09-034167-7.
Пособие окажет практическую научную помощь учителям ис-
тории в подготовке к урокам в 9 и 11 классах. Автор обращается
к одной из самых значимых тем российской истории, связанной
с Великой российской революцией 1917 г. В пособии представ-
лено современное научное видение ряда ключевых проблем исто-
рии революции 1917 г., рассмотрены аргументы сторон в научных
дискуссиях, представлен материал, который можно использовать
для противодействия попыткам фальсификации истории.
Горинов М. М.
Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Дис-
куссионные вопросы : пособие для учителей общеобразо-
ват. организаций / М. М. Горинов, М. Ю. Моруков. — М. :
Просвещение, 2016. — 64 с. — (Учимся с «Просвещением».
«Просвещение» — учителю»). — ISBN 978-5-09-038552-7.
Пособие призвано оказать практическую научно-методическую
помощь учителям истории в переходе к изучению курса в свете
положений Историко-культурного стандарта. Авторы обращаются
к одной из самых значимых тем российской истории, связанной с
Великой Отечественной войной 1941—1945 гг. В брошюре представ-
лено современное научное видение ряда ключевых проблем истории
войны, освещены аргументы сторон в научных дискуссиях, пред-
ставлен материал, который можно использовать для противодей-
ствия попыткам фальсификации истории.
Обществознание. 7 класс. Тематические контрольные работы. Тетрадь для выполнения заданий. Альхова Т.А., Сидоренко И.И.
Предлагаемое пособие представляет собой сборник тематических контрольных работ по обществознанию для проверки образовательных достижений обучающихся, которые составлены с учётом требований нового ФГОС основного общего образования. Пособие оформлено в виде тетради и может использоваться не только для контроля, но и для тренировки и закрепления пройденного материала на уроках и дома. Кроме того, издание предназначено для заблаговременной подготовки к ГИА-9 по темам «Человек, общество, природа», «Мир экономических отношений», «Гражданин и государство». Пособие адресовано прежде всего обучающимся для организованной работы под руководством учителя, а также самим педагогам и методистам.
Эффективность урока в условиях внедрения ФГОС нового поколения – стимул к успеху учителя и ученика: методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания
Класс: д/с
Научить учиться – лозунг стандартов II поколения. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Как практикующий учитель истории и обществознания, на примере уроков истории я хочу представить методические рекомендации к проведению учебных занятий в рамках системно-деятельностного подхода, продемонстрировать приемы и привести примеры организации таких этапов урока, как:
1. Этап мотивирования к учебной деятельности.
2. Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана.
3. Этап открытие нового знания.
4. Этап первичной проверки и закрепления знаний.
Предлагаемые методические приёмы, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют развивать интерес к изучаемому предмету у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках начинается с этапа мотивирования учащихся к учебной деятельности. Для того чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, каждый урок открытия нового знания строится с использованием элементов проблемно-диалогической технологии. Большое значение на каждом этапе урока я отвожу использованию ИКТ. Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воздействовать на все органы чувств ребенка: зрение, слух, моторную память; формировать наглядные образы исторических памятников культуры, исторических событий, социальных процессов и явлений; воспитывать чувство гордости и любви к Родине. На интерактивной доске демонстрируются таблицы для заполнения, инструкции, модельные ответы, практические задания, видеофрагменты.
Задание: Соотнесите имена русских князей и их поступки, выделите главные итоги деятельности первых русских князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси. Какие из поступков первых князей можно назвать мудрыми и почему?
Объединение Киева и Новгорода в Русское государство.
Установление размеров дани и мест её сбора.
Военные походы против Византии, Болгарии, Хазарии и Волжской Булгарии.
Строительство крепостей для обороны от степняков-кочевников.
Приведу пример этапа постановки проблемы, формулировки цели и составления плана исследования проблемы на примере урока истории в 6 классе «Расцвет Руси при Ярославе Мудром». Педагогом создается проблемная ситуация: «Ярослав мог приказать московским летописцам написать о нём только восторженные отзывы. Возможно, он таким хотел казаться для потомков. А почему летописцы не назвали его хромцом? Ярослав действительно хромал. Исследование останков князя, захороненных в Софийском соборе, зафиксировало врожденный вывих тазобедренного сустава в сочетании с ранением правой ноги. Но почему летописцы «забыли» о хромоте Ярослава? А может – Мудрый – за то, что был хорошо образован? Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?». Далее учащиеся составляют план действий для решения проблемы:
1. Как пришел к власти?
2. Что сделал для Руси внутри страны?
3. Внешняя политика.
4. Вклад в развитие Древнерусского государства.
Этап открытия нового знания чаще всего можно организовать через работу в группах или парах с текстом учебника и заданиями из печатной рабочей тетради. Одной из первостепенных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с текстом. Например, в 5-6 классах чтобы научить школьников выделять главную мысль текста, учащиеся получают задание передать главное содержание пункта параграфа 2-3 простыми предложениями. Другой приём работы – задать вопросы к тексту, после этого происходит обмен вопросами. Работа может проходить в парах или группах. Приведу пример этапа открытия нового знания на примере урока истории в 6 классе «Расцвет Руси при Ярославе Мудром».
Задание: прочитать текст учебника и выполнить задания по группам.
Первая группа получает задание выбрать из текста предложения, раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которую князь мог получить прозвище «Мудрый».
Вторая группа – выбрать из документа «Связи с заграницей» предложения, раскрывающие внешнюю политику Ярослава, за которую князь мог получить прозвище «Мудрый».
Третья группа – познакомиться с жизнью общества по законам «Русской Правды» и определить, можно ли принятие этих законов считать мудрым поступком.
Четвертая группа – на основе текстов учебника истории России и всеобщей истории сравнивает правление Карла Великого в Западной Европе в 9 веке и Ярослава Мудрого в Восточной Европе в 11 веке, определяет, что было общего в их правлении?
Итогом работы 4-х групп становится кластер. Почему Ярослава звали Мудрым?
Этап первичного применения и закрепления знания можно организовать через использование интерактивных методов в обучение, таких как проведение дискуссии, создание игровой ситуации, написание синквейна. Приведу пример этапа урока в 6 классе при проверке и закреплении знаний по теме «Расцвет Руси при Ярославе Мудром». Учащиеся анализирую созданный ими коллективно кластер (представлен выше в тексте). Учитель задает наводящие вопросы: «Полны ли ваши ответы или требуется дополнения? Кто был ближе к истине? Чьи версии подтвердились? Почему Ярослава звали Мудрым?». Учащиеся делают выводы:
1) издал законы «Русской Правды», которые заменили первобытные обычаи,
3) обеспечил мир на границах,
4) обеспечил культурный расцвет Руси.
1 строка – существительное (название темы);
2 строка – два прилагательных (определение темы);
3 строка – три глагола, показывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме;
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.
Например, по теме «Расцвет Руси при Ярославе Мудром» в 6-й классе:
Другим способом, позволяющим организовать этап первично проверки и закрепления изученного материала, является методический приём – таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Приведу пример данного этапа урока истории в 7 классе по теме «Преобразования в области культуры в эпоху Петра I». Таблица «тонких» и «толстых» вопросов служит при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Целесообразно на уроке использовать таблицу.
Таблица 2 – Тонкие и толстые вопросы
(предполагают полный, развёрнутый ответ)
Дайте объяснение, почему дворянам приходилось изучать иностранные языки?
Почему вы думаете.
Почему вы считаете некоторые предписания книги «Юности честное зерцало» смешными?
В чем разница между одеждой дворян 17 и 18 века?
Предположите, что будет, если.
Что, если..
Работа по вопросам ведется в несколько этапов:
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».
3 этап – при работе с текстом ученики к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.
На данном этапе урока важно организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, соотнести ее цель и результаты, проанализировать степень их соответствия. В зависимости от содержания, характера и результатов деятельности используются различные виды рефлексии:
1) познавательная – что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему;
2) социальная – как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работы;
3) психологическая – как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему.
Применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия.
В учебном процессе истории и обществознания следует придерживаться следующих ориентиров:
В ходе практических занятий по работе с различными источниками учителю целесообразно рекомендовать учащимся:
Реализация этих целей предполагает создание в процессе обучения условий, которые могут обеспечить следующие возможности:
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки.
Список использованной литературы