межпредметные связи истории и литературы
Межпредметные связи на уроках истории.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутри и межпредметных связей.
Ещё Ян Амос Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы.
В настоящее время важность и плодотворность осуществления межпредметных и внутрипредметных связей в обучении не вызывает сомнений.
Во-первых, это дает возможность, с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой ─ позволяет высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления дифференциации в обучении.
Во-вторых, важно, опираясь на обновленное содержание исторических курсов, используя внутри- и межпредметные связи, раскрывать многоплановость, многомерность исторического процесса, роль человеческого фактора в общественном развитии, показывать возможность исторических альтернатив.
В-третьих, опора на внутри и межпредметные связи в обучении истории позволит в ряде случаев освободиться от неоправданного дублирования материала с курсами обществознания, экономической и социальной географии и др. ненужных повторов.
Осуществление внутри и межпредметных связей в обучении истории будет проходить эффективнее при соблюдении системы методических условий. Прежде всего, необходимо глубоко осознать общую цель осуществления внутри- и межпредметных связей в учебном процессе, а именно: обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности. Кроме этого, важно знать основные типы и виды связей, которые в органическом единстве способствуют обучению, воспитанию и развитию учащихся с учетом современных требований, предъявляемых к преподаванию истории. Это хронологические связи ─ ретроспективные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные), а также информационные связи ─ фактические, понятийные, теоретические.
Важная сторона деятельности преподавателя ─ его ознакомление с программами и учебниками (УМК в целом) по смежным предметам в той степени, насколько это необходимо для использования их содержания в преподавании истории.
Непосредственно на учебных занятиях целесообразно использовать следующие методические приемы:
Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов истории или другого учебного предмета. Так, при изучении темы „Зарождение феодальных отношений”, такой опорой служит материал по внутрикурсовым связям и по межкурсовым связям о сущности феодализма, феодальных отношениях в классическом западноевропейском варианте. Это поможет выявить особенности складывания феодализма на Руси.
Формирование нового приема или способа учебной деятельности (например, составление сложного плана, сравнительной характеристики, эссе) с учетом того, как он формировался преподавателем смежного предмета.
Обучение приемам припоминания и самостоятельного применения (актуализации) ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием наглядности (таблиц, схем, карт и др.).
Использование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам и его обобщения на основе вновь изучаемого. Например, при изучении темы „Образование единого централизованного государства” в курсе истории России необходимо вспомнить материал по межкурсовым связям (история Средних веков, Западная Европа в XIV─XV вв.) для доказательства наличия общих тенденций в этом процессе в Западной Европе и в России.
Обобщение знаний на межпредметной и межкурсовой основе путем составления различных таблиц (сравнительных, сравнительно-обобщающих, синхронистических, проблемных).
Создание проблемных ситуаций на межпредметной и межкурсовой основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из смежных курсов и учебных предметов, стимулирующих умственную деятельность учащихся. (Например, в русском языке люди всех национальностей называются именами существительными, и только русские ─ именем прилагательным. Почему?).
Проведение интегрированных уроков (Литература и история. Разделы „Защитники земли русской”. Литература, история и право. Проблема „Порочный круг” (о кровной мести).
Систематическое привлечение ранее усвоенных знаний по другим учебным предметам, а также из источников внеурочной информации: научно-популярной, исторической литературы, газет, телевидения, жизненного опыта.
Проведение межпредметных конференций, дискуссий, экскурсий.
Важно только учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности, уровень подготовки и постоянно поддерживать интерес к выявлению и использованию этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.
Межпредметные связи могут выражаться в следующем:
Для того, чтобы результаты учебного процесса соответствовали целям и задачам которые ставит учитель, необходимо чтобы урок или мероприятие, конкурс и т.п. были для учеников интересны, привлекательны. Такими уроки может сделать широкое использование на уроках межпредметных связей и интегрированных уроков. Преподавателю необходимо помнить, что каждый ученик уникальная, единственная в своём роде личность, со своими способностями, навыками и качествами, поэтому то что не вызывает у одних трудностей, для других будет серьёзной преградой на пути усвоения материала урока.
Презентация Межпредметные связи в изучении истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Система организации межпредметной деятельности
Виды межпредметных связей
Реализация интеграции в образовательном процессе
Реализация интеграции в образовательном процессе
Реализация интеграции в образовательном процессе
В настоящее время предмет география отнесен к общественно-научным предметам и по существующим ФГОСам изучается с 5 класса
На каком материке расположено государство Древний Египет? Покажите на географической карте у доски или на глобусе
Георгафическая карта Древнего Египта (учебник истории 5 класса)
В какой части Африки был расположен Древний Египет?
В северо-восточной части Африки
Где располагались Северный и Южный Египет?
В низовьях реки (в дельте) располагался Северный Египет, выше по течению – Южный Египет Северный Египет Южный Египет
Гроб фараона Хеопса сделан из ливийского кедра. Почему не из египетского?
Египтяне ввозили древесину в Египет, т.к. на его территории на тысячи километров простираются песчаные и каменистые пустыни.
Используя карту, расскажите, на какие территории были совершены походы фараонов Египта? Применение карт при изучении хода военных действий
Используя карты определите какие государства изображены на них и исправьте ошибки в таблице
Сравнительная характеристика географического положения стран Древнего мира
Межпредметные связи на уроках истории, литературы, МХК
Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы На уроках истории и обществознания: рассматривается возможная этимология возникновения слов; прослеживаются исторические этапы заимствования слов; формируются умения: провести сравнительную характеристику, правильно привести аргументы; подготовить развернутый ответ; изложить мысли по поводу какой-либо проблемы (часть С); составления сложного плана; написания эссе.
Исторические этапы заимствования слов в русском языке Количество заимствованных слов в русском языке исчисляется 10-ками тыс.; ниже перечислена лишь небольшая их часть. Заимствование слов из разных языков произошло в разное время. В истории языка сменялись периоды преимущественного заимствования: из германских языков (праславянский период); из греческого, а затем и старо/церковно-славянского языка (эпоха христианизации, дальнейшее книжное влияние) из тюркских языков (контакты с половцами, затем татарское иго, дальнейшие контакты с татарами и тюрками) из польского языка (XVI—XVII вв.) из нидерландского (XVIII), немецкого и французского (XVIII—XIX вв.) языков; из английского языка (XX — начало XXI вв.
Межпредметные связи истории с биологией и химией Тема урока: «Гибель Римской цивилизации» Проблемные задания: Мог ли свинцовый водопровод стать причиной гибели Римской империи?
Метопредметные результаты освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные образовательные результаты владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.
Метапредметные образовательные результаты владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
Метапредметные образовательные результаты владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Метапредметные образовательные результаты владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования
Метапредметные образовательные результаты широкий спектр умений и навыков использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации: работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях навыки создания личного информационного пространства;
Планируемые результаты: ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение Морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Реализация межпредметных связей в обучении истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Н. А. Волкова (Новый Уренгой)
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски результативных путей и способов интенсификации учебно-воспитательного процесса, улучшения качества преподавания в школе всех общеобразовательных предметов, в том числе и истории. Необходимо, чтобы обучение истории в школе соответствовало требованиям времени: формировало у молодежи способность к творчеству, самостоятельность суждений, высокие гражданские чувства, политическую культуру.
В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутрипредметных и межпредметных связей. Являясь од ним из компонентов действующих программ, эти связи служат не только углублению, обогащению и систематизации знаний, но и оказывают активное влияние на эмоциональную сферу ученика, активизацию его познавательной деятельности, развитие интереса к предмету.
Для педагогической науки проблема связей между учебными предметами и внутри их не является новой. Однако данная проблема приобрела сегодня особую актуальность в силу серьезных причин общественно-политического и педагогического характера. 1
Изучение истории формирует у учащегося методологические знания, важные для изучения других предметов, и, прежде всего, научное, материалистическое понимание мира. Тем самым создается важная предпосылка для целостного восприятия мира в его единстве и многообразии.
Из сказанного ясно, что изучение истории должно предшествовать изучению ряда предметов (литературы, экономической и социальной географии и др.) или по возможности изучаться синхронно.
Но межпредметное значение истории не ограничивается лишь созданием исторической базы для изучения других учебных дисциплин. Не менее важно овладение учащимися, благодаря этому, принципами материалистической диалектики, историзма, научной объективности, которые применяются ими при изучении других предметов. Знание законов развития природы, изучаемых предметов естественнонаучного цикла, опора на эти знания при изучении истории помогают создать у учащихся целостное понимание объективной картины мира, взаимосвязей, существующих между природной и общественной средой. 2
Более подробно хотелось бы остановиться на реализации межпредметных связей с курсом литературы, которая предоставляет учащимся возможность взглянуть на события истории глаза ми современников. Произведения, изучаемые по курсу литера туры или привлекаемые для внеклассного чтения, рассматриваются на уроках истории в следующих аспектах: 1) как факт общественной жизни; 2) как образная конкретизация общей идеи, закономерности; 3) для характеристики исторических личностей и событий.
Например, на уроках «Киевская Русь на рубеже Х-Х I вв.» и «Расцвет Киевской Руси» возможно привлечение содержания былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович», известных учащимся из курса литературы. Историки культуры находят в былинном эпосе многие достоверные черты народного быта. Из былин можно узнать и о свадебном наряде, и об устройстве городских укреплений, и об игре на гуслях и ещё о многом другом. Например, былина «Вольга и Микула Селянинович» дает представление о труде пахаря и его орудиях труда. При этом необходимо обращать внимание на то, какими человеческими качествами наделены герои народного эпоса.
Знакомясь с эпохой Петра Великого, учащиеся могут познакомиться с различными трактовками Петра I как личности и реформатора. Тема, поставленная учителем, получит продолжение на уроке литературы: деятельность Петра, определившая пути развития государственности России и национального сознания, рассматривается как художественное воплощение образа политического деятеля и личности, как проблема Петербурга и петербургского периода в русской жизни на основе анализа произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
Межпредметные связи, реально осуществляемые с курсом литературы, в основном носят преемственный характер. Учитель истории, приступая к преподаванию курса отечественной истории, опирается на конкретные знания учащихся о содержании, о роли передовой русской литературы и отдельных произведений А.Н.Радищева, Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, К.Ф.Рылеева, А.С. Грибоедова, М. Ю.Лермонтова, И.А.Крылова.
При изучении того, как возникли революционные взгляды декабристов, и как происходило восстание 14 декабря 1825 года, учитель истории, работающий в контакте с учителем литературы, не станет повторять многих подробностей о предыстории восстания, о последующей судьбе декабристов, А.С. Пушкина и АС. Грибоедова, а лишь актуализирует знания учащихся. Характеризуя социальные контрасты николаевской России, учитель может воссоздать обстановку несколькими образными штриха ми, напомнить ученикам грибоедовский афоризм, крыловскую басню, метафору, пушкинскую или лермонтовскую обличительную строку, судьбу героя тургеневского «Муму», сцену наказания солдата в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».
При изучении отечественной истории преемственные связи с курсом литературы уступают место опережающим, лишь иногда сочетаясь с ними. Опережающие связи сочетаются с преемственными и синхронными, при изучении общественного движения в России в канун реформ 60-х гг. Х1Хв., при знакомстве с характеристикой деятельности Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.А. Некрасова, А.И. Герцена. Некоторые произведения этих писателей уже известны учащимся. С другими учитель истории кратко ознакомит их, прежде чем будут изучать в курсе литературы.
При характеристике революционного народничества учитель также найдет опору в образах литературных произведений. Вот некоторые из них: Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»; Г. И. Успенский «Четверть лошади»; М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» и другие.
Для создания необходимого эмоционального настроя на уроке о возникновении идеологии народничества можно предложить, чтобы ученики вспомнили и прочитали вслух «Размышления у парадного подъезда». Уместно сообщить ученикам о том, что этот некрасовский текст, положенный на музыку, стал гимном народников.
При изучении материала о Великой Отечественной войне учитель может найти опору в образах литературных произведений: публицистике А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга; поэзии К. Симонова, А. Твардовского; театральных работах по пьесам Леонова, Корнейчука; в музыкальных произведениях: «Ленинградская симфония» Шостаковича, песня А. Александрова «Вставай, страна огромная»; радиорепортажи Ю. Левитана, О. Берггольц и многие другие. 4
Таким образом, реализация межпредметных связей помогает учащимся лучше осознать взаимосвязь фактов и явлений, выявить общее и специфическое, понять закономерности исторического процесса. Использование имеющихся у учащихся знаний, постоянная опора на них заметно влияют на осознанность и глубину усвоения учащимися учебного материала, помогают развивать их познавательные способности. Важно только учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки и постоянно поддерживать их интерес к выявлению и использованию этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, имея в виду, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.
«Изучение истории России в контексте межпредметных связей с мировой художественной культурой, литературой».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Изучение истории России в контексте межпредметных связей с мировой художественной культурой, литературой».
Проектную работу выполнила учитель истории и обществознания
МБОУ «Высокогорская СОШ №2» Высокогорского района РТ
Начало XX I века стало для России эпохой перемен, непредвиденных поворотов, временем, когда политика государства и социокультурная жизнь страны претерпевали определенные потрясения. Перемены произошли и в образовательной системе, что было ознаменовано реформой российского образования, вызванной к жизни стремлением России войти в состав мирового сообщества, в кратчайшие сроки достичь уровня развития постиндустриальных государств.
Теоретически проблема использования межпредметных связей в школе была осмыслена в исследованиях В.Н. Максимовой, А.И.Гурьева, П.Г.Кулагина.
Практическая значимость выполненного проекта состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания истории России в средних школах.
Данное тематическое планирование представляет своеобразный интегрированный курс истории, литературы и МХК. Интеграция реализуется на уроках разных уровней: межпредметных связей, понятийно-информационном и бинарном с использованием проблемных заданий, презентаций, организаций проектов, ролевых игр, анализа исторических источников и характеристики литературных героев
Киевская Русь. Первые русские князья. Соседи восточных славян. Крещение Руси. Торговые пути. Язычество. Праздники. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», фрагмент из кинофильма «Руслан и Людмила». Былины, жития святых. А. Н. Островский «Снегурочка». «Слово о полку Игореве». Фрагмент из оперы «Садко», Н. Карамзин «Марфа-посадница»
Русь под игом. Монгольская держава. Встреча на Калке. Нашествие Батыя. Александр Невский. Русь под властью Золотой Орды. «Житие Александра Невского», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В.Прибытков «Повесть о путешествии Афанасия Никитина в Индию», фрагменты фильма С.Бодрова «Монгол».
Объединение Руси. Возвышение Москвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Эпоха Ивана Грозного. Б. Зайцев «Сергий Радонежский», «Домострой», картины «Иван Грозный убивает своего сына», «Смерть Ермака», М. Ю. Лермонтов «Повесть о царе Иване Васильевиче, о молодом опричнике и удалом купце Калашникове».
Смута. Фёдор Иванович. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Минин и Пожарский.
Избрание на царство М. Романова. А. С. Пушкин «Борис Годунов», М.Г.Мусоргский «Жизнь за царя», «Хованщина»
Бунташный век. Абсолютная монархия. Царь Алексей Михайлович. Крепостное право. Церковные реформы (Никон и Аввакум). Старообрядцы. Городские восстания. Восстание Степана Разина. «Сказание о боярыне Морозовой», картина Репина «Боярыня Морозова» фольклор «Из-за острова на стрежень…»
Российская империя. Реформы Петра I. Северная война. Основание С-Петербурга. А.С.Пушкин «Полтава», А.С.Пушкин «Медный всадник», А. Толстой «Пётр I», фрагмент фильма «Россия молодая», И.Е.Репин «Утро стрелецкой казни»
Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина I. Елизавета Петровна. Анна Ивановна. Бирон. Семилетняя война. Пётр III. Екатерина II. «Просвещённый абсолютизм». Бунт Емельяна Пугачева. М. Ломоносов. А. Суворов и Ф. Ушаков. Павел I. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Екатерина II «Наказ дворянству», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», фрагменты фильмов «Капитанская дочка», «Адмирал Ушаков».
Эпоха Александра I. М. М. Сперанский. Отечественная война 1812 года. Венский конгресс. Декабристы. 1825 год. Николаевская Россия. 1825 – 1855 гг. Западники и славянофилы. А. И. Герцен. Присоединение Кавказа. Крымская война. «Золотой век» русской культуры. Правление Александра II. Крестьянская реформа 1861 года. Либеральные реформы 60-70-х гг. Русско-турецкая война. 1877-78гг Присоединение Средней Азии. Контрреформы Александра III. М.Ю.Лермонтов«Бородино», виртуальная галерея «Война 1812г.», фрагменты фильмов «Гусарская баллада», «Звезда пленительного счастья», Л. Н. Толстой «Война и мир», А. С. Грибоедов «Горе от ума», А. С. Пушкин «В Сибирь», «Арион», Одоевский «Ответ Пушкину», поэты-декабристы; Н. Лесков «Левша», Л. Толстой «Севастопольские рассказы», Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Н. Лесков «Очарованный странник», А. П. Чехов «Рассказы».
Российская империя накануне Первой мировой войны. Россия на рубеже XIX-XX вв. Кризис империи: Русско-японская война и революция 1905-07 гг. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. Третьеиюньская монархия и Реформы Столыпина. Культура России в конце XIX – начале XX вв. Поэзия Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм.
Россия в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 г. Приход к власти большевиков. Гражданская война и военная интервенция. НЭП. Образование СССР и его международное признание.
Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция. Культ личности Сталина. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие. Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е гг. «Музыка» революции в поэме А. Блока «Двенадцать», в поэзии В. Маяковского. «Любит, любит кровушку русская земля». А. А. Фадеев «Разгром», в романе М. Шолохова «Тихий Дон». А. Платонов «Котлован», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». «Эксперимент, из-за которого Россия потеряла XX век» (А. Солженицын). М. Шолохов «Поднятая целина». Великая Отечественная война. Начальный период Вов. Июнь 1941-ноябрь 1942. Коренной перелом в ВОВ. Наступление красной армии на заключительном этапе ВОВ. Причины, цена и значение Великой Победы. Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие», А. Бек «Волоколамское шоссе», К. Воробьёв «Убиты под Москвой», Ю. Бондарев «Горячий снег», В. Быков «Сотников», поэзия О. Бергольц. Дневник Кати Савичевой.
Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. Начало «холодной войны». СССР в последние годы жизни Сталина. XX съезд КПСС. Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг. Духовная жизнь СССР в 1940-60 гг.
Перестройка и распад советского общества. Политика перестройки в сфере экономики. Развитие гласности и демократии. Новое политическое мышление. Кризис и распад советского общества. Россия на рубеже XX-XXI вв.
Данные уроки способствуют расширению и углублению базового курса истории России за счёт изучения произведений художественной литературы. Кроме того, интегрированные уроки соответствуют основным принципам технологии модульного обучения. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: самостоятельный поиск информации по предложенной тематике на страницах литературных произведений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций; анализ точек зрения историков и писателей на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции; участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Основные методы работы: анализ исторической и литературы и источников, художественных произведений; эвристическая беседа; дискуссия; сюжетно-ролевая игра; подготовка и обсуждение сообщений; подготовка проектов и их презентация.
Формы отчётности: творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, эссе, сочинения); конспекты с заданиями; зачёт в различной форме.
Для того чтобы обеспечить эффективную интеграцию учебных предметов, необходимо осуществить ряд последовательных шагов:
• продумать структуру и принципы осуществления межпредметной деятельности;
• согласовать методические приёмы, формы обучения и требования к основным видам деятельности учащихся в рамках нескольких предметов.
Выполнение перечисленных шагов позволит учителю правильно определить внутрипредметные связи и взаимодействия, а от этого уже будет зависеть возможность учащихся овладеть сложными способами деятельности и применить их на практике.
Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации образовательного процесса, улучшение качества преподавания истории. Экстенсивные пути решения „вечных“ дидактических проблем (несоответствие учебного времени объемам учебных знаний; дробность, фрагментарность учебных курсов; линейность, «попараграфность»; увеличение количества учебных предметов, содержания дисциплин и др.) практически исчерпаны. Путь интенсива ─ в увеличении «плотности» единицы учебного процесса (урок заменяется блоком уроков), а также за счет его интеграции. В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию межпредметных связей.
Проблема связей между учебными предметами и внутри их не является новой. Рассмотрение и изучение проблемы интеграции предпринимались педагогами еще в далеком прошлом. Так, Ян Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк ─ истории и географии. Необходимость межпредметных связей обосновывали В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н.К.Крупская. В 50-е гг. XX века некоторые педагоги за рубежом и в нашей стране для достижения целостности знания создают интегрированные учебные предметы. Так, в США возник интегрированный курс «Общественные науки», включающий элементы истории, географии, права. В Польше была предпринята попытка создать интегрированный курс «Культура». По существу интегрированным предметом является у нас обществознание.
Анализ педагогической литературы показал, что межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общепредметные знания, умения и навыки, способы их получения в различных видах деятельности, а также общих методов познания мира совместными усилиями учителей различных предметов. Этот принцип определяет развитие способности учащихся к концептуальному мышлению, т.е. к целостному видению мира. Проблемой межпредметных связей занимались классики отечественного образования. Эта проблема сохранила свою актуальность в современных условиях.
Данные наглядно свидетельствуют об эффективности применения дидактической системы в процессе преподавания в основной школе и позволяют сделать следующие выводы:
Реализация принципа межпредметных связей придает общему образованию ту целостность, которая делает его системой. К системности знаний можно прийти только через системность в обучении. Придавая учебным предметам, характер системности, межпредметные связи обобщают знания делают целостным мировоззрение учащихся и саму его личность, т.е. способствуют творческому развитию обучаемых.
Следует отметить, что решающая роль в практической реализации межпредметных связей в процессе изучения дисциплин принадлежит учителям, от которых во многом зависит уровень сформированности системы знаний, убеждений, способов деятельности.
5. Список литературы
Зверев И. Д., Максимова В. Н., Межпредметные связи в совр. школе, М., 1981.