мифические персонажи в русских народных сказках
Мифологическая основа русских сказок
Разделы: Литература
Вступление
С раннего детства мы знакомы с русскими сказками, знаем, что Баба Яга и Кощей Бессмертный злые, а Иван обязательно победит темную силу и спасет Василису Прекрасную. Но нам интересно знать, откуда в русских сказках такие необычные герои и такие повороты сюжета?
Мы тоже задумались над всеми этими вопросами и стали искать ответ. Мы выяснили, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян.
Основная часть
Прежде чем мы будем говорить о художественных образах и сюжетах в мифологии восточных славян и русских сказках, необходимо нарисовать мифологическую картину устройства мира такой, как её представляли наши предки.
Возьмем, к примеру, сказку «Царевна Лягушка».
«Василиса Премудрая хитрей, мудрей своего отца уродилась; он за то осерчал на нее и велел ей три года квакушею быть»
— Ах, как же я долго спал!
Отвечает Иван солдатский сын:
Век бы тебе спать, если б не я!
Привязали птице Гамаюн боги бочку под крылья, чтобы набрала в Ирии вещая птица священной сурьи, и наказали ещё, чтобы в клюве принесла она с Рипейских гор живой воды. И ответили ему братья Сварожичи:
Молвил Перун, полной грудью вздохнув:
«Обернулась Василиса Премудрая белой лебедью и упорхнула в окно:»
Подобное есть и в мифе:
«:Лебёдушкой белоснежною сей же час вспорхнула Жива на небо, замахала сильными крыльями и полетела:»
Практически тоже самое рассказывается и в мифе:
Вспомните, как часто этот сложный путь проходят самые разные герои, чтобы добраться до царства Кощея Бессмертного и освободить любимого или любимую.
В сказке также сказано:
В мифологии о нем сказано:
Было у Горына то ли три головы, то ли шесть, то ли девять: люди, которые его видели, иногда от страха со счету сбивались и не могли точно ответить, сколько же именно было голов у этого змея,- может, и все двенадцать.
Когда вылетал он из-под своей горы, то кругом гром гремел и молнии сверкали. Вылетал, отправлялся туда, где жили мирные пахари. Увидит какую девицу-красавицу попригожее, хвать ее когтистыми лапами и несет к себе в глубокую пещеру»
Сравните с русскими сказками: » : гром гремит, земля трещит, волны на реках взволновались, вылетает Змей Горыныч о двенадцати головах:»
«Каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя. Есть у него три прекрасные царевны. «
Все знают знаменитую Бабу Ягу с ее избушкой на курьих ножках:
«:Стоит избушка на курьих ножках, кругом повертывается. Избушка повертывается к морю задом к нему передом. Царевич взошел на нее и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-Яга костяная нога:»
Почти в каждой сказке есть старичок, который неожиданно появляется перед главным героем, дает ему полезный совет и также неожиданно исчезает. В сказке «Царевна-лягушка» он тоже есть:
Нечего делать, пошли добрые молодцы домой и головы повесили; идут путём- дорогою, а на встречу им опять тот старичок попадается».
В Мифах сказано, кто же этот старичок:
Заключение
Работа по сопоставлению русских сказок со славянскими мифами очень увлекательная. И чем мы больше сравнивали и вчитывались, тем чаще задавались вопросом: а сказки ли рассказывали нам в детстве, может быть, это были просто славянские мифы?
Мифические персонажи в русских народных сказках
Персонажи русских народных сказок и славянская мифология
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
С раннего детства мы знакомы с русскими народными сказками, знаем, что Баба Яга и Кощей Бессмертный злые, а Иван обязательно победит темную силу и спасет Василису Прекрасную. Но нам интересно знать, откуда в русских сказках такие необычные герои и такие повороты сюжета?
Я тоже задумалась над этими вопросами и выяснила, что большинство народных сказок берут начало в мифах древних славян.
Представить языческую славянскую мифологию в качестве основного способа осмысления природного и человеческого мира древних славян и объяснить происхождение самых распространенных сюжетов, любимых героев в народных сказках.
Осуществление поставленной цели возможно только при решении следующих задач:
1.Показать языческую мифологическую систему для понимания мировосприятия древних славян.
2.Ознакомиться и сравнить богов древних славян с фольклорно-этнографическим материалом.
3. Продемонстрировать навыки самостоятельного исследования в работе с художественными произведениями.
Глава I . Представление славян об устройстве мира.
Глава II . Герои русских народных сказок – языческие персонажи славянских мифов
Глава 2.1. Солнце – первое божество древних славян.
Солнце, месяц и звёзды были первыми божествами древних славян. Обожествление солнца засвидетельствовано многими преданиям. Исчезающие вечером, как бы одолеваемое рукою смерти, оно постоянно, каждое утро снова является во всём блеске и торжественном величии, что и возбудило мысль о солнце как о существе неувядаемом, бессмертном, божественном. Как светило вечно чистое ослепительное в своём сияние, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердным; имя его сделалось синонимом счастья.Солнце постоянно совершает свои обороты: озаряя землю днём, оставляет её ночью во мраке; согревая весною и летом, покидает её во власть холоду в осенние и зимние месяцы. «Где же бывает оно ночью? – спрашивал себя древний человек. – Куда скрываются его животворные лучи в зимнюю половину года?» Фантазия людская творит для него священное жилище, где божество это устраивается после дневных трудов и где скрывает свою благодатную силу зимою. По общеславянским преданиям, благотворное светило дня, красное Солнце, обитает на востоке в стране вечного лета и плодородия, откуда разносятся весною семена по всей земле; там высится его золотой дворец, оттуда выезжает оно поутру на своей светозарной колеснице, запряжённой белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду. В русских народных сказках этот герой выступает либо в качестве символа своей связи с человеком, либо для некоторого его обожествления. Так происходит в сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Дети, рожденные обычной женщиной, имеют «во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и обладают способностями «расти не по дням, а по часам», исполнять желания, получать волшебным образом необходимое: «По моему прошенью, когда б здесь явилась банька!» В более поздних сказках Солнце – практически человек, правда, обладающий фантастическими способностями, которые использует в бытовых целях. Так, в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» Солнце женится на царской дочке, которая, при случае, жарит на нем яичницу.
Глава 2.2. Волк – сказочный герой – представитель животного мира
В сказках славян чаще всего из зверей действует Волк. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. Недаром существовало в древности личное имя – Волк (до сих пор на Балканах мальчиков называют Вук, а у немцев – Вольф). Считалось, что Волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают только тех, кто обречён на погибель Егорием Храбрым, волчьим пастырем, то есть пастухом. Собственно говоря, этот образ слился с Егорием Храбрым уже в позднейшие христианские времена. Древнейшие наши предки видели в нем прежде всего повелителя небесных волков, которые, словно гончие псы, участвуют вместе с Волчьим пастырем в дикой охоте и носятся по небесам. Спускаясь на землю, Волчий пастырь выезжает верхом на волке, щелкая бичом, гонит перед собой волчьи стаи и грозит им дубинкой.
2.3.Полувой дух-хозяин поля
Глава III . Сравнительный анализ мифических и сказочных образов
В мифе: Привязали птице Гамаюн боги бочку под крылья, чтобы набрала в Ирии вещая птица священной сурьи, и наказали ещё, чтобы в клюве принесла она с Рипейских гор живой воды. И ответили ему братья Сварожичи:
Глава 3.1.Кощей Бессмертный – самый могущественный персонаж русских сказок.
Глава 3.2 Змей Горыныч – мифический представитель тёмных сил
Самый популярный сказочный персонаж русских народных сказок, это, конечно же, Баба Яга. Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Она обладает еще и исключительной богатырской силой, несмотря на свою внешнюю немощь. Оказывается, в языческие времена считалось, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плакал, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся. Именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.
2.В. Калашников. Славянская мифология.Москва,2005
4.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.
5.Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.
6.Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.
7.Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.
1Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.
3В. Калашников. Славянская мифология.Москва,2005
7Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.
Роль мифических существ в славянских сказках
Введение
Глава 1. Враги
Глава 2. Помощники
Глава 3. Трикстеры
Заключение
Литература
Глава 1. Враги
Сон разума рождает чудовищ
Франсиско Гойя
Глава 2. Помощники
Если ты чего-то сильно хочешь, вся вселенная
будет способствовать достижению этого
Пауло Коэльо
Глава 3. Трикстеры
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы
Лермонтов
Итак, мы рассмотрели различные группы мифических существ из славянских сказок на основе их отношений с человеком. Нужно сказать, что славянские и русские сказки в основном статичны, и нельзя сказать, какие из них появились позднее, а какие – раньше. Поэтому мы можем говорить о мифических существах как о достаточно стойких образах сознания не только славян, но и нас с вами. Каждая из рассмотренных мной групп воплощает определенные качества, имеет свои функции и степень разработанности.
Что касается недружелюбных человеку существ, при ближайшем рассмотрении оказываются, что они воплощают все, противное человеческой природе. Причем этот инстинкт ненависти и страха заложен в человеке почти на генетическом уровне, поскольку боязнь смерти или половые табу существовали уже с доисторических времен и являются необходимыми просто для выживания человека. То есть антагонизм «эпический герой – злое мифическое существо» является проявлением борьбы чистых, жизнеспособных инстинктов человека со страхом, смертью, всему, что к ней приводит. Этот тип существ наиболее подробно проработан в сказках во многом потому, что славяне должны были знать, чего опасаться (нужно знать своих врагов в лицо), кроме того, описание нелицеприятных подробностей существа позволяло славянам «не расслабляться»; детей пугали этими существами, и они опасались их впредь.
Мифические существа – помощники героя разработаны в литературе куда хуже. Это во многом объясняется тем, что герой принимает помощь от этого рода существ как саму разумеющуюся. Существа помощники в абсолютном большинстве своем зооморфны, причем являются не экзотическими, а будничными животными для героя – волк, конь, корова. Я думаю, их появление в сказках обусловлено той большой ролью, какую играли животные в жизни древних славян. И, конечно, верой в переселение душ умерших родственников в различных животных, иногда предметы. Подробное описание внешнего вида таких существ совсем не нужно: что касается животных, славянин видел их каждый день и каждый знал, как выглядит, например, волк; с реинкарнацией умершего еще проще: присутствие духа человека ощущается независимо от облика, в котором он содержится.
Образы существ-трикстеров, как я уже не раз говорила, встречаются в славянских сказках нечасто, и являются, зачастую, проходными. В общем трикстер исполняет те же функции, что и в других мифологиях – хитреца, дающего герою знания, но в итоге терпящего поражение (и даже смерть) по собственной глупости. В русских сказках трикстер в абсолютном большинстве случаев проигрывает, нет даже намека на то, что он способен победить героя, а отличие от аналогичных, скажем, западных сказок. Здесь реализуется, на мой взгляд, именно славянский менталитет, манера жить, не допускающая каких-либо размышлений, толкований, почти максимализм. Неуверенный в себе и своих намерениях трикстер всегда проигрывает, а побеждают его не слишком долго размышляющие герои.
На основании анализа славянских сказок можно многое сказать о менталитете славян, о развитии их культуры, об их окружении. Сказки подчас могут дать гораздо больше информации о народе, чем самые умные культурологические исследования, если только анализировать их подробнее. Мифические существа в славянских сказках отличаются своеобразием ролей, формирования их образов, судьбами. Но все они способны рассказать нам о какой-то частичке того, что мы называем «славянской душой».
Презентация по литературному чтению «Мифологические образы в русских народных сказках»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Мифологические образы в русских народных сказках»
Общее понятие сказки СКАЗКА – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. (опр. Толковый Словарь Русского Языка)
Сказки народные авторские
с к а з к и бытовые о животных волшебные
Главные персонажи – животные. Создавались в назидание маленьким, высмеивают общечеловеческие пороки. Построены на диалоге и животные имеют собственные имена, прозвища.
Русской культуре больше двух тысяч лет. Её истоки теряются в глубокой древности. Тогда наши предки, восточные славяне, жили в лесах, по берегам многоводных рек и озёр. Они были язычниками, т.е.почитали множество богов и духов, поклонялись силам природы, верили в заговоры, магию, колдовство и вещие сказания.
По представлениям славян, земля и вода, солнце и ветер, животные и растения обладали волшебной силой. Красочная картина мира, которая сложилась в сознании древних славян отразилась в мифологических сказаниях.
« В мифах рассказывается о происхождении мира, явлениях природы, божествах и легендарных героях. В мифе, в отличие от сказки, ничего заранее не придумывается». (В.Соловьёв)
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба Яга и Леший.
Неоднозначный персонаж, одновременно она и ведьма, и богиня зверей и леса. Баба-Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру живых и миру мёртвых ( «костяная нога» ).
Баба Яга связана с ночью и тьмой. Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»). Баба Йога – так в древности звучало ее имя.
Живет Баба Яга на границе леса, воспринимаемой как грань Яви и Нави. Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых.
Является Богом ночного или зимнего солнца.
Скелет в плаще со сверкающими глазами. Представитель тёмных туч. Хранитель сокровищ и похититель красавиц, окаянный и безжалостный. Смысл его жизни – погубить всех.
Змей Горыныч может быть трехглавый, девятиглавый. Он может летать, крылья его –огненные.
могущественное существо, обладающее властью над лесом и важнейшими сторонами человеческого бытия. Он умеет петь без слов, а иногда с такой силой, как шумит лес в бурю.
… «Отчего люди не летают так, как птицы?» Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам.
Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.
Читая русские и другие народные сказки, часто можно встретиться с сюжетом, в котором так много связано с яблоней и яблоками. Именно на это дерево чаще всего прилетает жар-птица, чтобы поклевать золотых яблочек, именно яблоки возвращают здоровье и молодость, а иногда дарят бессмертие; именно яблоней и яблоками стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их…
Яблоки во многих мифах связаны с раем или райским садом. Старое название яблони «серебряный сук» происходит от поверья, что яблоки растут на серебристых ветвях и обладают свойствами бессмертия.
В русских народных сказках яблоко предсказывает судьбу, определяет судьбу героя или героини.
Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Основные выводы Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Таким образом, детские сказки в занимательной форме возвращают нас к нашим истокам.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДВ-176241
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Bestiary.us
Быстрый переход
Русская мифология и фольклор
в славянской мифологии райская птица с женским ликом и сладостным голосом
в русских поверьях дух амбара
в восточнославянской мифологии мелкий бес, чертенок с утиными чертами и лысой как у татарчонка головой
в славянской мифологии и фольклоре живущая в лесу старуха-чародейка
у славян страшный старик, которым пугают детей
в русском фольклоре злая старуха, сходный с бабаем женский образ
в русской глубинке одна из страшилок для детей, бабай
по славянской мифологии дух бани, как правило, стоящей на отшибе
в современной русскоязычной среде, озорной домашний дух, которому приписывают действия, связанные с полтергейстом
в русском фольклоре фантастическое страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани
в восточно-славянском фольклоре лесной дух, который сбивает с дороги путников, заставляет их плутать по лесу, заводит в болото или чащу
таинственные природные явления или мифологические существа, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах
по русским поверьям большеголовый и неуклюжий дух леса, живущий в ягодных местах, норовящий обманом запрыгнуть на шею и голову петлей стянуть
по славянской мифологии сестра русалкам, живущая на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной
в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей; бука, бабай
в русском фольклоре страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в лесу, в пустых постройках
в русском фольклоре сказочное страшилище, которым пугают детей, фантастическое существо в доме
в русском фольклоре одна из страшилок для детей, бабай, фантастическое существо вроде домового
в русском фольклоре мифическое существо в подполье дома; страшилище, которым пугают детей
в русском фольклоре нечистая сила неопределенного облика
в восточнославянских сказках чудовищное агрессивное лесное создание, которое убивает объединённая группа людей, животных и предметов
воспетый Гоголем персонаж восточнославянского фольклора, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками
в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей, бабай, бука; также покойник, являющийся во сне
в славянской мифологии злой дух, воплощение стихий воды как отрицательного и опасного начала
в славянской мифологии оборотень, чeлoвeк, вынужденный принимать oблик вoлка
в русском фольклоре нечистый дух или черт; змей, который посещает женщин, превращаясь в красивого парня, отсутствующего мужа
в русском фольклоре злой дух, который стрелой мчится по проезжим дорогам за душой умирающего грешника
в русском фольклоре нечистая сила, которой пугают детей; возможно, она сходна с букой
в русском фольклоре (точнее, в пушкинской интерпретации фольклорных текстов) упырь
в поверьях Костромского края тоскующая, «ноющая» душа непогребенных костей
в русском фольклоре разновидность домового, дух, ведающий домашним хозяйством
в белорусской и русской мифологиях дух-хранитель гумна (места и/или помещения для сушки и обмолота зерна)
у славян дух-хранитель двора и хозяйственных построек
понятие народной демонологии, обозначающее различных лесных существ чудесной, «дивной» природы
у славян (а также в ряде других культур) дух-хранитель дома
в фольклоре Терского Берега Белого моря, «хозяин» моря и зверей, предсказывающий каким будет промысел
в русском фольклоре сказочный зверь, питающийся воздухом
в белорусской и русской мифологии проклятые колдуны, обреченные после смерти возвращаться упырями, вредить людям или друг другу
у русских Архангельской области персонаж, которым пугали детей перед Великим постом, персонификация поста
в фольклоре Вологодской области, существо, живущее в гороховом поле, в огороде, персонификация полуденного жара
в фольклоре Русского Севера, живущий в подовине у печки злой дух, который показывается в огненном сиянии
в белорусском фольклоре страшное пугало в облике бабы-жабы с железным крюком, живущее в полях и огородах и хватающее детей, которые без разрешения бегают за горохом
в приграничных с Беларусью районах России старуха-пугало с железными грудьми
персонаж славянской мифологии, нечистая сила, очень длинный и худой дух, бродящий ночью по улицам
по поверьям жителей Урала подземная кошка, охраняющая клады
в русских поверьях дух мертворожденного или умершего до крещения младенца, безрукий и безногий урод
в русском фольклоре разновидность домового, дух, который подшучивает над людьми
по славянской мифологии могучий подвид единорога, способный разгулявшись «всколдыбать» всю вселенную
некое фантастическое существо, неоднократно изображавшееся на русских лубочных картинках, речной ящер неясного происхождения
в славянской мифологии беспокойный домашний дух исключительно женского пола, жена или сестра домового
морское чудовище средневековых бестиариев
в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице
согласно славянских поверий, дух, охраняющий клады
в славянской мифологии фантастическое существо, которым пугают детей
в восточнославянской мифологии помощники ведьмы, колдуна или домового, накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом
в русском фольклоре разновидность домового, «хозяин» колодца
в русских сказках маленькая горбатая лошадка со сверхъестественными способностями
персонаж русских волшебных сказок, обладающий волшебным усыпляющим голосом
в мифологии и фольклоре восточных славян злой колдун, омерзительный старик, обитающий в тридевятом царстве на краю света
по поверьям Урала и Пермского края маленький нечистый дух, чертик
в фольклоре жителей Вологодщины водяной чертенок
в русских поверьях дух в облике женщины, обитающий в углу (в куте) дома
согласно славянским поверьям: дух, превращающийся в пса и лаем охраняющий клады
по славянским поверьям дух, который слетает на землю падучей звездой и, принимая знакомый человеческий образ, вступает в связь со своими жертвами
в славянской мифологии дух леса
у восточных славян воплощение злой доли в образе одноглазой старухи
в русском фольклоре демонический персонаж, уродливая старуха, которая бродит по белому свету, разыскивая погубленного ею сына
в русском фольклоре привидение или дух
в ряде культур (как правило северных: скандинавы, финно-угры, балты, славяне) люди, превращающиеся в медведей, и наоборот
персонаж славянского фольклора, известный в русских и сербских сказках, получеловек-полумедведь
дух-хозяин мельницы в фольклоре жителей русского севера
в русском фольклоре домашний дух, оставляющий на полу мокрые следы
по славянской мифологии дух мшистых болот, самый маленький из лесных духов
в славянской мифологии чудесная птица с четырьмя ногами
в русском фольклоре зловредный женского пола дух бани
по славянской мифологии один из усадебных духов, охранитель хлебных запасов, живущий в овине
в фольклоре жителей русского севера, полевой дух в образе старухи, прибегающей погреться к кострам на выжигании старой травы при бороновании
по славянской мифологии демон-искуситель и дух-добытчик
дух, обитающий в речных и озерных омутах; водяной
в южносибирских поверьях фантастическое существо, «оплетающее» людей, чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью
в фольклоре Беларуси и северо-запада России женский дух поля
в фольклоре Олонецкого края, полевой или лесной дух, обитающий в кустарнике и стерегущий ягоды
ребенок нечистой силы (эльфов, русалок, леших, чертей и других), подброшенный вместо похищенного новорожденного
в славянской мифологии дух поля, маленький старичок с волосами и бородою из колосьев и травы
легендарный богатырь или чудовище-людоед, русский лубочный аналог кентавра
в славянской мифологии дух жаркого полудня, настигающий тех, кто вопреки народному обычаю работает в поле в полдень
духи полуночи; персонификация болезни и бессонницы
в поверьях Нижегородской губернии злой дух, живущий в полях, на земле
в русском фольклоре мелкий бесенок, живущий вблизи людей
в белорусском фольклоре подменыш, созданный колдуном или русалкой из полена или вырезанной из него куклы
зооморфные персонажи, имеющие человеческое тело и голову собаки либо волка, славянская интерпретация кинокефалов
в русском фольклоре нечистый дух в пустом доме; кикимора
в славянском фольклоре фантастическое существо («зверь-женщина»), обитающее в ржаном поле или в коноплях; русалка
в славянской мифологии духи водоемов, в которых превращаются умершие девушки, утопленницы, некрещёные дети
по сказаниям русскоустьинцев, дух-хранитель тундры (от «сендуха» — русское диалектное название тундры)
древнерусское языческое божество, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, входившее в пантеон князя Владимира
в славянских мифах райская птица с ликом девичьим, песней своей погубить способная
злобное существо из локальной былички, записанной в деревне Верхополье Брянской области России
в русских поверьях суровый дух-хранитель степи
в русском фольклоре духи, караулящие сено на сенокосе
на Русском Севере и Поволжье колдунья-пережинщица
у литовских русинов опасный лесной божок, под видом тура или оленя с золотыми рогами или копытами заманивающий путников в лес или болото
в фольклоре русских жителях берегов реки Ояти покойник-ератник-упырь, встающий по ночам из могилы и пугающий беременных женщин
согласно распространенным в Архангельской губернии поверьям, подмененный лешим ребенок
в русском фольклоре чудесное существо, похожее на птицу, живущее в воде
в русском фольклоре лесные духи, эхом отзывающиеся на человеческий голос
в русском фольклоре чудесное существо, напоминающее большую рыбу, бегающую утром по росе
в славянском фольклоре маленький чертенок, помощник домового
огромная птица, поедающая людей и скот, обитавшая в окрестностях Семипалатинска
по сказаниям русскоустьинцев, мифическая народность, представители которой впадали в зимнюю спячку и умирали, если до весны ломалась сосулька из их соплей
в славянском фольклоре злые духи
в русском фольклоре чудесный народ белоглазых великанов, обитавших на севере
в поверьях Архангельской губернии нечистые духи, изгоняемые по окончании Святок
в русском фольклоре мелкие пакостные демоны, на Святки выходящие из проруби на свет
русский женский демонический персонаж, дух пустого дома, связанный с прядением и схожий с пустодомкой