мигель де унамуно биография

Мигель де Унамуно — биография

мигель де унамуно биография. Смотреть фото мигель де унамуно биография. Смотреть картинку мигель де унамуно биография. Картинка про мигель де унамуно биография. Фото мигель де унамуно биография

1) Резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние (напр., духовный кризис).

1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).

Термин «интеллигенция» был введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции.

Сочинения Мигеля де Унамуно

В русском переводе:

Подробнее о Мигеле де Унамуно читайте [en] в литературе:

Мигель де Унамуно скончался 31 декабря 1936 года в Саламанке.

Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂

Найти ещё что-нибудь интересное:

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Источник

Мигель де Унамуно

мигель де унамуно биография. Смотреть фото мигель де унамуно биография. Смотреть картинку мигель де унамуно биография. Картинка про мигель де унамуно биография. Фото мигель де унамуно биография

Мигеля де Унамуно знают как испанского философа и писателя. Он входил в число лидеров движения «Поколение 98 года», которое создали испанские литераторы. Участники этой группы обеспокоены тем, что их страна перестала быть империей, после того как в 1998 году во время американо-испанской войны потеряла Филиппинские острова, Пуэрто-Рико и Кубу. Кроме того, члены «Поколения 98 года» писали о политическом, моральном и социальном кризисе в стране. В основном участники группы родились в период 1864-1875 годов. Автором названия данного объединения стал испанский писатель Асорин.

Ученая карьера

Мигель де Унамуно появился на свет в сентябре 1864 г. в Бильбао. Его родители были басками. По образованию он филолог. В 1891 г. Мигель получил профессорскую степень, а через десять лет в качестве ректора начал руководить Саламанкским университетом. В 1924 г. он выступал против диктатора Примо де Риверы, из-за чего вынужден был поселиться на Канарских островах, где провел несколько лет в ссылке. Мигелю удалось бежать и он оказался во Франции. В 1930 г. Унамуно вернулся в Испанию и получил мандат депутата кортесов. Через два года ему присвоили ученую степень академика. Вначале писатель был противником идей республиканцев. Унамуно не считал, что они могут привести страну к национальному единству, но уже в 1936 г. Мигель начал жестко критиковать фашистов, которые пришли к власти в Испании.

Философия Унамуно

Испанский философ был противником буржуазно-помещичьего общества. В девяностых годах он считал себя марксистом. Его статьи печатало социалистическое издание «Луча де классе». В 1897 году в Испании начался религиозный кризис, во время которого Мигель пересмотрел свои взгляды на социализм и стал автором философской концепции, благодаря которой появились такие течения как экзистенциализм и персонализм.

мигель де унамуно биография. Смотреть фото мигель де унамуно биография. Смотреть картинку мигель де унамуно биография. Картинка про мигель де унамуно биография. Фото мигель де унамуно биография

Испанский профессор был большим сторонником идей, которые в своих произведениях озвучил классик русской литературы Лев Толстой. Кроме того, в числе его духовных учителей были датский писатель и теолог Серен Кьеркегор и французский философ, физик и математик Блез Паскаль. В своих философских трудах Унамуно уделял особое внимание духовной жизни человека. Он считал, что многие стремятся к личному бессмертию, но уверены, что жизнь конечна. Профессор стал автором понятия «агония», под которым он подразумевал трагическое восприятие жизни, вызванное противоречием между верой и разумом. Он считал, что оставить частичку себя в мире и обеспечить бессмертие можно с помощью материнства, любви и творчества.

Профессор считался противником сциентизма и занимался утверждением «экзистенциального» характера философской истины. Он был уверен, что между духовным и научным прогрессом есть противоречие. Унамуно призывал к возрождению личности. Он считал, что именно так можно изменить буржуазный мир.

Художественное творчество

В 1897 году Унамуно написал свой первый роман «Мир во время войны». В его последующих произведениях уже ведется экспериментальное художественное повествование. Затем писатель снова начал сочинять в реалистической манере, но у него «внешняя реальность» противопоставлялась воображаемой реальности. Унамуно передавал читателям «внутреннюю реальность», но его лучшие рассказы все же содержат психологически и социально достоверных персонажей.

Благодаря произведениям Унамуно испанская интеллигенция отвергла католическую ортодоксию. В ее мышлении появилось бунтарство и критические замечания.

Источник

Мигель Унамуно

мигель де унамуно биография. Смотреть фото мигель де унамуно биография. Смотреть картинку мигель де унамуно биография. Картинка про мигель де унамуно биография. Фото мигель де унамуно биография

Родился в семье коммерсанта, баск по национальности; родным языком Унамуно был баскский, но писал он по-испански. В семье получил традиционное католическое воспитание, некоторое время даже хотел стать священником.

В 1880 году Унамуно поступил на факультет философии и гуманитарных наук Мадридского университета, который закончил в 1884, получив степень доктора. Унамуно вернулся в родной Бильбао, где преподавал латынь в средних учебных заведениях. В 1891 г. он женился. В том же году он перебрался в Саламанку, где получил место профессора греческого языка, античной литературы и философии Саламанкского университета, а в 1901 г. стал его ректором.

В 1924 г. за выступления против диктатуры Примо де Риверы Унамуно был сослан на Канарские острова, откуда отправился в добровольное изгнание во Францию. На родину он вернулся в 1930 г., был депутатом Кортесов (1931-1932 гг.). Унамуно выступил против республики, считая, что она не может обеспечить гражданский мир и национальное единство.

Поддержав в первые недели франкистский мятеж, 12 октября 1936 г. он выступил с его решительным осуждением. Поводом для этого стала шовинистическая речь фалангистского генерала Хосе Мильяна-Астраи в большом зале Университета Саламанки.

В 1880-1890-е гг. Унамуно увлекался социалистическими идеями Бакунина, Лассаля, Маркса, активно работал в социалистическом еженедельнике «Луча де класе» («Классовая борьба»). После религиозного кризиса 1897 г., вызванного смертью от менингита трёхлетнего сына, он отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма. Огромное влияние на Унамуно оказали идеи и творчество Августина, испанских средневековых мистиков, Б.Паскаля и С.Кьёркегора (для чтения произведений которого в оригинале он даже выучил датский язык).

Унамуно развивает идею Бога как проекции фундаментальной жажды бытия на бесконечность универсума и гаранта личного бессмертия.

Желание сохранить веру в бессмертие одновременно с сомнением в истинах религии определило его стремление к т. н. «кихотизму», то есть борьбе во имя неосуществимого идеала, представляющейся разуму безумием.

Творчество, любовь, дружба, материнство и т. п. представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть «я» в мире («Жизнь Дон Кихота и Санчо», 1905, «Абель Санчес», 1917; «Тётя Тула», 1921, и др.).

Унамуно утверждал личный, «экзистенциальный» характер философской истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности («героическое безумие», «кихотизм») единственной возможностью выхода из тупика современного мира.

Источник

Унамуно, Мигель де

Miguel de Unamuno y Jugo

Миге́ль де Унаму́но-и-Ху́го (исп. Miguel de Unamuno y Jugo ; 29 сентября 1864, Бильбао — 31 декабря 1936, Саламанка) — испанский философ, писатель, общественный деятель, крупнейшая фигура «поколения 98 года».

Содержание

Биография

Родился в семье коммерсанта, баск по национальности; родным языком Унамуно был баскский, но писал он по-испански. В семье получил традиционное католическое воспитание, некоторое время даже хотел стать священником.

В 1880 году Унамуно поступил на факультет философии и гуманитарных наук Мадридского университета, который закончил в 1884, получив степень доктора. Унамуно вернулся в родной Бильбао, где преподавал латынь в средних учебных заведениях. В 1891 г. он женился. В том же году он перебрался в Саламанку, где получил место профессора греческого языка, античной литературы и философии Саламанкского университета, а в 1901 г. стал его ректором.

В 1924 г. за выступления против диктатуры Примо де Риверы Унамуно был сослан на Канарские острова, откуда отправился в добровольное изгнание во Францию. На родину он вернулся в 1930 г., был депутатом Кортесов (1931—1932 гг.). Унамуно выступил против республики, считая, что она не может обеспечить гражданский мир и национальное единство. Поддержав в первые недели франкистский мятеж, в октябре 1936 г. он выступил с его решительным осуждением, за что был смещён с поста ректора университета и фактически помещён под домашний арест. Накануне смерти он писал: «Я не знаю ничего омерзительнее того союза казарменного духа с церковным, который цементирует новую власть».

Философские взгляды

В 1880—1890-е гг. Унамуно увлекался социалистическими идеями Бакунина, Лассаля, Маркса, активно работал в социалистическом еженедельнике «Луча де класе» («Классовая борьба»). После религиозного кризиса 1897 г., вызванного смертью от менингита трёхлетнего сына, он отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма. Огромное влияние на Унамуно оказали идеи и творчество Августина, испанских средневековых мистиков, Б.Паскаля и С.Кьёркегора (для чтения произведений которого в оригинале он даже выучил датский язык).

Всё многообразное в жанровом отношении творчество Унамуно концентрируется вокруг проблемы личного бессмертия. Речь идёт о последней данности человеческого сознания: перед лицом трагического вопроса о бессмертии скептицизм разума соединяется с отчаянием чувств и рождается «трагическое чувство жизни» — витальная основа человеческого существования. Понятие «трагического чувства жизни» конкретизируется как специфическое переживание конечности человеческого бытия (опыт «ничто», которое есть в то же время «жажда бессмертия» и «голод по бытию»).

Унамуно развивает идею Бога как проекции фундаментальной жажды бытия на бесконечность универсума и гаранта личного бессмертия.

Желание сохранить веру в бессмертие одновременно с сомнением в истинах религии определило его стремление к т. н. «кихотизму», то есть борьбе во имя неосуществимого идеала, представляющейся разуму безумием.

Центральная проблема философии Унамуно — духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистическая уверенность в конечности сущего, потребности в вере — невозможность веры для современного разума. Унамуно вводит понятие «агонии» — особого трагического восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры («О трагическом чувстве жизни у людей и народов», 1913 г.; «Агония христианства», 1924 г.).

Творчество, любовь, дружба, материнство и т. п. представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть «я» в мире («Жизнь Дон Кихота и Санчо», 1905, «Абель Санчес», 1917; «Тётя Тула», 1921, и др.).

Унамуно утверждал личный, «экзистенциальный» характер философской истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности («героическое безумие», «кихотизм») единственной возможностью выхода из тупика современного мира.

Источник

Беседы с мудрецами Мигель де Унамуно

Сегодня сотрудник негламурного журнала «Экспромт» М. Михайлов мысленно обратился к испанскому философу, писателю, общественному деятелю Мигелю де Унамуно и вступил с ним в беседу:

Мигель де Унамуно-и-Хуго (исп. Miguel de Unamuno y Jugo; 29 сентября 1864, Бильбао — 31 декабря 1936, Саламанка) — испанский философ, писатель, общественный деятель, крупнейшая фигура «поколения 98 года».

Родился в семье коммерсанта, баск по национальности; родным языком
Унамуно был баскский, но писал он по-испански. В семье получил традиционное католическое воспитание, некоторое время даже хотел стать священником.
В 1880 году Унамуно поступил на факультет философии и гуманитарных наук Мадридского университета, который закончил в 1884, получив степень доктора. Унамуно вернулся в родной Бильбао, где преподавал латынь в средних учебных заведениях. Затем он перебрался в Саламанку, где получил место профессора греческого языка, античной литературы и философии Саламанкского университета, а в 1901 г. стал его ректором.

В 1924 г. за выступления против диктатуры Примо де Риверы Унамуно был сослан на Канарские острова, откуда отправился в добровольное изгнание во Францию. На родину он вернулся в 1930 г., был депутатом Кортесов (1931—1932 гг.).
Поддержав в первые недели франкистский мятеж, 12 октября 1936 г. он выступил с его решительным осуждением.

В 1880—1890-е гг. Унамуно увлекался социалистическими идеями Бакунина, Лассаля, Маркса, активно работал в социалистическом еженедельнике «Луча де класе» («Классовая борьба»). После религиозного кризиса 1897 г., вызванного смертью от менингита трёхлетнего сына, он отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма.

Всё многообразное в жанровом отношении творчество Унамуно концентрируется вокруг проблемы личного бессмертия. Речь идёт о последней данности человеческого сознания: перед лицом трагического вопроса о бессмертии скептицизм разума соединяется с отчаянием чувств и рождается «трагическое чувство жизни» — витальная основа человеческого существования. Понятие «трагического чувства жизни» конкретизируется как специфическое переживание конечности человеческого бытия.

М. – Уважаемый сеньор Унамуно, знаменитый римский философ Сенека писал:
«Жизнь – вещь грубая. Ты вышел в долгий путь, – значит, где-нибудь и поскользнешься, и получишь пинок, и упадешь, и устанешь, и воскликнешь «умереть бы!» — и, стало быть, солжешь». Вы тоже так считаете?

У. – Жизнь – это трагедия, постоянная борьба без победы и даже без надежды на победу.

У. – Я не хочу ни смерти, ни желания смерти; я хочу жить, жить вечно, вечно, вечно.

М. – Такое желание можно понять. Однако есть мнение, что, как бы мы ни старались, живыми нам отсюда не уйти. Тем не менее, хотелось бы прожить
жизнь достойную и полноценную. Но не всем это удается. Недаром
Б. Паскаль заметил: «Мы никогда не живем, а лишь располагаем жить».

М. – Тогда поговорим о жизни: многие уверены, что главное в ней – любовь. Только она приносит настоящее счастье. Вы согласны?

У. – Любовь – дитя иллюзии и одновременно мать разочарования.

М. – Вы думаете, что влюбляются в идеальный образ, а со временем приходится иметь дело с реальным человеком? Значит, разочарование всегда сопутствует любви?

У. – Любовь с неистовством ищет в любимом чего-то превыше него, а, не находя, отчаивается.

М. – Следует ли быть благодарным за любовь, даже если ее не разделяешь?

У. – Любовь не желает быть отблагодарённой и не желает быть порождённой состраданием. Любовь хочет быть любимой, требует ответной любви, а не другого чувства, каким бы благородным оно ни было.

М. – Всегда ли это прекрасное чувство завершается браком?

У. – Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым.

М. – В чем Вы видите трудность? Возможно, что супруги не часто разделяют взгляды друг друга?

У. – Мне нужно не согласие ближнего, а его душевный отклик.

М. – Ну, отклик может и огорчить. Стоит ли пытаться изменить супруга, если что-то в нем не устраивает? Одна знакомая дама всегда повторяла мне, что мужа надо воспитывать, и ей, кажется, удалось приблизить его к некоему идеалу. Впрочем, я в этом не уверен: возможно, это только слова.

У. – Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, это все равно, что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения в своем способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерывность ее духовной жизни.

М. – Думаю, что это касается сложившейся личности. Воспитывать надо с раннего детства, когда ребенок еще – «Tabula rasa».

У. – Всё, что видит и слышит ребенок, – это семя, посеянное в его душе. Там оно прорастает и потом приносит плоды.

М. – Хорошо бы, чтобы это были плоды без червоточины.
Великая М. И. Цветаева написала:
«Господи! Душа сбылась: Умысел твой самый тайный».
Как узнать, что душа «сбылась»?

У. – Душа – источник, открывающийся только в слезах. Пока не прольешь истинных слез, не можешь сказать, есть ли у тебя душа.

М. – Ф. М. Достоевский поучал молодого Д. Мережковского словами:
«Чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать». Но не все люди хотят и могут стать писателями. Многие хотят просто жить, по возможности, благополучно, без потрясений.
Вы считаете, что люди, счастливо скользящие по жизни, которым все удается, любимчики Фортуны, не имеют души?

У. – Часто говорят о том, что каждый человек, которому доводилось страдать, предпочитает оставаться собой даже в этих страданиях, чем стать кем- то другим, но не страдать.

М. – Если говорить не о физических страданиях, а о нравственных, то, говорят, одно из самых тяжких – это зависть.

У. – Зависть в тысячу раз хуже голода. Зависть – это голодающая душа.

М. – Конечно, это ужасное чувство, но завидуют обычно людям успешным.
Если не гнаться за деньгами и наградами, не делать карьеру, обходя конкурентов, а жить скромной и уединенной жизнью, то вам не будут завидовать?

У. – Мы никогда не знаем, поверьте мне, когда именно добиваемся наибольшего успеха.

М. – Действительно, умные люди говорят, что главная задача человека – саморазвитие, творчество во всех делах. Они считают, что только это, а не общее признание, дает удовлетворение и счастье.

У. – Сочинение плохих стихов делает человека намного счастливее, чем чтение самых распрекрасных стихотворений.

М. – Это верно. Но не всем даны такие способности. Некоторые видят главное удовольствие в путешествиях: посмотреть мир своими глазами.
Без постоянных перемещений в пространстве такие люди пребывают в унынии.

У. – Заядлый путешественник убегает оттуда, где был, а не стремится туда, куда прибывает.

М. – Возможно, путешественники с Вами не согласятся, но зато согласен великий Сенека. Вот что он пишет в «Нравственных письмах к Луцилию»:
«Ты не странствуешь, не тревожишь себя переменою мест. Ведь такие метания – признак больной души. Я думаю, первое доказательство спокойствия духа – способность жить оседло и оставаться с самим собою».

Дальше он сравнивает путешествия с неразборчивым чтением.

«Но взгляни: разве чтенье множества писателей и разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству и непоседливости? Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось. Кто везде — тот нигде. Кто проводит жизнь в странствиях, у тех в итоге гостеприимцев множество, а друзей нет. То же самое непременно будет и с тем, кто ни с одним из великих умов не освоится, а пробегает всё второпях и наспех».
Конечно, «нельзя объять необъятное», а ведь хочется быть эрудированным человеком, вот и приходится кое-где просто просмотреть…

У. – Эрудит по природе своей воришка, это говорю вам я, я, сам эрудит. Мы заняты тем, что отнимаем друг у друга маленькие находки, проверяем их и пуще всего боимся, чтобы никто другой не опередил нас.

М. – По-моему, это не делает чести, отсюда недалеко и до зависти, которую мы с вами осудили. Почему бы не радоваться каждой находке всем, не считаясь с первенством. Опять сошлюсь на Сенеку: «Все, что сказано хорошо, – мое, кем бы оно ни было сказано». Главное, чтобы сказанное было прочувствовано и усвоено.

У. – Прочувствовать — значит понять и осмыслить.

М. – А как почувствовать и понять другого человека?
Это очень трудно. Конечно, не только самые близкие люди вызывают сочувствие, но.… Почему беды одних людей вызывают глубокое сострадание, а беды других – переносятся нами, мягко говоря, спокойно? Наверное, мы слышим слишком много негативной информации, не хватает сил на все реагировать.

У. – Мы испытываем сострадание к тому, что нам подобно, и сострадание наше тем сильнее, чем сильнее и глубже чувствуем мы это подобие.

М. – Я всегда сочувствую больным, особенно, когда медицина не способна им помочь. В этом году на планету обрушился страшный короновирус, поражающий тысячи людей. Когда читаешь в доступной литературе статьи известных ученых, поражаешься противоречивости их суждений, и понимаешь, что дело плохо.

У. – В медицине нет ничего точного, все в ней построено на одних лишь гипотезах, более или менее остроумных догадках; единственно серьезный подход – это сомнение.

М. – Это касается только медицины или вообще всех наук?

У. – Наука учит прежде всего сомневаться и быть невежественным.

М. – Вы правы: не сомневаются только глубоко верующие.

У. – Вера, в которой нет сомнения, – мертвая вера.

У. – Я верю в Бога, потому что я творю Бога.

М. – Интересная мысль. Вы хотите сказать, что люди сами творят своих богов?

У. – Бога выдумали, чтобы спасти мир от пустоты.

М. – «Если бы Бога не существовало, его следовало бы изобрести», – писал Вольтер. Действительно, необходимо, чтобы кто-то всемогущий о нас заботился, помогал в трудную минуту. Разве Вам не приходилось в тяжелых обстоятельствах обращаться к Нему с молитвой?

У. – Молитва – это воздух, о котором мы вспоминаем только в те мгновения, когда становится душно.

М. – Это верно. Иногда нас спасает только надежда. Скажите, сеньор Унамуно, нам что-нибудь на прощание.

У. – Наша жизнь – это надежда, которая постоянно перетекает в память, и память, рождающая надежды.

На этой высокой ноте мы простились с замечательным собеседником…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *