милютинский переулок 18а история здания
Милютинский переулок, 18 — Костел Святых апостолов Петра и Павла
Строение по адресу Милютинский переулок, 18 возвели в период с 1839 по 1845 годы как католический костел во имя Святых апостолов Петра и Павла. Проект выполнил известный зодчий Алессандро Жилярди в стилистике позднего классицизма, его московской интерпретации.
Один из алтарей — во имя Святой Эмилии — позднее оформили при участии и на деньги архитектора Михаила Быковского, который таким образом отдал дань памяти любимой жене Эмилии, скоропостижно ушедшей в мир иной во время родов.
Фото 1. Так выглядел костел Св. Петра и Павла в Милютинском переулке
Костел освятили в 1845-м году (по другим данным — в 1849-м) и на тот момент он стал единственным католическим приходом в Первопрестольной столице, оставаясь таковым продолжительное время.
Прихожанами костела Св. Апостолов Петра и Павла являлись представители многих древних дворянских родов и именитые москвичи.
С середины 1850-х во владениях храма возвели богадельню, здания женского училища и церковно-приходской школы, дом притча и другие строения.
Фото 2. Так выглядит здание бывшего костела в наши дни
Фото 3. Фасад здание «Гипроуглемаша» в Милютинском переулке
В период с 1904 по 1905 годы по правую сторону от католического храма — в Милютинском переулке, 18а — построили здание библиотеки, предназначенной для слушательниц женской гимназии. Проект выполнил архитектор Игнатий Павлович Залесский, а финансирование осуществлялось на деньги генерал-майора Альфонса Леоновича Шанявского. Частичная реконструкция строения была проведена в 1907-м году по проекту зодчего Эдмунда Станиславовича Юдицкого.
Фото 4. Здание бывшей библиотеки женского училища при храме Св. Петра и Павла
История прихода в Милютинском, 18 после революции
Католический приход в Милютинском, 18 большевики упразднили в начале 1920-х годов. В 1940-м костел кардинально перестроили с полной утратой первоначального изящного облика, и открыли здесь кинотеатр.
В один из осенних дней 1941-го года, во время авиаудара люфтваффе по советской столице, бывший католический храм превратился практически в руины. Здание вновь отстроили на этом месте в 1946-м, произведя полную перепланировку под административные нужды, после чего сюда вселился НИИ «Гипроуглемаш». От исторических форм костела не осталось ничего.
Фото 5. Здание бывшей богадельни в приходе костела в Милютинском
В начале 90-х годов прошлого века католическая община России пыталась вернуть собственность храма Святых апостолов Петра и Павла, но безуспешно, и прихожане этого прихода до сих пор проводят службы в расположенном неподалеку храме Св. Людовика Французского.
Ансамбль строений по Милютинскому переулку, 18 внесен в список культурного наследия Москвы в 1992-м году. В здании на месте храма все также работает вышеназванный НИИ, а также офисы московских компаний.
Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Милютинский переулок 18а история здания
Появление французского храма в районе Лубянки объясняется тем, что здесь долгое время проживала французская община. Община появилась в 1763 году — после указа Екатерины II о привилегиях иностранцам. Когда в 1833 году закладывали католический храм на Малой Лубянке, в Москве не было ни одной иноверческой церкви. Возможно, поэтому костел спроектирован без островерхих башенок и напоминает православный храм. Кстати, разрешение на постройку собора в центре города община долго не могла получить. Церковь Св. Людовика власти хотели выслать в немецкую слободу, но позже пошли на уступки. В советское время костел не закрывался. И сегодня здесь проходят службы на французском.
Кирпичное здание в Милютинском переулке принадлежит лицею Дюма, построенному в конце XIX века на деньги французских благотворителей мадам Детуш и купца Жана Виллуа. Интересно, что Виллуа пожертвовал деньги на школу для девочек, а мадам Детуш передала средства на строительство мужского реального училища. В 1897–1899 года архитектор Дидио построил здание двух французских школ. Правая часть, более поздняя, — мужская; левая, построенная первой, — женская. Они объединены центральным входом в виде арочной ниши. После революции никакой французской школы здесь, конечно, не было. Строение использовалось для размещения советских институтов. Французскому посольству здание передали в 1997 году. Сегодня в лицее Дюма учатся дети послов, экспатов и эмигрантов.
В начале XIX столетия участок, на котором стоит доходный дом, принадлежал купцам Свешниковым, известным книготорговцам. Тихий уголок привлек внимание петербургского купца Свешникова, бывавшего по делам на Мясницкой улице, и вскоре он переехал сюда с семьей. В конце XIX века владение приобрел архитектор Николай Фалеев и выстроил здесь для себя пятиэтажный доходный дом в стиле модерн. После революции здание в Милютинском переулке национализировали. В 1920-е годы в доме проживали сотрудники различных советских ведомств, а в 1930-е годы его надстроили двумя дополнительными этажами. Сейчас дом по-прежнему жилой.
В начале XVIII этот участок земли выкупил истопник Петра I Алексей Милютин, именем которого впоследствии был назван переулок. Милютин построил здесь свой дом и фабрику по производству шелковых изделий, ставшую к концу века самой большой и старой мануфактурой в России. До 1828 года владение принадлежало потомкам фабриканта, а затем было распродано по частям. Главный дом городской усадьбы Милютиных неоднократно менял владельцев. Примечательно, что здесь в 1873 году родился поэт-символист Валерий Брюсов, его родители снимали в доме несколько комнат.
Один из трех исторических римско-католических храмов Москвы. Церковь была возведена в 1839 на пожертвования московских католиков и по проекту известного архитектора Алессандро Жилярди. При советской власти, в 1920-е годы, храм был закрыт. Осенью 1941 года здание пострадало в результате попадания немецкой авиабомбы. После войны здесь разместился НИИ «Гипроуглемаш». Храм один из немногих не возвращенных церкви в 90-е годы. Здание костела по-прежнему занимает научный институт, а богослужения прихода святых апостолов Петра и Павла проходят в расположенном неподалеку Храме святого Людовика Французского.
Этот роскошный доходный дом был построен в 1899-1902 годах архитектором Николаем Проскуриным по заказу страхового общества «Россия». Дом был рассчитан на очень состоятельную публику. Здесь применили все технические новинки начала XX века: автономная электростанция, отопление, прототип кондиционера, а площадь квартир достигала от 200 до 400 кв. метров. В новом доме поселились профессора университета, ученые, члены Государственной думы. В советское время в квартирах устроили коммуналки, а некоторые передали различным государственным организациям. В частности, здесь располагался Народный комиссариат просвещения, где работала Надежда Крупская. Не случайно ей установлен памятник на Сретенском бульваре.
По вопросам размещения рекламы в проекте Открывая Москву (буклет и/или сайт) обращайтесь по:
Милютинский переулок в Москве
Милютинский переулок расположен в Красносельском районе Центрального округа Москвы, между Мясницкой улицей и Сретенским бульваром.
Название Милютинского переулка возникло в XVIII веке и произошло от фамилии фабриканта А.Я. Милютина, создавшего здесь шелковую мануфактуру.
Ранее, с XVII столетия, переулок именовался Казённой улицей и Старым Казённым переулком по находившейся в этой местности Казённой слободе, где жили дворцовые ремесленники.
История Милютинского переулка
В древности будущий Милютинский переулок был частью дороги в северо-восточные города Руси.
После постройки в конце XVI века стен Белого города эта территория вошла в границы Москвы.
В 1714 году была образована шелковая мануфактура А.Я. Милютина, для которой в переулке построили несколько зданий. Здесь же находилась и усадьба самого владельца мануфактуры.
В конце XVIII века по просьбе живших здесь французов был построен католический храм Святого Людовика Французского (сегодня относится к улице Малая Лубянка). Первоначально он был деревянным, а в 1830-х годах возвели каменное здание.
Еще один католический храм Святых Апостолов Петра и Павла появился в переулке в 1840-х годах. Основную часть его прихожан составляли поляки, а также русские, которые исповедовали католичество.
В течение XIX века переулок застраивался каменными зданиями, в том числе доходными домами. В начале XX столетия здесь появилось здание телефонной станции Датско-шведско-русского общества, которое было в то время самым высоким в Москве.
В 1873 году в Милютинском переулке родился поэт В.Я. Брюсов.
В 1910-х годах в подвале одного из домов бывшей усадьбы Милютина находился театр-кабаре «Летучая мышь», а впоследствии студия Московского Художественного театра.
Храм Петра и Павла был закрыт в 1920-х годах. Впоследствии здание было перестроено и занято организациями.
Храм Святого Людовика в советское время не закрывался и был единственной католической церковью Москвы.
Среди современной застройки переулка сохраняются отдельные здания фабрики и усадьбы Милютина, возведенные в XVIII веке и позже частично перестроенные.
Дома в Милютинском переулке и достопримечательности:
— Доходный дом Фалеева
— Старинная телефонная станции
— Французский лицей имени А. Дюма
— Дом руководства ОГПУ-НКВД
— Доходный дом Рекка
— Доходный дом «Родина»
— Дом Лорис-Меликова
— Усадебный дом архитектора А.Г. Григорьева
— Усадьба промышленника Милютина
— Бывший костел Св. Петра и Павла
— Доходный дом АО «Феттер и Гинкель»
Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Лубянка, но Малая
1. То, чего больше нет
Адрес последнего здания церкви, 1643 года постройки: Малая Лубянка, дом N 6. Храм закрыли в 1929-м, а позже снесли, освобождая место для более актуальных строений.
2. Новый смысл старых стен
Трехэтажные флигели дома Обидиной (М. Лубянка, дом N 8), выходящего на Мясницкую улицу, сдавались до революции под конторы торговых фирм Н. Феттера и Е. Гинкеля. Здесь же располагались Химико-бактериологический институт доктора Ф.М. Блюменталя, выпускавший препараты для прививок против холеры, и Хирургическая лечебница врача М.И. Дружинина.
В 1880-х здесь работала библиотека С.К. Кевнарского, в конце XIX века в одном из флигелей жил архитектор П.П. Зыков, а в XX столетии тут же, рядом с паяльной мастерской, разместились чайная и съестная лавки. Сегодня их сменили офисы.
3. Ресторан в столовой КГБ
Изначально дом N 7 находился в ведении КГБ СССР, а теперь отошел его преемникам. Но если в советские времена ведомственную столовую КГБ на первом этаже, о которой в свое время ходило множество невероятных слухов, пускали только по служебным пропускам, то с 2006 года в бывшей столовой работает ресторан «Лубянский», и пускают туда всех. Но задорого.
4. Французское наследство
В 1789 году французская колония испросила у главнокомандующего Москвы генерала Еропкина разрешения построить католическую церковь. Екатерина II велела подыскать для нее место в Немецкой слободе, но, смилостивившись, позволила французам строиться в районе Кузнецкого Моста, где многие из них жили.
В 1812-м французская община приняла сторону русской армии, аббат Сюрюг отказался от встречи с Наполеоном, о которой тот просил. А в декабре 1812 года умер, завещав прихожанам основать приют для немощных католиков, что и было сделано стараниями графа Октавия (Осипа Осиповича) де-Кенсона, генерала, сражавшегося в русской армии против Наполеона. Приют был назван в честь его покойной жены Дарьи Петровны, урожденной Одоевской, «Убежищем святой Дарьи».
А обветшавший к 1820 году храм сломали. На его месте Доменико Жилярди и его племянник Алессандро возвели новый, украшенный скульптурами Кампиони и Витали и явивший редкий для России образец базилики, изящной и лаконичной, с тосканским портиком и парой невысоких колоколен.
На фоне католического собора Святых апостолов Петра и Павла, построенного Алессандро Жилярди в 1839-1849 годах чуть дальше (Милютинский переулок, дом N 18), базилика Святого Людовика выглядела очень скромно. Ее прихожанами были французы, итальянцы и англичане, в том числе знаменитый пианист Джон Фильд. При церкви десятилетия жила семья органиста Карла Гедике, чей внук Александр Федорович прославился как композитор, органист и профессор Московской консерватории.
После революции для церкви Святого Людовика, число прихожан которой к тому моменту насчитывало 2700 человек, настали тяжелые времена. До 1926 года французский приход опекал отец Зелинский, настоятель костела Петра и Павла. Но костел как в 1930-х у католиков забрали, так по сей день и не вернули. А заботясь о французском приходе, епископ Мишель д’Эрбиньи втайне от советских властей рукоположил в епископы в храме Святого Людовика монсеньора Пия Эжена Невё. Когда тайна католиков была раскрыта, д’Эрбиньи выслали из СССР. Пытались выслать и нового епископа Невё, но не смогли из-за протестов французского посольства, с которым в ту пору Сталину ссориться было не с руки.
5. Для мальчиков и девочек
6. От Милютина до Маяковского
Сегодня в здании располагаются квартиры и офисы, а фасад его не виден из-за забора, который отгораживает этот дом и узкий проход вдоль него от мощной стройки, вторгшейся на улицу со стороны Большой Лубянки. То есть дом N 16 еще стоит, а улицы уже нет.
Что посмотреть:
Центральная телефонная станция в Милютинском переулке.
На рубеже XIX-XX веков в Москву пришел телефон. Телефонизацию осуществляла компания Белла, договор с которой истекал в 1901 году. Были объявлены торги, которые выиграло Шведско-Датско-Русское акционерное телефонное общество. Оно и построило в 1904 году новую, отвечающую всем новейшим требованиям первую очередь телефонной станции в Милютинском переулке.
Для строительства первой телефонной станции место выбрали историческое: Милютинский переулок. В XVII-XVIII веках он назывался Казенной улицей или Старым Казенным переулком по казенному двору Семеновского полка. Когда полковой двор переехал в Петербург, эти земли купил придворный комнатный истопник Алексей Яковлевич Милютин (его дом сохранился под номерами 14 и 16).
До XX века в начале Милютинского переулка стояла церковь Евпла. После революции ее снесли под предлогом того, что храм мешает уличному движению. На месте церкви хотели построить дом Трестов, но проект не осуществился.
В таком окружении в 1904 году в начале Милютинского переулка появилась станция Шведско-Датско-Русского телефонного общества.
Этот дом из красного кирпича был построен по проекту И.Г. Классона под наблюдением А.Э. Эрихсона. На тот момент он стал самым высоким зданием в Москве.
Первая очередь Центральной телефонной станции на 12 000 номеров начала работать 30 октября 1904 года.
Через десять лет и это чудо техники перестало справляться с нарастающим потоком абонентов. В 1914 году по красной линии переулка была построена вторая очередь станции по проекту архитектора О.В. фон Дессина – строгое, монументальное, высокое здание с большой аркой-входом, украшенной чугунными решетками. По сторонам входа уникальные, единственные скульптуры – женщина и мужчина, говорящие по телефону.
Милютинский переулок. Закладка телефонной станции. 1902
Строительство телефонной станции. 1908-1909
Проектированием и монтажом занималась шведская фирма «Эрикссон», и станция, на создание которой ушло 34 миллиона рублей, стала одной из лучших в мире. Но качество телефонной связи все еще оставляло желать лучшего, поэтому фасад здания украсили скульптура разъяренного абонента и сохраняющей спокойствие «телефонной барышни».
ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ В МОСКВЕ
Назначенное на 6-е августа открытие новой телефонной станции шведско-датско-русского телефонного Общества временно отложено за неприбытием из-за границы машин, необходимых для оборудования станции.
Телефонная станция шведско-датско-русского Общества сооружена в Милютинском переулке близ Мясницкой, по проекту шведского архитектора проф. И. Г. Классона, московским архитектором А. Э. Эрихсоном и представляет грандиозное здание в шесть этажей, не считая подвального.
Здание станции, оканчиваясь башней, имеет в вышину 24 саж., длина здания свыше 14 саж.
Освещение в здании станции электрическое, а отопление пароводяное.
С открытием новой станции все телефонные аппараты абонентов будут заменены новыми особой конструкции. В новых аппаратах только одно снятие с места слуховой трубки служит уже вызовом центральной станции, где сейчас же показывается на аппарате красный свет. С появлением на аппарате такого света телефонная станция без звонка спрашивает абонента, какой нумер он вызывает, и делает соответствующее вызову соединение.
«Электрическая энергия», 1903 г.
Телефонная станция в Милютинском переулке. 1904-1907
В 1908-1909 этот фасад скроется за новым корпусом, который поставят по линии переулка.
Здание Телефонной станции. Милютинский переулок
Здание центральной телефонной станции. 1914
«В первую голову необходимо захватить телефон, телеграф, вокзалы и мосты» – эту фразу, сказанную Владимиром Лениным перед Октябрьской революцией 1917 года, знают все. Но после этого Ленин добавил: «Мы должны поместить наш штаб восстания у Центральной телефонной станции, связать с ним по телефону все заводы, все полки, все пункты вооруженной борьбы и т. д.» (речь у Ленина шла о Питере, но это относилось и к Москве)
За Центральную телефонную станцию Москвы в Милютинском переулке развернулась настоящая битва, в результате которой город на время лишился телефонной связи. Вскоре связь была восстановлена, в начале 1920-х годов московские телефоны исчислялись десятками тысяч. Постепенно процесс соединения абонентов переходил в автоматический режим.
Баррикада у Центральной Телефонной станции в Милютинском переулке.1917
Новая угроза нависла в 1941 над станцией на улице Мархлевского (Милютинский переулок носил это имя с 1927 по 1993 год): Гитлер понимал значение телефонии для Москвы. Но несмотря на тяжелую обстановку, «телефонные барышни» продолжали работу.
Уязвимым местом оставался коммутаторный зал Центральной телефонной станции, размещавшийся в верхнем этаже дома №5 по улице Мархлевского. В коммутаторы этого зала было включено около 10 тысяч телефонов, обслуживаемых телефонистками. Зал имел дневное освещение через стеклянную крышу, под которой размещались смены телефонисток. Не говоря о прямом попадании бомбы, любой осколок зенитного снаряда мог пробить крышу, повредить оборудование. Работа в зале во время воздушного налета была весьма нервозной.
Но телефонная станция в Милютинском переулке работает как и 100 лет назад.
Милютинский переулок. Московская центральная телефонная станция. 1924
Только факты
Первые телефонные станции появились в США, и работали там исключительно мужчины. «Телефонные юноши» должны были вежливо откликнуться на звонок, узнать, с кем хочет говорить абонент, и вручную провести соединение. Но связь была так плоха, что абоненты часто срывались на крик.
Со временем стало ясно, что женский голос действует на разъяренных пользователей успокаивающе. И 1 сентября 1878 года в бостонской телефонной компании Dispatch начала работать Эмма Натт, первая в мире девушка-телефонистка. А 1 июля 1882 года телефонизация добралась до Москвы.
Говорят, что.
. работа телефонистки была непростой. К желающим предъявлялись высокие требования: хорошая дикция, стрессоустойчивость, приятный голос, знание иностранных языков, привлекательная внешность, высокий рост и определенная длина рук, чтобы свободно доставать до штекеров всех соединительных гнезд. Также «телефонные барышни» должны были знать наизусть имена, титулы и прочие данные всех абонентов. Эта работа хорошо оплачивалась, поэтому от желающих не было отбоя. Кроме того, иногда у телефонисток появлялись поклонники, влюбившиеся в их голос. А это сулило выгодный брак, так как малоимущих граждан среди абонентов не было.
Комплекс, задуманный в 1901 г. и первоначально спроектированный в шестиэтажном варианте архитектором Мейснером А.Ф., начал осуществляться в 1902-1903 гг. по другому проекту.
Первым был построен торцевой (по отношению к улице) корпус по проекту Эрихсона. «Неоготическая» стилистика его близка к другой производственной постройке этого зодчего — типографии Сытина И.Д. на Пятницкой, проект которой создан в это же время (1903 г.). Обращенное к улице огромное восьми-девятиэтажное здание с подвалом, возведенное на втором этапе строительства (1907-1908 гг.), по функции уникально для Москвы начала века, только начинавшей тотально обзаводиться телефонами. Как многие технические или производственные здания начала XX в., станция выстроена в стилистике неоготики – ее выразительные глухие брандмауэрные стены с башенками-нишами видны со многих близлежащих улиц. Сооружение это (76 метров) — самое высокое в Москве того времени, построено на основе железобетонного каркаса известной строительной конторой Миритца Ф.Ф. и Герасимова И.И., по-видимому, внесших изменения и в архитектурные формы сооружения: нижняя часть здания отлична от созданного Дессином О.В. проекта, причем именно она наиболее воспринимаема зрителем с узкого переулка. В центре симметричного фасада расположена красивая полукруглая арка, облицованная красным гранитом, в пятах которой размещены гротескные скульптурные изображения — веселая женская и нахмуренная мужская головы, разговаривающие по телефонному аппарату. Выразительны металлические украшения — решетки окон и ворот, кронштейны.