могилы царей в петропавловской крепости фото
После смерти: что происходило с царскими захоронениями в Петропавловке
Революция породила не только трагедии, но и легенды. Одна из самых распространённых — разграбление царских могил в Петропавловском соборе и Великокняжеской усыпальнице. «Диалог» поговорил с главным научным сотрудником Государственного музея истории Петербурга Мариной Логуновой, о том, стоит ли доверять этим легендам.
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
«А.А. (Анна Ахматова — ИА «Диалог») часто бывала в соборе во время войны — в крепости выдавали «квартирные деньги» за служившего в армии Н.С. Гумилева. После посещений кассы она заходила в собор. «Реставрация грубая, но хорошо, что она сделана. Раньше колонны были одноцветные, на них висело множество серебряных венков. После войны на надгробиях появились полоски (следы вскрытия гробниц после революции). Гробы находятся ниже надгробий, под полом. Гроб Александра I оказался пустым, он не хотел быть похороненным рядом с убитым Павлом I и просил Аракчеева похоронить его в другом месте. Аракчеев в последнюю ночь перед похоронами вывез тело в своё имение в Грузине, где похоронил его в соборе. Там же был воздвигнут памятник Александру I. Проверить эту версию трудно, в Грузине всё уничтожено в годы войны», — слова поэтессы приводит в своих воспоминаниях Михаил Будыко.
Как объяснила Марина Логунова, со слухами о вскрытии царских гробов музейным работникам приходится бороться уже давно, и опровержения не мешают появлению новых. В книге Натана Эйдельмана «Первый декабрист» приводится немало удивительных свидетельств об обнаруженном в гробницах. Среди них, например, такие:
«В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: «Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. На присутствовавших при вскрытии гробницы Петра произвело особенное впечатление небольшое движение в сторону его рук при снятии гробовой крышки. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц».
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
«У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешёл на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по изъятию церковных ценностей и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I…»
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
Куда меньше повезло Великокняжеской усыпальнице. В связи с особым устройством склепов вскрывать их оказалось значительно легче, чем и воспользовались вандалы в 1930-е годы. Однако осквернение могил вряд ли принесло какие-либо плоды — вопреки расхожему мнению, членов венценосной семьи не хоронили с несметными богатствами, украшениями и орденами. «Абсолютно точно могу сказать, что в 1930-е годы были случаи, когда практически все могилы Великокняжеской усыпальницы были осквернены. Это абсолютно точно. Туда прогрызались, и это было не планомерное вскрытие, это было мародёрство. Все пытались найти неизвестно что в могилах, но искать драгоценности, клады в могилах не приходится – никогда человека не хоронили ни с бриллиантовыми звездами, ни с орденами, ни с медалями. Их везли на регальных подушках, выставляли в печальной зале, а потом иностранные ордена и медали отправляли в иностранные государства, наши отечественные оставляли, естественно, здесь. Никаких драгоценностей в могилу не клали. Орденская лента [могла оставаться], и не сдирали бы, наверное, кольцо с руки — но, с другой стороны, семейные реликвии принято было передавать по наследству», — объяснила главный научный сотрудник музея.
Эхо революционных событий звучит в Петропавловке не только в виде страшных находок и развенчании мифов. В 1998 в усыпальнице похоронили последнего русского императора с членами его семьи и слугами. Для склепа по ряду причин был выбран Екатерининский придел. Одной из основных причин стала позиция Русской православной церкви — до сих пор патриархия не признает достоверность проведённых исследований, поэтому место было выбрано в качестве компромисса. Особенность нового склепа заключалась, во-первых, в его небольших размерах, а, во-вторых, — в двух ярусах. На нижнем ярусе расположили гробы с останками слуг венценосной четы и доктора Евгения Боткина, а на верхнем — гробы с телами императора, императрицы и трёх великих княжон. Надо отметить, что хоронили погибших в совсем небольших ковчегах — всего лишь метр двадцать в длину.
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
Ещё раньше, в 1991 году, в Великокняжеской усыпальнице состоялись похороны Владимира Кирилловича Романова, сына великого князя Кирилла (двоюродного брата Николая II). В эмиграции князь заявил о своих правах на российский престол и провозгласил себя императором Кириллом I, с чем, однако, были согласны далеко не все Романовы, включая вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну (супруга Александра III и мать Николая II). Его наследник не стал заходить так далеко, но, тем не менее, сторонниками считался главой Дома Романовых. Вслед за Владимиром Кирилловичем в 1995 году в усыпальнице перезахоронили и прах его отца, перевезённый из Кобурга.
В 2006 году в Петропавловском соборе состоялись ещё одни царские похороны — в Петербург вернулись останки императрицы Марии Фёдоровны. В годы революции императрице-матери удалось покинуть Россию, свои последние годы она провела в родной Дании, где и была похоронена. Однако датская принцесса завещала похоронить себя рядом с мужем, поэтому правительства России и Дании договорились о переносе праха в усыпальницу Романовых.
«Перед тем, как принять решение о её захоронении здесь, были сделаны исследования в Петропавловском соборе, и выяснилось, что для неё склеп фактически был уже готов. Он был готов и засыпан песком рядом с могилой мужа Марии Фёдоровны, императора Александра III. Этого не было ни в документах, ни в литографиях – там было видно, что склеп на одного человека, а на самом деле склеп заранее приготовили и для императрицы», — пояснила главный научный сотрудник ГМИ Петербурга.
В 2007 году в Екатеринбурге обнаружили останки ещё двух членов царской семьи — цесаревича Алексея и великой княжны Марии, и вновь РПЦ не признала их подлинность, поэтому хоронить убиенных пока не планируют, а экспертизы по просьбе Церкви проводятся до сих пор. Когда бы ни были назначены похороны, с организацией места могут вновь возникнуть определённые трудности. «Когда в 2015 году обсуждалась возможность захоронения в Екатерининском приделе цесаревича Алексея и великой княжны Марии, я спрашивала у архитекторов, которые занимались проектированием этого склепа и надгробия, оставили ли место ещё для двух ковчегов. Они сказали, что оставили, но на самом деле там место только для одного такого же ковчега. Либо нужно использовать ковчеги меньшего размера», — пояснила Марина Логунова.
Подготовила Маша Минутова / ИА «Диалог»
Захоронения в Петропавловской крепости
На протяжении бурной истории Петропавловки сформировался не только ее внешний архитектурный облик, но и мемориальный. По сути, сегодня это целый некрополь, имеющий фасадные, полуоткрытые и еще не изученные стороны.
Кто похоронен в Петропавловской крепости
Несмотря на межсемейные распри и обвинения в заговоре, по велению Петра Великого в императорской усыпальнице упокоились его опальные старший сын Алексей (умер при невыясненных обстоятельствах в 1718 году) и сестра Мария (март 1723 года). Их могилы расположены под колокольней в приделе святой Екатерины. В 1725 году в церковь было перенесено и тело преставившегося Петра I.
Петр Первый
Последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый император Всероссийский (с 1721 года) преставился 52-летним в январе 1725-го в Зимнем дворце. В соответствии с разработанным им же регламентом церемониала тело для прощания первоначально было выставлено там же в траурном зале. Государь находился в гробу в расшитой кружевами парчовой одежде со шпагой и Андреем Первозванным на груди.
По истечении месяца его забальзамировали и перенесли в специально возведенную в честь печального случая временную деревянную церковь, установленную прямо в недостроенном соборе Петра и Павла. И только через шесть лет, в 1731 году, по велению царствовавшей в то время Анны Иоанновны Петр Великий вместе со своей супругой Екатериной I, преставившейся двумя годами позже государя, были погребены в императорской усыпальнице Петропавловского собора.
Их могилы-склепы, камеры которых находятся под полом, расположены у южного входа в храм. О чем свидетельствуют надписи и кресты из чистого золота.
Гробницы в Петропавловской крепости
Крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.
Екатерина II
Но наиболее трагично то, что сын Павел, унаследовавший корону, приказал похоронить мать рядом с доставленным из Александро-Невской лавры и коронованным им лично телом убиенного Петра III. Сокорованные бывшие супруги в течение 4 дней начала декабря 1796 года лежали рядом в траурном шатре Зимнего дворца, а затем были перемещены в собор для предания земле.
. В общий перечень не входит только Петр II, упокоенный в Архангельском соборе Кремля, а также убитый в крепости Орешек Иоанн VI Антонович. После захоронения в 1831 году по требованию Николая I его брата Константина Павловича на территории храма начинают отпевать и членов императорской фамилии.
Екатерина Михайловна, великая княгиня
Внучка Павла I нашла свой последний приют в соборе 4 (16) мая 1894 года, скончавшись после длительной болезни. Великая княгиня была известна своей благотворительной деятельностью в России, содействием женскому образованию и консервативными взглядами.
В Петропавловской крепости еще похоронены
Рядом с собором находилось комендантское кладбище, где были упокоены почти все начальники крепости. Кроме того, с момента появления в Петропавловке первых узников в 1717 году и до официального закрытия тюрьмы Трубецкого бастиона в 1923 году здесь неоднократно фиксировались случаи самоубийства и естественной смерти. Поэтому не исключено, что не все умершие вывозились за границы цитадели для захоронения.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Первоначально кажется, что это крыса царапае.
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых| Часть первая
Петропавловский собор, золоченый шпиль которого стал одним из символов Санкт-Петербурга, широко известен как выдающийся памятник архитектуры первой половины XVIII века. Гораздо меньше освещена его история как усыпальницы Российского Императорского Дома.
Между тем современниками Петропавловский собор воспринимался прежде всего как некрополь Дома Романовых, и этому же, в значительной степени, были посвящены и его церковные службы. В печальном оформлении собора для траурных церемоний принимали участие многие ведущие архитекторы и художники города — Д. Трезиии, А. Вист, Дж. Кваренги, О. Монферран и другие. К сожалению, видеть все это могли лишь современники событий, так как после похорон траурное убранство разбиралось, и собор принимал свой обычный облик.
Собор во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости, именующийся с 1858 года „Петропавловский», был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини.
Освященный 29 июня 1733 года, собор является одним из интереснейших памятников архитектуры эпохи барокко. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, над восточной частью которого высится барабан, увенчанный куполом, а над западной — колокольня с позолоченным шпилем. Последняя и поныне остается самым высоким (122,5 метра) архитектурным сооружением города.
Центральный неф собора. Современный вид
Иконостас. Царские врата (фрагмент)
Внутри Петропавловский собор поражает размерами церковного зала. Расписанные под разноцветный мрамор пилоны, венчающиеся золочеными капителями с херувимами, делят его на три нефа, перекрытых крестовыми сводами. В них находятся живописные плафоны с фигурами ангелов. В люнетах сводов помещены восемнадцать больших картин на новозаветные сюжеты. Семь из них были выполнены в 1726-1731 годах художниками А. Матвеевым, В. Игнатьевым и Г. Гзелем. Остальные — более поздние.
Центральная часть иконостаса. Современный вид
Резной золоченый иконостас, созданный московскими резчиками в 1722-1729 годах по проекту Д. Трезини и И. Зарудного, является главным элементом церковного зала. Иконы были написаны А. Поспеловым и Ф. Протопоповым. В центре иконостаса — царские врата, над которыми переброшена устремленная ввысь, в пространство барабана, арка. Из сорока трех его икон выделяются четыре большие: „Господь Вседержитель, сидящий на троне», „Богоматерь на троне с Богомладенцем на руках», „Апостол Петр», „Апостол Павел». Большую икону „Апостол Петр» окружают четыре малые с изображением святых князей Бориса, Глеба, Александра Невского и царевича Димитрия Иоанновича. Эти русские святые как бы представляют здесь краткое родословие княжеской и царской власти, предшествовавшей императорской.
Икона «Воскресение Господа Иисуса Христа»
Икона «Богоматерь на троне с Богомладенцем на руках»
Икона «Господь Вседержитель, сидящий на троне»
Икона «Апостол Петр» и
Икона «Апостол Павел»
Икона «Пророк Иезекииль»
Икона «Святой равноапостольный царь Константин»
Икона «Святая княгиня Ольга»
Икона «Святой князь Борис»
Икона «Святой князь Глеб»
Икона «Святой равноапостольный князь Владимир»
Икона «Святой благоверный князь Александр Невский»
Икона «Святой царевич Дмитрий»
Напротив иконостаса на одном из пилонов левого ряда установлена деревянная резная кафедра (амвон) с сенью над ней. У противоположного пилона — царское место, на котором во время богослужения стоял император.
Царское место. Современный вид
Петропавловский собор занимал особое место среди храмов Санкт-Петербурга. Будучи кафедральным, он одновременно был и усыпальницей Императорского Дома Романовых.
Обычай хоронить членов правившей династии в храмах, основывавшийся на древнейшем представлении о божественном происхождении их власти, был широко распространен во всем христианском мире. В допетровской Руси таким храмом был Архангельский собор Московского Кремля. С переносом в 1712 году столицы из Москвы в Петербург его функции перешли к Петропавловскому собору. Создание усыпальницы в Петербурге должно было служить одним из многочисленных доказательств начатой Петром I новой эры русской истории.
Петропавловский собор вобрал в себя характерные для той культуры черты — активную европеизацию с одновременным сохранением основ православия. Этими особенностями объясняются и многочисленные связи собора с другими памятниками отечественной и мировой истории.
Картина „Явление ангела мироносицам у гроба Спасителя»
Картина „Моление Христа о Чаше»
В событиях отечественной истории он занял место Архангельского собора. По этому поводу один из первых историков собора писал: „. Архангельский собор в Москве весьма справедливо называют «Святилищем Истории Российской», как заключающий в себе останки наших Великих Князей от Калиты. до царя Иоанна Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит собору Петропавловскому — как служащему усыпальницею Августейших Особ нашего Императорского Дома со времен основания Санкт-Петербурга. « В событиях мировой — Петр I, превратив Петропавловский собор в усыпальницу, как бы продолжил традицию первого
христианского императора Константина, построившего в IV веке в новой столице своей империи Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей и усыпальницу всей династии. В VI веке король франков Хлодвиг на левом берегу Сены построил базилику Апостолов Петра и Павла, также ставшую его усыпальницей.
На протяжении двух столетий под сводами собора были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Николая II (исключение составили лишь императоры Петр II и Иоанн VI Антонович) и многие члены императорской фамилии.
Первой в церкви Апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся в 1708 году. (Впоследствии деревянную церковь, построенную в 1703-1704 годах, разобрали в связи с начавшимся в 1712 году строительством на этом месте каменного храма.)
Лепнина на парусе собора
Фрагменты росписей сводов собора
К моменту смерти Петра I собор еще не был достроен. Поэтому внутри него, по проекту Доменико Трезини, была сделана временная деревянная церковь. Туда, 10 марта 1725 года, с подобающей пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4 марта. Оба гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью.
В 1727 году там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы Екатерины I. В мае 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела предать земле прах Петра I и его супруги. Погребение, по словам „Ведомостей» того времени, „происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в приготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел». Точная дата предания земле праха его дочери неизвестна.
После пожара 1756 года, в результате которого сгорели деревянный купол и шпиль собора и пострадало его внутреннее убранство, возникла идея превращения собора в своеобразный мавзолей Петра Великого. В объявленном конкурсе победу одержал проект, представленный академиком М. В. Ломоносовым. Однако проект этот по ряду причин осуществить не удалось.
Могила Петра I. Современный вид
В течение XVIII —первой трети XIX веков Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, коронованных особ. Остальных членов императорской
семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и других местах. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон.
В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня, а в 70-е годы, когда собор реставрировался и перестраивался, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели поверху нашитые гербы. В обычные дни на них клались чехлы из темно-зеленого или черного сукна, обложенные сверху и снизу золотым позументом и имеющие вензелевое изображение имени покоящегося. В 40-50-е годы XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора.
Могила Петра I. Современный вид
В марте 1865 года Александр II, посетив собор, обратил внимание на неприглядный вид покровов на надгробиях. Сохранность самих надгробий также оказалась плохой. Он повелел, чтобы все надгробия, „кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных». По проекту архитектора А. А. Пуаро были сделаны пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. Их ус-
тановили на могилах Петра I, Екатерины I, Анны Петровны, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Марии Федоровны, Александра I, Елизаветы Алексеевны, Константина Павловича, Александры Максимилиановны, Александры Михайловны и Анны Михайловны. Очищены и вновь отполированы были надгробия великого князя Михаила Павловича и великих княгинь Александры Николаевны и МарииМихайловны.
Надгробия имеют форму четырехугольной призмы, на верхней крышке которой лежит большой бронзовый крест, вызолоченный червонным золотом. В головах, на боковой стенке, прикреплены бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты и места рождения и смерти, даты погребения. На надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи.
На доске писалась также и дата вступления на престол. Тексты надписей на бронзовых досках были составлены русским историком Н. Г. Устряловым. После установления надгробий в 1867 году последовал указ об отмене всех покровов на них.
В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей — Александра II и Марии Александровны — на более богатые и
нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита — орлеца (для Марии Александровны).
Могилы Александра II и императрицы
Марии Александровны. Современный вид
Изготовление надгробий (по эскизам архитектора А. Л. Гуна) шло на Петергоф-
ской гранильной фабрике в течение восемнадцати лет. Установлены в соборе они были в феврале 1906 года.
К концу XIX века в Петропавловском соборе было сорок шесть захоронений и практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором было начато строительство Великокняжеской усыпальницы, официально именовавшейся Усыпальницей членов императорской фамилии, или Новой усыпальницей, при Петропавловском соборе. Строилась она с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено. Вначале освятили престол в алтаре в честь святого князя Александра Невского, считавшегося
покровителем Петербурга, а затем и само здание. Через три дня после этой
церемонии состоялось первое захоронение — у южной алтарной части был погребен сын Александра III, великий князь Алексей Александрович.
Делегация петербургских старшин направляется в Петропавловский собор для возложения медали на могилу Петра I. 1903
В 1909-1912 годах в Усыпальницу из собора был перенесен прах нескольких членов семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпальнице были меньше переносимых из собора ковчегов.
В 1916 году здесь насчитывалось тринадцать захоронений, восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора. В отличие от собора, в Усыпальнице не было надгробий. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения. В 1859 году Петропавловский собор из ведения епархии был передан в придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 году его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству.
Делегация города Гатчины с венком на могилу Александра III. 1912
Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.
К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Например, у могилы Александра III их было 674. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.
Германский император Вильгельм II у южного входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. 1906
В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей пока неизвестна.
14 мая 1919 года по распоряжению коменданта Петропавловской крепости собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. 21 апреля 1922 года было произведено изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим. Оно происходило в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, заведующего его имуществом и представителя Главмузея.
В 1926 году собор перешел в ведение Музея революции.
Герцог Коннаутский у входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. Начало XX в.
В 1939 году вскрывалась могила великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в 1919 году). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе греческого правительства, был перевезен на родину.
Судьба Великокняжеской усыпальницы сложилась иначе. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что „все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке». Украшения были сняты, и дальнейшая судьба их неизвестна.
Итальянский король Виктор-Эммануил III у Петропавловского собора. Фотограф К. Булла. 1902
В начале 1930-х годов Усыпальница была передана в ведение Ленинградского отделения Центральной книжной палаты и использовалась для хранения изъятых при обысках книг. После Великой Отечественной войны в здании некоторое время распо-
лагался склад бумажной фабрики.
В 1954 году Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были переданы Государственному музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в здании Усыпальницы открылась экспозиция „История строительства Петропавловской крепости». Ее демонтировали в мае 1992 года в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.
Прибытие болгарского царя Фердинанда в Великокняжескую усыпальницу. 1909
По словам одного историка, „каждый Русский считает своим священным долгом посещать Усыпальницу нашего Царского Дома; иноземцы, прибывшие в Санкт-Петербург, также спешат поклониться гробницам Высоких Усопших».
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых
Автор: В. Б. Гендриков, С. Е. Сенько
Издательство: Лики России
Год выпуска: 2004
Страниц: 176
Рубрики: | ИСТОРИЯ РОССИИ ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА РЕЛИГИЯ |
Метки: собор санкт-петербург книга россия
Процитировано 25 раз
Понравилось: 21 пользователям