молодежная тусовка на руси
«Молодое время»: как проходили молодежные гулянья в деревнях в XIX в.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Деревенское сообщество предоставляло холостой молодежи все возможности для того, чтобы «нагуляться-наиграться», то есть выплеснуть избыток жизненной энергии, подготовиться к браку и вступить в него в положенный срок. Весь этот период – с момента созревания девушки или парня до вступления в брак – назывался «молодое время». По крестьянским представлениям, молодое время могло наступить только для человека здорового, способного к деторождению, жизненно активного. Больные, убогие, чрезмерно набожные девушки и парни, давшие обет безбрачия, считались как бы преждевременно состарившимися и не участвовали в молодежных собраниях. Для всех остальных девушек и парней участие в молодежных собраниях было обязательным, а отказ от этого вызывал удивление и порицался общественным мнением.
В русской традиции были выработаны определенные формы общения молодежи: гулянья, посиделки (беседы), свозы, игрища, толоки. Совместное времяпрепровождение позволяло парням и девушкам «себя показать» (не только продемонстрировать свои достоинства: покладистый характер, веселый, добрый нрав, хорошие манеры, богатый костюм, но даже свое трудолюбие и мастерство) и повнимательнее присмотреться друг к другу, чтобы не ошибиться в выборе пары.
Молодежь находилась под постоянным контролем со стороны старшего поколения деревни, которое наблюдало и оценивало поведение девушек и парней с точки зрения этических норм. Само присутствие взрослых сдерживало молодежь от многих вольностей, которые могли бы быть допущены при отсутствии зрителей.
Молодежные гулянья начинались обычно весной, с Пасхальной недели. Гулянья проходили на главной деревенской улице или за околицей деревни и продолжались до Петрова дня (29 июня /12 июля), с перерывом на Петровский пост. Петров день в некоторых северных деревнях называли даже «гулящево заговенье», «гулящев день» – то есть день, когда последний раз можно от души повеселиться, нагуляться. После этого дня молодежные гулянья проходили все реже и реже, так как было много работы, а к Успенью (15/28 августа) вообще прекращались.
Девушки и парни прохаживались по улице большими группами, в которые объединялась молодежь только одного села, или парами. Если гуляли группой, то девушки, взявшись за руки, становились в шеренги по пять-шесть человек, как позволяла ширина улицы, и неторопливо двигались вперед «частой походочкой». В первых рядах шли «славницы» или девушки, только что принятые в молодежную группу. В последних оказывались девушки, не пользовавшиеся успехом у парней. За девушками шли рядами нарядно одетые парни. Всю процессию возглавлял гармонист.
Пройдя по улицам деревни, молодежь переходила к хороводам, пляскам, качелям, играм. Особенной популярностью пользовались так называемые игровые хороводы, в которых с помощью пантомимы или диалогов разыгрывалось содержание исполнявшейся песни. В старинных плясках демонстрировалась красота движений, грация, женственность, смущение перед зрителями – то есть те качества, которые считались приличествующими будущим невестам.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вечёрки на Руси: где встарь знакомились парни и девушки
Вечёрки на Руси иначе назывались «беседами», «поседками» или «посиделками». Такие встречи проводили, обычно, вечерами, а участвовали в них парни и девушки, готовые к сватовству. Хотя на большие праздники славянские вечёрки могли собрать и людей разного возраста: не только молодёжь, а и зрелых мужиков да жонок.
Однако,главное назначение традиционной вечёрки именно познакомить молодежь, показать себя с лучшей стороны и в играх, и в работе. На таких встречах парни и девушки искали себе пару.
Русская народная вечёрка — не только отдых
Молодежные беседы могли делиться на «игримые» и «рабочие». На таких молодёжных посиделках парни видели девушек не только в гулянии, но и за работой. Оценивали, какая девушка станет хорошей хозяйкой дома.
Осенью и зимой девушки часто собирались на «прядимые» посиделки, их же иначе зовут супрядками. Провести на супрядках девушка могла весь день, с утра до вечера. Часто днём молодые девушки и девочки пряли совместно со старшими женщинами: слушали их рассказы о жизни, перенимали мастерство. А уж вечером в избе оставалась только молодёжь и к девушкам в гости заглядывали парни.
Ещё один вид рабочих посиделок — капустные вечёрки. Осенью, когда собран урожай капусты, девушки и женщины собирались в одной избе. Наряжались при том в лучшие одежды, чтобы показать свою красоту. Днём рубили и квасили капусту. К вечеру готовили капустные пироги и приглашали на вечёрку парней.
Волшебная палочка — магия славянского веретена
Как проходит русская вечёрка
Вот как описывают молодежные посиделки те, кому удалось побывать на них:
«Самою удобною порою для народныхъ увеселенiй служитъ осень и зима; тогда крестьянину‒молодцу и крестьянкѣ‒дѣвушкѣ всего свободнѣе.
За исключенiемъ дней предъ праздниками и воскресеньемъ, ежедневно молодцы и дѣвушки собираются по вечерамъ въ какую-либо просторную избу изъ одной или нѣсколькихъ деревней, смотря по сплоченности населенiя. Собранiя эти извѣстны подъ названiемъ «бесѣды». Развлеченiемъ на бесѣдахъ бываетъ: пѣсня, гаданье въ карты, пляска, танцы, а главное‒разговоръ молодца съ избранной красоткой».
Олонецкие губернские ведомости. 1878
А вот так проходят беседы «прядимые», которые иначе зовутся супрядками:
«Какъ скоро окончатся полевыя работы, и женщины приготовятъ ленъ для пряжи, у насъ, въ Ухтѣ, начинаются бесѣды, т.е. собираются дѣвицы, по вечерамъ, куда-либо, для пряжи, и вмѣстѣ съ тѣмъ, для препровожденiя долгихъ осеннихъ вечеровъ съ своими бесѣдниками. Чаще всего они собираются на бесѣду, въ домъ какой-либо вдовы, и приходятъ къ ней цѣлую зиму, а иногда и нѣсколько зимъ къ ряду. Въ такомъ случаѣ, домъ этотъ прiобрѣтаетъ общую извѣстность‒ сходбища дѣвицъ. При входѣ на бесѣду въ будничное время, глазамъ вашимъ представится: лавки всѣ заняты дѣвицами всякаго возраста (у насъ большой и малый ходятъ на одну бесѣду), сидящими за прялками и усердно прядущими ленъ, одѣтыми въ ситцовыя рубашки и печатныя изъ холстасарафаны.
На полу сидятъ только что прибывшiе молодые парни, въ рабочихъ, холстомъ крытыхъ полушубкахъ, въ шапкахъ. Молодцы собираются идти по кругу (обнимать сидѣвшихъ на лавкахъ дѣвицъ). Обошедши, они кланяются, снимая шапки, и благодарятъ дѣвицъ за обнимъ. Нѣкоторые изъ нихъ долго засиживаются у своихъ избранныхъ собесѣдницъ и сообщаютъ имъ свои деревенскiя новости…»
Олонецкие губернские ведомости. 1882
Для чего нужны были вечёрки на Руси
Вечёрка была не просто местом, где можно было обменяться последними новостями. Здесь парни и девушки знакомились друг с другом, часто долго беседовали, от чего иначе называются эти встречи «беседами». А игры и танцы устраивали так, чтобы как можно больше парней и девушек успели постоять друг с другом в паре, обменяться несколькими словами и присмотреться друг к другу.
На молодёжных беседах парень мог увидеть, хороша ли девушка в работе или умеет только петь да танцевать. Девушки смотрели как молодцы себя ведут: вежливо ли разговаривают не только с самой девицей, но и с товарищами да старшими людьми, умеют ли быть обходительными и ласковыми.
Так встарь на встречах с долгими разговорами, песнями да танцами славяне выбирали себе пару. А уж после парень засылал к полюбившейся девушке сватов.