мост победы в москве история

Ленинградский мост (Москва)

Мост Победы
55°48′53″ с. ш. 37°30′04″ в. д.HGЯO
Область примененияавтомобильный, пешеходный
ПересекаетРижское направление Московской железной дороги
Место расположенияМосква
Конструкция
Тип конструкциижелезобетонный, балочный
Общая длина132
Ширина моста35
Полос движения8
Эксплуатация
Открытие1943 ; реконструирован в 1961
Мост Победы на Викискладе

Мост Побе́ды
(бывш.
1-й Ленинградский путепровод
) — путепровод на Ленинградском шоссе в Москве. Проходит над путями Рижского направления Московской железной дороги, соединяя районы Сокол и Войковский. Тип конструкции моста — железобетонный, балочный, четырёхпролётный. Ленинградское шоссе на мосту имеет 4 полосы движения в каждом направлении. Длина моста составляет 132 м, ширина — 35 м[1].

История

Данный мост является одним из первых памятников Победы в Москве, ведь строительство его началось ещё во время Великой Отечественной войны. В 1943 году, когда в войне наступил решающий перелом в пользу СССР, архитектор Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский приступили к работам по оформлению нового путепровода на Ленинградском шоссе. Тогда этот путепровод находился на окраине Москвы, в северо-западной части города. Именно на этом направлении осенью 1941 года шли жестокие бои. Поэтому идея битвы за Москву и легла в основу скульптурной композиции моста[2], получившей название «Триумф Победы».

Изначально путепровод имел всего две полосы для движения в каждом направлении[3]. В 1960—1961 годах мост был значительно реконструирован (фактически отстроен заново)[4][5]. Проезжая часть моста была расширена до четырёх полос движения в каждом направлении. Авторы нового проекта моста — инженер И. Ю. Аршавский и архитектор К. Н. Яковлев[6]. В ходе реконструкции скульптуры были установлены на новые гранитные постаменты по краям моста. Тем не менее, часть скульптурного оформления (композиции из знамён и венков[7]), была утрачена.

История строительства

На этом месте в 1937 году был построен Старый Ленинградский мост (инженер Е. С. Уланов). Конструкция моста была типовой для того времени, главный пролёт представлял стальную арку с ездой посередине. Арка выполнена в виде сквозной фермы с треугольной решёткой, аналогичную конструкцию имеет старый Бесединский мост, Бронницкий автодорожный мост [venividi.ru/files/img/4494/24.jpg], а также западный Сабуровский мост.

В 1970 году рядом со старым мостом, был построен новый мост. Новый мост имел ширину дорожного полотна 30.1 метра, пролетные строения имели неразрезную цельносварную конструкцию, у моста были усилены опоры. Высота моста от нормального подпорного уровня (НПУ), составляет 14 метров. После строительства нового моста, Старый Ленинградский мост простоял ещё 9 лет, после чего к 1980 году был демонтирован.

До начала строительства нового моста можно было заметить подъездную дорогу к старому мосту, которая резко обрывалась у берега.

Скульптурное оформление

Культурное наследие Российской Федерации, [old.kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=7720073000 объект № 7720073000] объект № 7720073000

В северной части моста на высоких постаментах расположены статуи воинов — мужчины и женщины. Скульптор Николай Томский особое значение придавал их силуэтам. Согласно его замыслу, именно выразительные силуэты скульптур должны были создавать атмосферу напряжённости и тревоги, характерную для осени 1941 года[2].

В южной части моста находятся две скульптурно-декоративные композиции «Слава русскому оружию». Скульптурное оформление моста Победы является объектом культурного наследия регионального значения.

Цитаты

Скульптор Николай Томский так вспоминал своё произведение[2]:

Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов — защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь, а в люках танков были видны отдающие честь командиры экипажей. Представляете, здесь, на Ленинградском мосту победители приветствовали монументы Победы! Вот в чём была символика, вот в чём моя авторская гордость и человеческая радость.

Скульптурное оформление моста Победы

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история

Статуя воина. Объект культурного наследия РФ [old.kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=7720073001 № 7720073001]№ 7720073001Статуя женщины-воина. Объект культурного наследия РФ [old.kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=7720073002 № 7720073002]№ 7720073002Скульптурно-декоративная композиция. Объект культурного наследия РФ [old.kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=7720073003 № 7720073003]№ 7720073003

Реконструкция Ленинградского шоссе (2007—2010)

Основная статья: Большая Ленинградка

В одной из последних очередей реконструкции шоссе планируется строительство параллельного моста с одновременной реконструкцией старого. По старому мосту автомобили двигаются из центра по 6 полосам, обратно по новому — по 5 полосам. По информации из СМИ, подрядчик, занимающийся составлением проектной документации не справился по срокам, что вызвало задержку в начале строительства на целый год. Фактически строительство началось в начале 2009 года, по информации московской мэрии строительство моста займет 18 месяцев и окончится не позднее 2010 года.

На июнь 2009 года строительство начато, с южной стороны построена временная дорога для строительной техники, проложен один пролет моста, забиты опоры для следующего пролета.

На октябрь 2010 новый мост построен, ведется реконструкция старого.

21 мая 2011 года в 6 утра движение в сторону области по старому мосту было открыто.

Отрывок, характеризующий Мост Победы

– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам. Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь. Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо. Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна. – Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст. – Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна. – Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену. – Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она? – Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют. – А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору! – Как не дивиться? Смело, ловко. – А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф. – Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину. – Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а? – Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать! – Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку. – Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил то Сидорыч… – Семен не договорил, услыхав ясно раздававшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. – На выводок натекли… – прошептал он, прямо на Лядовской повели. Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служило признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из за леса и звучал далеко в поле. Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянной убедились, что гончие разбились на две стаи: одна большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель; граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. «Назад!» крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее. Граф и Семен смотрели на него. Вдруг, как это часто бывает, звук гона мгновенно приблизился, как будто вот, вот перед ними самими были лающие рты собак и улюлюканье Данилы. Граф оглянулся и направо увидал Митьку, который выкатывавшимися глазами смотрел на графа и, подняв шапку, указывал ему вперед, на другую сторону. – Береги! – закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу. Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей. Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам, и также мягко переваливаясь прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данила без шапки с седыми, встрепанными волосами над красным, потным лицом.

Отрывок, характеризующий Ленинградский мост (Москва)

Источник

Мосты Ленинградского шоссе через Канал имени Москвы (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Ленинградский мост.

Ленинградский мост
Ленинградский мост
55°52′24″ с. ш. 37°27′19″ в. д.HGЯOL
Область примененияавтомобильный
ПересекаетКанал имени Москвы
Эксплуатация
Конструктор, архитекторЕ. С. Уланов
Начало строительства1937 год

— мост в Северном административном округе Москвы через Канал имени Москвы. По мосту проходит Ленинградское шоссе. Мост содержит 5 полос в сторону центра и 6 полос в сторону области. За мостом ведется круглосуточное видеонаблюдение с многочисленных камер (с штанги со стороны южного берега, с близлежащих домов).

История строительства

На этом месте в 1937 году был построен Старый Ленинградский мост (инженер Е. С. Уланов). Конструкция моста была типовой для того времени, главный пролёт представлял стальную арку с ездой посередине. Арка выполнена в виде сквозной фермы с треугольной решёткой, аналогичную конструкцию имеет старый Бесединский мост, Бронницкий автодорожный мост [https://venividi.ru/files/img/4494/24.jpg], а также западный Сабуровский мост.

В 1970 году рядом со старым мостом, был построен новый мост. Новый мост имел ширину дорожного полотна 30.1 метра, пролетные строения имели неразрезную цельносварную конструкцию, у моста были усилены опоры. Высота моста от нормального подпорного уровня (НПУ), составляет 14 метров. После строительства нового моста, Старый Ленинградский мост простоял ещё 9 лет, после чего к 1980 году был демонтирован.

До начала строительства нового моста можно было заметить подъездную дорогу к старому мосту, которая резко обрывалась у берега.

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история

Скульптурное оформление

В северной части моста на высоких постаментах расположены статуи воинов — мужчины и женщины. Скульптор Николай Томский особое значение придавал их силуэтам. Согласно его замыслу, именно выразительные силуэты скульптур должны были создавать атмосферу напряжённости и тревоги, характерную для осени 1941 года[2].

В южной части моста находятся две скульптурно-декоративные композиции «Слава русскому оружию». Скульптурное оформление моста Победы является объектом культурного наследия регионального значения.

Реконструкция Ленинградского шоссе (2007—2010)

Основная статья: Большая Ленинградка

В одной из последних очередей реконструкции шоссе планируется строительство параллельного моста с одновременной реконструкцией старого. По старому мосту автомобили двигаются из центра по 6 полосам, обратно по новому — по 5 полосам. По информации из СМИ, подрядчик, занимающийся составлением проектной документации не справился по срокам, что вызвало задержку в начале строительства на целый год. Фактически строительство началось в начале 2009 года, по информации московской мэрии строительство моста займет 18 месяцев и окончится не позднее 2010 года.

На июнь 2009 года строительство начато, с южной стороны построена временная дорога для строительной техники, проложен один пролет моста, забиты опоры для следующего пролета.

На октябрь 2010 новый мост построен, ведется реконструкция старого.

21 мая 2011 года в 6 утра движение в сторону области по старому мосту было открыто.

Ссылки[ | ]

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 4 июля 2020 года

Отрывок, характеризующий Ленинградский мост (Москва)

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история

Октябрьский тоннель, 506 м

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история
Октябрьский тоннель находится на пересечении Садового кольца и Большой Якиманка с проспектом Ленина. В 2012 году было объявлено о реконструкции тоннеля. Ремонтные работы обещали закончить за 2 года, но окончательно они были доделаны только в 2015 году.
Строители заменили плиты покрытия всего тоннеля, а также гранитный бортовой камень. Также была проведена замена гидроизоляции и ремонтные работы по железобетонным конструкция.

Сам тоннель был построен еще в 1960 годах. Его протяженность не такая большая, но все же она заметно сокращает водителям путь.

Северо-Западный тоннель, 3126 м

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история
Северо-Западный тоннель имеет довольно большую протяженность — 3126 метров. Стоит отметить, что этот тоннель довольного глубоко заложен. Находится он под Серебряноборским лесничесвом. Впервые был открыт в 2007 году.

Важно отметить, что в тоннеле имеется 3 полосы для движения, а также 2 пешеходные банкетки. Крупногабаритным транспортным средствам лучше не проезжать здесь, так как это может привести к серьезным нарушениям.

Винчестерный тоннель Северо-Западной хорды, 786 м

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история

Винчестерный тоннель Северо-Западной хорды — тоннель, который находится под улицей Народного ополчения и улицей Берзарина. Впервые был открыт в 2020 году. Стоит отметить, что это первый тоннель такого типа. Разберем его подробно, что он собой представляет.

Винчестерный стиль — это такой тип тоннеля, части которого находятся в разнонаправленном движении вертикально друг над другом. Такой тип тоннеля, который находится сейчас в Москве, имеет всего 2 яруса. Движение на нем также проходит только в противоположных направлениях.

Стоит отметить, что вариант строительства был выбран именно такой не случайно. Во время расширения дорог, они бы стали вплотную прилегать к жилым домам, именно поэтому был разработан особый проект винчестерного типа.

Строительство было начато еще в 2013 году, но окончено было ровно в срок, как и предполагалось. В настоящее время множество автовладельцев пользуются этим видом постройки.

Гагаринский тоннель, 1100 м

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история
На пятом месте в нашем списке Гагаринский тоннель, который имеет довольно большую протяженность, по сравнению с другими вариантами. Расположен на Третьем транспортном кольце. Тоннель находится над Гагаринской площадью.

Он имеет довольно неглубокое залегание, так как состоит всего из 20 метров двух простых труб. Между собой они поделены на водонепроницаемые перегородки.

Но стоит отметить, что допустимая скорость по тоннелю составляет 100 км в час. Даже в часы пик по этому тоннелю проезжает более 7-10 тысяч машин каждый час. С 2013 года начался ремонт тоннеля, который окончился только к 2020 году.

Волоколамский тоннель, 1730 м

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история
Волоколамский тоннель находятся на развязке Сокола. Начало его на шоссе Волоколамском, а конец на улице Лизы Чайкиной. Тоннель также проходит под Ленинградским проспектом. Максимальная глубина — 20 метров.

Стоит отметить, что в 2014 году тоннель очень часто закрывали. Происходило это из-за протечек, вследствие ошибок во время строительства. Также данный тоннель был закрыт и в 2020, и даже в 2019 годах. В настоящее время он периодически закрывается на ночь для проведения ремонтных работ. В другое же время его перекрывают только частично.

Этот тоннель имеет довольно большую длину, но водителям это никак не мешает передвигаться по нему.

Шереметьевский тоннель, 800 м

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история
Шереметьевский тоннель находится на пересечении Третьего транспортного кольца и улицы Шереметьева. В нем 4 полосы для движения транспорта. Тоннель изначально был построен в рамках проекта.

Стоит отметить, что предполагалось строить тоннель гидравлическим домкратом. Строители хотели направить трубы под Сущевским валом таким образом, чтобы они составляли целый подземный настил. А вот после строительство предполагалось выстраивать именно под этим настилом. Но, к сожалению, строительство этого тоннеля велось простым традиционным способом.

Источник

Мост Победы

мост победы в москве история. Смотреть фото мост победы в москве история. Смотреть картинку мост победы в москве история. Картинка про мост победы в москве история. Фото мост победы в москве история

В результате тех событий Иран стал военным, политическим и экономическим союзником СССР и всей антифашистской коалиции. Это, в свою очередь, не позволило Турции вступить в войну с СССР на стороне Германии и дало возможность Советскому Союзу создать единственно безопасный коридор для союзнических поставок. В целом по «Трансперсидскому коридору» в СССР было доставлено около трети всех грузов в рамках программы ленд-лиза.

25 августа 1941-го в соответствии с 5-й и 6-й статьями бессрочного советско-иранского договора «О дружественных отношениях»» от 26 февраля 1921 года, предусматривающими сотрудничество в военной сфере в случае угрозы безопасности одной из стран-подписантов, советские войска были введены в северный, северо-западный и северо-восточный Иран. А также в его столицу – Тегеран. 31 августа операция была завершена. Советские войска разместились почти на всём протяжении ирано-турецкой границы.

Свою часть операции на юге и юго-западе Ирана, начатую 27 августа, британцы завершили к 1 сентября. Тем самым были пресечены замыслы Германии по использованию иранской территории для нанесения ударов по СССР и Великобритании.

Советской частью операции «Согласие» руководили командующий Закавказским фронтом генерал-лейтенант Д.Т. Козлов, начальник штаба фронта генерал-майор Ф.И. Толбухин и командующий Каспийской военной флотилией контр-адмирал Ф.С. Седельников. На первых порах, 25-27 августа, иранские войска пытались оказывать некоторое сопротивление частям Красной Армии, так как тогдашнее прогерманское руководство Ирана во главе с шахиншахом Реза отказалось ввести в действие упомянутые статьи советско-иранского договора. С советской стороны погибло и пропало без вести 60 солдат и офицеров, около 1000 было ранено, сбито 3 бомбардировщика. Погибли и пропали без вести около 800 иранских солдат и офицеров, до 7000 попало в плен, потоплены 2 канонерские лодки. Бои были кратковременные, в основном вблизи ирано-советской границы. Иранские военнопленные в сентябре-ноябре 1941 г. были освобождены и переданы Ирану (см., например, «СССР и Иран в годы войны», Баку, 1946).

В июне-августе существовала реальная угроза превращения Ирана в прогерманский плацдарм. С иранской территории резко участились не только «случайные» обстрелы территории СССР, но и нарушения ирано-советской границы, осуществлялись переброски в Закавказье и Среднюю Азию диверсантов и националистических агентов, в том числе, германских и турецких. Вдобавок ко всему, осенью 1940-го с помощью Германии началась реализации программы перевооружения всех родов иранских войск. А в более отдаленной перспективе не исключалось совместное вторжение войск Турции и Ирана в Среднюю Азию и Закавказье. Например, с весны 1941-го начались регулярные консультации генштабов Ирана и Турции с участием германских и итальянских военных советников.

Когда в 1942 г. стало очевидно, что немецко-фашистские войска обязательно будут пробиваться на юг вдоль Каспийского побережья и через Кавказский хребет, перед нами очень остро встал новый неотвратимый вопрос: не поддержат ли их турецкие сторонники.

Если в Иране все обстояло теперь относительно благополучно, то с Турцией было иначе. Если вторжение Турции пойдет через Иран на Баку, на ирано-турецкой границе стоял советский кавалерийский корпус, усиленный стрелковой дивизией и танковой бригадой. ».

Было решено оперативно организовать базу приёма военных грузов от союзников в советской пограничной Джульфе (Нахичеванская АССР, Азербайджан). Работа велась слаженно в любое время, и даже в 1942 году, когда почти весь Северный Кавказ был оккупирован, а Закавказье оказалось в сухопутном отношении отрезанным от страны.

Союзные грузы прибывали в Персидский залив. Сборка грузовиков производилась в иранских Хорремшехре, Бендершахпуре, Андимеште и в иракской Басре. Затем эти грузовые машины загружались боеприпасами, продовольствием, горюче-смазочными материалами, запчастями, другими товарами и отправлялись в СССР через Тегеран–Тебриз–иранскую Джульфу. А оттуда автоколонны шли через реку Аракс в советскую Джульфу.

Грузы в СССР направлялись также вдоль иранского побережья Каспия в Астару, Ленкорань (Азербайджанская ССР), Гасан-Кули, Челекен и Красноводск (Туркменская ССР). Поставки через Иран осуществлялись и по параллельному железнодорожному маршруту Хорремшехр-Тегеран-Тебриз-Джульфа. В частности, 60% от общего числа автомобилей из США, Канады и Великобритании прошли именно по «Трансперсидскому коридору».

Таким образом, с осени 1941-го Иран, который с завершением операции «Согласие» возглавил шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви, фактически стал одним из главных транзитных «мостов» между СССР и его западными союзниками.

Вдобавок через Иран СССР торговал со Швецией, ЮАР, Египтом, Либерией, странами Латинской Америки. С середины 1943 года объемы этих взаимопоставок наращивались.

Важнейшую роль для укрепления всего региона и, в частности, для воздействия на политику Турции, сыграл также советско-британско-иранский договор «О союзе» от 29 января 1942 года. По его условиям, Москва и Лондон обязались уважать территориальную целостность, суверенитет, политическую независимость Ирана и «. защищать Иран всеми имеющимися в их распоряжении средствами против всякой агрессии со стороны Германии или любой другой державы». Для выполнения этих масштабных задач союзным государствам предоставлялось право содержать на иранской территории сухопутные, морские, воздушные силы «в таком количестве, в каком они считают необходимым». Сроки эвакуации военных сил были определены на специальных переговорах. СССР, как и намечалось, вывел свои войска из Ирана к весне 1947 года, британцы же, в большинстве своем, оставались там до 1949-го и даже 1950—го годов…

Вот что «Жорес» (Разин) доложил об этой беседе в Центр 2 декабря 1943 года: «2 декабря в 10.00 по тегеранскому времени я был принят Маршалом Советского Союза тов. Сталиным.

Тов. Сталин подробно интересовался общим состоянием иранской армии, рассказал о посещении им Шахиншаха и о мероприятиях по организации в Иране танковой и авиационной школ с нашей материальной частью и инструкторами.
Мною было доложено о состоянии иранской армии и иранском генералитете, какое количество генералов имеет русскую школу, а также о влиянии англичан на руководство иранской армии.

Тов. Сталин внимательно всё выслушал и дал такие указания: «Шах и его ближайшие помощники запуганы английским влиянием, но придерживаются нашей ориентации; что нужно поддерживать, поощрять их намерения и подтверждать их нашей работой. ». Тов. Сталин предполагает дать иранцам около 20 военных самолетов и столько же танков, что нам нужно подбирать иранские кадры, которые бы мы готовили сами. Когда же я выходил из кабинета, Маршал вернул меня и отчеканил: «Внимательно смотрите за обстановкой и помогайте иранцам. ».

Что касается иранского населения, то оно искренне приветствовало советско-иранский союз и оказывало посильную помощь.

По воспоминаниям А.З. Розенфельд, в 1943–1945 гг. референта-переводчицы отдела прессы Посольства СССР в Иране, «. В иранской прессе военных лет Иран называли «Пол-е пирузи» – «Мост победы».

Во время войны патриотически настроенные эмигранты из СССР и местные жители, в том числе азербайджанцы и армяне, приносили в советское посольство различные, иногда довольно значительные, суммы денег. Были созданы добровольные фонды для борьбы с немецким фашизмом, а также помощи Красной Армии. «Из Ирана в фонд Красной Армии только на создание танковой колонны поступило 966398 риалов» (см. «Правда», М., 21.11.1974 г.). Был организован сбор тёплых вещей для советских детей и для красноармейцев.
В годы войны появились первые легальные переводы советских писателей на фарси. Рахматуллахи в предисловии к своему переводу рассказа Максима Горького «Сторож» отметил: «. мы получали докторов литературы, но не имели никаких сведений о жизни, культуре и литературе соседнего народа. Удивительно то, что недавно в России широко отметили юбилей выдающегося азербайджанского писателя и философа Низами Гянджеви (в 1941 г. – А.Ч.), а у нас только в газетах упомянули об этом событии».

Вскоре после ввода советских войск в Иране начались гастроли советских художественных коллективов. Например, дважды, в 1941 и 1944 годах там гастролировали Бакинский государственный театр оперы и балеты и Азербайджанская филармония. Концерты советских артистов всегда шли с аншлагом.
С большим успехом проходили также концерты Таджикистанского театра оперы и балета и Таджикистанской филармонии, включая ее ансамбль народных инструментов. Причём в их репертуаре были русские, персидские, азербайджанские, армянские народные песни и танцы. Всего в Иране артисты Таджикской ССР дали 78 концертов.

И еще важная деталь из того далекого прошлого. Наряду с советскими военными специалистами в годы войны на территории Ирана, прежде всего, на иранском севере, работали и советские геологи. По итогам проведенной разведки, осенью 1943-го они доложили в Москву о перспективности нефтяных месторождений в североиранских Горгане, Мазандаране и Гиляне, которые стыковались с нефтяными «полосами» Азербайджанской и Туркменской ССР.

При этом советские геологи отмечали, что промышленная разработка североиранских нефтяных запасов потребует больших капиталовложений. Отметим, что ныне эти ресурсы осваиваются в Иране на основе именно тех советских исследований.

Словом, тщательно продуманная и досконально выверенная военно-политическая и экономическая стратегия СССР в Иране позволила существенно укрепить позиции СССР на Ближнем Востоке в годы Великой Отечественной. Что сыграло весьма заметную роль в разгроме фашизма. Кстати говоря, именно благодаря тем событиям 70-летней давности Иран оказался среди стран-победительниц. И очень жаль, что такая яркая страница взаимоотношений с весьма влиятельной в мире страной неоправданно забыта Россией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *