мозаика это в древней руси

Мозаика это в древней руси

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

В Древней Руси мозаика появилась в 10 веке, а именно после того, как государство приняло христианство. При этом данный вид монументального искусства в тот период времени развивался медленно. Объяснялось это тем, что материал для составления мозаики стоил достаточно дорого, смальту изготавливать не умели, и ее приходилось привозить из заморских стран.

Искусство мозаики эпохи 10 – 13 веков можно условно классифицировать на два вида – это декорирование пола в церквях, соборах и храмах целого ряда древнерусских городов, таких как Чернигов, Ростов Великий, Киев и украшение стен, сводов и куполов памятников архитектуры.

На данный момент уникальные по красоте мозаичные картины периода 10 – 13 веков находятся в Киевском соборе Святой Софии и Михайловском Златоверхом монастыре.

Что касается мозаик собора Святой Софии, то следует подчеркнуть, что они отличаются ярким колоритом и богатством цветовой гаммы. Краски настолько насыщены, что просто удивительно, насколько четко и изящно средневековые мастера смогли передать натурализм и естественность своих произведений.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

В киевском соборе основная часть мозаичных композиций располагается в районе алтаря и под сводом купола. Они декорируют стены апсиды, вимы, конху, паруса и подпружные арки. Используя мозаику таким способом, мастера хотели подчеркнуть главные части собора, в котором происходили религиозные обряды и богослужения, что им, собственно, и удалось.

При входе в собор Святой Софии, посетитель, в первую очередь, акцентирует внимание на крупногабаритной мозаике, находящейся в алтарной апсиде. На золотом фоне изогнутой поверхности конхи перед зрителем предстает образ Богоматери Оранты с воздетыми вверх руками. Мозаичная картина «Богоматерь Оранта» является ключевым звеном интерьера собора. Голову Марии, слегка склоненной в сторону сына Божьего, венчает мафорий пурпурного цвета, декорированный золотом, на котором отчетливо просматриваются звезды на лбу и плечах. Мозаичисту, создавшему картину Богоматерь Оранта в 1040-е годы, удалось настолько мастерски подойти к работе, что практически не заметно, когда ряды кубиков смальты с одного направления переходят в другое.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Под мозаикой «Богоматерь Оранта» располагается не менее колоритная мозаичная картина «Евхаристия», на которой изображен сюжет причащения апостолов. Работа была создана в 11 веке. В центре композиции – престол, вдоль которого находятся ангелы с рипидами. Рядом с ними дважды изображена фигура Христа, который совершает обряд причастия апостолов, угощая их хлебом и вином. В своей композиции мозаичист использовал материалы различной цветовой гаммы, что подтверждает малиновый престол, пурпурный хитон с золотистыми складками и синий плащ Христа.

Мозаики собора Архангела Михаила были созданы на несколько десятилетий позже композиций мозаичистов, которые декорировали собор Святой Софии в Киеве.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Создание мозаичных картин для собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве приходится на 1112 год. Интерьер храма имел определенное сходство с внутренним обустройством собора Святой Софии, однако художественный стиль в работах прослеживался иной. В частности, в сюжете «Евхаристии» образы не имеют той тяжеловесности, которая отчетливо проявляется в мозаиках софийского собора. Фигуры святых кажутся стройнее, выше, их движения раскованнее, позы непринужденнее, взор спокойнее.

Мозаика «Дмитрий Солунский», принадлежащая к числу работ, украшавших стены Михайловского Златоверхого монастыря, на данный момент находится в Третьяковской галерее. Данное произведение было создано в период с 1108 по 1113 годы.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Мозаичные произведения собора Архангела Михаила можно считать последними памятниками данного вида монументальной живописи, изготовленными в Древней Руси. Впоследствии храмы и соборы перестанут декорировать мозаикой, ее заменит фреска.

Мозаичное искусство начнет возрождать в России известный ученый М.В. Ломоносов.

Подробнее можно рассмотреть примеры мозаики Древней Руси в разделе Библиотека дизайнера.

Источник

Вечный «почерк» на стене. Как в России развивалось искусство мозаики

Не случайно мозаика, знакомая древнерусским мастерам, возродилась в XIX веке на берегах Невы. Для сырого петербургского климата «вечная живопись», как ее называли, подходила как нельзя лучше. Причем многие памятники зодчества северной столицы, включая Спас-на-Крови, наделила этим изысканным убранством известная мастерская Фроловых. Правнук ее основателя Владимир ФРОЛОВ, специалист в области мозаичного дела, сотрудник Российского института истории искусств, считает, что сегодня такое ремесло становится все более востребованным. В беседе с корреспондентом «СПб ведомостей» Виктором ЮШКОВСКИМ он поведал об особенностях этого вида монументально-декоративного искусства и ярких представителях своей «мозаичной» династии.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Мозаика на фасаде дома № 28 по Большой Зелениной улице. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Византийские виртуозы

— Владимир Александрович, неужели мозаичное искусство не было исконно русским?

— Мозаика, появившаяся на Руси после принятия христианства, применялась при оформлении Софийского собора и других храмов в древнем Киеве. Распространение она получила благодаря приглашенным из Византии умельцам. Но, перенимая их опыт, русские мастера оставили шедевры, которые не уступали, а то и превосходили по художественной ценности творения византийских виртуозов этого дела.

Правда, в силу разных исторических причин, прежде всего татаро-монгольского нашествия, секреты мастерства русских умельцев канули в Лету. Как и способы изготовления «камушков», из которых выкладывали мозаичные произведения. И когда через несколько столетий великий Ломоносов попытался возродить это ремесло, ему пришлось пройти заново долгий путь, возрождая с нуля по собственной рецептуре такой красивый и долговечный материал.

— Почему он им заинтересовался?

— В предметах мозаичного творчества, которые привез из Италии канцлер Михаил Воронцов, он увидел сочетание элементов науки и искусства. Это ученого, увлекавшегося химией, и привлекло. Зная, что производство смальты итальянцы держат в секрете, а методы получения мусии, как ее называли на Руси, утеряны, он начал проводить опыты. И после тысячи экспериментов ему удалось создать целую палитру таких «каменных красок».

Ломоносовские мозаики, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и других музейных собраниях, были выполнены на высоком художественном уровне: портреты Александра

Невского, императрицы Елизаветы Петровны и др. А мозаичное полотно «Полтавская баталия», самое монументальное его произведение, призванное украшать усыпальницу Петра Великого в Петропавловском соборе (осуществить этот замысел не удалось), позже было перемещено на стену парадной лестницы Академии наук в Ленинграде.

Чудотворец из смальты

— Кто же продолжил дело Михайло Васильевича?

— К сожалению, ломоносовские опыты продолжения не имели, а его открытия в этой сфере до потомков фактически не дошли. Мозаичное дело возродилось в нашей стране позже, когда при создании внутреннего убранства Исаакиевского собора, выросшего у Невы, встал вопрос: как продлить жизнь живописным иконам, краски которых осыпались от сырости?

Вот тогда по инициативе Монферрана, создававшего самый величественный в России храм, несколько выпускников Императорской академии художеств (ИАХ) отправились в Рим, где в 1847 году при Ватиканской мозаичной мастерской и была создана Русская студия. Там обучались Василий Раев, Егор Солнцев, Семен Федоров и др.

— Они и стали первыми русскими мозаичистами XIX века?

— Не совсем так, их предшественником был Георг Веклер, сделавший мозаичную копию картины Сальватора Розы «Блудный сын», которую приобрела императрица Елизавета I. При Александре I он получил звание академика, выполнив для него несколько миниатюр, хранящихся в Эрмитаже. В этой же технике работал его ученик Александр Сиверс, создавший мозаичные образы Спасителя и Николая Чудотворца. Но оба были широко известны, что называется, в узких кругах.

Освоив мозаичную технику, ученики Русской студии вернулись домой, и в 1851 г. при ИАХ было открыто мозаичное отделение. Тогда же в Петербург по приглашению российских властей прибыли итальянцы братья Бонефеде, чтобы наладить производство смальты. Старший из них, Джустиниано, руководил этими работами (они велись на стекольном заводе, находившемся у Обводного канала и вошедшем позже в состав Императорского фарфорового завода), а младший, Леопольд, имевший большие познания в химии, ему помогал.

Тысячи оттенков Исаакия

— Почему смальта оказалась самым удобным материалом?

— Это прочное цветное стекло, выплавляемое по специальной технологии с добавлением оксидов разных металлов (медь, олово, железо, марганец и т. д.). Кварцевый песок (он служил исходным сырьем), предварительно очищенный от примесей, издавна добывали в окрестностях Петербурга, недостатка в нем не было. А свойства получаемого материала зависели от добавок, придававших ему нужный цвет, химического состава стекломассы и режима обжига.

Так, для работ над художественным убранством Исаакиевского собора, где были переданы тончайшие полутона, мозаичисты использовали смальту более 12 тысяч оттенков. Ее краски не блекли, она не трескалась и «противостояла» сырости: этот материал мог служить веками. Причем старая смальта, обладая насыщенным цветом, не имела блеска в отличие от современной, то есть мало походила на «стеклышки». Вот ее-то (равно как и керамику, покрытую тонкой эмалью) и выпускали для оформительских нужд братья Бонефеде.

Смальта формировалась в прямоугольные плитки, которые раскалывали на небольшие квадратные и прямоугольные куски. В мастерской при ИАХ практиковался римский (прямой) способ мозаичного набора: металлическую «сковороду» (рамку) заполняли временной мастикой, наносили контуры изображения, а потом «рисовали» смальтой, достигая при этом потрясающей реалистичности. Камушки плотно укладывали, подбирая их по размеру и цвету, затем тонировали швы восковыми красками и полировали.

Считалось, что выполнять такую работу, точно повторяя оригинал, мог только дипломированный художник. По сути, это была не копия, а самостоятельное произведение, требовавшее высокого дарования, такая работа была дорогостоящей и отнимала много времени. Смальтовые «картины» Исаакиевского собора, создававшиеся более полувека (62 мозаики общей площадью свыше 500 кв. метров), получили золотые медали на выставках в Лондоне и Париже (в 1860-х гг.) и европейское признание.

— В их создании участвовал ваш прадед?

— Да, Александр Никитич Фролов, одним из первых в России удостоенный звания академика-мозаичиста, выполнял иконы из смальты для этого и других соборов, а одна из его работ получила медаль на Всемирной выставке в Вене. Под его руководством были установлены также мозаичные орнаменты в московском храме Христа Спасителя. Многие годы он возглавлял мозаичное отделение ИАХ, для которого было выстроено отдельное здание (3-я линия В. О., дом 2а), а в 1890 году основал с сыном первую русскую частную мастерскую такого рода и стал ее руководителем.

Зеркальные картинки

— Что подтолкнуло вашего прадеда к этому шагу?

— В отделении работал техником его старший сын Александр. Перенося мозаичный набор с временной мастики на постоянную основу (цемент), он задумался об удешевлении такого процесса. Итальянец Антонио Сальвиати в то время уже применял венецианский (обратный) способ набора. К нему и был прикомандирован молодой петербуржец, который, обучаясь этому методу, изучал античную и византийскую мозаику.

При такой технологии смальту наклеивали на кальку, затем набор (зеркальный рисунок будущего изображения) заливали цементом, а пленку смывали. За рубежом этот метод, удешевлявший и убыстрявший набор, тогда широко применялся. Но в академической среде к нему относились с недоверием, ведь выполнять подобную работу могли не только художники, но и обычные мастера под присмотром специалистов.

Вернувшись в Россию, сын академика предложил и захотел внедрить свой способ обратного набора, при котором создавалась мозаика, «приспособленная» к петербургскому климату. Но мало кто из членов ИАХ его поддержал, и тогда, пользуясь авторитетом отца, уже в новой мастерской, расположившейся на Кадетской линии, 13 (дом был перестроен), он стал осуществлять этот метод на практике.

— Где именно?

— «Почерк» фроловской мастерской можно увидеть на фасадах зданий, где располагались Общество поощрения художеств (Большая Морская улица, 38) и Общество взаимного кредита (набережная канала Грибоедова, 13). Ее монументальные мозаичные иконы украсили храм Богоявления Господня на Гутуевском острове.

Мастерская также выполняла заказы в разных российских губерниях. Но самое значимое ее творческое наследие связано с мозаичной «росписью» Спаса-на-Крови. Фроловская мозаика по своим художественным достоинствам не уступала другим, но была прочнее, дешевле и проще в изготовлении и в 1895 году выиграла конкурс на создание внешнего, а затем и внутреннего убранства храма.

Герцог, Пель и Ленин

— Выполнять работы таких объемов без разработки новой технологии было, наверное, сложно?

— Технология появилась. На строительной площадке сколотили деревянную мастерскую и поставили печь, чтобы выплавлять смальту прямо на месте. Но в разгар этих трудов Александр скончался (перитонит после операции), и его младший брат, мой дед Владимир Александрович, тоже обучавшийся в ИАХ, был вынужден встать во главе мастерской, ведь отец уже был в преклонных годах.

Под руководством Фроловых сформировалась школа декоративной мозаики. Молодые ученики, не имевшие художественного образования, становились прекрасными мастерами, выполняя по эскизам 32 художников (в том числе Васнецова, Нестерова, Рябушкина и др.) сложные композиции. Такие наброски, сделанные в разной манере, «скреплял» общий метод набора, а большинство из них соответствовали требованиям монументально-декоративного искусства, поэтому получился гармоничный ансамбль.

— Мозаика этой мастерской сохранилась не только там?

— Ее «автограф», соединенные литеры «М» и «Ф» (мастерская Фроловых), оставлен на бывшем доходном доме герцога Лихтенбергского (Большая Зеленина улица, 28), который украшен большими мозаичными панно.

При создании Мавзолея Ленина архитектор Алексей Щусев пригласил его выполнить мозаику (стилизованные знамена из пурпурной смальты), по существу, реабилитировав это искусство, считавшееся «религиозным» и начавшее угасать в советские годы. Однако это не спасло от репрессий деда: как бывшего владельца мастерской (хотя не только поэтому) его трижды арестовывали. Побывала в тюрьме и моя бабушка, дочь архитектора Леонтия Бенуа. Да и отец в юности не избежал той же участи.

Драгоценные узоры

— Как сложилась судьба отца?

— Пережив в Ленинграде блокаду, он стал инженером и работал на заводе «Севкабель». А дед, не покидавший мастерскую Академии художеств (по совокупности трудов он получил звание профессора), умер в феврале 1942 года. Он успел отправить через Ладогу мозаичные узоры, сделанные для станции «Новокузнецкая» московского метро. Его усилиями, добавлю, были сохранены мозаики разрушенной в 1930-е гг. древнекиевской церкви Архангела Михаила.

Ну а первые ленинградские станции «одевали» мозаикой, в том числе флорентийской, с использованием полудрагоценных и драгоценных камней, его ученики. Немало произведений искусства, сделанных тем же способом, хранится ныне в Эрмитаже. В свое время туда попали некоторые предметы из коллекции деда, хотя большая ее часть не сохранилась. А жаль, в Петербурге, мне кажется, должен появиться такой музей: в стенах мозаичного отделения Академии художеств или на Большом проспекте В. О., 64, где тоже находилась мастерская Фроловых.

— Но это искусство не отошло в прошлое. Какие у него перспективы?

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6552) от 23.10.2019 под заголовком «Вечный «почерк» на стене».

Источник

История мозаики

Считается, что зародилось искусство мозаики на Древнем Востоке. Исследователи датируют это событие 2-ой половиной IV тысячелетия до н.э. В то время мозаика имела совершенно другой вид и использовалась в основном, при отделке дворцовых стен и колонн.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Мозаичные тессеры (элементы) в те времена имели вид конусов из глины длиной 8-10 см и диаметров 1,8 см. Их обжигали и укладывали в глиняный же раствор, который выступал в роли клея. При этом из оснований конусов формировалось изображение, которое впоследствии раскрашивалось, обычно красным, черным и белым. В изображениях использовались геометрические мотивы: ромб и треугольник.

Позднее мозаика стала появляться не только на стенах и колоннах. Ее стали использовать в напольных покрытиях. Но в качестве материала уже выступали не глиняные конусы, а природная необработанная галька.

Мозаика из гальки и в настоящее время является одним из любимых видов мозаики у ландшафтных дизайнеров. Особенно данный вид мозаики распространен в Англии.

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до н.э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному.

Расцвет античной мозаики приходит, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утонченной, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится преимущественно золотым. Мозаика в то время была не только и не столько роскошным украшением интерьера, но и летописью библейских сюжетов.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

4. Средневековая Евразия.

В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из раковин морских моллюсков и из бисера. В Германии бисером декорировались как плоские детали мебели, например, столешницы, так и объемные предметы (бутыли).

Мозаика также очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику. Но во влажном климате Санкт-Петербурга, построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи, а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила, свечей и лампад. Русскому правительству пришлось командировать выпускниковИмператорской Академии художеств учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собораСпаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Современная мозаика претерпела за многие тысячелетия развития внушительную трансформацию. И сейчас чаще всего мозаикой стали называть отделочный материал, являющийся совокупностью мелких плиток прямоугольной формы различных цветов, из которых составляется напольный или настенный узор либо рисунок.

Но мозаика как часть прикладного декоративного искусства в чести у многих и в наше время. Индивидуальные творения мастеров мозаичной техники ценятся во много раз дороже, чем использование готовых шаблонов. Уникальные орнаменты и картины используются художниками как в градостроительной практике, так и у частных заказчиков, имеющих достаточные средства и чувство вкуса.

Такие творения создаются, в основном, из смальты, стекла и камней (как искусственных, так и натуральных). При этом материалы, используемые в композициях, комбинируются между собой, создавая эффект игры света и тени. Нередки индивидуальные заказы на эксклюзивную мозаику для внутреннего декора помещений с использованием нетрадиционных материалов, а также драгоценных камней и металлов.

Источник

Мозаика Древней Руси

После принятия христианства мозаика в храмах Древней Руси не получила широкого распространения по причине большой стоимости материала. Технологией изготовления смальты мастера еще не владели, а из-за моря везти ее было слишком дорого. Первые мозаики на Руси появились при оформлении Софийского собора и других храмов в древнем Киеве. Распространение они получили благодаря приглашенным из Византии умельцам.

Но, перенимая их опыт, русские мастера оставили шедевры, которые не уступали, а то и превосходили по художественной ценности творения византийских виртуозов этого дела. Собор Святой Софии в Киеве возведенный в XI в, тому подтверждение. Его мозаичные панно характеризуются непревзойденным колоритом. Их палитра состоит из 177 цветов и оттенков:

Для русских мастеров средних веков цвет был одним из главных средств художественной выразительности.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

В Киевской Софии мозаики расположены в основном в алтарной части и в подкупольном пространстве храма. Они художественно выделяют центральную часть храма, где проходят богослужения.

Эпоха Просвещения

В силу разных исторических причин, прежде всего татаро-монгольского нашествия, секреты мастерства русских умельцев канули в Лету. Как и способы изготовления «камушков», из которых выкладывали мозаичные произведения. И когда через несколько столетий великий Ломоносов попытался возродить это ремесло, ему пришлось пройти заново долгий путь, возрождая с нуля по собственной рецептуре такой красивый и долговечный материал.

Весь мир знает Михаила Ломоносова как гениального ученого-изобретателя в различных отраслях науки, талантливого писателя и поэта. И очень сложно перечислить все таланты и заслуги перед отечеством этого «универсального человека». Его творческие успехи в области искусства мозаики были поразительны, ибо все, к чему прикасалась рука гения, носило характер глубокого основательный и профессиональный.

Необычайная работоспособность, железный характер и сила воли, творческая одаренность и разносторонняя гениальность ума Михаила Ломоносова (1711-1765) потрясали современников и немало удивляют потомков. И вот уже три века неизменным остается вопрос: «Как сын простого рыбака смог столь многого добиться на научном поприще, в области литературы и живописи?»

В изобразительном искусстве Михаил Васильевич предпочел мозаику, возродив древнерусские ее корни и став основоположником этого жанра в современной интерпретации. Именно он изобрел рецептуру изготовления цветных непрозрачных стекол, соединив свои познания в химии и мастерство художника, и именно он организовал производство смальты и склеивающего раствора, которые стали широко применяться в мозаичных работах монументально-прикладного искусства в России.

В средине 1750-х, бывая частым гостем в доме графа Воронцова, Михаил Васильевич как-то заинтересовался несколькими мозаичными картинами, которые тот привез для своей коллекции из Италии. Одна из работ, собранная неизвестным автором из оригинала картины Гвидо Рени, выделялась среди других поразительно богатой красочной палитрой. Ломоносов был заинтригован искусным творением итальянского мастера, доведшего свою смальтовую палитру до неимоверного количества оттенков. Это позволило итальянцу мастерски скопировать масляную живопись.

Ученый тут же загорелся идеей создать нечто подобное и возродить в России жанр, весьма популярный еще во времена Киевской Руси. И при том не только возродить, а и создать для этого новый материал. И так как технология изготовления смальты хранилась итальянскими мастерами в строжайшей тайне, Ломоносов во что бы то ни стало решил разгадать этот секрет.

Три года понадобилось ученому, чтобы создать смальту, не уступающую по качеству и цветовой палитре итальянской, – самых разных цветов и оттенков. Для этого ему пришлось разработать собственную теорию «Трех цветов», опираясь на физическую природу света. Именно он доказал, что белый свет состоит из трех основных цветов – красного, желтого и синего, смешивая которые и получаем весь спектр радуги. А через 10 лет на фабрике неподалеку от Санкт-Петербурга производилось уже больше 100 цветов и 1000 оттенков.

Первым крупномасштабным мозаичным произведением в истории искусства России считается «Полтавская баталия», созданная Михаилом Васильевичем, которая сохранилось до наших дней и украшает Главное здание Академии наук в Санкт-Петербурге.

Грандиознейшая мозаика (309,764 квадратных метра), воплощенная в декоративном стиле, собрана из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, толщиной до 6 миллиметров и длиной 5 сантиметров. Создавал ее Ломоносов с семью помощниками на протяжении почти двух лет.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Михаил Васильевич Ломоносов – Мозаика «Полтавская баталия» (1762-1764)

По окончании работы над мозаикой Ломоносов задумал еще одно мозаичное панно «Покорение Азова в 1696 году», однако из-за болезни ног, он так и не смог приступить к работе. А спустя пол года весной 1765 гения не стало.

За свою жизнь Михаил Васильевич создал около сорока мозаичных картин, большая часть из которых составляют портреты. До нашего времени дошло двадцать три его работы. Любопытства ради можно даже сравнить нелепые первоначальные произведения Ломоносова со зрелыми его работами. Колоссальный прогресс. Не правда ли? А еще сложнее поверить в то, что время их создания разделяет всего четыре года.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Все это лишний раз является свидетельством того, что человеческий талант, как правило, всегда разносторонний, и развивать его можно во все направления, было бы желание и цель.

Многогранным был и талант русского поэта Михаила Лермонтова, который оставил после себя не только бессмертное литературное наследие, а и немало живописных и графических произведений.

Храмовая мозаика в XIX в

Мозаики Исаакиевского собора

Мозаичные работы в Исаакиевском соборе начались в 1851 году и велись до 1914 года. Перед художниками стояла задача максимально точно воспроизвести живописный оригинал.

Так, для работ над художественным убранством Исаакиевского собора, где были переданы тончайшие полутона, мозаичисты использовали смальту более 12 тысяч оттенков. Ее краски не блекли, она не трескалась и «противостояла» сырости: этот материал мог служить веками. Причем старая смальта, обладая насыщенным цветом, не имела блеска в отличие от современной, то есть мало походила на «стеклышки».

Смальта формировалась в прямоугольные плитки, которые раскалывали на небольшие квадратные и прямоугольные куски. Камушки плотно укладывали, подбирая их по размеру и цвету, затем тонировали швы восковыми красками и полировали.

Считалось, что выполнять такую работу, точно повторяя оригинал, мог только дипломированный художник. По сути, это была не копия, а самостоятельное произведение, требовавшее высокого дарования, такая работа была очень трудоемкой, дорогостоящей и отнимала много сил и времени.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Апостол Петр, Исаакиевский Собор

В европейском искусстве середины XIX века определился приоритет римской техники изготовления мозаики. Суть ее в том, что набор мелких цветных кусочков смальты правильной геометрической формы на гипсовом грунте наносится на твердое основание. Это особенно удобно при изготовлении мозаичных копий с живописных произведений, так как позволяет максимально приблизить мозаичные картины к живописным.

В технологии мозаики особое значение придавалось производству канторели – «золотых смальт», из которых набирались фоны мозаичных картин. Для создания канторели на стеклянную пластину накладывали листки золота и заливали расплавленным стеклом, прессовали, и золото прочно спаивалось со стеклом. Такие смальты успешно применялись при создании мозаик Исаакиевского собора, набиравшихся так называемым прямым способом.

Бетонную плиту, окантованную металлической рамой, покрывали гипсом, и на ее поверхность переносились контуры оригинала. Постепенно удаляли гипс, укрепляли смальту на мастике. Кусочки смальты плотно подгонялись один к одному, затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементом. Швы тонировались цветным воском, а лицевая поверхность шлифовалась и полировалась.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Художественное убранство Исаакиевского собора, состоит из 62 мозаик общей площадью 592 кв. метров. За право исполнения мозаик для храма-памятника соревновались известные итальянские фирмы: «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати и «Societa Mussiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер», мозаичное отделение Академии художеств и основанная в 1890 году частная мастерская Александра и Владимира Фроловых. По итогам конкурса победу одержала мастерская Фроловых.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

С 1896 по 1907 годы ее мастера, искусно владевшие техникой «обратного» или «венецианского» набора, исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника. Среди них известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.

Художественное убранство Исаакиевского собора, состоит из 62 мозаик общей площадью 592 кв. метров, в работе было использовано около 12000 оттенков смальты и в общей сложности она длилась 66 лет.

Реалистичность изображения достигалось это за счет мелкого модуля, тончайших цветовых и тоновых переходов и колерованного мастикой шва между модулями. По окончанию набора, мозаичные панно шлифовалось и полировались до зеркального блеска.

В стенах этой же мастерской за короткий срок была создана вся мозаичная отделка храма Спаса-на-Крови.

История создания Спаса на крови

В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права.

Сначала на том месте, где убили императора, поставили памятный знак. Его днем и ночью охранял часовой. Потом, в апреле 1881 года, у решетки Летнего сада соорудили часовню. Она была деревянной, с претензиями на грациозность, сделанной в виде павильона, а на крыше стоял небольшой позолоченный купол с крестом.

Но император Александр III, наследник погибшего царя, заявил, что часовни недостаточно, и именно на этом месте нужно возвести настоящий собор. Поэтому и построили церковь на набережной, что было очень необычным расположением. Новый император также захотел, чтобы храм в память его отца напоминал как о его гибели, так и вызывал чувство надежды и восхищения величием государства. И он объявил конкурс на лучший проект сразу же после убийства, пока строилась часовня.

Ему также понравилось предложение сделать мемориальную церковь такой, чтобы она напоминала собор Василия Блаженного в Москве. Решили не просто построить церковь, а настоящий комплекс из храма, музея, башен и часовен. Строили собор очень долго, чуть ли не четверть века, и освятили только в следующем столетии – в 1907 году, хотя планировалось, что все будет завершено к 1890 году.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Мозаичные композиции Спаса на Крови представляют большую художественную ценность, также их масштабность поражает всякое воображение. Мозаикой снаружи выложено 400 м2 фасадов, внутри ею оформлено 7065 м2. 40 мастеров-мозаичистов, не считая подмастерьев трудились над созданием мозаик храма. По площади мозаичного убранства Спас на Крови занимает 1-е место среди православных сооружений в России и является одним из крупнейших в Европе.

Впервые в России применил продвинутый и быстрый «обратный» или «венецианский» метод набора мозаичного полотна, мастер Александр Александрович Фролов, позже его дело подхватил брат Владимир Александрович.

Этот способ позволил изготавливать масштабные композиции, которые видятся, как все гениальное, на расстоянии. Художественные эскизы переносили на толстую бумажную основу, используя зеркальное отображение. Далее разбивали нарисованный сюжет на участки. Впоследствии наклеивали на каждый из них смальту. Готовые блоки обрамляли и заливали цементным раствором. Их крепили к стенам, заполняя швы мастикой. Завершалась работа «добиранием» изображения на месте.

Внутри храм выглядит как сказочная шкатулка. Мозаика чудесным образом вписывается в святые интерьеры Спаса на Крови, внутри собора она покрывает сплошным полотном все стены, столбы и своды храма.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

В начале ХХ века работы были закончены. Если мозаика Исаакиевского собора создавалась на масляной живописи, то в Спасе на Крови упор делался на их изготовление в смальте.

Поразительно, но тут нет ни одной живой живописи. Красивейшие мозаичные шедевры – огромнейшая заслуга архитектора Парланда. После окончания набора мозаики не шлифовались, как это было в Исаакиевском соборе, поэтому неровность мозаичного полотна создает особую игру света.

Так, явились миру большие шедевры, обладающие различными характеристиками, однако в этом вся прелесть, магия и сила. Дополняя друг друга, они создают гармоничный и целостный ансамбль внутреннего убранства храма Спаса на Крови.

Советский период в искусстве мозаики

Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР, которое полностью подчинялось законам правящей партии и соответствовало задачам социалистического строя. Преимущественно мозаичные сюжеты социалистического реализма изображают героев труда, воинов-освободителей, космонавтов, спортсменов, пионеров и колхозников.

Обычно под советской мозаикой понимают работы, изготовленные после 1930-х годов. Однако история советской мозаики началась гораздо раньше. Этот вид искусства, действительно, не был очень распространен – отчасти потому, что навевал гражданам страны ненужные ассоциации с украшением храмов, отчасти – потому, что требовал от только встающих на ноги Советов больших ресурсов: экономических, временных, человеческих.

Однако уже к 1925 году стараниями Владимира Александровича Фролова – потомственного мозаичиста, руководителя мозаичной мастерской Академии художеств в Ленинграде – на фасаде Киевского вокзала в Москве появились два герба СССР, выполненных в этой технике. По сути, с этой даты и можно вести отсчет истории советской мозаики.

Ну а после того, как мастерская Фролова в 1929-30 гг. оформила мозаикой из пурпурной смальты мавзолей В.И. Ленина, этот вид искусства начал набирать популярность.

Когда началось строительство станций московского метро, мозаика оказалась тем самым искусством, которое идеально подчеркнуло героику тех лет, мощь Советского Союза, радость советского человека. Сотрудничество с художником Александром Дейнекой позволило создать знаковые интерьеры, которые стали узнаваемым символом культуры и истории СССР.

Именно Владимир Фролов и его мастера выполнили свои самые знаменитые работы советского периода – мозаики для станций московского метро «Маяковская», «Автозавозаводская» и «Новокузнецкая».

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Мозаика на станции «Маяковская»

В послевоенные годы количество мозаик возросло в разы. Большое количество панно, созданных в 50-60-е годы воспевали героический подвиг советских людей, завоевавших победу в Великой Отечественной войне.

Ближе к 1970-м годам мозаика красовалась уже в зданиях разного назначения, холлах школ и училищ, дополняла фасады зданий. Были построены и заводы, производящую смальту для мозаик. Интересно, что помимо традиционных героев – космонавтов и ученых, пионеров и спортсменов, – использовались и достаточно абстрактные изображения, которые во многом предвосхитили появление новых течений в искусстве.

После распада Союза, к сожалению, часть мозаик начали сознательно уничтожать, чтобы стереть воспоминания о советском строе. Часть просто оставили без внимания, и постепенно они разрушаются, переставая напоминать нам о добром мире, где человек стремился к новым победам над самим собой…

А пока взглянем еще раз на некоторые образцы этого искусства, которое – нет, не умирает, но все же из массовых уходит в камерные формы.

мозаика это в древней руси. Смотреть фото мозаика это в древней руси. Смотреть картинку мозаика это в древней руси. Картинка про мозаика это в древней руси. Фото мозаика это в древней руси

Разноцветные панно можно и сейчас встретить во всех странах бывшего Советского Союза: на фасадах жилых домов, магазинов и школ, на обычных пригородных остановках и на станциях метрополитена, в декоре санаториев и домов отдыха, а также в холлах гостиниц советских времен, научных институтов и даже больниц. Это не только вековые произведения искусства, но и напоминание об истории, жизни людей того времени, их идеалах, стремлениях и образе мыслей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *