на какие категории делилось духовенство на руси

Духовенство, иерархия духовенства

на какие категории делилось духовенство на руси. Смотреть фото на какие категории делилось духовенство на руси. Смотреть картинку на какие категории делилось духовенство на руси. Картинка про на какие категории делилось духовенство на руси. Фото на какие категории делилось духовенство на руси

Духовенство

Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий. Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу. Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. С XVI века считали, что им был Михаил I Сириянин, которого когда-то прислали для совершения Таинства Крещения над князем Владимиром. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом их перенесли в Великую Церковь Лавры.

Белое и черное духовенство

В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые могут вступать в брак, а к черному — насельники монастырей, давшие обет безбрачия.

Белое духовенство многочисленно. Священники до начала служения могут завести семью, а могут избрать путь безбрачия. Черное духовенство — «уходит от мира» и отказывается от брака.

Иерархия белого духовенства

Стоит отметить, что иерархия духовенства появилась не с момента появления Церкви. На заре христианства все были равны. Постепенно стала очевидной необходимость разграничить церковные звания и чины. В Русской Православной Церкви нельзя сразу «придти на должность» Митрополита или Епископа. Такие звания надо заслужить. Подробнее о том, какую роль каждый чин духовенства играет в жизни Церкви мы расскажем в этой статье.

Во главе Русской Православной Церкви стоит Предстоятель — Патриарх Московский и всея Руси. Вместе со Священным Синодом он управляет церковными делами.

За несколько епархий сразу отвечает Митрополит. Епископы не принимают важные решения без ведома Митрополита.

на какие категории делилось духовенство на руси. Смотреть фото на какие категории делилось духовенство на руси. Смотреть картинку на какие категории делилось духовенство на руси. Картинка про на какие категории делилось духовенство на руси. Фото на какие категории делилось духовенство на руси

У каждой епархии есть свой Архиерей, отвечающий за введенную ему область. Абсолютно все архиереи относятся к черному духовенству. Епископы отвечают за крупные епархии.

Далее по старшинству идут иереи и протоиереи. Протоиерей — иерей, получивший особую награду. Через таинство хиротесии иереи получают новый статус.

Существуют также диаконы и протодиаконы, помогающие иерею и протоиерею во время богослужения. Самостоятельно проводить богослужение диакон не может.

Таким образом, иерархия в белом духовенстве выглядит так:

Иерархия черного духовенства

В черном духовенстве свои правила:

Главой Церкви по-прежнему считается Патриарх. А главой нескольких епархий — Митрополит. Епархию может возглавлять епископ или архиепископ (для наиболее крупных епархий). Настоятелем крупного монастыря и высшим монашеским чином является Архимандрит. Этот статус дается за особые заслуги перед Церковью. Избранный иеромонахами настоятель монастыря — это игумен. Интересно, что священник-вдовец тоже может стать архимандритом после монашеского пострига. Насельники монастрей — Иеродиаконы и иеромонахи.

на какие категории делилось духовенство на руси. Смотреть фото на какие категории делилось духовенство на руси. Смотреть картинку на какие категории делилось духовенство на руси. Картинка про на какие категории делилось духовенство на руси. Фото на какие категории делилось духовенство на руси

В Церкви есть и другие люди, принимающие участие в богослужении, но не относящие к духовенству:

Они не обладают благодатью священства.

В Церкви нет места конкуренции и разделения на высшие и низшие церковные чины говорит лишь об особых заслугах перед Богом, Церковью и людьми. Каждому в храме находится свое место. Послужить в храме в качестве чтеца или пономаря может каждый человек, приложив к этому усилия.

Часть духовнства также занимается окормлением определенной группы людей: военных, пациентов больниц и хосписов. Независимо от своей «специализации» и чина духовенство Русской Православной Церкви выполняет важные задачи.

Источник

Публикации

Христианские священнослужители в Древней Руси обладали особыми правами, которые существенно различались в зависимости от их положения на иерархической лестнице. Их нельзя было привлечь к ответственности в светском суде, они освобождались от государственной службы и налогов. Одним из первых правовых документов в нашей стране, определявший статус священников, стал «Церковный устав», которому исполнилось тысячу лет.

О процессе распространения на Руси христианских церковнослужителей и превращении их в отдельное сословие рассказывает во втором эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Священники появились на Руси еще до принятия христианства в качестве государственной религии в 988 году. Первое упоминание в исторических источниках о существовании христианской церкви Ильи-пророка в Киеве относится еще к 944 году.

И это объяснимо: первые проповедники уже в середине X века были в русских землях и распространяли христианство. Постепенно эту веру принимали отдельные представители высших слоев киевского общества: дружинники и купцы.

Самой первой правительницей Руси, принявшей христианство, была княгиня Ольга – вдова князя Игоря и мать князя Святослава. Она прибыла в Константинополь в 957 году (или в 955 году), и там ее якобы крестил сам византийский император Константин Багрянородный.

Обращает на себя внимание то, что летописец упоминает некоего священника Григория в свите княгини Ольги. Следовательно, христианские священники уже присутствовали в Древнерусском княжестве, и один из них даже был включен в княжескую делегацию на высшем уровне.

Откуда они пришли? Возможно, это были болгарские славяне. Соседнее государство приняло христианство в 865 году. Косвенным подтверждением этой версии является то, что в первых русских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики.

Следующий приток христианских священников на Русь извне состоялся уже после превращения христианства в государственную религию. С созданием Киевской митрополии в 997 году из Константинополя прибыл митрополит и большая группа священнослужителей в основном греческого происхождения. Они и служили в первых русских храмах в Киеве, Новгороде и в центрах учрежденных епархий. По византийским меркам епархии были огромными: всего их было 15, а немного позднее – 16.

Священники обладали особыми правами, т.е. имели целый ряд канонических привилегий. Так, они были подсудны только архиерейскому суду и подчинялись исключительно церковным иерархам. Они освобождались от государственной службы и от налогов в пользу государства.

Несколько позднее начинается рекрутирование в состав духовенства представителей местного населения из славянских племен. Священником мог стать практически любой человек, исключая холопов, убийц, разбойников, двоеженцев и тех, кто задолжал кредиторам большие суммы.

Рукоположение в священники имел право осуществлять местный епископ. Высшие иерархи рекомендовали возводить в духовный сан людей «кротких и целомудренных». Обучение и подготовку священников производил не епископ, а священнослужитель более низкого ранга. Делалось это в индивидуальном порядке и за оговоренную плату.

Практиковалась и отработочная форма расчета: за обучение кандидат в священники какое-то время должен был трудиться в хозяйстве своего «репетитора». Но в 1273 году решением собора было запрещено привлекать кандидатов в священники к физическому труду на полях наставника. Тогда же была определена единообразная плата за «поставление».

Готовились кандидаты в священники в течение шести недель. Обычно это были люди грамотные, но существовали и такие, которые грамоты не ведали, а все необходимые для службы тексты учили наизусть – «по напевке». К середине XI в. на Руси значительное большинство духовенства уже имело местное происхождение.

Права священнослужителей различались в зависимости от их положения на иерархической лестнице. Если в большой церкви было значительное число прихожан, то они имели полный штат или притч.

В полный притч входили священник, его помощник – диакон, затем дьячок, пономарь, звонарь, сторож и просвирня (женщина, которая пекла просфоры). Не все они считались духовными лицами, а только те, кто был рукоположен в духовный сан.

В православной церкви существовали три степени священства, низшая – диаконы, затем – священник (иерей) и епископ (архиерей). Соответственно более высокими правами обладали священники высшей ступени – епископы. Только архиереи имели право рукополагать, т.е. возводить в сан диакона и священника.

Перед рукоположением в диакона ставленник проходил «ставленническую исповедь» перед епархиальным духовником за всю свою жизнь. После этой исповеди духовник говорил архиерею, достоин ли ставленник принять священный сан или нет.

Все священнослужители должны были быть либо монахами, либо – для диаконов и священников – женатыми первым браком. Овдовевшие священники не имели право снова вступать в брак и их заставляли постричься в монахи. Тех вдовых священников, которые отказывались принять постриг, заключали в темницу.

Служители церкви подразделялись на белое духовенство – священники и диаконы, а также чёрное – монахи. В состав духовного сословия входили члены семьи священников и диаконов. Они обладали также особыми правами по сравнению с другими людьми. Монахи и монастыри возглавлялись игуменами, которые подчинялись епископам и митрополиту.

Но несмотря на серьезные правовые отличия духовенства от мирян, на первом этапе становления христианской церкви в Древнерусском княжестве называть священников «сословием» можно лишь с оговорками, так как в полном смысле в государстве еще сословия не сформировались. Но позволительно уже говорить о складывании элементов сословности.

Заложил начало этому процессу князь Владимир Святославич созданием «Церковного устава» в конце X – начале XI веков. В этом одном из первых письменных источников русского права и содержится положение о разграничении подведомственности дел между светскими и церковными судами. Все священнослужители были князем переведены из княжеской подсудности в судебную юрисдикцию митрополита по гражданским делам и по большей части уголовных дел.

«Церковным уставом» Владимира также предоставлялось право церкви получать одну десятую от всех княжеских доходов – известная в дальнейшем «церковная десятина».

Применялась и похожая форма пожертвований в пользу священников – руга. Это что-то вроде милостыни церквам и монастырям, которая из спорадической в дальнейшем превращалась в постоянную плату. Позднее эта традиция оформлялась в виде особой «ружной грамотой», в которой указывались периодичность и размер взносов.

Священники имели право на землю. Часто они сами и обрабатывали. В случае недостачи земли они могли арендовать ее. Священнослужителям разрешалось также получать плату за «требы», совершаемые в храме. Под требами понимались различные священнодействия и молитвословия, совершаемые священниками по просьбам отдельных прихожан и других лиц. Но эта плата считалась добровольной, размер ее не оговаривался и зависел от достатка заявителя.

Таким образом, в первые десятилетия после принятия христианства на Руси проповеднической деятельностью занимались болгарские и греческие священники. Затем произошло «укоренение» Русской церкви: здесь сложился слой священнослужителей из коренных местных жителей, которые стали отличаться от представителей других сословий по правовому статусу.

Далеко не все права духовенства были четко зафиксированы в первых памятниках права, но работа в этом направлении велась. Высшие церковные иерархи добивались особых материальных прав для обеспечения деятельности церкви и содержания притча, стремились оградить священников от произвола бояр и дружинников, а также искали защиты своих прав у Великого князя.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 18 декабря

Источник

Сословия: русское духовенство

на какие категории делилось духовенство на руси. Смотреть фото на какие категории делилось духовенство на руси. Смотреть картинку на какие категории делилось духовенство на руси. Картинка про на какие категории делилось духовенство на руси. Фото на какие категории делилось духовенство на руси

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по истории. Как вы помните, мы начали ряд постов по русским сословиям. Вот предыдущие посты:

Итак, история русского духовенства начинается собственно с крещения Руси Владимиром I Красное Солнышко (годы княжения 979 — 1015 гг.). Русская церковь пока не была автокефальной, то есть зависела от Византии. В частности константинопольский патриарх рукоположил (назначал) русского митрополита. И так получилось, что митрополит был высшим церковным лицом на Руси вплоть до 1589 года, когда, наконец русское духовенство получило своего патриарха — Иова.

Таким образом только с 1589 года, то есть со времени правления Федора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного) русская православная церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Ее самой, кстати, уже и не было, ведь ещё в 1453 году она была завоевана тюрками-сельджуками.

Начиная с XI века оплотами духовенства становятся монастыри: Киево-Печерский, Болдинский монастырь в Чернигове и пр. Именно в это время происходит такое первое разделение на черное и белое духовенство. Черное монашество принимало ряд обетов и посвящало свою жизнь служению Богу. Белое же духовенство заботилось о пастве. Белое духовенство это те же приходские священники, которые паству вразумляют и направляют.

[singlepic w=420 h=340 mode=watermark float=center]

В XI же веке возникает первая трудность: в 1051 году западная ветвь христианства отделилась от ортодоксального (православного) направления со всеми вытекающими последствиями: соперничество в христианском мире как догматическое, так и военное.

[singlepic w=420 h=340 mode=watermark float=center]

Однако собственно сословия духовенства пока ещё не существовало. Духовенство было социальной прослойкой. В чем разница? Сословия имеют свои права и обязанности и между ними отсутствует социальная мобильность, то есть перейти из сословия в сословие практически невозможно. Древняя Русь не была сословной.

Сословия начинают формироваться с XV/ XVI веков, когда завершается процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Однако роль духовенства в жизни народа была крайне велика. Господствовал церковный брак, церковь была административным органом управления на местах, ведь в писцовых книгах, хранившихся при монастырях, были записаны данные о населении прихода.

К концу XV столетия впервые встал вопрос о церковных богатствах и влиянии церкви на государственную власть, а не только на народ. Откуда оно взялось, это богатство? Русское духовенство собирало с населения средства от служб и иных услуг. Само собой, у монастырей были свои монастырские вотчины с жившими в них крестьянами. Таких крестьян называли монастырскими. Естественно, что за века монастыри, эти крупные хозяйственные центры, накопили большие богатства. И вот возникло две точки зрения на то, что с ним делать.

Первая точка зрения принадлежала Иосифу Волоцкому. Что, мол, церковь должна быть богатой. Вторая — Нилу Сорскому, что она должна быть бедной, аскетичной и служить примером добродетели для паствы. Великий князь Иван III поддержал Иосифа Волоцкого, и пока русское духовенство не лишилось своих богатств. На самом деле речь шла и о том, чья власть выше Князя или Церкви. Но пока остро этот вопрос не стоял.

Ещё одна веха в развитии сословия духовенства — Стоглав 1551 года. О нем не буду много говорить, просто этот документ унифицировал (стандартизировал) жизнь сословие духовенства в соответствии с потребностями единого централизованного государства.

Следующая веха в развитии сословия духовенства — Соборное Уложение 1649 года и Церковный Раскол. Вот в это время уже и встал вопрос о власти, чья выше — царя или патриарха (Никона). Вопрос был решен в пользу светской власти. И в эпоху Петра I Великого уже формируется непосредственно сословие духовенства, которое имело обязанности и права. Эти права и обязанности были прописаны в творении незабвенного Феофана Прокоповича «Духовный регламент», который увидел свет в 1721 году. Согласно этому документу в России учреждалась Духовная Коллегия, которая затем превратилась в Синод — высший орган управления церковью.

[singlepic w=320 h=240 mode=watermark float=center]

Патриаршество упразднялось. Отныне русскую православную церковь возглавлял обер-прокурор Синода — светское лицо, назначаемое императором! Таким образом светская власть окончательно подчинила себе власть церковную. И произошло это в правление Петра I Великого. Духовные с=лица стали слугами государства и обязаны были доносить на паству, если что нехорошее против власти замышляла.

Эдак, приходишь на исповедь и говоришь, что грех против власти замыслил, и всё — привет! Однако были и другие веселости. Вот, например, цитата из «Духовного регламента»:

«О подаянии милостыни должно Коллегиум Духовное сочинить наставление; ибо в сем не мало погрешаем. Многие бездельники, при совершенном здравии, за леность свою пускаются на прошение милостыни, и по миру ходят безстыдно; и иные же в богадельни вселяются посулами у старост, что есть богопротивное и всему отечеству вредное. Повелевает нам Бог от пота лица нашего, сиесть от промыслов праведных и различных трудов ясти хлеб, Бытия глава 3; и делати доброе не только для собственнаго препитания, но еще чтоб имели мы что подавать и требующим, сиесть убогим».

Источник: «Духовный Регламент»

То есть монахи-бездельники, вместо работы, побираются! Жесть! В таком положении, управляемое Синодом, русское духовенство дожило до февраля 1917 года. Само собой сословие духовенства уже размывалось. Однако в этот сословии, как ни в каких других, крайне сильны традиции. И конечно сын священника, как правило, шел по стопам своего отца.

Источник

Духовенство

Духове́нство – поня­тие, объ­еди­ня­ю­щее свя­щен­но­слу­жи­те­лей всех сте­пе­ней. Условно делится на белое духо­вен­ство, состо­я­щее из лиц жена­тых, и черное – из лиц, при­няв­ших мона­ше­ство.

Пред­сто­я­те­лем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви явля­ется Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. Он управ­ляет цер­ко­вью вместе со Свя­щен­ным Сино­дом.

В каждой обла­сти (епар­хии) есть свой архи­ерей. Архи­ерей – это высшая сте­пень свя­щен­ства и общее звание для вся­кого свя­щен­но­слу­жи­теля, нахо­дя­ще­гося на этой сту­пени (Пат­ри­арха, мит­ро­по­лита, архи­епи­скопа и епи­скопа). Все архи­ереи явля­ются мона­хами.

Сту­пе­нью ниже стоят свя­щен­ники (пре­сви­теры). Им пору­ча­ется воз­глав­лять цер­ков­ную жизнь на при­хо­дах, город­ских и сель­ских. Свя­щен­ники делятся на иереев и про­то­и­е­реев. Стар­ший свя­щен­ник в при­ходе назы­ва­ется насто­я­те­лем.

Низшая сте­пень свя­щен­ства – диа­коны. Они помо­гают при совер­ше­нии таинств архи­ереям и свя­щен­ни­кам, но сами не совер­шают их. Стар­шие диа­коны назы­ва­ются про­то­ди­а­ко­нами.

Свя­щен­ники-монахи назы­ва­ются иеро­мо­на­хами, игу­ме­нами и архи­манд­ри­тами.

Архи­манд­рит («началь­ник пещер») – насто­я­тель круп­ного мона­стыря, лавры или руко­во­ди­тель духов­ного учеб­ного заве­де­ния. Неко­то­рые монахи полу­чают этот титул за особые заслуги перед Цер­ко­вью.

Игумен («веду­щий») – насто­я­тель обыч­ного мона­стыря или при­ход­ского храма.

Монахи-свя­щен­но­слу­жи­тели, при­няв­шие схиму, назы­ва­ются иерос­хи­мо­на­хами, схи­и­гу­ме­нами, схи­ар­хи­манд­ри­тами.

Монахи в диа­кон­ском сане назы­ва­ются иеро­ди­а­ко­нами, стар­шие –архи­ди­а­ко­нами.

Цер­ков­но­слу­жи­те­лями в Пра­во­слав­ной Церкви обо­зна­ча­ются лица низших сте­пе­ней клира: алтар­ник, пса­лом­щик, поно­марь, кото­рые, не имеют бла­го­дати свя­щен­ства. Постав­ля­ются через посвя­ще­ние.

Источник

Духовенство в России в XVII веке

XVII век стал временем оформления сословий в Русском государстве. Сложилась иерархическая система, в том числе и духовенства. Усиливается роль влияния церкви на государство. Оформлялись первые попытки ограничить духовную власть и подчинить светской.

Структура сословия

В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.

К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.

Для белого духовенства она выглядит так:

Для черного:

В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

Права белого и черного духовенства

Священники имели право:

Права монахов:

Обязанности

Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.

В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

Изменения в жизни духовенства в XVII веке

XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.

Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг. Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.

Никон хотел большего: подчинить государство церкви, но Алексей Михайлович дал понять Патриарху, что не доволен его дальнейшими действиями. В итоге, с Никона был снят сан Патриарха, и он вынужден был отправиться в ссылку.

Духовенство к концу XVII века

Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *