на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта

Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси

ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кафедра ТиМФК и педагогики

История ФК и С

Лекция №5

«ФКиС в России с древнейших времён до второй половины 19 века»

1. Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси.

2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах.

3. Создание основ военно-физической подготовки в русской армии и военно-морском флоте (Петр 1, Румянцев П.А., А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков).

4. Вопросы ФВ в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма (Авиценна).

5. Введение ФВ в учебные заведения.

Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси

Древние славяне. Физическое воспитание у древних славян отличалось своеобразием. В своем развитии восточные славяне, жив­шие на территории европейской части нашей страны, прошли при­сущий всем другим народам путь от первобытного состояния до раз­ложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабов­ладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VII вв. восточные славяне еще жили родовым строем. Они за­нимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой, борт­ничеством. Жили в городищах, укрепленных поселках.

Говоря о физическом и нравственном характере древних славян, Н.М.Карамзин в «Историй государства российского» писал: «Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклися о своей наруж­ности». И далее: «Мать, воспитывая детей, готовила их быть воина­ми и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили ее ближ­них, ибо славяне, подобно другим народам языческим, стыдились забывать обиду». «Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, — остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы».

Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. На своих лодках-однодеревках они пускались в плавание по Днепру в Черное море. В VII в. славянский флот доходил до Крита и южных берегов Италии, осаждал Царьград.

Очень популярными у славян были отряды легко вооруженной молодежи, которые умело наступали на врага врассыпную из засад, вооруженные легкими копьями и луками с острыми стрелами. Со­временники высоко оценивали военное искусство, физическую под­готовку славян. Византийский император Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недоста­ток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, по­росших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью, и днем и ночью изоб­ретая много разнообразных способов. Опытны они также и в пере­праве через реки, превосходя в этом всех людей».

В связи с разложением родового общества у древних славян со­здались необходимые предпосылки к возникновению древнерусской государственности. В 862 г., как сообщает летопись «Повести вре­менных лет», и образовалось древнерусское государство, что опреде­лило дальнейшее развитие русской культуры и ее составной части — культуры физической.

Самобытная народная система физического воспитания на Руси. На русских землях народ бережно сохранял и продолжал развивать само­бытные формы физического воспитания, которые служили ему сред­ством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей.

Народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. Эти упражнения часто сопровожда­лись состязаниями в силе, ловкости, в воинском умении. В древнерусской литературе («Слово о полку Игореве»), в летописях и были­нах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Ипатьевская лето­пись упоминает, что в 962 г. из осажденного печенегами Киева вы­шел русский воин, переплыл Днепр и призвал на помощь дружины князя Святослава, стоявшие на другом берегу. Летопись «Повести временных лет» сообщает, что в 992 г. русский богатырь победил в борьбе печенежского, чем и решил исход сражения в пользу дружи­ны князя Владимира.

Среди народов Руси популярностью пользовались борьба, вер­ховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и мно­гочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои — группо­вые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, слобода на слободу, дерев­ня на деревню с соблюдением возрастного деления участников. Бои устраивались обычно по праздникам — летом на площадках, а зимой на льду замерзших прудов, озер, рек. Во время боя участники долж­ны были придерживаться неписанных, но выработанных народом правил: лежачего не бить, заначку в рукавицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, подножек не ставить и др. Одиночные бои нередко применялись как способ решения спорных вопросов, конф­ликтов. Классический пример такого боя описан М.Ю.Лермонто­вым в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

К другим видам упражнений, распространенным среди нашего народа, относятся плавание, гребля, передвижение на лыжах. На­роды, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как сред­ство личной гигиены. Гребля, как способ передвижения по воде, широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войске Степана Разина хорошо была поставлена пред­варительная подготовка гребцов. Об этом пишет С.Злобин в своем историческом романе «Степан Разин». Разинцев «учили грести вес­лами, когда судно идет «снаветру» — на откос и «сподветру» — в кручу волны. В каждом струге разделяли гребцов на загребных, ря­довых и крючных, учили владеть кормовым веслом, травить и вытас­кивать якоря, латать паруса и накидывать свальные крючья, цепля­ясь в бою за края вражеских кораблей». Сам Степан Разин неплохо плавал саженками.

Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен при­меняли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хо­рошо скользили и при подъеме не откатывались назад. В бытовой жизни применялись лыжи, по сво­ей конструкции близкие к совре­менным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, при которых были обнаружены экземп­ляры таких лыж. С середины XV в. лыжи начали применять в военном деле. Никоновская летопись сооб­щает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была направлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полко­водец М.В.Скопин-Шуйский ус­пешно применял лыжные отряды в войне против поляков.

2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах

Начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были, главным образом, вы­ходцы из народа, владеющие воспитательным мастерством. Воспи­тывая и обучая детей, они использовали народные формы физичес­кого воспитания. В юном и зрелом возрасте молодежь совершен­ствовала свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшой боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнирах, состязаниях), военных играх и потехах (раз­влечениях).

Тяжелая конница, которую составляли князья и наиболее подго­товленная часть их дружины, как правило, была одета в полирован­ные доспехи, латы, поножи, или кольчужные панталоны, наручи. На голове — шлем с флажком — принадлежность к княжеству. На плечи всадника спускалась металлическая бармица, лицо предохра­няла металлическая маска. Всадник был вооружен палицей — бое­вым молотом, пользоваться которым можно было лишь обладая не­дюжинной физической силой.

В быту значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санях, игры в шахматы и в шашки. Нередко в целях развлечения царей, князей, бояр и дворян устраивались поте­хи, на которых выступали скоморохи, борцы с медведями, акроба­ты, кулачные бойцы, фехтовальщики.

Источник

Виды спорта популярные на Руси

на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть картинку на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Картинка про на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта

Российское государство всегда славилось не только своими «добрыми молодцами», но, и в целом, крепким и спортивным населением. Спорт играл не последнюю роль в жизни самого простого человека. Немало видов спорта было придумано на протяжении развития Российского государства. Но, к сожалению, большинство из них утратило свою популярность, а некоторые вовсе «канули в лету».

Все древнерусские виды спорта можно условно поделить на несколько типов: спортивные игры, единоборства, пляски и танцы.

Пожалуй, самыми популярными русскими видами спорта, которые пока еще помнят многие – это городки и лапта.

на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть картинку на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Картинка про на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спортаЛапта – древнерусская командная игра, имеющая свои аналоги по всему миру. Современный аналог лапты – бейсбол или крикет. Самые древние деревянные биты и мячи из войлока датируются 16 веком. Но, первые упоминания об игре встречаются в древних летописях, еще до времен образования Руси. Даже викинги привезли эту игру с собой в древнюю Норвегию. В более поздние времена, в лапту любил играть Петр l и многие другие исторические личности, например, писатели Лев Толстой и Александр Куприн. Во времена Советского союза, лапта получает вторую волну популярности. В 1926 году даже была предпринята попытка составить свод правил игры в лапту. Первое официальное соревнование в этом виде спорта состоялись в 1957 году благодаря усилиям некоторых энтузиастов. Пик популярности игры пришелся на 1959 году, когда лапта была включена в программу соревнований Спартакиады народов РСФСР. Однако, потом популярность игры пошла на убыль. В начале 90х годов благодаря постановлению Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, многие вспомнили о «русском бейсболе» и в 1990 году даже состоялся чемпионат страны по лапте. Соревнования прошли лишь для мужских команд. В 1994 году лапту включили в «Единую Всероссийскую спортивную классификацию», а на следующий год были утверждены новые правила для соревнований.

Играть в лапту необходимо командами по 10 человек. Игра проходит на прямоугольной площадке, которая делится на «город» и «деревню». Единственный инвентарь, необходимый для игры – теннисный мяч и специальная бита – «лапта», которая внешне напоминает плоскую палку, длиной в 60 сантиметров. Бьющий должен отбросить мяч как можно дальше из-за спины, затем, он же должен успеть пробежать через площадку за линию кона и вернуться в город. При этом, надо постараться не быть «осаленным», то есть, чтобы водящий в поле, который поймал мяч, не попал в бьющего мячом. Водящие могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы поточнее бросить его в бьющего. Если мяч попадает в бегущего, то игроки переходят в «город». Если в бегущего попасть не получается, то мяч перекидывается в город, а тем временем не успевший прибежать бегущий остается за линией кона. Игроку придется ждать возможности вернуться в город. Если мяч бьющего поймали соперники, то бежать через них опасно, так как игрока быстро «осалят», поэтому бьющий может оставаться за чертой. В таком случае, бьет по мячу следующий игрок. Игра длится до тех пор, пока в роли бьющего не выступят все игроки команд. Те, кто оказался за коном или в «пригороде» могут быть вырученными товарищами, которые уступили свое право перебежки. Если все играющие пробили по мячу и, пробежав за линией кона, вернулись назад, то игра считается выигранной. Если игроки мяч пробили, но не перебежали за линию кона, то игра считается проигранной. Та команда, чей игрок «лапту» сломает, автоматически признается проигравшей.

Как видите, игра в лапту включает в себя сразу несколько видов физической активности: бег, прыжки, удары битой, ловля и бросание мяча, игровое ориентирование.

на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть картинку на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Картинка про на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спортаСуществовала еще одна игра, по правилам и инвентарю напоминающая лапту – игра «чиж». Для игры в «чижика» использовалась 10-15 сантиметровая круглая палочка «чижик» и «лапта» – дощечка примерно в 60-80 сантиметров, один край которой был обтесан для того, чтобы было удобно держать ее в руках. В центре площадки устанавливали «чижика». Один игрок бил по чижику, а другие, выстроенные в ряд игроки, должны были его ловить. Тот, кому удалось поймать чижика, получает одно очко и право отбрасывать «чижик». Если «чижика» не удается поймать, то ловчий должен забросить его в дом, в то время как бьющий старается отбить его «лаптой».

Не менее популярна была игра в городки. Этот старинный вид спортивной игры часто упоминается в древних рукописях и является частью нашей национальной культуры. В свое время, любителями городков были Петр l, генерал Суворов, вождь пролетариата Владимир Ленин, И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов, академик Павлов, а также такие мировые литературные классики, как Лев Толстой и Максим Горький.

на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть картинку на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Картинка про на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спортаИгра в городки походит на игру в гольф. Суть игры – выбить с площадки «города» специальной деревянной битой определенную фигуру из 5 особых палочек цилиндрической формы – городков с некоторого расстояния. Площадка для фигур имела размер два на два метра, а расстояние, с которого бросалась бита, делилось на «кон» – 13 метров и «полукон» – 6,5 метров. Если сбитые цилиндры выкатывались за пределы площадки, то они считаются выбитыми. При этом, бросок считается неудавшимся, если бита соприкоснулась с землей перед или около штрафной лини. Также очки не засчитывались если игрок наступил за линию кона или за пределы боковой планки или на подготовку броска ушло более 30 секунд. Одна партия игры в городки включает в себя поражение 15 видов фигур. Победа присуждается, если команда или игрок выиграли партию два раза подряд. Во время соревнований, победителем считается тот, кто затратил за игру меньшее количество бит.

Команда обычно состоит из 5 человек, которые по 2 раза бросают биту. За одну партию разбивается от 5 до 15 фигур. При этом, все фигуры, кроме последней пятнадцатой, находятся на середине лицевой линии.

на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть картинку на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Картинка про на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спортаНемало и других аналогов современных игр было придумано на Руси, например, «клюшкование», которое схоже с современным хоккеем с мячом. Свое начало игра берет в 10 веке. Название спортивной игры в разных уголках страны было разным: «свинка», «котел», «шарение», «догон», «юла», «козий рог», «клюшки». Первые коньки с железными лезвиями появились лишь в 18 веке во времена правления Петра l.

на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть картинку на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Картинка про на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спортаНа Руси пользовалась популярностью игра «пекарь». По ее правилам, в центр площадки для игры ставилась железная банка, вокруг которой очерчивали круг. Выбирался «пекарь», который эту банку караулил. Остальные игроки, с длинными палками по очереди пытались банку выбить из круга. Каждый бросал свою палку, пытаясь попасть по банке. Когда один из играющих сваливал банку, то «пекарь» должен как можно скорее поставить ее обратно. В этот момент, игроки пытаются забрать свои брошенные палки назад. Как только пекарь ставит на место банку, он может своей палкой начать отгонять других игроков. До кого «пекарь» дотронется – тот выбывает из игры. Счастливчики, успевшие вернуть свою палку, могут передвигаться ближе к банке на 1 круг. Выигрывает тот, кто подберется ближе всего к банке и останется с палкой в игре.

Еще одной русской забавой считается игра в «коняшки». Эта игра чем-то напоминает поло. Вместо настоящих коней, используются люди. Играющие разбиваются по парам: «конь» и «всадник». Чаще всего в роли всадников выступали девушки, а вместо коней играли парни. Задача каждой такой пары – вывести из равновесия противника и скинуть всадника с «коня».

на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть картинку на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Картинка про на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спортаЕсть и другая русская спортивная забава-игра, которая остается популярной и в наши дни. Многие современные дети играют в «вышибалы», но мало кто знает, что игра эта появилась еще во времена правления Рюриковичей. Первыми в нее играли, как ни странно, военные дружинники. На официальном уровне проводятся даже соревнования по «вышибалам», однако такой вид спорта называется «доджбол» и имеет американские корни. В России существует даже Федерация доджбола, которая принимает участие в проведении международных соревнований.

на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Смотреть картинку на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Картинка про на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спорта. Фото на руси при складывании самобытной системы развития физической культуры какие летние виды спортаКак ни странно, русские народные танцы также относились к своего рода спорту. Многие русские народные танцы, такие как «гопак», «яблочко», «казачок», «барыня» имеют в своей основе элементы пешего боя и разных единоборств. Например, в танце «Барыня», партнеры практически сражаются за право танцевать с женщиной. Касаться соперника нельзя, но необходимо продемонстрировать элементы с включением боевых переходов. Другой вид танца – «скобарь» вообще подразумевал контакт с соперником во время танца. Другое название этого действа было «ломание веселого». Обычно, бои под танцы проходили до тех пор, пока кто-нибудь не упал на землю или до появления первой «крови».

История Руси в целом, непосредственно связана с боями. Крайней популярностью пользовались кулачные бои, которые проходили либо «стенкой на стенку», либо между двумя соперниками. Изначально, широкое распространение спортивная борьба приобрела из-за того, что предкам приходилось обучаться искусству боя, так как постоянно велись разные войны. Групповые виды кулачных боев обучали сплоченным действиям во время боя. Обычно, в кулачных боях не использовали удары из-за спины или ногами. Лежачего противника бить было нельзя. Однако, существовал достаточно жестокий вид кулачного боя – «свалка-сцеплялка», во время которого можно было использовать абсолютно любые виды ударов. По окончанию сражения, часто противники получали травмы, а иногда даже погибали.

Как видите, многие спортивные забавы на Руси имеют современные аналоги в виде разнообразных видах спорта. Однако, с точностью не установлено, что именно появилось раньше. В любом случае, современные спортивные достижения россиян имеют глубокие корни, так как наша нация всегда отличалась спортивным характером.

Источник

Беседа «Развитие физической культуры у народов Древней Руси «

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие физической культуры у народов Древней Руси

Возникновение физических упражнений у народов Древней Руси относится к первобытному обществу (можно сказать, с самого появления Древней Руси как самостоятельного государства). Исторические исследования дают основание говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих народов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Эти упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества.

У древних народов бытовала верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. А народы нашего Севера применяли как в охоте, так и в быту, лыжи. Проводилось много состязаний, в которых молодые люди показывали «удаль молодецкую», в которых выявлялись самые сильные, ловкие и умелые мальчики и девочки, а также парни и девушки.

Физические упражнения и игры у восточных славян

Великий русский просветитель, историк и писатель Николай Михайлович Карамзин связывает происхождение наименования СЛАВЯН, людей мужественных и воинственных, со СЛАВОЙ, которую стяжали храбрые славянские воины, защищая свою землю, народ, семьи.

По сведениям очевидцев, византийских писателей Прокопия и Маврикия (VI в. н. э.), анты отличались свободолюбием, гостеприимством, были высокорослыми, сильными и храбрыми воинами. Так, Маврикий отмечал, что «анты не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, особенно в своей земле, выносливы, легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и в пище… Они особенно умеют переправляться через реки, потому что они больше и лучше, чем остальные люди, умеют держаться на воде…».

Удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей сопровождать ее различными телодвижениями. Так рождается пляска, которая «состоит в том, чтобы в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых». Недаром танцы сродни физическим упражнениям. Первыми представителями в этом виде искусства в России были скоморохи – народные музыканты, танцоры, акробаты, без которых не обходился ни один праздник на Руси. А вот еще одно свидетельство, может быть самое яркое, широкого распространения в Древней Руси многообразных национальных средств физического воспитания: «Народные игры и потехи, – отмечает историк, – доныне единообразны в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски – остались также памятниками их древних забав, представляющих нам образ войны и силы».

Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Например, прыжки через костер были очищением. Масленица, берущая начало в весенних празднествах древних славян, своей обрядовой символикой связана с древнеславянскими традициями проводов зимы (сжигание чучела или куклы зимы – Масленицы ) и встречи весны, а также и культом предков.

Крупные состязания древних именовались игрищами и проводились в честь языческих богов – Перуна, Сварога, Волоса.

Разрозненные источники дают возможность составить представление о видах физических упражнений, демонстрировавшихся на этих состязаниях. Это бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука, конные ристания, кулачный бой, палочные бои, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические упражнения скоморохов. Имелось и место проведения состязаний – «чистое поле». Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.

Сведения об играх-зрелищах у славян позволяют глубже осмыслить особенности физической культуры русского народа в последующие эпохи, а также понять истоки, корни, откуда берет начало любовь современного человека к спортивным зрелищам, самым популярным в мире.

Физическое воспитание в Киевской Руси

Живя на границе со степью (полем), постоянно защищаясь от набегов кочевников, поляне раньше других восточнославянских племен создали у себя систему централизованного управления и постоянную, фактически профессиональную армию в виде большой боярской и малой княжеской дружин.

Киевское государство обладало богатой по тем временам материальной и духовной культурой. Успешно развивались кузнечное, гончарное, ювелирное и косторезное ремесла, которые выделяются в самостоятельные отрасли производства; появляются эмаль, стекло.

О чем говорят эти фрески? Прежде всего о широком распространении на Руси различных видов физических упражнений. Иначе подобные фрески не могли бы появиться в главном храме страны.

Во-вторых, благодаря им мы можем судить о том, что церковь не была противницей народных игр и физических упражнений. Правда, некоторые представители церкви выступали против народных форм физического воспитания как пережитка язычества. Но критика была направлена главным образом против грубых, опасных не только для здоровья, но и для жизни людей занятий.

Церковь, следуя православному вероучению, стремилась облагородить, гуманизировать народную физическую культуру. Кроме того, многие монастыри стояли на страже российских городов, а их воспитанники нередко выступали в поединках с вражескими воинами, стремясь принести таким образом победу русскому воинству.

Для этого надо было обладать достаточно высокой физической подготовкой. В более позднее время церковь принимала меры по улучшению постановки физического воспитания в духовных семинариях и других духовно-учебных заведениях.

Повсеместно была распространена борьба, привлекавшая детей и взрослых из всех слоев населения. Об этом свидетельствуют многие русские летописи и былины.

Высоким физическим развитием, недюжинной силой и смелостью отличались многие русские князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, княживший в отдаленной Тмутаракани, плотный телом, отважный в битве, прославился своей богатырской удалью.

Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости». Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами.

Несколько слов о физической подготовке знати – князей, бояр и других представителей господствовавшего класса. Средства физического воспитания ими заимствовались из народной физической культуры, но обставлялись они более пышно. Примером может служить княжеская охота, которая была и забавой, и отчасти господским промыслом, а также средством военно-физической подготовки. В княжеском хозяйстве имелись службы егерей и сокольничих, охотничьи заказники, псарни и т. п.

Изложенное дает возможность сделать вывод о том, что еще в сложных условиях родоплеменных отношений в Древней Руси закладывались основы народной системы физического воспитания, включавшей в себя разнообразные, преимущественно военно-прикладные, физические упражнения, игры, средства закаливания. При этом, как свидетельствует летопись, довольно широкое распространение имели состязания, проводимые в качестве многолюдных зрелищ, игравших заметную роль в общественной жизни в то время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *