налог натурой на руси

Как на Руси назывался налог натурой с соляных промыслов?

Как на Руси назывался налог натурой с соляных промыслов? 9 букв, Поле чудес, Третий тур

Как на Руси назывался налог натурой с соляных промыслов? Сегодня у нас пятница 18 июня 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в зале, тема игры – Соль.

В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.

Как на Руси назывался налог натурой с соляных промыслов?

Вот задание на третий тур. На Руси производство и торговля солью облагались многочисленными пошлинами. Существовал даже налог натурой с соляных промыслов. Как назывался такой налог? (Слово из 9 букв)

Поваренная соль – это пищевая добавка, состоящая в основном из хлорида натрия, которая в настоящее время находит множество других применений в таких областях, как промышленность, содержание дорог, очистка воды и сельское хозяйство.

В природе соль встречается в кристаллической форме или растворенной в воде, составляя в среднем 3,5% от состава морской воды.

Соляной налог был в Российской империи не одинаков для разных местностей страны: он колебался в пределах от 8 до 30 коп. за пуд и тем самым уравновешивал различную стоимость добычи соли в разных местностях России. Это считалось своего рода покровительственной политикой относительно некоторых районов добычи.

До конца 19 века соль оставалась дорогим товаром для простого народа. И только с 1881 года, когда был отменен акциз на соль, она стала доступной (резко выросла ее добыча). О нехватке соли говорит тот факт, что ее потребление в деревнях после отмены налога выросло в несколько раз.

Противень – термин, обозначавший на Руси различные понятия или предметы. Как правило, применялся в документации для придания смысла парности или противодействия, противопоставления. Имел следующие значения:

На Руси налог натурой с соляных промыслов назывался «Противень». Это правильный ответ на вопрос третьего тура телеигры Поле чудес за сегодняшний день.

Источник

Поле чудес за 18 июня 2021 года – ответы на вопросы

Сегодняшний выпуск капитал-шоу Поле чудес посвящен грядущему празднику – Дню Победы. На календаре 18 июня 2021 года, на часах 8 вечера, и снова слышим приветствие нашего любимого ведущего Леонида Якубовича, который ведет эту телепередачу уже много лет.

Добрый вечер, дамы и господа, мы приглашаем в студию первую тройку игроков. В игре принимают участие 9 человек, по три в каждом раунде, затем победители каждого раунда встречаются в финале, и там уже определяется главный победитель сегодняшней игры! Ему традиционно предлагают сыграть в суперигру, но он вправе отказаться от этого предложения, ведь если он проиграет суперигру, то лишиться всех призов, а если угадает хотя бы главное слово в суперигре – то заберет все. А угадав все три слова – уедет на новеньком автомобиле!

Как на Руси назывался налог за определение массы соли на весах?

Поле чудес 18.06.2021. Вот задание на первый тур. На Руси производство и торговля солью облагались многочисленными пошлинами. Существовал даже налог за определение массы соли на весах. Как назывался такой налог (слово произошло от названия весов)? (Слово из 9 букв)

Весовое (весчее) или контарное – пошлина, которую брали с продажи взвешенных товаров. Так же называли сбор за определение массы товаров на весах (Спринт-Ответ). Контарное – пошлина, которую необходимо было заплатить за проведение торговых операций с солью.

Ответ: Контарное (9 букв).

Как на Руси называлась пошлина за перевоз соли по мосту?

Поле чудес 18.06.2021. Вот задание на второй тур. На Руси в начале 12 века все солевые варницы облагались государственной пошлиной. Сама поступающая на рынок соль тоже была обложена пошлиной. Даже за перевоз соли по мосту брали пошлину. Как называлась эта пошлина? (Слово из 10 букв)

Мостовщина – налог за проезд (проход) по мосту, который взимался мостовщиками. Упоминается со второй половины XIV века.

Ответ: Мостовщина (10 букв).

Как на Руси назывался налог натурой с соляных промыслов?

Поле чудес 18.06.2021. Вот задание на третий тур. На Руси производство и торговля солью облагались многочисленными пошлинами. Существовал даже налог натурой с соляных промыслов. Как назывался такой налог? (Слово из 9 букв)

Противень – специальный налог натурой с соляных промыслов.

Ответ: Противень (9 букв).

Как называли движение людей, которые возили хлеб на юг, а привозили соль?

Поле чудес 18.06.2021. Вот задание на финальный тур. Как в 17 веке называли движение людей, которые возили из славянских степей хлеб и деревянные изделия на юг, а оттуда привозили соль и соленую рыбу? (Слово из 10 букв)

Чумачество. В XVII веке появилось много предприимчивых, смелых людей из вольных казаков и зажиточных крестьян, которые возили из славянских степей хлеб и деревянные изделия на юг в Черноморье, а с юга привозили соль и соленую рыбу.

Ответ: Чумачество (10 букв).

Победитель набрал 6100 очков и решил не участвовать в Суперигре, на выигранные очки победитель выбрал набор бытовой техники.

Источник

Подати Древней Руси и ордынский «выход».

налог натурой на руси. Смотреть фото налог натурой на руси. Смотреть картинку налог натурой на руси. Картинка про налог натурой на руси. Фото налог натурой на руси

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма».
Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться.
Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

налог натурой на руси. Смотреть фото налог натурой на руси. Смотреть картинку налог натурой на руси. Картинка про налог натурой на руси. Фото налог натурой на руси

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках.
Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству.

В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы.
В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника».
Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя.
По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем.
Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей.
Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения.
В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев.
Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

налог натурой на руси. Смотреть фото налог натурой на руси. Смотреть картинку налог натурой на руси. Картинка про налог натурой на руси. Фото налог натурой на руси

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской.
Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные.
Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы.
Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений.
Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани.
После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды.
Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги.
Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт».
Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

налог натурой на руси. Смотреть фото налог натурой на руси. Смотреть картинку налог натурой на руси. Картинка про налог натурой на руси. Фото налог натурой на руси

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях.
Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного.
Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.
***
Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских.
Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Источник

Как назывался налог натурой соляных промыслов?

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 18 июня 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Ну а мы как обычно подготовили для вас ответы на все вопросы в игре Поле чудес от 18.06.2021

Как назывался налог натурой соляных промыслов?

Противень — термин, обозначавший в средневековой России (до XVIII столетия) различные понятия или предметы. Как правило, применялся в документации для придания смысла парности или противодействия, противопоставления. Имел следующие значения:

Помимо значения соли для человека, соль важна как корм для скота и как средство удобрения почвы, а также в промышленном отношении: почти все страны, где существовал налог на соль, снабжали многие отрасли промышленности беспошлинной солью, а это легко приводило к контрабанде и требовало очень сложного контроля над употреблением беспошлинной соли. Но соль не имела суррогатов, и в силу этого её обложение обещало хороший доход. Только с ростом влияния малоимущих классов значение этого источника доходов начало снижаться. Большую роль в процессе уничтожения соляного акциза в Англии играли и интересы развивающейся промышленности: отмена акциза на соль способствовала развитию английской химической промышленности.

Источник

В пересчете на современные деньги русские князья платили ордынцам не такую уж большую дань / Сюжет: Цена войн / Статья 2016 года

Завоеватели подошли к сбору дани на Руси основательно: организовали 43 налоговых округа и трижды провели переписи населения.©

налог натурой на руси. Смотреть фото налог натурой на руси. Смотреть картинку налог натурой на руси. Картинка про налог натурой на руси. Фото налог натурой на руси

В последний век ига татаро-монголам платили всего 16 тысяч тонн ржи в год – в современных ценах это меньше 150 миллионов рублей.

Все со школьной парты помнят про татаро-монгольское иго и про то, что Русь несколько веков платила Орде дань. А сколько это будет в рублях?

Как ни странно, история кое-что сохранила для нас из ордынской «бухгалтерии». Завоеватели организовали на Руси 43 налоговых округа и трижды провели переписи населения. Как сетовал новгородский летописец: «И сочтоша в число, и начаша дань имати». От уплаты ордынской дани освободили только священнослужителей и церковное имущество.

Дань собирали монгольские чиновники – баскаки, возглавлявшие налоговые округа – тьмы. Система налогов была продуманной и разнообразной. Основной прямой налог – «ясак» – собирался с сельского населения, изначально он составлял десятую часть «со всего» и выплачивался натурой, в том числе поставками в монгольскую собственность живого товара, людей. Со временем эта десятина была упорядочена, и дань выплачивалась с ежегодного урожая или серебром, или особо оговоренными товарами. Например, в Новгородской земле XIV века такая дань именовалась «черным бором», так как первоначально ее платили шкурами черных куниц. В отличие от таких «черных» платежей, выплаты серебром именовались «белыми».

Основной налог с городов назывался «тамга», его платили купцы и торговцы ежегодно либо от размера капитала, либо с оборота. В первом случае ставка налога составляла примерно 0,4% от капитала. В случае выплаты «тамги» с оборота размер налога в разных городах варьировался от 3% до 5%. В современном русском языке термин «таможня» происходит именно от слова «тамга».

По итогам последней ордынской переписи на северо-востоке Руси, прошедшей в 1275 году, дань составила «по полугривне с сохи». Исходя из стандартного веса древнерусской серебряной гривны 150–200 граммов, историки подсчитали, что в тот год Владимиро-Суздальская Русь уплатила Орде примерно полторы тонны серебра.

Примерно через век после монгольского завоевания уплата дани в Орду стала собираться самими русскими князьями. Монгольские ханы лишь давали «ярлык», то есть утверждали великого князя, которому и поручались заботы по сбору «ордынского выхода». Относительно подробно известны размеры дани с различных уделов Северо-Восточной Руси в период княжения Дмитрия Донского. Дань с Великого княжества Владимирского составляла 5000 рублей. Нижегородско-Суздальское княжество платило 1500 рублей. Дань с территорий Московского княжества была размером 1280 рублей. Для сравнения: только один город Хаджитархан (Астрахань), через который в те века шла большая транзитная торговля, давал в казну Золотой Орды 60 тыс. алтын (1800 рублей) налогов ежегодно. Тогда как город Коломна платил 342 рубля, Звенигород – 272 рубля, Можайск – 167 рублей. Город Серпухов, точнее, небольшое Серпуховское княжество, выплачивал 320 рублей, а совсем маленькое Городецкое княжество – 160 рублей дани. Город Дмитров отдавал 111 рублей, а Вятка «з городы и волости» – 128 рублей.

По подсчетам историков, вся Северо-Восточная Русь в этот период платила в Орду порядка 12–14 тысяч рублей. Большинство историков считают, что серебряный рубль тогда равнялся половине «новгородской гривны» и содержал 100 граммов серебра. В целом получаются все те же полторы тонны драгоценного металла.

После битвы на Куликовом поле «выход» дани в Орду продолжался, но уже в меньших размерах. Дмитрий Донской и его наследники выплачивали не более 10 тыс. рублей. За московский рубль в начале XV века можно было купить 100 пудов ржи. То есть весь «ордынский выход» в последний век татаро-монгольского ига стоил 16 тысяч тонн ржи – в современных ценах такой объем зерна будет стоить смешную в масштабах государства сумму, менее 150 миллионов рублей. Но шесть веков назад 16 тысяч тонн ржи могли в течение года прокормить примерно 100 тысяч крестьян или солидных размеров средневековую армию – 15 тысяч всадников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *