навыки успеха рабочая тетрадь
Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид
При создании гида по soft skills нам помогали эксперты из:
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое Soft Skills и почему это важно
В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие).
Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.
Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе.
Например, для дизайнера «жесткими навыками» будут владение графическими редакторами, а для плотника — умение обращаться с электролобзиком. Жесткими навыками можно овладеть за несколько недель, а их эффективность — измерить. Hard skills нужны под конкретные задачи, формируются в процессе обучения и основаны на технических знаниях.
Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили [1], что «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии, жесткие составляют только 15%.
В 2017 году Google провела внутреннее исследование [2], чтобы определить самые продуктивные команды внутри компании. Исследователи обнаружили, что их лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными «гибкими навыками». Дальнейшие исследования показали, что на успех работы повлияли развитые навыки коммуникации, эмпатии и лидерства.
Гибкие и жесткие навыки должны дополнять друг друга, чтобы решать задачи разной сложности. Например, графическому дизайнеру будет полезно освоить soft skills: общение, креативное мышление, эмпатию и hard skills: владение Adobe Photoshop, Sketch, Figma.
Какие soft skills развивать, где использовать и как прокачивать
Вместе с Анной Аполосовой, федеральным тренером Ассоциации тренеров РСМ составили список из 14 важных «гибких навыков», которые помогут не потеряться в будущем. Рассказываем, что это за soft skills, где пригодятся и как их развивать:
1. Коммуникация
Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. В ближайшие десятилетия люди точно будут общаться друг с другом, поэтому навык будет актуальным независимо от изменений способов коммуникации. В блок коммуникации входят два важных навыка:
Деловое общение — умение вести переписку и переговоры с коллегами, клиентами и руководителями, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей.
Презентация и ораторское искусство — умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали.
Как развить. Больше общайтесь с конкретной целью, например, проведите переговоры с клиентом, презентации или лекции. Вступите в клуб дебатов или запишитесь на курсы переговорщиков. Устраивайте дискуссии и деловые игры с друзьями или коллегами.
Что изучить о коммуникации:
2. Критическое мышление
Критическое мышление — способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Мы постоянно находимся в информационном потоке. В нем легко потеряться, потерять фокус внимания или стать жертвой манипуляций. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы.
Как развить. Развивайте логику и наблюдение. Попробуйте определить ролевые модели поведения коллег на работе. Понаблюдайте, как они реагируют на входящую информацию. Учитесь задавать вопросы. Применяйте методики критического мышления на новостях. Например, начните с простых методик проверки информации «5W+H» или IMVAIN:
Что изучить о критическом мышлении:
3. Клиентоориентированность
Клиентоориентированность — умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой. Например, если у вашего клиента нет времени идти в магазин, вы можете доставить товар ему домой. Клиент увидит заботу и сэкономит время, а вы получите лояльного покупателя. Навык помогает конкурировать на рынке труда, товаров и услуг. В стране с развивающейся рыночной экономикой это особенно ценно.
Как развить. Проанализируйте свою целевую аудиторию. Например, если устраиваетесь на работу — это будут HR, руководители отделов и директора. Подумайте, какие проблемы с соискателями у них бывают, как вы можете их решить. Изучайте аудитории разных сфер вашей жизни, помогайте удовлетворять запросы и закрывать проблемы этих людей.
Что изучить о клиентоориентированности:
4. Управление проектами
Проекты везде. Сделать сайт, построить дом, организовать путешествие — всё это проекты. Вокруг проекта собираются разные люди, например, клиент, помощники, подрядчики, внешние силы в виде государства. Человек, который управляет проектами, стоит в середине системы. У него есть рычаги и связь со всеми ее компонентами. Именно от него зависит, каким получится проект. Бизнес, НКО и госорганы в России переходят на проектное управление, поэтому умение управлять проектами становится необходимым для людей всех возрастов.
Том Вуйец на выступлении TED «Построишь башню — создашь команду» делится результатами исследования «задачи с зефиром».
Как развить. Представьте свои текущие дела в виде проектов. Обозначьте цель, сроки, этапы. Подумайте, как можно оптимизировать свои проекты: получить больше пользы или сэкономить ресурсы. Например, если часто опаздываете на работу, заранее приготовьте одежду и еду на утро или смените маршрут.
Что изучить об управлении проектами:
5. Наставничество и менторинг
Традиционная система образования жесткая и неповоротливая. В ней есть разрыв между компетенциями, которые мы получаем в университете и тем, что требуется на реальной работе. Чтобы быстрее вырасти профессионально и адаптироваться к требованиям рынка нужен наставник или ментор.
Наставник поможет составить план обучения и следить за результатами. С ним работают регулярно, чтобы видеть прогресс и корректировать свое обучение. Если сами станете наставником, сможете делиться умениями и знаниями с другими людьми, которым нужна эта компетенция. Адаптировать команду к задаче, проекту или рабочему месту.
Как развить. Подумайте, какие компетенции нужно прокачать, как эффективнее это сделать. Составьте себе план обучения на год. Следуйте ему, фиксируйте результаты. Когда научитесь управлять своим обучением, предложите коллегам или друзьям стать их ментором на некоторое время. Так отработаете навык и поможете другим людям.
Что изучить о наставничестве:
6. Ненасильственное общение
Ненасильственное общение (ННО) — метод четко, понятно и точно доносить до собеседника информацию и добиваться своего. В ненасильственном общении вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляется его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу. Так вы не причините людям вреда, удовлетворите свои потребности, определите насильственную коммуникацию в свой адрес и вовремя ее остановите. Навык помогает договариваться в коллективных совещаниях, личном общении с коллегами и близкими.
Автор базовой книги по ННО Маршалл Розенберг предлагает ясно формулировать каждый из четырех компонентов ненасильственного общения. Без оценок, суждений и перекладывания ответственности.
Как развить. Научитесь понимать себя и относитесь к людям с сопереживанием. Применяйте методику ненасильственного общения с друзьями, чтобы безопасно отработать ее на практике. Посещайте встречи и тренинги по ННО, где люди учатся общаться без насилия. А еще — прочитайте нашу статью о том, как применять ННО в жизни.
Что изучить о ненасильственном общении:
7. Принятие решений
Принятие решений — способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов. Этот навык помогает быстро и с максимальной пользой достигать своих целей. Например, если вам предложили две интересные вакансии, но вы не знаете, какую выбрать — можете упустить обе.
Как развить. Чтобы развить навык принятия решений, нужно научиться видеть максимальное количество вариантов, верно расставлять приоритеты в каждой конкретной ситуации и выбирать лучшее из возможного. Если возникают сложности на работе, обращайтесь к руководителю с решением, а не проблемой.
Что изучить о принятии решений:
8. Решение проблем
Если что-то идет не так, вы можете жаловаться или принимать меры. Навык решения проблем помогает справляться с трудностями на работе и в жизни. Чем сильнее его прокачиваете, тем более сложные ситуации вам будут по плечу. Решение проблем похоже на управление проектами и принятие решений — вы преодолеваете трудности, чтобы достичь целей и получить результат.
Экономист Нави Раджу делится тремя принципами создания большего с минимальными затратами.
Как развить. Обозначьте несколько главных проблем в вашей жизни и придумайте 20—30 решений для каждой. Установите срок и попробуйте реализовать каждое из них за это время. Если решить проблему не сможете, придумайте новые способы с ней справиться. Помните, что главное в проблеме — найти решение.
Что изучить о решении проблем:
9. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — способность понимать эмоции, мотивацию, намерения свои и других людей и управлять всем этим. Навык помогает решать практические задачи, принимать решения и строить коммуникацию с другими людьми. Например, если во время своей презентации вы видите, что слушатели устали — сделайте перерыв.
Как развить. Чтобы прокачать эмоциональный интеллект, нужно развивать эмпатию по отношению к себе и другим людям. Понаблюдайте за своими эмоциями и эмоциями других. Подумайте, с чем они связаны, и как влияют на окружающих. Попробуйте контролировать себя и принимать лучшие решения, основанные на наблюдениях.
Что изучить об эмоциональном интеллекте:
10. Управление знаниями и обучаемость
Обучаемость — способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни, чтобы решать повседневные задачи. Знания формируют умения, а умения — навыки. Важно не собирать концепции и теории, а применять их на практике, превращая в полноценные компетенции. Управление знаниями помогает выбирать нужные источники информации, сортировать ее и управлять планом обучения.
Как развить. Составьте план обучения, отфильтруйте нужную информацию, выберите знания, которые хотите применить на практике. Теории и концепции обучения важно проживать, пробовать на себе и анализировать. Например, если узнали о матрице управления временем, попробуйте ее в жизни.
Что изучить об управлении знаниями:
11. Работа в режиме неопределенности
Современный мир описывают аббревиатурой VUCA. Это мир нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity), и нам придется в нем жить. Работа в режиме неопределенности — умение быстро реагировать на изменения условий задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Чтобы конкурировать на рынке и быть востребованным, нужна гибкость и умение быстро адаптироваться к изменениям. Например, в навык работы в режиме неопределенности входит стресс-менеджмент.
Стресс-менеджмент — управление состоянием и поведением своим и других людей в периоды физического и психологического напряжения: сжатых сроков, форс-мажоров, сильных нагрузок.
Как развить. Нужно развивать самостоятельность. Придумывайте выходы из разных трудных ситуаций, пробуйте подходы, которыми раньше не пользовались. Пробуйте новые инструменты: Телеграм, онлайн-форматы обучения, удаленную работу. Следите за трендами и новыми технологиями, выбирайте то, что подходит вам. Откройте собственный бизнес или запустите блог. Продумайте пути его развития в разных обстоятельствах: когда всё идет хорошо, в кризис, когда много конкурентов или нет желания им заниматься.
Что изучить о работе в режиме неопределенности:
12. Бережливое производство
Бережливое производство — умение устранять потери любого рода, искать узкие места и улучшать процесс создания чего-либо. Навык помогает экономить ресурсы конкретного человека или целого производства. Например, если правильно рассчитываете свою нагрузку — вы не выгораете, поэтому успеваете сделать больше и лучше. Навык необходим предпринимателям, которые связаны с мелким, средним или крупным производством.
Как развить. Организуйте собственное пространство: рабочий стол, компьютер, квартиру. В бережливом производстве есть технология 5S — удаление ненужного, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация процессов, совершенствование порядка. Начните с нее — наведите порядок в шкафах, создайте свою систему хранения и сортировки вещей, мусора и информации.
Сортируйте письма и файлы на компьютере и в телефоне, сделайте свое пространство удобным. Чем лучше будут ваши системы, тем лучше разовьете навык. Спланируйте свои задачи через канбан или скрам-доску.
Что изучить о бережливом производстве:
13. Экологическое мышление
Экологическое мышление — это способность осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих. Экологическое мышление предполагает ответственность за свои действия и позитивное отношение к миру. Навык помогает увлекаться своим делом и получать удовлетворение от результата. Например, если в проекте сдвигаются сроки — вы не паникуете, а ищете решение проблемы. Быстрее преодолеваете трудности и стремитесь закончить работу качественно.
Как развить. Развивайте в себе проактивное мышление, вместо реактивного. Например, если вам нагрубят в очереди, вы не грубите в ответ, а сначала думаете и решаете: стоит ли грубить в ответ. Если от этого никому лучше не станет, значит отвечать не стоит.
Экологично относитесь к ресурсам, которые расходуете дома: ведите раздельный сбор мусора, выключайте воду, когда чистите зубы, покупайте меньше пластика или сдавайте одежду в переработку.
Что изучить об экологическом мышлении:
14. Саморефлексия
Саморефлексия — это самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности. Она помогает оценить свои действия, осознать их и принять решение, что делать дальше. Например, если вы никак не можете наладить отношения с коллегами, саморефлексия поможет найти ошибки в общении с вашей стороны. Этот навык развивает осознанность — вы будете принимать более взвешенные решения, если знаете себя и осознаете свои потребности.
На каждом этапе обучения нужно осознанно ставить цели. Навык целеполагания помогает их формулировать и достигать. В отдельном материале мы подробно рассказали, как работать с целями для своего обучения и представить его в виде проекта:
Как развить. Понаблюдайте за собой: отмечайте детали поведения и поступков. Попробуйте вести дневник — записывайте туда впечатления о прожитом дне, инсайты и анализ своего поведения. Каждый день записывайте людей, которым вы благодарны за что-либо в своей жизни.
Что изучить о саморефлексии:
Как понять, какие soft skills нужны лично мне?
Чтобы понять, какие soft skills вам нужны:
А сложно развить гибкие навыки?
Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.
Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.
Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.
У каждого «мягкого» навыка свои уровни и критерии развития. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше развиваются навыки. Главное — получать обратную связь и анализировать прожитый опыт, иначе вы будете стоять на месте.
Как понять, на каком уровне развития гибкие навыки
Оценить уровень развития навыков и компетенций помогают методики ассессмента. Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова предлагает определить, из чего состоит компетенция и выбрать шкалу уровня ее развития. Каждую компетенцию описывают через комплекс индикаторов, в которых она проявляется.
Хороший пример детального описания компетенций по уровням показывают в книге «Знать или уметь» [3]. Здесь авторы представляют модель 6К, дополняя модель 4К уверенностью в себе и преодолением неудач «confidence», работой с информацией и эрудицией «content». Каждая компетенция детально разложена на четыре уровня.
Возьмем пример — коммуникативную компетенцию. Первый уровень коммуникации — проявление эмоций, типичный для детей и некоторых управленцев в состоянии стресса. Второй уровень хорошо иллюстрирует диалог из «Криминального чтива». Героиня Умы Турман — Миа Уоллес спрашивает героя Джона Траволты — Винсента Вегу: «Ты слушаешь? Или просто ждешь, когда можно заговорить?» Вега отвечает: «Я жду, когда можно будет сказать, но пытаюсь слушать».
На третьем уровне выстраивается полноценный диалог, появляется умение слушать вторую сторону. Здесь общение предполагает, что мы как минимум учитываем образ мышления слушателя. На четвертом уровне коммуникации мы способны «увидеть» скрытый подтекст.
Авторы книги Роберта Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек приводят индикаторы проявления каждой компетенции у детей, взрослых, в деловой среде.
Инструменты оценки soft skills
Youthpass. В конце обучения участникам часто вручают сертификаты. В Youthpass сертификаты используют для оценки результатов неформального образования в программе Erasmus+. Одна часть сертификата подтверждает участие в проекте. Вторая помогает участнику определить, как изменились его восемь ключевых компетенций [4] по итогам образовательного мероприятия. Тренер создает пространство для рефлексии, тем самым помогает участнику самостоятельно оценить свои компетенции.
Open badges, Mozilla и badgecraft. В 2010 году Mozilla представила образовательные бейджи — показатели достижения, навыка или качества. Их используют для мотивации, постановки образовательных целей или виртуального резюме компетенций. На бейдже указывают организацию, которая его выдавала, «оценщиков компетенции» и достижения человека.
В системе формального образования преподаватель оценивает компетенции учеников. В неформальном образовании бейджи может выдавать любой: организатор курса, одногруппник, эксперт, коллега и сам участник. Система бейджей создает особую образовательную среду, помогает в альтернативных каналах обучения.
Appraiser. Международная гильдия молодежных тренеров разработала платформу Appraiser для оценки компетенций членов сообщества. Каждую компетенцию тренера разбили на показатели, которые он определяет, как сильные стороны или зоны роста. Например, обучаемость включает развитие через обратную связь, умение оценивать собственные компетенции и находить ресурсы для своего обучения. Сумма показателей сильных сторон и зон роста дают уровень компетенции в целом.
Далее подключается метод 360 — по итогам совместной работы на образовательном мероприятии собственную оценку тренера сравнивают с оценкой членов команды и участников. После самоанализа и обратной связи тренеры составляют свой план развития.
Города для обучения. Оценку компетенций завершают новым планом развития. Хороший пример проекта, который позволяет строить такие планы — интерактивная карта возможностей Cities of Learning.
Вы ищете на карте места, которые подходят вашим интересам и целям, составляете образовательный маршрут — плейлисты. Полученные компетенции можно подтвердить цифровыми бейджами.
Развивайте гибкие навыки, оценивайте свой прогресс и составляйте планы обучения. Подчеркивайте развитые компетенции в резюме и сопроводительных письмах, чтобы получить интересную высокооплачиваемую работу.
Навыки успеха рабочая тетрадь
Оформление работы и сопроводительных документов
№1 Из книги Алина Штейнзальца «Простые слова»
№2 Регистрационная форма
№4 форма оценивания эссе участниками конкурса
№5 МОО «Достижения молодых»
№6 Исполнительная дирекция и региональные организации «Достижения молодых»
№7 Программы, проекты и мероприятия МОО «Достижения молодых»
Цели и задачи конкурса
Условия проведения конкурса
«Простые слова» — обращение академика Е.П. Велихова к участникам конкурса
Как провести конкурс
Примерный план проведения конкурса
Первая неделя — объявление конкурса, выбор темы эссе
Как начать конкурс
Как выбрать тему эссе
Список «простых слов»
Вторая неделя — планирование и подготовка
Третья неделя — работа над эссе
Четвертая неделя — оформление и представление конкурсной работы и сопроводительных документов
Четвертая-шестая недели — прием конкурсных работ и сопроводительных документов
Пятая-шестая недели — регистрация участников, размещение конкурсных работ на сайте, обработка сопроводительных документов организаторами конкурса
Седьмая — десятая недели — обсуждение эссе, открытое голосование на сайте конкурса
Одиннадцатая-двенадцатая недели — подведение итогов, рассылка итоговых документов организаторами конкурса
Мероприятие в честь финалистов, награждение победителей
№1 МОО «Достижения молодых»
№2 Исполнительная дирекция и региональные организации «Достижения молодых»
№3 Программы и проекты «Достижения молодых»
1. Когда вы владеете своим разумом, вы владеете миром. — Билл Провост.
2. Без откровения свыше народ необуздан. — Прит.
3. Любовь поможет пережить все то, чего не изменить. — Дж. Джелинек
4. Во Вселенной невообразимое множество возможностей. — Аноним.
5. Какою мерою даете, такой воздается вам. — Золотое правило.
1. Твои мысли становятся твоей жизнью. — Марк Аврелий
2. Отданная любовь — это любовь обретенная. — Джон М. Темплтон
3. Чтобы получить прощение, надо прощать. — Джон М. Темплтон
4. Чувство благодарности приносит благодать. — Джон М. Темплтон
5. Вы боитесь того, чего не понимаете. — Аноним.
1. Ничто не может принести вам спокойствия, кроме вас самих. — Ральф Уолдо Эмерсон
2. Слушайте, чтобы учиться. — Общество анонимных алкоголиков
3. Мудрость рождается из ошибок: смотрите на свои ошибки и учитесь. — Дж. Джелинек
4. Смирение необходимо не только в молитве, но и в движении вперед, оно помогает настроиться на бесконечность. — Джон М. Темплтон
5. Не составить планов — значит запланировать свое поражение. — Бенджамин Франклин
1. Прекрасные мысли строят прекрасную душу. — Джон М. Темплтон
2. Прогресс зависит от усердия и упорства. — Джон М. Темплтон
3. Люби ближнего твоего, как самого себя — От Матфея
4. Обида — ничто, если ты ее не помнишь — Конфуций
5. Энтузиазм приближает успех. — Джон М. Темплтон
1. Давая, вы растете. — Джон М. Темплтон
2. Потерянное время уже не найдешь. — Бенджамин Франклин
3. Семья, где молятся вместе, — всегда вместе. — Пословица.
4. Если сразу нет успеха, пробуй снова и снова. — Уильям Эдвард Хиксон
5. Лучше зажечь одну свечу, чем проклинать темноту. — Девиз Кристоферов
1. Лучше любить, чем быть любимым. — Франциск Ассизский
2. Благодарение ведет к увеличению числа поводов для благодарности. — Джон М. Темплтон
3. Нельзя быть одиноким, когда помогаешь одиноким. — Джон М. Темплтон
4. К вам тянутся, если вы отражаете любовь, радость, терпение, миролюбие, доброту, верность, мягкость и самообладание. — Джон М. Темплтон
5. Улыбка рождает улыбку. — Тед Энгстрем
1. Великие герои смиренны. — Франциск Ассизский
2. Отданная агапэ растет, припрятанная — тает. — Джон М. Темплтон
3. Мера душевного здоровья — это готовность во всем находить хорошее. — Джон М. Темплтон
4. Что можно себе представить, того можно и достичь. — Аноним.
5. Молитва дает вам духовную энергию. — Джон М. Темплтон
1. То, что представляется нам невозможным, вероятно, просто не пытались сделать. — Сейид Хуссейн Наср
2. Я не допущу, чтобы кто-то умалил мою душу, заставив меня ненавидеть его. — Букер Т. Вашингтон
3. Настоящий успех означает неудовлетворенность одной малой целью. — Сейид Хуссейн Наср
4. Энтузиазм заразителен. — Джон М. Темплтон
5. Слабые, но упорные попытки завершат любое начинание. — Ог Мандино
1. Поражение не будет горьким, если вы его не проглотите. —Тед Энгстрем
2. Только вопрошающий свою жизнь может называться живущим. — Сократ
3. Вы стоите не больше, чем ваше слово. — Джон М. Темплтон
4. Церковная десятина приносит процветание и почет. — Джон М. Темплтон
5. Самообладание дает победу. — Аноним.
1. Свобода — это факт жизни. — Аноним.
2. Если мы утвердим свою волю, перед нами откроется множество дверей. — Сейид Хуссейн Наср
3. Замечайте хорошее, и вам будет за что благодарить Бога. — Джон М. Темплтон
4. Принимая критику, мы узнаем больше, чем выступая в качестве судьи. — Дж. Джелинек
5. Не спрашивай, чего можно ждать от жизни, — спрашивай, что жизнь ждет от тебя. — Виктор Франкл
1. Ты находишь то, что ищешь: добро и зло, проблемы и решения. — Джон М. Темплтон
2. Любой конец — это новое начало. — Сьюзен Хэйуорд
3. Единственный способ иметь друга — это быть другом. — Ральф Уолдо Эмерсон
4. Человек — это то, что он думает. — Антон Чехов
5. Мы разбираемся в духовности не лучше, чем Птолемей — в астрономии. — Джон М. Темплтон
1. Награду приносит услужливость, а не вздорность. — Аноним.
2. Одинаковые птицы сбиваются в стаи. — Роберт Бертон
3. Преступления невыгодны. — Аноним.
4. Заставьте оппозицию работать на вас. — Аноним.
1. Человеку мудрому свойственно сегодня заботиться о завтрашнем дне и не класть все яйца в одну корзинку. — Мигель Сервантес
2. Мысли — это вещи. — Чарльз Филлмор
3. Что внутри, то и вовне. — Герметический принцип
4. Людей к вам привлекают ваши благодарения, а не жалобы. — Джон М. Темплтон
5. Упорство определяет, что вас ждет: успех или поражение. — Аноним.
1. Секрет плодотворной жизни можно искать и найти. — Джон М. Темплтон
2. Счастье — всегда побочный продукт. — Джон М. Темплтон
3. Чтобы изменить плохой мир, надо создать правильный мир. — Ральф Уолдо Эмерсон
4. Лучше хвалить, нежели критиковать. — Джон М. Темплтон
5. Смех — лучшее лекарство. — Норман Казинс
1. Смирение, как темнота, обнаруживает свет небес. — Анри Торо
2. Мудро используйте свою способность выбирать. — Ог Мандино
3. Если вы не знаете, чего хотите добиться в жизни, то можете ничего не добиться. — Джон М. Темплтон
4. Молитва дарит больше, чем ведает сей мир. — Альфред Теннисон
5. Все и вся вокруг вас — это ваши учителя. — Кен Киз
1. Запряги в свой фургон звезду! — Ральф Уолдо Эмерсон
2. Цена величия — это ответственность. — Уинстон Черчилль
3. Добрые слова дешево стоят, но дорого ценятся. — Джордж Герберт
4. Нельзя решить проблему, не поднявшись над ней. — Эммет Фоке
5. Счастливые союзы получаются, не когда вы находите того самого человека, а когда становитесь тем самым человеком. — Эрик Баттеруорт
1. Мы легко получаем, когда легко даем. — Аноним.
2. Истина сделает вас свободными. — Иоан
3. Если вы хотите найти золото, то искать надо там, где оно есть. — Уильям Жюно
4. Привычка — прекрасная служанка, но отвратительная госпожа. — Дж. Джелинек
5. Нельзя открыть новые океаны, если не решаешься отплыть от берега. — Аноним.
1. Обучение никогда не заканчивается. – Джон М. Темплтон
2. Подчеркивайте позитивное, устраняйте негативное. — Джонни Мерсер
3. Прощение возвышает простившего. — Джон М. Темплтон
4. Свет понимания прогоняет призрак страха. — Элли Гарольд
5. Только одно может быть важнее, чем учиться на опыте: это — не учиться на опыте. — Джон М. Темплтон
1. Сделайся необходимым для мира — и человечество будет давать тебе хлеб. — Ральф Уолдо Эмерсон
2. Счастье не в материальном, а в духовном богатстве. — Джон М. Темплтон
3. Наши мысли плодят себе подобных. — Чарльз Филлмор
4. Прогресс требует перемен. — Джон М. Темплтон
5. Удача стучится в двери человека подготовленного. — Аноним
1. Хорошая репутация дороже денег. — Публилий Сирус
2. Ошибаться — свойство человека, а прощать — свойство божества. — Александр Поп
3. Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя. — Аноним
4. Переверните слово evil (зло) и получите слово live (жить). — Финиас Куимби
5. У кого в жизни есть «зачем», тот может вынести почти любое «как». — Фридрих Ницше
НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ
1. Мы представляем собой результат того, что мы думали. — Будда
2. Произнесенное слово вернуть нельзя. — Уэнтворт Роскоммон
4. Помните: никто не может заставить вас чувствовать себя неполноценным без вашего согласия. — Элеонор Рузвельт
5. Никогда никого не чтили за то, что он получил. Почет — это награда за то, что человек отдал. — Кальвин Кулидж
НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
1. Для материального прогресса нужны предприниматели. — Джон М. Темплтон
2. Когда вы действенно благословляете окружающих, им легче нести свою ношу. — Джон М. Темплтон
3. Ожидайте лучшего — и ваш оптимизм откроет дверь благоприятным возможностям. — Джон М. Темплтон
4. Когда правит гнев, последствия бывают негативными. — Чарльз Лелли
5. Мудрый человек заглядывает в свое сердце и находит вечный покой. — Индийская пословица.
НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
1. Подготовленность — это шаг к успеху. — Джон М. Темплтон
2. Ты на пути к успеху, если понимаешь, что неудача — это только небольшой крюк. — Корри Тен Бум
3. Благодарение ведет к дарению, прощению и духовному росту. — Джон М. Темплтон
4. Нет такой трудности, которую не преодолела бы любовь. — Эммет Фоке
5. Контроль над собой приводит к успеху. — Джон М. Темплтон
НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
1. Ваши мысли подобны бумерангу. — Эйлин Кэди
2. Вы причиняете страдания себе и другим, не только когда обижаете кого-то, но и когда обижаетесь сами. — Кен Киз
3. Мелочи очень много значат. — Эдит Линдерман
4. Огорчаться из-за того, чего вы не имеете, — значит терять то, что вы имеете. — Кен Киз
5. Честность — лучшая политика. — Мигель Сервантес
НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ
1. Ответом на вашу молитву может быть «да», а может быть «нет» или «альтернативы». — Рут Стаффорд Пил
2. Здоровый ум способствует здоровью тела — и наоборот. — Джон М. Темплтон
3. Внешняя красота преходяща, а внутренняя вечна. — Сейид Хуссейн Наср
4. Счастье человеку дают не определенные обстоятельства, а определенное отношение к жизни. — Аноним
5. Помогайте себе, помогая другим. — Джон М. Темплтон
НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ
1. Вы создаете собственную реальность. — Джейн Роберте
2. Выполнение задания требует столько времени, сколько у вас есть. — Закон Паркинсона
3. Часто погладить по голове полезнее, чем дать под зад. — Уильям Жюно
4. Выражайте благодарность и помогайте тем, кто помог вам. — Джон М. Темплтон
5. Мысли могут кристаллизоваться в привычки, а привычки — превращаться в обстоятельства. — Аноним
НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ
1. Вы можете создать на земле свой собственный рай или ад. — Джон М. Темплтон
2. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. — Притчи (15,1)
3. Перо сильнее меча. — Э. Булвер-Литтон
4. Беспокойство ничего не дает и отнимает драгоценное время. — Джон М. Темплтон
5. Величие не во мне — я в величии. — Аноним
НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ
1. Смейся — и весь мир будет смеяться с тобой; плачь — и ты будешь плакать один. — Элла Уилер Уилкокс
2. Ничем не рискнешь — ничего не получишь. — Сэр Джон Хэйвуд
3. Честность — первая глава в книге мудрости. — Томас Джефферсон
4. Человек может много раз терпеть неудачи, но не станет неудачником, пока не начнет винить других. — Тед Энгстрем
5. Душа без высокой цели подобна кораблю без руля. — Эйлин Кэди
НЕДЕЛЯ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ
1. Радость дает нам уверенность, зависть приносит одиночество. — Джон М. Темплтон
2. Одно только солнце создает пустыню. — Восточная пословица
3. Считаете ли вы, что можете или нет, — вы правы! — Генри Форд
4. Разум может превратить рай в ад или ад в рай. — Джон Мильтон
5. Тот не свободен, кто не господин себе самому. — Эпиктет
1. Забывая себя, можно найти себя. — Франциск Ассизский
2. Загляните под каждый камень. — Еврипид
3. То, на чем мы сосредоточились, расширяется. — Арнольд Патент
4. Как вы думаете, такой вы и есть. — Чарльз Филлмор
5. Вы выбираете ту дорогу, по которой хотите идти. — Джон М. Темплтон
НЕДЕЛЯ ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ
1. Негативные слова дают негативные результаты. — Джон М. Темплтон
2. Успех питает себя и создает новый успех. — Джон М. Темплтон
3. Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. — Лорд Честерфилд
4. Все неинтересно, если вы не заинтересованы. — Джон М. Темплтон
5. Что сделано, того не воротить. — Уильям Шекспир
НЕДЕЛЯ ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ
1. В результате опыта мы можем озлобиться или стать лучше. — Эрик Баттеруорт
2. Радость не в вещах, а в вас. — Джон М. Темплтон
3. Несчастье может быть благословением. — Джон М. Темплтон
4. Счастье, к которому стремишься, ускользает.. Счастье, которое даришь, возвращается. —. Джон М. Темплтон
5. Сомнения и страхи — это пути к неудаче. — Брайан Адаме
НЕДЕЛЯ ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
1. По плодам их узнаете их. — Мат. 7, 16
2. Оптимизм коренится в вечном добре. — Аноним
3. Если вы думаете, что все знаете, у вас меньше шансов узнать больше. — Джон М. Темплтон
4. Мы носим в себе чудеса, которые ищем вовне. — Эрик Баттеруорт
5. Страх — это тень невежества. — Дж. Джелинек
НЕДЕЛЯ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
1. Вы — либо часть проблемы, либо часть ее решения. — Элдридж Кливер
2. Добрый человек живет в добром мире. — Кен Киз
3. Должник делается рабом заимодавца. — Прит. 22, 7
4. Чем бы ты ни владел, ты либо используешь это, либо теряешь. — Генри Форд
5. Хорошо быть важным, но важнее быть хорошим. — Джон М. Темплтон
НЕДЕЛЯ ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ
1. Кто редко делает ошибки, редко делает открытия. Джон М. Темплтон
2. Истинная мера характера человека — это то, что бы он делал, если бы знал, что его никогда не разоблачат. — Томас Макколли
3. Чтобы изменить свою жизнь, измените свои мысли. — Джон М. Темплтон
4. Прогресс и развитие невозможны, если вы всегда будете делать все так, как делали всегда. — Уэйн Дайер
5. Блаженнее давать, нежели принимать. — Деян. 20, 35
НЕДЕЛЯ ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ
1. Помнить обиду — значит принять решение страдать. — Джеральд Джэмпольски
2. Семь смертных грехов суть гордость, похоть, леность, зависть, гнев, алчность и ублажение плоти. — Святой Григорий
3. Обманчива бывает внешность. — Эзоп
4. Рвение — это огонь души, который зовет вас вперед, к вашей цели. — Чарльз Филлмор
5. Ум подобен парашюту: он работает, только если он открыт. — Дик Сатпен
НЕДЕЛЯ ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ
1. Вас определяет то, что исходит из ваших уст, а не то, что в них входит. — Аноним
2. Путь в тысячу миль начинается с одного шага. — Лао Цзы
3. Ночная тьма — не конец мира. — Аноним
4. Любовь побеждает все. — Вергилий
5. Ежедневно считайте свои дары, и они будут расти и умножаться, словно ухоженные посадки. — Уильям Жюно
НЕДЕЛЯ ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ
1. Вы не проигрываете по-настоящему, пока не перестаете пытаться. — Майк Дитка, тренер футбольной команды
2. Каждому следует иметь в запасе альтернативный план жизни. — Джон М. Темплтон
3. Если ты смотришь в нужную сторону, тебе надо только не останавливаться. — Буддистская пословица
4. Непознанное познаваемо и гораздо обширнее познанного. — Джон М. Темплтон
5. Прощение полезно и дающему, и получающему. — Джон М. Темплтон
НЕДЕЛЯ ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ
1. Смирение открывает путь к прогрессу. — Джон М. Темплтон
2. Ваши грезы осуществляются, когда вы их активизируете. — Джон М. Темплтон
3. Работа — это любовь, ставшая видимой. — Халил Джибран
4. Для каждого результата существует причина. — Герметический принцип
5. Кто творит добро, тот процветает. — Джон М. Темплтон
1. Сосредоточьтесь на том, куда хотите идти, а не на том, где вы были. — Джон М. Темплтон
2. Вы получаете то, что даете. — Джон М. Темплтон
3. Благодарение открывает дверь духовному росту. — Джон М. Темплтон
4. Чем больше любви мы дарим, тем больше любви у нас остается. — Джон М. Темплтон
5. Каждая осмысленная жизнь — это служение. — Джон М. Темплтон
Глава 1: Введение в программу «Управление личными финансами»
Глава 2: Личный баланс и бюджет.
Занятие 1: Личная финансовая отчетность
Занятие 2: Деньги и потребности
Глава 3: Сбережения и вклады
Занятие 1: Как вложить деньги, чтобы заработать
Занятие 2: Как вложить деньги, чтобы не потерять
Глава 4: Финансовые механизмы в глобальной экономике
Занятие 1: Финансовые механизмы
Занятие 2: Международные расчеты
Глава 5: Инвестиции
Занятие 1: Компромисс между доходностью и риском
Занятие 2: Риски и доходность предоставления займов
Занятие 3: Виды инвестиций
Занятие 4: Частный инвестор на фондовом рынке