найдите пример метонимии царь зверей

Оксюморон

190. Пример метонимии:

2. если бы молодость знала, если бы старость могла

3. туманный Альбион

Все флаги в гости будут к нам

191. Устраните из списка название риторической фигуры – разновидности повтора

Эпифора

4. риторический вопрос

Троп, основанный на переносе названия с одного объекта на другой на основе реальных связей, существующих между ними.

Метонимия

Троп, основанный на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия.

Оксюморон

Троп, основанный на сравнении лиц, предметов, явлений.

Сравнение

Стилистический прием, заключающийся в замене слова описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо лица, предмета, явления.

Перифраз

196.Слова, которые употребляются «для избежания выражений низких и неблагородных».

Эвфемизм

197. Вид тропа: шум космоса.

Оксюморон

198. Прием чтения по ролям эффективен при изучении:

2. стихов о природе, поэм

3. романов, рассказов

4. повестей, романов

Басен, эпических и драматических произведений с большим количеством диалогов

199. Этапы анализа художественного произведения в начальных классах:

1. выборочное чтение, словесное рисование

2. чтение по ролям, словарная работа

Первичное восприятие текста, анализ произведения, вторичный синтез

4. подробный пересказ, выразительное чтение

5. перечитывание, выполнение творческих заданий

200. Творческие работы на уроке литературного чтения – это:

1. перечитывание, словарная работа

Словесное рисование, драматизация

3. подробный пересказ

4. постановка вопросов к прочитанной части

5. выборочное чтение

201. Основной задачей современного урока литературного чтения является:

Формирование читательских умений по работе с текстом

2. усвоение элементарных сведений по фонетике

3. овладение орфографическими и пунктуационными правилами

4. формирование фонемной ориентировки в слове

5. формирование навыков учебной деятельности

202. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина изучается в:

В 3 классе

203. «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н.Носова изучается:

Во 2 классе

204. Авторы учебника «Литературное чтение» для 3 класса:

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 53 | Нарушение авторских прав

Источник

литературные приемы

Аллегория – это выражение отвлеченных понятий через конкретные художественные образы.

Глупого и упрямого часто называют Ослом, труса – Зайцем, хитрого – Лисой.

Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). При этом большое значение имеет высокая частотность данных звуков на относительно небольшом речевом участке.

Однако если повторяются целые слова или словоформы, как правило, об аллитерации речь не идет. Для аллитерации характерно нерегулярное повторение звуков и именно в этом и заключается основная особенность данного литературного приема.

От рифмы аллитерация отличается в первую очередь тем, что повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно производно, хотя и с высокой частотностью. Вторым отличием же является тот факт, что аллитерируются, как правило, согласные звуки. К основным функциям литературного приема аллитерации относятся звукоподражание и подчинение семантики слов ассоциациям, которые вызывают у человека звуки.

«Где роща ржуща ружей ржет».

«Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости».

Повторение слов, словосочетаний или сочетаний звуков в начале предложения, строки или абзаца.

«Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза»

Довольно часто анафора, как литературный прием, образует симбиоз с таким литературным приемом, как градация, то есть повышение эмоционального характера слов в тексте.

«Умирает скот, умирает друг, умирает сам человек».

Антитеза (или противопоставление) – это сопоставление слов или словосочетаний, резко различных или противоположных по смыслу.

Антитеза позволяет произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Также в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.

Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов).

Кто был ничем, тот станет всем.

Антономасия — выразительное средство, при употреблении которого автор использует имя собственное вместо имени нарицательного для образного раскрытия характера персонажа.

Он Отелло (вместо «Он большой ревнивец»)

Скупого часто называют Плюшкиным, пустого мечтателя – Маниловым, человека с чрезмерными амбициями – Наполеоном и т.д.

При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.

Ассонанс – это особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Существует два немного различающихся применения ассонанса.

1) Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. Например:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут.

2) Ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Например, «город-молот», «царевна-несравненна».

Одним из хрестоматийных примеров использования, как рифмы, так и ассонанса в одном четверостишии является отрывок из поэтического произведения В. Маяковского:

Превращусь не в Толстого, так в толстого –
Ем, пишу, от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.

Восклицание может появиться в любом месте стихотворного произведения, но, как правило, авторы используют его, интонационно выделяя особо эмоциональные моменты в стихе. При этом автор акцентирует внимание читателя на особенно взволновавшем его моменте, сообщая ему свои переживания и чувства.

Гипербола – это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Изменение традиционного порядка слов в предложении для придания фразе более выразительного оттенка, интонационного выделения какого-либо слова.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)

Традиционной порядок требует иного построения: Белеет одинокий парус в голубом тумане моря. Но это уже будет не Лермонтов и не его великое творение.

Другой великий русский поэт Пушкин считал инверсию одной из главных фигур поэтической речи, причем нередко поэт использовал не только контактную, но и дистанционную инверсию, когда при перестановке слов между ними вклиниваются другие слова: «Покорный Перуну старик одному. ».

Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины. В прозаических произведениях инверсия служит для расстановки логических ударений, для выражения авторского отношения к героям и для передачи их эмоционального состояния.

Ирония – сильное выразительное средство, имеющее оттенок насмешки, иногда легкой издевки. При употреблении иронии автор использует слова с противоположным по смыслу значением так, чтобы читатель сам догадался об истинных свойствах описываемого объекта, предмета или действия.

Игра слов. Остроумное выражение, шутка, основанные на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова.

Примеры каламбура в литературе:

В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин)

И прежде служивший мне стих,
Струною оборванный, стих.
(Д.Д.Минаев)

Весна хоть кого с ума сведет. Лед – и тот тронулся.
(Э.Кроткий)

Противоположность гиперболе, образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах. а сам с ноготок! (Некрасов)

Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве.

Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

Чаще всего при использовании метафоры автор, раскрывая свойства одушевленного объекта, использует слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов, и наоборот.

При использовании метонимии автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие.

Все флаги в гости будут к нам.

(здесь флаги замещают страны).

Я три тарелки съел.

(здесь тарелка замещает кушанье).

При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.

Нарочитое сочетание противоречивых понятий.

Смотри, ей весело грустить

Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.

Эти признаки подбираются по тому же принципу, что и при употреблении метафоры. В конечном итоге у читателя возникает особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам.

Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?

Осторожно ветер
Из калитки вышел,

Постучал в окошко,
Пробежал по крыше…

Парцелляция – это синтаксический прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки и выделяется на письме как самостоятельные предложения.

«Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить» (Шукшин).

Автор для выразительности интонационно разбил на несколько частей одно предложение: «Он тоже пошёл в магазин купить сигарет».

Перифраза – это выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова.

Царь зверей (вместо лев)
Мать русских рек (вместо Волга)

Многословие, употребление логически излишних слов.

Примеры плеоназма в быту:

В мае месяце (достаточно сказать: в мае).

Местный абориген (достаточно сказать: абориген).

Белый альбинос (достаточно сказать: альбинос).

Я там был лично (достаточно сказать: Я там был).

В литературе плеоназм часто используется как стилистический прием, средство выразительности.

Углубленное изображение психических, душевных переживаний героя.

Повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного куплета. Когда рефрен разрастается до целой строфы, он обычно называется припевом.

Предложение в форме вопроса, на который не ожидается ответа.

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Обращение, адресованное отвлеченному понятию, неодушевленному предмету, отсутствующему лицу. Способ усилить выразительность речи, выразить отношение к тому или иному лицу, предмету.

Русь! куда же несешься ты?

Сравнение — один из выразительных приемов, при употреблении которого определенные, наиболее характерные для предмета или процесса свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета или процесса. При этом проводится такая аналогия, чтобы предмет, свойства которого используются в сравнении, был более известен, чем описываемый автором объект. Также неодушевленные предметы, как правило, сравниваются с одушевленными, а отвлеченное либо духовное с материальным.

то жизнь моя пропела – провыла –

И проплакала сама над собой.

Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

Символ заключает в себе переносное значение, и этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины.

заря, утро – символы молодости, начала жизни;

ночь – символ смерти, конца жизни;

снег – символ холода, холодного чувства, отчуждения.

Замена названия предмета или явления названием части этого предмета или явления. Говоря короче, замена названия целого названием части этого целого.

Родной очаг (вместо «родной дом»).

Плывет парус (вместо «плывет парусная лодка»).

«…и слышно было до рассвета,
как ликовал француз. » (Лермонтов)

(здесь «француз» вместо «французские солдаты»).

Повторение другими словами того, что уже было сказано, а значит, не содержащее новой информации.

Автомобильные шины – это шины для автомобиля.

Мы объединились воедино.

метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония.

Умолчание – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя; говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения. Нередко стилистический эффект умолчания заключается в том, что неожиданно прерванная речь дополняется выразительным жестом.

Баснь эту можно бы и боле пояснить –

Да чтоб гусей не раздразнить…

Здесь автор намеренно не заканчивает фразу, но явно подразумевается: «Лучше помолчим».

Градация (или усиление) – это ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость передаваемых чувств, излагаемой мысли или описываемого события.

Пример восходящей градации:

Не жалею, не зову, не плачу…

В заботе сладостно туманной

Не час, не день, не год уйдет.

Пример нисходящей градации:

Ему обещает полмира, А Францию только себе.

Нейтральное по смыслу слово или выражение, которыми в разговоре заменяют другие выражения, считающиеся неприличными или неуместными в данном случае.

Схожу попудрю нос (вместо Схожу в туалет).

Его попросили из ресторана (вместо Его выгнали).

Образное определение предмета, действия, процесса, события. Эпитет представляет собой сравнение. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное. Однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные или глаголы.

бархатная кожа, хрустальный звон.

Повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи. Противоположность анафоры, при которой слова повторяются в начале предложения, строки или абзаца.

«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков. » (Н. В.Гоголь).

Источник

Контрольно-проверочные материалы

1. Выполните тестовые задания.

1. Исключите избыточный элемент в списке метафор

а) газета ошибается

2. Найдите пример метонимии

б) если бы молодость знала, если бы старость могла

в) туманный Альбион

г) все флаги в гости будут к нам

3. Устраните из списка название риторической фигуры – разновидности повтора:

4. Найдите соответствие между названием риторического приема и его описанием

1.Антономазия1. Замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого, целого вместо общего
2. Синекдоха2. Употребление собственного имени в значении нарицательного
3. Перифраза3. Перенос наименования с одного предмета на другой на основании сходства
4. Метафора4. Описательный оборот, употребляемый, употребляемый вместо слова или словосочетания

6. В тексте: «Мы все глядим в Наполеоны» (А. Пушкин) – применяется троп

9. Устраните из списка название риторической фигуры – разновидности повтора

А) эпифора, Б) градация, В) антитеза, Г) риторический вопрос, Д) оксюморон

Задание 2. Изучите план самостоятельного целостного анализа текста и образец к нему для выполнения последующего задания.

План анализа текста

1. При определении характера передачи мысли и авторской позиции определите стиль,в котором написан текст.

2. Определите, каково содержание текста.

2.1. Тема (о чем текст?).

2.2. Основная мысль (что нового по теме?). Обратитесь к трем сильным позициям текста (заголовок, конец вступления, начало заключения) и найдите предложения, формулирующие основную мысль.

2.3. Авторские аргументы, насколько они уместны в выбранной сфере общения?

2.4. Определите ведущий тип речи, чтобы построить логическую схему текста.

3. Составьте план текста.

4. Обобщите свои наблюдения над изобразительно-выразительными средствами(ИВС): общие (лингвистические), специализированные ИВС (тропы, фигуры) и стилистически окрашенные слова, словосочетания и предложения.

4.1.Найдите общие средства выразительности.

а) в синонимических рядах типичны эпитеты, выстроенные в соответствии с фигурой градации;

б) на антонимах основана антитеза;

в) однокоренные слова в пределах абзаца (микротемы) всегда соотносимы с фигурой лексического повтора;

г) однотипно построенные предложения – это синтаксический параллелизм, а возможно, анафора, период (виды синтаксического повтора);

д) необычный порядок слов – инверсия и средство логического ударения;

е) другим средством выражения логического ударения выступают неполные и парцеллированные предложения и т. д.

4.2. Найдите стилистически окрашенные средства в тексте: книжные (в том числе высокие, поэтические) и разговорно-просторечные (сниженные). Определите, как они делают текст эмоционально воздействующим на читателя и и помогают автору предъявить авторскую позицию.

5. Обобщите свои выводы: каков целостный авторский замысел в вашем понимании? Целостный авторский замысел характеризуйте по трем составляющим:

5.1. Какова авторская мысль, С какой степенью эмоциональности она предъявлена? Как учтены требования сферы общения?

5.2. Какая проблема поднята в тексте, каковы аргументы (доводы и примеры) в пользу основной мысли?

5.3. Каковы основные особенности композиции и средств выразительности как средств речевого воздействия на адресата?

Проанализируйте фрагмент текста обращения президента РФ Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» на сайте Газета.ру. (www.gazeta.ru/comments/2009/09/10)

«Таковы мои взгляды на историческую роль нашей страны, на ее будущее. Предлагаемые мной ответы на вопросы, касающиеся каждого из нас.

Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему.

Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия, вперед!»

4. Напишите текст для публичного выступления на тему «Портрет выдающейся личности» по предложенной модели:

1. Выбрать видкрасноречия

(представить аудиторию: возраст, профессия и пр.)

2. Вспомнить историко-культурные условия,

в которых формировалась личность.

3. Подобрать факты биографии, определившие и раскрывающие:

а) становление характера,

б) выбор жизненного пути.

4. Вспомнить наиболее значительные деяния личности,

оставившие след в истории и судьбе народов, стран.

5. Выбрать яркие высказывания соратников и противников,

характеризующие мировоззрение личности.

6. Выбрать высказывание личности о себе.

7. Определить основной способ композиции (хронологический или искусственный), составить план, озаглавить микротемы.

найдите пример метонимии царь зверей. Смотреть фото найдите пример метонимии царь зверей. Смотреть картинку найдите пример метонимии царь зверей. Картинка про найдите пример метонимии царь зверей. Фото найдите пример метонимии царь зверей

8. Прописать тематические модули – 3-5 микротем: тезисы, аргументы, иллюстрации (по аналогии, индуктивно, дедуктивно).

9. Продумать связки между частями выступления.

10. Использовать риторические фигуры (фигуры мысли 2-3, фигуры речи 2-3).

11. Продумать вступление (зачин) и заключение речи.

Текст не должен превышать 2 страницы печатного текста (интервал 1)

Список литературы

1. Александров, Д.Н. Логика. Риторика. Этика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002.

2. Аннушкин, В.И. История русской риторики: источники, идеи, авторы // История русской риторики: хрестоматия. – М.: Флинта, 2002.

3. Введенская, Л.А. Риторика для юристов: Учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2010.

4. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009.

5. Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 2010.

6. Вомперский, В.П. Риторики в России XYII-XYIII вв. – М., 1988.

7. Голуб, И Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. – М.: Логос, 2002.

8. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. URL:http://www.vipstudent.ru/index.php?id=1195216054&p=187&q=lib&r=26

9. Живулина, Т. Интервьюирование / Клиническое юридическое образование/ http://www.lawclinic.ru/library.phtml?m=1&p=16.

10. Ивин, А.А. Теория аргументации: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2012.

11. Клюев, Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учеб. пос. для вузов. – М.: ПРИОР, 2009.

12. Колтунова, М.В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Учеб. пос. для вузов. – М.: Экономика, 2000.

13. Кузнецов, И.Н. Деловой этикет от «А» до «Я». – М, 2010.

14. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2012.

15. Мурашов, А.А. Культура речи: учебное пособие. – М., 2010.

16. Назаров, И.Н. Психологические факторы профессиональной успешности судебных приставов / Вестник Ставропольского государственного университета. – 2008. – №55. – С. 97-100.

17. Основные правила проведения консультирования / О.Ю. Блохина. Тверь, 2001.URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1131118.

18. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА, 2009.

19. Панкратов, В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство. – М., 2001.

20. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 1999.

22. Риторика / Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009.

23. Риторика для делового человека / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. – М.: ФЛИНТА; МПСИ, 2008.

24. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2009.

25. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.Д. Черняк. – М.: ВШ, 2013.

26. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2012.

27. Скаженик, Е.Н. Деловое общение. Учеб. пособие. – Таганрог,2005.

28. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учеб. пос. – М.: Академия, 2006.

29. Толковый словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай – М.: Транзиткнига, 2004.

30. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пос. для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *