некрасов история создания кому на руси жить хорошо некрасов
История создания «Кому на Руси жить хорошо»
История создания «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. До Некрасова к жизни простого народа в своих произведениях обращались многие авторы, в частности И.С. Тургенев, чьи «Записки охотника» стали одним из источников образов и идей для Некрасова. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г., после отмены крепостного права и земельной реформы. В 1863 г. Некрасов принимается за работу.
Автор желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа, к которому он обращался в первую очередь. Этим обусловлена композиция поэмы, задумывавшаяся автором как циклическая, размер, приближенный к ритмике народных сказаний, своеобразный язык, изобилующий поговорками, присказками, «простонародными» и диалектными словами.
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо» насчитывает почти четырнадцать лет интенсивной работы автора, сбора материалов, проработки образов, корректировок изначальной фабулы. По замыслу автора, герои, встретившись неподалёку от своих деревень, должны были совершить долгое путешествие через всю губернию, а в конце дойти до Петербурга. Будучи в пути, они беседуют с попом, помещиком, крестьянкой. В Петербурге путешественников должна была ждать встреча с чиновником, купцом, министром и самим царём.
По мере написания отдельный частей поэмы Некрасов публиковал их в журнале «Отечественные записки». В 1866 г. в печати появился «Пролог», первая часть увидела свет в 1868 г., затем в 1872 и 1873 гг. были напечатаны части «Последыш» и «Крестьянка». Часть под названием «Пир на весь мир» при жизни автора так и не появилась в печати. Лишь спустя три года после смерти Некрасова Салтыков-Щедрин смог напечатать этот фрагмент с большими цензурными купюрами.
Некрасов не оставил никаких указаний относительно порядка следования частей поэмы, поэтому принято публиковать её в таком порядке, в каком она появлялась на страницах «Отечественных записок» – «Пролог» и первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Эта последовательность является наиболее адекватной с точки зрения композиции.
Тяжёлая болезнь Некрасова заставила его отказаться от первоначального замысла поэмы, согласно которому она должна была состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни. Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места. Но история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.
История создания «Кому на Руси жить хорошо» – как и когда писалась поэма
История создания «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. До Некрасова к жизни простого народа в своих произведениях обращались многие авторы, в частности И.С. Тургенев, чьи «Записки охотника» стали одним из источников образов и идей для Некрасова. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г., после отмены крепостного права и земельной реформы. В 1863 г. Некрасов принимается за работу.
Автор желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа, к которому он обращался в первую очередь. Этим обусловлена композиция поэмы, задумывавшаяся автором как циклическая, размер, приближенный к ритмике народных сказаний, своеобразный язык, изобилующий поговорками, присказками, «простонародными» и диалектными словами.
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо» насчитывает почти четырнадцать лет интенсивной работы автора, сбора материалов, проработки образов, корректировок изначальной фабулы. По замыслу автора, герои, встретившись неподалёку от своих деревень, должны были совершить долгое путешествие через всю губернию, а в конце дойти до Петербурга. Будучи в пути, они беседуют с попом, помещиком, крестьянкой. В Петербурге путешественников должна была ждать встреча с чиновником, купцом, министром и самим царём.
По мере написания отдельный частей поэмы Некрасов публиковал их в журнале «Отечественные записки». В 1866 г. в печати появился «Пролог», первая часть увидела свет в 1868 г., затем в 1872 и 1873 гг. были напечатаны части «Последыш» и «Крестьянка». Часть под названием «Пир на весь мир» при жизни автора так и не появилась в печати. Лишь спустя три года после смерти Некрасова Салтыков-Щедрин смог напечатать этот фрагмент с большими цензурными купюрами.
Некрасов не оставил никаких указаний относительно порядка следования частей поэмы, поэтому принято публиковать её в таком порядке, в каком она появлялась на страницах «Отечественных записок» – «Пролог» и первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Эта последовательность является наиболее адекватной с точки зрения композиции.
Тяжёлая болезнь Некрасова заставила его отказаться от первоначального замысла поэмы, согласно которому она должна была состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни. Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места. Но история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». История создания, сюжет и композиция.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Кому на Руси жить хорошо»
История создания, сюжет и композиция произведения.
« Народ освобожден, но счастлив ли народ. »
Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Н.А. Некрасова. На прошлом уроке мы говорили о лирике Некрасова, сегодня будем говорить о его поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Во все времена вопрос о том, что такое счастье, волновал умы людей. Одни пытались дать определение этому понятию, а другие искали рецепт хорошей жизни. Французский писатель Гюстав Флобер говорил: «Счастье — выдумка, искание его — причина всех бедствий в жизни». Тем не менее, Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отправляет героев странствовать, чтобы найти ответ на вечный вопрос.
Цели и задачи
Цель:
• проанализировать многообразие типов, характеров и судеб крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Задачи:
• рассмотреть положительные и отрицательные стороны народной жизни (в изображении Некрасова);
• определить значение понятия счастья для разных героев поэмы.
Сегодня на уроке мы:
– Узнаем, как создавалась поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
– Поговорим о композиции и проблеме жанра поэмы.
– Увидим, как Некрасов рисует образ пореформенной Руси.
На уроках литературы уже не раз говорили о том, что крестьянский вопрос был одним из самых острых в русской литературе. О чудовищном положении крепостных крестьян говорил Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».
К этой теме обращались Пушкин и Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Тургенев.
Величайшее произведение Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в 1865-1877 годах, в эпоху острых социальных конфликтов. Поэт задумал её как «народную книгу». Он мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства: «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
Перед нами действительно эпопея – художественное произведение, в котором отражаются великие исторические события, целые эпохи в жизни страны.
ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.
ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.
Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.
Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.
Свою работу над поэмой, писатель начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд писателя. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова мешало закончить поэму. В 1876 году, уже будучи в тяжелом состоянии, писатель закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины. Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам писатель.
Порвалась цепь великая,
Одним концом по барину,
Именно тогда – в начале шестидесятых – Некрасов задумал большую поэму о жизни народа после реформы.
По воле поэта отправились в странствие семь мужиков, решивших узнать, кому живется весело, вольготно на Руси.
Особенности композиции поэмы.
1. Что представляет собой «Пролог»?
Зачем Некрасов в реалистической поэме прибегает к сказочному зачину?
Некрасов использовал сказочные мотивы своеобразно, иронично переосмыслив их. Его мужички мало похожи на добрых молодцев и от говорящей птички требовали в качестве выкупа за птенчика водки, кваса, огурцов, да чтобы не сносились лапти, да не досаждала вошь. Все это забавно сочеталось с присказками («По вашему хотению, по моему велению»). Никакого противоречия здесь нет: сама народная сказка улыбчива и лукава, не случайно самым умным в ней оказывается дурак.
2. А в чем состоял замысел автора относительно поисков счастливого?
По замыслу Некрасова, семь мужичков должны были пройти немалый путь, добраться до столицы, увидеть не только помещиков, но и самого государя-императора. Но работа над поэмой, длившаяся 14лет, так и не была завершена. Некрасов успел написать пролог и четыре главы. Уже после смерти поэта исследователи и издатели его наследия решили расположить части «Кому на Руси жить хорошо» в том порядке, который известен сегодня каждому:
Крестьянка (из третьей части ).
Последыш (из второй части)
Пир – на весь мир (из третьей части).
3. К чему привело такое расположение глав помимо воли самого автора?
При такой композиции, завершающей оказалась глава, одним из главных героев которой был сын дьячка, народный заступник и поэт, Гриша Добросклонов. И именно его мы, читатели, воспринимаем как истинно счастливого человека.
4. Соответствует ли это замыслу Некрасова? Попробуем разобраться.
«Счастливые» в поэме.
1.Почему проблема счастья у Некрасова почти изначально не связана с деньгами и властью?
Общение с попом и помещиком (до министра и царя дело не дошло) доказало: сытый не всегда счастлив. Что ж завидовать барину, который, едва заговорив о своей нынешней жизни, ударяется в горькие слезы.
2. А кто сам объявляет себя счастливым? В чем парадокс глав «Пьяная ночь», «Счастливые»?
Сами себя объявляют счастливыми как раз те, кого странники и не вспомнили, когда спорили, кому лучше всех живется на Руси: рябая одноглазая старуха-крестьянка, солдат, каменотес и другие люди из народа. У этих и в помине нет покоя, богатства и чести. Старуха не нарадуется на уродившуюся репу,солдат счастлив, что не убит в двадцати сраженьях, не умер под палками, каменотес доволен тем, что справляется с тяжелой работой. Каждый из них по-своему прав, потому что в данный момент им действительно хорошо. Но такое счастье недолговечно. Урожай репы будет съеден, солдат в любую минуту может погибнуть или стать инвалидом. Понимая это, странники прогоняют тех, кто рассказал им о своем убогом счастье:
Эй, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Все эти претенденты на звание счастливого и бесплатный стаканчик вина остаются безымянными.
3. Почему же таких «мужиков»: Якима Нагого, Ермилу Гирина, Матрену Тимофеевну Некрасов наделяет именами?
4. Почему же именно его называют крестьяне, когда узнали о цели поисков семи странников?
Счастлив, потому что честен? Счастлив, потому что любим и уважаем народом? Возможно, Некрасов не дает больше подсказок.
Крестьянка рассказывает о бесконечном тяжком труде, о том, как унижает женщину свекровь и бьет муж, о том, как потеряла любимого старшего сына и как легла под розги, чтобы защитить младшего.
Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог да каторга,
Три петли: шелку белого,
Вторая – шелку красного,
А третья – шелку черного,
5. Среди любимых крестьян Некрасова есть один, ничуть не похожий на правдолюбца Ермилу Гирина, народного философа Якима Нагого. О ком идет речь и почему он особый?
«Богатырь святорусский» Савелий – старик, дед мужа Матрены Тимофеевны. Он единственный в поэме бунтарь, только он, бывший каторжник, говорит о себе: «Клейменный, да не раб!» когда-то Савелий столкнул в яму досадившего крестьянам управляющего, немца Фогеля, и с товарищами живьем закопал его в землю. Мужики выместили на Фогеле злость, которая накопилась в них за годы притеснений и издевательств со стороны помещиков и их управляющих.
7. Найдите в тексте поэмы подтверждение авторской позиции, какой эпизод иллюстрирует авторскую мысль, что ради высокой цели можно прибегнуть к самым страшным средствам?
Иллюстрацией может служить включенная в текст поэмы притча «О двух великих грешниках». Атаман Кудеяр, сотворивший много грехов, раскаялся и стал просить у Бога прощения, в ответ Господь велел ему срезать ножом вековой дуб. Немощному старику век бы не справиться с непосильной задачей, но все разрешилось по-другому. Проезжавший мимо пан Глуховской стал хвастать своей безнаказанностью:
… сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы как сплю!
1.Зачем Некрасов придумал талантливого поэта Григория Добросклонова? Можем ли мы считать Гришу, наконец, счастливым человеком?
Гриша Добросклонов – «второе я» Некрасова, воплощение того, что сам автор не смог реализовать в своей жизни. Гриша живет среди мужиков, они его любят и признают его талант, его песни звучат на деревенском пиру. А Николай Алексеевич живет в Петербурге, в деревню приезжает поохотиться и отдохнуть. Он тоже популярен, но не среди мужиков, его с восторгом читают студенты, простой же народ его не знает. Гриша бесконечно счастлив: «Удалась мне песенка! –молвил Гриша, прыгая…».
2 .Что делает Гришу счастливым? Ведь дорога, которую он выбрал, трагична:
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст он жизнь
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Можно ли радостно идти навстречу такой судьбе?
Гриша Добросклонов счастлив, потому что испытывает творческий восторг, подъем. Ему удалась песенка! Не случайно автор пишет (как бы вскользь): «Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею». Они, сами того не ведая, нашли счастливого.
-поэт, охваченный радостью творчества;
-борец за свободу народа;
-очень молодой человек, полный веры в будущее;
-а может, если бы Некрасов успел закончить поэму, его странники прошли бы мимо ликующего Гриши и отправились дальше – продолжать поиск того, «кому живется весело, вольготно на Руси». И были бы по-своему правы: счастье всегда мимолетно.
Вывод: поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась поэтом как рассказ о пореформенной Руси; в задачу автора входило показать изменения в жизни различных социальных слоев; однако со временем содержание поэмы оказалось значительно шире первоначального замысла: Некрасов стал размышлять над вопросом о счастье; социальная проблематика уступила место философской. Может поэтому в заглавии поэмы отсутствует знак вопроса, ибо вопрос о счастье всегда субъективен и неоднозначен.
подготовить письменно ответ на вопрос
Кого Некрасов считает истинно счастливым и почему?
Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Николай Алексеевич Некрасов.
История создания и проблема замысла поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
История создания и проблема замысла поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Как утверждают исследователи, «установить точную дату начала работы над поэмой невозможно, но ясно, что отправной точкой для возникновения ее замысла послужил 1861 год». В ней Некрасов, по его собственным словам, «задумал изложить в связном рассказе все, что он знает о народе, все, что ему привелось услыхать из уст его». «Это будет эпопея современной крестьянской жизни», – говорил поэт.
«Последыша» и «Крестьянки». «Последыш» был завершен в 1872 г., «Крестьянка» – в 1873. Тогда же, в 1873–1874 гг., был задуман «Пир на весь мир», над которым поэт работал в 1876–1877 годах. Поэма осталась незавершенной. Умирающий Некрасов с горечью говорил одному своему современнику о том, что его поэма – «это такая вещь, которая только в целом может иметь свое значение». «Начиная, – признавался автор, – я не видел ясно, где ей конец, но теперь у меня все сложилось, и я чувствую, что поэма все выигрывала бы и выигрывала».
Незавершенность поэмы и продолжительность работы над ней, сказавшаяся и на эволюции авторской мысли, авторской задачи, делают крайне сложным решение проблемы замысла, не случайно ставшей одной из дискуссионных для некрасоведов.
В «Прологе» намечена четкая сюжетная линия – случайно встретившиеся семеро временнообязанных крестьян заспорили, «кому живется весело, вольготно на Руси»: помещику, чиновнику, попу, «купчине толстопузому», «вельможному боярину, министру государеву» или царю. Не решив спора, они «друг дружке обещалися» «в домишки не ворочаться», «не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами», «покуда не доведают, / Как ни на есть – доподлинно, / Кому живется счастливо, / Вольготно на Руси».
Как истолковать эту сюжетную линию? Хотел ли Некрасов показать в поэме, что только «верхи» счастливы, или он задумал создать картину всеобщего тягостного, тяжелого существования на Руси? Ведь уже первые встреченные мужиками возможные «кандидаты» в счастливцы – поп и помещик нарисовали весьма печальные картины жизни всего поповского и помещичьего сословия. А помещик даже сам вопрос: счастлив ли он, воспринимает как шутку и шутя же, «как лекарь, руку каждому / Пощупал, в лица глянул им, / Схватился за бока / И покатился со смеху. » Вопрос о помещичьем счастье ему кажется нелепым. При этом, каждый из рассказчиков, – и поп и помещик, жалуясь на свою долю, открывает читателю возможность увидеть причины их несчастий. Все они носят не личный характер, а связаны с жизнью страны, с нищетой крестьянства и разорением после реформы 1861 г. помещиков.
В черновых набросках Некрасова осталась глава «Смертушка», где рассказывалось о бедственном положении в России во время эпидемии сибирской язвы. В этой главе мужики выслушивают рассказ о несчастьях чиновника. После этой главы Некрасов, по его признанию, «поканчивает с тем мужиком, который утверждал, что счастлив чиновник». Но и в этой главе, как можно судить по оставшимся записям, рассказ о нравственных страданиях чиновника, вынужденного отнимать у крестьян последние крохи, открывает новые стороны единой картины общероссийской жизни, тягот и страданий народа.
– приход мужиков в «Питер» и встреча с «министром государевым» и царем, которые, возможно, также должны были рассказать о своих делах и бедах. В финале же поэмы Некрасов, по воспоминаниям близким ему людей, хотел довершить рассказ о несчастиях России общим пессимистическим выводом: хорошо на Руси жить только пьяному. Передавая со слов Некрасова его замысел, Глеб Успенский писал: «Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. д. Деревни эти смежны, то есть стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с круга человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо».
И если бы поэма развивалась только по этой намеченной схеме: последовательно рассказывая о встречах странников с представителями всех сословий, о бедах и печалях – попов и помещиков, чиновников и крестьян, – то замысел автора можно было бы понять как стремление показать иллюзорность благополучия на Руси всех сословий – от крестьянства до дворянства.
Но Некрасов уже в первой части отступает от главной сюжетной линии: после встречи с попом мужики отправляются на «сельскую ярмонку» расспрашивать «мужиков и баб», искать среди них счастливых. Глава из части второй – «Последыш» – не связана с намеченной в «Прологе» сюжетной линией. Она представляет один из эпизодов на пути мужиков: рассказ о «дурацкой комедии», которые играли мужики-вахлаки. После «Последыша» Некрасов пишет главу «Крестьянка», посвященную судьбам двух крестьян – Матрены Тимофеевны и Савелия Корчагина. Но и здесь Некрасов предельно усложняет задачу: за историями двух крестьян встает обобщенная, широкая картина жизни всего русского крестьянства. Практически все стороны этой жизни затронуты Некрасовым: воспитание детей, проблема брака, внутрисемейных отношений, проблема «набора», отношения крестьян с властями (от самых мелких властителей их судеб – бурмистров и управляющих – до помещиков и губернаторов).
В последние годы жизни Некрасов, казалось бы, явно отступая от намеченной схемы, работает над главой «Пир на весь мир», центральная тема которой – трагическое прошлое русского народа, поиск причин народной трагедии и размышление о будущей судьбе народа.
Нельзя не заметить, что и некоторые другие намеченные в Прологе сюжетные линии не получают развития. Так, можно предположить, что поиски счастливого должны были проходить на фоне народного бедствия: в Прологе и первой части поэмы лейтмотивом проходит мысль о надвигающемся голоде. Голод пророчит и описание зимы и весны, его предвещает встреченный мужиками поп, «злющая старообрядка». Как страшное пророчество, звучат, например, слова попа:
И в нынешнем году:
Зима стояла лютая,
Весна стоит дождливая,
А на полях – вода!
Но эти пророчества исчезают в дальнейших частях поэмы. В созданных Некрасовым главах из второй и третьей части, напротив, подчеркивается богатство выращиваемого урожая, красота полей ржи и пшеницы, крестьянская радость при виде будущего урожая.
Не находит развития и другая намеченная линия – пророчество-предупреждение птицы пеночки, подарившей мужикам скатерть-самобранку, о том, чтобы они не просили у скатерти больше того, что им полагается, – иначе «быть беде». Согласно традициям народной сказки, по которым и строится Пролог, это предупреждение должно было исполниться. Но оно не исполняется, более того, в «Пире на весь мир», написанном Некрасовым в 1876–1877 гг., исчезает и сама скатерть-самобранка.
«Под влиянием того, что происходило в стране, – предположил В. Е. Евгеньев-Максимов, – поэт решительно отодвигает на второй план вопрос о счастье «купчины толстопузого», «чиновника», «вельможного боярина – министра государева», наконец, «царя» и всецело посвятил свою поэму вопросу о том, каково жилось народу и какие пути ведут к народному счастью». О том же пишет и Б. Я. Бухштаб: «Тема отсутствия счастья в народной жизни уже в первой части поэмы превалирует над темой господских огорчений, а в дальнейших частях и совсем вытесняет ее. На каком-то этапе работы над поэмой замысел опросить хозяев жизни, счастливы ли они, совсем отпал или был отодвинут». Представление о том, что замысел в ходе работы над поэмой менялся, разделяет и В. В. Прокшин. По его мнению, первоначальный замысел был вытеснен новой идеей – показать эволюцию странников: «путешествие быстро умудряет мужиков. Их новые мысли и намерения выявляются в новой сюжетной линии поисков истинного народного счастья. Эта вторая линия не просто дополняет, а решительно вытесняет первую».
«подлинный замысел» поэмы изначально заключался в стремлении автора показать, «как глубоко несчастен народ, «облагодетельствованный» пресловутой реформой», «и только для маскировки этого тайного замысла поэтом была выдвинута проблема благополучия купцов, помещиков, священников и царских сановников, которая в действительности не имела отношение к сюжету». Справедливо возражая К. Чуковскому, Б. Я. Бухштаб указывает на уязвимость этого суждения: тема народных страданий – центральная тема некрасовских произведений, и чтобы обратиться к ней, не было необходимости в сюжете-маскировке.
Однако ряд исследователей, с определенным уточнением, разделяет позицию К. И. Чуковского, например, Л. А. Евстигнеева. Она иначе определяет сокровенный замысел Некрасова, видя его в стремлении поэта показать, что счастье народа – в его собственных руках. Иначе говоря, смысл поэмы – в призыве к крестьянской революции. Сравнивая различные редакции поэмы, Л. А. Евстигнеева отмечает, что сказочные образы появились не сразу, а только во второй редакции поэмы. Одна из главных их функций, по мнению исследователя, в том, чтобы «замаскировать революционный смысл поэмы». Но в то же время они призваны не только быть средством эзоповского повествования. «Найденная Некрасовым особая форма народнопоэтического сказа органически включала в себя элементы фольклора: сказки, песни, былины, притчи и т. д. Та же птица-пеночка, что дарит мужикам волшебную скатерть-самобранку, отвечает на их вопрос о счастье и довольстве: «Найти – найдете сами вы». Так, уже в «Прологе» рождается центральная мысль Некрасова о том, что счастье народа в его собственных руках», – полагает Л. А. Евстигнеева.
Доказательство своей точки зрения исследователь усматривает уже в том, что уже в первой части Некрасов отступает от намеченной в Прологе сюжетной схемы: правдоискатели, вопреки собственным планам, начинают искать счастливцев среди крестьян. Это свидетельствует, по мнению Л. А. Евстигнеевой, о том, что «действие поэмы развивается не по сюжетной схеме, а в соответствии с развитием сокровенного замысла Некрасова». На основе изучения как окончательного текста, так и черновых набросков, исследователь приходит к выводу: « Распространенное мнение о коренном изменении замысла поэмы не подтверждается анализом рукописей. Происходило воплощение замысла, его реализация и попутно усложнение, но не эволюция как таковая. Архитектоника поэмы отразила этот процесс. Своеобразие композиционной структуры «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что в ее основе лежит не развитие сюжета, а реализация грандиозной идеи Некрасова – о неизбежности народной революции, – родившейся в момент наивысшего подъема освободительной борьбы 60-х гг.».
«замысел Некрасова с самого начала не был идентичен крестьянским представлениям о направлении поисков предполагаемого счастливца. Поэма строилась так, чтобы не только показать ложность крестьянских иллюзий, но и привести странников (а вместе с ними и читателей) к восприятию революционно-демократической идеи о необходимости борьбы за народное счастье. Некрасову нужно было доказать, что сама русская действительность заставляет странников изменить свою первоначальную точку зрения». Таким образом, по мнению исследователя, замысел заключается в том, чтобы показать пути к народному счастью.
Подводя итоги размышлениям исследователей, следует сказать, что некрасовский замысел невозможно свести к одной идее, к одной мысли. Создавая «эпопею крестьянской жизни», поэт стремился охватить в своей поэме все стороны народной жизни, все проблемы, которое отчетливо обнаружила проведенная реформа: и нищету крестьян, и нравственные последствия «векового недуга» – рабства, которое сформировало «привычки», определенные представления, нормы поведения и отношения к жизни. По справедливому наблюдению Ф. М. Достоевского, судьба народа определяется национальным характером. Эта идея оказывается весьма близкой и автору поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Путешествие по Руси становится и путешествием в глубь русской души, раскрывает русскую душу и объясняет, в конечном счете, перипетии русской истории.
героев древнерусских житийных произведений в географическом пространстве становилось «перемещением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей», а «география выступала как разновидность знания». Исследователи отметили «особое отношение к путешественнику и путешествию» у древнерусских книжников: «длительное путешествие увеличивает святость человека». Это восприятие странствия как нравственного искания, нравственного совершенствования человека в полной мере свойственно и Некрасову. Путешествие его странников символизирует ищущую правды Русь, Русь, «проснувшуюся» и «исполненную сил» найти ответ на вопрос о причинах своего несчастья, о «тайне» «довольства народного».