некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать

Кому на Руси жить хорошо

Николай Некрасов

Читатель так и не узнает из этой поэмы, кому на Руси жить хорошо. Скорее всего, это останется неразрешенным вопросом. Зато автор красочно изображает состояние постреформенной России: разорение и грусть, пьянство и страх перед будущим. Крестьянская жизнь показана со всеми ее проблемами и неурядицами, но и представители высших сословий не считают себя счастливыми. Говорящие названия деревень «Заплатова», «Дыряева», «Разутова» и т. п. свидетельствуют о полном упадке. И хотя складывается впечатление, что поэма пессимистична, но есть в ней и светлые нотки: певучесть языка, красота труда, фольклорная составляющая…
Вопрос о счастье – сам по себе очень тонкий. Редко, какой человек готов признать себя счастливым. Поэма Некрасова не о счастье, а о жизни. И хотя она наполнена «гражданским пафосом», но это не умаляет ее значения как словесного исследования реалий той далекой, но родной России с ее народом, который способен «до смерти работать, до полусмерти пить».

Я тоже больше всего сочувствую русской женщине Матрене Тимофеевне.
Думаю, что эти главы стОило бы время от времени перечитывать (или хотя бы раз прочитать) дамочкам, изможденным вечными депрессиями и томными вздыханиями избалованных нимф. (Как-то грубо и категорично получилось, но я, прости-господи, и о себе тут говорю, как и о большинстве женщин, в чьей жизни не наберется и десятой доли проблем таких матрен тимофеевен. Слава богу, конечно, что не найдется.).

некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Смотреть фото некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Смотреть картинку некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Картинка про некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Фото некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать

Я тоже больше всего сочувствую русской женщине Матрене Тимофеевне.
Думаю, что эти главы стОило бы время от времени перечитывать (или хотя бы раз прочитать) дамочкам, изможденным вечными депрессиями и томными вздыханиями избалованных нимф. (Как-то грубо и категорично получилось, но я, прости-господи, и о себе тут говорю, как и о большинстве женщин, в чьей жизни не наберется и десятой доли проблем таких матрен тимофеевен. Слава богу, конечно, что не найдется.).

Кому на Руси жить хорошо? Вечный вопрос, на который никогда не найдется ответа. Некрасов на него отвечает, что не крестьянину хорошо, не даже вельможе, а поэту! Творцу, который стремится к счастью других!

В то же время он отмечает, что надо гордиться тем, что уже есть, а именно нашим гордым русским народом, нашими чертами характера. Кто, как не мы, можем выжить в любых условиях, при любой погоде? У кого, как не у нас, сердце чисто и душа больна? У кого, как не у нас, есть дух, который нам помогает держаться вместе? Не стоит об этом всем забывать и в наше время.

В целом, поэма мне очень понравилась. Язык интересный, певучий, как в былинах и сказках! Автор заставляет нас задуматься о будущем нашей страны, о нас самих как нации. И это все по-прежнему актуально и в наше время! Только вот иногда кажется, что спрашивать: «Кому на Руси жить хорошо?» глупо, потому что у каждого из нас понятия счастья разные. И в этом мы убеждаемся благодаря данному произведению.

Советую прочитать всем гражданам России, а также иностранцам, которые хотят узнать великий и могучий русский язык, живой язык, тот, на которым излагает свои мысли наш русский народ; тем, которые хотят понять нас, как народ, узнать нас поближе.

Я не ожидала, что произведение настолько меня впечатлит и потрясёт, но в моей душе сейчас буря эмоций. На мой взгляд, эта поэма гениальна. В школьные годы я так и не успела её дочитать, но даже рада, что прочла именно во взрослом возрасте. И как же больно было читать о страданиях русского народа! Поражаюсь, через сколько бед прошли крестьяне, сколько боли, жестокости, несправедливости вытерпели. Как только не сломались! Невероятные судьбы сильных духом людей описаны в поэме Некрасова.

Я искренне восхищаюсь этой сильной, смелой женщиной, которая выдержала все испытания. Теперь, когда кто-либо спросит меня о любимой литературной героине, я несомненно назову именно её. После прочтения поэмы я уже не могу восхищаться как раньше милыми девушками из дворянского общества, единственная трудность которых — неразделённая любовь. Да, они хороши собой, воспитаны, умеют музицировать и знают иностранные языки, но в то же время. блеклые? Не сравнятся они с некрасовской героиней, личностью с твёрдым характером.

Поэма, естественно, стала одним из моих любимых произведений русской классики. Сколько же горя вынес народ. Читаешь и радуешься, что родилась в современном мире, когда ты сама в праве решать создавать семью или нет, выбирать работу по душе, строить свою жизнь так, как тебе этого хочется. А поколение Матрёны Тимофеевны всего этого было лишено. Работа в поле, уход за скотиной и по ребёнку в год было её уделом. И мне страшно читать об этом, потому что реальность гораздо ужаснее любого вымысла.

Книга прочитана в рамках игры Назад в прошлое!

Источник

некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Смотреть фото некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Смотреть картинку некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Картинка про некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Фото некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушатьНекрасова Н.А.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершинное произведение творчества Н.А. Некрасова. Он долго вынашивал замысел этого произведения, четырнадцать лет работал над текстом поэмы (с 1863 по 1877 год). В критике принято определять жанровую принадлежность произведения как поэма-эпопея. Произведение это не закончено, однако, несмотря на сюжетную незавершенность, в ней воплощено глубокое социальное значение. Поэма состоит из четырех глав, объединенных сюжетом о том, как мужики поспорили: кто на Руси счастлив. Среди возможных вариантов поиска счастливых были такие: помещик, чиновник, поп, купец, боярин, министр и сам царь. Однако от встречи с некоторыми категориями «счастливцев» мужики отказались, так как на самом деле их (как и автора) интересовал вопрос о народном счастье. Расположение последних трех частей тоже в распоряжениях автора осталось не до конца проясненным.
Сюжет поэмы выдержан в форме путешествия. Подобное построение помогает включать различные картины. Уже в Прологе звучит тонкая ирония писателя по поводу российской действительности, выраженная в «говорящих» названиях деревень («Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож»).

Сочиненная юным поэтом песня «Русь» есть подлинный призыв к революционному переустройству мира: «Рать подымается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!» Таким образом, Н.А. Некрасов как поэт-гражданин убедительно показывает, что счастье состоит в служении другим людям, в борьбе за народное дело. «Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!» — восклицает герой. В образе Г. Добросклонова Н.А. Некрасов воплотил собирательный образ революционера, молодого человека, способного посвятить жизнь борьбе за светлое будущее России.

Некрасов Николай Алексеевич [28.11(10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области, — 27.12.1877 (8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный деятель.

Леони́д Алексе́евич Фила́тов (24 декабря 1946, Казань, РСФСР, СССР — 26 октября 2003, Москва, Россия) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, поэт, писатель, публицист, телеведущий, Народный артист России (1996)

Источник

Аудиокниги скачать бесплатно. Аудио книги онлайн без регистрации бесплатно.

Скачать аудиокниги бесплатно

Все аудиокниги на Bibe.ru можно скачать бесплатно

Аудиокниги в электронной библиотеке Bibe.ru – бесплатны. Вы имеете уникальную возможность скачать книги бесплатно, и при этом совершенно легально. Все тексты книг озвучены дикторами, специально для этого сайта.

Ответы на частые вопросы

Ответы на вопросы по сайту + пятиминутное видео о том, как скачать аудиокниги бесплатно и без регистрации. Решение проблем при распаковке архивов с книгами, проигрыванием mp3 файлов. Более 10 популярных вопросов и ответов о скачивании аудиокниг с онлайн библиотеки Bibe.ru без регистрации и смс.

Хотели бы Вы озвучить книгу для сайта?

Вам нравится скачивать аудиокниги с сайта бесплатно? А хотели бы Вы озвучить какую-то книгу, чтобы посетители сайта могли и Ваши озвучки аудио книг тоже скачать бесплатно?

Вы автор книги? Позвольте скачать Вашу книгу бесплатно.

Если Вы являетесь обладателем авторских прав на какой-то интересный рассказ, роман или целую книгу, можно опубликовать бесплатную аудио-версию Вашей книги в электронной библиотеке Bibe.ru. Все желающие смогли бы эту аудиокнигу скачать бесплатно и без регистрации с сайта Bibe.ru. Так же о Вашей новой бесплатной аудиокниге будет рассказано более чем 300 тысячам подписчиков рассылки уведомлений о новых бесплатных аудиокнигах этого сайта.

Поиск аудиокниги на сайте

некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Смотреть фото некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Смотреть картинку некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Картинка про некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Фото некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать

некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Смотреть фото некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Смотреть картинку некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Картинка про некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать. Фото некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать

Семеро простых мужиков, недавних крепостных, сошлись случайно на дороге и заспорили они о том, кому же на Руси жить вольготно-весело. И так их одолел этот вопрос, что решили они оставить свои дома, жен и детей, не работать, не гулять, пока не узнают, кому же на Руси-матушке живется хорошо. Спасенный птенчик открывает мужикам тайну, где найти скатерть-самобранку и уже ничто не мешает спорщикам отправиться в путешествие по Руси в поисках настоящего счастливого человека.

На пути мужиков первым претендентом на счастливую жизнь становится поп. Но упитанный и краснощекий поп убеждает мужиков, что счастье заключается в чести, богатстве и покое, но ничего этого у бедного попа нет. Всю жизнь ему приходится смотреть на умирающих, принимать медные пятаки крестьян. Одна радость была от помещиков, которые и подавали хорошо, и свадьбы играли широко. Но рассеялись они по Руси, по чужеземным странам. И приходится бедным попам довольствоваться крохами крестьянскими и терпеть непристойные шуточки со стороны простого люда.

Оставив попа, мужики отправляются на ярмарку в Кузьминское, среди веселого народа поискать счастливца. На ярмарке встречается им народ разношерстный. Здесь и добренький пьяный дед, и офени, покупающие книги не Гоголя и Белинского, а ненужных толстых генералов. Здесь же они наблюдают повальное пьянство и драки. На выходе из города встречается им Павлуша Веретенников, который любит простых мужиков, но отчитывает их за постоянное пьянство. Но Яким Нагой красочно, от души, правдиво показывает жизнь простого крестьянина и подводит к тому, что пропадать — в любом случае, а пьянство хотя бы дает возможность забыться. Тяжела жизнь простого мужика, а прекращение пьянства наведет на Русь вечную печаль.

Чтобы найти счастливого человека, предлагают наши странники водочки и вина тому, кто докажет, что живет счастливо. И тут больные, нищие, солдаты, крестьяне, старые и молодые начали доказывать, что нет счастливее его. Солдат счастлив тем, что ни в двадцати сражениях, ни в казарме, ни в болезнях не умер. Хромой счастие свое видит в благородной болезни. Нищая бабка счастлива тем, что репа уродила в этом году. Каменщик радуется своей молодости и силе. Охотник на медведей хоть и крив на одну сторону, но счастлив, что медведица его до смерти не порвала. «Оборванные нищие, Послышав запах пенного, И те пришли доказывать, Как счастливы они»

Рассказали мужикам-странникам про Ермилу Гирина, который был и уважаемым, и почетом пользовался, и помогали ему все крестьяне и верили. Но после крестьянского бунта поместили Ермилу в острог. И если бы не такой конец его судьбы, можно было бы честного Ермилу считать счастливым человеком.

Наконец встретился спорщикам помещик – шестидесятилетний румяный Гаврила Оболт-Оболдуев. Конечно, тяжело живется помещику после введения новых порядков и отмены крепостного права. Нарисовал помещик идиллию жизни, которую разрушили отменой крепостничества. Нет теперь той охоты по лесам, нет теперь того покорного мужика, нет теперь возможности править строго, но ласково.

Не найдя счастливого среди мужиков, отправились странники со своей скатертью-самобранкой к бабам и нашли Матрену Тимофеевну Корчагину. И хотя работает она славно, почет имеет, деньги и доброе отношение, нет в ее судьбе счастья. Долгая ее история полна печали и скорби. Начиная от времени, когда муж забрал ее в семью бранную, как погиб ее сын-первенец младенцем, как голод она переживала и кормить семью стала. Нет, среди баб счастливых искать нет смысла.

Сколько придётся пройти мужикам, сколько историй выслушать. Где найдут они счастливого человека, и чем закончится их путешествие, можно узнать, прослушав аудиокнигу «Кому на Руси жить хорошо». Великолепная, профессиональная работа Александра Синицы, который озвучил книгу, позволяет в полной мере оценить легкую речь Некрасова. При этом глубина образов, острота сюжетов дополняется не только великолепной озвучкой Александра Синицы, но и уместным музыкальным сопровождением.

Получить пароль для открытия архивов со всеми аудиокнигами с сайта Bibe.ru можно бесплатно, подписавшись на рассылку уведомлений о новых книгах тут

Продолжительность аудиокниги: 5,5 часов

Аудиокнигу озвучил: Александр Синица

Поддержите создание новых бесплатных аудиокниг чтецом озвучившим эту аудиокнигу. 100% денег полученных от слушателей до конца февраля 2021 года пойдет диктору, проделавшему огромный труд, и озвучившему эту аудиокнигу – Александру Синицу.

Источник

Кому на Руси жить хорошо. Крестьянка (из 3 части)

Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Пролог

Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 1 До замужества

Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 2 Песни

Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 3 Савелий, богатырь святорусский

Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 4 Дёмушка

Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 5 Волчица

Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 6 Трудный год

Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 7 Губернаторша

Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 8 Бабья притча

Источник

Кому на Руси жить хорошо

Часть первая

Пролог

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На стол­бо­вой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Под­тя­ну­той губернии,
Уезда Терпигорева,
Пусто­по­рож­ней волости,
Из смеж­ных деревень:
Запла­това, Дырявина,
Разу­това, Знобишина,
Горе­лова, Неелова —
Неуро­жайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Воль­готно на Руси?

Роман ска­зал: помещику,
Демьян ска­зал: чиновнику,
Лука ска­зал: попу.
Куп­чине толстопузому! —
Ска­зали бра­тья Губины,
Иван и Митродор.
Ста­рик Пахом потужился
И мол­вил, в землю глядючи:
Вель­мож­ному боярину,
Мини­стру государеву.
А Пров ска­зал: царю…

Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие —
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До пол­дня вышел из дому:
Тот путь дер­жал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два бра­тана Губины
Так про­сто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вер­нуть своей дорогою —
Они ряд­ком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале – то скорей.
Идут – перекоряются!
Кри­чат – не образумятся!
А вре­мечко не ждет.

За спо­ром не заметили,
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли – куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Коря­вая Дурандиха,
Не крик­нула: «Почтен­ные!
Куда вы на ночь глядючи
Наду­мали идти. »

Спро­сила, засмеялася,
Хлест­нула, ведьма, мерина
И ука­тила вскачь…

«Куда. » – переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, мол­чат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звезды частые
В высо­ких небесах,
Всплыл месяц, тени черные
Дорогу перерезали
Рети­вым ходокам.
Ой тени! тени черные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя пой­мать – обнять!

На лес, на путь-дороженьку
Гля­дел, мол­чал Пахом,
Гля­дел – умом раскидывал
И мол­вил наконец:

«Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Верст трид­цать отошли!
Домой теперь ворочаться —
Устали – не дойдем,
При­ся­дем, – делать нечего.
До солнца отдохнем. »

Сва­лив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Усе­лись мужики.
Зажгли костер, сложилися,
За вод­кой двое сбегали,
А про­чие покудова
Ста­кан­чик изготовили,
Бере­сты понадрав.
При­спела скоро водочка.
При­спела и закусочка —
Пируют мужички!

Косушки [1] по три выпили,
Поели – и заспорили
Опять: кому жить весело,
Воль­готно на Руси?
Роман кри­чит: помещику,
Демьян кри­чит: чиновнику,
Лука кри­чит: попу;
Куп­чине толстопузому, —
Кри­чат бра­таны Губины,
Иван и Митродор;
Пахом кри­чит: светлейшему
Вель­мож­ному боярину,
Мини­стру государеву,
А Пров кри­чит: царю!

Забрало пуще прежнего
Задор­ных мужиков,
Руга­тель­ски ругаются,
Немуд­рено, что вцепятся
Друг другу в волоса…

Гляди – уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два бра­тана Губины
Утю­жат Прова дюжего, —
И всяк свое кричит!

Просну­лось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упря­мых мужиков.
Царю! – направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С лета­ю­щими птицами,
Зве­рями быстроногими
И гадами ползущими, —
И стон, и рев, и гул!

Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выско­чил, как встрепанный,
И нау­тек пошел!
За ним гал­чата малые
Вверху березы подняли
Про­тив­ный, рез­кий писк.
А тут еще у пеночки
С испугу птен­чик крохотный
Из гнез­дышка упал;
Щебе­чет, пла­чет пеночка,
Где птен­чик? – не найдет!
Потом кукушка старая
Просну­лась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да вся­кий раз сбивалася
И начи­нала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Зако­ло­сится хлеб,
Пода­вишься ты колосом —
Не будешь куко­вать! [2]
Сле­те­лися семь филинов,
Любу­ются побоищем
С семи боль­ших дерев,
Хохо­чут, полуночники!
А их гла­зищи желтые
Горят, как воску ярого
Четыр­на­дцать свечей!
И ворон, птица умная,
При­спел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит и черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Люд­ские голоса —
При­шла к костру, уставила
Глаза на мужиков,
Шаль­ных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!

Мычит корова глупая,
Пищат гал­чата малые.
Кри­чат ребята буйные,
А эхо вто­рит всем.
Ему одна заботушка —
Чест­ных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слы­шать вся­кий слыхивал,
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит!

Сова – замоскворецкая
Кня­гиня – тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шара­ха­ясь то о землю,
То о кусты крылом…

Сама лисица хитрая,
По любо­пыт­ству бабьему,
Под­кра­лась к мужикам,
Послу­шала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймет!»
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили —
О чем они шумят…

Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Кре­стьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умы­лись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птен­чик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низ­ком перелетаючи,
К костру подобрался.

Пой­мал его Пахомушка,
Под­нес к огню, разглядывал
И мол­вил: «Пташка малая,
А ного­ток востер!
Дыхну – с ладони скатишься,
Чихну – в огонь укатишься,
Щелкну – мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Силь­нее мужика!
Окреп­нут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все цар­ство облетим,
Посмот­рим, поразведаем,
Поспро­сим – и дознаемся:
Кому живется счастливо,
Воль­готно на Руси?»

«Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полу­пуду в день, —
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» —
Ска­зал угрю­мый Пров.

«Да по ведру бы водочки», —
При­ба­вили охочие
До водки бра­тья Губины,
Иван и Митродор.

«Да утром бы огурчиков
Соле­ных по десяточку», —
Шутили мужики.
«А в пол­день бы по жбанчику
Холод­ного кваску».

«А вече­ром по чайничку
Горя­чего чайку…»

Пока они гуторили,
Вилась, кру­жи­лась пеночка
Над ними: все прослушала
И села у костра.
Чивик­нула, подпрыгнула
И чело­ве­чьим голосом
Пахому говорит:

«Пусти на волю птенчика!
За птен­чика за малого
Я выкуп дам большой».

– А что ты дашь? —
«Дам хлебушка
По полу­пуду в день,
Дам водки по ведерочку,
Поутру дам огурчиков,
А в пол­день квасу кислого,
А вече­ром чайку!»

– А где, пичуга малая, —
Спро­сили бра­тья Губины, —
Най­дешь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? —

«Найти – най­дете сами вы.
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти».

– Скажи! —
«Идите по лесу,
Про­тив столба тридцатого
Пря­ме­хонько версту:
При­дете на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две ста­рые сосны,
Под этими под соснами
Зако­пана коробочка.
Добудьте вы ее, —
Коробка та волшебная:
В ней ска­терть самобраная,
Когда ни пожелаете,
Накор­мит, напоит!
Тихонько только молвите:
«Эй! ска­терть самобраная!
Попот­чуй мужиков!»
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь – пустите птенчика!»

– Постой! мы люди бедные,
Идем в дорогу дальную, —
Отве­тил ей Пахом. —
Ты, вижу, птица мудрая,
Уважь – одежу старую
На нас заворожи!

– Чтоб армяки мужицкие
Носи­лись, не сносилися! —
Потре­бо­вал Роман.

– Чтоб липо­вые лапотки
Слу­жили, не разбилися, —
Потре­бо­вал Демьян.

– Чтоб вошь, блоха паскудная
В руба­хах не плодилася, —
Потре­бо­вал Лука.

– Не прели бы онученьки… —
Потре­бо­вали Губины…

А птичка им в ответ:
«Все ска­терть самобраная
Чинить, сти­рать, просушивать
Вам будет… Ну, пусти. »

Рас­крыв ладонь широкую,
Пахом птенца пустил.
Пустил – и птен­чик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низ­ком перелетаючи,
Напра­вился к дуплу.
За ним взви­лася пеночка
И на лету прибавила:
«Смот­рите, чур, одно!
Съест­ного сколько вынесет
Утроба – то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в тре­тий быть беде!»
И уле­тела пеночка
С своим роди­мым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! – Молч­ком идут
Пря­ме­хонько, вернехонько
По лесу по дремучему,
Счи­тают каж­дый шаг.
И как вер­сту отмеряли,
Уви­дели поляночку —
Стоят на той поляночке
Две ста­рые сосны…
Кре­стьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли – и нашли
Ту ска­терть самобраную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, ска­терть самобраная!
Попот­чуй мужиков!»
Глядь – ска­терть развернулася,
Отку­дова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка
И спря­та­лись опять.
«А что же нет огурчиков?»
«Что нет чайку горячего?»
«Что нет кваску холодного?»
Все появи­лось вдруг…
Кре­стьяне распоясались,
У ска­терти уселися.
Пошел тут пир горой!
На радо­сти целуются,
Друг дружке обещаются
Впе­ред не драться зря,
А с тол­ком дело спорное
По разуму, по-божески,
На чести повести —
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни с ста­ри­ками старыми,
Покуда делу спорному
Реше­нья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо,
Воль­готно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *