некрасов поэма кому на руси жить хорошо слушать
Кому на Руси жить хорошо
Николай Некрасов
Читатель так и не узнает из этой поэмы, кому на Руси жить хорошо. Скорее всего, это останется неразрешенным вопросом. Зато автор красочно изображает состояние постреформенной России: разорение и грусть, пьянство и страх перед будущим. Крестьянская жизнь показана со всеми ее проблемами и неурядицами, но и представители высших сословий не считают себя счастливыми. Говорящие названия деревень «Заплатова», «Дыряева», «Разутова» и т. п. свидетельствуют о полном упадке. И хотя складывается впечатление, что поэма пессимистична, но есть в ней и светлые нотки: певучесть языка, красота труда, фольклорная составляющая…
Вопрос о счастье – сам по себе очень тонкий. Редко, какой человек готов признать себя счастливым. Поэма Некрасова не о счастье, а о жизни. И хотя она наполнена «гражданским пафосом», но это не умаляет ее значения как словесного исследования реалий той далекой, но родной России с ее народом, который способен «до смерти работать, до полусмерти пить».
Я тоже больше всего сочувствую русской женщине Матрене Тимофеевне.
Думаю, что эти главы стОило бы время от времени перечитывать (или хотя бы раз прочитать) дамочкам, изможденным вечными депрессиями и томными вздыханиями избалованных нимф. (Как-то грубо и категорично получилось, но я, прости-господи, и о себе тут говорю, как и о большинстве женщин, в чьей жизни не наберется и десятой доли проблем таких матрен тимофеевен. Слава богу, конечно, что не найдется.).
Я тоже больше всего сочувствую русской женщине Матрене Тимофеевне.
Думаю, что эти главы стОило бы время от времени перечитывать (или хотя бы раз прочитать) дамочкам, изможденным вечными депрессиями и томными вздыханиями избалованных нимф. (Как-то грубо и категорично получилось, но я, прости-господи, и о себе тут говорю, как и о большинстве женщин, в чьей жизни не наберется и десятой доли проблем таких матрен тимофеевен. Слава богу, конечно, что не найдется.).
Кому на Руси жить хорошо? Вечный вопрос, на который никогда не найдется ответа. Некрасов на него отвечает, что не крестьянину хорошо, не даже вельможе, а поэту! Творцу, который стремится к счастью других!
В то же время он отмечает, что надо гордиться тем, что уже есть, а именно нашим гордым русским народом, нашими чертами характера. Кто, как не мы, можем выжить в любых условиях, при любой погоде? У кого, как не у нас, сердце чисто и душа больна? У кого, как не у нас, есть дух, который нам помогает держаться вместе? Не стоит об этом всем забывать и в наше время.
В целом, поэма мне очень понравилась. Язык интересный, певучий, как в былинах и сказках! Автор заставляет нас задуматься о будущем нашей страны, о нас самих как нации. И это все по-прежнему актуально и в наше время! Только вот иногда кажется, что спрашивать: «Кому на Руси жить хорошо?» глупо, потому что у каждого из нас понятия счастья разные. И в этом мы убеждаемся благодаря данному произведению.
Советую прочитать всем гражданам России, а также иностранцам, которые хотят узнать великий и могучий русский язык, живой язык, тот, на которым излагает свои мысли наш русский народ; тем, которые хотят понять нас, как народ, узнать нас поближе.
Я не ожидала, что произведение настолько меня впечатлит и потрясёт, но в моей душе сейчас буря эмоций. На мой взгляд, эта поэма гениальна. В школьные годы я так и не успела её дочитать, но даже рада, что прочла именно во взрослом возрасте. И как же больно было читать о страданиях русского народа! Поражаюсь, через сколько бед прошли крестьяне, сколько боли, жестокости, несправедливости вытерпели. Как только не сломались! Невероятные судьбы сильных духом людей описаны в поэме Некрасова.
Я искренне восхищаюсь этой сильной, смелой женщиной, которая выдержала все испытания. Теперь, когда кто-либо спросит меня о любимой литературной героине, я несомненно назову именно её. После прочтения поэмы я уже не могу восхищаться как раньше милыми девушками из дворянского общества, единственная трудность которых — неразделённая любовь. Да, они хороши собой, воспитаны, умеют музицировать и знают иностранные языки, но в то же время. блеклые? Не сравнятся они с некрасовской героиней, личностью с твёрдым характером.
Поэма, естественно, стала одним из моих любимых произведений русской классики. Сколько же горя вынес народ. Читаешь и радуешься, что родилась в современном мире, когда ты сама в праве решать создавать семью или нет, выбирать работу по душе, строить свою жизнь так, как тебе этого хочется. А поколение Матрёны Тимофеевны всего этого было лишено. Работа в поле, уход за скотиной и по ребёнку в год было её уделом. И мне страшно читать об этом, потому что реальность гораздо ужаснее любого вымысла.
Книга прочитана в рамках игры Назад в прошлое!
Некрасова Н.А.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершинное произведение творчества Н.А. Некрасова. Он долго вынашивал замысел этого произведения, четырнадцать лет работал над текстом поэмы (с 1863 по 1877 год). В критике принято определять жанровую принадлежность произведения как поэма-эпопея. Произведение это не закончено, однако, несмотря на сюжетную незавершенность, в ней воплощено глубокое социальное значение. Поэма состоит из четырех глав, объединенных сюжетом о том, как мужики поспорили: кто на Руси счастлив. Среди возможных вариантов поиска счастливых были такие: помещик, чиновник, поп, купец, боярин, министр и сам царь. Однако от встречи с некоторыми категориями «счастливцев» мужики отказались, так как на самом деле их (как и автора) интересовал вопрос о народном счастье. Расположение последних трех частей тоже в распоряжениях автора осталось не до конца проясненным.
Сюжет поэмы выдержан в форме путешествия. Подобное построение помогает включать различные картины. Уже в Прологе звучит тонкая ирония писателя по поводу российской действительности, выраженная в «говорящих» названиях деревень («Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож»).
Сочиненная юным поэтом песня «Русь» есть подлинный призыв к революционному переустройству мира: «Рать подымается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!» Таким образом, Н.А. Некрасов как поэт-гражданин убедительно показывает, что счастье состоит в служении другим людям, в борьбе за народное дело. «Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!» — восклицает герой. В образе Г. Добросклонова Н.А. Некрасов воплотил собирательный образ революционера, молодого человека, способного посвятить жизнь борьбе за светлое будущее России.
Некрасов Николай Алексеевич [28.11(10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области, — 27.12.1877 (8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный деятель.
Леони́д Алексе́евич Фила́тов (24 декабря 1946, Казань, РСФСР, СССР — 26 октября 2003, Москва, Россия) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, поэт, писатель, публицист, телеведущий, Народный артист России (1996)
Аудиокниги скачать бесплатно. Аудио книги онлайн без регистрации бесплатно.
Скачать аудиокниги бесплатно
Все аудиокниги на Bibe.ru можно скачать бесплатно
Аудиокниги в электронной библиотеке Bibe.ru – бесплатны. Вы имеете уникальную возможность скачать книги бесплатно, и при этом совершенно легально. Все тексты книг озвучены дикторами, специально для этого сайта.
Ответы на частые вопросы
Ответы на вопросы по сайту + пятиминутное видео о том, как скачать аудиокниги бесплатно и без регистрации. Решение проблем при распаковке архивов с книгами, проигрыванием mp3 файлов. Более 10 популярных вопросов и ответов о скачивании аудиокниг с онлайн библиотеки Bibe.ru без регистрации и смс.
Хотели бы Вы озвучить книгу для сайта?
Вам нравится скачивать аудиокниги с сайта бесплатно? А хотели бы Вы озвучить какую-то книгу, чтобы посетители сайта могли и Ваши озвучки аудио книг тоже скачать бесплатно?
Вы автор книги? Позвольте скачать Вашу книгу бесплатно.
Если Вы являетесь обладателем авторских прав на какой-то интересный рассказ, роман или целую книгу, можно опубликовать бесплатную аудио-версию Вашей книги в электронной библиотеке Bibe.ru. Все желающие смогли бы эту аудиокнигу скачать бесплатно и без регистрации с сайта Bibe.ru. Так же о Вашей новой бесплатной аудиокниге будет рассказано более чем 300 тысячам подписчиков рассылки уведомлений о новых бесплатных аудиокнигах этого сайта.
Поиск аудиокниги на сайте
Семеро простых мужиков, недавних крепостных, сошлись случайно на дороге и заспорили они о том, кому же на Руси жить вольготно-весело. И так их одолел этот вопрос, что решили они оставить свои дома, жен и детей, не работать, не гулять, пока не узнают, кому же на Руси-матушке живется хорошо. Спасенный птенчик открывает мужикам тайну, где найти скатерть-самобранку и уже ничто не мешает спорщикам отправиться в путешествие по Руси в поисках настоящего счастливого человека.
На пути мужиков первым претендентом на счастливую жизнь становится поп. Но упитанный и краснощекий поп убеждает мужиков, что счастье заключается в чести, богатстве и покое, но ничего этого у бедного попа нет. Всю жизнь ему приходится смотреть на умирающих, принимать медные пятаки крестьян. Одна радость была от помещиков, которые и подавали хорошо, и свадьбы играли широко. Но рассеялись они по Руси, по чужеземным странам. И приходится бедным попам довольствоваться крохами крестьянскими и терпеть непристойные шуточки со стороны простого люда.
Оставив попа, мужики отправляются на ярмарку в Кузьминское, среди веселого народа поискать счастливца. На ярмарке встречается им народ разношерстный. Здесь и добренький пьяный дед, и офени, покупающие книги не Гоголя и Белинского, а ненужных толстых генералов. Здесь же они наблюдают повальное пьянство и драки. На выходе из города встречается им Павлуша Веретенников, который любит простых мужиков, но отчитывает их за постоянное пьянство. Но Яким Нагой красочно, от души, правдиво показывает жизнь простого крестьянина и подводит к тому, что пропадать — в любом случае, а пьянство хотя бы дает возможность забыться. Тяжела жизнь простого мужика, а прекращение пьянства наведет на Русь вечную печаль.
Чтобы найти счастливого человека, предлагают наши странники водочки и вина тому, кто докажет, что живет счастливо. И тут больные, нищие, солдаты, крестьяне, старые и молодые начали доказывать, что нет счастливее его. Солдат счастлив тем, что ни в двадцати сражениях, ни в казарме, ни в болезнях не умер. Хромой счастие свое видит в благородной болезни. Нищая бабка счастлива тем, что репа уродила в этом году. Каменщик радуется своей молодости и силе. Охотник на медведей хоть и крив на одну сторону, но счастлив, что медведица его до смерти не порвала. «Оборванные нищие, Послышав запах пенного, И те пришли доказывать, Как счастливы они»
Рассказали мужикам-странникам про Ермилу Гирина, который был и уважаемым, и почетом пользовался, и помогали ему все крестьяне и верили. Но после крестьянского бунта поместили Ермилу в острог. И если бы не такой конец его судьбы, можно было бы честного Ермилу считать счастливым человеком.
Наконец встретился спорщикам помещик – шестидесятилетний румяный Гаврила Оболт-Оболдуев. Конечно, тяжело живется помещику после введения новых порядков и отмены крепостного права. Нарисовал помещик идиллию жизни, которую разрушили отменой крепостничества. Нет теперь той охоты по лесам, нет теперь того покорного мужика, нет теперь возможности править строго, но ласково.
Не найдя счастливого среди мужиков, отправились странники со своей скатертью-самобранкой к бабам и нашли Матрену Тимофеевну Корчагину. И хотя работает она славно, почет имеет, деньги и доброе отношение, нет в ее судьбе счастья. Долгая ее история полна печали и скорби. Начиная от времени, когда муж забрал ее в семью бранную, как погиб ее сын-первенец младенцем, как голод она переживала и кормить семью стала. Нет, среди баб счастливых искать нет смысла.
Сколько придётся пройти мужикам, сколько историй выслушать. Где найдут они счастливого человека, и чем закончится их путешествие, можно узнать, прослушав аудиокнигу «Кому на Руси жить хорошо». Великолепная, профессиональная работа Александра Синицы, который озвучил книгу, позволяет в полной мере оценить легкую речь Некрасова. При этом глубина образов, острота сюжетов дополняется не только великолепной озвучкой Александра Синицы, но и уместным музыкальным сопровождением.
Получить пароль для открытия архивов со всеми аудиокнигами с сайта Bibe.ru можно бесплатно, подписавшись на рассылку уведомлений о новых книгах тут
Продолжительность аудиокниги: 5,5 часов
Аудиокнигу озвучил: Александр Синица
Поддержите создание новых бесплатных аудиокниг чтецом озвучившим эту аудиокнигу. 100% денег полученных от слушателей до конца февраля 2021 года пойдет диктору, проделавшему огромный труд, и озвучившему эту аудиокнигу – Александру Синицу.
Кому на Руси жить хорошо. Крестьянка (из 3 части)
Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Пролог
Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 1 До замужества
Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 2 Песни
Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 3 Савелий, богатырь святорусский
Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 4 Дёмушка
Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 5 Волчица
Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 6 Трудный год
Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 7 Губернаторша
Слушать онлайн Кому на Руси жить хорошо Крестьянка Глава 8 Бабья притча
Кому на Руси жить хорошо
Часть первая
Пролог
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие —
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою —
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале – то скорей.
Идут – перекоряются!
Кричат – не образумятся!
А времечко не ждет.
За спором не заметили,
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли – куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: «Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти. »
Спросила, засмеялася,
Хлестнула, ведьма, мерина
И укатила вскачь…
«Куда. » – переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, молчат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звезды частые
В высоких небесах,
Всплыл месяц, тени черные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени черные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать – обнять!
На лес, на путь-дороженьку
Глядел, молчал Пахом,
Глядел – умом раскидывал
И молвил наконец:
«Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Верст тридцать отошли!
Домой теперь ворочаться —
Устали – не дойдем,
Присядем, – делать нечего.
До солнца отдохнем. »
Свалив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики.
Зажгли костер, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав.
Приспела скоро водочка.
Приспела и закусочка —
Пируют мужички!
Косушки [1] по три выпили,
Поели – и заспорили
Опять: кому жить весело,
Вольготно на Руси?
Роман кричит: помещику,
Демьян кричит: чиновнику,
Лука кричит: попу;
Купчине толстопузому, —
Кричат братаны Губины,
Иван и Митродор;
Пахом кричит: светлейшему
Вельможному боярину,
Министру государеву,
А Пров кричит: царю!
Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Немудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…
Гляди – уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего, —
И всяк свое кричит!
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
Царю! – направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими
И гадами ползущими, —
И стон, и рев, и гул!
Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрепанный,
И наутек пошел!
За ним галчата малые
Вверху березы подняли
Противный, резкий писк.
А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал;
Щебечет, плачет пеночка,
Где птенчик? – не найдет!
Потом кукушка старая
Проснулась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да всякий раз сбивалася
И начинала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом —
Не будешь куковать! [2]
Слетелися семь филинов,
Любуются побоищем
С семи больших дерев,
Хохочут, полуночники!
А их глазищи желтые
Горят, как воску ярого
Четырнадцать свечей!
И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит и черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Людские голоса —
Пришла к костру, уставила
Глаза на мужиков,
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!
Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые.
Кричат ребята буйные,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка —
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит!
Сова – замоскворецкая
Княгиня – тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шарахаясь то о землю,
То о кусты крылом…
Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам,
Послушала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймет!»
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили —
О чем они шумят…
Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Крестьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умылись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.
Поймал его Пахомушка,
Поднес к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востер!
Дыхну – с ладони скатишься,
Чихну – в огонь укатишься,
Щелкну – мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотрим, поразведаем,
Поспросим – и дознаемся:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?»
«Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день, —
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» —
Сказал угрюмый Пров.
«Да по ведру бы водочки», —
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
«Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку», —
Шутили мужики.
«А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску».
«А вечером по чайничку
Горячего чайку…»
Пока они гуторили,
Вилась, кружилась пеночка
Над ними: все прослушала
И села у костра.
Чивикнула, подпрыгнула
И человечьим голосом
Пахому говорит:
«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой».
– А что ты дашь? —
«Дам хлебушка
По полупуду в день,
Дам водки по ведерочку,
Поутру дам огурчиков,
А в полдень квасу кислого,
А вечером чайку!»
– А где, пичуга малая, —
Спросили братья Губины, —
Найдешь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? —
«Найти – найдете сами вы.
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти».
– Скажи! —
«Идите по лесу,
Против столба тридцатого
Прямехонько версту:
Придете на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две старые сосны,
Под этими под соснами
Закопана коробочка.
Добудьте вы ее, —
Коробка та волшебная:
В ней скатерть самобраная,
Когда ни пожелаете,
Накормит, напоит!
Тихонько только молвите:
«Эй! скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь – пустите птенчика!»
– Постой! мы люди бедные,
Идем в дорогу дальную, —
Ответил ей Пахом. —
Ты, вижу, птица мудрая,
Уважь – одежу старую
На нас заворожи!
– Чтоб армяки мужицкие
Носились, не сносилися! —
Потребовал Роман.
– Чтоб липовые лапотки
Служили, не разбилися, —
Потребовал Демьян.
– Чтоб вошь, блоха паскудная
В рубахах не плодилася, —
Потребовал Лука.
– Не прели бы онученьки… —
Потребовали Губины…
А птичка им в ответ:
«Все скатерть самобраная
Чинить, стирать, просушивать
Вам будет… Ну, пусти. »
Раскрыв ладонь широкую,
Пахом птенца пустил.
Пустил – и птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
Направился к дуплу.
За ним взвилася пеночка
И на лету прибавила:
«Смотрите, чур, одно!
Съестного сколько вынесет
Утроба – то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!»
И улетела пеночка
С своим родимым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! – Молчком идут
Прямехонько, вернехонько
По лесу по дремучему,
Считают каждый шаг.
И как версту отмеряли,
Увидели поляночку —
Стоят на той поляночке
Две старые сосны…
Крестьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли – и нашли
Ту скатерть самобраную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
Глядь – скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка
И спрятались опять.
«А что же нет огурчиков?»
«Что нет чайку горячего?»
«Что нет кваску холодного?»
Все появилось вдруг…
Крестьяне распоясались,
У скатерти уселися.
Пошел тут пир горой!
На радости целуются,
Друг дружке обещаются
Вперед не драться зря,
А с толком дело спорное
По разуму, по-божески,
На чести повести —
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…