нежелательные навыки и привычки у собак

Нежелательные навыки и привычки у собак

нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть фото нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть картинку нежелательные навыки и привычки у собак. Картинка про нежелательные навыки и привычки у собак. Фото нежелательные навыки и привычки у собак

Важно понимать, что привычка у собаки формируется практически моментально, так как ее мозг из осознанного состояния очень быстро переводит ее в бессознательное действие. В отличии от людей, домашние животные не могут переосмысливать свои привычки, но могут отслеживать вашу реакцию на их действия. И менять их под силой внешних факторов.

ВЫРАБАТЫВАЕМ СИСТЕМУ:
Для начала закрываем базовые потребности собаки такие, как длительный выгул с физической нагрузкой (обязательна игра с хозяином), правильное питание (соответсвующее биологическим потребностям вашего хищника), снабжаем питомца рогами / костями / игрушками (чтобы ему было чем занять свою челюсть), даем возможность комфортно отдыхать и вылизывать себя. Да, да, вылизывание относится к базовым потребностям собак =).

Для собак с высоким и средним уровнем энергии выгул, а точнее физическая усталость после продолжительного выгула и игры с другими собаками, является важным фактором психологического здоровья. И это тоже напрямую влияет на всю систему и соответсвенно на проявление привычек. Уставшая физически собака с меньшей охотой будет лаять на прохожих, так как свою энергию уже оставила на площадке для собак.

У собаки всегда должно быть с избытком разнообразных игрушек из не токсичных безопасных материалов, оленьих / козьих / буйволиных рогов, чтобы закрыть потребность грызть.

нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть фото нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть картинку нежелательные навыки и привычки у собак. Картинка про нежелательные навыки и привычки у собак. Фото нежелательные навыки и привычки у собак

ЕСЛИ СОБАКА ЧТО-ТО ПРОСИТ:
Всегда очень легко понять, чего не хватает вашему питомцу. Обычно это самые тривиальные три потребности:
1. в туалет / на улицу
2. кушать
3. играться (не хватает активности)

Активность собаки желательно заполнять интерактивом с собой: кидать палку, мяч, перетягивать канат, бегать в догонялки. Для них игра это появление дружбы, очень важного фактора послушания.

нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть фото нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть картинку нежелательные навыки и привычки у собак. Картинка про нежелательные навыки и привычки у собак. Фото нежелательные навыки и привычки у собак

нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть фото нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть картинку нежелательные навыки и привычки у собак. Картинка про нежелательные навыки и привычки у собак. Фото нежелательные навыки и привычки у собак

Во-первых, хозяину придется выработать систему (режим), которая, скорее всего повлечет за собой изменение привычек самого человека, а так же быть терпеливым.

Во-вторых, закрыть базовые потребности собаки, которые стабилизируют ее психоэмоциональное состояние и позитивно сказываются на адекватном восприятии информации/команд, а так же предрасположат ее к человеку. Ведь быть в социуме для собак тоже является одной из важных потребностей после базовых.

В-третьих, выстроить новые привычки, которые вытеснят старые, нежелательные. Так собака «перезапишет» новые модели и сценарии поведения. Зная как формируется каждая привычка, вы сможете не только присечь нежелательную, но и выработать новую.

Источник

Черный список методов обращения с собакой

Черный список методов дрессировки, коррекции поведения и обращения с собаками. Как не совершить ошибок в обучении и решении проблем поведения собаки? Чем руководствоваться в выборе специалистов?

Обучение и содержание собак часто строятся на мифах и заблуждениях — о происхождении, социальной сущности, породных особенностях и прочем. Иногда это происходит от недостатка информации, иногда намеренно. Проблема в том, что многие советы, основанные на этих мифах, ведут к серьезным негативным последствиям: разрушают отношения, причиняют вред физическому и ментальному здоровью собаки и даже убивают.

Черный список

Причинение боли

Люди любят наказывать. У нас есть множество способов наказаний, а чтобы пользоваться ими было психологически комфортно, в наших культурах есть различные инструменты, например, «свобода воли», демонизация врага и т.д.. Люди нередко считают наказание хорошим способом обучения, а одним из наиболее эффективных видов наказания — физические, причиняющие боль.

Наказание как вид обучения животных используется в оперантном обуславливании — виде обучения, который был открыт и изучался в прошлом веке психологами-бихевиористами. Позднее сами бихевиористы признали наказания (любые стимулы, причиняющие вред и вызывающие желание их избегать — аверсивные стимулы) неэффективным методом обучения.

Эпоха бихевиоризма закончилась, взгляд на собак и методы их обучения значительно расширились [1]. Было показано, что наказания не только не эффективны, но разрушают отношения с собакой и могут приводить к серьезным проблемам — физическим и психологическим травмам [2].

Однако физические наказания до сих пор используются незнающими владельцами и особенно тренерами из устаревших школ для собак. Использование наказаний часто оправдывается мифом о попытках собаки доминировать над людьми [3, 4, 5] и происходит в таких формах:

Побои (в том числе с помощью поводка, газеты, рукой), шлепки, щипания и т.п.

Конечно, не все сторонники физических наказаний доходят до крайностей. Кто-то считает, что физические наказания должны быть минимально болезненными и очень ловкими. Но здесь упускается из виду несколько моментов:

Строгие ошейники (ошейник с шипами), электрошоковые ошейники, ошейники-удавки, корректирующие шлейки и т.п.

Рывки за поводок

Рывки за поводок не просто бесполезны, они еще и очень вредны для здоровья собаки. В своем исследовании шведский зоопсихолог Андерс Халлгрен обнаружил, что у многих собак, которых пытались учить рывками за поводок, существуют проблемы с позвоночником. Эти проблемы, вызывая боль, в свою очередь, приводят к проблемам поведения — в том числе повышенной раздражительности, агрессии [10].

Запугивание и другие аверсивные стимулы

Аверсивные стимулы — это все то, что вызывает неприязнь, желание избегать эти стимулы. Это не обязательно боль, но так же все то, что пугает, раздражает, отторгает.

нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть фото нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть картинку нежелательные навыки и привычки у собак. Картинка про нежелательные навыки и привычки у собак. Фото нежелательные навыки и привычки у собакОшейники «антилай», кольца Фишера, камни в банке и другие средства так называемого анонимного наказания

Нужно помнить, что безболезненные наказания могут быть не столь безобидными, каковыми их представляют сторонники. Это наглядно показал эксперимент одного из основоположников бихевиоризма Джона Уотсона. В эксперименте в комнату с маленьким мальчиком Альбертом поместили белую лабораторную крысу. В момент, когда мальчик потянулся к крысе, экспериментатор ударил молотком в подвешенный лист железа. Мальчик заплакал. После нескольких повторений мальчик начинал плакать и показывать другие симптомы страха не только при виде белой крысы, но и в присутсвии небелого кролика, собаки, шубы и даже Уотсона в маске Санта Клауса с ватной бородой [1]. Такое обобщение (или генерализация) случается и у собак. Оно может приводить к сужению репертуара поведения, подавлению инициатив собаки, снижению самостоятельности и способности принимать решения. Собака становится беспомощной, пугливой, и поэтому быстрее прибегает к агрессии.

Трепка за шею, хватание за морду, пристальный взгляд в глаза, альфа-бросок (или альфа-переворот) и т.п.

И хотя представления об отношениях в волчьей стае были коренным образом пересмотрены, а теория доминирования собак была признана совершенно не состоятельной [3, 4, 5] советы по «понижению ранга» собак раздают до сих пор. Эти советы в лучшем случае глупые, бессмысленные и бездейственные, в худшем — опасные. Так, например, трепка за шею, выдаваемая за имитацию поведения волчицы в отношении непослушных щенков, на самом деле используется при убийстве жертвы. Такое поведение может вселить в собаку страх смерти и вызвать естественную для такого случая реакцию — агрессию.

Использование наказаний — это глупая и ничем не оправданная мера. Но попытка имитировать наказания других животных — вдвое большая глупость. Во-первых, потому что мы очень мало знаем о поведении животных (как ни удивительно, волки и собаки в их числе). Во-вторых, даже обладая полными знаниями о коммуникации животных, мы не могли бы ими полноценно пользоваться в силу разницы наших тел. В-третьих, мы почти ничего не знаем о «наказаниях» у животных кроме человека и, вероятно, ничего и не узнаем, если будем смотреть на это скозь призму человеческих культур (с понятиями вины, мести, свободы воли и т.д.). Попытка наказывать «по-волчьи» или «по-собачьи» — это перевоплощение хозяина в убийцу, который кричит на варварском языке.

Изоляция, депривация

Методы обучения, использующие игнорирование, изоляцию, голод, лишение ментальной стимуляции и другие виды депривации, тоже имеют несколько точек опоры: открытия в области оперантного (инструментального) обуславливания (кондиционирования), теорию доминирования и, как обычно, проекции из опыта наказаний людей.

В бихевиористкой психологии обучения наказание снижает вероятность повторения поведения, которое наказывается. Наказание бывает двух видов — положительным (когда «прибавляют» аверсивные стимулы) и отрицательным (когда «отнимают» награждающие стимулы). Положительные наказания и их последствия мы уже разобрали — это побои, электрошоковые ошейники и тому подобное. В отрицательном наказании нежелательное поведение наказывается лишением чего-то приятного (награждающего стимула). Например, чтобы отучить собаку рычать на хозяина, когда та грызет кость, предлагалось использовать отрицательное наказание — отнимать кость. Конечно, это не научит собаку не рычать во время лакомства косточкой, а кроме того, может быть опасно. Проще научить собаку обменивать что-то вкусное на что-то более вкусное, научить доверять хозяину (для этого достаточно просто быть хорошим хозяином!), чтобы забрать что-то опасное в экстренном случае, и, конечно, помнить о естественном праве собаки на личное пространство и личный кусок.

Бихевиористская картина слишком узка и не учитывает внутренние состояния животного (эмоции, чувства, представления, желания), а также врожденные виды поведения животных. Сегодня на поведение животных смотрят с другого ракурса, и картина получается гораздо более завершенной и красочной. Если собака перевозбудилась во время игры с мячом и начинает прикусывать руки, можно забрать мяч, отвернуться и уйти. В бихевиористкой трактове это пример успешного отрицательного наказания. В современной — межвидовая коммуникация, плюс учет стресса. Но если отрицательное наказание работает далеко не всегда (потому что не обращается к причинам поведения, а работает только с внешними проявлениями этих причин), то современный взгляд на собаку дает гораздо более практичные решения.

Второй момент из оперантного обуславливания, который привел к появлению глупых и жестоких методов «воспитания собак» через лишения, это явление удовлетворения/депривации. Если животное удовлетворило свои аппетиты до какого-то стимула (например, лакомства), то его эффективность положительного подкреплении (когда поведение закрепляют «прибавлением» приятного стимула) поведения падает. Поэтому, говорили бихевиористы, чтобы повысить эффективность подкрепления лакомством, нужно, чтобы животное испытывало голод.

Как обычно, этот взгляд совершенно не учитывает стресс и тот факт, что животное в стрессе не может учиться. Его главной мотивацией будет насыщение, а не поиск решения той задачи, которую ставит перед ним человек. В лучшем случае это сделает обучение очень долгим, в худшем — даст большое количество сбоев (которые могут стоить жизни, например, служебным поисковым собакам) или вообще сорвет занятия [11]. Проблему пресыщения легко разрешить разнообразием, когда награды чередуются (например, используется несколько разных видов лакомств), используются «джекпоты» (суперприз за хорошую работу) и т.п. [12].

Другие формы «воспитания» через лишения часто связаны с ошибочной теорией доминирования и попытками «понизить собаку по рангу»

нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть фото нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть картинку нежелательные навыки и привычки у собак. Картинка про нежелательные навыки и привычки у собак. Фото нежелательные навыки и привычки у собакОтбирание еды, игрушек и т.д.

Игнорирование, изоляция (запирание в другую комнату, клетку, привязывание, содержание на цепи, в вольере, за забором без возможности прогулок и т.д.)

Проблемы возникают, когда игнорирование становится продолжительным и/или регулярным и/или используется из ошибочных предположений (как, например, у верующих в стремление собак доминировать). Потребность в регулярном игнорировании говорит о завышенных требованиях к собаке. Скорее всего, такие правила совместной жизни сделают собаку пассивной и совершенно не заинтересованной в общении с хозяином.

Продолжительная изоляция из любых соображений — будь то бред о доминировании, представления о работе служебных или охотничьих собак или просто соображения «удобства» для человека — является недопустимой, потому что лишает собаку важнейшего ресурса — общения с другими. Собаки — высокосоциальные существа, эволюция которых запрограммировала в них способность (и потребность) жить в больших и изменяющихся группах неродственных животных и даже животных других биологических видов (человека и его домашних животных) [15]. Продолжительная изоляция — сильнейший социальный стрессор, который по действию можно сравнить с одночной камерой — одним из самых страшных наказаний для человека.

Чрезмерные требования и нагрузки

Огромное количество собак проводят всю свою жизнь во сне и скуке. В этом нет ничего хорошего, потому что собаке нужны физические нагрузки и ментальные нагрузки — впечатления, стимуляция органов чувств, игры и т.д. Точно так же отсутствие границ дозволенного в повседневной жизни может дать собаку, которая не умеет идти на компромиссы. Проблемы возникают, когда в борьбе со скукой, недостатком активности или некооперативностью собаке дают чрезмерные нагрузки и/или предъявляют чрезмерные требования.

нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть фото нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть картинку нежелательные навыки и привычки у собак. Картинка про нежелательные навыки и привычки у собак. Фото нежелательные навыки и привычки у собакНагрузки по принципу «хорошая собака — уставшая собака»

Постоянный контроль поведения собаки

Чрезмерный контроль за повдением собаки делает ее пассивной, немотивированной, пугливой и совершенно неспособной к обучению — в том числе тем видам поведения, которые, по мнению контролирующего хозяина, будучи выученными собакой, избавили бы его от необходимости контролировать (порочный круг). Чрезмерный контроль авторитарного хозяина в крайнем случае приводит к выученной беспомощности, когда собака уже не может быть полноценным, функционирующим членом семьи. Она больше похожа не недееспособный овощь из пароварки.

В отличие от кинологии прошлого, сегодня в распоряжении Новой кинологии есть уникальные инструменты, которые дают нам обратную связь, показывают границу допустимого в тренировке, физической активности и в требованиях повседневной жизни. Этими инструментами являются сигналы примирения и малозаметные симптомы стресса [6, 14]. Сигналы примирения показывают внутреннее напряжение собаки. Научившись наблюдать сигналы примирения, можно научиться понимать, что пугает собаку, что ей неприятно, что ей не нравится. Аналогично мелкие признаки стресса показывают, что произошедшее для собаки неприятным (вероятно, когда это происходило, собака показывала сигналы примирения, но на них не отреагировали должным образом). С этими знаниями мы можем точно знать, где границы допустимого в занятиях спортом, тренировке или предъявлении требований.

Манипулирование поведением с помощью хирургических вмешательств, медикаментов, диеты

Эти виды воздействий на поведение плохи тем, что пытаются устранить внешние проявления проблемы, оставляя «нетронутыми» причины поведения. Иногда это делается по-настоящему варварскими методами.

нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть фото нежелательные навыки и привычки у собак. Смотреть картинку нежелательные навыки и привычки у собак. Картинка про нежелательные навыки и привычки у собак. Фото нежелательные навыки и привычки у собакСнижение энергичности собаки с помощью диеты

Но иногда диету используют, чтобы снизить естественную энергичность собаки, которая просто мешает владельцу — возможно, ему лень выгуливать собаку и/или заниматься с ней дома. Это недопустимый метод решения проблем, который основан на лишении собаки естественных, базовых физиологических потребностей. Он может вести к массе проблем в том числе, казалось бы, несвязанных с питанием — подбиранию объедков и другого мусора на прогулке, раздражительности, неспособности концентрироваться и обучаться, а в долгосрочной перспективе — к более серьезным проблемам со здоровьем.

Медикаментозное успокоение собаки

Хирургическое решение проблемы лая

Ветеринар, соглашающийся на хирургическое решение проблемы лая, а тем более инициирующий такое решение, грубо нарушает этический код современного ветеринарного врача.

Что еще?

Этот черный список методов дрессировки и обращения с собаками нельзя назвать полным. Где-нибудь обязательно найдется перверсия, до которой не догадались другие. Тем не менее, здесь приведены основные направления в дрессировке и обращении с собаками, которые необходимо избегать, а также инструменты — например, сигналы примирения и признаки стресса, — которые показывают, подходит ли та или иная тренировка или правило вашей собаке.

Что делать?

Что делать, если вы увидели в этом черном списке самого себя, тренера или ветеринара вашей собаки? Остановитесь! Чем раньше вы прекратите наказания, запугивания и т.д., тем больше шансов на восстановление собаки и решение проблемы современными, ненасильственными, гуманными способами. Мы регулярно получаем письма наших читателей, которые не пожалели денег и ушли от тренеров-мучителей или отказались от насилия в самостоятельном воспитании собаки.

Когда вы остановитесь, наступит время узнать больше о стрессе у собак, сигналах примирения и других темах, которые мы освещаем в своих статьях и книгах. Если вы чувствуете, что не можете решить проблему самостоятельно, можно обратиться к хорошему специалисту — зоопсихологу или тренеру.

Дополнительное чтение

Автор: Ольга Кажарская, издательство Догфренд Паблишерс.

Источник

Коррекция нежелательного поведения собаки или как не нажить себе врага

При содержании и воспитании собаки многие владельцы часто сталкиваются с нежелательным агрессивным поведением собак как по отношению к себе, так и в отношении членов семьи. Проблема эта серьезна и требует понимания действий собаки и способов устранения, на наш взгляд, этого крайне нежелательного поведения. В данной статье рассмотрены основные способы коррекции агрессивного поведения собак и пути решения многих проблем взаимоотношения человека и агрессивной собаки.

Коррекция нежелательного поведения

Агрессивное поведение стаи в отношении ее членов зависит от многих условий, но прежде всего от лидера стаи. Лидер решает, когда начинать атаку на чужака, контролирует иерархическую агрессию – прекращает драки и наказывает задир. Он подает пример поведения и управляет поведением членов стаи. Поэтому стать и быть лидером стаи или хотя бы доминантом по отношению к собаке – верный способ если не исключить, то значительно снизить вероятность агрессивного поведения собаки.

Коррекция иерархического поведения

При любых формах нежелательного агрессивного поведения, независимо от возраста и породы собаки, вы должны выдрессировать ее по какому—либо курсу послушания. И делать это, во избежание всяческих недоразумений, необходимо под руководством инструктора по дрессировке.

Если вы уже дрессировали собаку в ее юном возрасте, необходимо повторить все заново. Дрессировка собаки – лучший способ коррекции иерархических взаимоотношений и повышения управляемости поведением собаки. Одновременно с дрессировкой необходимо внести серьезные изменения и в образ жизни вашей семьи. Как сделать так, чтобы собака перестала быть лидером в семье и доминантом по отношению к ее членам? Это можно сделать по—разному. Как известно, в естественных условиях иерархические отношения устанавливаются и перестраиваются благодаря иерархической агрессии – в результате драк. Но поскольку мы, люди, разумные существа, оставим естественный способ на крайний случай, тем более что он может быть не безопасен, прежде всего, для нас. Обратимся к интеллекту.

Снизить социальный ранг собаки можно путем лишения ее прав лидера и доминанта. Напоминаем, что в семье лидерство собаки проявляется в том, что она:– регламентирует поведение членов семьи, т. е. командует ими;– ведет за собой на прогулках, т. е. тащит на поводке;– занимает самое комфортное место отдыха;– ест первой (все остальные в порядке живой очереди) и только из отдельной миски;– требует постоянного внимания;– всегда побеждает;– может иметь имущество, которым никому не разрешает пользоваться, но при этом пользуется чужим имуществом. В большинстве случаев внутрисемейное агрессивное поведение – это проявление или иерархической, или инструментальной агрессии.

Как уже упоминалось, агрессивное поведение повторяется, если приводит к положительным для собаки последствиям. Докажите ей, что это не так. Одновременно с процессом дрессировки убедите собаку, что жизненные блага, которые она получала раньше просто так или добивалась агрессивным поведением, могут быть доступны только при условии ее подчинения.

Каждый раз, когда вы хотите что-нибудь дать собаке или сделать для нее приятное, или как только собака захочет что-нибудь (поесть, прогуляться, поиграть, приласкаться или просто требует внимания), дайте ей какую-нибудь команду, например «Сидеть!». Команда для собак должна звучать как приказ. Помните, что лидер – вы. Когда собака выполнит команду, похвалите ее и только после паузы дайте ей то, что она хочет, тогда это будет выглядеть как положительное подкрепление подчинению. Если собака отказывается сидеть, отойдите от нее и перестаньте обращать на нее внимание.

Непослушание не должно приводить к положительному результату для собаки. Заставляйте собаку сесть или лечь, прежде чем поставите перед ней миску с кормом, то же она должна делать перед дверью, прежде чем вы вместе отправитесь на прогулку, перед вами, прежде чем вы начнете с ней играть или дадите ей игрушку. Кормите собаку только тогда, когда она подчиняется. Мы не призываем вас перестать ее кормить, а предлагаем лишь рычаги управления собакой. Отсыпьте суточную дозу корма, поставьте туда, где собака не сможет его достать, и скармливайте ей пищу только после выполнения ваших команд. Если она выполнит команду – горсть корма, если нет – подождите, когда проголодается. Так должны вести себя все члены семьи, к которым собака проявляет агрессию.

Помните: тиранов делают рабы, а не рабов тираны! Перестаньте обращать на собаку внимание, перестаньте просто так ласкать ее или играть с ней. Делайте это, только когда сочтете нужным. Ваши действия будут непредсказуемы для собаки. Если она пристает к вам с игрой, сначала посадите или положите ее и лишь после этого уделите ей внимание. Но играя с собакой или лаская ее, не ложитесь и не становитесь на колени – это тоже признак субдоминантности (подчинения).

Старайтесь находиться всегда выше собаки в прямом и переносном смысле этого слова. Не давайте собаке шанса стать победителем! Прекратите с ней все силовые игры. Найдите новые формы игр: прячьтесь и предлагайте собаке найти вас (или членов семьи), разыскивайте предметы и игрушки, займитесь фрисби (игрой с «летающей тарелкой») и т.п. Помните: начинаете и заканчиваете игру вы, а не собака. Прекращайте игру, прежде чем она надоест собаке. Пока щенок мал, не позволяйте ему становиться хозяином игрушек. Пусть каждый член семьи в любое время забирает у него игрушку, а через 10–15 минут снова предлагает ему поиграть с ней. Если щенок рычит, встряхните его за шиворот и отругайте. От взрослой собаки спрячьте все игрушки и доставайте по одной, только когда сочтете это нужным.

Определите место собаки в вашей квартире и положите туда ее подстилку – она не должна спать в «собственном» кресле, на диване, кровати или в спальне. Ваша спальня – это ваше логово, логово лидера. Собака—лидер, спящая в вашем логове, начинает считать себя равной вам. Приобретите клетку и посадите туда своего четвероногого лидера – это один из лучших способов его перевоспитания. Собака в ней должна спать, есть и оставаться там, если вы хотите, чтобы она успокоилась, или напомнить ей, что она собака.

Предположим, что во время обеда вся ваша семья собралась за обеденным столом – большой общественной миской, к которой имеют доступ все, в том числе и собака. Но собака имеет собственную миску, из которой никто не ест, кроме нее. Естественно, пес возомнит о себе невесть что! Необходимо сломать этот стереотип. Вот простые правила, которые могут вам помочь: не допускайте собаку на кухню, никогда не кормите и не подкармливайте ее со стола, не позволяйте собаке находиться на кухне, сначала едят люди, потом собака, во время еды людей собака должна находиться на своем месте или в клетке.

Всегда ведите себя как лидер стаи. Сами определяйте время прогулок и сделайте их немного непредсказуемыми. Пока идет процесс коррекции поведения, гуляйте с собакой только на поводке. Первым проходите в двери, и пусть собака спускается по лестнице позади вас. Вы ведете стаю! Заставляйте собаку идти туда, куда хотите идти вы. Не пренебрегайте всеми этими советами, даже если они кажутся вам мелочами. Такие изменения в жизни собаки постепенно приведут к изменению ее мировоззрения, а это как раз то, что нам нужно.

Если ваша собака готова отстаивать свои интересы с помощью агрессии, она будет драться с ожесточением и после одной битвы не сдастся. Поэтому, пока не произошли серьезные изменения в поведении собаки, избегайте ситуаций, которые могут привести к открытому конфликту. Если она рычит на вас, когда вы сгоняете ее со своей кровати, просто держите дверь в спальню закрытой.

Собаки кусают членов своей стаи не только в результате агрессии. Укусы как одна из форм общения могут быть результатом воспитанной вами формы поведения. Для щенков кусаться очень естественно, тем более во время смены зубов, когда чешутся десны. И многие владельцы и домочадцы не находят ничего плохого в том, что щеночек прихватывает своими слабенькими челюстями руки или ноги, более того, они сами предлагают щенку такие игры. Но, повторяясь, такое поведение становится привычным (как при дрессировке!), и у щенка формируется понятие: хочешь пообщаться или поиграть – иди и кусай. В этой ситуации докажите собаке, что общаться с домочадцами можно только посредством игрушек. Просто играйте с собакой. Если она пытается укусить вас, тут же переориентируйте ее поведение на игрушку. Только так.

Если вы будете последовательны в своих действиях и требовательны к собаке, через некоторое время (очень разное для разных собак) вы станете лидером. Но это не означает, что вы останетесь им навсегда. В естественной среде обитания собачьего племени лидер может постареть, заболеть, пострадать в результате борьбы с врагами. И это ваша собака знает. Поэтому время от времени она будет проверять крепость ваших позиций. Так что будьте начеку!

Способы коррекции поведения

Самый простой способ (им, кстати, пользуются очень многие)– устранение мотивации, т.е. вы просто избегаете конфликтных ситуаций и мирно сосуществуете с собакой. Если собака при манипуляциях с ней ограничивается только сопротивлением или рычанием, будьте тверже и просто заставьте ее подчиниться, но если она в таких ситуациях уже привыкла атаковать, еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения. Во избежание укусов перед какими—либо манипуляциями или в ситуациях, ведущих к конфликту, надевайте на собаку намордник, но прежде научите ее спокойно относиться к нему.

Собака реагирует агрессивно, когда во время прогулки ее пытаются отдернуть от пищевых продуктов, мешают погнаться за кошкой или подраться с чужой собакой

Для того чтобы перевоспитать собаку, приобретите черенок для лопаты и отрежьте от него кусок около 1,5 м. Ближе к одному из его концов просверлите отверстие и с помощью надежного шелкового шнура или металлической проволоки закрепите карабин. У вас получиться твердый поводок, с которым, может быть, гулять и не очень удобно, но зато удобно управлять собакой, оставаясь в целости и сохранности. Если при этом вы замените обычный ошейник, на удавку, то сможете потребовать от собаки большего, например, садиться по команде при появлении собаки или кошки. С помощью такого твердого поводка вы легко удержите на расстоянии агрессивно настроенную собаку. Даже если она и будет кусать черенок, ее зубам ничего не грозит.

Собака сопротивляется при осмотре, расчесывании, стрижке, обработке глаз, ушей, лап и ран

Многие собаки не любят, когда им осматривают глаза, уши или подушечки лап, когда расчесывают, вычесывают колтуны или стригут. Некоторые просто вырываются, убегают и прячутся, другие рычат, а есть и такие, которые кусают. Часто такое же поведение собаки демонстрируют по отношению к ветеринарному врачу. В общем, догадаться нетрудно, почему они это делают. Ветеринарные или гигиенические процедуры часто приводят к болевым или неприятным ощущениям.

Сначала нужно научить собаку терпеливо относиться к тому, что вы просто касаетесь (не более того) ее частей тела. Если вы докажете ей, что это важно прежде всего для нее (!), полдела будет сделано. Выберите время, когда ваша собака будет в хорошем настроении (многие собаки испытывают такое состояние, после того как отобедали и устроились подремать). Присядьте рядом с собакой и начните ее поглаживать. Говорите ей ласковые слова. Оглаживайте всю поверхность тела. Попробуйте немного повернуть собаку и снова огладить. Касайтесь и тех мест, которые в другой ситуации собака оберегает.

Оглаживая собаку, все чаще возвращайтесь к особо важным для нее местам и все дольше их массируйте. Но не торопитесь! Докажите собаке, что эта процедура – условие получения удовольствия. Если вы на самом деле хотите исправить положение, найдите время для таких упражнений. Собакам очень нравится, когда их гладят, но особенно им нравится внимание со стороны лидера стаи. Это и будет положительным подкреплением контакта вашей ладони с теми местами, которые вам (или врачу) понадобится осмотреть при необходимости.

Некоторые собаки уже через неделю такого «лечения» сами начинают подходить к владельцу и протягивать столь оберегаемую ранее лапу: «Ну, давай, тискай!». Если вы каждый день «утюжили» собаку ладонями, через недельку попробуйте взять в руки щетку. Она должна быть мягкой. И снова – не торопитесь! Оглаживая собаку, время от времени проводите в разных местах щеткой и снова оглаживайте собаку, не забывая во время процедуры ласково разговаривать с ней.

Цель этого мероприятия – доказать собаке, что появление щетки в ваших руках – сигнал к началу неземного блаженства. Пользуясь доверчивостью собаки, с каждым сеансом все дольше и дольше орудуйте щеткой. Точно так же приучают собаку и к расческе. Если во время оглаживания собака попытается встать, не давайте ей этого сделать. Начинайте интенсивно, с некоторым давлением оглаживать ей шею, не позволяя поднять голову (собака—то встает сначала головой). Повторяйте, но уже твердым голосом «Лежать!», а второй рукой почесывайте живот или оглаживайте те места, массаж которых доставляет собаке наибольшее удовольствие. Еще с минуту тискайте собаку и отпустите с какой-нибудь командой. От занятия к занятию постепенно увеличивайте время оглаживания, доказывая собаке, что вы управляете ее поведением.

Некоторые собаки очень не любят тримминговочные столы. Вернее, не столько столы, сколько связанные с ними манипуляции. При виде стола собака думает: «Сейчас схватят, поставят и будут больно расчесывать, стричь и щипать!». Поэтому первая задача владельца «столобоязненной» собаки – разбить этот стереотип. Для этого как можно чаще ставьте собаку на стол и хвалите, гладьте, массируйте, тискайте, подкармливайте и кормите ее. Сделайте стол самым приятным для нее местом. Если вы этого добьетесь, приучите собаку, стоящую на столе, спокойно относиться к щетке и расческе, и уж после этого берите в руки ножницы или машинку. И здесь не торопитесь.

Несколько занятий просто щелкайте ножницами или держите работающую машинку рядом с собакой. Но будьте настойчивы, последовательно и упрямо увеличивайте сеансы и все тщательнее расчесывайте и стригите собаку. Если собака рычит или щелкает зубами, не сдавайтесь – прикрикните на нее, после чего еще немного порасчесывайте и отпустите. Но минут через двадцать повторите процедуру.

Естественно, для собак главная задача – остаться живой и здоровой. Если соблюдены эти условия, все остальное приложится. Поэтому когда происходит нечто необычное, надо выяснить, что же это в себе таит. На этой реакции основан метод коррекции поведения с помощью ориентировочного торможения. При этом, как только собака проявит агрессивное поведение, вы или ваш помощник (им может быть член семьи) должны воспроизвести необычный звук: грохот, звук автомобильной сирены, сильный визг, звук выстрела (например, из детского пистолета) и т.п.

Если вы будете последовательны и изобретательны, собака со временем поймет, что ее агрессивное поведение служит сигналом к появлению чего—то необычного, а это нравится очень немногим собакам. Использование отрицательного подкрепления заключается в том, что агрессивное поведение собаки приводит к неприятным для нее последствиям – отрицательным эмоциям, связанным с дискомфортным состоянием, неприятным или болевым ощущениям.

В запущенном случае рекомендуют пользоваться каким—либо дезодорантом, но тогда брызгайте в нос и рот. Что касается болевых ощущений, то молодых и некрупных собак победить нетрудно – их просто нужно приподнять над землей за шиворот на строгом ошейнике или на удавке. Подождите, пока пройдет приступ агрессии, опустите собаку, похвалите и снова воспроизведите ситуацию, которая ранее привела к агрессивной реакции. И так до тех пор, пока агрессия не исчезнет.

Если собака уже вас победила, и вы ее боитесь, если она физически сильнее вас, обратитесь за помощью к инструктору—дрессировщику. Давать заочные советы в такой ситуации просто опасно. В некоторых случаях может быть полезной выработка несовместимого поведения, например, когда собака проявляет агрессию при попытках согнать ее с дивана. При этом подразумевается, что кусать вас и выполнять какую—либо деятельность одновременно невозможно. Отведите собаке определенное место в квартире. Перейдите на 5–6–разовое кормление собаки без увеличения объема пищи и кормите собаку только после того, как она придет и посидит (или полежит) на своем месте. Но для этого необходимо научить ее приходить на свое место и оставаться там.

Собака агрессивна к юным членам семьи

Возможные причины такой агрессии перечислены ниже:

Как правило, дети имеют невысокий социальный ранг в семье и часто находятся ниже собак в иерархической структуре семьи—стаи. Это выражается в том, что собаки ведут себя агрессивно, когда дети приближаются к ним в момент сна, пытаются погладить их или навязать игру. «Ревность» собаки, которая проявляется при попытке ребенка вмешаться в игру взрослых или при игре ребенка с лидером стаи, может быть как результатом иерархической агрессии, так и конкурентной борьбой за внимание (а это достаточно ограниченный ресурс) доминирующего члена стаи.

С точки зрения собаки, маленький ребенок – это щенок и должен вести себя соответственно своей социальной роли – роли ребенка – типичного субдоминанта. Он должен лебезить, слушаться и выказывать всяческое уважение старшим. Однако дети ведут себя с точностью наоборот. И очень часто ребенок воспринимается собакой как нахальное молодое животное, которое следует поставить на место. Подросток же в глазах собаки может представлять реальную опасность в борьбе за высокий иерархический статус или уже незаслуженно обладает им. Почему незаслуженно? Да потому, что физически он слабее собаки и совсем не знает законов стаи.

Выработка инструментальной агрессии возможна в результате бессознательного подкрепления со стороны взрослых членов семьи. Например, при появлении ребенка собака начинает рычать. В связи с этим ее пытаются успокоить лаской, оглаживая или подкармливая при этом. Со временем ребенок становится предвестником положительных последствий для собаки, но при условии агрессивного поведения с ее стороны.

Возможна и другая ситуация. Собака лежит на ковре, а к ней ползет ребенок. Собака зарычала, так, на всякий случай. Родители убирают ребенка, в результате чего у собаки крепнет мнение: хочешь, чтобы тебе не мешали – рычи!

Часто инструментальная агрессия вырабатывается во время силовых игр с ребенком. Контакты с юными членами семьи приводят (или приводили) к неприятным или болевым ощущениям (возможна оборонительная агрессия). Дети часто, сознательно или бессознательно, причиняют собаке боль или неприятные ощущения: тянут за хвост, дергают за шерсть, лапы, тыкают пальцами в глаза, устраивают пиротехнические взрывы или наносят удары.

Подростки могут чрезмерно «наказывать» собаку в процессе ее воспитания или дрессировки. Обычно собака, имеющая печальный опыт общения с ребенком, пытается избежать тесного и продолжительного контакта. При приближении ребенка или при попытках общения собака встает и уходит, пытаясь найти безопасное место. Она может проявить агрессию, если ее не оставляют в покое или отрезают пути к отступлению. Болевые (аверсивные) воздействия на собаку вызывают инстинктивную оборонительную реакцию. Почти как у нас: если мы не можем избавиться от боли, отдергивая руку, то мы отталкиваем источник болевых ощущений.

Здесь имеется в виду опыт общения с детьми. В этом случае ребенок воспринимается как необычное явление, а все необычное легко вызывает как ориентировочное, так и оборонительное поведение. На самом деле, с одной стороны, назойливое, шумное, крикливое и чрезвычайно активное поведение детей может рассматриваться собакой как опасное или, в лучшем случае, как непристойное, а с другой стороны, собака просто может не знать, как себя вести с таким непредсказуемым существом.

Если, воспитывая щенка, ему позволяли во время игр прихватывать человека за края одежды, руки или ноги, со временем это становится обычной нормой его взаимодействия с социальными партнерами и легко воспроизводится во время игр или для привлечения внимания. Однако довольно часто на собаку воздействуют физически (при наказании), чтобы разрешить конфликт. Но если мы будем постоянно шлепать собаку, когда она в чем нибудь провинилась или не подчиняется, мы обучим ее этой форме разрешения конфликта. И тогда ничего удивительного не будет в том, что она сама воспользуется этим способом.

Когда у нас не получается то, чего мы страстно и долгое время добивались, мы, конечно же, не испытываем положительных эмоций. Но нам необходима компенсация. И очень часто мы облегчаем свое состояние, переадресуя свою агрессию (раздражительность, занудство, мелочность, придирчивость и т.п.) по отношению к членам семьи. Точно так же поступает и наша собака. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что рычать на вас и на вашего ребенка – две большие разницы.

В первом случае рискуешь получить по уху, но во втором – успех обеспечен. Возможна конкурентная агрессия за обладание ограниченными ресурсами. Нужных и важных вещей всегда недостает. Поэтому их надо охранять или за них нужно бороться. Кости, игрушки, местечко рядом с хозяином, его ласка и внимание, место в кресле или на диване – все это ограничено в количестве и по площади.

Часто собаки «уважают» право первенства и собственничества. Держишь в руке игрушку – она твоя. Бросил на пол – ничья. Сидишь в кресле – твое кресло. Ушел – общее. Отобрали игрушку – грабеж, значит, надо защищать. Сгоняешь с кресла – а как же право первенства?! Вот и конфликт! Если говорить о внимании, то часто события развиваются по такому сценарию. Вы весело играете с собакой или тискаете ее. В этот момент из соседней комнаты появляется проснувшийся ребенок и требует своей доли внимания. Вы оставляете собаку, может быть, даже отталкиваете ее и начинаете заниматься ребенком. Наверняка у собаки образуется вот такая причинно-следственная связь: появление ребенка означает лишение положительных эмоций. А потребность в положительных ощущениях относится к группе жизненно важных потребностей, их неудовлетворение может привести к смерти. Следовательно, ребенка как причину несчастий надо нейтрализовать. Например, напугать, чтобы он больше здесь не появлялся.

Коррекция поведения

Для этого станьте на какое—то время инструктором—дрессировщиком. Возьмите собаку на поводок, а ребенка за руку и найдите для занятий спокойное место. На первом этапе сами держите собаку на поводке. Она должна находиться слева от ребенка, а вы – слева от собаки и немного сзади. Пусть ребенок подает знакомые собаке команды четким, громким и уверенным голосом. Если она не подчиняется, вы молча, но решительно заставляйте ее выполнять команды ребенка. Желательно не только не говорить никаких слов, но и не смотреть в глаза собаки – вас просто нет. Но ребенок должен не только командовать, но и поощрять собаку. Вы ее заставляете, а ребенок хвалит, оглаживает собаку, говорит ей ласковые слова и дает лакомство. Отработайте, таким образом, все команды послушания.

Когда собака начнет в таких условиях подчиняться ребенку, переходите к следующему этапу. Передайте короткий поводок ребенку, а себе пристегните удлиненный легкий – это может быть веревка. Предоставьте ребенку большую самостоятельность, а сами держитесь в 3–5 м в стороне. Если собака не будет подчиняться, вы должны рвануть за поводок, а если она и после этого не подчинится, быстро и молча приблизьтесь к ней и заставьте выполнить команду.

На третьем этапе вам уже не нужен поводок, просто находитесь невдалеке и в случае необходимости корректируйте поведение собаки. Необходимо то же проделать и в квартире. Если ребенок маленький, то вы как лидер стаи имеете право, во—первых, доказать собаке, что при взаимоотношении с другими членами семьи агрессивное поведение ни в коем случае не допустимо, т. е. вам необходимо скорректировать сложившуюся форму поведения.

Моделируйте ситуации: грубовато играйте с собакой, делайте с ней то, что может сделать ребенок (схватите за ухо, лапу, хвост, за шкуру и т.п.). Но не очень—то сильно терроризируйте ее, особенно в начале занятий. При любых признаках агрессивной реакции применяйте отрицательное подкрепление и снова продолжайте «играть». Если собака ведет себя правильно, обязательно похвалите ее. По отношению к ребенку любые формы агрессивного поведения должны быть «наказуемы». Не оставляйте это без внимания! Как минимум, прикрикните на собаку.

На период коррекции поведения желательно, чтобы она находилась в квартире на коротком поводке и в удавке. Так вы быстро и легко сможете доказать собаке, что она не права. При этом вы не только настойчиво доказываете собаке, что общаться и играть с человеком можно только посредством игрушек и брать в пасть только игрушки, но и тут же прекращаете всяческое взаимодействие при первых признаках агрессивного поведения.

Если ваша собака уже проявляла агрессию к ребенку, никогда не оставляйте их наедине, не позволяйте ей находиться вместе с ребенком без намордника. Надевайте намордник заранее, до появления ребенка в комнате, чтобы у собаки не образовалось причинно-следственной связи: ребенок – надевание намордника. Приобретите клетку и на время своего отсутствия в комнате или квартире помещайте ее туда. Это не только обезопасит вашего ребенка, но и избавит собаку от его назойливых приставаний.

Надеемся, что рекомендации, изложенные в данной статье, помогут вам установить правильный контакт с собакой и решить проблемы ее агрессивного поведения в случае его возникновения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *