неженатый мужчина как называют на руси
Почему их называли морковниками? Тяжелая доля холостяков на Руси
Но не лучше было и положение холостяков, правда у них было немного больше времени — до 25 могли выбирать, но если до 30 не женился, то всё — ты старик. Мужчина, который не обзавелся женой, не считался полноправным членом крестьянского сообщества. К нему никто не относился серьезно, он был в глазах односельчан «малым», даже в зрелом возрасте. Ни в семье, ни на сходе к его голосу не прислушивались.
Бытует мнение, что слово «холостяк» произошло от глагола «холостить», то есть попросту кастрировать, но это не так. «Холостой» — значит коротко остриженный, а «холить» — это стричь, укорачивать. Дело в том, что раньше в 12 лет мальчикам проводили обряд инициации, им остригали волосы. Считалось, что с этого момента они уже могли жениться и создавать свою семью. На деле же мало кто вступал в брак в таком юном возрасте (бывали и запланированные браки, конечно), и в итоге с 12 лет до момента женитьбы мужчина оставался холостяком.
Причина обычно были самые тривиальные — бедность, физические недостатки, мужская немощность, любовь к алкоголю и дурная репутация. Бывали и исключительные случаи, конечно. Например, в обширном труде подьячего Посольского приказа Григория Котошихина находим упоминание о 7-летнем запрете на брак, если первый расторгнут из-за обмана. Оказывается, были случаи, когда мужчине на смотринах показывала одну невесту, а замуж за него выдавали другую (похуже). Тогда он мог возмутиться и доказать обман. Доказал? Имеешь право на развод, но с одним условием: придется ждать семь лет до следующего брака. При таком раскладе мужчина запросто мог упустить свои «лучшие годы» и в итоге ему пришлось бы свататься к старой деве.
Если жениться не вышло либо вышло, но супруга умерла, то мужчину награждали одним из обидных прозвищ.
Каких мужчин на Руси называли «холостыми»?
Происхождение слова «холостой», которым в России издавна называют неженатых мужчин, люди часто объясняют на основе собственных догадок. Например, считают, что слово произошло от глагола «холостить», то есть кастрировать, мол, холостяк на Руси – это такой «пустой», бездетный мужчина, который ни на что не способен. На самом деле это не так, хотя косвенное отношение к этому глаголу слово «холостяк» все же имеет.
Холостяком становились после обряда инициации
На самом деле «холостяк» произошел от глагола «холить», но не в смысле – «ухаживать», а в смысле «стричь», «укорачивать», «отнимать». Этот глагол восходит к древнему индоевропейскому корню skel- или skol-, который означал – «рассекать», «сечь», «резать» и даже «драть». В украинском языке этот глагол стал звучать, как «голить», то есть брить.
Происхождение слова «холостяк» было связано с обрядом инициации, по которому в Древней Руси у отроков, достигших 12-13 лет, коротко стригли волосы. Считалось, что после этого обряда мальчик становился мужчиной и имел право выбирать себе невесту. Вполне естественно, что жениться подростку было рано, и он на какое-то время становился «холостяком» – коротко остриженным неженатым молодым парнем.
Кроме подростков, холостяками на Руси часто называли воинов, участников княжеских дружин, профессиональных наемников, которых мало кто рискнул бы назвать холостым, если бы это слово имело оскорбительный смысл вроде «кастрата».
Однако слово «холостяк» все-таки имеет некоторое отношение к глаголу «холостить», поскольку этот глагол сам произошел от слова «холить», но уже в другом смысле – «укорачивать, отнимать способность» (сравните с украинским словечком «холостати», что значило «лущить толчением» и с белорусским словом «холосцiць»), а в Древней Руси он означал еще и «коротко стричь волосы».
Холостяк прав не имел
Автор Игорь Кон в книге «Мужчина в меняющемся мире», пишет, что на Руси в крестьянской среде неженатый мужчина, не имеющий забот о семье, не принимался всерьез, по сути навечно оставаясь «подростком, лишенным права голоса в семье и на сходе», только половиной человека, поэтому за ним и закрепилось такое подростковое название.
Следует упомянуть, что на Руси ребенок находился под опекой родителей до тех пор, пока не женился или не выходил замуж. До тех пор он оставался бесправным в семье. Возможно именно с этим связано то, что на Руси только 4% людей к 49 годам никогда не бывали в браке.
Русский лингвист Григорий Андреевич Ильинский тоже придерживался теории, что слово холостой произошло от обряда пострижения, но выдвигал теорию, что основой послужило древнеиндийское слово khalatis, что значило «лысый».
Другие гипотезы
Некоторые лингвисты считают, что это слово пришло к нам из европейских языков, например, из греческого, в котором существует слово koros (мальчик), которое тоже, кстати, происходит от глагола стричь (keiro); или даже пришло к нам из латыни, где есть слово sōlus (одинокий) – так, например, считал лингвист Хольгер Педерсен из Дании. Еще одна гипотеза, которую высказывал это ученый, отсылает нас к готскому слову halbs что значило «пол-».
Западные филологи – немецкий языковед-славист Эрих Бернекер и швед Т. Торбьёрнссон считают, что слово «холостяк» произошло от словенского hlástiti, что означало «хлестать», «бить» или от словенского сhlástаt᾽— «стегать».
А поляк Александр Брюкнер считал, что слово «холостяк» – польского происхождения и указывал в качестве источника польские слова cheɫstać – «укрощать, унимать» или осhеɫtас́ – «износить, вытереть».
Разумеется, подобные теории вызывают обоснованное недоверие.
Незамужняя? Или холостая?
В некоторых областях центральной и западной России по аналогии с холостым мужчиной, незамужнюю женщину тоже называли холостой. Сейчас это слово считается устаревшим, однако его довольно активно потребляли еще в начале XX века в художественной литературе советские писатели, например, А. Н Толстой. Ныне это слово употребляется редко, чаще говорят о женщине, что она незамужняя, а иногда к эмансипированным особам применяют слово «холостячка», которое носит слегка пренебрежительный характер.
Источник
«Морковники»: почему на Руси так называли возрастных холостяков?
Если 25-летняя женщина уже считалась старой девой, то рамки мужского брачного возраста были более подвижны. Как пишет этнограф Михаил Рабинович, Соборное уложение 1649 года обязывало выдать девушку до 15 лет. К середине XIX века старыми девами становились после 25, а стариками называли неженатых мужчин за 30. Если парень вовремя не женился, он автоматически попадал в группу тех, кому молодые девушки, скорее всего, откажут, а значит, придется свататься со старыми девами.
При отсутствии очевидных физических недостатков, скрытой причиной затяжной холостяцкой жизни и сватовства к старой деве могли посчитать мужское бессилие. Таких называли «морковниками». Если учесть, что морковь не только на Руси имела эротическую символику мужской силы, то называя парня «морковником» (пирожком с морковной начинкой), имели в виду, что нормальной фертильности мешает «налипшее тесто». Шансов сосватать молодую девку у парня с изъяном, действительным или надуманным окружающими, не было, а вот отчаявшиеся дамы постарше вполне могли клюнуть. Шансы у морковника возрастали, если невеста была «браковкой», то есть имела репутацию бросовой, гулящей, больной.
Обабок
Рассчитывать на молодуху не мог и вдовец, потерявший супругу в зрелом возрасте. Во-первых, его в большей или меньшей степени, но всегда винили в смерти жены. Во-вторых, молодые девушки не спешили взваливать на собственные плечи заботу о хозяйстве и «семерых по лавкам». Засидевшиеся в девках, напротив, были готовы уцепиться за последний шанс, чтобы не стать изгоем общества.
Как отмечает пермский филолог Юлия Зверева, мужчин, тянувших с женитьбой, в том числе и после смерти первой жены, называли обабками (подберезовиками). Каждый грибник знает, что мякоть у старых подберезовиков напоминает губку, которая после разрезания превращается в водянистую и малопригодную в пищу жижу. Такой мужчина-гриб утрачивает ценность в глазах молодых девушек, зато перестарки не брезгуют рассматривать такого кандидата.
Причин длительной заминки в поиске невесты и необходимости свататься к старой деве было предостаточно. Например, в обширном труде подьячего Посольского приказа Григория Котошихина находим упоминание о 7-летнем запрете на брак, если первый расторгнут из-за обмана. Речь идет о случаях, когда жениху на смотринах показывали одну женщину, а выдавали замуж – другую. Если обман удавалось доказать, то разведенным супругам приходилось выжидать 7 лет – срок достаточный, чтобы упустить лучшие годы для замужества.
Редко, но все же встречались примеры, когда своевременной женитьбе мешала служба в армии. Если парень не успевал обзавестись семьей до призыва или во время службы, то возвращался бобылем. Интересно, что в пермских диалектах слово «ратник», кроме значения «военный, ополченец на Руси», имело дополнительную семантику – «солдат запаса». Поэтому неудивительно, что сватающихся к старым девам холостяков в возрасте называли «ратниками». Такой «старый воин» был негоден к «настоящей службе» (читай – супружеской жизни с молодой женой) из-за возраста, но вполне годился для призыва в случае войны (для женитьбы на старой деве).
К слову, ратником называли и мужчин, которые ушли из семьи. И неважно – к молодухе или к женщине постарше. В данном случае супружество рассматривалось как служение, а развод – уход со службы «в запас».
В Большом словаре русских поговорок «подовинником» пренебрежительно называли немолодого холостяка. Было у слова и другое значение – длинное и сухое полено, подходящее для отопления овина. Сравнение вполне логично: подовинник для растопки печи в избе не подходит – быстро сгорит, а жару хорошего не даст. Так и не всякий старый холостяк даст молодой жене требуемого «жару», а вот истосковавшуюся по мужскому вниманию старую деву согреть вполне сможет.
Распространенной причиной холостяцкой жизни была бедность. По традиции молодым полагалось селиться в доме мужа, на которого возлагалась обязанность содержать семью. Если у мужчины «ни кола, ни двора», к нему точно не выстраивалась очередь из молодых девиц. Поэтому бедняк мог посвататься к старой деве, которая обеими руками голосовала за то, чтобы поселить мужичка в доме отца.
В Словаре русских говоров Южного Прикамья таких женихов иронично называли воробьями, намекая, что полноправным хозяином мужчина не станет. Если муж переходил жить в дом жены из-за отсутствия у ее отца сыновей, то его называли дворовик.
источник
Холостяки и вековухи на Руси: Как к ним относились в обществе, и какие права они имели.
Безбрачие в крестьянской среде не приветствовалось. Наличие семьи, как считали в Московском государстве много столетий подряд, — это признак порядочности и зрелости личности. Мнение неженатых мужчин не учитывали ни в семье, ни на сходе. А старым девам нельзя было присутствовать в одном помещении с роженицей и за свадебным столом. Зато незамужних женщин активно задействовали в погребальных обрядах.
В крестьянской среде к безбрачию относились крайне отрицательно. Многие молодые люди торопились вступить в брак, парню это давало влиятельность на сходе, уважение в сообществе. А девушке — защищенность, возможность реализовать главную задачу — рождение и воспитание детей. Мешкать с выбором пары было рискованно. Сельские девушки в 20-23 года считались засидевшимися в девках, их шансы выйти замуж были гораздо меньшими в сравнении с подругами 14-17 лет.
Обязательность вступления в брак диктовалась экономическими условиями сельской жизни. Как отмечает историк права Н.С. Нижник, крестьянское хозяйство могло функционировать полноценно, если в нем принимает участие и мужчина, и женщина. В обязанности хозяйки входило обслуживание членов семьи (шить одежду, кормить), уход за скотом, жатва. Мужские задачи — это заготовка дров, возведение и обслуживание построек, полевые работы. Только так могло сформироваться полноценное хозяйство, способное развиваться и приносить доход.
Брак рассматривался не только как личный институт, но и как хозяйственная сделка. При выборе жениха обращали внимание на престижность его семьи и уровень достатка. При выборе невесты важными критериями были физическое здоровье и трудолюбие, так как молодая хозяйка переходила во двор семьи мужа, где и должна была трудиться под руководством большака и большухи (свекра и свекрови).
Нередко девушки со слабым здоровьем, если семья располагала достатком выше среднего, решались отказаться от замужества. Такой трудный выбор в пользу маргинального положения в обществе объяснялся страхом перед долей молодой снохи, которой предстояло быть в полном подчинении от членов новой семьи.
Для заключения брака взаимная симпатия жениха и невесты была желательной, но не обязательной. Это решение принималось с учетом многих факторов, главенствующим из которых была благосклонность родителей. Церковь не одобряла браки между людьми с большой разницей в возрасте, а также состоящих в родственной связи. Девственность невесты не была обязательным условием для вступления в брак, как пишет историк и правовед Н. Тарусина. Но семье мог быть назначен штраф, если было установлено, что девушка замуж пошла нечиста.
Причины, препятствующие вступлению в брак — это значительные физические изъяны (хромота, уродство), болезненность, глухота. Но нередко случалось, что и привлекательным здоровым людям было сложно найти пару. Так происходило из-за переборчивости, когда девушка отказывала женихам, считая их недостойными. А между тем время играло не в ее пользу, да и потенциальные женихи начинали думать, что попытки посвататься тщетны. И постепенно девушка становилась так называемой перестаркой, жениться на которой было вовсе не престижно.
Также причиной безбрачия крестьяне считали порчу, неправильно проведенный обряд при рождении, слабоумие родителей. Еще одна помеха создать семью — это слухи односельчан о скрытых недостатках (или подозрениях о них).
Мужчина, который не обзавелся женой, не считался полноправным членом крестьянского сообщества. К нему никто не относился серьезно, он был в глазах односельчан «малым», даже в зрелом возрасте после 30 лет. Ни в семье, ни на сходе к его голосу не прислушивались.
Не было зазорным среди односельчан в шутливой форме предположить, почему невесты его обошли вниманием, бесцеремонно перечисляя догадки о физических изъянах.
Многие сельские девушки, не смотря на сложности семейной жизни, предпочитали выйти замуж за парня с недостатками, но без промедлений. Пугала участь заработать репутацию излишне переборчивой невесты, которая тратит драгоценное время впустую. Каждый лишний год, проведенный в девичестве, делал реальнее перспективу стать вековухой (перестаркой, домовухой, браковкой).
Старых дев особо не притесняли в отчем доме, иногда они даже занимали роль большухи в доме, если демонстрировали ловкость и предусмотрительность в хозяйственных делах. Но в случае неурядиц или имущественных споров решение принималось вовсе не в интересах вековух. Их жалобы в суде и на сельском сходе всерьез не воспринимались.
Отношение крестьянского сообщества к старым девам было неоднозначное — их боялись, уважали за сексуальное воздержание и осуждали за противодействие привычному укладу жизни.
Строго воспрещалось старым девам принимать роды, участвовать в свадебных обрядах. Но вековухи были важным элементом других ритуальных действ. Например, наряду с вдовами и пожилыми женщинами старые девы принимали активное участие в ритуале опахивания — суть его в том, чтобы не дать проникнуть в селение опасным для скота инфекционным заболеваниям. Женщины впрягались в соху и проводили борозду вокруг села. Считалось, что это надежная защита от падежа скота. Также вековухи нередко становились знахарками, их помощь была востребована на погребальных обрядах.
«Холостой»: почему русские несемейных записывали в кастраты
Происхождение слова «холостой», которым в России издавна называют неженатых мужчин, люди часто объясняют на основе собственных догадок. Например, считают, что слово произошло от глагола «холостить», то есть кастрировать, мол, холостяк на Руси – это такой «пустой», бездетный мужчина, который ни на что не способен. На самом деле это не так, хотя косвенное отношение к этому глаголу слово «холостяк» все же имеет.
Холостяком становились после обряда инициации
На самом деле «холостяк» произошел от глагола «холить», но не в смысле – «ухаживать», а в смысле «стричь», «укорачивать», «отнимать». Этот глагол восходит к древнему индоевропейскому корню skel- или skol-, который означал – «рассекать», «сечь», «резать» и даже «драть». В украинском языке этот глагол стал звучать, как «голить», то есть брить.
Происхождение слова «холостяк» было связано с обрядом инициации, по которому в Древней Руси у отроков, достигших 12-13 лет, коротко стригли волосы. Считалось, что после этого обряда мальчик становился мужчиной и имел право выбирать себе невесту. Вполне естественно, что жениться подростку было рано, и он на какое-то время становился «холостяком» – коротко остриженным неженатым молодым парнем.
Кроме подростков, холостяками на Руси часто называли воинов, участников княжеских дружин, профессиональных наемников, которых мало кто рискнул бы назвать холостым, если бы это слово имело оскорбительный смысл вроде «кастрата».
Однако слово «холостяк» все-таки имеет некоторое отношение к глаголу «холостить», поскольку этот глагол сам произошел от слова «холить», но уже в другом смысле – «укорачивать, отнимать способность» (сравните с украинским словечком «холостати», что значило «лущить толчением» и с белорусским словом «холосцiць»), а в Древней Руси он означал еще и «коротко стричь волосы».
Холостяк прав не имел
Автор Игорь Кон в книге «Мужчина в меняющемся мире», пишет, что на Руси в крестьянской среде неженатый мужчина, не имеющий забот о семье, не принимался всерьез, по сути навечно оставаясь «подростком, лишенным права голоса в семье и на сходе», только половиной человека, поэтому за ним и закрепилось такое подростковое название.
Следует упомянуть, что в христианской Руси ребенок находился под опекой родителей до тех пор, пока не женился или не выходил замуж. До тех пор он оставался бесправным в семье. Возможно именно с этим связано то, что на Руси только 4% людей к 49 годам никогда не бывали в браке.
Русский лингвист Григорий Андреевич Илььинский тоже придерживался теории, что слово холостой произошло от обряда пострижения, но выдвигал теорию, что основой послужило древнеиндийское слово khalatis, что значило «лысый».
Другие гипотезы
Некоторые лингвисты считают, что это слово пришло к нам из европейских языков, например, из греческого, в котором существует слово koros (мальчик), которое тоже, кстати, происходит от глагола стричь (keiro); или даже пришло к нам из латыни, где есть слово sōlus (одинокий) – так, например, считал лингвист Хольгер Педерсен из Дании. Еще одна гипотеза, которую высказывал это ученый, отсылает нас к готскому слову halbs что значило «пол-».
Западные филологи – немецкий языковед-славист Эрих Бернекер и швед Т. Торбьёрнссон считают, что слово «холостяк» произошло от словенского hlástiti, что означало «хлестать», «бить» или от словенского сhlástаt᾽— «стегать».
А поляк Александр Брюкнер считал, что слово «холостяк» – польского происхождения и указывал в качестве источника польские слова cheɫstać – «укрощать, унимать» или осhеɫtас́ – «износить, вытереть».
Разумеется, подобные теории вызывают обоснованное недоверие.
Незамужняя? Или холостая?
В некоторых областях центральной и западной России по аналогии с холостым мужчиной, незамужнюю женщину тоже называли холостой. Сейчас это слово считается устаревшим, однако его довольно активно потребляли еще в начале XX века в художественной литературе советские писатели, например, А. Н Толстой. Ныне это слово употребляется редко, чаще говорят о женщине, что она незамужняя, а иногда к эмансипированным особам применяют слово «холостячка», которое носит слегка пренебрежительный характер.