николо берлюковский монастырь история создания

История пустыни. Начало

Оглавление

M есто для монастыря выбиралось всегда очень основательно. Подвижники долго ходили по лесам и болотам пока, наконец, не обретали ту спасительную пустынь, где, успокаивалась их душа. Избранность, где была основана обитель, сохранялась за ней навсегда. Именно поэтому люди, приезжая сегодня в разоренные обители, продолжают чувствовать здесь особую благодать.Примерно в IX—X веках территорию современного Богородского района Московской области заселяли славянские племена. Ведомые легендарным вождем Вятко, вятичи поселились в бассейне реки Оки. В «Повести временных лет», — говорится: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозваша вятичи». Продвигаясь с юга, вятичи достигли Московской земли. Река Воря разделила владения двух славянских племен — вятичей и кривичей. Отличительной чертой вятичей было наличие родового строя, сооружение жилищ в недоступных лесах. Религиозные верования: языческие идолы, явления природы, поклонение душам усопших и захоронениям родичей.
С середины XII века начинается большая колонизация этих мест, провидимая великим Киевским князем Юрием Владимировичем Долгоруким, а в особенности его сыном, Святым русским князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, который сам всю Белую Суздальскую Русь городами и селами великими и многолюдными учинил. Люди с большой охотой переезжали в Залесскую землю с Киевской Руси, страдавшей от постоянных набегов кочевников. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширяли дороги, но и построили в Залесье много новых городов и укреплений.

Начиналась эпоха христианизации края, требовавшая не только простых миссионеров–проповедников, а великих мужей, молитвенников, просветителей, ораторов, богословов, которые бы могли словом, делом, но главное личным примером своего жизненного пути обратить заблудших язычников ко Христу. Так большое участие в этом деле приняла Великая Киевская Успенская Печерская Лавра. Обитель преподобных Антония и Феодосия Печерских обладала целым сонмом просветителей и учителей слова Божия: «мнози бо монастыри от князь и от бояр и от богатства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощением, молитвою, бдением». Киево–Печерский монастырь стал центром духовного просвещения и христианской академией для всей Руси.При Святом благоверном князе Андрее Боголюбском на северо–востоке происходило широкое патронирование церкви светскими властями, оказывалась реальная материальная поддержка, шло развернутое строительство храмов и основание обителей.

Обращение вятичей ко Христу происходило на рубеже XI–XII веков трудами преподобного Кукши Печерского Чудотворца и его учеников. Самой актуальной для образованных русских людей того времени была идея особенной избранности Руси, «в последние времена» пришедшей к Богу. Глубокое осознание своей личной ответственности перед Богом влекли православных монахов–миссионеров в области, населенные язычниками (Кукша и Пимен Печерские, преподобный Авраамий Ростовский, святители Леонтий и Исайя, епископы Ростовские и преподобный Герасим Вологодский). Преподобный Кукша был убит ревнителями язычества, но успел посеять среди воинствующих племен вятичей семена веры Христовой.

Источник

История

И стория мужского монастыря Николо-Берлюковская пустынь берет свое начало в XVII веке. Обитель переживала различные периоды, расцвет ее пришелся на конец XIX – начало XX века. На протяжении многих лет монастырь был центром духовной жизни и успешной хозяйственной деятельности, а сложившийся великолепный архитектурный комплекс по праву можно было назвать настоящей “жемчужиной” Подмосковья.
В 1829 г. в обители была чудесным образом обретена икона «Лобзание Христа Спасителя Иудою», ставшая главной святыней Николо-Берлюковской пустыни. На поклонение к ней стекались тысячи паломников, жаждущих исцеления от ран телесных и душевных.

При монастыре действовал подземный Иоанно-Предтеченский скит, в котором по примеру первых христианских подвижников несли свои молитвенные подвиги старцы в кельях, устроенных в природных пещерах.

В 1920 году монастырь был закрыт, а в 1930 году богослужения прекратились в последнем храме, действовавшим уже как приход. Здания были заняты домом инвалидов Красной Армии, в дальнейшем на территории была образована туберкулезная психиатрическая больница.

Положительные перемены для обители наступили лишь в XXI веке. В 2004 году Церкви были переданы храм Христа Спасителя, монастырская колокольня и территория кладбища, где располагался пещерный скит. В стенах обители была возобновлена монашеская жизнь. В 2015 году все здания, ранее занимаемые психиатрической больницей, были переданы Николо-Берлюковской пустыни. В настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы по возвращению монастырскому комплексу его первоначального облика.

Источник

Архивные изыскания

Н иколо-Берлюковский монастырь обладает весьма богатой историей, берущей своей начало из Смутного времени (1605-1613 гг.). Существует правда немало краеведческих изысканий о более древнем происхождении обители, но пока эти известия не нашли конкретного и точного архивного подтверждения. Официально обитель была учреждена в первый год правления Царя Михаила Феодоровича из династии Романовых.

В дореволюционный период вся деятельность обители тщательным образом документировалась, и к началу XX века монастырь обладал весьма обширным архивным фондом.

К счастью, несмотря на изъятие ценностей и дальнейшее закрытие обители в 1920-1930-е годы весь монастырский архив сохранился.

Это великая радость, что мы можем открыть для себя и всех наших соотечественников подлинную историю древней обители Подмосковья, где подвизались и трудились во славу Божию сотни подвижников благочестия. Именно они оставили нам все это документальное богатство, и наша задача не только изучить его, но и донести до большинства современников, рассказать о нем, открыть его, чтобы мы могли молиться за людей, которые вложили всю свою душу в процветание и величие нашей могучей Родины.

Большая часть документов сосредоточена в Центральном историческом архиве (ГБУ ЦГА Москвы), Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО), а также в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ).

Фотографии, литографии, хромолитографии, гравюры, рукописи и другие ценные документы, освещающие историю древней Берлюковской обители, также находятся в Российском государственном историческом архиве (РГВИА), Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева, Государственном историческом музее (ГИМ), Московском государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Коломенское», Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД), Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Ногинском краеведческом музее.

На основе всех этих артефактов можно проследить путь зарождения, становления, процветания Николаевской Берлюковской пустыни, а также познакомиться с архитектурой обители и ее святынями, судьбой насельников и всех, кто жертвовал, строил, созидал, творил ради того, чтобы принести в наш мир частичку Божией красоты.

По благословению настоятеля обители игумена Евмения (Лагутина) с 2004 года руководителем и главным координатором архивно-изыскательной деятельности является Александр Николаевич Панин, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», заместитель председателя Московского областного отделения ИППО, ответственный редактор монастырской историко-краеведческой газеты «Берлюковское слово».

С самого начала возрождения обители, вот уже на протяжении 10 лет, нами ведется кропотливая работа по изучению архивного наследия Николо-Берлюковского монастыря.

Для завершения этого дела потребуется еще не один десяток лет, потому как объемы сохранившихся материалов просто огромны! Причем в большинстве случаев документы не имеют никакой систематизации, что добавляет трудностей в их обработке. К примеру, вместе в одном деле могут лежать документы финансовой отчетности, за ним – прошение о принятии в братию монастыря, а следом – фрагмент церковного журнала, повествующий об особенностях хода богослужения в определенный день года.

Огромное кол-во дел имеют очень расплывчатые названия: «Дело о награждении монахов», «Денежные отчеты», «Воззвания к жертвователям», «Разная переписка», «Бумаги с резолюциями», «Разные постройки», «Бумаги без резолюций», «Черновики описаний разных построек», что весьма затрудняет работу и поиск документов, относящихся к нашему монастырю.

В последнее время нашими архивариусами было найдено множество интереснейших документов, открывающих различные аспекты жизни и деятельности обители, как с внешней, так и с внутренней стороны.

Среди них подробное описание монастырского имущества 1764 года, составленная при строителе монастыря иеромонахе Акиндине. В дальнейшем, во многом опираясь на этот документ, обитель была упразднена в 1770 году в ходе процесса секуляризации церковных земель.

Также найдена полная переписка настоятеля игумена Петра (Орлова) с насельниками монастыря, находящимися на фронтах Первой Мировой войны 1914-1918 гг.

В 2006 году нами уже была издана брошюра с частью этих уникальных писем, теперь в планах Благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» выпуск всего корпуса писем, открывающих мысли и внутренний мир авторов эпистолий – иеромонахов и послушников, служивших в рядах армии Российской Империи. Наши насельники с честью и славой пронесли через всю Великую войну заветы, полученные ими при напутствии отцом Петром (Орловым).

Многие из них были удостоены высших наград Российской Империи, а игумен Серафим (Стрельников) получил орден святой Анны II степени из рук Государя Императора Николая II.

В 2015 году монастырем и благотворительным фондом будут изданы несколько вариантов книг: «Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и «История Николаевской Берлюковской пустыни».

Источник

Возрождение в XIX веке

Оглавление

В 1606 году в этих местах поселяется иеросхимонах Варлаам, к которому постепенно собираются жаждущие безмолвного жития. В 1613 году отцу Варлааму удалось с помощью благотворителей и местных жителей выстроить новый каменный храм. Так началось духовное возрождение этих мест, пострадавших от нашествия поляков и литовцев. Храм во имя святителя Николая Чудотворца стал первым храмом Николаевской Берлюковской пустыни.Самое первое, но, к сожалению неудачное, исторически зафиксированное упоминание о Берлюковских пещерах и попытке устроить там жительство, связано с именем известного подвижника благочестия отца Максима (Погудкина).

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

Николо-Пешношский монастырь

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

Иеромонах Максим (Погудкин)

Отец Максим был насельником Николаевской Берлюковской пустыни с 1806 года по 1811 год. В 1811 году он перешел на жительство в Николо–Пешношский мужской монастырь, где стал настоятелем. Старца Максима отличало глубокое смирение, он стяжал многие благодатные дары от Господа, в том числе и дар прозорливости. Он состоял в переписке с преподобным Львом Оптинским и пользовался глубоким уважением Высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

В его житии сказано, что он

Также встречается описание старца, и его подвижнических трудов и в книге настоятеля Николо-Берлюковского монастыря отца Нила: «В числе подвизавшихся в обители в последние 40 лет было немало почтенных старцев, но в особенности замечателен был старец схимонах Макарий. Он был крепостной человек благородных купцов Куманиных, был женат, имел детей; находился некоторое время дятькою при детях Куманинских, был поваром, и когда овдовел, отпущен на волю (как это водилось когда еще существовало крепостное право), и в 1828 году поступил в Берлюковскую пустынь.

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

Берлюковские пещеры, 2009 год

В 1829 году он был пострижен с именем Афанасия, и до 1841 года был свешником. В 1841 году он пожелал восприять схиму, и был снова назван мирским своим именем – Макарий. В часы свободные об богослужения, он уходил в рощу и тайно от братии там копал пещеру в одной горе, что было, конечно, ему очень не легко (ибо почва железистая, твердая) и выносил землю на руках, не имея необходимых на то орудий. Внутри пещеры вырыт им колодезь…

По благословению настоятеля обители отца Венедикта (Протопопова) монах Афанасий исполнял послушание по сбору денег на строительство храма Христа Спасителя Николаевской Берлюковской пустыни. Это можно объяснить тем фактором, что проживая долгие годы в Москве в семье купцов Куманиных, будущий старец заслужил своим поведением положительную репутацию и, несомненно, был на хорошем счету в этой благочестивой семье. 9 марта 1841 года монах Афанасий был пострижен в схиму с именем Макарий.

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

Казанский храм

Как к нам проехать

Проехать к нам можно от Щёлковского автовокзала на автобусе 321, прямо до ворот монастыря. На автобусе 320 можно доехать до поворота и пройти километр пешком. На машине — по Щёлковскому шосее, после реки Вори, направо.
Координаты 55.928773, 38.232369.

Контактная информация

142431, Московская область, Ногинский район,
д. Авдотьино

Источник

Река времён. Николо-Берлюковский монастырь на Воре

Тысячи лет течёт река Воря, по берегам её в разное время селились люди, происходили разные события. Как быстро бежит вода, ещё быстрее проходит время. Но, как песчинки оседают на дно реки, так и в наших сердцах остаются крупицы памяти…

В селе Авдотьино, на берегу реки Воря, расположена одна из святынь земли русской – Николо-Берлюковская пустынь, мужской монастырь, основанный в 1606 году.

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

Много лет монастырские постройки складывались в архитектурный ансамбль удивительной красоты.

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

Оказалось, что монастырь был известен со времён Иоанна Грозного. Эта обитель знавала разные периоды. Был и рассвет и упадок. Однажды чудесным образом здесь появилась святая чудотворная икона «Лобзание Христа Иудой» и в монастырь началось паломничество. Даже из Богородска (Ногинска) хотели провести трамвайные пути до монастыря. Монастырь становился богатым. Имел свои огороды, животноводческие фермы, большой фруктовый сад. Во время первой мировой войны монахи монастыря собрали средства, на которые купили аэроплан и отправили на фронт. Начиная с первых дней войны, обитель ежедневно отправляла на станцию Щелково подводы с молоком для рабочих, трудившихся для нужд фронта.

Но прошло время, в 1920 году обитель была закрыта, а в 1930 году в келейных корпусах разместился дом инвалидов войны и труда, затем санаторий для туберкулёзных больных. С 1972 года на этой территории появилась психиатрическая больница №16 г. Москвы для больных туберкулёзом с психическими отклонениями. Территорию обнесли высоким забором, вход закрыли.

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

Прошло двадцать лет. В 1992 году при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрирована православная община, храм и колокольня были возвращены верующим. Община добивалась освобождения всей территории. В 2004 году началась реконструкция храма и его восстановление.

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

В 2006 году приход храма был преобразован в мужской монастырь. Обитель отпраздновала своё 400-летие, а на колокольне установили 15-ти метровую золочёную главку.

В апреле 2015 года монастырю возвратили все помещения, занимаемые больницей.

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть фото николо берлюковский монастырь история создания. Смотреть картинку николо берлюковский монастырь история создания. Картинка про николо берлюковский монастырь история создания. Фото николо берлюковский монастырь история создания

Эта аллея возникла не случайно. На протяжении многих лет здесь собирают фотоматериалы, документы, письма и дневники семьи последнего русского императора. Фотовыставки экспонируются во многих городах России.

Вот такое замечательное место находится недалеко от Пушкино. Добраться до Авдотьино можно по «бетонке» в сторону Черноголовки, потом по Щёлковскому шоссе по указателям до Николо-Берлюковского монастыря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *