николо корельский монастырь история

Николо корельский монастырь история

Основателем Николо-Корельского монастыря был монах Евфимий. Согласно старинному преданию, приведенному в «Архан­гельском Патерике» священномучеником Никодимом (Кононо­вым), преподобный Евфимий поселился «на карельском берегу, недалеко от Белого моря, в 1410 г». Откуда пришел он в наши края и где подвизался ранее — неизвестно. В те далекие времена местность, где преподобный Евфимий основал монастырь в честь Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, была дикой, языческой стороной.

Там «жили тогда пять видов финского племени, или, как назы­вали их новгородцы, «корельских детей». Именно поэтому Никольский монастырь, основанный на землях, где жили корелы (в со­временном правописании — карелы), чаще всего называли иначе — Николо-Корельским (или Николо-Карельским). Корелы промышляли охотой и рыболовством. «Какова была вера их, об этом вот что говорит старинная соловецкая повесть: «В древности сии племена были как дикие звери, живущие в пустынях непроходимых.

Они вовсе не хотели ни знать, не разуметь Единого Истинного Бога и от Него посланного Иисуса Христа, но если кто насыщал их чрево, того они поставляли себе богом; если камнем зверя убьют, камень почитают; если палицею поразят ловимое, палицу бо­ готворят». Преподобный Евфимий, как убеждениями, так и примером своей благочестивой жизни, старался отвратить карелов от их ложной языческой веры и наставить в вере истинной, Право­ славной.

В начале своего существования Николо-Корельский монастырь был маленьким и бедным. Он состоял из нескольких келий для братии да деревянного Никольского храма. Среди икон этого храма был образ Святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе, принадлежавший самому святому основателю обители. С незапа­мятных времен Святитель Николай почитался православными людьми, как покровитель мореходов, рыбаков и охотников. Имен но поэтому на Севере особенно чтили Святителя Николая и стро­или много храмов в его честь. Об этом в старину даже была сложена поговорка: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы». Столь большое количество Никольских храмов на Севере свидетельствует о глубокой вере поморов, почитавших “доброго кормчего плавающих посреде пучин, треволнения морского уставляющаго” Святителя Николая Угодника.

Вскоре после основания Никольской обители ее постигло тяжкое испытание. В 1419 году на монастырь напали норвежцы, сожгли церковь и убили несколько монахов. При разгроме монастыря чудесным образом уцелела икона Святителя Николая, сорвав с иконы серебряную ризу, грабители бросили ее в море. Но спустя некоторое время, она была обретена на морском берегу возле монастырского пепелища.

Это ли чудесное событие, глубокая ли вера оставшихся в живых насельников Николо-Корельского монастыря помогли им не отчаяться и не уйти из этих мест- неведомо. Достоверно лишь одно – Бог не оставил своей обители и вскоре она была возрождена. Случилось это благодаря одной женщине которую звали Марфа Борецкая. Чаще ее называют Марфой0Посадницей, хотя она была женой новгородского посадника, Исаака Борецкого, богатой и влиятельной боярыней. Ее судьба легла в основу многих романов и повестей Карамзина, Мордовцева, Балашова. Марфа Борецкая, среди других знаменитых россиян изображена на памятнике “Тысячелетие России”, стоявшем в Новгороде. Надо сказать что рядом историков отрицается причастность к возрожде­нию Николо-Корельского монастыря именно Марфы Борецкой.

И что в сохранившихся документах тех далеких времен гово­рится о другой женщине, тоже боярыне, Марфе Филипповой.

Но пусть даже это и в самом деле так, предание о Марфе-По­саднице, вошедшее в «Архангельский Патерик» архимандрита Никодима, а также в дореволюционный сборник «Православные русские обители», все-таки стало неотъемлемой частью древней истории Никольского монастыря.

Действительно, время не стерло из людской памяти имена сы­новей боярыни Марфы — Антония и Феликса, а также основате­ля Николо-Корельского монастыря, преподобного Евфимия. Бо­лее того — они стали известны всем северянам. И преподобный Евфимий, и праведные Антоний и Феликс Корельские, вошли в сонм святых угодников Божиих Архангельской земли.

Память их совершается 18 апреля по старому стилю (1 мая по новому стилю). Они почитаются, как небесные покровители города Северодвинска, основанного в 30-е годы XX столетия возле полуразрушенного Николо-Корельского монастыря. Поэтому в Воскресенском храме на острове Ягры, расположенном напротив места, где стоял Николо-Корельский монастырь, есть их икона с изображением преподобного Евфимия, стоящего на берегу Бело­ го моря у основанного им монастыря, и праведных Антония и Фе­ликса, плывущих по морю в парусном суденышке. Другая икона, изображающая преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса, находится в Никольской церкви г. Архангельска.

Много славных страниц в истории Архангельской земли связа­но с Николо-Корельской обителью. Его насельники занимались просветительской деятельностью среди жителей Севера. Так, из­вестно, что при Николо-Корельском монастыре существовала церковно-приходская школа. Занимались монахи и обучением неграмотных иноков и послушников из числа братии.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. священномученик Арсений был причислен к лику святых. Таким образом, имя Святителя Арсения навсегда вошло как в историю Николо-Корельского монастыря, так и в сонм святых Архангельской земли.

Никольский монастырь не только гостеприимно принимал ино­странных купцов, но и сам занимался торговлей. Монастырь за­нимался добычей морских раковин-мидий, а также речного жемчуга, торговал рыбой, и солью.

Источник

Православная Жизнь

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

Предполагают, что монастырь был основан в конце XIV или в начале XV веков просветителем корелов преподобным Евфимием, мощи которого были открыты в 1647 году.

В источниках монастырь впервые упомянут в 1419 году, когда обитель была сожжена норвежцами. В 1420 году монастырь пострадал от пожара. Следующие полвека монастырь пребывал в запустении.

В 1471 году в Белом море утонули при невыясненных обстоятельствах Антон и Феликс Борецкие — сыновья Марфы Посадницы. Они были похоронены в Николо-Корельском монастыре, а Марфа повелела заново отстроить монастырь с церковью Святого Николая и дала ему в собственность часть своих владений — луга, солеварни, рыбные промыслы.

Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь.

В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера (её целью было открытие северного пути в Индию) обогнула Кольский полуостров, вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса, где они установили, что эта местность является не Индией, а «Московией»; следующая стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря. Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана.

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России. Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558). В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.

С 1620 года в монастыре начала действовать монастырская тюрьма. В ней содержали политических и религиозных оппонентов существующей власти.

Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664—1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское.

В 1764 году монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса (См. Секуляризационная реформа 1764 года).

Именно в извозе Николо-Корельского монастыря в 1731 отправился учиться в Москву Михайло Ломоносов.

Большевики закрыли монастырь в 1920-х годах.

Первостроители города Северодвинска в 1930-е годы возвели вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое вначале специализировалось на строительстве военных надводных кораблей, а затем уже специализируется и на строительстве и ремонте атомных подводных лодок.

Деревянная стена XVII века была большей частью снесена (кроме небольшого участка с одной башней, перевезённых в Коломенское).

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

Постройки Николо-Корельского монастыря сейчас не только находятся на территории Севмашпредприятия, но и интегрированы в его структуры: в бывших церквях располагаются некоторые подразделения огромного завода.

Несмотря на то, что часть монастырских зданий в 1990-е годы переданы Церкви, православные верующие лишены возможности свободно посещать монастырь, так как предприятие режимное. Первым стал восстанавливаться собор Николая Чудотворца. 7 апреля 2005 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в соборе бывшего Николо-Корельского монастыря была отслужена первая Божественная литургия.

22 августа 2009 года в монастыре совершил всенощное богослужение Патриарх Кирилл.

В декабре 2009 года на Никольском соборе были установлены 5 куполов и крестов. Купола собора были утрачены в 1933 году из-за пожара, предположительно вызванного молнией. Барабаны собора были разрушены в 1936 году. Восстановление велось на средства прихожан.

В настоящее время монастырь действующий. Богослужения совершаются регулярно.

Источник

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Метки текста:

Лизунов П.В. (г.Северодвинск)
Предания и были Николо-Корельского монастыря николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь историяниколо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь историяниколо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь историяниколо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

Аннотация: Статья посвящена легендам и былям Николо–Корельского монастыря: предания об основателе обители старце Евфимии Карельском, сказание о возвращении иконы Святого Николая Чудотворца, о легенда о гибели братьев Антоне и Феликсе, сыновьях Марфы Борецкой, история о самой Марфе Посаднице, наконец, рассказ о судьбе новгородского вечевого колокола.

Ключевые слова: Николо–Корельский монастырь; Марфа Борецкая; Великий Новгород;

Summary: Article is devoted to legends the Nicolo–Korelsky monastery: the legends about the founder of monastery aged man Evfimiya Karelsk, tht legend on return of an icon of Saint Nicholas, the legend of death of brothers Anton and Feliks, Marfa Boretskaya’s sons, the history about Marfa Posadnitsа, at last, the story about destiny of the Novgorod veche bell.

Keywords: Nikolsky Korelsky Monastery; Marfa Boretsky; Veliky Novgorod;

стр. 70 Точная дата основания Николо–Корельского монастыря неизвестна. По преданию, обитель заложил преподобный старец Евфимий (ум. ок. 1435) – просветитель корел. Обитель находилась на левой стороне Никольского устья Северной Двины, у ее впадения в Белое море. В настоящее время часть сохранившихся монастырских построек находятся на территории Северного машиностроительного предприятия г. Северодвинска Архангельской области. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Самое раннее упоминание о монастыре Святого Николая встречается в Двинской и Новгородской летописях. Так, в Двинской летописи под 1419 г. записано: «Пришедше мурманы войною 500 человек с моря в бусах и в шняках, и повоеваша в Варзуге погост Корельской, и в земли Заволоческой погост в Неноксе, и Корельской монастырь святаго Николы, и Онежской погост, Яковлю Курью, Андреановской берег, Кеч остров, Княж остров, Архистратига Михаила монастырь, Цыгломино, Хечимино, три церкви сожгли, а христиан и чернцев всех посекли». [1] Это краткое сообщение в летописях позволяет отнести время возникновения монастыря к концу XIV – началу XV в., поскольку для появления обустроенной монашеской обители, особенно в суровых условиях Крайнего Севера, необходимо как минимум 20–30 лет.

Назван монастырь в честь Николая Чудотворца – покровителя рыбаков и мореходов, особо почитавшегося на Севере. В Подвинье вообще было много церквей и монастырей, названных в честь этого святого: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». По местному преданию, одной из древних святынь Николо–Корельской обители была икона Николы Морского, принесенная в монастырь еще самим Евфимием. В 1419 г. во время набега мурман икона попала в руки грабителей, которые ободрали с нее драгоценный оклад, а сам образ с ликом святого Николы Чудотворца выбросили в море. Согласно легенде, икону вскоре прибило к берегу, где ее подобрали местные жители и вернули обратно в обитель.

Сожженный и разоренный Николо–Корельский монастырь не был заброшен. Возрождение разоренного монастыря и его дальнейшее процветание обязано крупным пожертвованиям. Согласно монастырской хронике, вскоре после набега мурманов сыновья Марфы Борецкой от первого брака Антон и Феликс, осматривая свои поморские вотчины, погибли в Белом море. Тела братьев на двенадцатые сутки были вынесены морем на берег у запустевшего монастыря, где и были погребены. По утверждению монахов, в благодарность Марфа одарила обитель первыми вотчинами, сенокосными лугами, рыбными тонями и солеварнями, принадлежавшими ее первому мужу, боярину Филиппу Григорьевичу. На пожертвования Марфы Борецкой были построены новые (Никольская и Успенская) церкви, часовня над могилой ее сыновей и некоторые хозяйственные постройки. Имена Антона и Феликса были занесены в монастырских святцах в число святых. [2]

Печальная судьба старших сыновей Марфы прочно связала ее с далеким монастырем на берегу Белого моря. По монастырской легенде, вскоре Марфа–Посадница дала Николо–Корельскому монастырю завещательную грамоту для вечного поминовения своих погибших сыновей: «Во имя отца и сына и святого духа. Се яз раба божия Марфа списах рукописание при своем животе. Поставила есми церковь храм святого Николы в Корельском на гробах детей своих Онтона да Филикса. А дала есми в дом святого Николе куплю мужа своего Филипа: на Лявле острове село, да в Конечных два села, и стр. 71 по Малокурьи пожни и рыбные ловища, а по церковной стороне и до Кудми, и вверх по Кудми и до озера, и в Неноксе место за сенником, и дворище и полянка». [3]

Сохранилась и купчая на эти земли первого мужа Марфы – новгородского боярина Филиппа Григорьевича: «Се купи Филип Григорьев у Яковлих детей у Нефедья и Смена Корельской наволок, землю и воду, и пожни, и рыбные ловища и всякие угодья от Тойнокурьи и до Кудмы; и по Кудме вверх землю и воду, и пожни, и бобровые ловища, и всякие угодья и до озера, и озере ловля рыбная; и на Малокурьи землю и воду, и пожни, и рыбную ловлю до Улонимы. А дал Филип две тысячи белки Нефедье и Семену…». [4] [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В отличие от монастырской «официальной» хроники архангелогородский краевед М. Г. Заринский поставил под сомнение связь Марфы Борецкой с Николо–Корельским монастырем. Он полагал, что дарительницей была какая–то другая богатая новгородка по имени Марфа. [5] Но при отсутствии каких–либо документальных источников это предположение основано на еще большем количестве возможных допущений.

Недолго Марфа–Посадница оставалась покровительницей Николо–Корельского монастыря. 14 июля 1471 г. в битве на реке Шелони новгородское ополчение, возглавляемое сыном Марфы, степенным посадником Дмитрием Борецким, было разбито московским войском под начальством князя Даниила Холмского и боярина Федора Стародубского–Пестрого Хромого. Летописец записал: «…мало побившеся побегоша Новгродци, Москвици бьюще и секуще их и пленяюще их вязаху». [6]

Земля Новгородская, по словам летописца, до самого Белого моря была «вся пленена и пожжена». [7] В Заволочье Иван III послал своих воевод Бориса Слепца–Тютчева и Василия Образца Симского. В сражении на Двине, при устье речки Шеленги (Шиленьги), московская рать разгромила войско под командованием последнего служилого новгородского князя Василия Шуйского–Гребенки.

По условиям мира, заключенного 27 июля 1471 г. в селе Коростыни, самостоятельность Новгорода была существенно ограничена. Согласно договору, к Москве была присоединена часть Заволочья (Колмогоры, Ненокса, Уна и пр.), а другая осталась за Новгородом (Емецк, Матигоры, Кур–остров, Чухчелема, Лисичь–остров и др.).

В 1478 г. Новгород был «навеки замирен» и окончательно утратил свои былые права и привилегии. Огромные новгородские земли были присоединены к Москве. Десятки знатных новгородских семей были переселены («испомещены») в области Великого московского княжения как служилые люди. По указу Ивана III Марфа Борецкая в феврале 1478 г. отправлена в Москву, а затем в Нижний Новгород. Там она была пострижена под именем Марии в Зачатейном монастыре, где, вероятно, вскоре и умерла. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Лишившись покровительницы, Николо- Корельский монастырь не утратил своих владений.

Московский великий князь сохранил за обителью все прежние ее земельные угодья.

Монахи показывали якобы прижизненный, но подновленный портрет Марфы Посадницы. Писатель А. Михайлов, посетивший в 1860–х гг. беломорский Север, в своих путевых записках описал портрет Марфы Борецкой, виденный им в Николо–Корельском монастыре: «…это древний, и притом высокой работы, портрет Марфы Посадницы, присланный ею в дар монастырю. К сожалению, он подновлен в последнее время, а потому более или менее уже теряет цену и значение, как древность. Несмотря на то, невольно останавливаешься перед ним, и долго всматриваешься в строгие, мужественные черты лица знаменитой Посадницы. Черные, выразительные глаза ее блестят огнем энергии, а тонкие, красиво очерченные губы обличают в ней женщину характера твердого и воли непреклонной». [11] Однако портрет похож с изображением другой «великой старицы» Марфы – до пострижения Ксении Ивановны Романовой, матери царя Михаила Федоровича. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

С Великим Новгородом связано еще одно предание Николо–Корельского монастыря. О подаренном обители в 1681 г. царем Федором Алексеевичем набатном колоколе, снятом со Спасских ворот Московского Кремля, сложилась красивая легенда, будто бы он был отлит из расплавленного новгородского вечевого колокола. По какой–то причине он не понравился царю Алексею Михайловичу, и тот велел его снять. Колокол имел три надписи. Первая, литая, по верхнему околу: «лета 7182 Июля в 25 день вылит сей колокол в Кремля города Спасских ворот, весу 150 пуд». Вторая, резная, посередине: «7189 года Марта в 1 день по Имянному Великого Государя и Великого Князя Федора Алексеевича всея великая и малая и белая России Самодержца указу, дан сей колокол к морю в Николаевский Корельский монастырь за Государское многолетнее здравие и по Его Государских родителях в вечное поминовение не отъемлено при игумене Арсении». Третья, литая, по нижнему околу надпись гласила, что отлит колокол литейным мастером Моториным.

В колокол звонили во время нашествия врагов или стихийных бедствий. Звон этот назывался «всполохом», или набатом, а колокол – сторожевым, или всполошным. Назывался он также царским. Русские государи после коронации выходили к Спасским воротам, чтобы показаться народу, собиравшемуся на Красной площади. По указу царя Федора Алексеевича колокол в 1681 г. был сослан в Корельский Николаевский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал царя. [12]

Конечно, предания не отражают в полной мере историческую действительность, есть в них значительная доля вымысла. Порой сам сюжет предания оказывается вымышленным. Но нельзя и просто так отказываться от них или сразу же пытаться их опровергать. Как правило, все они порождены в народной среде поэтическими устными рассказами о былом, переходящими из поколения в поколение. Эти сказания вместе с легендарными элементами содержат и зерно истины. Из всех жанров фольклора исторические предания ближе других примыкают к собственно историческим произведениям.

// Рябининские чтения – 2015
Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Источник

Николо-Корельский монастырь в Северодвинске. Фото, история, адрес, режим работы, как добраться

Николо-Корельский православный монастырь находится на охраняемой территории режимного предприятия на севере страны. История обители начинается с 1419 года, а Северодвинск (Молотовск) был основан как рабочий судостроительный поселок в 1936 году.

Местные жители до недавнего времени были уверены, что живут в молодом городе без впечатляющей истории, но они неожиданно для себя выяснили, что их поселение имеет многовековые корни, крепко связанные с историей российского государства.

Николо-Корельский мужской монастырь в Северодвинске сегодня

Производственное объединение «Севмаш» — крупнейший в стране судостроительный комплекс с территорией более 300 га. Он производит морские суда для разных отраслей промышленности, в том числе и оборонной, нефтяные платформы, атомные ледоколы, подводные лодки. Охраняется стратегический объект самым строгим образом с применением новейших технических средств.

Волею судьбы и решением Совета министров СССР территория полуразрушенного монастыря, в помещениях которого в советские годы размещались Ягринский ГУЛАГ, детская исправительная колония, рабочее общежитие, была избрана для возведения судостроительного завода.

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

Оставшиеся монастырские стены и корпуса не поддались взрывникам, а потому их использовали в хозяйственных целях, разместив там цеха, администрацию и склады. Так ансамбль Николо-Корельского монастыря оказался внутри режимного предприятия, где находится до сих пор.

В Никольском соборе работала мастерская по шиномонтажу, сварке и размещались цеховые склады, Успенский храм занимает администрация, в бывшем келейном м корпусе находится швейная мастерская. Это все, что осталось от некогда богатейшей обители.

Его возрождение началось в 1998 году, когда по разрешению руководства завода здесь был организован праздничный молебен, а с 2005 года возобновились регулярные церковные богослужения. Никольский действующий собор получил статус заводской церкви, его прихожанами являются в основном работники завода, имеющие доступ на охраняемую территорию.

В настоящее время ведутся реставрационные работы церкви, установлены снесенные в 30-е годы 5 куполов с крестами (их изготовили рабочие верфи), на основании архивных данных пишутся иконы для иконостаса центрального придела (это делается на деньги прихожан).

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

Вряд ли удастся восстановить ансамбль в его былой красоте и величии, описанном русскими и иноземными путешественниками по северу. Но первый по времени своего основания «морской» монастырь русского севера все-таки продолжает свою многовековую историю.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Здания и храмы, согласно сохранившимся документам, многократно перестраивались, а потому монастырский ансамбль был разным по времени и стилю сооружений. Причинами новых построек были пожары, военные нападения, старение. В самых ранних документах описываются строения и иконы двух деревянных церквей: Николая Угодника и Успения Богородицы.

В камне они появились в 1673 и 1667 годах соответственно. В 1700 году над монастырем возвысилась трехэтажная колокольня с 10-ю колоколами и башенными часами. В обители находилось еще несколько небольших церквей и часовен.

История строительства

Николо-Корельский монастырь в Северодвинске был создан в начале XV века монахом Евфимием Корельским. На северной земле его знали как просветителя коренного населения. Обитель впервые упоминается в 1419 году. Известно также, что в следующие 50 лет она пребывает в нищете и забвении. Помощь пришла от новгородской богатой и влиятельной посадницы Марфы Борецкой.

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

В 1471 году в Белом море утонули два ее сына Антон и Феликс, тела которых волны вынесли к монастырским стенам. Здесь же молодые люди были погребены. Марфа, желая помочь монастырю, взяла его под опеку. Были заново выстроены монастырские сооружения с церковью св. Николая. В поддержку обители она выделила свои земли, солеварни, промыслы.

Историки знают, что еще до появления Санкт-Петербурга, в России было место, к причалам которого по Белому морю приходили иноземные суда. Хотя русские послы частенько использовали Николо-Корельский монастырь для короткой передышки во время служебной поездки в Европу через северные моря. А англичанин Ричард Ченслер в 1553 году случайно открыл этот путь, бросив якорь у стен монастыря.

Предприимчивый иностранец, вернувшись в Лондон, испросил разрешения у царя Ивана на торговлю в этом краю, на что получил монопольные права. С этого времени Николо-Корельский монастырь стал «морскими воротами», центром торговых связей русских купцов с иностранцами, производившими погрузочно-разгрузочные работы на монастырских пристанях.

Суда стояли на якорной стоянке «Рейд св. Николая», а товары отправлялись со складов вглубь России. Монастырь заимел свой кирпичный завод и начал строиться из камня. Из прочного дерева оставалась только стена с семью башнями, простоявшими до начала XX века и разрушенными в советские годы.

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

Не миновали обитель и военные действия, в Белом море периодически хозяйничали шведы, появлялись англо-французские эскадры. Расцвет монастыря продолжался, пока центр торговли не был перенесен в Архангельск. Потеряв влияние на торговые операции, монастырь стал приходить в запустение. К приходу власти Советов в обители жили всего 6 монахов и 1 послушник.

Внутреннее убранство

В настоящее время, несмотря на передачу РПЦ культовых сооружений монастыря, службы ведутся только в одном храме – Никольском. Остальные объекты, в том числе Успенский собор, по-прежнему заняты заводскими службами, в них размещаются административные помещения и склады. Внутреннее убранство действующего храма очень скромное.

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь историяНиколо-Корельский мужской монастырь, Северодвинск, внутри выглядит довольно скромно.

Заводская администрация и рабочие предприятия активно участвуют в восстановлении культовых сооружений. Пока речь идет только об одном храме. николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

На его ремонт заводоуправлением выделяются необходимые средства, а пока сооружен временный придел, освященный в 2005 году настоятелем во имя преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса Николо-Корельских. Это первый придел в РПЦ, освященный именами таких святых. В остальной части храма производится капитальный ремонт.

Святыни и мощи

Все святыни, которыми обладал монастырь в период расцвета, были утрачены. Также была уничтожена богатейшая в северных краях библиотека.

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

Николо-Корельский монастырь в Северодвинске, являвшийся центром просвещения народов русского севера, открыл на своей территории школу, которая проработала два столетия и закрылась в начале XX века. Все монахи монастыря знали грамоту, а в библиотеке были не только религиозные книги.

Духовенство, наставники

Протоиерей Александр Шестаков – уроженец Северодвинска. После учебы в школе и службы в армии работал на «Севмаше». С 2000 года нес разные послушания при Воскресенском храме города.

По просьбе верующих судостроительного завода, с благословения высшего духовенства и с разрешения руководства завода проводил еженедельное служение молебнов в Никольском храме монастыря. В 2005 году был назначен настоятелем внутризаводского храма.

Социальная работа, повседневная жизнь

Еженедельно в Никольском соборе проходит несколько экскурсий, которые проводит протоиерей А. Шестаков. Узнать историю монастыря, появившегося за несколько веков до города и градообразующего предприятия, приходят студенты-историки, школьники, ветераны, сотрудники спецслужб, гости завода.

А. Шестаков уже более 12 лет регулярно посещает детскую городскую больницу и проводит здесь богослужения. На молебны приходят главный врач и другие сотрудники больницы, родители больных детей. Они молятся о здоровье всех болящих, особенно за тех, кто еще не вышел из реанимационного отделения.

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

Николо-Корельский монастырь в Северодвинске не имеет воскресной школы из-за ограничения посещений режимного предприятия, но А. Шестаков проводит образовательные занятия с работниками завода. Организуется коллективная читка библии, обсуждаются наиболее сложные в понимании места, заучиваются молитвы. Просветительскую работу протоиерей проводит и со школьниками.

Престольные праздники

Основной храм монастыря и пока единственная заводская церковь имени Николая Чудотворца (Угодника) отмечает торжественной службой престольный праздник святителя — 4 августа. Еженедельно по четвергам настоятель церкви проводит богослужение в память святителя Николая.

22 мая прихожане участвуют в Божественной литургии, посвященной Евфимию, Антонию и Феликсу Николо-Корельским, небесным покровителям Северодвинска. Еженедельные молебны этим святым проводятся по воскресеньям.

Режим работы для посетителей

Придел, освященный во имя преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса Николо-Корельских, действует в Никольской заводской церкви с 2005 года.

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

Храм открыт только в некоторые дни недели и работает по расписанию:

ЧетвергМолебен св. Николаю с 12-00 до 13-00.
СубботаМолебен. По его окончании – таинства исповеди и крещения.
ВоскресеньеБожественная литургия. Молебен св. Евфимию, Антонию и Феликсу Николо-Корельским. Начало в 9-00.

Богослужения совершаются также по великим и двунадесятым праздникам, и в дни памяти особо почитаемых святых. Прихожане, которые не являются работниками предприятия, но желающие посетить службу в указанное время, должны заранее сообщить об этом по телефону +79210757487 и заказать себе разовый пропуск на территорию режимного объекта.

Возможны 2 варианта записи:

Интересные факты про монастырь, что в окрестностях

22 августа 2009 года впервые за 6 веков существования Николо-Корельского монастыря его посетило высшее духовное лицо страны. В Северодвинск прибыл Патриарх всея Руси Кирилл, который совершил богослужение в Никольском соборе. Он сравнил историю монастыря с историей страны, подчеркнув, что процесс восстановления – это то, что сейчас происходит и с Россией, и с народом.

николо корельский монастырь история. Смотреть фото николо корельский монастырь история. Смотреть картинку николо корельский монастырь история. Картинка про николо корельский монастырь история. Фото николо корельский монастырь история

Потерей для русской культуры является утрата крепостной стены монастыря XVII века. Уникальный памятник мастерства русских зодчих, простояв 300 лет, был варварски уничтожен в 20-30-е годы прошлого столетия. Это было самое крупное, отлично сохранившееся сооружение того времени. Фрагмент крепостной стены и сквозные ворота с башней удалось спасти архитектору Петру Барановскому.

Он сумел переправить его в разобранном виде в Москву, оно до сих пор стоит в музее «Коломенское». В 1731 году с торговыми подводами Николо-Корельского монастыря отправился на учение в Москву 19-летний Михайло Ломоносов. Будущий академик прошагал за обозом вместе с другими ходоками 3 недели и преодолел 1168 км.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Адрес монастыря: ОАО «ПО «Севмаш», Архангельское шоссе, д. 38.

Проехать к обители можно:

В Северодвинске действует немало православных церквей, есть и Свято-Никольский храм в честь Николая Чудотворца, покровителя моряков, купцов и детей. Основатель Никольской обители вряд ли знал, что быть монастырю первыми северными «морскими воротами» России, что будут заказывать у местных монахов молебны не только русские, но и иноземные путешественники и купцы.

Автор: Семенова Ольга Владимировна

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Николо-Корельском мужском монастыре

Николо-Корельский мужской монастырь, Северодвинск:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *