новый арбат история домов
Новый Арбат — симбиоз старины и инноваций
Исторические перипетии
На бумаге Новый Арбат появился в 1935 году в масштабном плане реконструкции Москвы. Этот проспект должен был слиться с Кутузовским и связать Кремль и Рублёвское шоссе — район правительственных дач.
Однако строительство новой магистрали отложилось почти на 30 лет: сначала помешала война, потом нашлись другие приоритетные объекты, например знаменитые сталинские высотки.
Рабочее название «Новый Арбат» стало народным. Проектировщики предлагали и другие варианты, например Новоарбатский проспект или проспект Конституции. Однако с момента появления улицы в 1963 году она получила название Калининского проспекта, «по наследству» от улицы Калинина (ныне Воздвиженка), которую включили в новую магистраль. И лишь в 1994-м улице вернули народное имя.
Сейчас Новый Арбат простирается от площади Арбатские Ворота до площади Свободной России, иначе говоря — от Бульварного кольца до набережной реки Москвы. Мост к Кутузовскому проспекту также называется Новоарбатским (до 1963 года — Калининский).
«Вставная челюсть» Москвы
Хлёсткое прозвище Новому Арбату дал писатель Юрий Нагибин — и оно тоже пошло в народ. Основа поэтического образа — высотные здания, расположенные почти симметрично с обеих сторон улицы. Считается, что они возникли по инициативе Никиты Хрущёва. На него произвели большое впечатление небоскрёбы во время официального визита в США в 1959 году.
На нечётной (южной) стороне Нового Арбата стоят четыре 26-этажных дома (№ 11, 15, 19, 21). Их фасады похожи на раскрытые фолианты. Они имеют общий двухъярусный цоколь длиной 850 метров. Со стороны он кажется огромной витриной, и неудивительно: в нём размещаются в основном магазины (спросите старожилов, кто не помнит «Весну» и «Юпитер»?) и рестораны. В просторечии эти дома называли «мишкины книжки» или «сберкнижки Посохина» — по имени главного архитектора проекта Михаила Посохина.
«Книжки» возвели по образцу элитного жилого здания Edificio Focsa, построенного американцами в Гаване в 1956 году, ещё до кубинской революции. В советское время в них поселились восемь министерств (от пищевой промышленности до тяжёлого машиностроения), а в 1990-х опустевшие административные помещения стали сдавать в аренду коммерческим организациям.
Противовес «книжкам» на северной (чётной) стороне улицы — четыре 25-этажных жилых здания (№ 6, 10, 16, 22), которые перемежаются двухэтажными торговыми центрами. И если магазина «Хлеб» уже давно нет, вместо «Мелодии» теперь кафе, а вместо «Малахитовой шкатулки» — ювелирный, то центральный «Дом книги» существует и поныне. Остался на своём месте и «Октябрь» — первый советский кинотеатр, в котором показывали стереофильмы.
Перечисленные дома построили в 1963–1970 годах. Их ровесник — 32-этажное здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ, дом 36). В сооружении оригинального комплекса из трёх корпусов с общим стилобатом наравне с СССР приняли участие страны соцлагеря — Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехословакия. Сегодня здесь располагается Правительство Москвы.
Хотя высотки казались громоздкими и чужеродными в патриархальной Москве, именно они стали одной из визитных карточек столицы.
Всегда новый, по-прежнему старый
Строители Нового Арбата буквально прорубали магистраль посреди старинного московского района, который некогда заселяли опричники Ивана Грозного, потом дворовые люди — повара, плотники, печники и псари, а ещё позже — мелкие дворяне и интеллигенты. Здесь жил славянофил Хомяков, а в доме Соболевского не раз гостил Пушкин…
Ради широкого проспекта снесли множество обветшавших домов. Исчезли Дурновский, Кречетниковский, Кривоникольский и Собачий переулки, а также знаменитая Собачья площадка — треугольная площадь с заброшенным фонтаном. Не иначе как чудом уцелела церковь Иоанна Столпника, в которой когда-то венчался граф Шереметев со своей возлюбленной Прасковьей Жемчуговой. Остался на месте и ресторан «Прага», успешно пережив реконструкцию и в 1954, и в 1997 годах.
Примечательно, что ни один грандиозный план, касающийся обустройства Нового Арбата, так и не был реализован до конца. Некоторые идеи воплощались с опозданием: например, задуманный Посоховым «переходник» между проспектом и Садовым кольцом построили только в 2008 году — это бизнес-центр (Новинский бульвар, дом 8).
Другие постройки возникали «по велению времени». Так, в 2006-м было снесено историческое здание Института курортологии, а через семь лет на его месте появился гостинично-офисный комплекс «Новый Арбат, 32». В конце улицы с перерывом в 10 лет возникли два элитных жилых комплекса: в 1998 году — «Арбат Тауэр» (№ 29), в 2009-м — «Новый Арбат, 27».
И всё-таки между новомодными высотками тут и там выглядывают старинные здания с богатой историей. Они живая память столицы, каменная связь времён. Наверное, молчаливая усмешка «гения места» то и дело возвращает градостроителей к размышлениям о судьбе Нового Арбата.
Интересно, что в конце 2006 года рассматривали проект создания… Новоарбатского бульвара: магистраль предлагалось убрать в подземный туннель, а наземную часть — озеленить и отдать пешеходам. План получил предварительное одобрение, но экономические факторы помешали его воплотить в жизнь и сохранили одну из главных улиц Москвы в привычном виде.
Я живу на Новом Арбате В своей новой рубрике The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга
Конструктивистские дома-коммуны, сталинские высотки и многоэтажки на ножках 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В своей новой рубрике «Где ты живёшь» The Village будет рассказывать о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В первом выпуске мы узнали у журналистки Ирины Дохикян, как устроена жизнь в многоэтажных башнях на Новом Арбате.
Проспект Калинина (именно так назывался Новый Арбат до 1994 года) — советский Манхэттен и запоздалый отзвук эпохи «оттепели»: именно здесь бывали герои фильмов «Я шагаю по Москве» и «Три тополя на Плющихе». К 1963 году на месте исторических Собачьей площадки и Кречетниковского переулка пробили широкий проспект, который должен был стать частью новой правительственной трассы. А спустя пять лет на обеих сторонах проспекта появились высотки: по чётной стороне — жилые башни экспериментальной серии 1МГ-601Ж, по нечётной — административные «книжки», объединённые километровым стилобатом с магазинами. Автором модернистского ансамбля стал главный архитектор Москвы и автор монреальского павильона «Экспо-67» Михаил Посохин. Впоследствии радикальный проект не раз критиковали, а писатель Юрий Нагибин и вовсе назвал Новый Арбат «вставной челюстью Москвы».
СЕРИЯ: 1МГ-601Ж
Башня на Новом Арбате
постройка: 1967 год
Капитальный ремонт: 2030 год
Высота: 24 этажа
Жильё: 176 квартир
Ирина Дохикян: Когда люди узнают, что я живу в высотке на Новом Арбате, то реагируют с завистью: думают, это очень круто, самый центр же. Приходится каждый раз объяснять, что на этом все плюсы жизни здесь и заканчиваются. Дом не только старый, но и построен не очень хорошо. Он продувается всеми ветрами. Представляете, сколько в квартире гари и пыли? Окна мыть просто бессмысленно: потратил весь день на мойку, а через несколько часов всё снова чёрное. А однажды, когда крепили вывеску магазина внизу, жителям второго этажа пробили стену насквозь. Зимой дико холодно, и жильцы пытаются добиться, чтобы нам разрешили утеплить дом внешними панелями за свой счёт. Капитальный ремонт планируется не скоро, так что остаётся только своими силами.
У нас тут интересные люди живут. Квартиры в доме давали военным, и многие из них (а также их дети и внуки) живут тут до сих пор. Некоторые этажи выкуплены целиком, и на них работают хостелы, поэтому иногда в лифте ездят перепуганные туристы. До кризиса 2008 года было много экспатов, которые снимали квартиры, сейчас стало меньше. Многие владельцы квартир сдают их на Airbnb. Ещё в доме обитают бывшие и нынешние сотрудники ФСО. Это же Новый Арбат – правительственная трасса, каждый день кто-нибудь очень важный проезжает. Мотоциклисты по ночам гоняют без глушителей, разумеется. Проезжают танки на 9 Мая. Весело.
Высота потолков
270 сантиметров
Санузел
раздельный
Площадь кухни
Однокомнатная квартира
Двухкомнатная квартира
Трёхкомнатная квартира
В доме 24 этажа, и людям, которые живут высоко, иногда приходится несладко: когда ломается лифт, приходится спускаться пешком по очень крутой лестнице. А если ещё и электричество выключили — бывает периодически, — то делать это приходится в абсолютной темноте. Кроме того, зимой здесь такая же температура, как на улице. Родители рассказывали, что однажды в 1970-е годы случилась очень холодная зима, и как-то отключили электричество. Всем пришлось спускаться по обледенелой тёмной лестнице.
На Новом Арбате у вас совсем нет двора — то есть вообще. Пятачок пять на пять метров, что находится перед подъездом, даже не считается придомовой территорией, поэтому мы не можем его привести в порядок. Мы купили скамейку, чтобы наши бабушки могли посидеть тут, но консьерж выносит её по требованию. Если же её оставить, то у подъезда будет бесконечная тусовка алкоголиков со Старого Арбата. У дома нет ни детской площадки, ни нормальной парковки. Я оплачиваю резидентскую парковку и ставлю машину на Поварской улице. Единственное, чего удалось добиться, — так это убрать помойку прямо от подъезда. Теперь приходится ходить подальше с мусором, но это лучше, чем контейнер прямо перед входом. Кстати, где-то в доме есть мусоропровод, но, кажется, никто его никогда не видел. Не представляю, где он находится.
Когда бывает салют, я поднимаюсь на общий балкон какого-нибудь верхнего этажа — в темноте потрясающий вид. Но всё это действительно круто лишь тогда, когда ты пришёл в гости. А когда тут живёшь, не очень здорово: всё время мигают витрины, машины шумят без конца, сирены просто не замолкают. И, несмотря на то, что тут центр, ходить по улицам поздним вечером очень страшно. Шатаются толпы какого-то неприятного народа, гастарбайтеры и таксисты, а в переходе постоянно поют не лучшие исполнители на свете.
Я как-то была в гостях на третьем этаже в нашем доме — в квартире, у которой окна выходят на Поварскую улицу и, соответственно, прямо на церковную колокольню. Представляете, какой там звон? Но хозяева всё равно больше жалуются на стройку, которая уже очень долгое время идёт на противоположной стороне улицы.
Я в этом доме родилась и помню, что раньше здесь было поспокойнее, а на Новом Арбате росли деревья. Сейчас тут очень тревожно. Был один классный проект: предлагали озеленить крышу, которая объединяет первые этажи «книжек» на той стороне Арбата — это было бы отлично. Ещё хотели опустить Арбат в тоннель под землю, а сверху сделать парк — сумасшедшая вещь. Но тут уже жители района запаниковали — как строить всё это?
Московский хайвэй: как создавался и что символизировал Новый Арбат
В этом году исполняется 55 лет с начала строительства первого столичного хайвэя — Нового Арбата (до 1994 года — проспект Калинина), который раз и навсегда изменил облик центра Москвы.
«РБК-Недвижимость» вспоминает историю создания самой интернациональной столичной улицы.
Прокладка центральной городской магистрали, которая соединила бы центр столицы с ее западной частью, где располагались новые жилые микрорайоны и резиденции глав государства, была предусмотрена еще генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. Однако строительство, отложенное войной и трудным послевоенным восстановлением страны, началось лишь в начале 1960-х. Проектированием магистрали занималась группа архитекторов под руководством Михаила Посохина.
Улица должна была пролегать параллельно Арбату и потому получила негласное название — Новый Арбат, которое официально закрепилось лишь через три года после распада СССР. В советские годы магистраль носила имя Михаила Калинина. Известно также рабочее название этой улицы, которое использовалось архитекторами при ее проектировании, — Новоарбатский проспект.
«У Нового Арбата с самого начала была плохая репутация: его прорубали через старые московские переулки и дворы. Например, в результате строительства была полностью уничтожена знаменитая Собачья площадка — одно из самых красивых мест купеческой Москвы. За это новую магистраль прозвали вставной челюстью столицы, и название закрепилось на долгие годы. Но такой радикализм — не частный случай, а характерная особенность всего московского градостроительства 1960-х годов. Новый Арбат, соединивший центр столицы с западной частью города, стал первым московским хайвэем. До этого Москва была городом, в котором даже просто широких улиц насчитывалось крайне мало, не говоря о хайвэях», — вспоминает историк архитектуры Наталья Самовер.
В создание Нового Арбата были вложены лучшие силы, ресурсы и технологии, которые имелись в стране на тот момент. «Это показательный проект хрущевского времени, когда объявили мирное соревнование с США. Новый Арбат был призван показать советскую столицу мировым, интернациональным городом. В 1960-е в СССР легализовали культуру потребления, и Новый Арбат стал первой в Москве торговой улицей с обилием магазинов, кафе, ресторанов и зоной для променада. Тщательно продуманный дизайн фасадов, вывесок и малых архитектурных форм, которые сегодня сохранились частично, — все это было абсолютно невиданно для советского уклада жизни», — говорит историк архитектуры и основатель Института модернизма Анна Броновицкая.
В советские годы Новый Арбат стал местом сосредоточения крупных, модных, современных магазинов. Например, там много лет находились единственный в Москве институт красоты, ресторан «Ангара», универмаг «Весна», культовый магазин фотопринадлежностей «Юпитер». А в жилых домах на противоположной стороне располагались известный на всю Москву парфюмерный магазин «Сирень» и магазин грампластинок «Мелодия».
Новый Арбат, построенный сразу после полета в космос Юрия Гагарина, символизировал дорогу в будущее, где залогом счастья для всего человечества станет технологический прорыв. «Художественный образ, который заложен в этот ансамбль, предполагает прорыв, полет в будущее. Прямое как стрела пространство, на одном конце которого находится Троицкая башня Кремля, а на другом — шпиль гостиницы «Украина». Дальше эта ось продолжается Кутузовским проспектом и уводит в открытое пространство — как в открытое будущее. В этом есть смелость и прямолинейность, очень характерные для восприятия мира 1960-х годов», — указывает Наталья Самовер.
Подобный символизм нашел отражение в технологии строительства Нового Арбата. В 1960-х в Советском Союзе было очень ограничено применение монолитного железобетона — считалось, что все здания должны строиться из сборных железобетонных элементов. Но в случае с Новым Арбатом архитекторы получили разрешение на использование в каркасе монолитных элементов — иначе возвести столь высокие и довольно тонкие дома было бы невозможно. Еще одной строительной новацией стала прокладка вдоль всей магистрали подземного тоннеля шириной почти 10 м — по нему осуществлялась доставка товаров в магазины и предприятия общепита.
Согласно первоначальному проекту, дома-книжки должны были стать жилыми — предполагалось, что квартиры в них получат молодые семьи. В стилобатной части планировалось разместить всю необходимую инфраструктуру бытового обслуживания: детские сады, магазины, библиотеки, прачечные.
«Самая интересная деталь — стилобатная часть зданий должна была иметь эксплуатируемую кровлю, архитекторы хотели оборудовать там спортивные площадки и места для отдыха, а уровнем ниже — зону для прогулок. Но это все отменили в конце 1963-го — начале 1964 года, еще до отставки Хрущева. Почему — доподлинно не известно, но могу предположить, что столь радикальный пересмотр проекта связан с введением мер повышенной безопасности глав государства после убийства американского президента Джона Кеннеди», — рассуждает Анна Броновицкая.
В результате жилую функцию домов-книжек поменяли на административную — здесь разместились государственные учреждения, а стилобатную часть заняли магазины, кафе и рестораны. Дома на противоположной стороне остались жилыми.
Интересно, что изначально дома-книжки выглядели совсем не так, как сегодня. «Цвет домов-книжек радикально изменился в результате многолетнего загрязнения выхлопными газами. Если сейчас спросить людей, какого цвета Новый Арбат, все скажут — серый. И это звучит как приговор, потому что серый значит некрасивый. Но в действительности это не так. На торцевых стенах домов-книжек оборудованы пожарные лестницы, которые с самого начала были остеклены. Стекло защищает облицовку зданий от жирной копоти, которая ложится на все остальные поверхности, и там хорошо виден ее изначальный цвет — цвет утренней зари. Стены этих домов покрыты мелкой стеклянной плиткой смешанных цветов: розовых, голубо-палевых с перламутровыми переливами. Если мысленно перекрасим Новый Арбат в эти оттенки, мы его просто не узнаем — настолько контрастны эти ансамбли», — уверена Наталья Самовер.
Однако самым впечатляющим контрастом является соседство новоарбатских высоток с крошечной церковью Симеона Столпника XVII века в начале Поварской улицы. Существует легенда, что при прокладке Нового Арбата городские власти решили снести эту церковь — обветшавшее здание не вписывалось в грандиозный модернистский ансамбль новой магистрали. Когда к церкви подогнали экскаватор, архитектор-реставратор Леонид Антропов залез в ковш и потребовал отменить решение о сносе. Выходка архитектора увенчалась успехом. Церковь не только не снесли, но и восстановили — правда, конечно, без крестов, которые появились там уже в постсоветское время. В советское время в этой церкви был выставочный зал Всероссийского общества охраны природы.
Сохранение церкви стало важным символическим жестом. Контраст старой и современной архитектуры должен был олицетворять прогресс, движение вперед. Не случайно этот прием неоднократно использовался при строительстве крупных модернистских комплексов в Москве. Например, при строительстве гостиницы «Россия» архитекторы сохранили старые церкви Зарядья, которые подчеркивали монструозный масштаб чечулинской постройки.
«Именно после строительства Нового Арбата началась систематическая забота об историческом наследии Москвы, — вспоминает Анна Броновицкая. — Тот же Михаил Васильевич Посохин инициировал сплошное обследование исторической застройки центра, чтобы выявить ценные памятники архитектуры. Тогда же было принято решение о выделении в центре города заповедных зон, где строительство может быть очень ограниченным. Надо сказать, что в это же время во всех странах началось мощное движение в защиту исторического наследия. С наступлением космической эры люди думали только о будущем, и казалось, что прошлое совсем неважно. Нужно было напомнить миру, что это не так».
Фотогалерея: Проспект Калинина в 1980-е годы
МОСКВА, 18 июля — РИА Недвижимость. Причиной пожара в доме-книжке на Новом Арбате стало возгорание электропроводки, он уже потушен, рассказали РИА Недвижимость в компании-владельце здания «Апарт Групп».
Ниже приводится справочная информация о домах-книжках на Новом Арбате.
Новый Арбат проложили в 60-е годы XX века как магистраль, соединяющую центр с западом города. Идеей строительства новой магистрали в 1959 году загорелся генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. В многочисленных зарубежных поездках Хрущев смотрел, какой бывает архитектура, сильное впечатление на него произвела Куба, а особенно набережная Гаваны, застроенная небоскребами-гостиницами.
После утверждения проекта Хрущевым, в 60-х годах ХХ века на Новом Арбате были построены «дома-книжки». Внешне сдвоенные 26-этажные здания напоминали раскрытые книги, поэтому получили такое название.
Правда, возведение панельных высоток посреди исторической застройки вызвало неодобрение у многих москвичей, отчего у зданий-книжек появились и другие прозвища. Например, писатель Юрий Нагибин назвал этот участок Нового Арбата «вставной челюстью Москвы». Кроме того, здания получили ироничное прозвище «Посохинские сберкнижки» — по фамилии главного архитектора Михаила Посохина-старшего.
В первоначальном проекте не было общего стилобата из двухэтажных магазинов у высоток. «Книжки» должны были стоять отдельно друг от друга, а между ними — торговые павильоны. Но проект снова подвергся трансформации, и в итоге высотки были объединены общим стилобатом. В стилобатах зданий открылись экспериментальные магазины, которых раньше не было в столице. А в самих «книжках» в советское время располагались административные учреждения, различные министерства. Например, в здании располагались министерство тяжелого и транспортного машиностроения (Минтяжмаш СССР), министерство электротехнической промышленности (Минэлектротехпром СССР), кафе «Валдай», гастроном «Новоарбатский», пивной бар «Жигули». Для того времени высотки были новаторскими: это были сборные каркасные здания с облицованными плиткой панелями, которую можно было отмыть или очистить от грязи.
Со временем «книжки», которые долго считались «изюминкой» Нового Арбата, морально устарели. Сейчас большая часть площадей в домах-книжках сдается в аренду в основном под офисы.
В августе 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о намерении города продать высотки под гостиницы. Проект рассматривался в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Однако пока столице удалось найти инвестора всего на одно здание — дом на Новом Арбате, 15. Это 26-этажное здание площадью 28,9 тысячи квадратных метров в марте 2016 года было продано на аукционе ООО «Апарт Груп». По данным «БИР-Аналитик», «Апарт Груп» через «Холдинг Девелопмент» контролирует совладелец Capital Group Павел Тё (90%), чья компания сейчас проводит реконструкцию здания. Еще по 5% у топ-менеджеров компании Михаила Хвесько и Валентины Станововой.
Представитель Capital Group рассказывал РИА Новости в прошлом году, что Тё может вложить в реконструкцию приобретенной высотки не менее 6,5 миллиарда рублей. При этом внешний вид здания инвестор намерен сохранить как часть уже существующего архитектурного ансамбля, а внутри превратить его в многофункциональный комплекс, спроектированный по принципу нью-йоркских апартаментов, когда в одном здании есть и жилой функционал, и офисы, и гостиница, и вся необходимая для жизни инфраструктура.
Планируется, что в здании разместится первый в России бутик-отель под управлением немецкой сети Pentahotels на 300 номеров, похожий на гостиницу Pentahotels в Праге. Кроме того, в высотке также будут находиться апартаменты, управлять которыми, по информации газеты «Коммерсант», может начать компания Intermark Hospitality.