нравственное воспитание на уроках истории
Доклад «Духовно-нравственное воспитание на уроках истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории
«История- это могучая и вечно живая сила,
которая творит Патриота, Гражданина.»
Это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.»
Сама специфика таких предметов как история и обществознание предполагает значительное внимание, уделяемое развитию ценностно-смысловой компетенции обучающихся. На этих уроках в значительной степени осуществляется формирование основных нравственных качеств личности. Здесь не бывает мелочей, здесь воспитывает всё.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для этого дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник Отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал : «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.»
Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам? Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают?
Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с моей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Исходя из этого, урок должен мыслится, как встреча детей и педагога. Если учащиеся любят своего учителя, то главное, что происходит на уроке это сама встреча с ним, содержание которой может стать источником нравственного воспитания.
Представляю Вам памятку учителя истории. Составлена она на основе педагогического опыта различных воспитательных систем, учитывая нравственное содержание педагогического процесса.
2. Задача учителя любить историю, которую ты преподаешь, и любить тех, кому ты её преподаешь.
4. Научи учеников искать следы истории, чтобы по ним проникнуть в глубину исчезнувших столетий.
5. Покажи ученику, что укрепление Отечества шло рука об руку с его защитой.
6. Не превращай прогулку по дорогам истории в беготню, внимательно рассмотри богатство исторического наследия на всем историческом пути народов.
7.Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, которые ты изучаешь.
8. Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.
9. Пробуди нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дай возможность поработать над своим нравственным выбором.
10.Помоги понять ученикам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим.
11.Будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года» и «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.
В своей работе по патриотическому воспитанию каждый учитель имеет возможность использовать и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. В этом нам, безусловно, помогают уроки ИКБ.
История и культура нашего края, мелеузовская земля, ее история-это неисчерпаемый материал для формирования нравственности и духовности. Башкиры и другие народы края в Отечественной войне1812, в Великой Отечественной войне, открытие башкирской нефти, Воскресенская картинная галерея, наши знаменитые земляки…вызывают живой интерес у ребят и направляют их на поиски информации, на изучение нового, многие ребята находят здесь темы для проектной, исследовательской работы.
На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры. Учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. В конечном счёте, все эти формы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.
Нравственное воспитание школьников на уроках истории
Статья просмотрена: 4722 раза
Библиографическое описание:
Горшенина, Н. М. Нравственное воспитание школьников на уроках истории / Н. М. Горшенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 133-134. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3195/ (дата обращения: 13.11.2021).
им решается участь человека.
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности.
Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности. Так источниками нравственной культуры могут стать:
труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных;
нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд;
произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.
Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.
Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:
— научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);
— взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории:
— способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Идет урок в 8 классе по теме «Тайные общества. Выступление на Сенатской площади». Обычное вступление. Объявляю тему. Настороженное выражение лиц учащихся. И вот перед учащимися репродукция картины художника Р. Р. Ференца «Восстание декабристов на Сенатской площади». Я описываю ее: «Зимний день. На берегу реки Медный всадник. У памятника Петру на Сенатской площади с ружьями наперевес застыли войска. Гремит залп. В кого стреляют солдаты? Почему здесь разыгрывается трагедия? Обо всем этом мы узнаем вскоре. Но чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, вернемся к периоду, когда разгромившие Наполеона войска возвращаются домой». Продолжаю свой рассказ, обращаю внимание, что главным стимулом возникновения освободительного движения среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Эту мысль подчеркиваю отрывками из стихов, высказываниями декабристов. Гремит на уроке голос Рылеева, беспощадный Пестель приговаривает к смерти семью царя. Перед учащимися встает плеяда истинных и верных сынов Отечества.
Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. Они классифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к людям труда, на раскрытие отношения к труду. Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, используют полученные ранее знания, например, о подсечном земледелии. Они говорят о том, в чем состоит земледельческий труд, подчеркивают, что для выполнения этой работы нужны сноровка, сила, опыт, настойчивость, воля, трудолюбие.
К урокам иногда, следуя совету Лизинского М. Н., использую эпиграфы: «Ты хочешь стать лучше – тебя ждет дорога. Лень преследует всех – попробуй преследовать ее сам. Горчица – самое замечательное лекарство от вредности. Каждый раз, когда хочется о ком-нибудь сказать плохо, ею можно воспользоваться». Такие фразы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке. На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.
Памятка учителю истории
2. Задача учителя любить историю, которую ты преподаешь, и любить тех, кому ты её преподаешь.
4. Научи учеников искать следы истории, чтобы по ним проникнуть в глубину исчезнувших столетий.
5. Покажи ученику, что укрепление Отечества шло рука об руку с его
6. Не превращай прогулку по дорогам истории в беготню, внимательно рассмотри богатство исторического наследия на всем историческом пути народов.
7.Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, которые ты изучаешь.
8. Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.
9. Пробуди нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дай возможность поработать над своим нравственным выбором.
10.Помоги понять ученикам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим.
11.Будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции.
Бахтина О. И. Нравственное воспитание в 5 классе. // Преподавание истории в школе, 2007, №1
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Педагогический поиск, 2009.
Михеев Б. Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории. // Преподавание истории в школе, 2009, № 5
Статья по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Подготовила: Петренко Г.Н.,
учитель истории и обществознания
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. История это такой предмет который участвует в процессе формирования нравственных ценностей. Сегодня политика нашего государства направлена на сохранение суверенитета и целостности нашей страны. Задача учителя заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма. Воспитание патриотизма является чуть ли не самой актуальной в наше время. Именно люди, горячо любящие свою родину, все свою деятельность направляют на процветание.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.
Его средствами решаются следующие задачи:
формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.
Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности. Так источниками нравственной культуры могут стать:
труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных;
нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд;
произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.
Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.
Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:
научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);
взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории:
способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа.
На уроках применяются самые различные формы работы с детьми. Так в девятом классе при прохождении учащимися темы «Великая Отечественная Война» каждый ученик готовит сообщение, используя дополнительные источники: справочную литературу, Интернет, интервью с ветеранами войны и труда.
Особенно приветствуется информация, которую дети почерпнули у односельчан, например, рассказ бабушек о том, как они жили в трудные годы гражданской и Великой Отечественной войны, трудились, какие невзгоды выпали на их долю, как был обустроен их быт.
Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.
Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:
как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?
как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?
Идет урок в 8 классе по теме «Тайные общества. Выступление на Сенатской площади». Обычное вступление. Объявляю тему. Настороженное выражение лиц учащихся. И вот перед учащимися репродукция картины художника Р. Р. Ференца «Восстание декабристов на Сенатской площади». Я описываю ее: «Зимний день. На берегу реки Медный всадник. У памятника Петру на Сенатской площади с ружьями наперевес застыли войска. Гремит залп. В кого стреляют солдаты? Почему здесь разыгрывается трагедия? Обо всем этом мы узнаем вскоре. Но чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, вернемся к периоду, когда разгромившие Наполеона войска возвращаются домой». Продолжаю свой рассказ, обращаю внимание, что главным стимулом возникновения освободительного движения среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Эту мысль подчеркиваю отрывками из стихов, высказываниями декабристов. Гремит на уроке голос Рылеева, беспощадный Пестель приговаривает к смерти семью царя. Перед учащимися встает плеяда истинных и верных сынов Отечества.
Внеклассная работа по предмету обогащает духовный мир ребёнка. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции.
Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.
Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее. Ещё К.Д.Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла?
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.
Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы, которые даются в начале урока:
«Парижская коммуна:бунт или подвиг?»
«Петр I :кто он- злой гений или отец нации?»
Такие задания помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, сопереживать и сострадать – то, что необходимо на уроке.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Так, на уроке в 8 классе по теме «Восстание декабристов», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России
Не стоит забывать о том, что и сейчас есть примеры, достойные подражания. Евгений Родионов был зверски казнен боевиками за то, что отказался снять нательный крест.
Одним из направлений деятельности учителя является внеклассная работа.
Уже традиционным в нашей школе стало совместное с ветеранами войны и труда празднование Великой Победы. Еще задолго до 9 мая начинается подготовка к этому событию. Учащиеся школы готовят концерт для гостей, а ветераны рассказывают ребятам о своих воспоминаниях, о том, что происходило с ними в те годы.
Считаем важным, чтобы школьники усвоили: их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству, обществу и государству, в котором они живут.
Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В.О. Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь.
Уроки обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом.
Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности его граждан. К сожалению, в настоящее время детские и молодежные организации не играют заметной роли в формировании мировоззрения и нравственных ориентиров молодого поколения. Поэтому особо возрастает значимость уроков гуманитарных дисциплин в решении этой актуальной проблемы.
В своей педагогической практике я активно использую краеведение как одну из действенных форм духовно- нравственного, гражданско- патриотического воспитания.
При изучении темы «Личность и социальная среда» в 8 классе провожу конкурсы поисково-исследовательских работ « Человек с большой буквы», «Людей неинтересных в мире нет», «Всем смертям назло». В процессе исследовательской деятельности учащиеся встречаются с земляками, чья жизнь, по их мнению, является примером для подражания, берут у них интервью. Такие внеклассные мероприятия воодушевляют и вдохновляют подростков, помогают формировать их духовный мир без изъянов и пороков.
Работу над темой « Товар и деньги» завершаю уроком – дискуссией «Роль денег в жизни человека».
Изучение темы «Семья» (8 класс) тоже тесно связываю с краеведением. Ребята получают увлекательное поисково-исследовательское задание для всей семьи: «Моя родословная», «Я горжусь своей семьей», «Традиции моей семьи», «Памятная фотография в семейном альбоме», «Дорогая и памятная вещь в моей семье» и др.
Важной воспитательной задачей современной школы является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Решению этой гуманной задачи способствуют уроки обществознания и внеклассные мероприятия по темам: «Нации и народности» (8 класс), «Религия», (9 класс). Ребята на деле убеждаются в том, что только дружба, взаимопонимание и взаимоуважение могут способствовать миру и процветанию общества.
Можно с уверенностью утверждать, что приобщений детей к краеведению помогает воспитанию современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры, созидателя и гуманиста, а труд учителя делает еще более значимым и необходимым.
Нравственное воспитание на уроках истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Нравственное воспитание на уроках истории
Как часть учебного процесса урок может содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль учителя и учащихся. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и задачи воспитания. Различают обычно следующие основные типы уроков: организации восприятия и усвоения новых знаний; формирования навыков и умений; формирования опыта творческой деятельности (или проблемный урок); так называемый комбинирующий урок (объединяющий 2 или 3 первых типа).
Правильно организованному на уроке учебно-воспитательному процессу свойственны черты, не зависящие от состава учащихся, учебного оборудования, личности учителя и др.: единство обучающей и воспитательной функции взаимодействия учителя и учащихся, содержания и средств обучения; активность учащихся; развитие познавательной самостоятельности (т. е. стремления и умения познавать новое в процессе творческого поиска); единство дидактической цели и подчинение ей отдельных элементов или частей урока; построение урока и его частей с учётом содержания образования, закономерностей усвоения учебного материала, методов обучения и места урока или его части в целостной системе обучения (теме, разделе, курсе). Вместе с тем соблюдение предъявляемых к уроку требований не ограничивает творчества учителя, свободы его методического почерка в соответствии с уровнем развития и особенностями групп учащихся.
Для усвоения содержания современных программ и смежного материала урок дополняется домашними заданиями, углубляющими знания учащихся, вырабатывающими у них навыки самостоятельной работы и самообразования [1].
Нравственное воспитание на уроках истории
История – форма и средство познания действительности. Но эта действительность неоднозначна. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни из них мелькают мимо бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.
Важную роль в воспитании гражданина своей Родины, горячо любящего свой народ, свою землю, играют уроки, посвященные вопросам развития культуры России.
Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. При изучении темы «Знать и рыцарство в средние века» по всеобщей истории в 6 классе дети узнают об этических нормах класса феодалов, которые использовали доходы от войн, грабежей и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов. Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это напоказ. Для него достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые заботы о хлебе насущном он предоставлял «грубой черни». В сказаниях о рыцарях в 10 – 12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 – 14 вв., в период расцвета рыцарской литературы, главным мерилом оценки поведения стала «честь». Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с «благородным происхождением». Считалось, что « благородные» наделены от рождения и лучшими моральными качествами: они храбры, щедры и великодушны. К «неблагородным» правила рыцарской чести не применялись. В повседневной жизни, в семье феодалы были грубы, жестоки.
Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. Они классифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к людям труда, на раскрытие отношения к труду. По уровню сложности выделяются задачи, предполагающие усвоение знаний о нравственной стороне трудовой деятельности:
1 уровень, требующие дать оценку трудовой деятельности людей, сформулировать оценочное суждение под руководством учителя;
2 уровень, побуждающий дать самостоятельную нравственную оценку трудовой деятельности людей, когда ученик поставлен в ситуацию выбора;
На уроке истории России в 6 классе по теме «Восточные славяне» раскрывается вопрос о развитии земледелия. Опираться на знания детей о героях русских былин из курса литературы. Для формирования нравственного понятия «трудолюбие» предложить текст:
« В былине об Илье Муромце сказано, что его первым подвигом был не военный, а хлебопашеский. Когда пошел Илья ко родителю на работу, на ту, на крестьянскую:
Он дубы – колоды все повырубил,
Во глубоку реку все повыгрузил.
Расчистил поле для посева хлебов».
1.Почему в былине на первое место поставлен не военный подвиг, а хлебопашеский?
2. Почему работа богатыря приравнена к подвигу?
3. Какими качествами надо обладать, чтобы ее выполнить?
4. Сделайте вывод об отношении народа к земледельческому труду.
Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, используют полученные ранее знания о подсечном земледелии. Они говорят о том, в чем состоит земледельческий труд, подчеркивают, что для выполнения этой работы нужны сноровка, сила, опыт, настойчивость, воля, трудолюбие.
Предложить ответить на вопрос: Какие качества были присущи Ивану Федорову? Подтверди свое мнение текстом. Ребята, как правило, вычленяют нравственный аспект, говоря о трудолюбии печатника, отмечают великолепное знание им своего дела, понимание значимости своего труда, стремление трудиться для людей. Иван Федоров – человек труда, для него самое важное – дело, которому он служит.
К урокам иногда, следуя совету Лизинского М. Н., использовать эпиграфы: «Ты хочешь стать лучше – тебя ждет дорога. Лень преследует всех – попробуй преследовать ее сам. Горчица – самое замечательное лекарство от вредности. Каждый раз, когда хочется о ком-нибудь сказать плохо, ею можно воспользоваться». Такие фразы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке.
На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история прежде всего учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиков. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор. А для успешной работы учителя ему необходимо верить. Вера в доброго человека – вот что поможет учителю истории [2].