объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления которыми овладел обучаемый

Педагогика. Книга 1: Общие основы: Учебник для вузов (27 стр.)

Обучение детей является обязательным в большинстве стран мира. Касаясь истории данного вопроса, отметим, что дела с обязательным обучением молодежи не всегда обстояли так гладко, как теперь. По свидетельству «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, впервые обязательное обучение было введено в середине XVII в. в Массачусетсе и Коннектикуте (США). Король шведский Карл ХП в 1686 г. запретил неграмотным вступление в брак. Закон Иосифа II об обязательном обучении в Австрии (1774) скоро обратился в мертвую букву. В Дании обязательное обучение введено в 1814 г., в Пруссии – в 1819 г. В России вопрос обсуждался с 1874 по 1894 г. без видимых результатов.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности – общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности. Получение общего образования завершается пониманием основных закономерностей развития процессов в окружающем человека мире, приобретением необходимых каждому человеку учебных и трудовых умений, разнообразных практических навыков. Объем и направленность общего образования регулируются государством, в развитых странах общее образование (оно же среднее) обязательно.

Профессиональное образование вооружает человека знаниями, умениями и навыками в определенной профессиональной области. В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениях (ССУЗы, производственные училища, школы мастеров) готовят рабочих высокой квалификации, в средних и высших профессиональных учебных заведениях – специалистов средней и высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вооружает навыками обращения с простейшими орудиями труда в повседневной жизни.

Приведем несколько определений образования, данных в разное время разными людьми.

Следует подчеркнуть разницу между обучением и образованием. Обучение есть творческий процесс. Всю жизнь «образуется» личность человека, ширится, обогащается, усиливается и совершенствуется (А.В. Луначарский).

«Воспитание», «образование» и «обучение» – перекрещивающиеся понятия; их объемы частично совпадают. Соотношение между ними не стабильно, а исторически изменчиво, как изменчивы сами явления, которые в этих понятиях отражаются (В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Королев).

О отцы, матери и все вы, от коих зависят дети! Войдите в подробнейшие разыскания разности между воспитанием и научением: пекитеся ваших чад прежде воспитывать, потом научать (Г.С. Винский).

Результатом обучения и воспитания является образование, которое выражает уровень общей, политической и специальной подготовки человека, результат усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков (Г. Базанов).

Образование человек получает лишь в определенные периоды своей жизни (Г.И. Щукина).

Л.Н. Толстой, много сделавший для российского просвещения, несколько раз и в различных вариантах обращался к смыслу педагогических категорий. Его взгляды оригинальны: «…Воспитание … не есть предмет педагогики. Ее предметом должно и может быть только образование… Воспитание – принудительное, насильственное влияние одной личности над другою с целью создать такого человека, который представляется хорошим… Отличие воспитания и образования только в насилии, право на которое оставляет за собой воспитание. Воспитание есть образование насильственное. Образование свободно … Воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно…» [32]

Как узнать образованного?

Образованные народы в избытке имеют все…

Проследим обстоятельное сопоставление образованных народов с необразованными, которое сделал Я.А. Коменский. Его слова следует огромными буквами писать в парламентах и ассамблеях.

1. Образованные люди суть истинные люди, т. е. человечны по своим нравам; варвары же отличаются скотской грубостью или же зверской жестокостью, так что, кроме человеческого образа (если только они говорят, а не ревут), едва ли и признаешь в них что-либо человеческое.

2. У хорошо образованного народа, там все идет, как часы; если затронута одна часть, приводятся в движение и все остальные: одно колесико толкает другое, и все определяется числом, мерой и весом. У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента.

3. В образованном народе все служат друг другу, каждый на своем месте выполняет то, что полезно ему и другим. У варваров же никто не считается с потребностями другого: все делается вразброд, а потому один другому мешает, и получается общая сутолока.

4. У образованных народов все стихии мира несут людям дань, и даже самые недра земли не могут скрыть от них свои сокровища (металлы, драгоценные камни и минералы). У необразованных все пропадает без пользы: они не умеют ни подчинять себе природу, ни сосать ее грудь, ни даже пользоваться ею тогда, когда она сама изливает на них дары свои. Отличнейший климат, плодороднейшая земля, удобнейшие для судоходства реки остаются без использования.

5. Образованные народы не дозволяют ни одному клочку земли пустовать, никакому материалу пропадать бесполезно. Деревья и хворост, камни и щебень, даже песок и уличную грязь они подбирают и находят всему этому известное употребление. У необразованных же, смотришь, ничто не возделывается, сор и грязь, кругом все гниет и разлагается.

6. Отсюда у первых даже самые бесплодные по своей природе области, не представляющие ничего, кроме песка, или скал, или болот и мхов, так хорошо обрабатываются, что кажутся раем. У необразованных же народов даже страны, сами по себе имеющие вид рая (где, как кажется, само небо вступило в брачный союз с землею), засоряются отбросами и теряют свою прелесть.

Источник

Педагогика в вопросах и ответах (стр. 1 )

объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления которыми овладел обучаемый. Смотреть фото объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления которыми овладел обучаемый. Смотреть картинку объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления которыми овладел обучаемый. Картинка про объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления которыми овладел обучаемый. Фото объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления которыми овладел обучаемыйИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления которыми овладел обучаемый. Смотреть фото объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления которыми овладел обучаемый. Смотреть картинку объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления которыми овладел обучаемый. Картинка про объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления которыми овладел обучаемый. Фото объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления которыми овладел обучаемый

ГОУ СПО «Саратовский областной колледж культуры

ПЕДАГОГИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Учебное пособие для студентов

В данном учебном пособии изложены основы общей педагогики, даны основные педагогические понятия, рассмотрены принципы, формы и методы обучения, раскрыты проблемы воспитания.

Пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Используя пособие, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины.

Структура изложения материала в виде вопросов и ответов позволит быстро и легко подготовиться к экзамену.

Предмет и задачи педагогики

Что такое педагогика?

В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель» (грсч.). Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. В середине XX века стало ясно, что в педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Функция педагогики — познать законы воспитания, образования и обучения людей и па этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Источники развития педагогики: многовековой, практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; мировая практика воспитания; данные специальных исследований; опыт педагогов-новаторов.

Что такое воспитание?

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных организаций с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей.

с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитатель-ных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Что называется обучением?

Навыки • компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Что такое образование?

Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие».

Какие науки входят в систему педагогических наук?

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека.

Психология изучает закономерности развития психики человека. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, медициной, экономикой и т. д.

Методы педагогических исследований

С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные.

Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственный методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен.

В педагогических процессах участвуют люди всех возрастов. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы, проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых.

Конечная цель любого педагогического исследования – установление закономерностей.

Какие существуют традиционно-педагогические методы?

Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Оно должно быть:

Однако наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение продуктов ученического творчества он поможет выявить особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу, мотивы деятельности и т. д.

Беседы — в них выявляется отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа отличается целенаправленностью. Разновидностью беседы является интервью.

Какие бывают педагогические эксперименты’.’

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Что такое педагогическое тестирование?

Тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое строго в контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Оно отличается точностью, простотой, доступностью.

Какие существуют методы изучения коллективных явлений?

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами

В педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа; закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие, указывать фамилию испытуемого и анонимные и т. д.

Широко используется социометрический метод, позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.

Какие используются количественные методы в педагогике?

Общие закономерности развития.

В чем заключается процесс развития личности?

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильною вклада, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные в нем жизнью и воспитанием.

Какую роль играет наследственность в развитии человека?

Как среда влияет на развитие личности?

Каждый человек развивается по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. К какому результату приведет их взаимодействие, зависит от многих случайных факторов.

Как влияет на развитие личности воспитание?

Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие.

Как влияет деятельность на развитие личности?

Деятельность может быть активной и пассивной.

Возрастные и индивидуальные особенности развития.

Что такое возрастая периодизация?

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Для педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

Какие виды периодизации приняты в современной науке?

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

1. период новорожденности (до 6 недель жизни)

2. грудной период (до 1 года)

3. ползунковый период (1-3 года)

4. дошкольный возраст (3-6 лет)

5. школьный возраст (6-11 лет)

6. юношеский период (15-20 лет)

1. младенчество(1 год жизни)

2. преддошкольный возраст ( 1-3 года)

3. дошкольный возраст ( 3- года)

· младший дошкольный (3-4 года)

· средний дошкольный (4-5 лет)

· старший дошкольный (5-6 лет)

4. младший школьный возраст (6-10 лет)

6. старший школьный возраст (15-18 лег)

В чем сущность закона неравномерности развития?

Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:

между возрастом человека и темпом духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется; духовное развитие людей протекает неравномерно. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный характер; существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств; по мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность.

Какие периоды называются сензитивными?

Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными.

Большое значение имеет приобретаемый в процессе социализации опыт.

Что такое индивидуальные особенности?

Особенное в человеке называется индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях, возникновение которых связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, способности, темперамент, характер личности.

Что такое педагогический процесс?

Что представляет собой педагогический процесс как система?

Структуру системы представляют выделенные по принятому критерию элементы, а также связи между ними. Понимание связей важнее всего, ибо только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса.

Какие выделяют компоненты педагогического процесса?

Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Почему педагогический процесс рассматривается как трудовой?

Чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключать воспитанников, способы сотрудничества с ними. Это духовные средства труда.

Что означает целостность педагогического процесса?

Педагогический процесс внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.

Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитании осуществляет не только воспитательную функцию, но и развивающую и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Какие существуют закономерности педагогического процесса?

В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные и повторяющиеся связи.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются:

1. закономерность динамики педагогического процесса. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постоянный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;

2. закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темны и достигнутый уровень развития личности зависит:

· применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. закономерность управления учебно-воспитательным процессом ;

4. закономерность стимулирования.

Продуктивность педагогического процесса зависит:

1. от действия внутренних стимулов (мотивов) деятельности;

2. интенсивности, характера и своевременностей внешних стимулов;

5. закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Зависит:

· от качества педагогической деятельности

· качества собственно учебно-воспитательной деятельности воспитуемых;

6. закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят:

· от потребностей общества и личности,

· условий протекания процесса.

Какие выделяют этапы педагогического процесса?

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

· проектирование и планирование развития процесса.

Основной этап осуществление педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

· постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

· взаимодействие педагогов и учеников ‘,

· использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса,

· создание благоприятных условий •,

· осуществления мер стимулирования,

· обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап анализа достигнутых результатов нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, учесть неэффективные моменты.

Дидактика как наука

Что называется дидактикой?

Какие существуют основные категории дидактики?

Основными категориями дидактики являются:

Что такое процесс обучения?

Процесс обучения это социальный процесс, который зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, процесс обучения можно назвать процессом передачи накопленного опыта общества подрастающему поколению.

Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека.

Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся).

Процесс обучения (но ):

Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую. Они выступают в единстве, комплексно.

Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков, в усвоении учащимися видов деятельности.

Воспитательная функция, состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения.

Развивающая функция состоит в развитии у детей психомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы личности.

Что такое содержание образования?

· обеспечение необходимого уровня усвоения знаний, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшей жизни ;

· развитие интересов, способностей, мышления, воображения, памяти, познавательных и практических умений’

· формирование мировоззрения, нравственных, эстетических качеств;

· формирование способностей к самообразованию и совершенствованию.

Какие существуют принципы формирования содержания?

Существуют следующие принципы формирования образования:

гуманистичности, обеспечивающий приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, научности, проявляющийся в соответствии предлагаемых для обучения знаний достижениям научного и культурного прогресса; последовательности, заключающийся в планировании содержания; систематичности, предполагающий рассмотрение изучаемых знаний в системе; связи с жизнью как средство подкрепления образования реальной практикой; соответствия возрастным возможностям; доступности.

Урок как форма обучения.

В чем заключается сущность и особенность урока?

К уроку предъявляются определенные требования. Среди общих требований выделяются следующие:

построение на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; реализация всех дидактических принципов и правил; обеспечение условий для познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей, потребностей; опора на достигнутый уровень развития учащихся; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков; логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

Какие существуют цели уроков?

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим требованиям относятся:

· определение образовательных задач каждого урока,

· внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

· сочетание разнообразных видов, форм, методов;

· творческий подход к уроку.

· формирование и постановка достижимых воспитательных целей;

· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности;

· соблюдение требований педагогического такта.

· формирование у учащихся положительной мотивации к учебе, интересов, творческой инициативы,

· учет уровня развития учащихся, их психологических способностей, проектирования «зоны ближайшего развития»,

· стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии. Кроме перечисленных требований выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, санитарно-гигиенические и т. д.

Как осуществляется подготовка к уроку?

Технология подготовки к уроку может быть следующей:

изучение учебной программы и тематического плана; определение методической особенности темы; определение характера изложения учебного материала; подготовка психолого-педагогической диагностики особенностей и возможностей учащихся; выбор дидактических средств для реализации учебной деятельности учащихся.

При этом формируется несколько моделей урока:

Принципы и правила обучения.

Что такое принципы дидактики?

Процесс обучения это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами.

Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.

В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются. Они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания.

Что такое правила обучения?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *