обитаемый остров история фильма

История создания романа Стругацких «Обитаемый остров». Справка

По словам Бориса Стругацкого, цензура потребовала изменить имена героев и выбросить всякие упоминания о земной истории, чтобы было поменьше аллюзий с Землей. В журнальной публикации романа герой был русским и звали его Максим Ростиславский. Однако при первом книжном издании Стругацкие вынуждены были заменить фамилию Ростилавский на Каммерер, гвардию переименовать в Легион, Неизвестных Отцов в Огненных Творцов, а Павла Григорьевича в Рудольфа Сикорски. Жители планеты Саракш получили имена, взятые из справочника Союза албанских писателей.

В 1992 году вышел окончательный вариант романа в редакции самого Бориса Стругацкого. Роман был издан и переиздан в 13 странах мира и обрел славу одного из самых масштабных и глубоких фантастических произведений XX века.

Роман «Обитаемый остров» является первой частью неофициальной «Трилогии Каммерера», в которую, помимо него, входят романы «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер».

Роман «Обитаемый остров» несколько раз пытались экранизировать, однако экранизация не удалась. Первой экранизацией культового произведения классиков российской фантастики стал фильм режиссера Федора Бондарчука, сценарий к которому написали Марина и Сергей Дяченко (продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов). В фильме заняты актеры Василий Степанов, Юлия Снигирь, Петр Федоров, Алексей Серебряков, Федор Бондарчук, Михаил Евланов, Сергей Гармаш и Гоша Куценко.

«Обитаемый Остров» является единственной российской картиной, созданной в жанре science fiction epic, и самым масштабным российским кинопроектом последних десятилетий.

Источник

«Обитаемый остров»- как отражение нынешней реальности

обитаемый остров история фильма. Смотреть фото обитаемый остров история фильма. Смотреть картинку обитаемый остров история фильма. Картинка про обитаемый остров история фильма. Фото обитаемый остров история фильма

Поменяйте Хонти и Пандею на Украину, Польшу или Эстонию. Причём, никто, как и в нынешней России, толком ничего не знает о соседях, питаясь в основном мифами из телевизора и дешёвыми пропагандистскими брошюрами. Дальше вообще в точку.

«Южные границы подвергались непрерывным атакам колоссальных орд полудикарей-выродков, которыми кишели леса за рекой Голубая Змея».

«Оно действовало на нервную систему каждого человеческого существа этой планеты. Физиологический механизм воздействия известен не был, но суть этого воздействия сводилась к тому, что мозг облучаемого терял способность к критическому анализу действительности. Человек мыслящий превращался в человека верующего, причем верующего исступленно, фанатически, вопреки бьющей в глаза реальности. Человеку, находящемуся в поле излучения, можно было самыми элементарными средствами внушить все, что угодно, и он принимал внушаемое как светлую и единственную истину и готов был жить для неё, страдать за нее, умирать за нее. А поле было всегда. Незаметное, вездесущее, всепроникающее. Его непрерывно излучала гигантская сеть башен, опутывающая страну. Гигантским пылесосом оно вытягивало из десятков миллионов душ всякое сомнение по поводу того, что кричали газеты, брошюры, радио, телевидение, что твердили учителя в школах и офицеры в казармах, что сверкало неоном поперек улиц, что провозглашалось с амвонов церквей. Неизвестные Отцы направляли волю и энергию миллионных масс, куда им заблагорассудится. Они могли заставить и заставляли массы обожать себя; могли возбуждать и возбуждали неутолимую ненависть к врагам внешним и внутренним».

Конец тирании Неизвестных Отцов, кстати, произошёл из-за широкомасштабного заговора изнутри, сопряжённого с военным поражением в войне с Хонти.

Источник

Обитаемый остров (фильм)

Обитаемый остров (фильм)

Art Pictures Studio, СТС, «Нон-Стоп Продакшн»

115 минут (фильм первый),
100 минут (Схватка).

$36,6 млн (оба фильма)

Выход фильма «Обитаемый остров»

Содержание

История создания

Проект экранизации романа Стругацких был инициирован продюсером Александром Роднянским, давним поклонником их творчества. Для съёмок он объединил усилия с режиссёром Фёдором Бондарчуком.

Первый вариант сценария был написан Эдуардом Володарским. Он не во всём устроил режиссёра, и тот заказал переписать сценарий фантастам Марине и Сергею Дяченко.

Съёмки картины проходили в течение 10 месяцев (с 14 февраля по 7 декабря 2007 года). Фильм стал дилогией, из-за большого количества отснятого материала.

Звук и саундтрек

Декорации и спецэффекты

Бюджет

Этот бюджет — самый высокий в истории постсоветского кино после «Сибирского цирюльника», и вполне сопоставим с бюджетами некоторых голливудских блокбастеров.

Премьера и кассовые сборы

Сборы от проката «Обитаемого острова» с трудом покрыли бюджет. В интервью еженедельнику «7 Дней» Фёдор Бондарчук сообщил, что фильм полностью окупился, хотя и не принёс ожидаемой прибыли. [20] [21] [22]

Телепремьера фильма состоялась в 2010 году на канале РТР: первой части — 2 января, а второй — 3 января.

Сюжет

Фильм первый

2157 год. Пилот группы свободного поиска Максим Камеррер из-за повреждения звездолёта совершает вынужденную посадку на неизученной планете, где его берут в плен аборигены. Общественный строй местной цивилизации очень напоминает милитаристскую диктатуру образца XX века, где власть принадлежит анонимным правителям — Неизвестным Отцам. Покорность населения обеспечивают Башни, которые официальной пропагандой называются Противобаллистическими, а на деле они служат инструментом контроля над сознанием.

Во время конвоирования Максима одну из таких Башен взрывают «выродки», которых узнают по регулярным припадкам, напоминающим эпилептические. «Выродки» не переносят регулярные вспышки излучения Башен, поэтому они участвуют в Сопротивлении, хотя некоторые из-за невосприимчивости к обычному излучению занимают привилегированное положение во власти («выродками» являются почти все Неизвестные Отцы). При падении Башни Максим спасает жизнь конвоирующему его гвардейскому капралу Гаю Гаалу.

Так Максим поселяется у Гаалов и знакомится с системой взглядов жителей Саракша на устройство мироздания. Он видит, что сознание новых друзей Рады и Гая инфильтровано пропагандой. Они верят, что Неизвестные Отцы — спасители Родины, которая находится в кольце злобных врагов — бывших колоний. Они также верят, что живут на внутренней поверхности планеты.

Между тем борьба за власть среди Неизвестных Отцов обостряется. Странник, по приказу «Папы», расстреливает одного из Неизвестных Отцов, «Волдыря» во время совещания.

Гай устраивает Максима в Гвардию. Однако Максим не может смириться с антигуманностью полицейских операций против сил местного сопротивления. Присутствуя при допросе арестованных выродков, он видит, что они не мутанты, и не платные агенты зарубежных разведок, а обычные люди со своими идеалами.

Максиму поручают казнить некоторых арестованных. Гвардейский ротмистр Чачу лично стреляет в Максима, когда тот отказывается выполнять варварский приказ. Максим благодаря своим удивительным физическим способностям выживает и попадает к «выродкам», которые рассказывают ему, что Башни нужны Неизвестным Отцам для уничтожения выродков. Вместе с ними он участвует в подрыве Башни. После он ищет убежище на квартире у Рады и Гая, но попадает под арест.

Неизвестные отцы спорят о войне с соседним государством Хонти. Странник просит у государственного прокурора отдать ему Максима. Прокурор сначала соглашается, но заинтересовавшись необычными способностями Максима (отсутствию реакции на излучение Башен в обоих смыслах), решает оставить его себе.

Максима отправляют на южную границу на каторжные работы по очистке опасной территории от военных механизмов. Там он опять видится с первым встреченным им жителем планеты — Зефом, также выродком. Максим узнаёт главную тайну — Башни нужны не для уничтожения выродков, а для оболванивания народа (боли у некоторых людей, в основном не восприимчивых к излучению, — побочный эффект Башен) Неизвестными Отцами (которые сами являются выродками).

Захватив автоматический танк, Максим отправляется на юг в поисках мутантов. По пути он подбирает Гая, разжалованного в пограничную службу.

Фильм второй (Схватка)

В начале второго фильма кратко излагается сюжет первого фильма.

Взяв Гая с собой, Максим рассказывает ему об истинном положении вещей. Гай убеждается в правоте Максима, когда в положенное время, находясь вне зоны действия Башен, не чувствует прилива энтузиазма от излучения.

Находясь на юге в некогда цветущей части империи, а сейчас разрушенном атомной войной городе, где живут люди-мутанты, страдающие от радиации и притесняемые гвардией с севера и варварами с юга, Максим пробует убедить мутантов поднять восстание или вступить в союз с южными дикарями для нападения на Страну Отцов. Его попытки безуспешны: мутанты слишком слабы физически и морально. Они советуют ему поговорить с неким Колдуном.

Максим с Гаем, идя к Колдуну, видят «усыплённого» голована. В пещере с летучими мышами Максим спорит с Колдуном (ребёнком-мутантом, обладающим паранормальными способностями) о том, может ли он повлиять на строй Страны Отцов, и должен ли это делать.

Один из вождей мутантов (бывший полковник медицинской службы) убеждает Максима в опасности дальнейшего следования по земле и дарит бомбовоз, сохранившийся с войны. Максим решает заключить союз с Островной Империей — отдалённой страной с сильным флотом, чьи белые субмарины иногда нападают на Страну Отцов. Вместе с Гаем, забравшись в бомбовоз, они летят туда. В полёте Максим случайно попадает в зону действия башен и видит, что Гай по-прежнему поддаётся влиянию излучения, однако теперь его фанатичная преданность направлена уже на Максима лично. Бомбовоз таранит башню, а потом его сбивает оставшаяся со времён войны автоматическая система противовоздушной обороны.

Сбитый бомбовоз падает в море, Максиму и Гаю удаётся добраться до берега. Следуя вдоль него Максим и Гай находят полузатонувшую и заброшенную белую субмарину, а в ней ужасающие их материалы о массовых убийствах людей, отражающие идеологию Островной Империи. Им ясно, что ни о каком союзе с Островной Империей не может быть и речи.

Тем временем Государственный Прокурор не теряет надежды заполучить Максима, чтоб использовать его невероятные для жителей Саракша возможности в своих целях. Он пытается склонить к сотрудничеству Раду Гаал, однако она отказывается. Тогда прокурор заключает её в тюрьму, но люди Странника организовывают для неё побег и перехватывают её — Странник не меньше Прокурора заинтересован в Максиме.

Узнав по радио, что Страна Отцов начала войну с Хонти — бывшей частью единой Империи, Максим с Гаем сдаются береговому патрулю. Как и большинство заключённых, их отправляют на фронт. Так как Гай сообщил Максиму номер своей роты, тому удаётся его разыскать. Он также объединяется с Зефом и Вепрем. На фронте их находит Фанк, но Максим не соглашается покинуть друзей. Во время боя Гай гибнет, однако Максиму удаётся выжить и он соглашается с предложением Фанка работать в Институте под руководством таинственного Странника. Сам Странник находится в длительном отъезде.

Война приводит к поражению Страны Отцов. Государственный прокурор, который был сторонником войны, понимает, что за это Отцы должны казнить его через несколько дней. Умник (это было прозвище прокурора среди «своих») связывается с Максимом и сообщает координаты Центра, управляющего всей системой башен. Максим, используя феноменальные физические способности, нечувствительность к излучению и связи с подпольем, уничтожает Центр и спасает Раду.

Вернувшийся Странник устраивает погоню за Максимом. Во время их схватки выясняется, что Странник — на самом деле землянин Рудольф Сикорски, работник Галактической безопасности. Странник обвиняет Максима в том, что Максим своей самодеятельностью испортил тщательно подготовленный план спасения планеты Саракш и указывает на его промахи. Для восстановления экономики и хозяйства требуется дезактивация практически всего почвенного покрова планеты; на государство надвигается голод и инфляция. Кроме того, Островная Империя подготовила крупное вторжение в Страну Отцов, остановить которое без «чёрного излучения» (излучение, вызывающее тяжёлую депрессию) представляется затруднительным.

Максим остаётся на планете. Он заявляет, что его главная цель — не позволить кому-либо вновь построить башни, даже из самых лучших побуждений.

Съёмочная группа

Отзывы и оценки

Премии

Обитаемый остров получил ряд премий в области кино.

Культурные отсылки

Фильм содержит аллюзии и культурные отсылки («вежливые приветы», по определению продюсера) к другим известным фантастическим произведениям.

Подтекст фильма

Многие обозреватели увидели в «Обитаемом острове» аллегории на политическую действительность как прошлого, так и настоящего, в том числе и отличные от тех, что были в книге-оригинале. Часть догадок были подтверждены авторами фильма, некоторые, напротив, опровергнуты.

Различия между книгой и фильмом

Произведения по мотивам фильма

Ссылки

Примечания

9 рота • Обитаемый остров • Азазель • Сталинград

Источник

Обитаемый остров

обитаемый остров история фильма. Смотреть фото обитаемый остров история фильма. Смотреть картинку обитаемый остров история фильма. Картинка про обитаемый остров история фильма. Фото обитаемый остров история фильма

2157 год. Человечество создает космическую группу, названную ГСП группой свободного поиска. Теперь любой землянин, получив космический корабль и зарегистрировав свой маршрут, волен отправиться к звездам. Так и поступает Максим Каммерер, не подозревая, что ему предстоит потерпеть крушение на далекой планете, попасть в плен и оказаться один на один с чужим враждебным миром.

Наверное, это в крови — страсть к набиванию собственных шишек в обход чужого опыта. Родному мейнстриму нет и пяти лет отроду, а конвейер сплевывает исключительно дорогостоящие ленты и не думает размениваться на крепкий жанровый середняк. Конечно, зачем?! Пусть голливудские дурачки по полжизни ходят в подмастерьях, десяток лет выслуживаясь за первый бюджет, зато у нас, куда не ткни, не Феллини, так Кубрик. И никого, почему-то, не заботит, что из ежегодной сотни лент пересмотра достойны две-три максимум. Заметьте: далеко не всегда те, что ставили рекорды по собственной дороговизне.

обитаемый остров история фильма. Смотреть фото обитаемый остров история фильма. Смотреть картинку обитаемый остров история фильма. Картинка про обитаемый остров история фильма. Фото обитаемый остров история фильма

Да, самую злую шутку с «Обитаемым островом» сыграл его бюджет. Колоссальная сумма, ухнутая на производство диптиха, выступала, чуть ли не форвардом рекламной кампании. Расчет-то был логичен: лучшего инфоповода для лишнего упоминания картины в прессе и не сыскать, да вот только неискушенный в вопросах кинопроизводства конечный потребитель на старуху нашел проруху.

Что ему эти отчеты об израсходованном километраже пленки, килограммах выкроек и длительном съемочном периоде? Для него потраченное должно быть прямо пропорционально количеству спецэффектов, и уж на сорок миллионов будьте добры отрисовать. Естественно, не поражающий воображение визуал оказался горьким разочарованием.

обитаемый остров история фильма. Смотреть фото обитаемый остров история фильма. Смотреть картинку обитаемый остров история фильма. Картинка про обитаемый остров история фильма. Фото обитаемый остров история фильма

Справедливости ради, все не так уж и плохо. Деньги в кадре чувствуются. Проблема носит, скорее, художественный характер: постапокалиптический мир, несмотря на всю глубину его проработки, с любовно раскиданным мусором, паутинками покрывающих стены трещин и красиво облупившейся краской недостаточно оригинален, напоминая всю голливудскую фантастику разом. Все когда-то сделанное и где-то подсмотренное, кинематографическая дворняжка сумма всех пород. И из-за этого экранное величие воспринимается искусственной важностью, как спектакль сельского клуба, в меру таланта своего худрука воспроизводящий представление с кремлевской елки.

Похожие симптомы демонстрирует и экшн. Он не плох, но его чудовищно мало. Если не считать скоротечного крушения кое-как смоделированного космического спрута, в ожидании первой схватки приходится томиться целых сорок минут. Сорок минут неторопливых диалогов, почти осязаемо тянущих время дегустацией каждого слога, сорок минут улыбок и сюжетной летаргии. Пробуждение наступает лишь однажды, когда дрогнувшая под взрывом трансляционная башня вспарывает поезд, но эпизод заканчивается так молниеносно, что адреналин просто не успевает вспрыснуться в кровь.

обитаемый остров история фильма. Смотреть фото обитаемый остров история фильма. Смотреть картинку обитаемый остров история фильма. Картинка про обитаемый остров история фильма. Фото обитаемый остров история фильма

Следом сонное царство снова вступает в свои права, заставляя лениво приоткрывать веки на клишированную хореографию драки в переулке и штурма гетто. Возможно, смени авторы общий ритм повествования, лента сильнее соответствовала бы своей блокбастерной природе, но при существующей подаче она скорее напоминает выведенный на большие экраны сериал, маскирующийся монументализмом.

А что же с сюжетом? спросите вы. А тут позвольте занять непопулярную позицию, но дотошная верность первоисточнику, далеко не первостепенный критерий талантливой адаптации. Вон, и «Властелину колец» предъявляли претензии, и буквоедский «Код Да Винчи» оказался из рук вон плох. Самое главное, чтобы экранизация выглядела фильмом, а не книжной иллюстрацией. То есть, чтобы ничего из происходящего на экране, начиная с внутренней логики, событий и заканчивая мимикой персонажей, ничто не прикрывалось отговорками, так в книге, попросту не вызывая вопросов. Если это условие соблюдено, значит, картина получилась.

Нет, «Фильм первый» ни в коем случае не осечка и даже не плохое кино. Просто нет у нас в стране постановщиков, способных сдвинуть подобную махину с места. Даже посягательства на заветный гуж понятны: кому не хочется своими ногами помесить грязь истории? Но пока мы имеем только хорошо выполненную домашнюю заготовку. А для того, чтобы черновик превратился в настоящее кино, нужно долго тренироваться, и желательно, не на нашем новогоднем досуге.

Источник

Наше кино

Экранизация романа Аркадия и Бориса Стругацких

Еще поговаривают, что место это пропащее, жизни тут нет и быть не может. Однако вот уже несколько лет на омываемом волнами песке заметно копошение, которое год от года становится более деловитым. И вот уже не мы ищем следы разумной жизни, а разумная жизнь ищет нас и зовет в гости, мол, с прошлым покончено — здесь больше не мертвая зона и даже не пятый уровень Сумрака. Теперь это обжитое место — «Обитаемый остров».

Не спорим, отечественные киносказочники не раз давали повод разубедиться в наличии у себя таланта. Однако хочется верить, что с «Обитаемым островом» все будет по-другому. Нет, серьезно, — правда хочется: в съемках задействовано много талантливых людей. С некоторыми из них за несколько месяцев до премьеры удалось поговорить «Миру фантастики».

Первой формой разумной жизни, которую Максим встретил на Саракше, была камера.

«Масштабы беспрецедентны»

Максим Осадчий (оператор-постановщик)

Петр Братерский, Дмитрий Опекин и Максим Осадчий.

В каких местах проходили съемки?

95 процентов материала снимали в Крыму, где мы провели около восьми месяцев, затем еще два месяца работали в павильонах Москвы. Мы также совершили небольшую экспедицию в Санкт-Петербург, чтобы снять интерьеры. Нас интересовали помещения, в которых могли бы заседать Неизвестные Отцы. Съемочной команде очень приглянулись «декорации», которые обнаружились в Питере.

Почему именно Крым?

Нам нужна была разная фактура: горы, пустыни, леса, морские побережья и т. д. Самое главное — в Крыму находится большое количество недостроенных объектов, вроде Казантипской АЭС и больших пансионатов, которые были заброшены во времена перестройки. В нашем распоряжении оказалось очень много объектов, представляющих собой этакие бетонные скелеты. На их основе возводились декорации.

Рейд на пристанище выродков. Жаль, что у гвардейцев нет робопаучков из «Особого мнения».

По-вашему, в чем заключается уникальность проекта?

Во-первых, в объеме сценария: его трудно было сокращать. В одном фильме рассказать историю «Обитаемого острова» невозможно, поэтому было решено разбить картину на две части. Во-вторых, в размахе постановки. Взять, например макетные съемки: была у нас модель падающей в воду гондолы. Снимать решили не многократно уменьшенную копию габаритами метр на два, а большой макет, построенный фактически в натуральную величину. Весила конструкция 14 тонн, а потом ее уменьшили до 7 тонн. Причем 100-тонный плавучий кран бросал эту кабину в море. Масштабы беспрецедентны для российского кинематографа. Может быть, уместны сравнения со съемками фильма «Война и мир» — именно настолько был сложен «Обитаемый остров» с точки зрения постановки. Мы сталкивались с задачами, которые никогда ранее не решали, хотя лично я уже 15 лет работаю в рекламе, в полнометражном кино, и снимаю музыкальные видео — то есть опыта хватает. Картина была сложная и по срокам съемок: с одним выходным в неделю с 6 утра до 8 вечера нужно было выдерживать изнуряющие экспедиции со всеми вытекающими.

«Риски слишком велики»

Леонид Волосатов (супервайзер компьютерной графики)

У них есть танки, зато на нашей стороне большой пушистый микрофон!

Когда была сделана основная работа по спецэффектам?

Она началась в подготовительный период и закончится незадолго до премьеры. Во время подготовительного этапа проводились работы по созданию моделей, визуализации образов и т. п. Они продолжались даже в съемочный период. В связи с этим пришлось вносить коррективы в планы.

Случались ли у команды озарения, позволяли ли вы себе экспромты?

Все, что можно было придумать, было придумано и спланировано заранее. Проект дорогой и амбициозный — риски слишком велики. Зато уже после монтажа было принято решение дополнить мир планеты Саракш — как говорится, расширить и углубить. Этим мы заняты по сей день.

Всегда ли режиссер и актеры понимали, как будут выглядеть сцены после обработки? Вы готовили предварительные постановки на компьютере?

Мы создавали подробные эскизы и раскадровки. Во время съемки первого мастер-плана сразу изготавливался тестовый кадр, который наглядно показывал цветокоррекцию и приблизительные эскизы — делалось это прямо на площадке. Сотрудники нашей компании присутствовали там на протяжении всего периода съемок.

В общей сложности для съемок было сделано порядка трех тысяч костюмов.

Мир Стругацких выглядит искаженным: из-за особенностей атмосферы у наблюдателя складывается впечатление, что горизонт поднимается вверх. Как вы воплотили это на пленке?

Скажу больше: мы продолжаем работать над этим визуальным решением в данный момент. Да, горизонт будет казаться искаженным: мы меняем его линию с помощью компьютерной графики. Порядка 60% отснятого материала будет подвергнуто соответствующей обработке.

Считаете ли вы, что сегодняшнее качество визуальных эффектов позволяет добиться фотореалистичной компьютерной графики?

Зависит от специалистов, которые ей занимаются. Да, позволяет, просто далеко не все на это способны. Нам, к сожалению, не хватает опыта, но мы стараемся. А так — взгляните на «Пиратов Карибского моря». Образцово-показательный в этом отношении фильм.

На какие эпизоды уходит большая часть времени?

Работа ведется параллельно по обоим фильмам, поэтому сложно выделить конкретные эпизоды. Есть спектр работ, связанных с изготовлением фоновых изображений, изменением линии горизонта, заменой неба, прорисовкой летательных аппаратов. Перечисленные задачи весьма сложны для исполнения и требуют особого тщания. Поскольку исходное изображение очень хорошее, мы стараемся его не испортить, а наоборот — украсить и дополнить.

Обитаемый остров: Фильм первый

Жанр: Фантастический экшен

Премьера: 1 января 2009

Производство: Телеканал СТС, Non-Stop Production, Art Pictures Studio

Режиссер-постановщик: Федор Бондарчук

Сценаристы: Эдуард Володарский, Марина и Сергей Дяченко

Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов

В ролях: Василий Степанов, Петр Федоров, Юлия Снигирь, Алексей Серебряков, Федор Бондарчук, Михаил Евланов, Сергей Гармаш, Гоша Куценко, Анна Михалкова, Андрей Мерзликин

Бюджет: 36,5 миллионов долларов

«Кино — это система образов»

Кирилл Мурзин (концепт-дизайнер)

Какое впечатление на вас произвел сценарий?

Кирилл Мурзин и Федор Бондарчук «клеят» шестиколесный красный утюг.

Он показался мне интересным и перспективным. Нашей задачей было сделать упор на экшен, а не на диалоговую составляющую, поскольку современный зритель совершенно не расположен к литературе в кино. Мы использовали весь накопленный раннее опыт, все доступные технологии создания трюков, и по максимуму старались реализовать то, что мы любим в зарубежном фантастическом кино. Были тщательно проанализированы работы иностранных и отечественных режиссеров на этом поприще. Вышла смешная история, когда мне пришлось написать для художников, людей намного старше меня, список рекомендуемых для просмотра фильмов — чуть ли не все их я выдавал из собственной коллекции; также пришлось показывать коллекцию комиксов, которые я собирал много лет в разных странах.

Режиссер, оператор и постановщик чаще других общаются с концепт-дизайнером. Как вы находили подходящие решения для проекта и откуда черпали вдохновение?

Насчет остальных — не знаю, а вот для меня вдохновением послужили десятки книг, прочитанных к этому дню, сотни комиксов, мультфильмов, как короткометражных, так и полнометражных, фантастические фильмы из Южной и Северной Кореи, из Китая, многочисленные серии манги. Плюс — фрагменты отечественной истории, в частности, пережитые моим дедом, тоже художником, но в первую очередь военным, на долю которого пришлись невзгоды войны. Во многом это дань его жизненному пути.

Эскиз городского пейзажа, сделанный Кириллом Мурзиным.

Каковы главные составляющие «Обитаемого острова»?

Это полноценный мир, который вполне бы сгодился как для живых ролевых игр, так и для компьютерных. Нам пришлось создать его с нуля: нарисовать карту Солнечной системы. Даже, нет, — не Солнечной системы, а того брейгелевско-босховского мира, в который попадает главный герой. Мира-яйца.

То есть работы Босха вдохновили вас на создание мира планеты Саракш?

Полотна Брейгеля, Босха, сотен китайских художников, роботы английских комиксистов. Когда планету описывали Стругацкие, они делали упор на словесные формулировки, преисполненные смысла — глубокие, художественные. А кино — это система образов, которые нам и пришлось разработать. Мы создали вычислительную систему этого микрокосмоса, его алфавит. И так как в начале съемок еще не было решено, понадобится ли переводить то, что говорят и пишут местные жители, пришлось разработать алфавит в точном соответствии со знаками кириллицы. В общем, придумали все, что у Стругацких осталось между строк: устройство быта, организацию правительственных учреждений, систему знаков, символику военных, спецодежду, спецслужбы, закрытые институты и прочее. С нами работал мой коллега Арсений Кручинский, который посвятил этому проекту почти 2 года.

Какую роль играет цветовая палитра мира?

На этой планете нет теней — такова наша теория. По идее Стругацких, великий свет, то есть Саракш, — это газовый карлик, в той же системе, только висит он посередине яйца, словно желток. Очень сложная задача стояла перед оператором-постановщиком, даже не знаю, как он ее решал. Будут тени или нет — зрители безусловно увидят мир Саракш со множеством «земных» элементов.

В городе мутантов голодают, мерзнут и жонглируют разноцветными шариками.

Стругацкие наделяли своих героев эмоциями, заставляли принимать решения в виду особенностей их характеров. Писатели судили с высоты собственного опыта. Мы делаем это с высоты своего. Зритель волен относиться к этому, как ему заблагорассудится. Я считаю, что мудр тот зритель, который, приходя в кинотеатр, оставляет предрассудки дома и настраивается смотреть кино как полноценное произведение искусства.

Ваши ощущения перед выходом картины?

Я побаиваюсь смотреть фильм в окончательном варианте — волнуюсь. Не потому, что он может не понравиться кому-то другому, а потому, что он может не понравиться мне. Как бы много ни пришлось трудиться над созданием концепции, декораций, костюмов и реквизита, результат зависит от работы множества людей, и тут очень сложно предусмотреть абсолютно все нюансы, которые в итоге сложатся в общую картину.

А какие ощущения, на ваш взгляд, должны остаться после просмотра у зрителей?

Я бы хотел, чтобы зритель, выйдя из кинозала, остался таким же романтиком, каким зашел в этот кинозал. Людям, которые сегодня ходят в кино, нужен яркий видеоряд, чтобы отвлечься от повседневных забот. Сегодня фантастику смотрят только романтики, признаются они себе в этом или нет. Для того, чтобы потратить несколько часов жизни, скромные деньги и пойти в кино на фантастический фильм, надо быть фантазером.

Если это комната для водных процедур, то не хотели бы мы встретиться с местным терапевтом.

На необработанных кадрах еще не видно эффекта поднимающегося горизонта.

Бесспорно, учитывая конъюнктуру современной киноиндустрии и объем первоисточника, уповать на сохранение концепции без изменений бессмысленно. Факт в том, что киноадаптация «Обитаемого острова» — в самом деле проект беспрецедентных по российским меркам масштабов. Проделан колоссальный объем работы, в которую внесли вклад опытные люди, никогда не страдавшие отсутствием таланта и неумением воплощать фантазии в жизнь. Взглянуть на результат всего этого будет, как минимум, интересно. Быть может, в самом деле стоит отбросить предрассудки?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *