образ гриши добросклонова в поэме кому на руси жить хорошо кратко

Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Григорий Добросклонов появляется в эпилоге поэме, о его значение нельзя сравнить с простым завершением произведения.

Образ и характеристика Гриши Добросклонова – это попытка автора вселить в души читателя оптимизм и веру в будущее.

Описание отца героя и жизни в его доме

Учеба героя

Дьяк отправил сына в духовную семинарию. Так было положено на Руси. Живет Григорий в страшной бедности, но его тяга к знаниям поражает. В час ночи просыпается парень и ждет утра, когда им принесут ситник. Еда была безвкусной и не сытной. На семинаристах экономил «хапуга-эконом». В описании семинарии нет данных об учителях, предметах, классах. Некрасов здесь скуп на слова: темно, холодно, угрюмо, строго, голодно. За каждым наречием встает страшная картина. Зачем раскрашивать словами то, что темно в реальности. Отец гордится успехами сына, но не пытается улучшить его существование, он сам был вечно голодным.

Характер Григория

Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.

Мечты героя

Григорий – заступник, воин, смелый человек. Он с детских лет наметил свой путь. Еще ребенком слушал песни матери, он понимает, как велика песенная сила, как проникает она вглубь людей. Песни – душа народа. Они передают проблемы и лечат их, сдерживают негативные порывы, воспитывают оптимизм и веру в себя. Григорий с помощью песен пытается поднять крестьян на защиту своих прав. Образованный юноша видит, в чем причина русской нищеты:

Григорию обидно за страну, которую он любит всей душой. Такого патриотизма нет ни у кого из героев поэмы.

Прототип Гриши

Н.А.Некрасов подобрал герою фамилию, сказывающую, кто был прототипом персонажа. Добросклонов – Добролюбов. Основа общая – добро. Это люди, которые несут добро в массы народа. Исходя из фамилий, можно выяснить важные характеристики. Один склоняет людей к добрым делам, другой – любит всех и надеется, что каждый человек изначально добр. У героя поэмы и публициста много общего:

Объединяет литературный персонаж и реальное лицо трагедия детства. Они остались без матери, которая оставила в душе силу и воспитала характер сыновей. Герой и его прототип стремятся изменить окружающий их мир.

Выбор героя

Источник

Гриша Добросклонов

Такой персонаж, как Гриша Добросклонов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, появляется в эпилоге произведения совсем не случайно. Его образ – вера автора в то, что русский народ ждёт светлое будущее, что добро и правда, трудолюбие и мудрость должны победить. Это очень сильный и несомненно символичный персонаж, критики видят связь между образом этого литературного героя и Николаем Александровичем Добролюбовым.

Детство, семья, судьба героя

Детство героя прошло в бедности, его семья состояла из отца и брата. Подчёркивая крайнюю нужду и тяжелейшее состояние семьи автор говорит о том, что даже домашние животные сбежали от хозяев: “Была собака Зудушка, был кот – и те ушли…”. В семье нет хозяйства: ни коровы, ни лошади, нет собственного участка земли. Гриша с братом подрабатывают у соседей, зарабатывая на жизнь. Отец – деревенский дьячок- не заботится о детях. Он гордится сыновьями, но не способен прокормить семью: “Дьячок хвалился детками, а чем они питаются — и думать позабыл”. Он сам был вечно голоден…” Кроме того, он не гнушается выпить рюмку-другую: в поэме описана сцена, как дети ведут домой своего пьяного отца. Мать Гриши рано умерла, автор подчёркивает, что её судьба была нелегка, голод и нищета свели женщину со свету: “Его хозяйка Домнушка была куда заботлива, зато и долговечности Бог не дал ей”. Она очень любила детей, особенно младшенького – Гришеньку.

Учёба в семинарии даётся Грише легко, он необыкновенно умён и талантлив. Тяжело для юноши выдерживать голод и неустроенный быт в семинарии: “Где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно”. Эконом заведения лишает учеников куска хлеба, они ведут такое же нищенское существование, как и дома: “Григорий в семинарии в час ночи просыпается и уж потом до солнышка не спит – ждет жадно ситника, который выдавался им со сбитнем по утрам..

Внешность героя

Грише около 15 лет, на это указывает то, что он учится в семинарии. Автор называет героя, то “мальчиком”, то “юношей”. Если бы не голод, то Григорий был бы крепким сильным молодым человеком. Но не смотря на “кость широкую”, его лицо “исхудалое” от постоянного недоедания. Это лишь немногое, что известно о внешности героя, в поэме нет подробного описания его лица и фигуры. Этим автор подчёркивает типичность, народность своего персонажа, которому суждено стать народным заступником.

Значение образа Гриши Добросклонова в поэме

Образ искреннего открытого умного крестьянина, который отмечен “даром Божьим” вести за собой других стал итогом всей поэмы. Явная параллель с прототипом – писателем, критиком, революционером Николаем Добролюбовым – прослеживается в образе главного героя. Он необычайно умён, скромен и чист душой. Его выбор – служить людям, нести им мудрость и просвещение. Потеря матери для Добролюбова стала такой же тяжёлой утратой, как и для главного героя (родина и мать слились воедино в мировоззрении Григория Добросклонова). Добросклонов, как и критик, революционер, просто он ещё недостаточно зрел. Даже некоторые биографические моменты показывают на явное совпадение Гриши с прототипом. Гриша “краснел, как красна девушка”. Добролюбов был так же скромен и красив, его знакомые часто отмечали сходство молодого человека с “красна девушкой” (у критика было симпатичное, нежное лицо, тонкие черты – это сходство с матерью).

Образ Добросклонова – человека, который выбрал тяжёлый путь – служение народу, заступничество за обиженных, неграмотных, но самых родных людей – это образ рождающего революционера. Анализ поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” позволяет сделать вывод о том, что рождение гениев из простого народа неминуемо влечёт перемены во всей русской реальности. Уклад, существующий в современной автору России, устарел и изжил себя, крепостничество, голод, нищета и чудовищная несправедливость должны смениться равенством, правдой и одинаковыми возможностями для всех людей, не зависимо от их происхождения.

Источник

Образ народного заступника Гриши Добросклонова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека. И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым. Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье. Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники». Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». Даже кошка с собакой предпочли сбежать из семьи, не выдержав голода. Все это из-за того, что у дьячка «легкий нрав»: он вечно голоден и вечно ищет, где бы выпить. В начале главы сыновья ведут его, пьяненького, домой. Он же хвалится детьми, но о том, сыты ли они, и думать забыл.

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом».

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно». И тоска по матери приводит его к самоотверженному решению посвятить свою жизнь другим, столь же обделенным.

Отметим, что песни очень важны для характеристики Гриши в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. В них кратко и точно раскрывается суть идей и устремлений героя, четко видны его основные жизненные приоритеты.

Первая из песен, звучащих из уст Гриши, передает его отношение к Руси. Видно, что он отлично понимает все проблемы, раздиравшие страну: рабство, невежество и позор крестьян – все это Гриша видит без прикрас. Он легко подбирает слова, способные ужаснуть любого, самого бесчувственного слушателя, и в этом проявляется его боль за родную страну. И в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье, вера в то, что желанная воля уже близится: «Но ты не погибнешь, я знаю!»…

Следующая песня Гриши – о бурлаке – усиливает впечатление от первой, детально изображая судьбу честного труженика, спускающего в кабаке «честно нажитые гроши». От частных судеб герой переходит к изображению «всей Руси загадочной» – так рождается песня «Русь». Это полный искренней любви гимн своей страны, в котором слышится вера в будущее: «Рать подымается – неисчислимая». Однако нужен кто-то, кто бы стал во главе этой рати, и судьба эта предназначена Добросклонову.

Есть два пути, – так считает Гриша, – один из них широкий, торный, но по нему идет жадная до соблазнов толпа. Там идет вечная борьба за «блага бренные». Именно по ней, к сожалению, направляются вначале и странники-главные герои поэмы. Они видят счастье в сугубо практичных вещах: богатстве, почете и власти. Поэтому неудивительно, что им не удается встретиться с Гришей, выбравшим для себя другой путь, «тесный, но честный». По этому пути идут только сильные и любвеобильные души, желающие заступиться за обиженных. Среди них – и будущий народный заступник Гриша Добросклонов, которому судьба готовит «путь славный, … чахотку и Сибирь». Эта дорога нелегка и не приносит личного счастья, и все же, по мнению Некрасова, только так – в единении со всем народом – и можно стать по-настоящему счастливым. Высказанная в песне Гриши Добросклонова «правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, «прыгая» от счастья и ощущая в себе «необъятные силы». Дома же его восторг подтверждает и разделяет брат, отозвавшийся о Гришиной песне как о «божественной» – т.е. окончательно признав, что на его стороне правда.

Источник

Гриша Добросклонов — образ и характеристика героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Внешность

Григорий Добросклонов был юношей с бледным лицом, с тонкими, вьющимися волосами с оттенком красноты. Кость у Гриши широкая, но лицо сильно исхудалое, так как семинаристов недокармливали.

Происхождение, семья

Его отец — приходской дьячок Трифон, кум старосты Власа. Трифон и его сыновья Савва и Гриша жили бедно, «Беднее захудалого //Последнего крестьянина», так что даже кот и собака от них ушли. Коровы и лошади в их хозяйстве не было.

Отец вообще не думал о том, чем питаются сыновья. Сам он был постоянно голоден, всё время искал, где бы выпить и поесть. Только благодаря своему лёгкому нраву дожил он до старости.

Его жена Домна умерла рано. Всю жизнь она была в заботах о семье и думала о соли: ведь если не было хлеба, она могла его попросить у кого-нибудь, а соль можно было купить только за деньги, которых у неё не было. Тем, кто ей давал хлеб, она платила своей работой и пела за этой работой свою песню (её она пела и укачивая Гришеньку). Земляки дали этой песне название «Солёная». Она о том, что младший сынок болен, «не ест, не пьёт», просит посыпать хлеб «сольцой». А соли у матери нет, посыпала она хлеб мукой, но кричит сынок: «Соли ещё!» Ещё посыпала мать мукой, а её слёзы закапали на хлеб. Поел сынок хлеб, солённый от материнских слёз, и стал выздоравливать.

Возможно, Домна пела о том, что было на самом деле с её младшим сынком Гришей. Тот запомнил эту песню и пел её тихонько в семинарии, грустя об умершей матери. Скоро его любовь к матери слилась с любовью к Родине, и с 15 лет Гриша уже знал, что будет жить для счастья русской земли.

Образование, занятия

Гриша был простым, добрым парнем, обладающим талантом слагать песни.

Вместе со своим братом Саввой он учился в семинарии. Во время учёбы Гриша всё время был голоден, просыпался в час ночи от голода и ждал завтрака (хлеба со сбитнем). В каникулы братья отъедались благодаря «Власу-крёстному //И прочим мужикам». Платили им парни работой: косили, жали, сеяли наравне с другими крестьянами.

Умный и талантливый юноша тянулся к знаниям, хотел поступить в университет в Москве. Но уже тогда автор предрёк его дальнейшую судьбу: «Ему готовили путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Мечты и песни Гриши Добросклонова

Несмотря на тяжёлую жизнь, Гриша Добросклонов не сломался, вырос трудолюбивым, честным и справедливым человеком, совсем не похожим на своего отца-бездельника.

Заветная мечта Гриши состояла в том:

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

На всей святой Руси!

В песнях Гриши автор показывает его мечты о справедливости, о счастье народа. Молодой человек был уверен, что своими песнями он поднимает дух народа. Гриша смог прочувствовать тревоги людей и показать, что надежда на лучшую жизнь есть и не стоит опускать руки.

В поэме представлены три песни Гриши Добросклонова, все они о народе, о Родине.

Первая песня начинается и заканчивается словами: «Доля народа, //Счастье его, //Свет и свобода //Прежде всего!»

Вторая песня, начинающаяся словами «В минуты унынья, о родина-мать!», — это раздумье о народе, который освобождён от крепостничества и учится быть гражданином.

Третья песня, которая называется «Русь», особенно удалась Грише, и он хочет завтра спеть её землякам, чтобы поднять их дух. Это песня о стране «убогой и обильной», «могучей и бессильной». В песне юноша воспевает пробуждение Руси, а народ уподобляет «рати». В песне звучит великая вера в светлое будущее русского народа. Об этой песне брат Гриши Савва сказал: «Божественно».

Некрасов хочет донести до читателя, что Россию к процветанию смогут привести только такие борцы за лучшую жизнь, как Гриша. Он молодой революционер, который не думает о своем благе, а заботится о Родине.

Вывод

Образ Гриши Добросклонова в поэме Н. А. Некрасова показан автором как образ человека, счастье которого в служении народу.

Характеристика образа Гриши Добросклонова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо?

Гриша повествует читателю о двух дорогах, которые могут привести к счастью, одна из которых ведет к счастью материальному, а другая к духовному. Он выбирает для себя сложный путь, пытаясь добиться счастья для всех. Он встречает на своем пути множество единомышленников и это придает ему еще большую уверенности в успехе. Но в конце этого пути его самого ожидает вовсе не счастье, а чахотка и ссылка в Сибирь. Но несмотря на всё через что Грише приходится пройти в жизни, Некрасов именно его описывает как героя, которому на Руси живется хорошо.

Сочинение 2

Гришу Добросклонова показывают читателю еще в эпилоге, и его дальнейшая роль в произведении весьма значима. Его характеристика со стороны автора – попытка показать, как через боль и страдания можно по-прежнему оставаться светлым и позитивным человеком. Григорий родился в семье бедного дьяка и рос в маленьком домике с двумя комнатами. В хозяйстве почти ничего не было, даже скота. Матери герой лишился очень рано, однако она успела дать ему основную мечту жизни – помогать родным и делать блага для своей земли. Отец отправляет сына на учебу в семинарию, так как в те времена было так заведено. Автор применяет мрачные и темные эпитеты для описания того учебного заведения, так как он считал, что в произведении должна быть описана реальность, какой бы суровой она не была.

Однако герой не сдался, он решим и настроен получить образование любым путем: просыпается он рано и бывает допоздна читает нужную ему литературу. Мечтами героя является помощь людям и делание благ для своей земли. Он считает, что творчество, в частности песни, крайне важны для того, чтобы поддерживать позитивное настроение в жизни человека и помогать ему в трудных ситуациях. С их помощью он помогает крестьянам понять то, что и у них есть собственные права, которые они могут использовать для улучшения существования.

Гриша является, пожалуй, самым патриотичным молодым человеком в произведении. Он настроен революционно, жаждая изменить и исправить все недочеты, которых не счесть. Такие люди, как он, в будущем будут менять все элементы системы государства для того, чтобы люди жили лучше. Ему суждено вершить великие дела и вписать свое имя в историю. Он считает, что в жизни человека стоит выбор, состоящий из двух путей. Первый, по его мнению, ведет к славе и материальному богатству. Для его достижения человек должен получить хорошее образование и много работать. Второй путь, как считает Григорий, приведет человека к пониманию вещей духовных, что позволит ему постичь понятия гуманизма и благодетели. Также, он думает, что грандиозная работа над собой позволит человеку обрести элементы этих двух путей, однако в приоритете стоит второй путь, так как владение богатством материальным не даст человеку пользы без осознания духовного пути.

Герой действительно несет позитивный настрой, чтобы показать на собственном примере то, что даже в мрачные и тяжелые периоды нужно оставаться человеком и думать о других. Живя в тяжелых условиях, он как никто другой понимает беды крестьян и хочет изменений для своей страны.

Характеристика Гриши Добросклонова

Некрасов отображает в своих произведениях трудности простого народа. В поэме просматриваются некоторые замечательные образы, на их примере автор отмечает земляков, которые способны оберегать своих земляков и позволить им прикоснуться к своим мечтам.

Образ Гриши Добросклонова считают заступником народа, желающему предоставить народу счастье.

Автор рассказывает о внешности героя, описывая его телосложение и цвет волос. Григорий появился на свет в семье дьяка, который жил бедно, потому что постоянно выпивал. В результате юноша испытал тяжёлую судьбу русского, физический труд и постоянное пьянство отца.

Рано потеряв маму, которая умерла от тяжёлого труда, Гриша убеждается, что жизнь следует посвящать служению народа, несмотря на бедность. В поэме наблюдаем песню, в которой рассказывают о судьбе этой трудолюбивой женщины. Песня вызывает отклик в различных слоях населения, так как она подтверждает человеческое горе. Слова рассказывают о ребёнке, который просит хлеба с солью. Соль не могут купить бедные люди, поэтому мама поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня заставляет мужчину вспоминать свою маму и скорбеть о ней.

Отмечают конкретные черты образа Добросклонова, поэт отмечает перемены в государстве через песню, каждое из них отмечается болью в сердце, душевным страданием, людскими слёзами и мольбами, но обладают верой в прекрасную жизнь.

Автор воспроизводит в Грише Добросклонове прототип людей, изменяющих государственный строй, которые заставляют крестьян отстаивать свободу и независимость. Герой произведения хочет получить хорошее образование, а сейчас помогает людям понять все правила и законы, пытаясь дать им минимальное образование, разъясняя возможность получения выгоды от различных просьб.

Григорий осознаёт сложившуюся обстановку в стране, где процветает несправедливость и крепостное право. Добросклонов видит плохое отношение государственных чиновников к людям, отмечая в песнях слова, которые выявляют его душевные переживания за родную землю.

Автор переживает за судьбу народного заступника, его судьба будет состоять из разных неприятностей. После всех серьёзных испытаний его ожидает народная слава, серьёзные болезни и ссылка на сибирские рудники. Великое соединение с людьми при отсутствии своего счастья – радость правды великой, ради которой живёт главный герой.

Искренне рекомендую использовать эту информацию для характеристики Гриши Добросклонова.

Образ Гриши Добросклонова в поэме Кому на Руси жить хорошо?

образ гриши добросклонова в поэме кому на руси жить хорошо кратко. Смотреть фото образ гриши добросклонова в поэме кому на руси жить хорошо кратко. Смотреть картинку образ гриши добросклонова в поэме кому на руси жить хорошо кратко. Картинка про образ гриши добросклонова в поэме кому на руси жить хорошо кратко. Фото образ гриши добросклонова в поэме кому на руси жить хорошо кратко

Популярные сочинения

Главным героем произведения Слово о полку Игореве является Святослав. Это полководец, который имел большой опыт и прошел через множество сражений. Особенное значение для человека

Описание картин Бакшеева

Как известно, на протяжении существенной части истории Россия черпает собственную культуру из других стран. Собственно, этот вопрос вообще является довольно трудным и многогранным, но если упростить

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *