орел в севастополе история памятника
Два ряда мачт
В 1854 году командование Черноморского флота принимает непростое решение – затопить собственную эскадру, чтобы преградить пути вражеским судам. Шла Крымская война, силы англо-французского флота значительно превышали русские. У противников были новые по тем временам пароходы, а у нас – старые деревянные парусники. Было ясно: в бою им не выстоять. Топить свой флот было жалко, но в итоге это решение спасло Севастополь.
11 сентября 1854 года между Константиновской и Александровской батареями были затоплены семь устаревших кораблей, через пару месяцев еще два. В феврале 1855 года была проложена вторая линия мачт, выступающих из воды. От Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи на Южной было затоплено еще шесть судов.
Двадцать названий
Некоторые туристы ошибаются, называя памятник «затонувшим кораблям». Это неверно, корабли были именно затоплены, а не затонули сами. Но мало кто знает, что официальное название памятника неоднократно менялось, всего насчитывается около 20 разных вариантов его именования.
Где теперь орудия
Перед тем, как топить парусники, с них снимали все ценные орудия. Их отправляли на берег для усиления батарей и редутов, так что военная мощь кораблей еще сыграла свою роль при Первой обороне города.
Удивительная стойкость
В 1944 году рядом с памятником был подбит и сгорел немецкий танкер, тоже не причинив вреда монументу. Останки этого судна пролежали там какое-то время в уже мирном Севастополе и остались запечатлены на фото.
Изменчивый внешний вид
По задумке архитектора, на вершине круглой колонны сидит двуглавый орел, который держит в клювах венок с прикрепленным к нему якорем. Одна половина венка сплетена из лавровых листьев, а вторая – из дубовых. Голову орла венчает корона.
Звучали предложения убрать корону с орла и заменить ее на звезду, но этого так и не произошло. Единственное, что изменилось – после революции был сбит крест на короне орла. Восстановили его только во время реставрации в 2003 году.
Памятник затопленным кораблям
История затопления кораблей
Во время Крымской войны, когда английский, французский и турецкий флоты подступали к берегам Севастополя, князь Александр Меншиков отдал приказ затопить часть устаревших судов на входе в Севастопольскую бухту. 11 сентября 1854 года пять кораблей и два фрегата бросили якоря и выстроились в линию с севера на юг.
Подобную тактику оценили даже неприятели. «Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями», — сказал вице-адмирал Фердинанд Гамелен.
Команды затопленных кораблей продолжали защищать город на берегу. После осенне-зимних штормов российское командование с ноября по февраль 1854–1855 годов затопило еще 9 судов. А в августе 1855 года, когда защитники перешли с Южной стороны на Северную, были затоплен оставшийся Черноморский флот.
Во время Крымской войны город держал оборону в течение 349 дней. На дно Севастопольской бухты легло около 90 судов, очистительные работы после войны велись 10 лет.
История монумента
Монумент сооружен в 1905 году, к 50-летию первой обороны Севастополя. Он представляет собой символический утес из гранитных глыб с семиметровой коринфской колонной, увенчанной бронзовым двуглавым орлом.
Птица держит в клюве лаврово-дубовый венок с прикрепленным к нему якорем. К пьедесталу прикреплена бронзовая плита: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 годах для загражденiя входа на рейдъ».
Только в 1949 году удалось обнаружить имя автора памятника, когда нашли список работ известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона. В их перечне был и памятник затопленным кораблям.
В 1969 году памятник затопленным кораблям появился на гербе Севастополя.
Памятник Затопленным кораблям в Севастополе
Севастополь известен большим количеством достопримечательностей, но символом города по праву является Памятник Затопленным кораблям. Это 17-метровое сооружение посвящено не просто десятку затопленных парусных судов. Смысл памятника более глубокий: он символизирует мужество, стойкость и храбрость моряков Черноморского флота. Это знак самопожертвования, навсегда останется в памяти поколений. Это памятник людям, которые ради Родины были готовы на все.
Находится он недалеко от Приморского бульвара и напоминает о событиях первой обороны Севастополя 1854-1855 годов. Этот мемориал изображается на всех сувенирах, которые туристы на память приобретают у местных торговцев.
История затопления
В сентябре 1854 русские потерпели поражение на реке Альме и в это же время англо-франко-турецкая армия высадилась на берега полуострова. Все это значительно дестабилизировало положение защитников. Руководство опасалось, что отбить атаку при прорыве через рейд будет сложно, практически невозможно. Именно поэтому было принято решение затопить часть парусных судов на входном фарватере. Это сделало бы недоступной для врага Северную бухту.
В результате такого решения 11 сентября 1854 года было затоплено несколько устаревших списанных кораблей и фрегатов:
Они ушли под воду между Константиновской и Александровской батареями. Позже вследствие осенне-зимних штормов эти искусственно созданные преграды были частично разрушены. Поэтому в начале зимы дополнительно затопили корвет «Пилад» и корабль «Гавриил». В итоге было затоплено 10 суден на первой линии заграждения. Приказ затопить корабли был отдан князем Александром Меншиковым (по некоторым данным вице-адмиралом П.С. Нахимовым).
Расположены были корабли строго с севера на юг. Ближе к северному берегу затопили фрегат «Сизополь», а к южному – «Флору». В ночь на 11 сентября 1854 года бригады корабельных плотников проламывали днища, а на некоторые судна установили пороховые заряды. Удивительно, что не все сразу пошли на дно, корабль «Три Святителя» держался аж до самого утра.
Вражеский флот эта новость повергла в шок, и они отменили нападение на северную сторону. Решили двигаться в обход. Те же корабли, что пошли напрямую получили серьезные повреждения: мачты затонувших фрегатов пробивали им днище, а огонь с берега завершал дело.
А уже в феврале 1855 затопили еще шесть кораблей на Северной стороне от Михайловского форта до Николаевской батареи. Таким образом, появилась вторая линия мачт, возвышающихся над линией воды. Это были корабли:
И в августе 1855 года был затоплен оставшийся Черноморский флот после того, как защитники перешли с Южной стороны на Северную. Многие смотрели на данное решение неоднозначно, кто-то выступал против. Но по мнению вражеских флотоводцев – это стало единственно правильным действием. Иначе союзный флот очень быстро бы попал в бухту со своей армией. Это мнение вице-адмирала Фердинанда Гамелена.
Появление монумента
История памятника началась в 1854 году, когда объединенный флот 4-х государств приблизился к Севастополю – главной базе Черноморского флота. Вражеские судна имели конкретный план: захватить территорию за две недели. Они рассчитывали за этот период уничтожить наш флот, захватить Севастополь и другие крупные города.
Обороной тогда руководили вице-адмирал В.А. Корнилов и вице-адмирал П.С.Нахимов. Было принято решение затопить большую часть парусных судов, чтобы флот неприятеля не зашел в бухту. План был очень прост: мачты затопленных кораблей будут пробивать днища врагов, ломать рулевое управление, а огонь с берегов уничтожил бы беспомощные корабли.
Некоторые современники писали, что адмирал П.С. Нахимов плакал, как ребенок, когда топили судна. Но все было рассчитано верно: несколько раз флотилия пыталась зайти в бухту, но каждый раз терпела поражение. С этого момента началась долгая изматывающая 349-ти дневная оборона Севастополя. Военные действия длились 11 месяцев, до тех пор, пока 8 марта 1856 года не был подписан Мирный договор.
Официально считается, что Памятник Затопленным кораблям – символ Севастополя и не зря. Пятидесятилетний юбилей обороны города моряки праздновали в 1905 году и тогда же городские власти решили увековечить этот подвиг очень необычным памятником. В 23 метрах от набережной установили сооружение, которое представляло собой утес с восьмигранным пьедесталом и бронзовой картины с тонущими в пучине парусниками.
Официального открытия не было, поскольку в этот же год началась революция, а в 1917 царский режим был свергнут. Памятники начали массово разрушать, но Памятник Затопленным кораблям в Севастополе решили оставить. Монумент был известен во многих городах, поскольку после установки было выпущено очень много открыток с его изображением. Хотя попытки видоизменить внешний вид выдвигались:
Единственное, что сделали из вышеперечисленного – демонтировали крест в 1927 году.
Долгое время была неизвестна история Памятника Затопленным кораблям и не могли обнаружить автора.Узнали лишь когда нашли список работ известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона. Помогали ему архитектор Фельдман и инженер Энберг. Названий у монумента было огромное множество и ни одно надолго не прижилось. Нынешнее появилось в 1930-х гг. и осталось по сей день.
Памятник представляет собой диоритовую мраморную колонну высотой 7 метров, установленную на восьмиугольном гранитном основании. И стоит этот мемориал на мысе, который выложен из гранитных валунов в хаотичном порядке. Под водой вся конструкция держится на каменных блоках в форме квадрата. Высота самого памятника составляет 16,7 метров.
Значение символов изображенных на памятнике
Очень много символичности несет в себе Памятник Затонувшим кораблям в Севастополе, каждый его элемент наполнен смыслом и имеет особое значение. На утесе, который возвышается над водой есть цитата: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд».
На семиметровой белоснежной колонне находится капитель с двуглавым орлом, обращенным в сторону моря, который широко расправил свои крылья и гордо держит лавровый венок. Сам венок состоит из листьев лавра, означающих свободу и листьев дуба – символа веры и славы. На груди орла имеется щит с изображением Георгия Победоносца. В клювах он держит якорь, а над головой – царская корона с крестом.
Вся скульптурная композиция выполнена из бронзы:
Так же, как и две мемориальные таблички на пьедестале с барельефом, отлиты из бронзы. Они изображают тонущие суда с памятными надписями.
Глубоким смыслом пронизана вся композиция. Лавровые листья – это триумф, слава, очищение, а дубовые – сила и стойкость. Орел не просто так повернут к морю – это говорит о постоянной готовности защищать город от захватчиков.
В 2007 году конструкцию уже ремонтировали, средства выделило правительство Москвы. На бронзового орла взобрались альпинисты Валерий Кныш и Дмитрий Радулов. В основании правого крыла появилась трещина – ее и заклеили специальным клеем. Но такая заплата не рассчитана на длительный срок, поэтому в ближайшем будущем скорее всего потребуется дополнительная реставрация.
Памятник отлично просматривается с любой точки бухты и считается центральной частью города. Сам мемориал представляет собой символ принадлежности к великой русской истории.
Интересные факты
Некоторые факты говорят о том, что вопрос защиты Севастополя и его бухты обсуждался еще далеко до начала боевых действий. И еще в 1853 годы проводились разные мероприятия по проверке эффективности береговых батарей.
А в августе 1854 года для этого отдали на проверку старый купеческий бриг. При попутном ветре на него поставили паруса, закрепили руль и пустили плыть под выстрелами орудий. Удивительным был результат: судно получило минимальные повреждения, а на фортах наоборот – появились трещины от частых выстрелов. Именно так пришли к непростому итогу: поперек фарватера поставить на дно устаревшие парусные корабли.
Это было трудное и тяжелое решение. Казалось немыслимым топить свои собственные корабли. И для его принятия необходимы были мужество и решительность. Но как вышло, в итоге это было единственно верное решение.
Туристам будет интересно знать, что в архиве военно-исторического музея Черноморского флота хранятся два проекта памятника. Создателем одного является главный городской архитектор города А.М. Вейзен, инженер Ф.Н. Еранцев и Г.Н. Долин. А автором второго был военный инженер О.И. Энберг.
Первый вариант совсем не похож на тот, что установлен. Он представляет собой четырехгранный обелиск, установленный на суше, на небольшом месте, возвышающемся над морем. Первоначальная конструкция Энберга представляла собой мраморную квадратную колонну, появляющуюся прямо из моря и на вершине – орел с лавровым венком. Чуть позже Фельдман изменил квадратную колонну на круглую и установил ее на искусственную скалу.
Очень много раз Памятник погибшим кораблям в Севастополе переименовывался. За всю историю в различных литературных источниках встречается более десяти названий. В 30-40-е гг. он получил имя «Колонна памяти погибшим морякам», но оно не прижилось.
Этот мемориал овеян тайнами и слухами. Так по мнению некоторых, настоящая длина колонны достигает 19 метров, поскольку она уходит под воду и даже под землю, являясь основанием всей конструкции.
Также ходит легенда, что в расправленных крыльях орла можно увидеть профиль П.С. Нахимова. Многие проверяли, фотографируя с разных ракурсов, но это оказалось мифом.
Расположение достопримечательности на карте
Памятник находится по адресу: Россия, Крым, г. Севастополь, Приморский бульвар. Координаты: 44.618345, 33.524362.
Как добраться
Добраться до Памятника Затопленным кораблям очень легко практически из любой точки города.
На общественном транспорте
Со стороны проспекта Победы и улицы Горпищенко:
С района Камышовой бухты:
Выходить нужно на остановке площадь Нахимова, после этого пройти мимо центрального фонтана и двигаться прямо к морю. Также можно выйти на площади Лазарева и немного прогуляться пешком, осмотреть достопримечательности центральной улицы города.
На личном транспорте:
Двигаясь на личном автотранспорте со стороны Балаклавского шоссе, нужно повернуть на проспект Генерала Острякова, далее на улицу Маршала Бирюзова, ул.Олега Кошевого, далее будет улица 4-го Бастиона и на улицу Ленина. Вы приедете прямо на площадь Нахимова, где есть стоянка для автомоблей. Также, машину можно оставить на парковочных местах вдоль улицы (где нет знаков остановка запрещена).
Памятник Затопленным кораблям в Севастополе — самый загадочный памятник города
Одним из самых загадочных и удивительных памятников является памятник Затопленным кораблям в Севастополе. Изображение этого памятника по праву считается эмблемой города, его можно также увидеть и на современном гербе Севастополя.
Рядом с памятником Затопленным кораблям всегда очень много народа, каждый старается старается сделать фото на память на фоне памятника Затопленным кораблям, но мало кто знает его удивительную историю.
Памятник Затопленным кораблям — исторические события, которые сподвигнули к его созданию
В сентябре 1854 года под Евпаторией высадилась огромная армия союзников, в которую входили англичане, французы, турки, итальянцы. В неравном бою на реке Альма русские проиграли, и над городом Севастополем нависла реальная угроза прорыва неприятельского флота на внутренний рейд. Силы вновь были не равными: у неприятеля — пароходы, а у нас в основном старые деревянные парусники.
К тому же при проверке эффективности севастопольских береговых батарей произошла неприятность: небольшое торговое судно, специально превращенное в мишень, отправили дрейфовать, расстреливая со всех береговых орудий. Но шаланда получила только небольшие повреждения, а вот в фортах появились заметные трещины от выстрелов!
На военном совете 9 сентября 1854 года начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов призывал выйти в открытое море и всеми силами атаковать корабли противника, а при необходимости пойти на абордаж и умереть со славой, взорвав себя вместе с неприятельской армадой. «Умереть мы всегда успеем», — возражали другие члены совета. Нельзя ли применить знаменитую суворовскую хитрость?
И тогда командир линейного корабля «Селафаил» капитан 1 ранга Зорин решил осмелиться озвучить перед командованием оригинальную идею, которую уже обсуждали в кулуарах: что если затопить поперек входа в бухту часть старых судов? А моряки сойдут на берег, чтобы защищать Севастополь на бастионах!
Скрывая сильную дрожь в голосе, Зорин предложил первым затопить собственный корабль. С ним сразу согласился вице-адмирал Павел Степанович Нахимов. Однако Корнилов был непреклонным: пустить на дно собственные боевые корабли? Он на такое не сможет пойти!
И только после озвученной угрозы главнокомандующего — князя Александра Меньшикова, который в случае неповиновения приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Владимир Алексеевич скрепя сердцем заявил:
Печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но необходимо покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла.
Итак, чтобы преградить пути вражеским судам было решено опустить на дно поперек фарватера парусные корабли, побывавшие во многих морских сражениях. Все тяжелые орудия сняли и отправили на берег, ими усилили батареи и редуты.
Некоторые из этих пушек можно увидеть и сегодня, например, на Историческом бульваре, где в первую оборону Севастополя, располагался легендарный 4 бастион, в числе командира которого был артиллерийский офицер Лев Толстой.
Нахимов в приказе по эскадре писал:
Это предсказание сбылось абсолютно полностью. Команды затопленных военных судов пополнили ряды защитников города Севастополя. А первым из плеяды прославленных адмиралов трагически погиб Владимир Алексеевич Корнилов на Малаховом кургане, завещая своим товарищам:
Отстаивайте же Севастополь!
У семи буев, обозначавших места последних дислокаций, стали на якорь легендарные ветераны флота: корабли «Селафаил», «Силистрия», «Уриил», «Три святителя» и «Варна». Расположили все корабли строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.
Ближе к северному берегу затопили фрегат «Сизополь», а к южному — фрегат «Флора». Ночью 11 сентября 1854 года бригады корабельных плотников проламывали топорами днища, а на некоторых кораблях были взорваны специально установленные пороховые заряды.
Но не все старые суда ушли под воду сразу же. Например, корабль «Три святителя» каким-то чудом держался до самого утра. Врагов известие о заграждении привело в сильный шок! Они отменили нападение на северную сторону и решили пойти в обход. В то время наши войска укрепляли батареи на всём берегу. Именно поэтому затопленные корабли нельзя считать потерей, так как они преградили собой путь к победе неприятельского фронта.
Даже сильное преимущество нападавших не могло принести им успеха. Предпринятая союзными войсками морская атака севастопольских батарей закончилась их неудачей. Поразительно, но даже оказавшись на дне, флотилия продолжала сражаться!
Мачты затонувших русских кораблей ломали вражеские днища, а огонь береговых фортов довершал дело. Многие суда противника получили сильные повреждения и поспешили оказаться вне досягаемости выстрелов русских артиллеристов.
Одно из самых нестандартных военных решений — затопление собственных военных кораблей — оказалось единственно верным: союзнический флот, многократно превосходивший Россию как в численности, так и в оснащении, не смог завладеть главной бухтой Севастополя и значительно утратил свое опасное преимущество.
О том, насколько лежащие на дне суда мешали врагам, красноречивее всего говорит тот факт, что в ноябре 1854 года на английском пароходе «Принц» везли команду водолазов и специальные мины, которыми собирались разрушить затопленные корабли. Но «Принц» сам пошел на дно во время сильнейшего шторма у берегов Балаклавы.
Стихия не пощадила и оборонительную линию севастопольских защитников: из-за частичного разрушения подводной преграды в ноябре-декабре были затоплены еще два судна — корабль «Гавриил» и корвет «Пилад».
Другой сильный шторм, разразившийся в феврале 1855 года, тоже сыграл на руку врагам, разметав стройную линию нашей «подводной обороны». Поэтому адмирал Нахимов признал необходимым затопить еще несколько старых судов:
Если неприятельские корабли утвердятся на рейде, то кроме того, что мы потеряем город Севастополь и флот, мы лишимся всякой надежды в будущем; имея Севастополь, мы будем иметь и флот… а без Севастополя нельзя иметь флот на Черном море. Аксиома эта ясно доказывает необходимость решиться на различные меры, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем спасти Севастополь.
Это и послужило причиной создания второй подводной «шеренги». В феврале 1855 года на дно Севастопольской бухты между Михайловской и Николаевской батареями ушли другие корабли — «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия» и «Мидия».
Именно на месте второй линии затопления судов, в 23 метрах от берега, в 1905 году был установили памятник — к пятидесятилетию беспримерной обороны Севастополя, которая продолжалась в общей сложности 11 месяцев!
О великом подвиге державших оборону доблестных воинов с уважением писали все газеты даже тех государств, которые всеми силами пытались стереть с лица земли непобедимые бастионы. 349-дневная героическая эпопея города прославила защитников города на весь мир.
Памятник Затопленным кораблям — планирование и создание
Сначала планировалось установить монумент на месте первой линии затопления кораблей, то есть возле Константиновского равелина. Однако правительственная комиссия посчитала, что возводить два памятника слишком накладно для казны. Её строгие члены, возглавляемые Великим князем Александром Михайловичем, внимательно оценивали проекты ведущих инженеров и архитекторов.
Автором лучшего из них был признан начальник службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Фридрих-Оскар Энберг, который и предложил установить монумент прямо в море. Стоит заметить, что именно он спроектировал всемирно известное здание севастопольской «Панорамы».
Решено было сделать колонну круглой и водрузить её на гранитном утесе архитектор и художник Валентин Фельдман, автор проектов многих православных храмов Крыма и некоторых строений в Севастополе. Примерно в середине 1903 года к завершающему этапу разработки и осуществлению всех замыслов был привлечен эстонский скульптор Амандус Генрих Адамсон. Кстати, именно он оставил свою подпись на памятнике, а точнее на бронзовом барельефе, изображающем затопление кораблей.
Когда война закончилась, то со дна Севастопольской бухты удалось поднять, отремонтировать и вернуть в строй 20 кораблей(!), но большинство были уже слишком ветхими и пошли на слом.
За очень долгую историю Черного моря дно этой бухты не раз поднималось и опускалось, так что рельеф его крайне сложен, он изобилует отмелями, которые на флотском языке именуются «банками». Многие из них облюбовали колонии обитающих здесь мидий. По легенде, памятник Затопленным кораблям стоит именно на этой отмели.
На Приморском бульваре напротив памятника Затопленным кораблям во время общественных гуляний готовили обеды и ужины рестораны, кафе и буфеты. Реклама гласила: «От 1 до 6 часов — обеды из 3-х блюд — 78 копеек, из 4-х — 1 рубль. Открытая терраса с видом на море и Большой рейд». Особым расположением у публики пользовались ресторан в здании яхтклуба и буфет под управлением опытного метрдотеля Жоржа.
Сейчас от ресторанов не осталось и следа, войны и неумолимое время неоднократно меняли внешний вид Приморского бульвара, но лишь одно остается неизменным — любимый горожанами памятник. Каждому, кто хоть раз побывал в Севастополе, знаком его запоминающийся облик: стройная коринфская колонна, увенчанная бронзовым двуглавым орлом с распростертыми крыльями.
Памятник Затопленным кораблям — значение символов изображенных на нем
Не смотря на то, что этот памятник — один из популярнейших туристических объектов, изображен на современном гербе Севастополя, он до сих пор окутан ореолом тайны и является предметом споров и неожиданных открытий.
Странность состоит в том, что постамент развернут «лицом» к морю, то есть рассмотреть его во всей красе можно лишь со стороны акватории, а никак не с берега. Почему так? Скорее всего, в этом заключается смысл памятника: он обращен не к «сухопутным» туристам, а в море — к месту, с которого началась первая героическая беспрецедентная оборона города.
В клювах двуглавый орел держит венок. Одна половина его сплетена из лавровых листьев, символизирующих славу, победу, триумф, очищение, а вторая из дубовых листьев с желудями, олицетворяющими стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах.
К верхней части венка прикован висящий на цепи морской якорь. Орел увенчан большой императорской короной с крестом. Однако в советские годы крест не поленились спилить. Планировали поменять его на звезду и снабдить электрической лампочкой! К счастью, проект не состоялся.
В 2003 году крест на короне появился вновь, но только не Георгиевский крест, как положено, а скорее латинский… А вот на груди орла сохранилось изображение Георгия Победоносца. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий идущие на дно корабли.
Под ним на гранитных плитах высечены слова:
ВЪ ПАМЯТЬ КОРАБЛЕЙ, ЗАТОПЛЕННЫХЪ въ 1854 и 1855 г. г. ДЛЯ ЗАГРАЖДЕНИЯ ВХОДА НА РЕЙДЪ.
Со стороны моря ранее была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Но её сорвало штормом в 1975 году, и до сих пор она не восстановлена.
Вся история легендарного памятника Затопленных кораблей — это непрерывная борьба со стихией. Морские волны разбиваются о постамент уже более 100 лет. Море неумолимо терзает гранит, вымывает каверны в камне, норовит «отгрызть» бронзовые детали монумента. Угрожали символу города даже купальщики, ведь многие десятилетия напротив памятника находился городской пляж.
Отдыхающие часто карабкались на пьедестал и даже сбрасывали с него камни, чтобы устроить себе «ванночки» у подножия колонны. От старожилов Севастополя часто приходится слышать, что напротив памятника Затопленным кораблям прямо из моря был источник пресной воды, к которому ребята ныряли, протискиваясь между подводных камней.
Однажды незадачливый ныряльщик застрял, и после того, как его с большим трудом вытащили, во избежания повторных несчастных случаев, грот с источником залили бетоном.
Памятник Затопленным кораблям во время Великой Отечественной войны
Сам памятник несколько раз подвергался серьезному ремонту, особенно его подводная часть, которая страдала больше всего, так что за дело приходилось браться водолазам.
Во время Великой Отечественной войны был пробит пулями бронзовый барельеф, повреждены база колонны и капитель, появились осколочные и пулевые пробоины в крыльях орла, а также в короне и на колонне.
Памятник первым встретил своего врага: рано утром 22 июня 1941 года рядом с ним взорвалась сброшенная с фашистского самолета мина. Вторая, так и не разорвавшаяся, была обнаружена водолазами недалеко от него в июле 2005 года. Во время Великой Отечественной войны бомбы и снаряды непрерывно падали в бухту.
А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя ближе к набережной Приморского бульвара, увидели чудом уцелевший памятник, рядом с которым дымился пылающий вражеский танкер. Как же памятнику удалось выстоять?!
Он и сейчас хранит свои тайны. Например, мало кто знает, что из-за начавшейся Русско-японской войны его торжественное открытие не состоялось. А затем — революции и вновь войны… Поэтому это один из тех немногих монументов в мире, который официально так и не открыт.
Заплывы у памятника Затопленным кораблям
Севастопольский преподаватель математики Владимир Салтанов, который посвятил памятнику немало исследований, насчитал 17 названий, которыми в разные годы награждали его авторы путеводителей и журналисты. Первым названием, которое обнародовала строительная комиссия, звучало так: «Памятник затопления кораблей».
Один из старожилов города — Владимир Коган, часто рассказывает историю из своей юности о том, что в послевоенном Севастополе существовала организация ДОСФЛОТ, которая расшифровывалась как «Добровольное общество содействия флоту».
«Благодаря ей севастопольская молодежь бесплатно осваивала навыки плавания под парусом и на веслах. Почти в каждом учреждении и учебном заведении города была своя команда гребцов, которые регулярно соревновались.
Особым шиком у молодых парней считалось проскочить на полной скорости в пятиметровую «щель» между берегом и памятником Затопленным кораблям. Это требовало весьма большого искусства, так как смельчаков поджидали многочисленные подводные камни, а сам памятник стоит на отмершей устричной «банке». В парусной шлюпке находилось обычно шестеро: впередсмотрящий, рулевой и гребцы.
Однажды, командир одной из лодок решил впечатлить знакомую девушку. Усадил её в шлюпку, а сам вместе с товарищами пошел на разгон.
Но рассеянность влюбленного парня привела к плачевным последствиям: со всего маху налетев на камень у подножия памятника, судно треснуло, мачта накренилась, и девушка чудом осталась жива, а соленой воды наглотались вдоволь все участники «заплыва». Неизвестно, как бы сложились отношения у влюбленных, но из командиров шлюпки жених был разжалован».
В 2007 году на средства правительства Москвы памятник отремонтировали, на бронзового орла смело взобрались альпинисты Валерий Кныш и Дмитрий Радулов. Они заклеили 30-сантиметровую трещину в основании правого крыла специальным клеем.
Однако следует понимать, что такая «заплата» не простоит долго. Одним словом, памятник Затопленным кораблям ждет своих реставраторов и проведения серьезных исследований.