органист даниэль зарецкий биография
Персоны
Даниэль Зарецкий
Биография
Даниэль Зарецкий окончил Ленинградскую консерваторию по классам органа (класс Н.И.Оксентян) и фортепиано (класс Э.В.Базанова), а также аспирантуру Казанской консерватории (класс Р.К.Абдуллина) и Музыкальной Академии им.Я.Сибелиуса в Хельсинки (профессор К.Юссила). Принимал участие во многих мастер-классах в Западной Европе у ведущих профессоров (Г.Бове, Ж.Гийу, М.-К.Ален, Х.Фогель, Л.Ломанн, П.Кее, Й.Лауквик, З.Сатмари и др.).
Лауреат Открытого всероссийского конкурса органистов 1991 года (1 премия), Международного конкурса органистов в Германии, дипломант международных конкурсов органистов в Италии и Финляндии.
Ведет активную концертную деятельность с 1986 года. Выступал почти во всех городах бывшего СССР, где установлены органы. Активно гастролирует практически во всех странах Европы, а также в США, Израиле, Австралии и Южной Америке. Участвовал во многих самых престижных и известных органных фестивалях в Западной Европе.
В 2000 году исполнил в цикле концертов все органные сочинения И.С.Баха к 250-летию со дня смерти композитора.
Его концерты неоднократно транслировались и записывались радио и телевидением в России, Германии, Швейцарии, Дании, Финляндии и Латвии.
Главный консультант ряда проектов по строительству новых органов и реставрации исторических инструментов в России и за рубежом.
Записал 7 компакт-дисков. Член жюри ряда престижных международных конкурсов в России, Польше, Германии, Франции, Испании, Италии, Люксембурге, Канаде.
Зарецкий Даниэль (орган)
Один из самых востребованных современных органистов. Лауреат Всероссийского открытого конкурса органистов (1991, I премия), Международного конкурса органистов в Германии, дипломант международных конкурсов в Италии и Финляндии. Профессор Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского государственного университета.
Ведёт активную концертную деятельность с 1986 года. Выступал почти во всех городах бывшего СССР, где установлены органы. Гастролировал во многих странах Европы, а также в США, Израиле, Австралии, Китае, Японии и – первым из российских органистов – в Южной Америке (Бразилия, Уругвай, Аргентина). Участвовал в престижных органных фестивалях.
«История моей любви к органу, – рассказывает музыкант, – началась, когда меня, шестилетнего, родители привели на концерт в Домский собор Риги. Впечатление оказалось настолько грандиозным, что сразу были скуплены все пластинки, и появилась мечта – хоть когда-нибудь научиться управлять этим удивительным “государством”… Для меня орган был детской волшебной мечтой, которая исполнилась».
Даниэль Зарецкий окончил Ленинградскую консерваторию (класс органа Нины Оксентян, класс фортепиано Эдуарда Базанова), затем аспирантуру Казанской консерватории (класс Рубина Абдуллина) и Академии Сибелиуса в Хельсинки (класс Кари Юссила). Принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов, таких как Ги Бове, Жан Гийу, Мари Клер Ален, Харальд Фогель, Людгер Ломанн, Пит Кее, Юн Лауквик, Зигмунд Сатмари.
В 1997–2007 годах – органист Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В 2000 году исполнил в цикле концертов все органные сочинения И.С. Баха (к 250-летию со дня смерти композитора). Из знаменитых органов Запада, на которых ему довелось играть, особо выделяет инструмент в Домском соборе Риги, английский орган в австралийском Мельбурне и выступление в Кёльнском соборе: «Там два органа: один более старый, другой новый, который “свисает” с потолка, поскольку нельзя было вносить изменения в архитектуру старинного храма. Когда на нём играешь, возникает ощущение бесконечно продлённого парения. А ещё там есть органный пульт, с помощью которого можно играть сразу на двух инструментах! Это даёт просто неисчерпаемые звуковые возможности».
Д. Зарецкий выступил в качестве главного консультанта ряда проектов по строительству новых органов и реставрации исторических инструментов в России и за рубежом. Музыкант поражает доскональным знанием всех органов, установленных в концертных залах и храмах Санкт-Петербурга, и практически всех органов России: «Все инструменты абсолютно разные, у каждого свой неповторимый голос, и изготовлены они разными фирмами».
Концерты Даниэля Зарецкого неоднократно транслировались радио и телевидением в России, Германии, Швейцарии, Дании, Финляндии, Латвии. Музыкант записал семь компакт-дисков.
Успешно совмещает концертную деятельность с преподаванием. В 2002–2007 годах вёл класс органа в Нижегородской консерватории. С 2006 года – профессор кафедры органа, клавесина и карильона Факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. С 2007 года – доцент, а с 2011 – заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории. Многие ученики Даниэля Зарецкого стали лауреатами международных и всероссийских конкурсов.
Д. Зарецкий проводил мастер-классы в ряде стран Европы, в США, Японии, Китае, Австралии. Участвовал в работе жюри престижных международных конкурсов органистов.
Музыкант убеждён: «На органе звучит даже балетная музыка Чайковского! Вообще органный репертуар неисчерпаем – каждый слушатель всегда может найти для себя что-то интересное. В наши дни проводятся даже джазовые органные фестивали, например в Челябинске. У композиторов, которые пишут для органа, есть замечательные джазовые сочинения, которые отлично звучат».
«РГ» раскрыла секреты органа
Потом вам все же посчастливилось соприкоснуться с этим судьбоносным инструментом уже в качестве исполнителя.
Даниэль Зарецкий: Конечно, в Риге я потом выступал много раз, уже обучившись «ремеслу». Первый мой концерт там состоялся в 1992 году, но несколько раньше в Домский собор меня взяла с собой моя консерваторская преподавательница, профессор Нина Оксентян. Тогда я смог впервые подойти и прикоснуться к этому органу, и даже посмотреть, как он устроен внутри. Последний раз был там совсем недавно, в мае, вместе со своими лучшими студентами. В очередной раз со стороны послушал этот замечательный инструмент.
А какие органы мира нравятся вам больше всего?
Говорят, что у каждого органа своя душа и двух одинаковых не существует. Это правда? Получается, что на гастролях каждое выступление как первое?
Даниэль Зарецкий: Трудно сказать, потому что и там, и там есть свои особенности. Прежде всего, совершенно разная акустика. Орган все-таки больше приспособлен к церковной акустике, где есть эхо или реверберация, если выражаться языком науки. Конечно, такие условия более благоприятны для звучания органной музыки. Но, тем не менее, в концертных залах тоже есть свои плюсы. К примеру, непосредственный контакт с публикой. Несмотря на то, что здесь органист тоже сидит спиной, публика его видит и артист, в свою очередь, чувствует слушателей. А в соборах, если и видно музыканта, то совсем чуть-чуть и издали. Бывает, что и вовсе не видно, поэтому такого контакта не происходит.
А есть ли какая-то разница в восприятии органной музыки у нас в стране и на Западе?
Скажите, а при всех безграничных возможностях органа остается ли место для экспериментов, импровизации? Или в этом смысле инструмент немного «неповоротлив»?
А с чего началась органная традиция у нас в Санкт-Петербурге?
Даниэль Зарецкий: Петербургская органная школа, можно сказать, первая в стране. Именно у нас в 1862 году появилась первая в России консерватория, и в ней сразу был открыт органный класс. Автоматически это стало началом российской органной школы вообще. Поначалу проблема была в том, что у нас не было своего инструмента, и занятия проходили на Невском проспекте в главной немецко-лютеранской церкви святых Петра и Павла. Ситуация сохранялась почти до конца 19 века. Позже в консерватории появились два небольших органа, а уже в 1897 году в концертном зале установили большой инструмент. Кстати, одним из первых студентов и выпускников органного класса был Чайковский.
Как сегодня обстоит ситуация с органами в Петербурге, их достаточно?
Сколько человек Санкт-Петербургская консерватория ежегодно набирает в органный класс?
Вы уже продолжительное время преподаете. Не мешает ли это концертной деятельности?
Даниэль Зарецкий: Да, преподавательской деятельностью я занимаюсь уже почти 15 лет. Здесь я с 2007 года, до этого несколько лет работал приглашенным преподавателем в Нижегородской консерватории. Последние два года заведую кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории. Знаете, поначалу преподавание было чем-то новым, а сейчас оно успешно сочетается с концертной деятельностью. Студенты всегда приносят какие-то новые интересные идеи и, естественно, когда работаешь с таким количеством людей, успеваешь освоить репертуар, на который у самого не хватило бы времени.
Скажите, а органный репертуар в основном остается классическим или постоянно обновляется?
Расскажите о конкурсе имени Браудо. Сколько в этом году будет участвовать органистов?
Существует какое-то качество, которое должно отличать органиста от других музыкантов?
Даниэль Зарецкий: В первую очередь, у органиста должна быть хорошая исполнительская воля, я бы назвал это так. Инструмент сложный и требует не только отточенной координации, но и чисто физических сил. Особенно большое количество физической энергии требуется при исполнении виртуозной музыки. Много сил уходит и при выступлениях на старинных инструментах.
И последнее. Назовите несколько композиторов, произведения которых вам нравится исполнять больше всего.
Нежный возраст белгородского короля
О героях и музыке двух концертов «День рождения органа – 2015»
Вот уже четвёртый год подряд декабрь дарит поклонникам органной музыки предощущения скорого праздника. День рождение органа – так условно называют его. Он напоминает нам об особом событии в белгородской музыкальной истории – 15 и 16 декабря 2011-го в нашем городе прозвучали первые органные концерты.
С того времени повелась традиция – чествовать короля всех инструментов два дня: в первый вечер главный герой торжества – заслуженный артист России Даниэль Зарецкий, признанный в России и за рубежом мастер органного исполнительства, во многом благодаря которому органное искусство открылось белгородцам. Во второй – его ученик, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин.
Одна история – три взгляда
Шёл 2011-й, когда многолетняя мечта Ивана Трунова (худрук белгородской филармонии до 2013-го, ныне – референт губернатора по культуре) об органном зале для белгородцев стала обретать реальные очертания. Он уже определился с фирмой – строителем органа, немецкой «Ойле», и пребывал в поисках органиста, который бы его оживил. Иван Григорьевич обратился в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. Но, увы, безуспешно.
Иван Трунов: Между тем я обнаружил, что инструмент «Ойле» установлен в Малом зале им. А. К. Глазунова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. И вышел на вуз и профессора его кафедры органа и клавесина Даниэля Зарецкого. Зарецкий помогал в оформлении документов, разработал диспозицию органа (выбрал регистры, тембры, краски), принимал инструмент у фирмы в Германии и Белгороде. Но главное – от него я узнал, что есть такой прекрасный органист Тимур Халиуллин. А встретившись с молодым музыкантом впервые, сразу понял – этот тот, кого я так долго искал.
Даниэль Зарецкий: Мы смогли полноценно проконсультировать Белгородскую филармонию. И результат вы можете оценить сами: белгородский орган – высококлассный инструмент, универсальный. Фирма «Ойле» так составила диспозицию органа, что при средних размерах он обладает большими звуковыми возможностями – на нём можно исполнить произведения самых разных эпох, стилей и жанров. А что касается причины, по которой мой выбор пал на Тимура, то на тот момент он уже очень ярко себя проявил. Окончил консерваторию и завершал обучение в магистратуре Санкт-Петербургского госуниверситета. До органа он занимался фортепиано, затем параллельно с органом клавесином, а в университете ещё и карильоном. Тимур совмещал всё. И это был важное обстоятельство, ведь Иван Григорьевич объяснил, что в перспективе будет нужен и карильонист. И я очень рад, что белгородская филармония и молодой исполнитель так удачно обрели друг друга.
Тимур Халиуллин: Мой педагог Даниэль Феликсович обратился ко мне: «Тимур, вот тут поступило предложение. Как ты смотришь на то, чтобы после окончания консерватории отправиться работать и жить в Белгород?» Тогда я даже не знал, где находится Белгород. На музыкальной органной карте этот город был terra incognita. И, разумеется, сомнения меня одолевали: что-то меня ждёт? Но я рискнул и поехал. Понимал, что лучше попробовать, чтобы потом не жалеть. И вот в моём распоряжении орган одной из ведущих мировых фирм и зал с прекрасной акустикой – все возможности для музицирования. Чуть позже к нему добавились карильон и клавесин. И замечательная публика, которой я посвящаю всю свою музыку. Мало кто из органистов может похвастаться подобными условиями. Ивана Григорьевича я сразу воспринял как отца. Он относился ко мне именно как к сыну. И такое отношение крайне важно для каждого, кто оказывается в другом городе, приходит в незнакомый коллектив и приступает к новым обязанностям.
День 1-й: трио-диковинка и итальянское барокко
Праздничные программы Зарецкого всегда концептуальны и довольно сложны: от своего слушателя они требуют особой сосредоточенности и понимания. Значительную часть концерта мастер отвёл партитурам центральной, культовой фигуры органной музыки Иоганна Себастьяна Баха: Концерт ля минор для органа соло в трёх частях, хоральные прелюдии «Украсься душа» и «Верую в единого бога». Исполнил хорошо известную белгородским поклонникам Токкату из Пятой симфонии для органа Шарля Мари Видора и Каприччио «Ку-ку» для органа Иоганна Каспара Керля. Но всё же основообразующим программы стало трио – орган и дуэт OLiVER.
– На этот раз идея была сделать что-то совсем не обычное. Принадлежит она не только мне, но и художественному руководителю белгородской филармонии Евгению Алешникову (главный дирижёр оркестра русских народных инструментов, заслуженный работник культуры России). Из общения с ним я узнал, что в вашей филармонии существует замечательный OLiVER – две очень талантливые исполнительницы на домре и мандолине Вера Токаева и Ольга Саитова. С другой стороны, есть довольно большой пласт оригинальной старинной музыки для органа и двух домр, органа и двух мандолин таких известных композиторов, как Антонио Вивальди, Томазо Альбинони. «Испанское каприччио» для двух домр и органа Карла Муньера, Полька для двух мандолин и органа Луи Дезорма – мы выбрали, что из этих сочинений было бы интересно для сегодняшней публики, – считает Зарецкий.
– Даниэль Феликсович, если обратиться к географической принадлежности музыки вашего трио, то становится очевидным: преобладают партитуры итальянских композиторов: соль-мажорный Концерт для двух мандолин и органа в трёх частях Вивальди, Трио-соната № 10 для двух домр и органа Альбинони, до-мажорная Соната для двух домр и органа в четырёх частях Пьетро Локателли…
– Да. Для Италии такой состав не был редкостью. Мандолина, как и орган, оказалась очень востребована здесь в добарочную и барочную эпохи.
За четыре года существования органного зала каких только инструментальных сочетаний Халиуллин не представлял, последовательно доказывая: возможности его инструмента безграничны! Но ансамбль органа и домр, органа и мандолин звучал в Белгороде впервые.
– Мы очень обрадовались возможности играть в органном зале. Было невероятно интересно: что же выйдет из нашего трио, каким будет совместное звучание? И до последнего не знали, ведь мастер прибыл только в день концерта и свои партии мы готовили с ним порознь. Для меня оказалось удивительным, что домра и орган будут так сливаться, насколько это сочетание гармонично, – комментирует Вера Токаева.
– Вера, до выступления с Зарецким вы рассматривали подобный репертуар?
– Барочная музыка довольно специфическая. И у нас с Ольгой были опасения: если сделать программу полностью из барочных произведений, то публика может и заскучать. Вот причина, по которой мы не решались на это. А отдельные композиции мы, безусловно, играли. Скажем, в рамках вечера OLiVER исполняли как раз фрагмент Концерта Вивальди.
Голоса белгородского органа
Однажды за вечер за органным пультом окажется и Тимур Халиуллин. Подарка для слушателей он приготовит два: Рондо-колокольчик Джанни Моранди и первый диск «Шедевры органной музыки».
День 2-й: Сказки музыки и песка
Если учитель начинал с Баха, то ученик открыл свой концерт премьерным исполнением ре-мажорной Прелюдии Дитриха Букстехуде – композитора из пантеона «старых богов». Продолжил баховской хоральной прелюдией «Приди, язычников спаситель». А завершил сольный блок «Вечным движением» Вильгельма Миддельшульте, виртуозно исполнив этюд для педалей соло на тему ми-минорной Фуги («Большой») Баха.
Дальше – время совершенно потрясающих ансамблей органиста и музыкантов-инструменталистов белгородской филармонии. Уникальный и мало с чем сравнимый по красоте звучания союз органа и дудука: Халиуллин и Карен Вирабян преподнесли «Осеннее солнце» Тиграна Мансуряна (причём вступал Тимур на клавесине). А уже в трио с перкуссионистом Сергеем Коваленко (кахон) они воплотили произведение с ярким национальным характером ещё одного современного армянского композитора Григора Ахиняна – «Танец для любимой».
Впервые орган сочетали с вибрафоном – Концерт для вибрафона с органом бразильца Нея Розауро. Партию вибрафона блестяще исполнил Сергей Коваленко. К слову, во многом этот удивительный номер напомнил тандем органа и маримбы. Впервые объединили его и с саксофоном: саксофонист Зоран Алексич, студент Белгородского государственного института искусств и культуры и музыкант Концертного оркестра духовых инструментов (главный дирижёр – Юрий Меркулов), Халиуллин и Коваленко (барабанные щётки) играли джаз – знаменитые «Опавшие листья» Жозефа Космы. Джаз – Интермеццо – звучал и в исполнении трио: кларнет (Дмитрий Хегай), орган и ударные. Александр Цфасман, один из родоначальников советского джаза, посвятил эту пьесу легендарному Бенни Гудмену. Халиуллин исполнял её на джазовых фестивалях в Челябинске и Перми. И вот теперь, наконец, познакомил с ней белгородских слушателей.
И совсем неожиданное совмещение – орган и пианино.
«Я помнил, что 16 декабря исполнится 100 лет со дня рождения Георгия Свиридова. И решил переложить какую-нибудь пьесу. Но какую? И вдруг выяснилось, что в органном зале грядёт концерт пианистки – заслуженной артистки России Людмилы Петровой. И по этому случаю здесь установили пианино. Тогда возникла мысль выбрать что-то из свиридовских партитур для органа и пианино. И вдруг: ну, конечно – всенародно известную часть «Время, вперёд!» из его оркестровой сюиты. Это значило: орган должен заменить оркестр, а пианино играть свою партию. И ударные», – поясняет белгородский органист.
Заключительный блок концерта – синтез музыки и песочного шоу: Адажио соль минор Альбинони, «Элан» Рольфа Лёвланда, неофолк ирландского колорита. Для украинской народной песни «Квітка-душа» (музыка Константина Меладзе) сплотятся Тимур Халиуллин, Карен Вирабян, Михаил Пидручный (сопилка, пан-флейта), Виктория Безуглая (альт) и Сергей Коваленко. И в то же время публика увидит, как из песка под руками Галины Карякиной будут возникать удивительные сюжеты. «Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…» – в снежном пустынном пространстве затерялась избёнка, вьётся из её трубы дымок, и позёмка уже заносит чьи-то следы к ней. Взмах руки – и всё исчезает, а в воздухе уже новая песочная взвесь, скоро она превратится в картину новую.
«В предыдущих программах органные звуки визуализировали балетный этюд и световое 3D-шоу. И для меня в который раз важно было найти оригинальный визуальный ключ, чтобы показать: орган на грани искусств музыкального и визуального»,– заключит Халиуллин.
Для композиции-эпилога объединятся он и Михаил Пидручный (пан-флейта). Прозвучит популярная «Время сказать прощай» Франческо Сартори. И вместе с тем песочная фея завершает последнюю из своих сказок. Сказок, подаренных королю и его народу.
Зарецкий Даниэль
Даниэль Зарецкий окончил Ленинградскую консерваторию по классам фортепиано (засл.арт.России проф. Эдуард Базанов) и органа (нар.арт.России проф. Нина Оксентян), а также аспирантуру Казанской консерватории (нар.арт.России проф. Рубин Абдуллин) и Музыкальной Академии им. Сибелиуса в Хельсинки, Финляндия (проф. Кари Юссила), которую окончил с отличием.
Принимал участие во многих мастер-классах в Западной Европе у ведущих профессоров (Ги Бове, Жан Гийу, Мари-Клер Ален, Харальд Фогель, Людгер Ломанн, Пит Кее, Йон Лауквик, Зигмунд Сатмари и многие другие).
Лауреат Открытого Всероссийского конкурса органистов 1991 г. (1 премия), Международного конкурса органистов в Германии, Дипломант Международных Конкурсов органистов в Италии и Финляндии.
Концертирует с 1986 г. Выступал почти во всех городах бывшего СССР, где установлены органы. Активно гастролирует практически во всех странах Европы (Германия, Австрия, Швейцария, Франция, Голландия, Бельгия, Дания, Швеция, Италия, Великобритания, Испания, Португалия, Финляндия, Норвегия, Люксембург, Польша, Чехия, Словакия, Сербия, Хорватия, Исландия, Мальта), а также в США, Израиле, Австралии, Китае, Японии и – первым из российских органистов – в Южной Америке (Бразилия, Уругвай, Аргентина).
В 2000 году исполнил в цикле концертов все органные сочинения И. С. Баха к 250-летию со дня смерти композитора.
Участвовал во многих самых престижных и известных органных Фестивалях в Западной Европе, США и странах Азии, проводил мастер-классы в ряде стран Европы, в США, Японии, Китае.
Его концерты неоднократно транслировались и записывались Радио и Телевидением в России, Германии, Швейцарии, Дании, Финляндии, Латвии и Австралии.
Записал 7 компакт-дисков. Член жюри ряда престижных международных конкурсов в России, Польше, Германии, Франции, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Канаде, на Мальте. Проводит мастер-классы в странах Европы, США, Японии, Китае, Австралии.
Главный консультант ряда проектов по строительству новых органов и реставрации исторических инструментов в России и за рубежом.
Обладатель премии «Органист года», учрежденной в 2020 году Фондом развития творческих инициатив, Российским музыкальным союзом и Критико-публицистическим журналом «Музыкальная жизнь».