оружейная палата в москве история
Оружейная палата. Сокровищница государства
Пять веков истории самой старой и ценной коллекции государственных символов России
Среди музеев Московского Кремля особое место занимает Оружейная палата — и не только потому, что в ней хранятся уникальные, бесценные экспонаты. Если петербургскую Кунсткамеру называют первым музеем в России, поскольку годом ее основания считается 1714-й, то Оружейную палату с полным основанием можно назвать первым государственным музеем в Москве. Но не только это делает палату уникальной: в ней хранится колоссальное количество древних государственных регалий и парадных церемониальных атрибутов России, созданных начиная с XIII века.
Как возникла Оружейная палата
Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века
Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.
Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.
Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина
«Оружничая палата вся погоре»
Кольчуга-байдана московского царя Ивана IV Грозного, конец XVI века
Это был настоящий дворец, занимавший южную сторону Сенатской площади Кремля, но коллекции Оружейной палаты в нем жилось не слишком уютно. Во время Отечественной войны 1812 года ее пришлось эвакуировать в Нижний Новгород, чтобы спасти от Наполеона, а по возвращении многие предметы нуждались в реставрации, поскольку хранились в неприспособленных помещениях. Впрочем, и само здание Оружейной палаты, несмотря на красоту и помпезность, тоже мало годилось для музея: построенное из дерева, оно не имело отопления и потому было холодным и сырым. Поэтому уже в 1838 году по распоряжению императора Николая I началось проектирование нового здания Оружейной палаты, которое архитектор Николай Тон вписал в единый ансамбль с Большим Кремлевским дворцом. За два года, с 1849-го по 1851-й, новое помещение было возведено, и с тех пор палата не меняла места жительства до нынешнего времени.
Сокровища Оружейной палаты
Зимний возок, выполненный в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году для переезда императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербург в 1733 году. В 1742 году в этом же возке приехала в Москву на коронацию императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I
Немалую часть коллекции Оружейной палаты составляют драгоценные предметы быта: посуда, украшения, одежда и иконы. Среди них тоже встречаются уникальные древности: например, рака царевича Дмитрия (1630 год) или подаренный шведской королевой Христианой царю Алексею Романову по случаю его коронации в 1647 году «Рог Изобилия», а также некогда заложенная в фундамент Преображенского собора в Переславле-Залесском церковная чаша Юрия Долгорукого. Важной частью коллекции являются коронационные одеяния и убранства русский царей, равно как и парадное светское одеяние XVI века. В самой палате исключительным экспонатом этой части экспозиции считают парадное платье Петра I, включая знаменитый черный голландский костюм. А еще два зала Оружейной палаты отведены под конское убранство и коллекцию экипажей XVI-XVIII веков. Как и в других частях коллекции, в этой собраны работы не только русских мастеров, но и их коллег изо всей Западной Европы, включая Берлин, Лондон и Париж. Все эти экипажи использовались в качестве парадных, участвовали в коронациях, встречах послов и в царских походах.
Оружейная палата
ГЛАВНОЕ
В музее девять тематических залов, расположенных на двух этажах. В общей сложности коллекция содержит более четырех тысяч экспонатов искусства различных эпох и народов. Как архитектурное сооружение, Оружейная палата ‒ это часть комплекса Большого Кремлевского дворца. Нынешнее здание музея Оружейной палаты было построено в 1851 г. в стиле эклектика известным архитектором Константином Тоном (он же построил в Москве храм Христа Спасителя). Уже при возведении здания Оружейной палаты подразумевалось, что в нем будет располагаться императорский музей.
Экспонаты музея оснащены подписями на рус/англ. языках, предлагается аудиогид на русском, английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках. Недавно в музее появилась новая услуга — электронный путеводитель.
История создания Оружейной палаты
Сама палата как совокупность нескольких мастерских при царском дворе существовала давно, ее мастера известны уже с XVI в. Тогда в палате работали иконописцы и оружейники. Именно из царских мастерских расходились по Руси новшества иконописной живописи XVII в., отсюда же вышел легендарный иконописец Симон Ушаков. Здесь же начал работать и Никита Давыдов, знаменитый русский оружейный мастер XVII в., которого называют отцом русского оружейного дела. Несколько позже, когда из Оружейной палаты выехали собственно мастерские, здесь расположилось казнохранилище.
В XVIII веке император Петр I начал процесс преобразования царских мастерских и хранилищ в музеи. А в 1806 г. император Александр I подписал указ, положивший начало становлению музея на базе Оружейной палаты. Одновременно с подготовкой строительства здания началось изучение кремлевских коллекций, а член Российской академии наук Алексей Малиновский в 1807 г. опубликовал книгу, где впервые были описаны царские регалии. В своем первом здании у Троицких ворот музей Оружейной палаты просуществовал до 1830-х гг. Сырость негативно сказывалась на состоянии экспонатов, а из-за того, что перекрытия были деревянными, вся коллекция находилась под угрозой пожара. Музей переехал в новое здание, построенное архитектором К. Тоном, в середине XIX века, а старое превратилось в казармы и было снесено в советское время.
Экспозиция
Большая часть выставочного пространства первого этажа отдано экспозицию карет и экипажей. Эта коллекция не имеет аналогов в мире, поэтому на экскурсиях ей уделяют большое внимание. Здесь представлено 24 экипажа, которые были выполнены в разное время. Один из самых ранних ‒ экипаж, подаренный англичанами царю Борису Годунову еще в XVI веке. К числу уникальных экспонатов относится и летняя коляска императрицы Екатерины II, напоминающая гондолу. Также на первом этаже представлены великолепные облачения русских правителей разных эпох, коронационные платья, церковные одежды. Среди них выделяются костюмы императора Петра Первого — его знаменитый «черный голландский костюм» и «становые» кафтаны.
Основная экспозиция развернута на втором этаже, куда посетители попадают по парадной лестнице. Исключительно интересен дальний Коронный зал, в котором выставлены государственные регалии. Наиболее ранние, «мономаховы», по легенде были переданы князю Владимиру Мономаху (XII век) его византийскими родственниками. Они символизируют преемственность власти русских князей от византийских императоров. Это знаменитая шапка Мономаха, держава, скипетр и цепь большого наряда царя Михаила Федоровича Романова. Также здесь находится Соборное уложение 1649 г., которое закрепило переход к абсолютизму в России. Рядом с шапкой Мономаха выставлены и Казанская, Сибирская и другие шапки. Эти шапки являются символами побежденных царств и показывают, как расширялось государство.
После зала, экспонаты которого рассказывали о русских царях, посетители попадают в зал, где предметы декоративно-прикладного искусства связаны с историей внешней политики России. Это зал посольских даров. Здесь развернуты обширные экспозиции ювелирных изделий, подаренных в свое время русским царям английскими, голландскими, немецкими и другими посольствами.
Украшение коллекции Оружейной палаты ‒ это знаменитые на весь мир ювелирные пасхальные яйца Фаберже. К сожалению, при советской власти многие из них были проданы за рубеж, а некоторые утрачены. Тем не менее, здесь хранится 10 удивительных яиц, которые Дом Фаберже создавал в качестве пасхальных подарков Александра III и Николая II своим женам. Каждое яйцо уникально, а внутри скрыт сюрприз. Сама идея таких яиц не нова, но воплощение уникально. Карла Фаберже признали одним из лучших ювелиров своего времени, а в 1900 году он был удостоен французского ордена Почетного легиона.
Здание и интерьеры Оружейной палаты
Оружейная палата ‒ это часть комплекса Большого Кремлевского дворца. Нынешнее здание музея Оружейной палаты относительно новое. Оно было построено архитектором Константином Тоном (он же строил и кафедральный храм Христа Спасителя) в 1851 г. Здание Оружейной палаты представляет собой не развитие какой-либо современной архитектурной традиции XIX века, а обращается к истокам, стилю XVII в.
Здание представляет собой вытянутый прямоугольник с закругленными торцевыми частями. Оно разделено на анфилады, комнаты связаны между собой, каждая посвящена определенной тематике. Выделяется лишь центр ‒ на втором этаже это круглый зал, где экспозиция посвящена русскому оружию, а на первом ‒ зал восьмигранной формы. Предполагалось, что из парадных залов Кремлевского дворца император с гостями будет переходить в анфиладу второго этажа Оружейной палаты, поэтому эти два помещения соединены переходом. Проекты строительства утверждал лично Николай I, который включил музей в программу посещения иностранными гостями во время официальных приемов.
Стилизация под русскую архитектуру Позднего средневековья ясно читается во внешнем оформлении палаты, хотя сама система организации фасада выдает в здании принадлежность к XIX в. Вся стена Оружейной палаты ритмично разделяется вертикалями, в которые вписываются участки стен с окнами. Визуально здание разделено на два яруса плюс цокольный этаж.
Нижний ярус демонстрирует достаточно лаконичную архитектуру: это мощные пилястры и простые окна. Интересно отметить, что пилястры и углы, которые архитектурно подчеркнуты, дополнительно покрыты рустом, – что, как известно, визуально утяжеляет здание. Этот прием — выделение первого этажа рустом — напоминает нам об уходящем классицизме: тем самым этаж обозначается как цокольный. Кстати, оформление окон первого этажа хоть и не часто встречается в архитектуре классицизма, все равно является его типичным элементом.
Второй этаж ‒ это единое пространство, хотя снаружи может показаться, что там спрятан еще один уровень. Это связано с тем, что Тон поместил друг над другом по два окна, которые по своему оформлению уподобляются древнерусским. Этот прием больше относится к стилю барокко и означает желание обмануть зрителя, не дать ему понять внутреннюю структуру здания. Благодаря такому расположению окон внутренние помещения намного лучше освещались, что особенно важно для выставочных залов. Почему же Тон не спроектировал вместо двух небольших окон одно большое? Ответ прост: это не соответствовало бы древнерусскому духу, который стремился воссоздать архитектор.
Несмотря на то, что здание на первый взгляд ничем не декорировано, оно все же выглядит очень нарядным. В этом помогает цвет ‒ сочетание желтого оттенка оштукатуренных стен с белыми вставками, что также намекает на средневековую архитектуру Москвы, когда белокаменные детали часто сочетались с красным кирпичом. Еще одно украшение ‒ мерный ритм вертикалей ‒ полуколонн, которые украшают второй этаж, объединяют его и продолжают линии, начатые пилястрами первого. Но важен не столько ритм, сколько сами колонны. Они классические, правильные, имеют базу, капитель, ордер. Конечно, такого элемента не существовало в древнерусском зодчестве, но архитектору, воспитанному в традициях классицизма, было этого не понять. Лишить колонну каких-либо частей для Тона была немыслимо, да и не нужно. Чтобы придать ей средневековый вид, Тон пошел по другому пути: покрыл всю поверхность каждой колонны тонким резным ажурным орнаментом. Несмотря на то, что и колонны, и орнамент белокаменные, сочные растительные побеги отлично читаются и придают зданию роскошный вид.
Интерьеры соответствуют внешнему оформлению, но если второй этаж напоминает готику, то первый больше похож на западноевропейское романское и древнерусское искусство. Второй этаж легкий, высокий, здесь используются крестовые своды. А первый этаж ‒ это большие залы с низкими сводами, несколько мощных опор (что было характерно для средневековых палат и трапезных). На обоих этажах цвета подобраны так, чтобы выгодно подчеркивать экспозицию музея. Например, зал, где выставлена одежда и шитье, оформлен в нейтральных тонах; а в залах, где экспонируется золото, превалирует красный цвет.
Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Первое упоминание: 1547 год
Основные экспонаты: шапка Мономаха, сдвоенный трон (на котором короновались Ивана V и Петра Алексеевича), трон Ивана Грозного
Количество залов: 9
Координаты: 55°44’58.2″N 37°36’47.8″E
Среди кремлевских музеев Оружейная палата занимает особое место. Здесь экспонируются сокровища мирового уровня, которые много веков хранили в казне царей и патриархов, а также искусные работы отечественных и зарубежных ювелиров. Много туристов из России и других стран приезжают в этот музей, чтобы увидеть национальные реликвии и полюбоваться на высокий уровень мастерства старых серебряников, златокузнецов и оружейников.
Здание Оружейной палаты
История сокровищницы
Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.
Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.
В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).
Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века
Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.
В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.
Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.
Что можно увидеть в музее
Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии. Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.
Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков
Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному. Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.
Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.
Информация для посетителей
Билеты в Оружейную палату продают в кассах Московского Кремля, которые находятся в Александровском саду, возле приземистой Кутафьи башни. Здесь же открыта камера хранения, где туристы оставляют большие рюкзаки и сумки перед тем, как войти на территорию Кремля.
Кассы работают ежедневно, кроме четверга, с 9.30 до 16.30. Во время летнего туристического сезона они открывают на полчаса раньше. Билеты продают на день визита, за 45 минут до начала экскурсии. На сайте музея существует возможность приобрести билеты онлайн. Планируя поездку, стоит учитывать, что больше всего посетителей в Кремле бывает в начале осени, в конце весны и в выходные дни.
Бесплатно сюда пускают детей до 16 лет, детей-инвалидов, детей-сирот, многодетные семьи, инвалидов 1 и 2 групп, ветеранов войны, музейных сотрудников, а также военнослужащих, проходящих срочную службу. При желании, в музее можно воспользоваться аудиогидом и тач-скринами, которые установлены во всех залах Оружейной палаты.
Трон царя Иоанна IV Грозного
Как добраться
К кассам Московского Кремля выходят от станций московского метрополитена «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая».
Оружейная палата в москве история
Оружейная палата — музей-сокровищница — является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.
Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.
В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.
Что посмотреть
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.
Музей «Оружейная палата»
Музей «Оружейная палата», продолжение статьи «Оружейная палата в XVIII веке».
Пётр Степанович Валуев — создатель музея
Кардинальные изменения в истории Оружейной палаты происходят в начале XIX века. Действительный тайный советник сенатор Пётр Степанович Валуев был очень влиятельным и энергичным человеком. Ещё в 1801 году он руководил «Экспедицией кремлёвского строения».
Пётр Степанович Валуев
Валуев предложил государю Александру I создать музей из разрозненных кремлёвских хранилищ. Идея Аргамакова времён Елизаветы Петровны наконец получила документальное оформление. Валуев подчернул, что это собрание представляет большой международный престиж России. В письме Валуева впервые встречается термин «самодержавный музеум».
Основание музея «Оружейная палата». Указ Александра I
В итоге 10 марта 1806 года вышел указ Александра I «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей».
Портрет Александра I
Это и был указ об учреждении музея. Главноначальствующим музея назначили П.С.Валуева. В указе утвердили штат музея, определили правила хранения и учёта ценностей и предписывалось строительство музейного здания.
Инициативы императора осуществились. У Троицкой башни в 1810 году начали строить здание Оружейной палаты по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова.
Музей открылся в 1816 году. Строительство завершили раньше, но залы подготовили к приёму коллекций только после окончания Наполеоновских войн. В 1812 году ценности Оружейной палаты эвакуировали в Нижний Новгород. Четыре года спустя их разместили в готовых залах и музей принял первых посетителей.
Музей «Оружейная палата». Пополнение коллекции при Николае I
C 1831 года музей стал называться «Московская и Оружейная палата». С самого начала и П.С.Валуев, и другие исследователи придавали коллекции большое государственное значение. Они считали, что это сокровищница «славы наших предков». Это предметы, связанные с династией Романовых, воинские реликвии, трофеи. С самого начала образования музея он вновь стал пополняться находками, археологическими памятниками.
Знаменитый шлем князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, обнаружили в 1808 году и вскоре передали на хранение в Московскую Оружейную палату.
Шлем князя Ярослава Всеволодовича
Оружейная палата занимала здание у Троицких ворот до середины XIX века. Все залы располагались на втором этаже, но здание не отапливалось и посещать его можно было только летом и не ежедневно. Хранители музея одновременно были экскурсоводами. Пояснения давались бесплатно.
Новая страница истории Оружейной палаты открылась в царствование Николая I. Император не только приказал построить новое, более удобное здание музея, но и заботился о пополнении коллекции.
Император Николай I
При императоре Николае I в Оружейную палату поступил знаменитый Рязанский клад, найденный в 1822 году. Его выставили рядом с шапкой Мономаха и считали одним из самых красивых и ценных памятников.
Коллекция пополнилась множеством предметов, связанных с военной историей России. Иногда это были покупки, сделанные по повелению императорской семьи. В некоторых случаях сами владельцы передавали свои вещи. Стрелковый гарнитур французского оружейника Бутэ парижане преподнесли русскому генералу Остен-Сакену. Это был знак благодарности за милостивое поведение русских оккупационных войск в Париже. Сам генерал Остен-Сакен в 1835 году передал его в Оружейную палату.
В царствование Николая I в коллекцию музея вошли знаменитые собрания любителей древностей Погодина и Карабанова. Вещи, некогда принадлежавшие опальным русским царицам, передали из Суздальского Покровского монастыря. В числе драгоценностей знатных узниц были и серебряные эмалевые пуговицы, некогда украшавшие женские одеяния.
Музей «Оружейная палата». Новое здание музея
Главное событие в период правления Николая I — это строительство нового здания Оружейной палаты. Строительство завершили в 1851 году и коллекции перенесли в нынешнее здание рядом с Боровицкой башней. Это часть ансамбля кремлёвской застройки, созданного Константином Андреевичем Тоном в русско-византийском вкусе. Вслед за Большим Кремлёвским дворцом архитектор возвёл и новое здание музея.
Коллекция расположилась в девяти залах. Она представляла различные аспекты истории Российского государства. На втором этаже коллекцию открывал Бронный зал.
Следующим был Оружейный зал.
Далее располагался круглый зал Государственных регалий. Там в отдельных витринах выставлялись царские венцы и другие знаки власти. В нём же находились древние троны русских царей и тронные кресла императоров России. В Тронном зале происходила церемония освящения Государственного знамени накануне коронации российских императоров. Церемония освящение знамени впервые проводилась в 1858 году.
Тронный зал
Сохранился план Тронного зала. На нём видно, как выставлялись государственные регалии.
На втором этаже находился и зал посольских даров. Там можно было увидеть часть сокровищ Казённого приказа.
На первом этаже находились экипажи, а также уникальная кровать Наполеона. Она видна на старинном фото.
Уже первые посетители Оружейной палаты отмечали необыкновенную ценность этого собрания, подчёркивали его особую атмосферу. Об этом писал французский писатель Теофиль Готье. Увидев парадную лестницу Оружейной палаты и доспехи у входа, он воспринял её как преддверие императорского дворца. Он писал:
в новый дворец вы заходите по монументальной лестнице, где стоят бессменные в своём карауле часовые — четыре манекена, одетые с головы до пят в любопытное древнеславянское облачение. У этих воинов очень серьёзный вид и они до того живо выглядят, что можно ошибиться и принять их за настоящих.
Пополнение коллекции и её использование в церемониях
При Николае I в Оружейную палату передали арсенал Троице-Сергиевой лавры.
Экспозиция экипажей по сей день занимает зал, построенный специально для этой цели. Многие кареты продолжали использовать во время коронаций российских императоров.
В конце XIX века из дворцового имущества передали знаменитый Олимпийский сервиз. Наполеон Бонапарт преподнёс его Александру I в 1807 году по случаю заключения Тильзитского мира.
В XIX веке памятники Оружейной палаты по прежнему использовали во время важных церемоний. Регалии и царские троны переносили из Оружейной палаты в Успенский собор и Грановитую палату.
Среди поступлений начала ХХ века стоит отметить маскарадный костюм Николая II. Его сшили в 1903 году для праздничного маскарада по случаю 300-летия дома Романовых. Праздник проходил в Зимнем дворце.
Император лично передал костюм в музей, потому что в нём использовали подлинные элементы царских одежд XVI-XVII веков, хранившиеся в Оружейной палате. Это манжеты, пуговицы и другие детали. Поэтому четыре части костюма: верхняя шуба, нижний кафтан, пояс и шапку, отороченную собольим мехом в апреле 1903 года передали в Оружейную палату.
Сам государь-император, посетивший кремлёвскую сокровищницу, лично передал драгоценную одежду. Николай II приехал в Москву на празднование Пасхи.
На этом царская история Оружейной палаты завершается. Какие изменения претерпел музей в советское время рассказано в заключительной части цикла.
Статья написана по материалам лекции методиста I категории экскурсионно-методического отдела Юлии Николаевны Уваровой.
Билеты в Кремль, Оружейную палату и Алмазный фонд
Прилагаем полный список возможных экскурсий в Оружейную палату, на территорию Московского Кремля и в Алмазный фонд. Подробная статья о том, как разобраться во всех вариантах называется: