основная лексическая единица текста нормативного правового акта
Статья 21. Структура текста нормативного правового акта
Статья 21. Структура текста нормативного правового акта
1. Структура текста нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие предмета правового регулирования, переход от общих положений к более конкретным.
2. Текст нормативного правового акта в зависимости от вида, объема и содержания может состоять из преамбулы и следующих структурных элементов:
3. Преамбула является вводной частью нормативного правового акта, которая определяет цели и мотивы его принятия. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается.
Нумерация структурных элементов нормативного правового акта должна быть сквозной.
5. Разделы, главы, статьи нормативного правового акта должны иметь наименования. Статьи нормативного правового акта могут не иметь наименования. Структурные элементы нормативного правового акта не могут иметь преамбулу.
Информация об изменениях:
Законом Новосибирской области от 5 апреля 2010 г. N 473-ОЗ часть 6 статьи 21 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
6. Статья нормативного правового акта может подразделяться на части, обозначаемые арабскими цифрами с точкой. Части статей нормативного правового акта могут подразделяться на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты части статьи нормативного правового акта могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Статья может подразделяться на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты статьи нормативного правового акта могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Статья нормативного правового акта может подразделяться на абзацы.
В исключительных случаях структурные элементы статьи нормативного правового акта (части, пункты, подпункты пунктов) могут подразделяться на абзацы.
7. Пункты нормативного правового акта могут подразделяться на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Подпункты подразделяются на абзацы, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
8. Нормативный правовой акт может иметь приложения, на наличие которых указывается в соответствующем структурном элементе. Приложения к нормативному правовому акту могут оформляться в виде текстов, таблиц, графиков, схем, чертежей, рисунков, карт. Приложения являются неотъемлемой составной частью нормативного правового акта.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 17. Виды текстов нормативного правового акта и общие требования к их оформлению
1. Различаются следующие виды текстов нормативного правового акта:
Тексты нормативного правового акта, указанные в подпунктах 1-3 настоящего пункта, признаются официальными текстами, на основании которых осуществляется правотворческая и правоприменительная деятельность.
2. Нормативные правовые акты автономного округа излагаются на русском языке.
Использование в нормативных правовых актах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
3. Слова и выражения в нормативных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.
Не допускается обозначение в нормативных правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в правовом акте.
4. В нормативном правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
5. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, являющиеся неотъемлемой составной частью правового акта, как правило, оформляются в виде приложений к нему.
6. Даты в нормативных правовых актах оформляются словесно-цифровым способом (число (цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова «год» в соответствующем падеже без сокращения или с сокращением до первой буквы) либо цифровым способом (число, месяц, обозначенные двумя цифрами с заменой в необходимых случаях отсутствующей цифры нулем, год, обозначенный четырьмя цифрами).
Оформление дат в законах автономного округа цифровым способом не допускается.
7. Нумерация нормативных правовых актов каждого вида ведется в пределах года исходя из даты их принятия, за исключением постановлений Думы автономного округа, нумерация которых ведется в пределах созыва Думы.
8. Органы, издающие нормативные правовые акты, вправе на основе положений настоящего Закона устанавливать правила их оформления.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 20. Требования к языку и стилю текста нормативного правового акта
Статья 20. Требования к языку и стилю текста нормативного правового акта
2. Текст нормативного правового акта излагается точным и лаконичным языком, исключающим двусмысленные толкования, декларации, повторы, устаревшие слова и выражения, образные сравнения, метафоры; понятия и определения должны употребляться только в прямом значении в соответствии с нормами права и языка. Следует соблюдать логическую последовательность изложения, применять во всех возможных случаях простые предложения, использовать прямой порядок слов в предложении.
3. Использование в нормативных правовых актах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
4. Слова и выражения в нормативных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.
5. При отсутствии в федеральном законодательстве определений терминов и понятий в нормативном правовом акте дается соответствующее определение. Термины и понятия должны употребляться в нормативных правовых актах только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.
6. Не допускается обозначение в нормативных правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в нормативном правовом акте.
7. В нормативном правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Юридическая терминология в правотворчестве
Проблемы терминологии актуальны для любой сферы деятельности. В сфере юридической деятельности, особенно в сфере правотворчества, значимость этой проблемы соответствует значимости законов в жизни общества. От точности употребления терминов в законе во многом зависит точность выражения воли законодателя, а, следовательно, и результативность закона.
Для нормативных правовых актов регионального уровня специфическим и весьма важным требованием должно быть следующее: в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации должно быть обеспечено единство используемой в них терминологии и понятий с терминологией и понятиями, используемыми в федеральном законодательстве.
Важное значение для обеспечения точности и единства терминологии имеет нормативное определение терминов.
К законодательным определениям, как на региональном, так и на федеральном уровне надо подходить очень ответственно и осторожно. Нормативные определения целесообразно давать только в тех случаях, когда без них невозможно или затруднительно правильное понимание соответствующих терминов и, следовательно, нормативного правового акта в целом.
Подготовка текста проекта нормативного правового акта основана на языковых и графических правилах. Рассмотрим их:
Языковые требования направлены на правильное использование лексических средств языка, выражающих волю нормодателя. Речь идет о нормативных грамматических предложениях, юридических фразеологизмах, словах и аббревиатурах. В такой последовательности и проиллюстрируем инструментарий нормотворческой техники и требования к нему.
1) Правила написания нормативных грамматических предложений.
Это основная языковая единица текста закона, образованная из слов и устойчивых словосочетаний. Подчинена закономерностям организации текста нормативного правового акта и выступает способом выражения норм права. Уровень адекватности воли и интересов нормодателя во многом зависит от технического качества предложения. При достижении указанной цели должны учитываться следующие требования:
— соответствие грамматической формы. Особенности регулятивной природы права предполагают строго определенную грамматическую форму. Таковыми являются констатирующие, повествовательные и утвердительные грамматические предложения. Подлежащее в них часто отсутствует. Природе права, характеру содержащейся в его нормах информации противоречит использование вопросительных, побудительных и иных грамматических предложений;
— простота стиля, безличный характер содержания. К данной цели нужно стремиться, насколько позволяет смысл нормативного предписания, ибо стремление к простоте и доступности изложения правовых норм не должно наносить ущерб полноте и точности предписания, не должно приводить к упрощенству и примитивизму.
Требования к применению отдельных видов лексики.
В зависимости от происхождения, активности использования и других обстоятельств слова подразделяют на самостоятельные лексические группы (архаизмы, просторечия и т.п.). Каждая из групп в той или иной мере способна адаптироваться в праве, использоваться в текстах нормативных актов.
Рассмотрим виды лексики, использование которых в нормотворческой деятельности вызывает наибольшие трудности.
Рекомендуем следующие правила использования архаизмов нормотворческой практике:
— необходимо беречь правовые архаизмы (и привнесенные, и собственные), не пытаться беспричинно, как это нередко бывает вытеснять их синонимами, например, иностранного происхождения;
— при возвращении в современную правовую лексику выражений прошлого следует убедиться, стало ли слово (сочетание) общеизвестным (такое произошло со словами «община», «станица», «дружина», «полиция», «департамент «пристав»).
В настоящее время иностранная лексика в правовом регулировании занимает все более и более активные позиции. Она представляет собой заимствованные из иных языков слова и выражения, используемые в русском лексиконе.
Общее правило использования иноязычных слов и выражений можно сформулировать так: не следует перезагружать текст проекта нормативного акта иноязычной лексикой.
Злоупотребление в нормативных правовых документах иноязычной терминологией создает трудности понимания юридических норм, предполагает обращение к словарям, иной справочной литературе.
Это требование можно назвать общим, изъятием из него являются следующие правила.
Во- первых, при конкуренции с иностранным словом (выражением) верх должно брать слово русскоязычного происхождения, за исключением ситуации, когда русский дублер стал архаизмом и в общеупотребительном лексиконе не используется.
Во-вторых, при конкуренции слов иностранного происхождения примат имеет слово более известное (адаптированное) русскоязычному лексикону. В-третьих, заимствованные слова должны употребляться точно, в строго определенном их значении и сочетаться с языковыми единицами в нормативном предложении.
Допустимо использование жаргонов и иной просторечной лексики в случаях:
— при значительной адаптации слова в общеупотребительном языке, когда современнику не эстетичность языковой единицы малозаметна или незаметна вообще («увязка», «взаимоувязка», «разбивка»);
— в так называемых пограничных ситуациях, при которых просторечное слово или словосочетание еще нельзя отнести к общеупотребительному, но и в полной мере считать его нестандартной лексикой также нельзя («вербовка», «товар, приобретенный на стороне»);
Технические аббревиатурные дефекты способны затруднить понимание юридических норм и повлиять на смысловое качество текста документа.
И в заключение хотелось бы отметить, что роль юридической терминологии в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации велика и неоспорима – важнейшим требованием совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов является унификация юридической терминологии не только в рамках отдельно взятого закона, но и во всех соответствующих отраслях законодательства.
Глава I. Структура нормативного правового акта
Глава I. Структура нормативного правового акта
1. Наименование нормативного правового акта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования. Наименование нормативного правового акта печатается с прописной буквы по центру страницы жирным шрифтом. В наименовании нормативного правового акта перечисление всех изменяемых им законодательных актов не осуществляется. В наименовании либо должна быть определена тематика вносимых изменений, либо указано, в связи, с чем вносятся изменения в нормативные правовые акты. Конкретизация наименования нормативного правового акта о внесении изменений возможна только в том случае, если изменения вносятся не более чем в два нормативных правовых акта.
2. Включение в нормативный правовой акт преамбулы не является обязательным. Преамбулы могут подразделяться на абзацы, частей в преамбулах нет.
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием нормативного правового акта;
не содержит легальные дефиниции;
не формулирует предмет регулирования нормативного правового акта;
Преамбула предваряет текст нормативного правового акта.
Структурные единицы нормативного правового акта не могут иметь преамбулу.
3. В нормативном правовом акте употребляются следующие структурные единицы нормативного правового акта по нисходящей:
Если в нормативном правовом акте нет глав, структурная единица «раздел» не вводится.
Возможно деление разделов крупных нормативных правовых актов на подразделы.
4. Раздел нормативного правового акта:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет единую (сквозную) нумерацию для всего акта;
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркивания, по центру страницы без точки в конце одно под другим.
5. Подраздел нормативного правового акта:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
Обозначение и наименование подраздела печатаются прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркивания, по центру страницы без точки в конце одно под другим.
6. Глава нормативного правового акта:
нумеруется римскими цифрами;
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркивания, по центру страницы без точки в конце одно под другим.
7. Статья нормативного правового акта:
является основной структурной единицей нормативного правового акта;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой;
имеет единую (сквозную) нумерацию для всего нормативного правового акта;
имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.
Обозначение статьи печатается жирным шрифтом с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы жирным шрифтом в одну строку с обозначением порядкового номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после порядкового номера статьи ставится, и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа жирным шрифтом.
Структурными единицами статьи являются части, пункты, подпункты, абзацы.
Части статьи обозначаются арабскими цифрами с точкой, имеют единую нумерацию для данной статьи, наименований не имеют. Тексты частей начинаются с прописной буквы и заканчиваются точкой.
Части статей подразделяются на пункты, которые следуют после двоеточия и имеют строчные цифровые обозначения со скобкой: 1), 2), 3), после которых знак препинания не ставится. Пункты следует начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
Пункты подразделяются на подпункты, которые следуют после двоеточия и имеют строчные буквенные обозначения со скобкой а), б), в), после которых знак препинания не ставится. Подпункты следует начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы. Абзацы внутри частей, пунктов и подпунктов статьи отделяются друг от друга точкой, точкой с запятой, двоеточием.
Деление частей в статье либо частей в разных одного нормативного правового акта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного нормативного правового акта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускаются.
Структурная единица статьи, начинающаяся арабской цифрой с точкой, арабской цифрой или строчной буквой с закрывающейся круглой скобкой и заканчивающаяся двоеточием, именуется «абзацем первым части (пункта, подпункта)».
В случае если статья состоит из одной части, то часть не обозначается. Если же подобная статья содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, то их следуют нумеровать арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами.
8. Нормативными правовые акты о внесении изменений в нормативные правовые акты, а также нормативные правовые акты, содержащие перечни нормативных правовых актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие нормативные правовые акты:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой, и (или) абзацы.
Подпункты могут делиться на абзацы.
9. Нумерация статей, глав, подразделов, разделов нормативного правового акта должна быть сквозной. Недопустимо изменять нумерацию разделов, подразделов, глав, статей нормативного правового акта при внесении в него изменений и (или) признании утратившими силу структурных единиц нормативного правового акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей нормативного правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи нормативного правового акта.
Если дополнения вносятся в конец нормативного правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, подразделов, глав, статей.
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию. Пересчет структурных единиц нормативного правового акта, то есть указание их количества с учетом внесения соответствующих изменений в статью нормативного правового акта, не производится.
При признании структурной единицы нормативного правового акта, структурной единицы статьи нормативного правового акта утратившей силу место этой структурной единицы нормативного правового акта, структурной единицы статьи нормативного правового акта в структуре нормативного правового акта сохраняется.
Если нормативный правовой акт дополняется новыми структурными единицами нормативного правового акта или статья нормативного правового акта дополняется новыми структурными единицами статьи, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительными цифрами, помещаемыми рядом с основными цифровыми или буквенными обозначениями выше опорной линии текста (посредством проставления надстрочного знака).
При изменении структурных единиц нормативного правового акта, структурных единиц статьи нормативного правового акта, признании их утратившими силу, дополнении нормативного правового акта новыми структурными единицами, дополнении статьи новыми структурными единицами должны учитываться все ранее произведенные изменения, в том числе и не вступившие в силу на момент внесения изменений.
10. В статьях о вступлении в силу нормативных правовых актов должно употребляться понятие «Вступление в силу». Нормативные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
При определении сроков вступления в силу нормативного правового акта через какое-либо время после его официального опубликования (обнародования) расчет времени производится в днях после его официального опубликования (обнародования). При том необходимо использовать слова «вступает в силу по истечении Е.. дней после его официального опубликования (обнародования)».
В случае. Если предполагается, что нормативный правовой акт должен вступить в силу через значительный промежуток времени после его официального опубликования (обнародования), следует использовать слова «вступает в силу «___» ___________ 20__ года, но не ранее его официального опубликования (обнародования)», если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если в статье о вступлении в силу предусматриваются какие-либо исключения для сроков вступления в силу отдельных структурных единиц нормативного правового акта, в этой статье указывается общий срок вступления в силу нормативного правового акта, за исключением структурных единиц, вступающих в силу в ином порядке, а также определяется порядок вступления в силу этих структурных единиц.
11. Нормативные правовые акты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.
Если к нормативному правовому акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами с указанием знака N.
Юридическая сила приложений и нормативного правового акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста нормативного правового акта с указанием наименования, регистрационного номера и даты подписания нормативного правового акта.
Наименование приложения располагается по центру страницы. В приложения должны помещаться только те положения нормативного правового акта, которые невозможно изложить в стандартной форме статьи нормативного правового акта, но которые должны быть урегулированы на уровне нормативного правового акта.
Приложение, помимо употребляемых в нормативном правовом акте структурных единиц, может иметь такие структурные единицы, как строка, графа и другие. В Приложениях, утверждающих порядки, положения и прочее, употребляются следующие структурные единицы: разделы, подразделы, главы, пункты, подпункты, абзацы, обозначаемые и нумеруемые в порядке, предусмотренном настоящим Положением для нормативного правового акта. В случаях, когда в приложение вносится несколько изменений или приложение имеет сложную структуру, не позволяющую однозначно выделить структурную единицу, подлежащую изменению, следует излагать приложение в новой редакции.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.