основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории

Холистический и плюралистический подходы к изучению истории. Достоинства и недостатки «универсальных» и «частных» историй

Что касается истории холистического подхода, началась она с 4 в. до н.э. со «Всеобщей истории Греции» Эфора. С тех пор этот подход развивался. Существует и поныне в виде справочников и учебников (многоавторных) по Всемирной истории.

Достоинства: позволяет уловить общую логику и закономерности исторического развития, уделить внимание не мелким частностям, а значимым в контексте “большой истории” деталям, позволяет рассматривать историю как единое целое; каждая часть текста интерпретируется в контексте других частей.

Недостатки: чрезмерная склонность к обобщению лишает исторические события уникальности; игнорируется фактор случайности; исследование за редкими исключениями не обладает целостностью (ибо пишет работу коллектив авторов), излишне стремится предсказать или сконструировать ход истории человечества в соответствии со своими теориями закономерностей развития.

Плюралистический подходк истории утверждает, что “единой” истории нет, есть лишь история отдельных сообществ, народов и стран. Примером (одним из!!) плюралистического подхода является цивилизационный (он же культурно-релятивистский) подход Шпенглера; другими сторонниками плюралистического подхода были Тойнби, Сорокин, Данилевский.

Судя по книженции Савельевой, плюралистический подход характерен для изучения региональной, страновой и локальной историй, причем локальная история в свою очередь делится на «малую родину», субдисциплинарную и тотальную истории.

Достоинства: позволяет подробно рассмотреть исторические факты, найти объяснения и дать прогнозы относительно конкретных событий и явлений, не упускаются из виду локальные особенности; позволяет рассмотреть историю общественного развития как переплетение различных взаимодействующих факторов экономики, права, морали, религии и т.д.; позволяет понять генезис и тенденции развития различных социально-экономических общностей

Недостатки: слишком сильный упор на детали не дает увидеть общих закономерностей, не учитываются особенности других аналогичных исторических процессов в других государствах, исследования такого типа во многом могут писаться в интересах локальной элиты, отрицает единство в развитии человеческого общества, он не выделяет решающей детерминации в развитии и иногда жестко привязан к духовно-религиозному началу.

Там подходы к истории: холистический и плюралистический. Холистический: акцент делается на истории в целом; плюралистический утверждает, что единой истории нет.

Пример плюралистическго подхода – цивилизационный (культурно-релятивистский) подход Шпенглера.

История всецело покоится по ту сторону всех этих понятий, по ту сторону всякой науки. Научный подход к истории является потому для Шпенглера методологической бессмыслицей. В истории нельзя искать не только законов, но и никаких причинных рядов. Историю нужно творить. Все остальные точки зрения не чистые решения вопроса.

взгляды Тойнби: рассматривал всемирную историю в форме «культурно-исторической монадологии», развил концепцию самозамкнутых единиц – цивилизаций, на которые разбивается история человечества.

ПРОСТО ОБЩЕЕ, О ПОДХОДАХ К ИСТОРИИ

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): формационный подход; цивилизационный подход; культурологический подход. Имеются также и иные подходы.

26.Макроисторический и микроисторический подходы в комплексном регионоведении: особенности предмета и методологии.

Макроисторический подход изучает широкие связи, нацелен на исторический процесс (как смену состояний) в целом; широкую панораму исторического прошлого (во всем ее разнообразии) свертывает в узкий диапазон, множество вариантов исторического развития сводит к псевдонормативным образцам или типам. Занимается изучением крупных отрезков времени (десятилетия, столетия и т.д.); при этом время осмысляется как “социальное время” (время жизни сообщества, государства и т.д., а не человека).

С позиции макроисторического подхода прошлое рассекается на большие промежутки времени – века, поколения, десятилетия. При таком подходе на первый план выходит социальное время в качестве «специфического аспекта социальной реальности, который изучает история. Оно составляет материю прошлого и саму структуру современной социальной жизни. Диалектика времени – это ядро социальной реальности». Подобная макроаналитическая стратегия исследования достаточна, чтобы раскрыть то, что И.Лакатос назвал внутренней историей науки. Внутренняя история – это методологически реконструированная рациональная история, абстрагированная от исторической случайности. В отличие от реальной истории, внутренняя история фиксирует безличные изменения и научные структуры, оставляя в стороне субъект науки, поскольку его деятельность выходит за рамки эпистемологии. Иначе говоря, макроисторический подход с присущей ему макроаналитической стратегией ориентирован на изучение крупных процессов изменения в науке, на построение общих схем научного прогресса, на создание глобальных концепций роста науки.

Характерные методы: метод периодизации, метод исторического описания, метод математического моделирования, историко-типологический метод, метод диахронного анализа. А также:

• качественные: системный подход, дедукция, структурный подход;

• количественные: математический метод.

Микроисторический подход ориентирован на изучение событий или, по крайней мере, на отрезки, «измеряемые короткими хронологическими единицами. Масштаб этого времени соизмерим со временем жизни индивида, с ритмом его повседневной жизни». Именно этот подход с соответствующей ему микроаналитической стратегией позволяет раскрывать исторический процесс через исследование «конкретно-исторических взаимодействий малых групп, причем особый интерес проявляется к механизмам неформальных, неинституциональных форм взаимодействия этих групп и к тому влиянию, которое оказывает сложное поле их взаимоотношений» на итоги и достижения в целом.

Характерные методы: инеграционный анализ, метод политической экспертизы, когнитивное картирование, контент-анализ, event-анализ, метод микроисторического анализа, метод реконструкции. А также:

• качественные: индукция, историко-сравнительный метод, эксперимент;

• количественные: контент-анализ, ивент-анализ.

Источник

Монистическое и плюралистическое понимание исторического развития. Формационный и цивилизационный подход

основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть картинку основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Картинка про основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть картинку основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Картинка про основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть картинку основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Картинка про основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть картинку основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Картинка про основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории

основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть картинку основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Картинка про основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории

основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть картинку основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Картинка про основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории

Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю.

Результаты титанического труда К. Маркса и Ф. Энгельса по изучению и критическому анализу всемирно-исторического опыта позволили выделить совершенно новое для историографии и социальной философии понятие, понятие «формация». Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи[1]. Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно-истори-ческие условия существования общественных организмов весьма различны, и это приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.

Высокие претензии марксизма на революционное изменение мира вызвали широкую оппозицию по отношению к нему. По степени критического настроя к формационному учению можно условно выделить два основных направления. Представители первого настаивают на необходимости замены марксистского подхода как не выдержавшего проверки историческим опытом новым, в корне отличным подходом. Представители второго отрицают необходимость такой замены, настаивая лишь на обновлении марксистского подхода, т.е. на ликвидации ряда его недостатков. Основным же недостатком формационного подхода к истории является выпадение из исторического познания вообще множества элементов и связей общества как системы, которые не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Прежде всего, как отметил М.А. Барг, при формационном подходе картина социальной структуры настолько объединяется, что вся многоплановая социальная структура так или иначе подтягивается к классам-антагонистам, а духовная культура сводится, несмотря на все свое богатство, к отражению интересов основных классов, к отражению первичной стороны и не рассматривается как самостоятельный, генетически независимый фактор[2].

Cамостоятельное значение приобретает вопрос о «географических» границах применения формационной теории. Эта теория, разработанная на материале истории Западной Европы, верно охватывает некоторые особенности развития западной цивилизации. Применительно к восточным обществам этот подход выглядит менее убедительно. Реальные тенденции и формы развития на Востоке и еще многих регионах мира не укладываются в схему пяти формаций. Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа производства, но так и не решивший ее.

основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Смотреть картинку основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Картинка про основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории. Фото основные черты плюралистического подхода к рассмотрению истории

Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее, поскольку единой цевилизационной теории не существует, как не существует единого понятия «цивилизация». Этот термин весьма многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономичес-кую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально-исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.

Но посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни. Цивилизационный подход представляется именно как противоположность формационного, как отрицающий материально-произ-водственную детерминацию общества и его истории. Но противоположности смыкаются. Выпячивание какой-либо одной формы культуры делает подход монистическим, однотипным формационному.

Цивилизационный подход еще не разработан до конца как общеметодологический подход к анализу общественно-исторического процесса. И он должен быть плюралистическим, принимающим во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в общественно-историческом процессе. Его методология должна находиться в соответствии с современными представлениями о многофакторности и многовекторности развития. Сущность цивилизационного подхода должна усматриваться в многофакторном и многовекторном анализе общественно-исторического процесса. В этом случае насущно необходимым станет использование достижений монистического подхода, результатов анализа места и роли отдельных сторон общественной жизни, смыкание цивилизационного (плюралистического) и формационного (монистического) подходов.

Одной из предпосылок сопряжения формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития (а не линейно-стадиальный, как многие себе представляют). Она может многое дать цивилизационной теории, указывая на единство развития мировой совокупности цивилизаций как целостной системы.

На необходимость сохранения и использования формационного подхода к анализу общества и его истории указывают многие отечественные и зарубежные исследователи. Проведя сравнительный анализ марксистского и плюралистического подходов, английский либеральный социальный мыслитель Г. Макленнан пришел к следующему заключению: «В то время, как плюралисты не стремятся исследовать фундаментальные процессы человеческого общества, вследствие чего их социальная онтология весьма небогата, марксисты, напротив, проявляют интерес именно к процессам, идущим в глубинах общества, к их причинно-следственным механизмам, которые призваны обнаружить как логически рациональное, так и возможное общее направление этой эволюции»[3]. Далее он указывает, что системные аспекты капиталистических обществ невозможно рассматривать, не используя марксистские категории (особенно такие, как способ производства и смена общественных формаций). Анализ же явлений, приводящих к множественности социальных формирований и их субъективных интересов (урбанизация, потребительские субкультуры, политические партии и т.д.), более плодотворен в плоскости плюралистической методологии.

Методологию формационного подхода рано отвергать. Задача состоит как в ее модернизации, так и в сопряжении с цивилизационным подходом. Наметившаяся тенденция по принципу «или-или», формационный или цивилизационный подход, по сути, отвергает принцип соответствия, согласно которому старая теория не отрицается полностью, поскольку она обязательно чему-то соответствует в теории новой, представляет ее частный случай.

Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока.

Возникшая в исторической науке и обществознании проблема может быть решена через целеустремленное исследование и нахождение такого сопряжения формационного и цивилизационного подходов, которое может быть плодотворно приложено и к задачам крупномасштабного членения исторического процесса, и к анализу исторической деятельности различных народов, протекающей в определенных географических, социально-экономи-ческих и культурных условиях.

Источник

2.1. ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ИСТОРИИ: УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНЫЙ И ПЛЮРАЛЬНО-ЦИКЛИЧЕСКИЙ

2.1. ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ИСТОРИИ: УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНЫЙ И ПЛЮРАЛЬНО-ЦИКЛИЧЕСКИЙ

Как было ранее выяснено, низшими, первичными субъектами истории являются конкретные отдельные общества — социально-исторические организмы, более высокими, вторичными — системы социально-исторических организмов и, наконец, высшим, третичным субъектом истории является вся совокупность существовавших и существующих социально-исторических организмов — человеческое общество в целом.

Соответственно, существуют процессы истории отдельных социоисторических организмов (общин, племен, вождеств, стран), процессы истории систем социоисторических организмов (исторических регионов) и, наконец, процесс всемирной, или мировой, истории.

Сразу же отмечу, что такого взгляда придерживаются далеко не все. Никто не сомневается в том, что существуют отдельные социоисторические организмы и их истории, системы социоисторических организмов и их истории. Иначе обстоит дело с понятием человеческого общества в целом (или, что почти то же самое, человечества в целом) и понятием процесса всемирной истории.

Суть плюралистического понимания истории заключается в том, что человечество подразделяется на несколько совершенно автономных образований, каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Каждое из этих исторических образований возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет. На смену погибшим образованиям приходят новые, которые совершают точно такой же цикл развития.

В силу того, что каждое такое историческое образование все начинает с самого начала, ничего принципиально нового внести в историю оно не может. Отсюда следует, что все такого рода образования совершенно равноценны, эквивалентны. Ни одно из них по уровню развития не стоит ни ниже, ни выше всех остальных. Каждое из этих образований развивается, причем до поры до времени может быть даже поступательно, но человечество в целом не эволюционирует, и уж тем более — не прогрессирует. Происходит вечное вращение множества беличьих колес.

История человечества, таким образом, полностью раздроблена не только в пространстве, но и во времени. Существует множество исторических образований и, соответственно, множество историй. Вся история человечества есть бесконечное повторение множества одинаковых процессов, есть совокупность множества циклов. Поэтому такой подход к истории с полным основанием можно назвать не просто плюралистическим, а плюрально-циклическим. Исторический плюрализм неизбежно включает в себя циклизм.

Не составляет труда понять, что согласно такой точке зрения человеческого общества как целостного образование не существует. Нет человеческого общества в целом. Существует лишь человечество как простая сумма множества полностью самостоятельных общественных единиц. Соответственно всемирная история — простая совокупность историй этих единиц. Процессы их развития не образуют одного всемирного процесса. Нет мировой истории как единого процесса развития. Соответственно, не может быть и речи о стадиях развития человеческого общества в целом и тем самым об эпохах всемирной истории.

В последнее время выделяемые сторонниками такого понимания истории совершенно самостоятельные исторические единицы чаще всего называются цивилизациями. Поэтому такого рода подход к истории обычно именуется цивилизационным, что вряд ли можно считать удачным, хотя бы по той простой причине, что его основоположники использовали иные термины.

Так, например, Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» (1869), называл данные исторические образования культурно-историческими типами, а О. Шпенглер в первом томе своего «Заката Европы» (1918) — культурами, или великими культурами. В труде последнего плюралистский подход к истории получил наиболее рельефное воплощение. Для него идея единства человеческой истории совершенно неприемлема. Культуры у него выступают как совершенно самобытные, неповторимые, замкнутые в себе индивидуальности, связи между которыми отсутствуют. Каждая такая культура возникает, расцветает и гибнет совершенно независимо от других.

«. У «человечества», — писал О. Шпенглер, — нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, как нет цели и у вида бабочек или орхидей. «Человечество» — это зоологическое понятие или пустое слово. Достаточно устранить этот фантом из круга проблем исторических форм, и глазу тотчас же предстанет поразительное богатство действительных форм. Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории, поддерживать которую можно лишь закрывая глаза на подавляющую груду фактов, я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них привязана всем ходом своего существования, чеканящих каждая на своем материале — человечестве — собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнения, чувствования, собственную смерть». 1 Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 151.

Говоря о культурно-исторических типах, великих культурах, цивилизациях и т.п., сторонники плюралистского подхода имели в виду либо отдельные социально-исторические организмы, либо, что гораздо чаще, те или иные совокупности социально-исторических организмов. Основанием для характеристики той или иной совокупности социоисторических организмов как исторического единства была обычно общность культуры. Но никакого единого критерия общности культуры, а тем самым и границы между культурами сторонники исторического плюрализма не выработали. Отсюда немало субъективизма и произвола в выделении границ исторических единиц.

Проще всего было, когда такой единицей объявляли реальный социально-исторический организм. И Н.Я. Данилевский, и О. Шпенглер, и А. Дж. Тойнби единодушно выделяют в качестве особой исторической единицы Древний Египет. Единодушие наблюдается и в том случае, когда имеется в виду региональная система социально-исторических организмов с более или менее четко очерченными границами. Так, например, все они в качестве особой исторической единицы называли Западную Европу. Но уже в вопросе об античности между ними существуют разногласия. Если О. Шпенглер говорит об античной, или греко-римской культуре, а А. Дж. Тойнби — об эллинской цивилизации, или эллинском обществе, то Н.Я. Данилевский — о двух различных культурно-исторических типах: греческом и римском.

Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер подошли к истории человечества выборочно. Первый выделил десять развившихся культурно-исторических типов, добавив к ним два погибших насильственной смертью типа и еще один, которому еще предстоит расцвести. О. Шпенглер назвал восемь великих культур.

А.Дж. Тойнби же в своем «Постижении истории» попытался произвести полное историческое картографирование человечества. И делая это, он неоднократно менял точку зрения: то соединял несколько обществ, которые ранее считал особыми цивилизациями, в одну единицу, то разделял то, что ранее объявлял одной единицей, на несколько независимых цивилизаций.

Плюралистский подход к истории исключает существование стадий, имеющих всемирно-историческое значение. Но и унитаристский подход не обязательно связан с их признанием. Это можно наглядно видеть на примере «Философии истории» Л.П. Карсавина, в которой отстаивается унитаристское понимание истории и одновременно категорически отвергается идея исторического прогресса.

Выделение стадий всемирной истории с необходимостью предполагает соединение унитаристского понимания истории со взглядом на нее как на процесс не просто изменения, а развития, причем развития не вообще, а поступательного, т.е. прогресса. Унитарно-стадиальное понимание истории появилось первым. Оно возникло в результате длительного развития исторической и философско-исторической мысли.

Читайте также

14. Французская революция ― опыт реализации проектно-конструкторского подхода к истории

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ЕГО ПОНИМАНИЕ И ИСТОЛКОВАНИЕ (унитарно-стадиальный и плюрально-циклический подходы к истории, линейно-стадиальное и глобально-стадиальное понимания исторического прогресса)

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ЕГО ПОНИМАНИЕ И ИСТОЛКОВАНИЕ (унитарно-стадиальный и плюрально-циклический подходы к истории, линейно-стадиальное и глобально-стадиальное понимания исторического прогресса) 2.1. ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ИСТОРИИ: УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНЫЙ И

2.2. АНТИЧНЫЙ МИР: ПЕРВЫЕ ШАГИ К УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНОМУ ПОНИМАНИЮ ИСТОРИИ

2.2. АНТИЧНЫЙ МИР: ПЕРВЫЕ ШАГИ К УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНОМУ ПОНИМАНИЮ ИСТОРИИ 2.2.1. Возникновение исторической науки (историологии) Историология, или историческая наука, зародилась, как и вообще наука, только в античном обществе. Ранее такой науки не было, хотя и существовали

2.3. КОНЕЦ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НОВОЕ ВРЕМЯ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ

2.3. КОНЕЦ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НОВОЕ ВРЕМЯ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ 2.3.1. Вводные замечания Последние века существования античного мира характеризуются общим упадком науки и вообще теоретической мысли. Это в полной мере относится и к

2.4.10. Линейно-стадиальный вариант унитарно-стадиального понимания истории

2.4.10. Линейно-стадиальный вариант унитарно-стадиального понимания истории Рассмотренная выше господствующая интерпретация теории общественно-экономических формаций понимания истории требует названия. Исходя из того, что для обозначения такого взгляда на историю

2.12.4. Сторонники мир-системного подхода и их попытки создания целостной картины всемирной истории

1. ПРОБЛЕМА ПОДХОДА К ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

1. ПРОБЛЕМА ПОДХОДА К ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ 1.1. Введение в проблему: два основных подхода к мировой истории Существуют два основных подхода к истории человечества. Первый из них заключается во взгляде на всемирную историю как на один единый процесс

1.1. Введение в проблему: два основных подхода к мировой истории

1.1. Введение в проблему: два основных подхода к мировой истории Существуют два основных подхода к истории человечества. Первый из них заключается во взгляде на всемирную историю как на один единый процесс поступательного, восходящего развития человечества. Такое

§ 1. Два основные понимания всемирной истории: унитарно-стадиальное и плюрально-циклическое

§ 1. Два основные понимания всемирной истории: унитарно-стадиальное и плюрально-циклическое История есть процесс. С этим сейчас согласно большинство историков, специалистов по философии истории, социологов. Но трактуют они этот процесс далеко не одинаково. Для одних

§ 2. Возникновение и развитие унитарно-стадиальных концепций всемирной истории

§ 2. Возникновение и развитие унитарно-стадиальных концепций всемирной истории Из двух рассмотренных выше основных подходов к истории первым возник унитарно-стадиальный. В крайне абстрактном виде он представлен в трудах средневекового мыслителя Иоахима Флорского

§ 3. Возникновение и развитие плюрально-циклических концепций истории

§ 3. Возникновение и развитие плюрально-циклических концепций истории Марксисты никогда не отказывались от унитарно-стадиального понимания истории. В западной общественной науке различного рода унитарно-стадиальные концепции господствовали вплоть до последней трети

§ 6. Линейно-стадиальная интерпретация унитарно-стадиального подхода к истории

§ 6. Линейно-стадиальная интерпретация унитарно-стадиального подхода к истории и ее несостоятельностьИз трех охарактеризованных выше общих подходов к всемирной истории: унитарно-стадиального, плюрально-циклического и «антисторицистского» наибольшую ценность для

§ 7. Глобально-стадиальная интерпретация унитарно-стадиального понимания истории

§ 7. Глобально-стадиальная интерпретация унитарно-стадиального понимания истории В действительности же кроме линейно-стадиальной интерпретации унитарно-стадиального подхода к истории возможна и иная. Напомню, что в применении к теории общественно-экономических

14. Французская революция — опыт реализации проектно-конструкторского подхода к истории

Преамбула. Два подхода к истории науки

Преамбула. Два подхода к истории науки Историки традиционно проявляют интерес к истории исторического знания. Дань внимания работам предшественников неизменно отдается в историографическом анализе, являющемся обязательной составляющей введения к любой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *