особое влияние на историю народов европы оказали

ГДЗ история средних веков 6 класс Бойцов, Шукуров Русское Слово Задание: §10 Восточная Европа в раннее Средневековье

Стр. 80. Вспомните

Какие страны появились в Средние века в Восточной Европе?

Во времена Средневековья в Восточной Европе появились такие страны, как Чешское княжество, Первое и Второе Болгарские царства, Польское королевство, Венгерское королевство и Древнерусское государство.

Как переплеталась их история с историей соседних народов?

Страны Восточной Европы имели наиболее тесные контакты с Византийской империей и Каролингской державой, а также с норманнами и кочевыми племенами с востока (аварами, хазарами, печенегами, половцами и т.п.). Чаще всего они воевали с ними (например, Византия с Первым Болгарским царством). Однако присутствовали торговые и культурные контакты. Особенную роль играла деятельность христианских миссионеров. Поэтому большинство стран Восточной Европы постепенно приняли христианство.

Стр. 81. Вопросы к иллюстрации №1

Опишите устройство этого укрепления. Каким целям оно служило?

Данное западнославянское городище было хорошо защищено, благодаря двум рядам крепостных стен и рву. Указанные укрепления служили, скорее всего, для защиты жителей от нападения кочевников, а также других враждебных племён.

Стр. 82. Документ №1

1. Какую память оставили о себе авары у славян? Как вы думаете, почему?

Если верить летописи, то авары оставили о себе недобрую память. Славяне обвиняли их во всех возможных несчастьях. Такое отношение объясняется тем, что Аварский каганат в свое время подчинил себе славян.

2. Вспомните, когда и как «погибли обры».

Авары были разгромлены в VII в. византийцами под стенами Константинополя. После такого поражения Аварский каганат прекратил своё существование. На их место пришли хазары.

Стр. 83. Вопросы к иллюстрации №2

Каким государям стараются подражать в своём облике эти болгарские правители, судя по их облачениям?

Болгарские правители в своём облике старались подражать византийским императорам. Это видно по величественной одежде, царской короне, скипетру с крестом.

Стр. 87. Вопросы в конце параграфа

1. Покажите на карте (с. 77) государства, сложившиеся в Восточной Европе в X—XI вв. Объясните, что способствовало их появлению.

На протяжении X–XI вв. в Восточной Европе сложились такие государства: Польша, Венгрия, Чехия, Сербия, Хорватия и Русь. Их появлению способствовало распространение христианской религии, а также необходимость объединения для борьбы с внешними врагами (например, Чешское княжество возникло в процессе войны с аварами, а Первое Болгарское царство – с Византией).

2. Определите, в чём выражалась связь истории южнославянских народов с Византией (обратите внимание на политические отношения, религию, культуру).

Южнославянские народы (болгары, сербы, хорваты) были ближайшими соседями Византийской империи и поэтому были с ней тесно связанными. Однако политические отношения были очень напряженными. Византийцы часто воевали с южными славянами, защищая северные рубежи своего государства (особенно длительными были войны Первого Болгарского царства с Византией). При этом, сербы и болгары приняли христианство восточного (византийского) образца и поэтому их культура (литература, книжное дело, и даже – архитектура) стала иметь много общих черт с византийской. По-другому сложилась судьба хорватов. Здесь успеха добились западные миссионеры, и поэтому культурные связи с Византией были слабыми. А в XI в. Хорватское королевство вообще было подчинено Венгрии.

3. Какое место в истории славянских народов отводится Кириллу и Мефодию? В чём состояло значение их деятельности?

Византийские монахи Кирилл и Мефодий оказали колоссальное влияние на культуру славянских народов. Основное значение их деятельности состояло в создании славянской письменности. Поскольку христианизация была невозможной без просвещения, нужно было создать письменность, подходящую для конкретного языка. Так появились славянские азбуки: глаголица и кириллица. Позже они стали распространились среди жителей тех славянских странах, которые имели наиболее тесные контакты с Византийской империей.

ІІ раздел

Европа на подъёме

Глава 5. Крестьяне и рыцари

Источник

Реферат: Античная культура

Тема: Античная культура

1. Культура Древней Греции и ее особенности

2. Культура Древнего Рима

3. Список литературы

Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.

В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра.

Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству таких вечных «спутников» его истории и культуры, как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «греческим чудом».

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?

Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.) В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.

Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.

2. Культура Древнего Рима

Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

В Риме наивысшего развития для древности достигло рабство. Свободный гражданин считал для себя зазорным быть заподозренным в «рабских пороках» (таких, как ложь и лесть) или «рабских занятиях», включающих здесь, в отличие от Греции, не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца. Делами, достойными римлянина, особенно знатного, признавались только политика, война, разработка права.

Науки были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности. Цицерон, первый философ, оратор, теоретик педагогии и политики, упрекал греков за их увлечение умозрительными науками, в частности математикой, руководствуясь практической пользой, считал правильным ограничить развитие этой науки «надобностями денежных расчетов и земельных межеваний».

Как особый феномен развития мировой цивилизации следует выделить римское право. Оно включало систему правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности, правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы о наследовании имущества. Римские юристы делили право на частное, то есть относящееся к «пользе отдельных лиц», и на публичное, относящееся к «состоянию Римского государства».

В непосредственной связи с особенностями политической жизни развивалось ораторское искусство. Владение им считалось важным и наиболее действенным способом укрепления авторитета в обществе и завоевания политического успеха. Римское красноречие достигло своего апогея в лице Цицерона. Интересны мысли Цицерона о культуре. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств, заботу о которых он считает скорее более характерной для Греции, чем для Рима. Подлинная культура заключена для знаменитого оратора в особом строении жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом, но неразрывном единстве. Ради высшей цели, процветания республики, граждане и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граждан, — не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республике то, что она — государство культуры.

Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию, европейца как культурный феномен: единство слова и дела, идеи и воплощения, теории и практики, гармонии и пользы — вот то драгоценное наследие античности, которое, чем дальше, тем больше привлекает к себе восхищенные взоры.

3. Список литературы

1. Берестовская Д. С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.

3. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1998.

4. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.

5. Самохвалова В.И. Культурология:Краткий курс лекций. – М.,2002.

6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. –М., 1999.

Источник

«Предки славян кочевали по долинам рек» Толпы дикарей изменили карту Европы и ход истории. Может ли это повториться?

История человечества — это история постоянных миграций, когда одни культуры и цивилизации постепенно сменялись другими, впитывая в себя их наследие. Можно ли сравнивать нынешний мигрантский кризис в Европе с Великим переселением народов, погубившим Древний Рим? Где находилась колыбель славянских народов и чем им помогло нашествие в Европу гуннов? Почему скандинавские готы-германцы искали свою родину в лесах современной Польши и в степях нынешней Украины, а прогнанные ими вандалы — в Испании и Северной Африке? Что сейчас угрожает уникальным археологическим памятникам в России и на Украине и что общего между Каталонией и Осетией? На эти вопросы «Ленте.ру» ответил археолог, научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья Института археологии РАН Олег Радюш.

Легенда о трех кораблях

«Лента.ру»: Великое переселение народов принято отсчитывать с вторжения гуннов в Европу во второй половине IV века, от которого в 376 году германское племя готов спаслось бегством за Дунай, в пределы Римской империи. Почему истинным началом этого события вы называете высадку этих самых готов в устье реки Вислы тремя столетиями ранее?

особое влияние на историю народов европы оказали. Смотреть фото особое влияние на историю народов европы оказали. Смотреть картинку особое влияние на историю народов европы оказали. Картинка про особое влияние на историю народов европы оказали. Фото особое влияние на историю народов европы оказали

Олег Радюш: На самом деле я не отрицаю традиционную датировку начала Великого переселения народов, обычно используемую для выделения исторической эпохи и археологической периодизации. Но миграция — это естественное состояние человечества, перемещение народов не прекращалось никогда. Великое переселение народов потому так и называется, что оно оказало колоссальное влияние на дальнейший ход истории. Ведь именно в результате него пала Римская империя (вернее, ее западная часть) — сверхдержава античного мира, доминирующая на огромном пространстве — от Британии до Ближнего Востока. Но одной из важнейших предтеч Великого переселения народов действительно стало появление в бассейне Вислы германцев-готов, сыгравших потом ключевую роль во всех дальнейших событиях. И это событие выделяется многими исследователями как ключевое.

Когда оно случилось?

Примерно на рубеже старой и новой эры — либо в конце I века до н.э., либо в начале I века н.э. Сейчас эту датировку признают большинство историков в Германии, Польше и Швеции.

Откуда готы пришли в устье Вислы? Может быть, с острова Готланд, судя по его названию?

Может быть и так, хотя на сей счет есть несколько версий. Судя по характерным элементам культуры, в том числе могильникам с каменными кругами и стелами, это либо один из островов в Балтийском море (тот же Готланд или Борнхольм), либо южное побережье современной Швеции. Скорее всего, первая группа готских переселенцев была совсем немногочисленной. Историк VI века Иордан в своем трактате «О происхождении и деяниях гетов» приводил легенду о двух кораблях, на которых приплыли готы на южное побережье Балтики, а на третьем позднее прибыли родственные им гепиды.

Напоминает древнерусское предание о трех братьях — Рюрике, Синеусе и Труворе.

Это неудивительно, подобные сюжеты кочуют по многим эпосам разных эпох и народов. Но современные археологические данные совершенно четко фиксируют: во II – I веках до н.э. в нижнем течении реки Вислы и на побережье Балтики существовала оксывская культура. Однако в I веке н.э. ее сменила вельбарская (по названию могильника Мальборк-Вельбарк) культура, которую принято отождествлять с готами. Южнее, в среднем и верхнем течении Вислы, до прихода готов жили представители пшеворской культуры.

особое влияние на историю народов европы оказали. Смотреть фото особое влияние на историю народов европы оказали. Смотреть картинку особое влияние на историю народов европы оказали. Картинка про особое влияние на историю народов европы оказали. Фото особое влияние на историю народов европы оказали

Петер Николай Арбо «Готский вождь вызывает гуннов на бой»

Люди оксывской и пшеворской культуры тоже были германцами, как и потеснившие их готы?

Оксывская также являлась субстратом для вельбарской культуры. С пшеворской культурой римского времени сейчас принято соотносить германское племя вандалов. Но своим происхождением в первых веках до н.э. она связана в том числе с ясторфской культурой (прародины многих западногерманских племен) и субстратом поморской культуры — древнейшего населения на территории современной Польши до прихода готов.

Их высадка в устье Вислы и продвижение вверх по ее течению сильно изменило этническую карту этого региона. Племена пшеворской культуры и другие местные германские племена под натиском готов вынуждены были мигрировать на юг, в сторону Дуная и лимеса — границы Римской империи.

В поисках страны Ойум

Именно из-за этого во второй половине II века началась знаменитая Маркоманская война Древнего Рима с германскими варварами?

Да, в том числе из-за этого: вынужденно отступая на юг под давлением готов-пришельцев, вандалы и союзные им германские племена маркоманов, квадов, гермундуров и ираноязычных сарматов в течение почти 20 лет совершали регулярные опустошительные набеги на римский лимес по Рейну и Дунаю. Позже засечные линии в Московской Руси, созданные для защиты от нашествий крымских татар и других степных кочевников, отдаленно напоминали структуру римского пограничья с миром варваров (Barbaricum).

Но что важно для восточноевропейской истории и археологии — примерно в это же время (вторая половина II века — начало III века) представители пшеворской культуры (вандалы) двинулись на юго-восток и оставили десятки воинских погребений пшеворской культуры на западе Украины. Одновременно с этим люди вельбарской культуры (готы) появились в юго-западной части современной Белоруссии и на северо-западе Украины. Об этом стало известно лишь в послевоенное время, когда советские археологи открыли и исследовали могильник вельбарского типа Брест-Тришин (современный город Брест).

Что заставило готов мигрировать сначала в нынешнюю польскую Померанию, а затем на восток, на территорию современных Белоруссии, Украины и даже России?

Скорее всего, это были демографические причины, то есть перенаселенность их прежнего ареала обитания, где периодически накапливалась критическая масса «лишних людей». Не зря Иордан называл «остров» Скандзу «мастерской» и «утробой народов»: оттуда в остальные регионы Европы постоянно выплескивались все новые и новые племена — кимвры и тевтоны, юты, англы и саксы, а позже и норманны-викинги. Западная часть этих импульсов лучше была известна античным хронистам, но очевидны и значительные миграционные потоки в Восточной Балтике. Это как в XVII-XVIII веках перенаселенность Британии, вместе с другими причинами, заставила некоторых ее обитателей переезжать за океан и осваивать заморские колонии.

Может быть, на это повлияли еще и перепады климата?

Вряд ли климатические изменения здесь играли какую-нибудь существенную роль. В любом случае, климат в Повисленье благоприятнее, чем восточнее — в Белоруссии и тем более в европейской части России. В то же время в Повисленье почвы менее плодородны, чем в черноземных регионах Украины и России. Возможно, это также повлияло на решительность готов в их продвижении на восток Европы в поисках плодородной страны Ойум.

Позднее, на черняховском этапе, в результате контактов с населением Северного Причерноморья они могли принести туда развитые навыки пашенного земледелия. Граница глубокого промерзания почвы зимой близка к современной границе Польши и Белоруссии, а Центральная Россия целиком находится в зоне рискованного земледелия. Нашим предкам приходилось выживать в более тяжелых природных условиях, что сильно повлияло на весь ход русской истории.

Готские войны

Когда готы разделились на западных и восточных — вестготов (визиготов или тервингов) и остготов (остроготов или грейтунгов)?

Разделение готских племен могло проходить не только по географическому признаку, но и по среде обитания. Грейтунги (гревтунги) считались степняками, а тервинги жили в лесах, под этими названиями они упоминаются в ранних источниках. Обычно к грейтунгам относят остготов, а к тервингами — вестготов. Возможно, разделение привилегированных родов случилось уже в Скандинавии, но в процессе движения на юг происходило выделение двух выдающихся династий — Амалов и Балтов, окончательно оформившееся уже в IV веке.

особое влияние на историю народов европы оказали. Смотреть фото особое влияние на историю народов европы оказали. Смотреть картинку особое влияние на историю народов европы оказали. Картинка про особое влияние на историю народов европы оказали. Фото особое влияние на историю народов европы оказали

Алонсо Кано «Вестготские короли»

Примерно в конце II века готы под предводительством короля Филимера из рода Амалов мигрировали по Дунаю и Днестру на территорию нынешних Румынии и Молдавии и на восток, где постепенно заняли Среднее Поднепровье и Северное Причерноморье, дойдя до Курской и Белгородской областей современной России. Надо понимать, что самих готов на этой огромной территории было не так много, однако они, видимо, стали доминирующей силой и элитой местных обществ.

Как спустя несколько веков варяги в ранней истории Древней Руси?

Да, ситуация была похожей.

Связан ли натиск готов на юг и восток от современной Польши в начале III века с кризисом Римской империи в эпоху солдатских императоров?

Этот кризис начался в 235 году и был вызван разнообразными внутренними причинами, но готы и их союзники на востоке и алеманны на Рейнском лимесе существенно его обострили. С 238 года несколько десятилетий восточные рубежи Римской империи сотрясали готские (скифские) войны. Во время них готы вместе с кочующими по Северному Причерноморью ираноязычными сарматами и, вероятно, многими другими присоединившимися местными племенами разгромили и разграбили почти все побережье Черного и Эгейского морей, дойдя до Кипра на юге и Танаиса на севере, в устье Дона. Удивляться тут нечему — еще со времен миграции через Балтику готы были знакомы с германской традицией кораблестроения, а уже на Черном море ими были захвачены крупные корабли боспорского флота.

Как и в Маркоманской войне, Римская империя выстояла в готских войнах и после глубокого кризиса III века даже ненадолго укрепилась. После катастрофического поражения от легионов императора Клавдия II в битве при Наиссе (современный Ниш в Сербии) в 268 году готы отказались от набегов на римский лимес и осели за его пределами, получив статус наемных союзников империи (федератов). В это же время на завершающем этапе готских войн в Северном Причерноморье и в Поднепровье окончательно сформировалась черняховская культура.

Черняховская культура — это держава готского короля Германариха, существовавшая тогда на месте нынешней Украины?

Не совсем так. Держава Германариха на этой территории относится ко второй половине IV века. «Держава» — достаточно условный термин, употребляемый для обозначения этого сложного формирования. Сведения о жизни Германариха и его правлении в античных источниках обрывочны и местами легендарны, но реальность его существования особого сомнения не вызывает. Однако черняховская культура возникла раньше и представляла собой многоязычный и полиэтничный конгломерат самых разных племен, среди которых, скорее всего, доминировали готы.

Античная амфора под Курском

Это тоже напоминает Киевскую Русь, где доминировали варяги-викинги.

И здесь нечему удивляться — в истории человечества многие социальные механизмы часто воспроизводятся. Но известные сейчас археологические данные позволяют сказать, что при всей пестроте местного населения Приднепровья и Северного Причерноморья (германских, балто-славянских и алано-скифо-сарматских племен), там существовала жесткая социальная иерархия, благодаря которой черняховская культура достигла достаточно высокого уровня развития. На ее территории совершенно нет городищ, что указывает на отсутствие серьезной опасности для жизни больших открытых поселений.

Она была не примитивным варварским миром на краю тогдашней ойкумены, а достаточно сложным обществом, имевшим развитую торговлю, гончарное производство, металлургию, разнообразные ремесла, люди даже играли в настольные игры по античной традиции. Кстати, круговая посуда — это очень наглядный показатель развития общества, потому что следующее появление ее массового производства на этой территории фиксируется только во времена Древней Руси, спустя несколько столетий после исчезновения черняховской культуры.

Источник

История Европы. Том 1. Древняя Европа
Роль античного наследия в европейской культуре

РОЛЬ АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Эпоха античности занимает особое место в истории Европы. То было время, когда закладывались основы всего ее дальнейшего развития, когда формировавшаяся в наиболее развитых регионах Европы цивилизация оказывала все большее влияние на прилегающие к Средиземному морю и на гораздо более удаленные области Азии и Африки.

С дальнейшими изменениями в экономике, распространением крупных имений, классовая борьба рабов, принимавшая различные формы, влиявшие и на формы сопротивления свободных тружеников, приводила к экономическому застою, разложению основных классов-сословий античного мира и формированию новых, к изменению формы присвоения прибавочного продукта.

В области политики античные городские общины являли собою особые формы взаимозависимости социально-экономического и политического строя. По словам К. Маркса, в Греции политическая жизнь была содержанием жизни и деятельности граждан 4 наилучшая обработка всего земельного фонда; значительную часть прибавочного продукта состоятельные граждане были обязаны тратить на нужды гражданского коллектива, что в значительной мере определяло формы распределения и со временем стало одним из факторов, препятствовавших расширенному воспроизводству. Социально-экономические отношения обусловливали развитие политических форм. Пока имущественная и социальная дифференциация равноправных граждан была слаба, пока рабство еще не овладело производством, носило патриархальный характер, оставаясь в рамках семьи, где ее глава обладал абсолютной властью над рабами, армия представляла собой ополчение граждан, аппарат принуждения, стоящий над обществом, был слаб. С конституированием классов-сословий и обострением борьбы между ними господствующему классу стал нужен сильный военно-бюрократический аппарат подавления, и он был создан сперва в эллинистических царствах, затем в Риме. Все более расширяясь, он тяжело давил на подданных, что стало впоследствии одной из причин кризиса Римской империи. С эволюцией политического строя была тесно связана разработка права, своей кульминации достигшая в Римской империи, где юристов интересовали все возможные виды сделок между собственниками, землевладельцами и арендаторами, работодателями и работниками, отношения между рабами и господами, права и обязанности членов военно-бюрократического аппарата и городского управления, виды исков, процедура судопроизводства.

Наконец, изучение истории эллинистических государств, и особенно Римской империи, позволяет выявить особенности многоукладных государств, взаимодействие и переплетение различных укладов, роль в различные эпохи связанных с такими укладами классов, то относительно мирно сосуществовавших, то вступавших в острые конфликты, во многом определявшие эволюцию государства.

Хотя после падения Западной Римской империи и возникновения на ее территории варварских королевств многое из достижений античного мира было временно забыто, эти достижения как в области материальной, так и духовной культуры, вновь и вновь возрождаясь, осваиваясь и переосмысляясь в соответствии с потребностями той или иной эпохи, стимулировали дальнейшее развитие различных сфер общественной жизни.

Временно забытая техника изготовления оконного стекла возродилась на Западе уже к началу XI в., ее применяли при создании церковных витражей. Возродилось искусство мозаики и росписи стен, достигшее в античном мире высокого совершенства. Кое-где продолжали использоваться римские мосты и дороги, облегчавшие не прерывавшиеся, хотя и ослабевшие связи между отдельными районами. И хотя товарность хозяйства в первые века после падения Западной Римской империи значительно понизилась, торговля между западными странами, между Западом и Востоком не прекращалась. Не прекращалась и чеканка монеты, которая также была одним из достижений античного мира. Там, где пережитки античных отношений были наиболее сильны, скорее всего снова развивалось товарно-денежное хозяйство со всеми вытекающими последствиями, например, с переводом крестьянских повинностей в денежные, что способствовало освобождению крестьян от крепостной зависимости, развитию городов.

Многие римские города, особенно мелкие, пришли в упадок, но другие, хотя и уменьшились в размерах и с измененной, отличной от четкой античной, планировкой продолжали существовать. В ряде случаев, с развитием ремесла и торговли, они способствовали новому оживлению городской жизни, а городские республики если не по содержанию, то по форме копировали структуру управления римских городов. И именно в них в недрах феодализма стали формироваться новые классы сословия, возникать новые социально-экономические отношения.

В эту эпоху правящие классы как господствовавших, так и возникавших социально-экномических структур, искали и находили юридическую санкцию своих действий и целей в римском праве. Уже первые варварские короли (Теодорих, Аларих), основываясь на римском праве, издавали постановления, регулировавшие положение и повинности рабов и колонов в сохранившихся на их территориях имениях провинциальных магнатов. Римское право использовалось юристами в эпоху феодализма: процедуры и правила заключения различных сделок между юридически равноправными контрагентами стали основой для разработки права при капитализме, и кодексы капиталистических государств, так же как и создававшиеся юристами-теоретиками системы права, базировались именно на праве римском, приспособленном к современным условиям. Юридическое же оформление существовавших отношений всегда играло значительную роль в их стимулировании и консервации, и вклад в соответствующие процессы рецепции римского права нельзя недооценивать.

И все же последующие философы постоянно обращались к трудам философов античных, видели в них истоки собственных систем. Так, в борьбе с католической церковью материалисты XVIII в. искали подтверждения своим положениям у эпикурейцев, особенно в поэме Лукреция «О природе вещей», но, в отличие от него, отрицали бытие бога. Идеалисты, напротив, нередко возводили свои концепции к Платону или Плотину. Как считают некоторые современные исследователи, экзистенциалисты многое заимствовали у стоиков. И в работах, посвященных какому-нибудь античному философу, их авторы часто стремятся видеть в нем предшественника того или иного, наиболее близкого им философа нового времени.

Но, пожалуй, еще большее значение имели созданные античными мыслителями политические учения и политическая практика античного мира. Первые в истории человечества демократические республики Греции и Рима, идеи политического равноправия и юридического равенства граждан, свободных, подчиняющихся только закону, ими самими установленному, верховной власти народа, вдохновляли борцов за республику, демократию и свободу против тиранической власти монархов и церкви во все последующие времена. На деле античные демократии были в достаточной мере ограниченными. К ним не были причастны рабы, а в

«тысячелетнем царстве» стало основой многочисленных средневековых крестьянских и бюргерских ересей, идеологически оформлявших борьбу, вплоть до массовых восстаний, с феодальной эксплуатацией и идеологией официальной церкви. Утопические планы создания справедливого общества, конечно, отличались от античных настолько же, насколько зарождавшийся и развивавшийся капиталистический способ производства отличался от античного, но на первых порах их авторы пользовались теми же приемами изложения; планы эти легли в основу утопического социализма, предшествовавшего научному.

На народное, а затем и литературное творчество, осмеивающее различные пороки высших классов повлияли и античные басни Эзопа, Фед-ра, Авиана, по их собственным словам, оформлявших сюжеты и рассказы, ходившие в среде простого народа. Особенно ярки в этом плане басни Федра, неоднократно переводившиеся и перефразировавшиеся.

Говоря о влиянии античного наследия, нельзя упускать из виду тот факт, что до сравнительно недавнего времени, все образование в европейских странах, в значительной мере, строилось на изучении латинского и греческого языков, римских и греческих авторов. Если они и перестали быть, как то было в эпоху Возрождения «абсолютными», «классическими» авторитетами и образцами для подражания, то все же они оставались хорошо знакомыми и в какой-то мере близкими любому образованному европейцу. Не только общепонятны были созданные на античные темы картины, скульптуры, пьесы, но и у самих авторов произведений искусства, литературы и даже науки, постоянно встречались античные реминисценции, именно потому, что они были понятны зрителю и читателю. Когда Пушкин писал, что в лицее он «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал», он знал, что людям его круга хорошо известны и Апулей, и Цицерон, и шутка его будет всем понятна. Понятными, вызывавшими соответственные ассоциации были постоянно заимствовавшиеся русскими и западноевропейскими классиками сравнения, образы, ситуации античных мифов, литературы, истории.

К. Маркс высоко ценил Аристотеля: он называл его великим мыслителем, исполином мысли и неоднократно ссылался на него не только в философских произведениях, но в таких трудах, как «К критике политической экономии» и «Капитал». Там же К. Маркс ссылался на Платона, Ксенофонта, Фукидида, Исократа, Софокла, Гомера, Диодора Сицилийского, Горация, Лукреция, Плиния Старшего, Страбона, поэта Антипатра, Афинея, Секста Эмпирика.

«Лекции о государстве», говорит о первом делении общества на антагонистические классы рабов и рабовладельцев, показывает неизбежность классовой борьбы во всех антагонистических формациях и вскрывает сущность государства как органа эксплуататоров для подавления эксплуатируемых. Вместе с тем он подчеркивает вопрос об усложнении социальной структуры в последующих формациях, отличии форм и возможностей классовой борьбы пролетариата по сравнению с рабами, восстания которых были неизбежно обречены на неудачу.

В «Философских тетрадях» В. И. Ленин обращает особое внимание на элементы диалектики, материалистической теории познания, идеи единства мира у греческих философов. Он предостерегает от попыток приписывать греческим философам идеи философов современных, бывшие им чуждыми.

Число примеров обращения основоположников марксизма к античности по разным поводам, начиная от анализа античного способа производства, основ развития античной культуры, и кончая характеристикой отдельных античных деятелей, можно было бы значительно умножить. Но уже и приведенные показывают, что без знания античного материала многое как у классиков европейской литературы, так и у классиков марксизма останется непонятным.

2 См.: Там же, т. 23, ч. II, с. 600; т. 46, ч. II, с. 480.

3 Там же, т. 46, ч. I, с. 454-455.

4 Там же, т. 1, с. 255.

5 Основоположник, заложивший основы медицины как науки в V в. до н. э., Гиппократ из Коса изучал влияние на организм человека климата, питания, симптомы болезней, разработал методы лечения костей и повреждений черепа. На все последующие века сохранилась даваемая врачами «клятва Гиппократа», определяющая врачебную этику.

10 Можно назвать следующие античные мотивы: Сивиллы (фрески Микеланджело в Сикстинской капелле); Парнас, Венера и Адонис (Тициан и Рубенс); Вакханалии, Суд Париса, Возвращение Дианы с охоты, Меркурий и Аргус, Юпитер и Каллисто (Рубенс); Рождение Венеры, Паллада и Кентавр (Боттичелли); Спящая Венера (Джорджоне); Марс и Венера, Минерва (Веронезе); Диоген, Наказание Марсия (Рибера) ; Венера, Даная, Флора (Тициан) ; Даная (Рембрандт) и др. В русской живописи использовались античные сюжеты: Последний день Помпеи (Брюллов), Аполлон, Иакинф и Кипарис (Иванов); Похищение Европы (Серов); Пан (Врубель) и многие другие.

11 «О характерах», переведенное в XVII в., а затем переработанное и расширенное Ла Брюйером и пользовавшееся большой популярностью.

12 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 19.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Античная культура
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат Добавлен 08:52:11 24 марта 2010 Похожие работы
Просмотров: 806 Комментариев: 16 Оценило: 5 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать