остров новик выборгский залив история
Новик (остров, Ленинградская область)
Новик расположен между островами Крепыш и Кормовой в центральной части Малого транзундского рейда. Размеры острова – 600 м в длину и немногим более 500 в ширину. У его северной и южной оконечностей лежат два небольших островка. Имеет плоский и песчаный ландшафт, на западе его берег каменист. Большая часть острова покрыта сосновым лесом, благодаря которому и возникло его финское название (mänty – сосна, saari – остров). Практически со всех сторон Новик окружен отмелями со значительным количеством надводных и подводных камней. Северная оконечность острова представляет собой длинную песчаную косу.
После советско-финской войны 1939–1940 годов остров отошёл от Финляндии к СССР. В начале Великой Отечественной войны финны вновь заняли остров. Однако утром 4 июля 1944 года на Манту-Сари были высажены две роты 160-го стрелкового полка 224-й стрелковой дивизии, после чего противник оставил остров.
В 50-е годы по инициативе выборгских судостроителей Манту-Сари был переименован в память о прославленных кораблях Российского флота, носивших название «Новик».
Путешествие по Шхерам Выборгского залива.
Шхеры Выборгского залива.
Куда можно сходить на и что интересного можно посмотреть на выходных, если есть моторная надувная лодка?
Первым нашим выходом в рамках этого проекта стала экспедиция по Выборгскому заливу. А точнее – по островам Выборгского залива.
Естественно, что, обладая такой длительной историей в этих местах сохранилось огромное количество памятников и прочих артефактов. Так же стоит напомнить, что длительное время Выборг и окрестности находились под юрисдикцией Финляндии и через них огненным вихрем прошли Советско-Финская война 1939-1940 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 г. Поэтому посещение этих мест будет интересно любителям военной истории и археологии.
Наш маршрут был рассчитан на один день и был заранее составлен следующим образом:
г. Высоцк – о. Верхолаз – мыс Игольчатый – о. Овчинный – о. Густой – о. Черновой – о. Новик – о. Вихревой – г. Высоцк.
г. Высоцк – отправная точка нашего путешествия по воде.
Дорога от Санкт-Петербурга по Выборгскому шоссе заняла два часа. Трасса в общем и целом хорошая. Отличительная особенность – хоть она и двухполосная, но имеется широкая обочина, на которую прижимаются фуры, давая таким образом возможность безопасного обгона для легковых автомобилей. Дорога от Выборга до Высоцка так же в хорошем состоянии.
Местом спуска в Высоцке была выбрана лодочная станция, находящаяся на самом мысу рядом с древней шведской крепостью Тронгзунд, на которой есть слип и охраняемая парковка для автомобилей. Кстати, осмотр крепости Тронгзунд так же может являться частью поездки – она хоть и густо заросла деревьями, но в относительно хорошем состоянии. Вход свободный.
Если даже умеренная плата за спуск лодки и охраняемая парковка является для вас идейно-неприемлемым фактом, то можно спустится на набережной в самом городе. Там есть пара мест, где это можно сделать. Там же можно и оставить автомобиль, но уже на свой страх и риск.
Остров Верхолаз (Korkeasaari) – первый пункт нашего посещения.
Чем интересен: на острове находится сторожевая башня – Тура, построенная предположительно в средние века.
Главной и единственной достопримечательностью этого острова является башня Тура, которая находится на восточной оконечности острова на траверзе башни Олава и прекрасно оттуда просматривается. Скорее всего когда-то назначение этой башни заключалось в том, чтобы предупреждать с помощью сигналов из дыма или огня обитателей Выборгского замка о том, что к его дальним подступам с моря подходит неприятель – который либо хочет ограбить их, либо купцы – которых можно ограбить уже в замке. Время тогда такое было – неспокойное и без сантиментов. Сама башня находится на скале в самой высокой части острова. Причалить к берегу можно непосредственно под башней – но тогда придётся карабкаться вверх по практически отвесной скале, покрытой мхом и потому достаточно скользкой. Либо в любой другой части острова – но тогда придётся продираться через густую растительность, так как тропинок на острове нет.
Мыс Игольчатый – красивейшее место, откуда открывается прекрасный вид на Выборгский залив, а также имеются следы фортификации.
Отличительная особенность этого места кроме пейзажей – вся поверхность мыса изрыта вырубленными(!) в скале окопами и другими укреплениями и покрыта ровным слоем из осколков от снарядов, которые были выпущены по нему в период Советско-Финской и Великой Отечественной войны. Так же во многих местах сохранились вбитые в камень металлические штыри, на которые когда-то была намотана колючая проволока. Подходы к мысу с воды, не смотря на большое количество подводных камней у берега для надувной лодки относительно безопасные – но всё равно нужно быть внимательным при швартовке. На судне с жёстким корпусом близко к берегу всё же лучше не подходить.
Остров Овчинный (Turkinsaari) – рай для любителей военной истории.
Сооружения, часть из которых сохранилась на этом острове можно отнести к двум периодам истории этих мест.
1. Царская Россия до 1917 г.
2. Нахождение в составе Финляндии до 1940 г. и с 1941 по 1944 г.
К первому периоду относится построенная в 1915 г. станция дистанционного управления минными заграждениями Выборгского залива. Это огромное, встроенное в скалу сооружение из кирпича и бетона находится в восточной части острова. К сожалению, этот уникальный объект находится в плачевном состоянии, поэтому если в самое ближайшее время не провести хотя бы минимальные работы по его реставрации и консервированию – уже совсем скоро он может оказаться полностью разрушенным и безвозвратно утерянным. Так что рекомендую всем заинтересованным военной историей и историей фортификации его посетить – так как потом смотреть уже будет просто не на что.
Не менее интересны остатки сооружений, относящиеся ко второму – финляндскому периоду истории этого острова. Дело в том, что здесь до Зимней войны 1939-1940 г. располагалась центральная база гидросамолётов ВВС Финляндии. Хорошо сохранился слип из железобетонных плит, по которому гидросамолёты поднимали с воды на сушу. В глубине острова можно найти фундаменты от зданий и сооружений, относившихся к этой базе (ремонтные службы, казармы итд). При прогулке по этим местам очень рекомендую надевать какую-нибудь рабочую обувь с усиленной подошвой, так как в траве очень много колючей проволоки, которая рвёт кроссовки, резиновые сапоги и верхнюю одежду на раз-два. Так же на острове до сих пор можно найти большое количество неразорвавшихся снарядов, корпуса от которых встречаются тут практически везде. Дело в том, при штурме этого острова в 1940 году огонь советской артиллерии был такой мощности, что на всём этом острове целыми остались всего лишь три дерева, а сам пейзаж после его штурма напоминал безжизненную лунную поверхность, изрытую кратерами. Кстати – через четыре года в 1944 г. история повторилась и бои за этот остров во время Выборгской десантной операции так же были очень ожесточёнными.
Так же на острове находится памятный крест, установленный здесь в память об особом белоэмигрантском лагере, который был организован здесь финнами в бывших помещениях минной роты Выборгской крепости в 1918-1924 годах. Надпись: «Кубанским казакам и всем русским людям, разделившим тяготы особого белоэмигрантского лагеря на о. Turkinsaari в 1918-1924 гг.»
Лучшее место для швартовки лодки на этом острове – слип для гидросамолётов, так как в остальных местах у берега либо очень много камней, либо берега заросли густым камышом и заболочены.
Остров Густой (Rahkasaari) – место для ценителей северной природы. Если постараться, то во время нахождения на этом острове можно познать Дзен и уйти отсюда просветлённым на всю голову.
Отличительная особенность этого острова – огромные, будто бы специально стёсанные до гладкого состояния гранитные спуски к воде. Так называемые «бараньи лбы». Место само по себе очень красивое. Серый гранит берега у воды плавно поднимается наверх, где растут стройные сосны. При этом сам остров имеет удобную, достаточно длинную и глубокую бухту, куда можно зайти и пришвартоваться к берегу. Когда-то давно это был один из самых густонаселённых островов архипелага. Сейчас там не осталось даже фундаментов. Нахождение на этом острове наводит мысли на философский лад и заставляет задуматься о вечном и прекрасном.
Остров Черновой (Mustasaari) – фортификационные сооружения времён Крымской войны 1853-1856 г.
Здесь находилась Пильская передовая батарея, входившая в морскую позицию крепости Выборг, назначение которой состояло в том, чтобы прикрывать огибающий остров с трех сторон Пильский (Северный Транзундский) фарватер. Это самый северный, самый глубокий и самый извилистый из трех фарватеров, идущих через Транзундский архипелаг к Выборгу.
С воды можно осмотреть сложенную из гранитных блоков стену батареи. На самом острове можно спустится в довольно хорошо сохранившиеся пороховые погреба. Кстати – рекомендую внимательно присмотрится к надписям из серии «Здесь были Ося и Киса» на штукатурке внутри этих погребов – среди них можно найти надписи на финском языке, датированные началом ХХ века. При этом что интересно – своды погребов сложены из кирпичей, среди которых очень мало маркированных, что не характерно для строительства этого периода.
Вообще в Выборгских шхерах сохранилось достаточно много артефактов, относящихся к этому периоду. Так, командование объединённой англо-французской эскадрой, вторгшейся в Финский залив в 1855 г., было прекрасно осведомлено о мощи имевшихся в Выборгском заливе береговых укреплений, что позволило им отказаться от самой идеи зайти в залив, чтобы взять Выборг штурмом. Вместо этого они пошли сразу к Кронштадту, где обстреляли Сестрорецк и (по легенде) довели до обморока Николая I, когда он увидел эскадру из окон своего дворца в Ораниенбауме.
Пришвартоваться на острове можно у сложенных из гранита и достаточно неплохо сохранившихся причалов.
Остров Новик (Mäntysaari) – песчаный берег, сосны, кладбище русских моряков.
Местоположение этого острова можно назвать уникальным. Дело в том, что он находится посередине между внешними и внутренними островами Выборгского залива. Так же сама архитектура острова нетипична для этих мест. Вместо скал и камней здесь песок, а сам остров густо зарос корабельными соснами. Так же на острове имеется мемориальное кладбище русских моряков, захороненных здесь её до революции 1917-го года, рядом с которым стоит деревянная часовня. Причём что интересно – замка у часовни нет, а щеколда находится с внешней стороны двери, чтобы закрывали дверь после себя. Внутри всё чисто и аккуратно. Наверное, так и должно быть в том месте, которое посещают только хорошие люди, уважающие свою страну и её историю.
Подход к берегу в любом месте, мы подходили со стороны Выборга, где на берегу есть оборудованное место для стоянки.
Остров Вихревой (Tuppurasaari): по-своему уникальное место чтобы понять которое – на нём нужно побывать!
Последняя точка нашего приключения, которая неожиданно стала его жемчужиной и настоящим открытием. Остров находится на внешней гряде архипелага, поэтому с него открывается потрясающий вид на открытое море (специально для зануд от себя добавлю – на Финский залив Балтийского моря)
В этой экспедиции принимало участие два экипажа на надувных моторных лодках «Ротан 520» с установленным двигателем мощностью 50 л.с. http://rotan.pro/boats/sea_sled/14-rotan-520.html и подвергшаяся глубокой модернизации в мастерской «Калипсо – Бэй» https://calypsobay.ru/service/service_main/tyuning-katerov-i-motornykh-lodok.php надувная лодка длиной 4.8 метра с установленным на ней подвесным водомётным двигателем мощностью 40 л.с.
Всего за время этой экспедиции по воде было пройдено 60 км. По времени наше путешествие заняло ровно 12 часов, включая обед на острове Вихревой. Время движения по воде со средней скоростью 35 км/час – 2 часа.
Минимальный комплект для такого путешествия я бы порекомендовал рассматривать с транцевой надувной лодкой длиной от 3.2 м. и мощностью ПЛМ от 8 л.с. меньше всё же не стоит. Из того, на что следует обратить особое внимание – в акватории Выборгского залива очень много камней, поэтому лучше всего иметь с собой запасной винт на всякий случай.
С вами была команда КАЛИПСО-БЭЙ, до новых встреч.)
Новик (остров, Ленинградская область)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Новик расположен между островами Крепыш и Кормовой в центральной части Малого транзундского рейда. Размеры острова – 600 м в длину и немногим более 500 в ширину. У его северной и южной оконечностей лежат два небольших островка. Имеет плоский и песчаный ландшафт, на западе его берег каменист. Большая часть острова покрыта сосновым лесом, благодаря которому и возникло его финское название (mänty – сосна, saari – остров). Практически со всех сторон Новик окружен отмелями со значительным количеством надводных и подводных камней. Северная оконечность острова представляет собой длинную песчаную косу.
В глубине Новика находится старое кладбище, появившееся на острове, видимо, в 1788–1790 годах, когда здесь были погребены русские моряки, погибшие во время очередной русско-шведской войны. Позднее на нём хоронились умиравшие во время летних кампаний нижние чины Практической эскадры Балтийского флота. В 2001–2005 годах кладбище было обустроено, могилы были приведены в порядок. Под руководством исполнительного директора Центра гражданского и патриотического воспитания молодежи С. Шихаева и при помощи воспитанников клубов юных моряков Санкт-Петербурга, Кронштадта, Костромы, Павловска и Северодвинска на кладбище восстановлено 59 могил. До наших дней сохранились некоторые надгробные плиты и памятники, ни один из чугунных крестов до нас не дошёл – они были варварски срезаны.
В северо-восточной части острова сохранились остатки причала.
После советско-финской войны 1939–1940 годов остров отошёл от Финляндии к СССР. В начале Великой Отечественной войны финны вновь заняли остров. Однако утром 4 июля 1944 года на Манту-Сари были высажены две роты 160-го стрелкового полка 224-й стрелковой дивизии, после чего противник оставил остров.
В 50-е годы по инициативе выборгских судостроителей Манту-Сари был переименован в память о прославленных кораблях Российского флота, носивших название «Новик».
Остров Новик
Фин. Mäntysaari (Мянтюсаари, Сосновый остров).
Военно-морской некрополь.
Остров Новик расположен в Финском заливе, юго-западнее Выборга, на Большом (Внешнем) Транзундском рейде, недалеко от Северного (Пильского) фарватера. Остров небольшой, можно обойти весь за полчаса-час. Природа острова не совсем обычна для этих мест. Остров не скалистый, а песчаный, плоский, поросший сосной.
Историческая справка о русском военно-морском кладбище на острове Новик (Менц-Сари)
«Во время пребывания Практической эскадры и Учебных отрядовъ на Транзундском рейде ежегодно бываютъ смертные случаи от болезней или морских случайностей, и число могилъ на острове Менцъ-Сари сделалось уже значительнымъ. Необходимо, чтобы это Транзундское морское кладбище было приведено въ такой порядокъ, который бы свидетельствовалъ перед местным населениемъ объ уважении русских моряковъ къ месту Христианскаго упокоения товарищей, умершихъ на службе.»
(Приказ 102 от 19 августа 1888 г. командующего Практической эскадрой Балтийского флота вице-адмирала Н. Чихачева).
Возникновение в начале последней трети 19 века и существование военно-морского кладбища на острове Менц-Сари (Новик) в Выборгском заливе связано с пребыванием в Транзунде Практической эскадры Балтийского моря с придаваемыми ей шхерным и минным отрядами, специально организуемой с 1858 г. для практических плаваний судов Балтийского флота во внутренних водах и ежегодно вступавшей в первых числах мая в кампанию, завершавшуюся в первых числах сентября. Особое значение эти плавания приобрели с 1864 г., когда с появлением броненосного флота стало возможным формирование эскадры из броненосных судов для испытания их в действии и освоения командами. Ее сборным пунктом стал наиболее удобный по своему положению Транзундский рейд, избранный для проведения здесь якорных учений. По данным командующего Практической эскадры Балтийского флота вице-адмирала Н.И.Казнакова, содержащимся в его донесении в Главный морской штаб от 31 августа 1891 г., начало кладбищу на Менц-Саари, где в течение почти трех десятилетий ежегодно хоронили умиравших во время летних кампаний нижних чинов Эскадры, было положено в 1862 году, погребением на острове кадета Морского корпуса В.А.Развозова.
В этом же донесении сообщалось, что за давностью лет сведений о том, кем первоначально устроено существующее кладбище и от кого на это получено разрешение, в документах Эскадры не сохранилось. По справке, предоставленной Архивом Морского министерства, никаких сведений о передаче морскому ведомству острова или его части для устройства кладбища в архивных делах за 1802≈1880 гг. не оказалось. В результате возникшей тогда же переписки по вопроса принадлежности острова выяснилось, что он является казенной собственностью Великого Княжества Финляндского, а о заведении здесь и существовании русского военно-морского кладбища Финляндской администрации ничего не известно. Срочность и многоадресность этой переписки, которую вел Главный морской штаб, в том числе с выходом на Канцелярию генерал-губернатора Финляндии и на выборгского губернатора, была вызвана необходимостью установить правомерность существования военно-морского кладбища на Менц-Сари, где завершались начатые в 1889 г. работы по его упорядочению.
15 ноября 1888 года фланг-капитан командующего Практической эскадрой капитан I ранга Нелидов рапортовал в Главный морской штаб, что по приказанию временно управляющего Морским министерством вице-адмирала Н.М.Чихачева, командовавшего в кампанию 1888 г. Практической эскадрой, и согласно письму исполняющего должность начальника Главного морского штаба от И августа, для улучшения состояния кладбища на Менц-Сари на Эскадре и в приданных к ней отрядах была проведена подписка и собрано 708 руб. 58 коп. Первоначально было решено обнести кладбище каменной оградой с деревянными воротами и соорудить часовню. Стоимость ограды, по соглашению с выборгским купцом Тааканеном, должна была составлять 608 руб. Для сооружения же часовни остатка денег не хватало и требовались ассигнования из средств Морского министерства.
Окончательным вариантом проекта упорядочения кладбища, к осуществлению которого приступили в 1889г., предусматривалось ограждение его не каменной, а решетчатой железной оградой и пристройка деревянной часовни.
3 августа 1889 г. Главный морской штаб уведомил главного священника гвардии, гренадера армии и флота Желобовского о предполагаемом в текущем году сооружении на устроенном на Менц-Сари кладбище часовни и ограждении кладбища с целью улучшения погребения скончавшихся во время пребывания судов на Транзундском рейде.
В уведомлении содержалась просьба срочно, к понедельнику 7 августа, дать заключение прилагаемой записке Комиссии по упорядочению кладбища с планами часовни (фасад и разрез) и ограды, которые сохранились и содержатся в документах архива. В ответ на это отношение последовало одобрение проекта и благословение главного священника на его существование.
5 сентября 1889 г. были заключены контракты на производство работ, по которым строителем часовни стал выборгский купец Андрей Виклунд, а изготовить и соорудить ограду подрядился выборгский фабрикант Эрнест Галлен. 31 июля 1890 г. Галлен и Виклунд уведомили Главный морской штаб о завершении ими этих работ.
7 июля 1891 г. командующий Практической эскадрой рапортовал в Главный морской штаб, что кладбище на Менц-Сари приведено в полный порядок и остается лишь своими силами подкрасить ограду, обшить досками углы часовни для предохранения сруба от гниения, а на дополнительно собранные по подписке деньги исполнить в часовне живописный образ без каких-либо украшений, чтобы он мог оставаться здесь и зимой, не требуя сторожей и установить перед ним лампаду.
Часовня с образом Святого Николая Чудотворца и лампадой, сооруженной «усердием чинов Эскадры 1891 г.», была освящена 29 августа 1891 года.
В 4 номере журнала «Гангут» от 1992 года исследователь А.А.Аллилуев высказывает мнение, что военно-морское кладбище на о. Новик появилось с погребением здесь русских моряков в период российско-шведской войны 1788-790гг. Здесь вопрос не в исторической полемике, а в том, что мы обратились к истории и судьбе Морского некрополя на о. Новик и любая информация ценна. И есть твердое убеждение, что историки флота и краеведы Выборга до конца исследуют и установят дату начала существования Морского некрополя и восстановят имена покоящихся здесь защитников Отечества, а также вместе с воинами и общественностью Выборга приведут в порядок и восстановят варварски разрушенные могилы.
Последние два года мы наблюдается картина, что к острову Новик все чаще подходят катера, яхты, шлюпки. Люди разных возрастов (в подавляющем большинстве молодежь) идут к кладбищу, несут цветы, венки, чтобы почтить память русских моряков, покоящихся на этом уютном, красивом острове, и стараются как-то его благоустроить.
Так участники шлюпочного похода «Дорогами Петра Великого», юные моряки клуба юных моряков «Адмиралтеец» и их наставники из Санкт-Петербурга, клуба «юных моряков» из Костромы и детско-юношеского клуба «Юный моряк» из города Кронштадта установили у границы Морского некрополя изготовленный заранее деревянный крест. У основания креста доска с надписью: «Здесь на острове Новик (Менц-Сари) похоронены моряки Российского флота. Упокой, Господи, души усопших рабов твоих.»
Восстановлен крест на небольшом, хорошо сохранившемся, мраморном надгробии кадета Развозова. Надпись на нем легко читается: «Рабъ Божiй Василий Развозовъ Кадет Морскаго Кадетскаго Корпуса Утонул. 21-го iюля 1862 года».