парчиева пара ражаповна биография
«Земля предков». Как народ Ингушетии борется за сохранение территорий на границе с Чечней
«Земля предков». Как народ Ингушетии борется за сохранение территорий на границе с Чечней
Спорам о чечено-ингушской границе — без малого сто лет. Но именно этой осенью споры обрели совершенно новый характер: на улицы перед региональной администрацией в Магасе вышли тысячи людей. Протесты в республике начались из-за нового соглашения, по которому Чечня и Ингушетия обменялись несколькими территориями. Самым неожиданным для наблюдателей стало то, что акцию протеста согласовали местные власти, хотя позже временно приостановили. Все эти дни в Ингушетии работал корреспондент RTVI Андрей Ежов.
Уже две недели Изабелла Евлоева — не наемный сотрудник, а вольный журналист. Едва протест в Ингушетии стал по-настоящему массовым, корреспондент республиканского телевидения поняла: работать на этом канале она больше не будет. О митингах против передачи земли Чечне в информационных выпусках не было ни слова, руководство республики ввело тотальный блок на освещение протестов.
Изабелла Евлоева, журналист, активист: «Национальное телевидение — это, по сути, пресс-служба главы. И никогда свободы слова на этом ТВ не было. Но до сих пор это не было настолько лично для меня важным и глобальным. Глава не хочет, чтобы знали о том, что здесь стоят люди, не хочет распространения информации. Свидетельство этому еще и то, что отключили интернет. Он хочет, чтобы был такой информационный вакуум».
Прорыв этой «блокады» Изабелла и еще несколько бывших сотрудников телевидения взяли на себя: организовали независимое интернет-СМИ и назвали его «Фортанга». Так же называется река — она протекает там, где сейчас проходит новая граница между Чечней и Ингушетией. Соглашение, которое подписали главы республик — Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров — предусматривает, что Грозный забирает часть земель в Сунженском районе, как раз к западу от Фортанги. Эти территории ингуши считают своими и отдавать их никому не собираются.
Парковка возле национальной телерадиокомпании и прилегающий к ней проспект уже третью неделю — фактически эпицентр общереспубликанского протеста. Притом, что большинство этих людей здесь, в административной столице Ингушетии — Магасе — не живут, а раз за разом приезжают сюда из других населенных пунктов, чтобы вновь заявить: они не согласны с решением властей передать часть земель Чеченской республике.
Руководство Ингушетии утверждает: люди на этих самых землях давно не живут. Так или нет, но после изменения границ родовые башни и старые могилы по крайней мере одного из ингушских тейпов оказались на территории Чечни.
Михаил Костоев, участник протестного митинга: «Это земля наших предков. Меня возмутило, что руководство страны… В целом — страны, республики, не считается с мнением народа. Каждый уважающий себя ингуш (или хотя бы считающий себя ингушом) не мог так поступить».
Акция протеста стартовала почти мгновенно. За считанные дни в восьмитысячный Магас приехали десятки тысяч ингушей. Их претензии адресованы главе республики Юнус-Беку Евкурову и депутатам, которые поддержали передел границ, не поинтересовавшись, хотят ли этого жители.
Идрис Плиев, участник протестного митинга: «В Македонии маленький народ: чтобы только одно слово изменить — Северная Македония — референдум сделали. А здесь налево, направо землю раздает, никаких референдумов, ему все позволено!»
Этот митинг республиканские власти, видя настрой людей, согласовали. И, что уж совсем нетипично для России — разрешили собираться здесь всю неделю. Некоторые тут даже ночевали. Хотя в начале все было не так спокойно: силовики даже открывали огонь. Стреляли в воздух, когда Евкуров вышел к собравшимся и кто-то бросил в его сторону пустую пластиковую бутылку.
Силовики стреляют в воздух у парламента Ингушетии и эвакуируют депутатов парламента pic.twitter.com/U9S67OI0OA
Позже, впрочем, ситуация нормализовалась: для досмотра в центре Магаса установили металлоискатели, рядом развернули полевую кухню. Полиция с Росгвардией встали в оцепление — и не больше. Организаторы говорят, что большая часть силовиков — на стороне протестующих. Слухи о том, что в Ингушетию перебросят спецподразделения из других республик, не подтвердились. Хотя происшествия все же случались — в начале октября здесь похитили и избили правозащитника Amnesty International Олега Козловского. Нападавшие назвали себя сотрудниками Центра по борьбе с экстремизмом.
Несколько раз в день выступления на митинге прерывают: наступает время молитвы. На площади расстилают специальные коврики, а по завершении намаза вновь ставят стулья для женщин и стариков. Те обсуждают, чем руководствовалась власть, передавая земли соседней Чечне. По одной из версий, причиной всему — полезные ископаемые: в Сунженском районе давно нашли нефть.
Магомед Ажигов, участник протестного митинга, бывший нефтяник: «Эти скважины были законсервированы. Но теперь, говорят, нашли какую-то технологию, которая может добывать и перерабатывать, и, скорее всего, Кадыров нашел такое оборудование. И поэтому от ингушской территории солидную часть земли отхватил».
Руководство Ингушетии экономический аспект отрицает — равно как и то, что республика отдала Чечне едва ли не 7% процентов территории. Власти объясняют: нынешний договор с Грозным восстанавливает исторические границы, ведь Ингушетии также отошла часть чеченских земель. Получилось что-то вроде обмена. И законодательно утверждать его, по словам главы республики, надо было без промедления.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
При этом по закону изменение границ без референдума в республике — незаконно. Но на этой неделе нашумевшее соглашение все же вступило в силу. Отменять его кремлевские чиновники, встретившись с организаторами митинга, посоветовали через суд.
Зангерей Солоев, участник протестного митинга: «Судебная инстанция — это последнее, что мы можем, а потом впоследствии подумаем. Некоторые хотят в Москву, чтобы выпросить, что надо, а некоторые хотят здесь решить. Суды же у нас народные, а народный суд должен идти за народом!»
Отдельное пространство на митинге в Магасе занимают старейшины и руководители ингушских тейпов — крупных семейных родов. Ахмед-Башир Аушев рассказывает: он возмущен не только переделом границ, но и молчанием Москвы. Президент на происходящее почти не реагирует, а федеральные каналы вслед за республиканскими, молчат.
Ахмед-Башир Аушев, совет тейпов ингушского народа: «Россия если заинтересована в стабильном процветании, развитии своих республик, своих регионов, они должны были заботиться. Я очень сожалею, что я голосовал за Путина, очень сожалею! Мы штаб создали, голосовали, а он вот эти 12-13 дней даже внимания не обращает! Как это?»
Среди тех, кто не мог не обратить внимание на случившееся — профессор Сорбонны Пара Парчиева. Говорит: в нынешней Ингушетии она персона нон грата. Лингвист, автор исследований по синтаксису французского языка в последние десятилетия живет в предместье Парижа. Но, узнав о решении ингушских властей, приехала в Россию.
Пара Парчиева, заслуженный деятель науки Ингушетии, профессор Сорбонны: «Для меня это ужас и трагедия для народа, эта трагедия меня погнала сюда срочно, вот и все. Я должна быть сейчас с народом!»
В последний день согласованного властями митинга организаторы протеста заседали с самого утра: решали, что делать дальше. В итоге борьба за отмену соглашения о границе продолжится вне улиц, а уже через две недели в Магасе соберется новый митинг. Здесь рассчитывают, что он станет еще более многочисленным.
Ахмед Барахоев, член оргкомитета митинга: «30-го октября — созвать Всемирный конгресс ингушского народа 31-го, 1-го, 2-го ноября митинг будет санкционированный, и он будет проходить здесь, на этой площади Мы предлагаем, чтобы наши группы проводили сходы граждан в населенных пунктах по разъяснению ситуации».
Так что о финале протеста говорить рано. Перед очередным митингом Конституционный суд республики проверит законность договора о границе. Ну а тем временем Рамзан Кадыров призвал участников акции в Ингушетии провести митинг на территориях, которые отошли Чечне. Видео выступления главы республики опубликовало сетевое издание Romb. Оно же приводит перевод с чеченского: «Если они оттуда уйдут на своих ногах, тогда я тот, кем вы меня обзываете». Радио «Свобода» поясняет, что так Кадыров отреагировал на оскорбления, которые якобы, произносили протестующие в Магасе.
Пара Парчиева поделилась своими мыслями и переживаниями о судьбе своей Родины
Пара Ражаповна Парчиева — известный в европейском мире доктор филологии, лингвист, профессор университета Сорбонны во Франции, кавалер французского ордена Академических пальм третьей степени, учрежденного при Наполеоне I (вручается за достижения в сфере науки и образования), заслуженный деятель науки Республики Ингушетия.
Была одним из самых ярких и активных членов оргкомитета по восстановлению автономии Ингушетии. Сейчас она находится в республике и согласилась дать интервью газете «Ингушетия».
— Пара Ражаповна, вы входили в оргкомитет по восстановлению автономии Ингушетии и не понаслышке знаете, какими усилиями ингуши получили свою государственность. Но и после того, как уехали во Францию, вы никогда не были сторонним наблюдателем процессов, происходящих на малой родине. Скоро республике 28 лет. На ваш взгляд, что удалось, к чему мы пришли?
— Я никогда не думала заниматься политикой, меня только моя работа интересовала. А в оргкомитет меня привел случай. У нас в университете «прокатили» по конкурсу преподавателя. Очень талантливого историка, который сопротивлялся давлению людей, уже тогда пытавшихся перевести образование в коммерческую плоскость. И тех, кто отказывался ставить незаслуженные оценки детям «нужных» людей, могли наказать, могли лишить каких-то преимуществ, на которые ты имел право — санаторного лечения, квартиры и прочего.
И вот этого преподавателя — Бокова Федора Павловича (позже он стал членом оргкомитета по восстановлению автономии Ингушетии), прокатили с должностью в университете. И когда это с ним сделали, я вышла на площадь. Начиналась деятельность Народных фронтов, лидером у них был Хож-Ахмед Бисултанов, и он на площади Ленина собирал народ. Я жила рядом и, естественно, была в курсе всего, что они делали. Когда Федора Павловича выставили из университета, на одном из митингов 23 февраля 1988 года я выступила. Это было мое первое на таком крупном форуме выступление.
Закончив свою речь, я сошла с трибуны, и меня сразу же окружили молодые ребята, которым понравилось мое выступление.
В это время к нам подошел мужчина, я его не знала. Он оказался ингушом. Властно так взял меня под локоть, а этим ребятам говорит: «Нам самим нужны такие таланты. Мы готовим ингушский съезд, и нам как раз не хватает женщин».
Это оказался один из активных членов движения за восстановление автономии Ингушетии Беслан Костоев, который и привел меня в оргкомитет. В общей сложности этой общественной деятельностью я занималась полтора года, потом уехала во Францию. Но и находясь там, постоянно следила за процессами в Ингушетии.
Я считаю, что за 28 лет в Ингушетии сделано немало. Обращает на себя внимание, что народ наш сильно изменился и внешне, и внутренне. Он стал физически красивее, и это связано с благополучным бытом, я думаю. Люди стали жить легче, у части населения появился материальный достаток. Но высокая коррупция во всех сферах власти, конечно, перекрыла народу возможности составить свое дальнейшее благополучие. Последние 10 лет чиновники растаскивали бюджет по своим карманам. И эта ситуация, я думаю, отбросила республику назад.
Но обвинять в этом одного человека, я считаю, неправильно. Все, кто способствовал, молчал, попустительствовал этому, тоже несут ответственность не меньшую. Есть такая религиозная аксиома: в огне рука берущего, в огне рука дающего. Не может быть коррумпирован только один человек. Эта коррупция происходит у многих на личном уровне.
Когда чиновник, имея доступ к бюджетным средствам, направленным государством на нужды малоимущих и многодетных семей, инвалидов, кладет их к себе в карман, чтобы приобрести лишнее платье или другие излишки материальных благ, а мы молчим. Всевышний не простит нам этого. Он нас накажет и сделает так, что у нас заберут с таким трудом возрожденную республику, и благодать покинет нас.
— А от чего нам следовало бы в первую очередь избавляться?
— Мы плохо боремся против бытового насилия. Вот сколько надо труда вложить, чтобы вырастить сына? Очень много. А мы по какому-то несущественному поводу — кому этот камень принадлежит или не принадлежит, кто-то кого-то случайно задел. Или из-за каких-то копеек дерутся — из-за всего этого мы теряем своих сыновей. Вот эту работу должны проводить религиозные деятели. Не ругаясь, не разъединяясь по тейповым или вирдовым отличиям, а объединяясь по святому положению ислама, который никем не оспаривается. Не ищите, ингуши, того, что вас разъединяет.
— Как вы оцениваете ситуацию, складывающуюся в республике? Она напряженная или наметилась стабилизация, после протестных акций? Что бы вы порекомендовали Главе республики Махмуд-Али Калиматову, как законнику, в данной реальности? Какими должны быть, на ваш взгляд, его действия?
— На мой взгляд, при новом Главе республики наметилась стабилизация. Помните, его долго обвиняли в том, что он молчит и никаких заявлений не делает. А когда он выступил — это было деловое, обоснованное, очень аргументированное выступление умеренного руководителя.
Я за многие годы впервые так долго нахожусь в республике — около шести месяцев. И за это время не нашла ни одного неверного шага у нового Главы, который мог бы вызвать протест у ингушей. Мне кажется, что у нас Глава с человеческим лицом, который слышит нас. Но требовать от него надо только в рамках возможного для субъекта нынешней России. Требовать большего — это значит дискредитировать его работу. Мы как народ тоже отвественны за то, что с нами случается.
Поэтому хочу призвать народ более активно участовать в политической, общественной, экономической жизни своей республики. И прежде чем вынести на обсуждение какое-то осуждение руководителя, сначала подумайте, обоснованно это или нет, в чем Глава провинился, какие у него возможности и что он сделал. Мы должны уметь понимать, где мы живем, в какой действительности и чего мы можем добиваться, а с чем надо подождать. А все остальное — это только во вред ингушам и России.
Я желаю Махмуд-Али Калиматову сил продолжать свое дело в гуманистическом направлении. Он гарант и человеческого, и юридического факторов в республике.
И каждый из нас должен зубами цепляться за свою республику. Счастье, находясь за границей, показывать карту и говорить — вот здесь моя маленькая Ингушетия. А если у нас ее отнимут? Я до слез гордилась, когда мы на этой карте отыскивали свою Родину. Поэтому каждый ингуш обязан сегодня об этом думать.
— Как отмечалось в одной из публикаций, вы могли бы стать незаурядным политиком, но выбрали науку. Почему? Корректна такая избитая формулировка: «политика — грязное дело»?
— Для меня вопрос быть политиком никогда не стоял. Мне всегда нравилась моя работа, нравилась наука. А еще в школьные годы мне хотелось быть врачом. Но я очень хорошо помню, что меня остановило — а вдруг из-за меня кто-то умрет, как я с этим буду жить?
Но, не будучи политиком и никогда в нее не стремившаяся, у меня такой опыт появился, и я многое о политике все-таки поняла. Политика — это тоже искусство возможного. Там нужно иметь и логическое мышление, и умение анализировать поступки, историю изучать. Вот, например, Махатма Ганди добился независимости Индии без единого выстрела, с одним посохом и в сандалиях пройдя по всей стране. Поэтому несиловая политика — она может быть эффективнее любой другой.
Политика бывает грязная, бывает чистая, бывает умная и неумная — все формулировки подходят к политике, и это очень сложное искусство. Я лишь соприкоснулась с некоторыми аспектами, но меня это не привлекает.
— Когда приезжаете на малую родину, вы встречаетесь с молодежью, читаете лекции на актуальные темы. Есть огонь в глазах? Какая она — наша молодежь?
— С молодежью я в последние годы редко встречаюсь. И там, где я с ней встречаюсь, им не хватает чистых авторитетов. К сожалению, мои возможности в силу возраста уже сильно ограничены, я уже мало что могу. Но я очень хотела бы оказаться в нынешней Ингушетии, скинув хотя бы лет двадцать. Мне казалось, когда я была за границей, что я здесь не очень нужна, и намного больше думала о том, чтобы продвинуть нас во Франции. Оказывается, я ошиблась все-таки. Хотя отдельные личности и вышли у нас на мировую арену, но вот комплексно. Молодежь из народа, к сожалению, не на том уровне, на каком она могла бы быть и должна быть при таких обстоятельствах.
— Из Франции в прошлом году пришла приятная новость. Читаю: «Министерство образования Франции вручило профессору Сорбонны Паре Парчиевой орден Академических пальм третьей степени (Кавалер)». Сообщается, что награда эта учреждена при Наполеоне I и вручается за достижения в сфере науки и образования. Банально прозвучит, но все же: что для вас эта награда?
— То, что мои заслуги признали во Франции, мне было особенно приятно. И не потому, что это касалось лично меня. Я была горда тем, что на таком уровне представляю свой ингушский народ. С самого начала я занималась больше даже не своей непосредственно работой, а думала о том, что может быть полезно для ингушского языка, культуры и прочее.
Мне также было приятно, что в конце концов я все-таки доказала свою теорию, которую в течение 20 лет не хотели признавать. Говорили, что выдвинутая мною тогда концепция об обособленных членах предложения нигде не пройдет. А я все-таки смогла доказать, что они не являются членами предложения, в котором они якобы существуют. Это два и больше предложений, которые образовали новую единицу, большую, чем предложение.
Вот мы до сих пор и в школе, и в университете изучаем, что есть звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения — простое и сложное. И это высшая языковая единица, дальше нету ничего. Но оказалось, что вот эта эволюция человеческого языка от звуков до предложения не остановилась. Она очень тайно, подспудно так сказать, развивалась в единицу более высокую. И именно роль в этом сыграли так называемые обособленные члены предложения.
И то обстоятельство, что, несмотря на свои семейные трагедии, я довела деятельность до конца и сумела доказать свою теорию — думаю, это пример для молодежи. В этой связи хочу сказать молодым: какие бы у вас ни были трудности — не опускайте руки, а действуйте и двигайтесь. Ни при каких обстоятельствах я не бросала свою работу.
— Не менее приятно читать, что в современной энциклопедии французского языка, благодаря вашим усилиям (поправьте, если что-то не так говорю), введены такие понятия как «ингуши», «Ингушетия», «Назрань», «Магас». Значит, для вас это было важно.
— Я проделала определенную работу, чтобы об ингушах стало известно в мире. Мною были подготовлены две статьи об ингушах и чеченцах для всемирно известного энциклопедического словаря на французском языке издательства Ларусс. Там упомянуты и события 1992 года, я считаю это самым большим своим достижением. Это очень сложно было сделать, у меня сохранилась моя переписка с издательством, и я постараюсь эти письма опубликовать. До этих пор даже слова «ингуш» там не было.
Организовала там докторскую диссертацию по ингушскому языку для профессора Сорбоннского университета Франсуазы Герен, она ее защитила. Она свои исследования вводила уже в структуру французского языка. Я пыталась, чтобы ингуши стали популярными, и они становились.
Вдруг преподаватели университета заинтересовались структурой ингушского языка, и вот мне поручил директор института восточных языков прочесть для них курс по структуре ингушского языка. А я являлась докторантом по синтаксису французского языка. Никакой литературы у меня для подготовки не было, никакой связи с Ингушетией тоже тогда у меня не было. Я просто брала несколько глаголов, сама их спрягала, язык-то я знаю, выводила окончание, спряжение, времена и за неделю успевала одну лекцию подготовить. По следам этого курса и появилась докторская диссертация Франсуазы Герен.
— Пара Ражаповна, что вы можете сказать по поводу предстоящего голосования по поправкам в Конституцию России? Какую позицию должны занять жители Ингушетии? Чего больше в призывах байкотировать это мероприятие: необдуманных эмоций или дальновидности?
— Эмоции, естественно, были и будут. Я думаю, что те тейпы, которые сделали это заявление — действовали под влиянием эмоций, разочарования, усталости в каком-то смысле, но нам это не на пользу.
Вот я считаю, что это самое большое искусство должно быть всей нашей молодежи, всех наших общественных организаций — не говорить всё, что на язык придет. Это легко сказать — «я бойкотирую», а кому и что это даст? Сейчас время тщательно обдумывать каждый свой шаг и его последствия.
Если проанализировать историю ингушей, они первыми вошли в состав России. Ни один народ, заключивший с ней союз, так не покрыл себя военной славой, защищая Россию, как ингуши. Ни один ингуш не предавал Россию и не собирается предавать. И насколько мне известно, сегодня ни один ингуш не жалеет о том, что мы нашли свою жизнь, как мы планировали, в содружестве, и в то же время признавая какое-то превосходство России. То есть мы очень много черпнули и из русской культуры, и мы ценим то, что нам дала Россия.
Но нельзя не видеть того, что в некоторых вопросах нас иногда дискредитируют в пользу наших соседей. Это начал делать Сталин, и весь мир осудил его действия. Вот ингуши и не могут понять, почему, за что с ними так поступают. По этой причине у них иногда бывают срывы.
Этим срывом я объясняю для себя и заявления нескольких ингушских тейпов, которые в данный момент высказались за бойкот голосования в апреле. Они просто сорвались из-за сидящих в заключении, от оскорблений в адрес этих стариков.
Но прежде чем этот вопрос выносить в публичное пространство, он должен был решаться среди всех ингушских тейпов, выслушав их мнения. При любом решении надо в первую очередь думать о том, какую пользу или вред могут принести твои слова и решения всему ингушскому народу. Это главное, о чем я думаю, прежде чем что-то сказать.
— Пара Ражаповна, задам немного провокационный личностный вопрос: у каждого из нас есть «свой уголок», где отдыхаешь душой и открывается второе дыхание. Где ваш уголок? В такой прекрасной стране, как Франция, или не менее чудесной малой родине — Ингушетии.
— Мне хорошо в Ингушетии, мне хорошо во Франции. Но мой родной уголок остался в том домике в Пригородном районе, откуда меня ребенком выселяли в 1944 году вместе с моими родными. Больше мне нигде не было так хорошо, как там.
Народный совет
Бексултан Сейнароев
Не растворимся, не рассеемся
Бексултан Магомедович Сейнароев родился 20 мая 1938 года в Ингушетии. Он из тех, кого называют юристами от Бога. Начинал юрисконсультом, затем начальник юридического отдела, зам. гендиректора по экономическим и правовым вопросам Павлодарского алюминиевого комбината – этот гигант цветной метталлургии СССР, на котором он проработал свыше 15 лет, оставил глубокий след в его судьбе.
В 1989 году в Москве он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук, стал первым среди чеченцев и ингушей доктором в этой области. Профессор, академик МАИ, Заслуженный юрист РФ; кавалер ордена «За заслуги», медалей «За доблестный труд», «За заслуги перед судебной системой РФ». Он взошёл на юридический Олимп, став судьей Высшего Арбитражного Суда России.
Но особо значимы его заслуги перед Ингушетией и Российской Федерацией на крутом переломном этапе ингушской истории восьмидесятых и девяностых годов. Северный Кавказ и Чечено-Ингушетия бурлили, как вулкан политических страстей, на волне которых надвигалась угроза дестабилизации на Кавказском направлении. 9-10 сентября 1989 года в условиях обостряющейся ситуации в городе Грозном во Дворце культуры им. Ленина был проведен Второй съезд ингушского народа с повесткой дня: «О социально-политическом положении ингушского народа».
Были приняты итоговые документы и резолюция Второго съезда ингушского народа из 16 пунктов, одним из которых было создание Оргкомитета по восстановлению Ингушской АССР.
Съезд избрал Оргкомитет в составе 31 человека. Это:
Абадиев Бек, Абадиева Хава, АкиевХасолт, Ахильгов Сейт-Салим, Базоркин Идрис, Беков Магомед, Богатырев Бембулат, Боков Федор, Героев Юсуп, Гудиев Абукар, Кобышева Надежда, Кодзоев Иса Альбадурович, Кодзоев Иса-Аюбович, Костоев Беслан, Котиков Беслан, Куштов Ахмет, Куштов Джабраил, Куштов Якуб, Мамилов Суламбек, Медов Якуб, Нашхоев Мурад, Парчиева Пара, Плиев Магомед-Рашид, Пошев Ахмед, Сейнароев Бексултан, Тимурзиев Башир, Хамчиев Султан, Цечоев Мовлади, Чахкиев Башир, Чахкиев Саид, Яндиев Муса.
Присмотревшись к вновь избранному составу, организаторы съезда пришли к выводу, что возглавить Оргкомитет должен подготовленный человек, обладающий юридическими знаниями и жизненным опытом, способный отстаивать интересы своего народа. Выбор пал на члена Оргкомитета, народного судью Ленинского района Грозного, доктора юридических наук Б. М. Сейнароева, который был избран единогласно 2 января 1990 года. Хотя тогда он со свойственной ему честностью и прямотой предупреждал: « Меня можете не выбирать. Я – человек производства, анархии не потерплю».
1989-1992 годах он председатель Оргкомитета по образованию Ингушской Республики. Национального движения, которое привело 4 июня 1992 года к историческому для ингушей событию – образованию Ингушской Республики в составе РФ в полном соответствии с волеизъявлением ингушского народа на референдуме 1991 года. Участвовал в разработке проектов законов РФ «О реабилитации репресированных народов», «Об образовании Ингушской Республики».
Несмотря на противодействие руководства Северной Осетии, парламента Чеченской Республики Ичкерия того времени, при сжигаемых на избирательных участках урнах,попытках вооружённых экстремистских групп в самой Ингушетии сорвать референдум по вопросу образования Ингушской Республики, Народный Совет обеспечил его проведение, невзирая ни на что!
На основе результатов этого референдума Президент РФ Б.Н.Ельцин в порядке законодательной инициативы внёс в Парламент РФ предложение о создании Ингушской Республики в составе РФ.
Накануне 20-летия республики в издательстве « Весь мир» вышла книга Б. Сейнароева «На трудном пути создания Ингушской Республики». Книга об истории периода 89-92 годов и людях, которые эту историю делали.
Интересны воспоминания автора о его встречах с лидером Чечни того времени Джохаром Дудаевым, а также ранее не публиковавшиеся исторические факты, многие из которых прежде замалчивали. Например, о размежевании между ингушами и чеченцами, когда был использован такой инструмент исламсого мира, как свидетельство в Шариатском суде. Ответчик, отказавшийся от предложения истца прийти в Шариатский суд, считается отвратившимся от веры. Так вот, тогда. Но не будем разрушать интригу. Книгу лучше читать самим. Приведем лишь отрывок из первой главы, которая называется «Горсть родной земли» и посвящена трагическим событиям 1944 года.
«. Никто не мог сказать точную причину обрушившегося на наш народ бедствия и несчастья. Этим, похоже, никто тогда и не был особенно озабочен. Нас, маленьких детей, на первых порах поили водой, разбавленной щепоткой родной земли Ингушетии, взятой с собой в неведомый путь родителями как талисман и как целебное средство от всех чужеземных болезней. Щепотку этой земли сыпали на саван погребаемому в чужом краю, как символ вечной связи с далекой, близкой сердцу Родиной – Ингушетией, вечными кавказскими горами, живительными родниками».
Мы задали этому человеку, одному из творцов ингушской государственности, несколько коротких вопросов.
– Какое событие вашей жизни считаете самым главным, неперечеркиваемым, чем гордитесь?
– Тем, что мы, ингуши добились создания своей государстенности. Благодарен Всевышнему – Аллаху, по воле которого возникла наша государственность, а это гарантия сохранения и развития языка, культуры, и в конечном счете, сохранения нации.
– У Вас сложный характер?
– Мой характер – не сахар. Я не любил что-либо обещать легко, выступать для публики. Пытавшихся на меня повлиять, выслушивал, но поступал так, как считал нужным с позиции интересов народа, помня о своей ответственности перед ним.
– Что бы вы сказали своим недоброжелателям?
– Поднимите руки те, у кого они чище в национальном вопросе?
– Что вы пожелаете своей малой родине, которй сегодня – 20?
– Чтобы республику возглавил человек, способный убедить руководство России в необходимости осуществить права ингушского народа. Права, антиконституционно нарушенные тотальной депортацией народа в феврале 44-го года. Человек, у которого должно хватить патриотизма, совести, мудрости последовательно убеждать руководство РФ в обоснованности своих требований. Работа эта должна вестись в пределах полномочий постоянно, даже в момент ужина на берегу моря во время отпуска. И у этого руководителя должно быть понимание того, что в своей работе нужно опираться на общественные организации, которые работают во имя восстановления справедливости и добрососедства.
Хаматханов Дауд
Руководитель «Ингушского республиканского потребительского союза». Сын Красного партизана Гражданской войны, организовавшего в 1963 г. группу из 5 человек для поездки в Москву с требованием вернуть Пригородный район.
Родился в 1935 г. в с. Длинная долина Пригородного района г. Орджоникидзе Чечено-Ингушской АССР.
Окончил Казахский государственный сельхозинститут по специальности – инженер-гидротехник.
Руководил Министерством мелиорации и водного хозяйства ЧИАССР.
Принимал активное участие в восстановлении ингушской государственности. Был членом Президиума Народного Совета, межрегионального объединения «Возрождение». Продолжает борьбу за восстановление Конституционных прав ингушского народа, прекращения геноцида, начатого в 1944 г.
В настоящее время работает над реализацией Программы по оздоровлению экономики республики и формированию гражданского общества Ингушетии.
Куштов Якуб
строительный эксперт 2-го класса Российской Федерации. Был членом инициативной группы по проведению 2-го Съезда ингушского народа, членом Оргкомитета по восстановлению ингушской автономии. На 3-ем Съезде ингушского народа был избран в Президиум Народного Совета Ингушетии. Впоследствии, решением этой организации стал исполняющим обязанности председателя Народного Совета. Решение остается в силе по настоящее время. При принятии Закона «О реабилитации репрессированных народов» руководил штабом ингушской делегации, внес ряд существенных поправок в проект Закона. Возглавлял комиссию по проведению референдума, убедительно показавшего желание ингушского народа создать свою республику в составе РФ. Начал свой путь поиска справедливости еще в Алма-Ате в 1956 году, будучи студентом, получая специальность инженера-строителя. После известных событий в г. Грозном в 1973 году выступал с резкой критикой в адрес обкомов СОАССР и ЧИАССР, говоря о социальном положении ингушей в этих республиках.
Котиев Назир
Член Народного Совета Ингушетии. Активно участвовал в принятии Законов «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия». Имеет 43 года трудового стажа работы на ответственных должностях. Блестяще образованный, первым из ингушей окончивший Академию управления при Президенте РФ, воспитавший высоконравственных образованных детей, спасший взятого в заложники сына, он вынужден сегодня жить на мизерную пенсию и мириться с отсутствием социальных гарантий. И это потому, что вся его семья живет в поселке Карца – исконно ингушской территории, на которой до 1992 года проживало приблизительно 95 % ингушей. Человек исключительного мужества, гордости и твердости. Несмотря на постоянные провокации против членов его семьи и его земляков, постоянный стресс, в котором живет вся семья, на перенесенные 2 инфаркта, он не перестает и не перестанет обращаться к совести руководителей страны, призывая их выполнить законы, ими же подписанные:
«. Политика притеснения одних народов и возвеличивание других, начала осуществляться при диктаторе Сталине, подвергая целые народы жестокому и необоснованному геноциду. Русские, грузины, кабардинцы, дагестанцы с началом возвращения ингушей добровольно освободили их дома и села. Ингушский народ не требует ничего чужого и только свое кровное, отнятое у нас силой и незаконно удерживаемое. Мы не отказывались и никогда не откажемся от своей Родины. »
Абадиев Бек
Участвовал в принятии Законов «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия». Активно участвовал в ингушском национальном движении 1972-1973 и 1989-1992 гг. Журналист, искусствовед. Член Союза журналистов и союза театральных деятелей России.
Автор множества оригинальных пьес, рассказов, повестей (в том числе и детских), очерков и эссе. В 2007 году вышла его книга «Достойные сыны Отечества».
Основатель музея МВД Республики Ингушетия, директором которого был с 2002 года. Награжден орденом РИ «За заслуги», медалями и грамотами.
В настоящее время продолжает издавать книги. Удивительно обаятельный и жизнелюбивый человек.
Героев Юсуп
Активно участвовал в принятии Законов «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия». Член президиума Народного совета Ингушетии. Член Оргкомитета по восстановлению ингушской автономии. Был в составе Народного Совета Ингушетии.
После окончания московского института землеустройства и высшей партийной школы при ЦК КПСС, трудовую деятельность от рядового инженера до главного архитектора проектов, руководителя территориального производственного предприятия «Чечинггаз» при Совете министров ЧИР, директора московского филиала ЗАО «Центргазсервис», руководителя ОАО «Ингушнефтегазпром», заместителя председателя правительства РИ, успешно сочетал с партийной и общественной работой.
Награжден правительственными наградами, среди которых два ордена «Знак Почета», орден «За заслуги».
Боков Федор
Содействовал принятию Законов «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия». Делегат 2-го и 3-го Съездов ингушского народа. Член Оргкомитета по восстановлению автономии Ингушетии, а затем член президиума Народного Совета Ингушетии. Кандидат исторических наук, автор книг: «Яд криминала», «Я – русский Боков. Раздумья русского лица «кавказской национальности», «А это и есть фашизм» (о зверствах против граждан ингушской национальности в Северной Осетии в 1992 году).
Проживает на Украине. Человек редкого обаяния, всегда желанный гость в Ингушетии.
Абадиева Хава
Тележурналист. Член Оргкомитета по восстановлению ингушской автономии, а затем и Народного Совета Ингушетии. Работала в Чечено-Ингушской Гостелерадиокомпании. В настоящее время работает на ГТРК «Ингушетия» спецкором ГТРК «Ингушетия». Ведет ряд популярных авторских программ «Долгая дорога домой», «В мире прекрасного», «История свидетельствует». Заслуженный работник культуры. Награждена «Орденом за заслуги».
Музаев Магомед
Член Оргкомитета и Народного совета Ингушетии. Активно участвовал в принятии Закона «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия». В настоящее время зам. Председателя Народного Совета Ингушетии.
Ученый – историк. Бескомпромиссен в вопросах исторической справедливости.
За непреклонность и принципиальность в вопросах национальной политики подвергался гонениям со стороны партийной номенклатуры. Многие помнят его выступления на «Круглом столе» во Владикавказе с участием северо-осетинских историографов и ученых из Чечено-Ингушетии.
Куштов Джабраил
Член Оргкомитета и Народного совета Ингушетии. активно участвовал в принятии закона «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия». Заместитель председателя филиала Народного совета Ингушетии во Владикавказе.
Член инициативной группы по проведению 2-го Съезда Ингушского народа. Отвечал за безопасность мероприятия. В дни Съезда ему удалось предотвратить попытку группы экстремистов устроить провокацию по срыву работы делегатов. Один из активнейших участников движения по восстановлению ингушской государственности, отличавшийся конкретностью в постановке целей и решении поставленных задач.
Богатырев Бембулат
Депутат Верховного Совета РСФСР с 1990 г. Восемьдесят шесть раз выступил на съездах и сессиях высшего законодательного органа страны с требованием восстановления государственности Ингушетии. Знаменитая, «без шпаргалки», речь Бембулата на Съезде Народных депутатов ВС РСФСР, державшая зал в напряжении, вошла в анналы ораторского искусства.
Принимал активное и решающее участие в принятии инициированных им Законов «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия». Член Оргкомитета по восстановлению автономии ингушского народа. Входил в состав президиума Народного Совета Ингушетии. Автор технико-экономического обоснования (ТЭО) о возможности образования Ингушетии в форме самостоятельного субъекта. Из нескольких вариантов ТЭО, представленных группой экономистов и отдельно Бембулатом, были приняты доводы Богатырева. Эксперты, даже из числа противников образования Ингушетии резюмировали, что «это обоснование имеет всего один недостаток. Оно слишком хорошо составлено, чтобы его можно было не принять».
Это стало основой для вынесения вопроса на Верховный Совет об образовании Ингушской Республики. Награжден орденами «Знак почета» и «За заслуги» РИ.
Автор книг «Россия и ингушский вопрос. Как это было», «Маздакиты на Кавказе».
В год 20-летия республики вышла его историко-документальная книга «Ожидая справедливости». Верит в то, что настанет день, когда в России в полной мере будет реализован самый гуманный закон ХХ века – Закон «О реабилитации репрессированных народов».
Султан Хамчиев
Cотрудник Ингушского НИИ им. Ч. Ахриева в городе Магас.
Был активным участником ингушского национального движения, членом Оргкомитета и Народного Совета по восстановлению ингушской государственности, редактором газеты «Единство». Педагог по образованию, занят и в других сферах деятельности. Остается верным избранному делу интеллигентом и патриотом.
Автор книг: «Возвращение к истокам», «История Ингушетии в лицах и фактах», «Хронология истории ингушского народа», «Ингушские личные имена», «Ингушская народная педагогика», «Очерки об ингушском этикете», «Осетинская аннексия на Кавказе и Закавказье», «Ингушетия в войнах России», трилогия «Пасынки судьбы», «Депортация 1944 года. Мифы и реальность».
Заслуженный учитель Республики Ингушетия, Почетный работник образования Российской Федерации. Награжден орденом «За заслуги».
Наурбиев Салман
Руководитель Координационного Совета ингушских общественных объединений г. Москвы и Московской области.
Активно участвовал в принятии Законов «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия». Член президиума Народного совета Ингушетии. Был полномочным представителем президента РИ в странах Ближнего Востока. Член коллегии Российского союза офицеров запаса (РСОЗ).
Вице-президент МАПП (Международной Ассоциации писателей и публицистов). Генеральный директор Российского бюро МАПП.
Тимурзиев Башир
Активно участвовал в принятии Законов «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия». Современный ингушский поэт.
Его поэтическое творчество берет начало в 50-х годах прошлого века, когда у депортированного ингушского народа еще так сильны были боль и тоска по утерянной исторической родине. Нет, пожалуй, такого ингуша, который не был бы знаком с его поистине хрестоматийными стихами о высылке ингушей «На восток», «Жернова» и «Злая мачеха-судьбина не сломила нас». Пишет как на ингушском, так и на русском языках.
Он автор нескольких поэтических и прозаических сборников. Член Союза писателей РФ и Республики Ингушетия.
Куштов Ахмед
Инициатор создания Народного Совета Ингушетии. Ему принадлежит ведущая роль в формировании состава Оргкомитета по восстановлению ингушской автономии Активный участник ингушского национального движения в начале 1970-х годов. Именно он взял на себя ответственность подписать (нужна была только одна подпись) и передать в приемную ЦК легендарное письмо «О судьбе ингушского народа».
Активно участвовал в принятии закона «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия».
Врач-онколог высшей категории.
Как многие ингуши – человек удивительной судьбы (более подробно читайте о нем в разделе «Медицина»).
Зурабов Мусса
Председатель Координационного Совета неправительственных организаций Ингушетии. Давно и основательно занимается юридической защитой жертв репрессий.
Активно участвовал в принятии Законов «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия». Общественной работой занимается с 15 лет. Был депутатом сельского, поселкового, городского, районного советов депутатов трудящихся и депутатом Верховного Совета ЧИ АССР последнего созыва.Работал заместителем Председателя Правительства Республики Ингушетия, помощником-советником Президента Республики Ингушетия. Стал одним из первых лауреатов ежегодного конкурса «Герои гражданского общества» в номинации «За особый вклад в защиту прав человека и развитие гражданского общества». Собрал и систематизировал уникальный архивный материал по теме депортации ингушей и чеченцев и последствий этой преступной акции. Его вклад в дело сохранения исторической памяти народа, который вынужденно беспрецедентно терял свои архивы, переоценить невозможно.
Пошев Ахмед
Известный миротворец и богослов. Всесторонне образован. За его плечами Экономический техникум в Туле, Московский пищевой институт и Алма-атинский педагогический университет. В 1997 году окончил Исламский институт им. Имама Аш-Шафии. В период проведения 2-го и 3-го Съездов ингушского народа принимал активное участие в работе.
Способствовал принятию Закона «О реабилитации репрессированных народов».
Член Оргкомитета по восстановлению ингушской автономии, член Народного Совета Ингушетии. Во время этнической чистки ингушей на территории Северной Осетии в 1992 году, принимал активное участие в переговорах, в качестве председателя Комитета по переговорам Временной администрации Ингушетии.
Плиев Магомед-Рашид
Журналист, член Оргкомитета по восстановлению ингушской автономии, член Президиума Народного Совета Ингушетии. Принимал активное участие в лоббировании законов «О реабилитации репрессированных народов» и «Образовании Ингушской Республики в составе РФ». Активный участник подготовки, организации и проведении 2-го, а затем 3-го Съездов ингушского народа.
В 70-е из-за участия в подготовке общенародного ингушского митинга в г. Грозном и за отказ выступить в прессе с осуждением ингушских патриотов Д. Картоева, С. Плиева, А. Газдиева, А. Куштова и И. Базоркина, обвиненных в национализме за их обращение в ЦК КПСС, был уволен с должности зав. отделом культуры редакции газеты «Сердало».
Парчиева Пара
Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия, доктор наук.
Человек острого ума, профессионал своего дела, неординарный педагог с обостренным чувством справедливости. Принимала активное участие в работе 2-го съезда ингушского народа, выступила с докладом «О национальной кадровой политике в Чечено-Ингушетии и Северной Осетии». Многим запомнилось то содержательное, интересное выступление Парчиевой. Была избрана членом Оргкомитета по восстановлению автономии Ингушетии.
Была старшим преподавателем кафедры французского языка факультета романо-германской филологии ЧИГУ им. Л.Н. Толстого. В начале 90-х годов уехала во Францию для работы над докторской диссертацией.
Она могла стать незаурядным политиком или руководителем любого ранга, но посвятила себя науке. Написала книгу на французском языке «Поговорим по-ингушски, поговорим по-чеченски», несколько статей для энциклопедии современного французского языка, ввела такие понятия как «ингуши», «Ингушетия», «Назрань», «Магас». Перевела на французский язык книгу М.Зязикова «Традиционная культура ингушей: история и современность».
Главным мерилом ее жизни были и остаются порядочность и честность.
Куштова Елизавета
В составе Народного Совета Ингушетии активно участвовала в принятии Законов «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ». Ранее занимала пост секретаря Пригородного райкома партии по идеологии.
Мамилов Суламбек
Содействовал принятию Законов «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Республики Ингушетия». Член Оргкомитета по восстановлению ингушской автономии. Режиссер-постановщик, работал на Центральной киностудии им. Горького, на Одесской киностудии.
Костоев Магомед
Председатель Сунженского отделения Народного Совета Ингушетии, где особенно остро разворачивались события, когда ингуши встали перед необходимостью определиться и восстановить свою государственность в составе РФ.
Невозмутим и непреклонен, когда речь идет о принципиальных вопросах.