пастель история возникновения техники
Пастель — техника уникальных возможностей живописи и графики: виды, история, художники
Пастель — это графическая и живописная техника, в которой для создания произведений искусства используют цветные мелки или карандаши без оправы. Пастелью также называют художественные материалы разных оттенков в форме тонкого бруска с округлым или прямоугольным сечением. Общее название техники и материалов происходит от латинского слова pasta — «тесто».
Пастель — уникальная техника изобразительного искусства. С графикой ее роднит использование линий и штриховки в процессе написания картины, а с живописью — большое разнообразие выразительных возможностей.
Виды пастели
Пастель большинства разновидностей изготавливают методом прессования. Основой для ее производства служат красящий пигмент и связующее вещество. В зависимости от химического состава и свойств различают 4 основных вида пастели:
Сухую пастель дополнительно разделяют на несколько подвидов:
Профессиональные живописцы и графики при написании картин одновременно используют несколько наборов сухой пастели (твердой, мягкой и ультрамягкой). Такой подход позволяет значительно расширить творческие возможности и создавать разнообразные по манере исполнения произведения.
Пастельная техника рисования требует от художника наличия хороших профессиональных навыков и бережного обращения с материалом. В настоящее время для создания картин используют специальную бумагу или картон, гораздо реже — холст. Мелками мастер прорисовывает основные линии и штрихи, а кончиками пальцем выполняет растушевку — умело создает на поверхности картины мягкие тональные переходы и элементы светотени.
История пастели
История пастели насчитывает более 500 лет. Авторство создания этой техники принадлежит французскому художнику Жану Перреалю (Jean Perréal). Придворный живописец сопровождал короля Людовика XII в ходе военных походов и делал зарисовки важных событий. Именно Перреаль в конце XV — начале XVI века изобрел пастельный мелок на основе сухого красящего пигмента и прозрачной смолы разных видов акации (гуммиарабика).
Уже к концу XVI века новый художественный материал приобрел большую популярность во Франции, а затем в Англии и Италии. Пастелью начали массово писать портреты на заказ лучшие художники того времени.
Пик популярности пастельной живописи в Европе наступил в XVIII веке, когда в искусстве господствовал стиль рококо. Этому способствовала возможность создания тончайших цветовых переходов при помощи новой техники. Но постепенно масло вытеснило пастель из широкого обращения.
Интерес к ней вновь пробудил в середине XIX века Эдгар Дега (Edgar Degas). Гениальный французский импрессионист изобрел новый метод растушевки. Он обрабатывал пастельный рисунок паром, а затем пальцами или кистью растирал штрихи и линии. Работы Дега произвели фурор в живописи, но к началу ХХ столетия пастельная техника снова утратила популярность.
Несмотря на то, что в последующие 100 лет появились новые пастельные краски, лишь немногие художники современности предпочитают много работать с этим материалом. Но произведения старинных мастеров до сих пор завораживают ценителей искусства.
Известные художники, работавшие в технике пастели
Многие известные художники использовали пастельные краски для написания картин. Одни из них всю жизнь оставались верными этой технике, другие — уделяли ей лишь небольшую часть своего времени, но добились всеобщего признания. Среди них:
Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести произведения искусства в режиме онлайн. На сайте также можно без посредников купить картины у современных художников.
Практика работы пастелью: История пастельной живописи
Пастель, первоначально, была вспомогательной дисциплиной, но со временем стала одной из любимейших техник европейских художников. Свое шествие эта техника начала в далеком XVII веке и к XIX веку, достигнув своей вершины, стала одним из основных средств художественного выражения.
Предшественники
Если первоначально рисунок был подготовительным наброском, этюдом, то уже в эпоху раннего Возрождения, он приобрел вид самостоятельного произведения искусства. С давних пор рисунки известных художников перемещаются из одной мастерской в другую, служа образцами для нескольких поколений художников. В настоящее время известно большое количество этюдов и эскизов (в основном портреты и обнаженная натура), сделанные карандашом, сангиной, пером и мелом. Именно сангина (красно-коричневый карандаш) наряду с мелом стали предшественниками пастели. Взглянув назад во времени можно обнаружить, что рисунок получил большое признание Верроккьо и его ученика Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Тициана и Рафаэля, и фламандских мастеров Рогир ван дер Вейдена, Яна ван Эйка и многих других известных живописцев. Вполне вероятно, что «техника работы сухими красками» т.е. пастелью, о которой упоминал Леонардо да Винчи в своих сочинениях, должна была включать в себя и другие цвета, кроме белого, красного и бурого, которые обычно присутствуют в рисунках, сохранившихся наших дней.
Материалы для рисунка
Художники эпохи возрождения и барокко (XV-XVII вв.) смогли добиться великолепной графической и тональной выразительности, причем используя ограниченный набор материалов. Некоторые из них применяются и в наше время художниками во время работы с использованием техники пастель. Черный камень – это аналог нынешнего угольного карандаша применяется для прорисовывания контуров и закрашивания темных участков, сангина нужна для наложения полутеней, а белый мел используют для передачи рефлексов и бликов.
Лувр, Париж (Франция). Рафаэль Санти (1483-1520). Венера и Психея. Увеличение интереса к простому рисунку, во времена эпохи возрождения, заставила художников начать поиски оригинальных цветовых эффектов при его создании. Рисунок, выполненный с использованием сангины, является ярким примером зарождения пастельной техники.
Признанный мастер рисунка – Рубенс
Рубенс – автор нескольких тысяч этюдов, набросков и подготовительных рисунков для картин. Их выполнял не только мастер, но и, частично, его многочисленные ученики, так как количество заказов превышало возможности одного человека. Рисунки этого мастера отличаются необыкновенной живостью штриха и цветовой выразительностью, они являются необыкновенными образчиками шедевров, выполненных в трехцветовой гамме – черный камень, белый мел и сангина. Многие считают, что именно Рубенс способствовал рождению стиля, которому стали подражать все его последователи. Французы в XVIII века стали называть его dessin а trois crayons (рисунок 3 карандашами). Эти работы послужили основой для развития практических приемов работы пастелью.
Лувр, Париж (Франция). Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Женский портрет. Этот рисунок выполнен 3 цветами: черным (уголь), белым (мел) и красным (сангина). Столь утонченную технику нередко можно видеть и у современных пастелистов, работы которых, основаны на приемах, разработанных самим Рубенсом.
Лувр, Париж (Франция). Пьер Бриар (1559-1609). Портрет молодой женщины. Окрашенная бумага создает особую изысканность. Портрет является настоящим образчиком работы пастелью.
Как и многие другие мастера эпохи Возрождения, Рубенс в своих работах использовал слегка подкрашенную бумагу (голубой, серый, желтый и розовые цвета). Для ее приготовления на основу наносили тоненький слой клея, на который впоследствии сыпали сильно-размолотый пигмент. Цветной фон давал возможность использовать белый цвет для ювелирной передачи игры света и тени, а также задавал общее настроение всего произведения в целом. Эта техника до сих пор популярна у некоторых именитых художников.
XVIII век
Государственная картинная галерея, замок Шлейсгейм, близ Мюнхена. Жозеф Вивьен (1657-1734). Портрет Людовика, герцога Бургундского. В этой работе пастелью великолепно отражаются все многочисленные нюансы света и цвета, что, до этого времени, традиционно считалось доступным лишь при работе маслом.
Галерея Уффици, Флоренция (Италия). Розальба Карриера (1675-1757). Автопортрет с портретом сестры. Именитая художница XVIII века, которая посвятила всю себя пастельной живописи и смогла внести значительный вклад в развитие этой техники.
Пастель подражает маслу
Прошло не так много времени и пастель, по своим возможностям, начала приближаться к масляной живописи, при этом достигнув такого совершенства, что, смотря на некоторые портреты, выполненные великими художниками в XVII-XVIII веках, почти невозможно определить, какой материал использовался при их создании – масло или пастель. Художники, которые стремились максимально сильно использовать возможности этой техники, смогли добиться того, что пастель с большой достоверностью и экспрессивностью, впрочем, как и масло, смогла передать любой объем, фактуру, цвет и свет (включая лицо и тело человека).
Великие мастера
Кабинет рисунков, Лувр, Париж (Франция). Морис Кантен де Латур (1704-1788). Портрет маркизы де Помпадур. Помпезность и прециозность стиля смогли принести Латуру большую славу портретиста.
О Пастели
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Приглашение на бал
«Ведь это очень вредно – не ездить на бал, если ты этого заслуживаешь. »
Евгений Шварц
«Золушка»
И все же пастель – живопись для Избранных… как для художников, так и для зрителей. Почему?
Ее волшебство потаенно и для многих непривычно; постигается больше не разумом, а душой. Пастель интимна и нежна – не случайно в наш обиход вошло словосочетание «пастельные тона»… Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства умирают… Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев – что, собственно, может сделать любой человек; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении.
В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета… Они никогда не сливаются полностью; всегда остаются в виде мельчайших частичек – ведь в пастели нет растворителя. Но и не заглушают друг друга окончательно. Лучшие пастели, которые доводилось видеть – это множество красочных слоев ; чистых, но просвечивающих «сквозь»… Отсюда – бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает. И это – в сочетании с удивительным ее свечением, призрачностью, сказочностью… Это впечатление тихого рассвета, когда мы еще не видим солнечного диска, но все вокруг уже наполнено магическим сиянием.
Еще один маленький «секрет» для непосвященных…
Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу – так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев – ни один другой материал и инструмент с ними не сравним… Вы видели когда-нибудь в мастерской художника истертые рабочие кисти? А теперь представьте работу чувствительных подушечек пальцев по грубой, фактурной бумаге или даже абразивному слою, который мы используем почти всегда, потому что он лучше удерживает пигмент… И все-таки – близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему…
Да, Пастель требует Любви к себе, но она ее и возвращает…
Эти работы безусловно требуют очень хорошего освещения – тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности… Лучше всего – дневной свет, но – рассеянный, падающий по касательной… При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения – и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает… При достойном освещении пастель оживает, как юная девушка весной, сбросившая тяжелые зимние одежки, согретая солнцем и надеждой, тихим ожиданием праздника.
Пожалуй, оценить по достоинству пастель может тоже не каждый… Она ждет своего зрителя-Созерцателя, способного смотреть подолгу, вглубь; уходить в картину и путешествовать по ней… Ему она подарит тепло, свет и покой… Ощущение Полета… Вкус к Жизни и Вдохновение…
Потому и ищет Золушка-Пастель своего Принца… Ведь существовавшее во все времена ложное мнение, что она – слишком хрупкая и капризная барышня, любящая тишину, покой и сумрак; боящаяся даже шагов посетителей музея, всё-таки сыграло свою роль – роль злой мачехи, которая пытается скрыть обаяние своей падчерицы за неприглядным платьем и пятнами золы на щеках…
Так и случилось, что за несколько столетий своей жизни Пастель не единожды претерпевала периоды расцвета и забвения.
Искусствоведы Третьяковской галереи рассказывают, что уже в годы царствования Елизаветы Петровны в России появляется пастельный портрет. Художники-романтики ценили легкое свободное исполнение, импровизацию, острые, метко схваченные образы, поэтому пастель с ее интенсивностью красок, богатством выразительных средств стала любимой техникой многих портретистов первой четверти XIX века.
А вот в 60-е годы XIX столетия в России пастель практически исчезает из художественного обихода. В русском изобразительном искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм. Хрупкое аристократическое искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом.
Считается, что в конце XIX века техника пастели переживает второе рождение: расширяется тематика работ, появляются новые творческие решения и индивидуальные стили письма.
Превосходным мастером пастели был И.Левитан. Увлечение художника пастелью совпало с его первым заграничным путешествием. Написанный в это время «Вид в окрестностях Бордигеры в Италии», пронизанный ярким весенним солнцем, пропитанный ароматом цветущих деревьев, поражает своей светозарной красочностью. Сравнение пастели с ее живописным вариантом (Левитан часто повторял в пастели свои живописные этюды) позволяет говорить о том, что художнику значительно лучше удалось сложное цветовое решение композиции именно в технике пастели.
Рубеж XIX–XX веков – эпоха интенсивных художественных экспериментов. Техника пастели, соединяющая в себе живописные и графические возможности: легкость и беглость рисунка с богатым колоритом, не только не уступающим, а подчас превосходящим возможности масляной живописи, становится любимой техникой в портретном жанре. Увы, при всём великолепии и парадного, и камерного пастельного портрета того времени, в других жанрах пастель использовалась не столь уж и часто.
Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры, привлекала самых талантливых и именитых мастеров во все времена. В России это А.Венецианов, О.Кипренский, И.Крамской, К.Маковский, В.Серов, Л.Бакст, Б.Кустодиев, В.Борисов-Мусатов, М.Врубель, З.Серебрякова, Н.Рерих, К Юон, М.Чюрлёнис. За рубежом – Эжен Делакруа, Одилон Редон, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега…
И всё же это были лишь отдельные работы, в которых уникальные достоинства пастели приоткрывались только отчасти, далеко не в полной мере… Пастель часто использовалась для эскизов, набросков – и причиной тому был прежде всего миф о недолговечности пастели, о котором мы уже сказали немало…
Суровые революционные времена и настроения тоже отнюдь не способствовали развитию столь нежного и аристократического искусства. «На балу » царствовала масляная живопись, а трудолюбивая очаровательная Золушка-Пастель в это время исполняла свой изящный танец на лесной полянке, где её могли видеть только птицы и облака…
Но всё изменчиво в этом мире… К счастью, люди, одарённые тонким восприятием и отменным художественным вкусом, не хотят лишать себя удовольствия созерцать тихое сияние Пастели и её магическую прелесть. К тому же, новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.
Счастливым для Пастели стало начало нового века.
Первые значительные выставки искусства сухой пастели провело Ярославское областное отделение Союза художников России. В 2000 г. в Ярославле прошла Российско-итальянская выставка искусства пастели.
Первой выставкой, открывшейся в муниципальной художественной галерее Костромы в 2003 году, стала «Академия пастели», объединившая 47 художников из городов Иваново, Кинешма, Плес, Москва, Ярославль, к которой присоединились и костромские авторы. Экспозицию составили 130 работ, дающие представление об этой уникальной художественной технике. Большой проект ставил целью создать единое для всей России культурное пространство, представляющее во всем многообразии творчество авторов, работающих в технике пастели.
Вслед за художниками начинают «просыпаться» и музеи… Государственная Третьяковская галерея, чьё собрание графики XVIII – начала XX века насчитывает около 800 пастелей, первые из которых были приобретены еще П.М.Третьяковым, в декабре 2004 года открыла выставку «Искусство пастели», представив на ней более 150 наиболее интересных произведений, исполненных в этой технике, отражающих разные жанры, художественные приемы, смену вкусов и направлений.
Итак, Пастель начинает свои первые «выходы в свет»… Ещё робкая, застенчивая, что-то утратившая из-за периодов долгого забвения; пока недооценённая и не заблиставшая всей возможной красотой…
Но о ней уже говорят, как о прекрасной пленительной незнакомке, покоряющей самые искушённые души. Пастель становится модной не только в Европе, но и у нас в России. Существует интригующее мнение авторитетных искусствоведов: в ближайшее время рождение новых шедевров следует ожидать именно в этой живописной технике!
Старая сказка давно подсказала нам рецепт сотворения маленького чуда: если у вас в руках есть волшебная палочка-Желание, то порой бывает достаточно тыквы и пары мышей… Хотите стать Золушкиной крёстной. Помочь ей показаться на балу во всей красе, а значит, и самому насладиться её удивительной прелестью, неизменно впечатляющей всех, кто видит её впервые.
Приглядитесь внимательнее: Пастель вполне заслуживает по меньшей мере того, чтобы занять особое, но достойное место в Вашей личной или корпоративной коллекции! А если таковой ещё нет – возможно, пастельные творения положат ей начало.
Если же Вы хотите услышать благодарные слова ценителей искусства – помогите музеям приобрести работы современных художников-пастелистов; ведь сами они, к сожалению, редко располагают этой возможностью.
Искусство пастели нуждается и в информационной поддержке. Это могут быть публикации в различных изданиях, телевизионные передачи, специальные ресурсы во Всемирной Сети…
Крайне важно поддержать авторов и подвижников, стремящихся не только проводить отдельные выставки пастельной живописи, но и организовать для неё специальные галереи. Ведь такая (пусть маленькая) галерейка может быть открыта даже в обычном офисе, и, безусловно, она привлечёт внимание людей и к личности мецената, и к его деятельности. Пастель «уютно» себя чувствует и может быть достойно представлена и на крошечном пространстве – но она озарит его собой! Главное – круг людей, способных понять и оценить Истинное; тех, кого всегда именовали «аристократами Духа»…
Уже двенадцать веков тому назад сказал китайский мудрец Чжан Янь-юань: «С древности те, кто любили живопись, были высокородными людьми, возвышенными духом, прославившимися при жизни и у потомков. Ибо живопись служит совершенствованию человека, помогает людям в их нравственных взаимоотношениях; она проникает во все превращения и преображения духа».
Мы понимаем, что в сегодняшней реальности существуют гораздо более грандиозные и благородные задачи, требующие не только внимания, но и немалого вложения средств. Однако в этом мире каждый цветок – бесценное сокровище! И если он вдруг исчезает, все мы становимся беднее…
…А ведь нужно только помнить, что одна крошечная хрустальная туфелька может повести к счастливому концу Сказки…или к чудесному продолжению Жизни.
Александр и Татьяна Бузлановы –
московские художники-пастелисты
Творческая мастерская «Капля Росы»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: