периодизация истории современного казахстана
Периодизация истории Современного Казахстана.
Истоки и преемственность казахской государственности: древность, средневековье и новое время.
История нашего государства берет начало еще с эпохи каменного века, андроновцев, саков, гуннов и других этнических общностей, проживавших в древности на территории Казахстана.
Опыт государственного управления древних этносов переняли тюрки, создавшие евразийскую империю – Тюркский каганат. На традициях этого каганата строилась государственность огузов, тюргешей, карлуков и других тюркоязычных этносов средневековья.
Новый этап развития государственности кочевников связан с возникновением империи Чингисхана и государствами, образованными на территории Казахстана после ее распада.
Естественным преемником предшествовавших государственных образований, продолжателем традиций степной государственности было Казахское ханство, которое существовало на казахской земле в XV – начале XVIII века.
Новая история Казахстана охватывает период с начала присоединения Казахстана к России и до Февральской революции 1917 года. Присоединение Казахстана к России охватывает значительный отрезок времени, начиная с первой четверти XVIII века и заканчивая второй половиной XIX века. Этот процесс включает в себя много событий, начиная с того, что ханы Тауке, а затем Абулхаир, просят помощи у России для борьбы против джунгар, и заканчивая военными походами русских на южные земли Казахстана и в Среднюю Азию. Строительство крепостей и укреплений, запрет приближаться казахам к рекам, юридические документы, менявшие административную структуру казахской степи, восстания казахов против этой политики – вот неполный перечень того, что включает в себя данный период.
Актуальные проблемы истории современного Казахстана. «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан».
Провозглашение Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. Принципиально изменилась точка зрения на мир, народ и его историю. Если раньше история Казахстана интерпретировалась как одна из составных частей единой истории СССР, то в настоящее время формируется осознание того, что ее следует рассматривать в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии.
Создание объективной картины прошлого в этих условиях становится одним из главных факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности Республики Казахстан, укрепления ее суверенитета, воспитания гражданственности и патриотизма. История – память народа, и в ней он черпает силы для вдохновения, социального творчества и прорыва к будущему.
В наши дни, когда реально создается новая история независимого государства Казахстан, которая еще ждет своего осмысления, взгляд на прошлую историю нуждается в корректировке. Обществу нужна подлинная история, свободная от идеологических догм, схематизации, упрощений и натяжек.
Требует преодоления господствовавшее в исторической науке на протяжении последних нескольких веков моноцентристское мировоззрение, согласно которому достижения человеческой культуры и техники приписывались исключительно европейской цивилизации. Богатейшее культурное и историческое наследие народов Востока оценивалось как архаичное, традиционалистское, патриархальное.
Недооценка роли кочевых цивилизаций в мировой истории приводила к тому, что развитие мировой культуры связывалось только с оседлым образом жизни и хозяйствования. Не принимался во внимание тот факт, что кочевые цивилизации дали миру искусственное водоснабжение, переносное жилище, утвари, мемориально-культовую архитектуру, «звериный» стиль в искусстве, устную литературу, тенгрианство, зороастризм и многое другое.
Преодоление подобных взглядов позволит определить адекватное место истории Казахстана в мировом историческом потоке. Она будет закономерно восприниматься как органичная часть евразийской истории, тюркской истории, как составная часть истории кочевых цивилизаций и стран исламского мира, как часть мировой истории.
Целью настоящей концепции является определение основных приоритетов государственной политики в формировании исторического сознания.
Периодизация истории Современного Казахстана.
История Казахстана делится на следующие периоды:
Древнейший период (2,5 млн. лет до н.э.-VIII в. до н.э.) – от появления человека на территории Казахстана до начала возникновения первых государств
Древний период (VII в. до н.э. – V в. н.э.) – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунны), их расцвет, кризис, падение
Средневековая история Казахстана (V в. н.э. – 30-е гг. XVIII в.)- 1-й этап – домонгольский период – до начала XIII в., 2-й этап – позднее средневековье – до начала присоединения Казахстана к России
Новая история Казахстана (30-е гг. XVIII в. – до февраля 1917 г.) – вхождение Казахстана в состав России, колониальный период.
Memleket tarihy institýty
Казақстан Республикасы, Нұр-Сұлтан қ, Мәңгілік Ел көшесі 8, 14 кіре беріс
Біз туралы баспасөз
Көкейкесті бейне
Қазақ хандығының 550 жылдығына арналған «Мәңгілік ел» халықаралық ғылыми-практикалық конференциясы
В потоке истории
О периодизации Новой и Новейшей истории Казахстана
Безусловно, любое «реформирование» или как мы называем этот процесс – модернизация исторической науки непосредственным образом влияет на совершенствование исторических знаний и исторического образования. При этом главная причина или вернее цель модернизации истории это преодоление имеющихся проблем в исторической науке и не только институциональных, связанных с возрождением кафедр истории, организацией научных центров и т.п., но и решение собственно научных вопросов.
Одним из важнейших таких научно-исторических вопросов является проблема периодизации отечественной истории в целом и тех периодов, которые мы знаем как новая и новейшая в частности.
Конечно, при конструировании той или иной периодизации мы должны понимать, что любое деление истории, будь то всемирной или национальной, в известной мере, условно. История человечества, отдельных народов и государств бесконечно сложный, многослойный процесс. Одна из задач исторической периодизации как раз состоит в том, что бы в целях научного исследования «упростить» этот процесс, что, в свою очередь, позволяет прослеживать генезис исторических явлений, облегчает научную типологизацию, в конце концов, делает более понятной преподавание истории в высшей и, что немаловажно, в средней школе.
В чем же заключается проблема, которая мешает разработать и принять всеми историками и не историками «универсальную» или, можно даже сказать, «каноническую» периодизацию национальной истории. Универсальной периодизации в научной среде нет и быть не может, так как известно, что «сколько историков столько и мнений». Это конечно не от того, что историческое сообщество не способно выработать некоего консенсуса. На самом деле сложность обусловлена теми разными подходами, которых придерживается тот или иной ученый, используемой им методологии, наконец, научной специализацией каждого историка и, самое принципиальное, это теми критериями, которые служат основанием для того или иного подхода к периодизации. При этом бывает такое, что в одной периодизации, но для разных этапов могут предлагаться разные критерии, что, на мой взгляд, методически не корректно.
На сегодняшний день выдвигаются разные предложения об исторических гранях новой и новейшей и, вообще, всей отечественной истории.
Например, начало Нового времени Казахстана необходимо обозначить временем образования Казахского ханства, а именно с середины XV в. и окончание его в начале XX в. Данная «модернизация» обосновывается самим фактом создания Казахского ханства. Однако при таком подходе нет последовательности в выбранном критерии (появление именно Казахского ханства). Логично было бы тогда весь период Новый истории связать с существованием самого ханства. Однако, как известно, уже к середине XIX века перестали существовать любые формы зависимого или независимого Казахского ханства. Тогда по логике и завершение Нового, и начало Новейшего периода в отечественной истории следовало бы отнести к этому периоду, что вероятно не совсем будет оправдано.
Другое, например, предложение – получение независимости Казахстаном в 1991 г. как начало Новейшего периода отечественной истории. Слабой стороной этого предложения является следствие этой метаморфозы (резкое омоложение Новейшей истории) – искусственное удлинение Нового периода, который, как известно, предшествует Новейшему. Если Новейшая история страны начинается с 1991 г., то логично, что период Новой истории, когда бы он ни начинался или заканчивался ‒ в 1917 г., XVIII в. или до нашей эры, он должен продолжиться до 1990 или 1991 гг.
Звучат предложения обозначить исторический период после 1991 г. до сегодняшнего дня понятиями «эпоха» или «период Независимости». Это определение удобно на бытовом уровне, тогда как его использование в научной периодизации не совсем надежно. В этом случае происходит путаница между фактом и явлением. То есть важное историческое событие – принятие Конституционного закона о независимости в декабре 1991 и события, которые оформили независимость республики (признание со стороны международного сообщества, вступление Казахстана в ООН, принятие Государственных символов) распространяются на историческое развитие Казахстана не только в 1990-е но и в 2000-е гг., в том числе, и на сегодняшний день. Однако Республика Казахстана уже давно «состоявшееся государство», а этап становления, то есть собственно приобретения независимости, мы успешно преодолели и переживаем сейчас качественно иной этап, нежели в начале 1990-х гг.
Кроме того, если критерием для периодизации отечественной истории становится факт независимости или наоборот зависимости государств существовавших на нашей территории в исторической ретроспективе, то надо учитывать, что, например, Казахское ханство тоже переживало периоды могущества, территориального роста, раздробленности, зависимости. Те же процессы переживала Золотая и Белая Орда, да и практически, все государства. Сохраняя последовательность, придется отказаться от всех предыдущих подходов, «всяких там новых и новейших периодах», а просто разбить всю историю на периоды «независимости» и «зависимости», но так как их будет определенное количество, то следуя этой логике, становиться необходимым принять, например, такую форму – «период первой независимости», «второй независимости», «третьей» и так далее. Насколько это будет оправдано?!
В практике наших коллег из стран СНГ, в частности, на Украине есть пример такого определения исторического периода, начавшегося с 1991 г. – «постновейшее время». В данном случае, это явный терминологический казус из области оруэлловского «новояза», который может дать необычайный простор для фантазирования определений исторических периодов. С таким подходом не далек тот час, когда будущие поколения будут жить в каком-нибудь «наиновейшем» или даже «суперновейшем» периоде!
Для предложения периодизации необходимо определиться с критерием. Например, критерием может стать ‒ особенность государственной организации и форма власти ‒ вождества, каганаты и ханства, империи или республики. Остается предложить даты или события, которые станут вехами этих периодов.
Для истории Казахстана конечно Древняя история будет включать историю всех обществ и (прото)государств, существовавших на нашей территории до начала тюркского периода, то есть до середины VI в. (появление Тюркского каганата). Именно тогда определяются новые формы политического устройства, происходят изменения в культуре, надежно фиксируются языковые изменения. Все это, в той или иной степени, будет доминировать на протяжении последующих веков, которые и составят следующий период – Средневековье.
Исходя из практических соображений, конечно, эпоху Средневековья (так же как и другие исторические периоды) следует, в свою очередь, разделить на периоды, на рамки которых повлияет и монгольское завоевание, и образование Казахского ханства, и возможно другие исторические события и явления. Формирование централизованного Казахского ханства, как наследника всех предыдущих государств, и его история станет апогеем всего средневекового периода.
Окончание же казахстанского средневековья и начало Нового времени следует отнести к началу XVIII в., когда после смерти Тауке-хана (ум. 1715 г.), при котором произошло временное объединение всего государства, Казахское ханство вступило в полосу политической децентрализации, общего кризиса, от которого уже не смогло оправиться. Как показала дальнейшая история, предпринимавшиеся усилия восстановить в полном объеме позиции ханства (например, деятельность Аблай-хана) – были преодолены как внутренними, так и внешними факторами: политические междоусобицы, джунгаро-калмыкское вторжение, политика среднеазиатских правителей, постоянный рост российского присутствия в регионе. Нельзя забывать про вторжение цинских войск и войск Надир-шаха. Вероятно, могли существовать и объективные явления ‒ практически нет исследований о климатических изменениях в ту эпоху и их влиянии на исторические процессы в казахской степи.
Завершение Нового периода и начало Новейшего, вероятно, следует обозначить всем временем Первой мировой войны, то есть – 1914–1918 гг.
Этот хронологический отрезок, в какой-то степени, сможет «примирить» сторонников, например, 1916 г. как отправной точки, когда вспыхнуло известное восстание, охватившее не только Казахстан, но и ряд других регионов бывшей Российской империи, так и сторонников 1917 г. – года Февральской и Великой Октябрьской революций, которые принципиально изменили политическое устройство на всем пространстве бывшей империи, тогда же появляются новые органы власти – Советы, которым суждено было сыграть важную роль в скором времени и т.п.
Однако, период 1914–1918 гг. будет иметь большее значение, если учесть, что революции и другие масштабные события той поры стали одним из следствий хода и непосредственных результатов самой Первой мировой войны, определившей дальнейший ход истории, в том числе на территории Казахстана.
Подытоживая, еще раз определим предлагаемую периодизацию истории Казахстана:
Древняя история – от появления человека на территории современного Казахстана до середины VI в. н.э.;
Средневековье – середина VI в.н.э. – начало XVIII в.
Новое время – начало XVIII в. – 1914-1918 гг.
Новейшее время – 1914-1918 гг. – до наших дней (с 1991 г. – Современная история).
Образование Киргизкой (Казахской) АССР.
Рубежный контроль СИК
1.Предмет, цели и задачи курса Современная история Казахстана.
Предметом изучения Современной истории Казахстана являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества на территории нашей республики.
Функции курса истории Казахстана.
1. Познавательная (интеллектуально-развивающая функция)
2. Практическо-политическая функция
3. Мировоззренческая функция
4. Воспитательная функция
История современного Казахстана в контексте всемирной истории.
Историческая наука в мировой практике, как самостоятельная сложилась в XIX веке. Ко второй половине XIX в., в основном были выработаны теория и методология исторических исследований, то есть система основных идей и принципы построения, формы и способы познания исторического процесса. Объективные условия для становления и развития казахстанской исторической науки сложились во второй половине XX в. Стоит заметить, что ее формирование протекало в русле составной части советской исторической науки и, поэтому ей также присущи ее сильные и слабые стороны. За эти годы в науке сложились две главные негативные тенденции развития, тормозившие прогресс и контакты с мировыми достижениями в области научной исторической мысли. Это региональный характер исторических исследований и отсутствие практически оригинальной, собственной теоретической, методологической базы. Это свидетельствует о том, что казахстанские историки, к сожалению, не имели возможности (за редким исключением) иметь в своем научном арсенале достижения мировой исторической дискуссии. Из целостной науки «искусственно» исключалась ее важная составная часть — всемирная история. Более того, господство марксистско-ленинской идеологии диктовало региону неукоснительно следовать идеологическим и теоретическим положениям, признанными единственно правильными. Кстати, следует отметить, что данная тенденция, была характерна не только для исторической науки Казахстана, но и для всего советского пространства
В настоящее время, издано большое количество литературы, начиная со справочников и пособий, заканчивая интернет-порталами, позволяющими углубиться в изучение исторического материала, подробно изучить периодизации истории Казахстана. В контексте всемирной истории, история Казахстана играет немалую роль, к примеру присоединение Казахстана к России.
Периодизация истории современного Казахстана. Основные методы изучения СИК
Социально-экономическое положение Казахстана в годы гражданской войны.
•Весна 1918 г. – Декреты о национализации крупных предприятий.
•В гражданскую войну проводилась политика «Военного коммунизма»: Национализация промышленности, Централизация, Распределение товаров, Продразверстка (введена в январе 1919 г.)
•Декабрь 1919 г. решение о строительстве железной дороги «Александров Гай – Эмба»
Образование Киргизкой (Казахской) АССР.
•Созданию КАССР помешало начало гражданской войны.
•10 июня 1919 г. – создан КазРевКом – осуществлявший военногражданскую власть.
•Сентябрь 1919 г. – решение о включение Оренбурга в Казахский край.
•26 августа 1920 г. – декрет об образование КАССР.
•4-12 октября 1920 г. – первый съезд (курултай) образования КАССР в Оренбурге. Оренбург – первая столица КАССР в 1920-24 годах.
Казахстан в 1920-1930 годах. Новая Экономическая Политика (НЭП) в Казахстане.
•Одна из причин перехода к НЭПу – крестьянские выступления против «военного коммунизма».
•Март 1921 г. – X съезд РКПб принял решение о переходе к НЭПу.
НЭП: Продналог, Кооперация, Аренда, Наемный труд
Земельная реформа (1921-1922 года). Цель:
1.Вернуть земли отобранные царизмом. 2.Наделение бедноты землей.
•Населению Семиречья возвращено 460 тыс. десятин земли. В апреле 1921 г. – казахи получили 208 тыс. десятин по левому берегу Урала.
Индустриализация. Индустриализация – оснащение машинной техникой всех отраслей народного хозяйства.
Этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан.
Для изучения истории Казахстана применяются самые различные методы исследования.
Диалектический метод- рассматривает исторический процесс как постоянно развивающийся и изменяющийся.
Исторический метод-предусматривает конкретное историческое исследование процесса возникновения и развития человеческого общества на территории Казахстана. Он осуществляется через индуктивный и дедуктивный анализ содержания исторического процесса, прежде всего присущих ему причинно-следственных связей.
Системно-структурный метод- эффективен при исследовании сложных, динамичных систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Исследуется взаимодействие системы с «внешней средой»
Сравнительно-исторический метод-исследование исторических фактов при сопоставлении их с серией других сходных фактов. Здесь используются такие научные приемы исследования,каканалогия.
Истоки и преемственность казахской государственности: древность, средневековье и новое время.
Лекция № 1. Введение в дисциплину «Современная история Казахстана»
1. Истоки и преемственность казахской государственности: древность, средневековье и новое время.
2. Периодизация истории современного Казахстана. Актуальные проблемы истории современного Казахстана.
3. Исторические источники и историография современного Казахстана
Истоки и преемственность казахской государственности: древность, средневековье и новое время.
История изучает прошлое человечества. Об исторической связи казахов и их далеких предков говорит нам исторические источники и летописи. В период независимости исследователями было уделено много внимания истрии Казахского ханства, откочевке ханов Жанибека и Керея, когда появился термин «қазақ» (казах). Однако история Казахстана начинается не с этой даты.
История нашего государства берет начало еще с эпохи каменного века, андроновцев, саков, гуннов и других этнических общностей, проживавших в древности на территории Казахстана. Опыт государственного управления древних этносов переняли тюрки, создавшие евразийскую империю – Тюркский каганат. На традициях этого каганата строилась государственность огузов, тюргешей, карлуков и других тюркоязычных этносов средневоковья. Новый этап развития государственности кочевников связан с возникновением империи Чингисхана и государствами, образованными на территории Казахстана после ее распада. Естественным преемником предшествовавших государственных образований, продолжателем традиций степной государственности было Казахское ханство, которое существовало на казахской земле в XV – начале XVIII века.
Следует отметить, что в последнее время усилились дискуссии относительно истории казахской государственности, обозначилась тенденция отрицания ее существования до провозглашения государственной независимости в 1991 году. Вопрос о датировке времени возникновения Казахского ханства, первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса – казахов, долгое время оставался одним из самых дискуссионных проблем отечественной исторической науки. В казахстанской научной и научно-популярной литературе имеется множество работ, посвященных данной теме.
Известный казахский ученный Кадыргали Жалаири в своем «Шежірежинағы» («Сборник летописей») рассказывает об истории казахского ханства в XV-XVII веках. Сегодня большинство историков разделяют точку зрения, что время образования Казахского ханства следует датировать августом 1465 – августом 1466 года.
В исторических источниках имеется единственное указание на время образования Казахского ханства. В известном труде «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдара Дулати (1499-1561) из тюркского племени дуглат (дулат) говорится, что власть казахских ханов Керея и Жанибека началась в 870 год хиджры. Нет особых причин не доверять этой приблизительной дате автора наиболее ценного труда по истории Казахского ханства. 870 год хиджры по современному летоисчислению начался 24 августа 1465 года и закончился 11 августа 1466 года. Учитывая, что согласно казахским обычаям казахские курултаи, где проходило и избрание ханов, происходили в середине осени, восшествие на трон Керей хана и, следовательно, образование Казахского ханства предпочтительно датировать октябрем 1465 года. Местом возникновения и образования казахского ханства является район Чу, Козыбасы.
Новая история Казахстана охватывает период с начала присоединения Казахстана к России и до Февральской революции 1917 года.
Присоединение Казахстана к России охватывает значительный отрезок времени, начиная с первой четверти XVIII века и заканчивая второй половиной XIX века. Этот процесс включает в себя много событий, начиная с того, что ханы Тауке, а затем Абулхаир, просят помощи у России для борьбы против джунгар, и заканчивая военными походами русских на южные земли Казахстана и в Среднюю Азию. Строительство крепостей и укреплений, запрет приближаться казахам к рекам, юридические документы, менявшие административную структуру казахской степи, восстания казахов против этой политики – вот неполный перечень того, что включает в себя данный период.
Основные аспекты колонизации
1) Процесс присоединения Казахстана к России – 1731-1867-1868 гг.;
2) Реформы XIX века:
— Устав об оренбургских киргизах 1822 года;
— Устав об оренбургских киргизах 1824 года;
— Временные положения об управлении Туркестанским, Западно-сибирским и Оренбургским генерал-губернаторствами 1867-1868 гг.;
— Положения 1886, 1891 года
3) Восстания против колониальной системы:
— Срыма Датова 1783-1797 гг.;
— Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836-1838 гг.;