периодизация истории средневековой германии
Особенности развития средневековой Германии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Периоды государственно-политического развития Германии в средневековье
Определяющей особенностью Германии в Средние века было постепенное разделение страны на отдельные княжества, просуществовавшие вплоть до XIX века. Этому благоприятствовали политические и экономические условия эволюции государственности в Германии.
Территория Германии после распада империи Каролингов вошла в состав Восточно-Франкского королевства. Это положило начало обособлению германских областей. Завершение создания самостоятельного раннефеодального германского государства произошло после избрания герцога Генриха I германским королем, ставшего основателем Саксонской династии.
На ранних этапах своего развития Германия включала племенные герцогства (Аллеманию, Швабию, Франконию и Саксонию), Баварию. Позже были присоединены Фризия и Лотарингия.
В истории средневековой Германии выделяют два больших периода:
В первый период наблюдается рост крупного феодального землевладения. Многие крестьяне оказалась в поземельной и личной зависимости от феодалов-собственников. В Германии, по сравнению с другими европейскими странами, эти процессы протекали достаточно неравномерно и медленно.
До конца XI века королевская власть имела значительную силу и представляло собой единое государственное целое. Основной опорой короля являлся епископат, католическая церковь. От Франкского государства сохранились раннефеодальная система административно судебного устройства, деление территории страны на графства и сотни. Существовала общегосударственная военная организация. Военная служба и военная повинность были обязательными для вассалов и свободных граждан.
Период феодальной раздробленности
Население Германии к концу XI века оказалось втянутым в феодальные отношения. Наблюдается активный рост городов, которое возникали на основе старых римских укреплений, из новых торговых и ремесленных поселений. Начинает укрепляться политическая децентрализация.
Готовые работы на аналогичную тему
Наиболее крупные феодалы, получив полноту судебно-административной власти, начали создавать замкнутые владения.
Экономическое развитие протекало неравномерно. Хозяйственный центр государства не сложился, поэтому интересы отдельных регионов часто вступали в прямое противоречие. Политическая обстановка внутри страны и за ее пределами способствовала усилению сепаратизма. Королевская власть, балансируя между различными политическими силами, поддерживала в своих интересах различные группировки князей, давая им различные привилегии.
После того, как Оттон I предоставил правовой иммунитет церковным феодалам, епископы получили права владетельных князей и стали самыми активным противниками королевской власти. В конце XI века в стране утвердился принцип выборной монархии. Феодальную раздробленность окончательно закрепила изданной в 1356 году Золотая булла. В соответствии с этим документом императора избирала коллегия курфюрстов, состоящая из крупнейших феодалов сраны – светских (четыре человека) и духовных (три человека).
В состав курфюрстов входили:
Помимо курфюрстов в избрании и переизбрании императора активное участие принимал папа римский. Форма правления в Германии одновременно являлась и монархической, и олигархической.
В соответствии с Золотой буллой для курфюрстов были установлены особые прерогативы:
Золотая булла была действующим источником права вплоть до XIX века. Она закрепила юридически феодальную раздробленность страны, стала основным законом немецкого многовластия. Избираемый коллегией курфюрстов император не обладал действенными органами исполнительной власти, не мог распоряжаться общеимперскими финансами и войском.
Экономический подъем XIII-XV вв. способствовал усилению социального расслоения как в городе, так и в деревне. Ближе к концу XV века эксплуатация крестьянства усилилась в несколько раз. Католическое духовенство и церковь, ставшие одними из крупнейших земельных собственников, вызывали особое недовольство всех слоев общества. От идеологического и экономического напора церкви страдали почти все слои населения.
К XVI веку различные социальные слои были охвачены протестными настроениями. Начало волнениям положил в 1517 году Мартин Лютер, выступив против торговли индульгенциями. 1522-1523 гг. ознаменовались восстанием рыцарства, принадлежавшего императору. Религиозно-политическая борьба растянулась на несколько десятков лет.
Рейхстаг и Имперский суд
Рейхстаг, общегерманское представительство, созывалось императором два раза в год и состояло из следующих курий: курии курфюрстов; курии свободных господ и князей; курии имперских городов.
Все дела обсуждались на куриях, после чего согласовывались на общих собраниях.
В компетенции рейхстага входило:
В рецепции римского права в Германии значительную роль сыграл Имперский суд, основанный в 1495 году.
Периодизация истории средневековой Германии. Германия в раннефеодальный период
Историю Германского феодального государства можно разделить на два периода:
— период относительно единого раннефеодального государства (Х-ХII вв.);
В период раннефеодального государства в Германии происходил рост крупного феодального землевладения, масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодалов-собственников. Однако этот процесс протекал сравнительно с другими странами Европы медленно и неравномерно.
Военное сословие было неоднородным. В него входили как на крупные (светские и церковные) феодалы, так и средние, и мелкие («благородные» рыцари из дворян и «неблагородные» рыцари из министериалов, священников и крестьян).
В 20-х гг. XIII в. в Германии все население было распределено по определенным рангам, которые получили название «военных щитов». Так, в Швабии насчитывалось 7 «щитов»: шесть «благородных» (король, светские и духовные князья, а также их вассалы) и один «неблагородный» (шеффены).
До конца XI в. Германия представляла собой относительно единое государственное целое, и королевская власть обладала значительной силой. Наибольшего влияния германское раннефеодальное государство достигло приОттоне I, который в 962 г., захватив Италию, получил от Римского папы императорскую корону. Возрожденная империя впоследствии получила название «Священная римская империя германской нации».
Главой государства был король (император), при котором с начала XI в. действовал гофтаг (Королевский совет). Феодалы периодически собирались на съезды, которые определяли компетенцию короля, издавали законодательные акты, предоставляли лены.
Из числа крупных светских и церковных феодалов назначались высшие сановники: стольник, чашник, камерарий, маршал, капеллан, дворецкий (майордом), канцлер.
Король опирался также на поддержку церкви, и его основной опорой стал епископат.
Существовала общегосударственная военная организация с обязательной военной службой всех свободных людей и военной повинностью всех вассалов в пользу короля.
С середины XI в. усилилась экономическая и политическая децентрализация Германии. Крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, стали создавать замкнутые владения. Восторжествовали принципы избирательной монархии: тот, кто не участвовал в выборах короля, считал себя свободным от королевской власти.
Города, первоначально находившиеся в зависимости от своих сеньоров (епископов, светских феодалов, короля), добились освобождения от их власти, самоуправления, личной свободы горожан.
Германия в средние века
Раннефеодальное государство (Х-ХII вв.). «Священная Римская империя германской нации»
Общественный строй. По Верденскому договору 843 г. из состава Франкской империи в самостоятельное государство была выделена Германия. Она представляла собой совокупность более или менее самостоятельных герцогств: Швабии, Саксонии, Тюрингии и др.
Военное сословие было неоднородно. Помимо крупных землевладельцев, светских и духовных, в его состав входило довольно многочисленное среднее и мелкое рыцарство.
Податное сословие распадалось на свободное и несвободное. Часть крестьян довольно долго оставалась свободными земельными собственниками. Несвободные являлись крепостными или холопами (дворней)землевладельцев.
Горожане были или земельными собственниками, или торговцами и ремесленниками. Строго говоря, они не могли рассматриваться как податное сословие, поскольку обложение налогами падало на город, а не на отдельных граждан.
Структура класса феодалов определялась отношениями земельной собственности. Самым крупным собственником был король. Но его домен постоянно изменялся. Короли раздавали земли церковным и светским феодалам, но в то же время присоединяли к домену захваченные чужие территории и кон4шскованные у феодалов лены.
Взаимоотношения между феодалами строились на ленных связях и были многоступенчатыми, однако в некоторых случаях сохранялось прямое подчинение феодальных собственников королю, что типично для раннефеодального государства.
Феодальная иерархия. В Германии в XII в. феодальная иерархия сложилась, например, в Саксонском и Швабском зерцалах как иерархия шести и семи военных щитов. Иерархия носила военный характер и в то же время была формой государственной организации немецких феодалов. Между отдельными ее ступенями распределялись государственные функции, и иерархия охватывала всю систему ленного государства.
Для вассально-ленных отношений в Германии характерны следующие особенности: замедленность процесса складывания ленных отношений; неравномерность течения этого процесса по отдельным герцогствам; сравнительная централизованность системы ленных отношений.
Оттон I и создание германской империи. В борьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви. Так, Оттон I, стремясь ограничить самостоятельность герцогов, ввел так называемые «оттоновские привилегии», сущность которых состояла прежде всего в территориальном расширении церковного иммунитета, распространенного не только на церковные владения, но и на весь округ, где были расположены эти владения. С другой стороны, церковный иммунитет был расширен по самому своему содержанию: владелец иммунитета получил право не только низшей, но и высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Таким путем в пределах герцогских территорий были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доходы с вакантных церковных должностей. Судебные функции в иммунитет- ном округе были переданы королевскому чиновнику- церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства.
Укрепив свои позиции, император Оттон I, стремясь получить императорскую корону и тем возвысить свою власть над властью герцогов в Германии в середине X в., предпринял удачную попытку завоевания Италии, что давало широкие возможности земельных и денежных захватов для германских феодалов, и, кроме того, господство в Италии означало господство над папой и соответственно укрепление королевской власти над епископами. Римский папа в это время нуждался в поддержке германского короля, так как местные феодалы захватили власть в Риме. В 962 г. он возложил на Оттона I императорскую корону. Возрожденная империя получила впоследствии название «Священной римской империи германской нации»: «священной», потому что во главе ее должны были стоять совместно папа и император при фактическом преобладании последнего; «римской», потому что ее рассматривали как преемницу Западной римской империи; «германской», потому что ставилась цель объединения Германии и Италии при господстве Германии.
Королевский двор. Центром высшей государственной власти был королевский двор. Он включал в себя членов королевской семьи, их слуг, министериалов и служащих свободного происхождения, которые составляли правительственный аппарат. Между этими служащими и личными королевскими слугами не проводилось строгих различий, функции их частично смешивались.
При королевском дворе постоянно находилось значительное число церковных и светских феодалов. Из их среды рекрутировались высшие сановники: стольник, чашник, камерарий, маршал, капеллан, дворецкий, канцлер. Канцлер- главное должностное лицо- ведал почти всеми делами управления. Важное значение имела должность дворецкого (майордома), ведавшего дворцовыми делами.
Обслуживающий персонал состоял из министериалов, функции которых не ограничивались собственно дворцовой службой. Поскольку других органов исполнительной власти не существовало, министе- риалы вели правительственные дела. Постепенно они отодвинули сановников на задний план.
В политической жизни страны огромную роль играли собрания феодалов. Они выступали как суверенный орган при отстранении королей от власти, в период междуцарствий. Собрания определяли компетенцию короля, издавали законодательные акты, вступали в переговоры с папой, на собраниях производились назначения на высшие государственные должности, предоставление ленов.
В начале XI в. при короле образовался совет из высших представителей знати (гофтаг), совместно с которым король рассматривал наиболее важные дела.
Герцогства. В Германии длительное время существовали отдельные племенные герцогства. В X-XI вв. рост феодального землевладения и этническое сплочение населения страны привели к разложению системы раннефеодальной организации. Герцогства превращались в территориальные княжества, представлявшие собой замкнутые политические образования. Они располагали почти полным суверенитетом и только в слабой степени подчинялись верховному сюзеренитету короля. Княжества сложились на базе крупных вотчин. Превращение феодала в князя осуществлялось путем установления права собственности на все земли в черте его территории и приобретения иммунитетных привилегий.
В конце XI в. восторжествовали принципы избирательной монархии. Избрание короля князьями представляло собой юридический акт. Тот. кто не участвовал в выборах, считал себя свободным от королевской власти.
Германия в период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.)
Политическая децентрализация. Важной особенностью пиитического развития Германии в средние века является ее постепенный распад на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность до самого XIX в. Экономические и политические условия развития Германии способствовали ее раздробленности.
Экономическое развитие Германии было неодинаковым в разных районах, интересы которых нередко расходились. Недостаточное развитие внутренних сношений привело к тому, что и в экономическом отношении различные районы Германии не были связаны между собой. Единого хозяйственного центра в Германии не сложилось.
В пользу усиления местных сил сложилась и политическая обстановка как внутри страны, так и вовне. Королевская власть, сравнительно сильная в X-XI вв., преследуя свои политические интересы, поддерживала отдельные группы магнатов, шла им на уступки и наделяла разными привилегиями, как, например, Оттон I, которому, однако, не удалось сокрушить герцогов. Епископы с королевской помощью превратились во владетельных князей и наряду с герцогами стали в дальнейшем главными противниками королевской власти.
Еще более пагубными для монархии и государственного единства оказались результаты внешней политики государства. Походы в Италию и приобретение императорского титула, по сути дела, не усилили положения короля внутри страны и не сплотили германских феодалов, а, напротив, благоприятствовали росту враждебных королю сил и укреплению внутреннего партикуляризма. Стремясь получить римскую императорскую корону и удержаться в завоеванной стране, германские короли шли на все новые политические уступки магнатам, что подрывало их позиции внутри страны.
Кроме того, с середины X в. для Германии не существовало серьезной внешней опасности, которая могла бы послужить фактором внутреннего политического сплочения.
Императорская власть не сумела установить связь с городом и сделать его своей опорой.
Вследствие всех перечисленных причин королевская власть в Германии оказалась крайне слабой и не смогла предотвратить внутренней политической концентрации в княжествах. В то время, когда в других западноевропейских государствах начался процесс политического сплочения, в Германии оформляются территориальные княжества и углубляется политический распад.
Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов сложившаяся еще до Золотой буллы.
Очень скоро вошло в обычай предъявлять императору при избрании его на престол определенные условия, которым он обязан был следовать. Со временем они получили название «избирательных капитуляций».
В XV в. независимость отдельных земель установилась столь прочно, что курфюрсты уже не страшились передачи императорской короны в руки одной династии. Эта корона сохранилась у династии Габсбургов. Последние были вынуждены отказаться от попыток восстановления единства Германии, ограничиваясь политикой увеличения владений своего дома.
В поземельных отношениях Германии произошли важные изменения, вызванные проникновением в сельское хозяйство товарно-де- нежных отношений и выразившиеся в ослаблении крепостной зависимости крестьян, получивших самостоятельность. Наиболее состоятельные свободные крестьяне арендовали крупные земельные участки у феодалов, уплачивая за аренду денежную повинность. Часть земли арендаторы оставляли под собственные хозяйства, часть сдавали в аренду более бедным крестьянам. Крупные арендаторы со временем становились мелкими помещиками. Вместе с тем значительная часть крестьян оставалась несвободна; они делились на зависимых по земле и лично зависимых. Первые были прикреплены к земле, которую они занимали наследственно, неся за пользование этой землей различные повинности, имевшие твердо определенный характер. Лично зависимые крестьяне отбывали повинности, размер которых не был определен.
Государственный строй. Высшее управление Германией осуществлялось коллегией курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками.
Рейхстаг. Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство.
Рейхстаг созывался императором два раза в год, иногда один раз в несколько лет. С начала XI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Дела обсуждались по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление мира между княжествами (земского мира), организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т.д. Решения рейхстага приводились в исполнение средствами отдельных земель, входивших в состав Империи, что обусловливало неустойчивость выполнения решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь.после утверждения их рейхстагом.
Император. Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда.
Внутренние смуты вынудили князей и имперские города при императоре Максимилиане (1493-1519) предпринять попытку укрепить императорскую власть в Германии. В 1495 г. на рейхстаге, созванном в Вормсе, были приняты три важных решения: был установлен вечный земский мир, т.е. запрещены частные войны; введена подать на имперские нужды (так называемый имперский пфенниг), предназначенная на содержание администрации и армии; учрежден имперский суд (рейхскамергерихт). Но эти решения не достигли своей цели.
Компетенция ландтагов была разной в различные периоды.
Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям приходилось все чаще и чаще обращаться к ландтагам за денежными субсидиями. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д.
Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг. Это дает основание сделать вывод о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей Империи.
Во второй половине XIV в. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями.
Судоустройство. Распад франкской монархии и развитие феодализма привели к созданию феодальных судов в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, но затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории. Феодальные суды возникали до в.
Наряду с феодальными существовали церковные суды, юрисдикция которых распространялась как на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), так и на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т.д.).
В Вестфалии широкое распространение получили особые судилища, так называемые фемы. Здесь сохранилась довольно значительная прослойка свободного населения, вследствие чего отправление правосудия производилось «свободными графами» и «свободными шеффенами» в силу полномочий, данных императором, а не феодальными владельцами. Наряду с открытыми заседаниями проводились и закрытые, имевшие особое значение. Члены судилища производили расследование о преступных или пользующихся дурной славой лицах, почему-либо не привлеченных к уголовной ответственности, приговор выносился обычно без вызова обвиняемого. Суды фемов нередко приговаривали к смерти. Приговор приводился в исполнение одним из членов судилища. Такие суды появились и в других германских землях.
Абсолютизм в Германии
Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее значительной была Крестьянская война 1524-1526 гг. В результате этой войны была разорена часть духовенства, дворянства, княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и политическое объединение страны. Положительное решение этих задач могло способствовать переходу Германии на путь буржуазного развития. Поэтому решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Крестьянская война принесла выгоды лишь для князей. Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего в ходе Крестьянской войны и вынужденного искать опоры у княжеской власти. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство.
Тридцати летняя война. Тридцатилетняя война (1618-1648), которая велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решала политические задачи: северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и создания единого национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти. По Вестфальскому миру князья получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться.
Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок.
Княжеский абсолютизм. В XVII в. в германских княжествах установился абсолютизм, отличающийся от централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами. Во-первых, как и сословно-представительная монархия, абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма было результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии.
Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.
Пруссия постепенно сложилась из отдельных земель, географически иногда даже не соприкасавшихся друг с другом. В XVIII в. Пруссия становится абсолютной монархией.
Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях, и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским.
Австрийский просвещенный абсолютизм. В XVIII в. в Западной Европе получило развитие «просветительское движение», основанное на трудах целой плеяды философов того времени: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье и др. Философы-просветители обосновывали необходимость ломки старых государственных и общественных устоев. Под влиянием просветительской литературы правители ряда государств проводили реформы, имевшие целью некоторое обновление общественного и государственного строя. Распространение идей Просвещения пришлось на период абсолютизма. Сочетание неограниченной власти монархов с их стремлением осуществить преобразования, рекомендованные философами-просветителями, приобрело название политики просвещенного абсолютизма. Примером такой политики может служить политика Австрии.
Австрия представляла собой многонациональное государство, которое в XVIII в. в отличие от усиливающейся Пруссии, переживало сложную ситуацию. Это было связано с борьбой за престол. После смерти Карла VI единственной наследницей престола являлась его дочь Мария-Терезия, но германские законы запрещали наследование престола по женской линии. Марии-Терезии пришлось завоевывать власть в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявила слабые стороны Австрийского государства и прежде всего в организации армии. Поэтому, став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы начала с военной сферы. Была введена система рекрутских наборов. Для подготовки офицерских кадров учреждалась военная академия. Было ограничено крепостное право: сокращена барщина, введен контроль со стороны государства за судебной властью помещиков, созданы сборники гражданского и уголовного права. Финансовая реформа выразилась во введении всеобщего подоходного налога на базе всеобщей переписи населения. Значительное внимание уделялось образованию: за счет государства создавались школы, специальные учебные заведения. Все эти реформы сопровождались централизацией государственного аппарата, упразднением остатков сословно-представительной монархии.
Недовольство методами осуществления реформ со стороны как социальных, так и национальных сил привело к массовым выступлениям против проводимых преобразований. Перед смертью Иосиф II отменил все свои реформы. Но те нововведения, которые успели дать результаты, значительно продвинули Австрию в развитии и создали почву для становления капиталистических отношений.