персонаж на темном фоне
Тёмная тема: приёмы, которые помогут сделать качественный интерфейс
Рассказываем про кейсы Google, Apple, Microsoft и «ВКонтакте» — главное, что нужно знать про разработку тёмной темы.
Тёмная тема стала популярной в 2018 году после её релиза на macOS Mojave. Её полюбили за удобство для глаз и возможность по-новому посмотреть на привычные интерфейсы.
Создание тёмной темы — сложная дизайнерская задача: под тёмный фон нужно подобрать новые цвета, сохранить общую узнаваемость интерфейса и читаемость текста. Рассмотрим, какие принципы и приёмы помогут вам сделать тёмную тему для собственного интерфейса на примере Google, Apple, Microsoft и «ВКонтакте».
Зачем нужна тёмная тема
Экономия батарей аккумуляторов с OLED-дисплеями
В отличие от обычных экранов, OLED-дисплеи полностью выключают пиксели на месте чёрного цвета. Например, если на странице чёрный фон и белый текст, OLED-дисплей активирует пиксели только для текста и тратит меньше энергии батареи. Благодаря этому пользователь видит глубокий чёрный цвет, а батарея устройства разряжается медленнее.
Наглядный эксперимент провело издание PhoneBuff. Оказалось, что в среднем тёмная тема экономит 30% заряда:
Комфорт для глаз
Исследования показали, что для людей с нормальным зрением нет принципиальной разницы, как читать текст: в тёмном или светлом окружении. Но людям с катарактой или другими проблемами со зрением удобнее воспринимать текст на тёмном фоне.
Фокусировка на задачах
Светлый контент в тёмном окружении привлекает к себе внимание — это помогает пользователю сфокусироваться на задачах, которые он хочет решить в приложении. Посмотрите, как выделяется письмо в приложении Mail в macOS — оторвать от него глаз невозможно:
Пользователи выбирают тёмную тему по разным причинам: кому-то она кажется более строгой, кому-то так удобнее воспринимать текст, кто-то хочет просто поменять цвета в привычном приложении. Хотя тёмная тема не обязательна, желательно дать пользователям возможность её использовать.
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Опыт крупных компаний
Тёмная тема появилась во всех сервисах Google, Apple и Microsoft. Поэтому изобретать велосипед остальным дизайнерам уже не нужно — все принципы и приёмы давно проверены крупными корпорациями.
Фон и тени
Google применяет систему Material Design. В светлой теме плашки отделяются друг от друга по принципу «наслаивания»: каждый элемент интерфейса — это отдельный слой, который отбрасывает тень на предыдущий:
В тёмной теме это правило не работает, так как на чёрной поверхности тень того же оттенка увидеть невозможно. Чтобы разрешить это противоречие, дизайнеры Google выделяют слои высветлением: чем ближе объект к пользователю, тем он светлее. Тени не такие заметные, но они есть:
Теми же соображениями руководствовались дизайнеры мобильной версии Office 365 и «ВКонтакте»:
Apple хитро поступила с тенями в macOS. Их сделали насыщеннее и дополнительно усилили контраст с помощью чёрной обводки и внутренних бликов окна:
В стандартных приложениях macOS интересно реализован фон. Для окон добавили серый цвет, который смешивается со средним цветом обоев рабочего стола. Это позволяет приложениям в тёмной теме выглядеть гармонично на любых обоях: хоть на тёмных, хоть на светлых:
Цвет элементов интерфейса
Если инвертировать весь интерфейс, цвета на нём будут кислотными. Смотреть на такое приложение неприятно из-за высокого контраста:
На тёмном фоне насыщенные цвета выделяются гораздо сильнее. Например, яркий синий цвет хорошо выглядит в светлой теме, но в тёмной он кажется гораздо ярче:
Дизайнеры Google сформулировали правило для подбора цветов: чем темнее фон, тем светлее должны быть цвета элементов интерфейса. Каждый цвет разбили на яркостную градацию от 900 до 50 и подобрали наиболее контрастные и приятные глазу оттенки:
Цветовое правило работает не только с элементами интерфейса, но и с векторными иллюстрациями:
В том же направлении поработали и дизайнеры macOS. Каждому системному цвету подобрали тусклую пару для тёмной, чтобы цвета не «выжигали» глаза пользователей:
В тёмной теме macOS решили не только уменьшать непрозрачность текста белого цвета, но и подобрали оттенок серого, чтобы текст лучше читался на любом фоне:
Результат этой работы хорошо виден на боковой панели Finder:
Также важен контраст текста и фона. Приложением или сайтом с тёмной темой может пользоваться кто угодно, а значит, нужно подобрать удобные для всех цвета. Google, Apple и другие компании ориентируются на стандарт 1.4.6 WCAG: «Визуальное отображение текста и текст на изображениях должны иметь коэффициент контрастности не менее 7:1».
Совет. Чтобы проверить контраст своих цветов, зайдите на сайт Web Aim, введите код цвета текста в графу Foreground Color, а цвета фона — в Background Color. За образец контрастности можно брать значения Google и Apple — 15,8:1.
Иконки
Обычно иконки для интерфейсов рисуют контурами — делают только обводку, оставляя пространство внутри «пустым». Если сделать то же самое в тёмной теме, иконки станут слишком контрастными и будут выглядеть довольно странно:
В Apple решили, что раз стандартный подход делает иконки плоскими и портит формы, нужно не только инвертировать цвет, но и изменить подход к рисованию. Поэтому в тёмной теме все пиктограммы macOS залиты белым цветом:
Так же поступили и дизайнеры мобильной версии Office 365 — перерисовали иконки с использованием заливки:
При таком подходе иконки не теряют форму, остаются читаемыми и контрастными.
В Photoshop и Figma уровень прозрачности регулируется свойством Opacity — непрозрачность.
О чём нужно помнить при создании тёмной темы
Чтобы ничего не забыть при создании тёмной темы, придерживайтесь правил: