персонажа какой профессии нет среди действующих лиц
Литературная викторина «Профессии литературных героев».
Литературная викторина «Профессии литературных героев».
Тур первый (за правильный ответ – 1 балл)
1. Какая профессия была у персонажа произведения Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино»? по фамилии Печкин – персонажа (почтальон)
2. Кем был Джузеппе по профессии в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик? (столяр)
3. Назовите профессии сестер главной героини сказки Александра Сергеевича Пушкина под названием «Сказка о царе Салтане» (ткачиха и повариха).
4. Кем был дядя Стёпа из стихотворения Сергея Владимировича Михалкова? (милиционер)
5. Какую профессию приобрели животные из Бремена – осёл, собака, кот и петух? (музыканты)
Тур второй (за каждого персонажа – 1 балл)
1. Назовите как можно больше сказочных персонажей, у которых была профессия – доктор.
2. Вспомните сказки, в которых были сказочные персонажи с профессией – правитель страны (царь, король, президент).
3. Назовите как можно больше сказочных персонажей, которые работают в кукольном театре.
Третий тур – конкурс капитанов (Вопрос – быстрый ответ. Очко тому, кто первым ответит на вопрос.)
1. Какая профессия была у папы Чука и Гека? (геолог)
2. Профессия старика из сказки Александра Сергеевича Пушкина, у которого была очень жадная жена (рыбак)
3. Какая профессия была у людей, которые спасли Красную шапочку от гибели? (охотники)
4. Какой профессией наградила фея из сказки Шарля Перро «Золушка» крысу? (кучер)
5. Какой профессии был друг Элли, получивший сердце, из сказки Александра Волкова «Волшебник изумрудного города»? (дровосек)
Персонажа какой профессии нет среди действующих лиц
Жена Коробкина не участвует в основном действии, появляется только в приведенной сцене. Как называется такой персонаж?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Городничий. Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего.
Воротить, воротить его! (Машет рукою.) Куды воротить! Я, как нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую тройку; черт угораздил дать и вперед предписание.
Жена Коробкина. Вот уж точно, беспримерная конфузия!
Аммос Федорович. Однако ж, черт возьми, господа! Он у меня взял триста рублей взаймы.
Артемий Филиппович. У меня тоже триста рублей.
Почтмейстер (вздыхает). Ох! и у меня триста рублей.
Бобчинский. У нас с Петром Ивановичем шестьдесят пять-с на ассигнации-с, да-с.
Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки). Как же это, господа? Как это, в самом деле, мы так оплошали?
Городничий (бьет себя по лбу). Как я — нет, как я, старый дурак?
Выжил, глупый баран, из ума. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов.
Анна Андреевна. Но этого не может быть, Антоша: он обручился с Машенькой.
Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом — вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? — Над собою смеетесь. Эх вы. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!
Аммос Федорович. Да кто выпустил — вот кто выпустил: эти молодцы! (Показывает на Добчинского и Бобчинского.)
Бобчинский. Ей-ей, не я! и не думал.
Добчинский. Я ничего, совсем ничего.
Артемий Филиппович. Конечно, вы.
Лука Лукич. Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит. » Нашли важную птицу!
Городничий. Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!
Артемий Филиппович. Чтоб вас черт побрал с вашим ревизором и рассказами!
Городничий. Только рыскаете по городу и смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые!
Аммос Федорович. Пачкуны проклятые!
Лука Лукич. Колпаки!
Артемий Филиппович. Сморчки короткобрюхие!
Бобчинский. Ей-богу, это не я, это Петр Иванович.
Добчинский. Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того.
Бобчинский. А вот и нет; первые то были вы.
Тест по советскому кино: вспомни, кем работал главный герой фильма
Мы все любим советские фильмы, обожаем главных героев, знаем наизусть цитаты, которые активно применяем в своей повседневной жизни. Но ответить на вопросы нашего теста сможет лишь знаток и большой ценитель советского кинематографа. Сможешь ли ты назвать, кем работал тот или иной герой фильма? Проверь себя!
Кем по профессии был главный герой фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»?
Кем работала героиня Алисы Фрейндлих в фильме «Служебный роман»?
Главный инженер предприятия
Директор статистического учреждения
Главный статистик статистического управления
Кем работал главный герой фильма «Афоня»?
Знаешь ли ты, кем работал герой Юрия Никулина в фильме «Бриллиантовая рука?»
Главный экономист предприятия
Главный инженер предприятия
Главный бухгалтер предприятия
Кем работала Анфиса (Светлана Дружинина) в фильме «Девчата»?
Разметчица верхнего склада
Телефонистка на коммутаторе
Начальница почтового отделения
Кем работал герой Евгения Леонова в фильме «Джентльмены удачи»?
Кем была по профессии героиня Ирины Печерниковой в фильме «Доживем до понедельника»?
Учитель русского языка и литературы
Учитель английского языка
Кем работал Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) в фильме «Берегись автомобиля»?
Кем работал главный герой Андрея Миронова в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»?
Кем работала Люба (Марина Шиманская) в фильме «Берегите женщин»?
Герой картины — Робин Гуд XX века. Он отнимает у богатого человека нечестно нажитое движимое имущество, продает его, а вырученные деньги пускает на благотворительность. В конце концов гения и филантропа сажают в тюрьму. Уже догадались о каком фильме идёт речь? Узнайте ответ и проверьте, насколько хорошо вы помните знаменитые советские фильмы.
Речь пойдёт не о супергеройских блокбастерах, которые за неделю собирают огромные кассы и бьют рейтинги. Речь пойдёт о фильмах, которые созданы почти без использования компьютерной графики. Главное в них – это история, герои и диалоги. Мы имеем ввиду настоящие олдскульные картины. В нашей подборке кадры из 10 культовых кинолент. Сможете ли вы угадать, из каких именно фильмов отрывки?
Что прекрасного нам подарил Советский Союз? На первом месте будет кинематограф, а потом всё остальное. Конечно, этим фильмам не сравниться с современными по спецэффектам и бюджету, но в них есть что-то другое. Что-то, благодаря чему спустя десятки лет люди смотрят их снова и снова. Теперь давай освежим память и постараемся отгадать, откуда именно мы взяли эти кадры.
Что, как ни советские фильмы, подарит нам море позитивных эмоций и впечатлений, оставит приятные воспоминания о фильме и его главных героях! На советском кино выросло не одно поколение зрителей. И сегодня эти фильмы очень популярны и востребованы среди современного любителя советского кинематографа. Насколько хорошо ты разбираешься в классике советского кино? Проверь свои знания.
Миллионы людей по всему миру включают вечером телевизор и пересматривают любимые фильмы. Мы постарались и отыскали самые незнакомые кадры из самых известных кинокартин, чтобы проверить, являешься ли ты настоящим киноманом.
В сфере кино очень популярны фильмы-биографии спортсменов. Кинематографисты хотят показать зрителю, что жизнь спортсмена не ограничивается рингом, стадионом или болидом гоночного автомобиля. Страсти в его обыденной жизни вне соревнований порой кипят не менее жаркие, чем на пути к победам. Как хорошо ты знаешь этих выдающихся спортсменов? Проверь себя, пройдя наш тест.
В мире кино так много артистов без актерского образования, что ты бы никогда не догадался об этом. На широкие экраны некоторых из них привело огромное желание посвятить себя профессии артиста, другие же оказались на сцене по воле случая. Мы привели несколько примеров знаменитых людей, а ты определи, кто из них без специального актерского образования.
В мире не найдётся такого человека, который бы ни разу не слышал имя Бонда. Начав снимать фильмы с его участием еще в 20 веке, режиссёры не могут остановиться по сей день! Сегодня мы предлагаем тебе вспомнить самые яркие моменты известной бондианы!
Сказка в советском кино – это особый вид искусства, который на примерах показывает противостояние добра и зла, где первое всегда побеждает. Все советские сказки отличает удивительная душевность, прекрасные актеры и по-настоящему захватывающий сюжет. В детстве у каждого были любимые сказки и любимые герои. Но знаешь ли ты актеров, которые их сыграли? Проверь себя, пройдя наш тест.
Советское кино — родное и любимое. И если вы — ценитель старых фильмов, то знаете всех героев по именам и помните сюжеты в деталях. Но интересовались ли вы когда-нибудь подробностями съёмочного процесса? Знаете ли вы, почему руки Вячеслава Тихонова заменили руками ассистента в кадре? А какой режиссёр всегда снимал в фильмах свою жену? Сегодня мы не будем вас спрашивать, как зовут главных героев известных фильмов или в каком городе происходят действия популярных картин. Наши вопросы ориентированы не на новичка, а на любителя и знатока кино. Если справитесь с нашими нестандартными вопросами, то вас заслуженно можно назвать советским кинокритиком и ценителем кинематографа.
Фильмы о любви притягивают людей из поколения в поколение. Возможно, секрет в том, что люди находят в этих фильмах себя. Советский кинематограф был щедр на сюжеты о настоящей любви, поэтому сегодня мы подготовили десять заданий, чтобы ты вспомнил полюбившиеся картины!
«Спортлото-82» увидел свет в 1982 году и сразу же стал лидером проката. В фильме рассказывается о потерянном выигрышном билете «Спортлото» на крупную сумму и его поиске. Давай проверим, как хорошо ты помнишь эту кинокартину.
Особое место в российском, и, тем более, советском кинематографе занимают фильмы о войне. О русском солдате снято большое количество кинолент, где герои предстают перед нами сильными, смелыми, большими патриотами, отважными и бесстрашными. Мы предлагаем тебе пройти тест и угадать военные фильмы всего по одному кадру. Поехали!
От таланта и личности режиссера напрямую зависит, каким получится фильм. В советскую эпоху было по-настоящему много гениальных режиссёров, и сегодня мы проверим твои знания по этой теме! Успехов!
Премьеру «Семнадцати мгновений весны» посмотрели свыше 200 миллионов зрителей. Этот фильм по праву стал народным, ведь каждый житель Союза прожил этот фильм вместе с главными героями. Что ты о нем вспомнишь? Сейчас проверим.
Этот тест посвящен советским актерам — фронтовикам, кого мы так полюбили, лица которых нам многим знакомы, лица настоящих героев Великой Отечественной Войны.
Не за горами Новый год, а это значит, что скоро на экранах телевизоров вновь будут крутить всеми любимые фильмы. «Морозко» как раз относится к их числу. История о том, как добро побеждает зло. Вспомним эту советскую картину?
Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)
Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.
Что значит «характеристика литературного героя»?
Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.
Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц
Анализ героя литературного произведения: план характеристики
Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.
Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?
Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).
Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.
Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?
Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.
Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова
Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит
Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?
Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?
Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?
Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.
Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?
Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие
Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.
Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.
Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?
Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.
Анализ готов, приступаем к технической части.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя
Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.
Прочти произведение
Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.
Проанализируй и выбери самое важное
Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.
Цитаты
Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.
Не бойся своих мыслей
Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.
Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Система персонажей
Что такое «система персонажей»? Главный герой (протагонист, антигерой, антагонист), второстепенные, эпизодические и внесценические персонажи. Взаимосвязи героев, группы персонажей ‑ материал по теории литературы, который будет полезен как начинающим писателям, так и абитуриентам, и студентам филологических вузов.
Для образования системы персонажей необходимы как минимум два героя; их эквивалентом может быть «раздвоение» персонажа (например, в миниатюре Д. Хармса из цикла «Случаи» — Семен Семенович в очках и без очков). На заре литературного творчества число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета: то есть количество персонажей зависело от самой истории, поскольку действующие лица помогали сюжету двигаться от завязки к развязке.
Система персонажей, как и любая другая система, имеет свою структуру и основана на взаимодействии ее элементов. В нашем случае элементами системы выступают персонажи, они же герои литературного произведения. То есть герои каким-то образом взаимодействуют друг с другом, двигая тем самым сюжет.
«Сложность системы персонажей зависит от сложности самого текста, в котором может быть несколько групп персонажей, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами» ‑ писал литературовед Борис Томашевский.
И чем крупнее форма произведения, тем больше в нем персонажей – чаще всего второстепенных и эпизодических, потому что в качестве главного выступает традиционно один герой, два и больше – уже экзотика. Хотя в «Песне льда и пламени» Мартина одних главных героев как минимум шесть, а второстепенных больше тысячи. Но этот текст претендует на звание литературного сериала, а для него, как и для романа-эпопеи характерно и большое повествование, и обилие героев. Вспомним «Войну и мир» Толстого (жанр роман-эпопея), где Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова периодически выходят на передний план и соревнуются за звание протагониста, и только ближе к середине романа четко обозначается лидер тройки – Пьер Безухов.
Как бы то ни было, все персонажи обязаны взаимодействовать друг с другом: разговаривать, совершать какие-либо поступки, делать что-то, так или иначе направленное на развитие действия романа. Хотя в поэме Гоголя «Мертвые души» количество персонажей буквально зашкаливает, причем это персонажи, не влияющие на развитие сюжета, а введеннех автором в повествование для воссоздания колорита эпохи, духа времени, изображения народа во всем его многообразии. Это дядя Миняй и дядя Митяй, зять Ноздрева Мижуев, мальчишки, просящие у Чичикова подаяния у ворот гостиницы, и особенно один из них, «большой охотник становиться на запятки», и штабс-ротмистр Поцелуев, и некий заседатель Дробяжкин, и Фетинья, мастерица взбивать перины, какой-то приехавший из Рязани поручик, большой, по-видимому, охотник до сапогов, потому что заказал уже четыре пары и беспрестанно примеривал пятую и так далее. Эти фигуры не дают толчков к сюжетному действию и никак не характеризуют главного героя – Чичикова. Но избыточная детализация этих фигур позволяет Гоголю создать особую, полную, пеструю картину мира.
Система персонажей – это взаимосвязи и отношения между персонажами. Однако сюжетная связь — не единственный тип связи между персонажами. Система персонажей — это еще и определенное соотношение характеров.
Структура системы персонажей. Категории персонажей
Главный герой. Протагонист.
Главный герой – центральное действующее лицо произведения. Его часто называются протагонистомот греческого πρωταγωνιστής: πρώτος«первый», объединенного с αγωνίζομαι «состязаюсь» и αγωνιστής«борец». То есть первый, главный борец. Это носитель истины, выразитель авторских идей, главный двигатель сюжета. Пётр Гринев – герой «Капитанской дочки» Пушкина, Иван Денисович – герой «Одного дня…» Солженицына, уже упомянутый Пьер Безухов – герой «Войны и мира» Толстого, Холден Колфилд – герой «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Сэлинджера.
Антигерой
Однако если главный герой лишен положительных качеств, а наделен наоборот качествами сомнительными и даже откровенно отрицательными, как например, Тайлер Дёрден из «Бойцовского клуба» Чакка Поланика, Алекс из «Заводного апельсина» Энтони Бёрджеса, Родион Раскольников из «Преступления и наказания», его называют антигероем. Это персонаж лишенный героических качеств в общепринятом их понимании, но тем не менее находящийся в центре повествования.
Антагонист.
Протагонисту в произведении (особенно в жанровой литературе) противостоит антагонист- от древнегреческого ἀντί «напротив» αγωνίζομαι «состязаюсь», αγωνιστής «борец», то есть тот, кто борется против, оказывает сопротивление главному герою. Его противник, соперник, в большинстве случаев – злодей. Например, Волондеморт в истории про Гарри Поттера, Миледи как представитель Кардинала в «Трех мушкетерах», Долохов в «Войне и мире» соперник Пьера Безухова. Антагонистом может быть не только персонаж, но и силы природы, например в «Мцыри» Лермонтова, социальные условия и законы общественной жизни (например, в «Шинели» Гоголя)
Второстепенные персонажи
Персонажи, играющие вторую по отношению к главному герою роль, называются второстепенными. Персонажи второстепенной важности – отсюда и название. Не занимающие лидирующие позиции. Подчас бывает сложно отделить второстепенного персонажа от главного. Например, Доктор Ватсон – персонаж второго плана, но он не менее важен и для движения сюжета, и как автор-рассказчик, и как герой, помогающий раскрываться характеру Шерлока Холмса.
Эпизодические персонажи
Персонажи, участвующие в одном или нескольких эпизодах, в одной или нескольких сценах произведения. Они помогают продвигать сюжет, выполняя роль массовки. Эпизодические персонажи могут произносить реплики и даже совершать поступки, которые окажутся важными для действия, но в перед зрителем они появляются редко, а то и вовсе один раз.
Внесценические персонажи
Это персонажи, которые упоминаются в тексте произведения, но не участвующие в действии. То есть про них говорят другие герои, но сами они на условную сцену не выходящие – отсюда и название «внесценические».
Сквозные персонажи
Персонаж, проходящий сквозь несколько произведений, участвующий в прозаическом или поэтическом цикле, но не занимающий центрального положения.
Взаимосвязь характеров
Сюжетные связи между персонажами могут быть очень сложными. По некоторым подсчетам, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого — около 600 действующих лиц, а в «Человеческой комедии» О. Бальзака —около 2000 тысяч. Появление этих лиц в большинстве случаев определено сюжетом.Но система персонажей — это еще определенное соотношение характеров. В эстетике большинства направлений европейской литературы характеры важнее сюжета. Обычно главные герои произведений, через которых раскрывается замысел автора, занимают центральное место и в сюжете. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров, в зависимости от избранной темы. То есть сюжет в этом случае занимает второстепенное положение по отношению к характерам персонажей. Так, в некоторых произведениях характеры второстепенных персонажей помогают раскрыть характер главного героя. Мы сталкиваемся с этим в «Преступлении и наказании», где в повествование вводятся двойники и антиподы Раскольникова, в «Обломове», где изображен Захар, слуга-двойник, и Штольц – антипод главного героя.
То есть второстепенные персонажи здесь не столько двигают сюжет, сколько позволяют автору раскрыть характер главного героя и справиться с поставленной художественной задачей. Здесь характеры персонажей помогают автору раскрыть основную идею произведения и реализовать творческую концепцию.
Виды взаимосвязей персонажей
С какой бы целью персонажи не вводились в сюжет, они обязаны действовать. И эти действия можно объединить в несколько групп.
Вот что об этом писал литературовед Б.В. Томашевский в «Поэтике»:
«Действующие лица подвергаются в произведении группировке. Простейший случай — это разделение всех действующих лиц на два лагеря: друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами».
То есть персонажей можно условно разделить на несколько категорий в зависимости от их участия в судьбе главного героя и и влияния на сюжет.
Второстепенные персонажи могут быть друзьями, соратниками главного героя: доктор Ватсон для Шерлока Холмса, три мушкетера для Д’Артаньяна, Гермиона и Рон Уизли для Гарри Поттера, Разумихин и Соня Мармеладова для Раскольникова, Аркадий Кирсанов для Базарова.
Второстепенные персонажи могут быть недругами, врагами главного героя: профессор Мориарти для Шерлока Холмса, Миледи для Д’Артаньяна, Волан-де-Морт для Гарри Поттера, Порфирий Петрович и Лужин для Раскольникова, Швабрин для Петра Гринева, Долохов для Пьера Безухова, Кабаниха для Катерины.
Второстепенные персонажи могут находится в нейтральных взаимоотношениях– быть незнакомыми друг с другом, не вступать в непосредственные взаимоотношения. К таким персонажам можно отнести уже упомянутых многочисленных фигур из «Мертвых душ», персонажей из лирических отступлений «Евгения Онегина», действующих лиц из рассказов Чехова, не влияющих на само действие.
Противостояние персонажей
Самый распространенный вид взаимодействия героев, как утверждает Томашевский – это противостояние двух групп, друзей и врагов главного героя. И действительно, подобную расстановку сил – условную борьбу добра со злом – мы встретим не только в современных голливудских фильмах, но и в классике русской литературы. Разум и герои, выступающие за просвещенье и воспевающие гуманистические ценности (Милон, Правдин, Софья), противопоставлены косным ретроградам (Простакова, Скотинин, Митрофанушка) в комедии Фонвизина «Недоросль»; человек чести Петр Гринев противопоставлен бесчестному, циничному Швабрину в «Капитанской дочке», семьи порядочные противопоставлены семьям безнравственным в «Войне и мире»; ленивый Обломов противопоставлен деятельному Штольцу и т.д.
В произведениях романтического толка можно встретить главного героя, противопоставленного всему миру в целом: начало было положено «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона и нашло развитие в байронических образах Чацкого, Онегина, Мцыри, Печорина, Раскольникова, Базарова. Это герои, вступающие в конфронтацию не с определенной группой персонажей, а со всем миром, то есть со всеми героями произведения.
Про управление персонажами
Один из апологетов постмодернизма в литературе Джон Фаулз писал в романе «Любовница французского лейтенанта» (1969):
«Все, о чем я здесь рассказываю, — сплошной вымысел. Герои, которых я создаю, никогда не существовали за пределами моего воображения. Если до сих пор я делал вид, будто мне известны их сокровенные мысли и чувства, то лишь потому, что, усвоив в какой-то мере язык и «голос» эпохи, в которую происходит действие моего повествования, я аналогичным образом придерживаюсь и общепринятой тогда условности: романист стоит на втором месте после Господа Бога…
…Наши герои и события начинают жить только тогда, когда они перестают нам повиноваться. Когда Чарльз оставил Сару на краю утеса, я велел ему идти прямо в Лайм-Риджис. Но он туда не пошел, а ни с того ни с сего повернул и спустился к сыроварне
Мало того, что герой начинает обретать независимость, — если я хочу сделать его живым, я должен с уважением относиться к ней и без всякого уважения к тем квазибожественным планам, которые я для него составил.
Иными словами, чтобы обрести свободу для себя, я должен дать свободу и ему, и Тине, и Саре, и даже отвратительной миссис Поултни».
Джон Фаулз говорит о том, с чем сталкивается, пожалуй, любой начинающий писатель – с обретением персонажами самостоятельности. Но это уже совсем другая история.