персонажи источник айн рэнд
Айн Рэнд. Источник.
В абсолютном смысле эгоист отнюдь не человек, жертвующий другими. Это человек, стоящий выше необходимости использовать других. Он обходится без них.
В очередной раз недоумеваю, почему в школе есть литература русская, но нет литературы мировой (хотя её в принципе, на мой взгляд, не должно быть в школе в том виде, в котором она есть сейчас).
Это первая книга Айн Рэнд, с которой довелось познакомиться. Где-то слышал, что именно с “Источника” нужно начинать путешествие по миру объективизма Айн Рэнд, а лишь затем переходить к “Атланту”. И после переживаний “Источника” мне слегка боязно начинать “Атланта”.
Гениальное произведение, которое вряд ли кого-то оставит равнодушным. Вы будете либо окрылены, либо проникнуты ненавистью до кончиков пальцев. Несмотря на свой немалый объём, у меня не повернётся язык назвать её затянутой. Книга, которая читается взахлёб.
Сюжет и персонажи.
Роман, который буквально выворачивает наизнанку. Резонирует с моим внутренним миром. Буду краток — это не Ремарк с его однотипным и предсказуемым сюжетом. Вы полюбите тех, кого ненавидели в начале; вас будет колотить от тех, кто на первых страницах вызывал уважение. Плот-твист. Вот, что заставляет влюбиться в этот роман. Философский остросюжетный блокбастер.
С точки зрения эстетизма здесь всё прекрасно. Айн рисует перед нами пейзажи, которые хочется переживать вновь и вновь. Она действительно заставляет почувствовать нью-йоркский ветер в своих волосах. Увидеть его зубчатый горизонт на фоне летнего заката. Почуять морской солоноватый запах Верхней Бухты. Она заставила полюбить этот город. Город, олицетворяющий всю философию Айн Рэнд.
Уверен, что эту книгу обязан прочесть каждый уважающий себя архитектор. Только ради художественных описаний.
Дома были из простого гранита, как и скалы, вздымавшиеся на зелёных боках холмов, и из стекла. Большие пластины стекла словно пригласили солнце для завершения строительства; солнечный свет растворился в каменной кладке. Дома были вариацией одной темы, симфонией, созданной с неисчерпаемой фантазией, и можно было услышать ликование силы, что высвобождалась в этой симфонии, нераздельно, вызывающе жаждала растратиться до конца и никак не могла.
Книга состоит из четырёх частей. Каждая из них посвящена раскрытию одного из основных героев романа. Композиционно лишь не хватает внятной главы про Доминик Франкон. Уместно было бы сделать именно её героиней последней главы вместо Говарда Рорка. И вот почему.
Первый камень в огород Рэнд. Я не считаю Говарда Рорка героем этого романа. В нём нет развития. Нет предпосылок. Есть только ряд фактов. Рорк — рупор автора и не более.
Вряд ли можно назвать его, Говарда, реальным человеком. Вряд ли его можно встретить где-нибудь в очереди в супермаркете. В этом персонаже воплощён идеал автора — человек абсолютной свободы— главного мерила величия личности по Айн Рэнд.
— И что ты называешь свободой?
— Ни о чем не просить. Ни на что не надеяться. Ни от чего не зависеть.
И как всё абсолютное и неоспоримое, он вызывает у меня лёгкое отвращение. Прослеживаются какие-то нотки романтизма в произведении, которые так рьяно отвергал Рорк (и его прототип) в своей работе. Эта вечная борьба сильной личности со сложившейся несправедливой системой. Оксюморон, однако.
Остальные герои произведения, в свою очередь, не лишены недостатков, если не сказать, что они до мозга костей порочны. Более того, именно в них мы видим развитие и становление. Динамика. Мы видим причины их характера и взглядов. Именно их воззрения стали фундаментом моих вопросов и размышлений. Они реальны, Рорк — абстрактен.
О философии Рэнд.
Объективизм или же рациональный индивидуализм. Философия созидания и абсолютной логики. Философия эгоизма.
И нет. Это не упрёк. Это благодарность Рэнд за то, что заставила иначе взглянуть на определения эгоизма и альтруизма. Её взгляд непременно перевернёт мировоззрение большинства, как перевернуло моё. То, что считалось обществом как низость и слабость, воспевается на страницах “Источника”.
Ни разу не безосновательно. Она заставила принять свою точку зрения. Нет, не полностью. В её философии нет места чувствам. Нет места альтернативам и диалогу мнений. Нет места алогизму. Её философия жутко радикальна и запредельно дерзка. Но в ней, безусловно, есть здравое зерно, порождающее рассуждение.
Всё, что мы есть, и всё, что мы имеем, восходит к одному — способности мыслить. Но мышление — свойство индивидуума. Нет такой сущности, как коллективный мозг, нет такой сущности, как коллективная мысль. Согласие, достигнутое группой людей, — это лишь компромисс, усреднение множества частных мыслей. Оно вторично.
Добавлю сюда цитату Ошо.
Индиец так же категоричен в своих рассуждениях, но на любой радикализм должен быть такой же по силе антагонист. И где-то посредине этого маятника, возможно, существует непостижимая истина.
В сухом остатке.
Роман действительно очень, очень силён. Но есть нюансы, которые не позволяют назвать его любимым. В этой книге нет места для другой точки зрения. Нет альтернатив. Нет плюрализма мнений. Нет места для собственного. Может, я слишком эклектичен, но мне не хватило диалога. Есть борьба, но нет диалога.
Проблема Рэнд в том, что она замахнулась на слишком многое. Тот же Лондон в своём Мартине Идене не старался воплотить некий идеал человека, поведать миру единственно верную философию или политическое воззрение. Лондон задавал больше вопросов, чем давал ответов. Лондон не был проповедником, он был мудрецом. Он показал путь человека, становление и формирование личности, её динамику. Мы видим причины этой динамики. Здесь мы видим лишь статику личности Говарда Рорка. Неоспоримый абсолют.
И всё же роман по праву заслуживает право на прочтение. За дерзость, вызов этому миру, за сюжет, за эстетизм и художественную мощь. И даже за тот самый радикализм и монизм.
Источник. Источник жизни, источник прогресса. Творец. Личность. Эгоизм. Эгоизм в абсолюте.
shvetsovmn
Лучше старенький ТТ, чем дзюдо и карате 🙂
Пост навеян прочтением романа Айн Рэнд «Источник» (Ayn Rand «The Fountainhead»). Айн Рэнд, урожденная Алиса Зиновьевна Розенбаум, некогда была нашей соотечественницей. Она родилась в царской России, но эмигрировала в США. Именно там она состоялась как известный писатель и философ. В романе «Источник» Айн Рэнд описывает очень талантливого архитектора Говарда Рорка, идеалиста, бесконечно любящего свою работу и признающего в своей работе и жизни только собственные желания и стремления. Он отказывается принимать все, что ему пытаются навязать извне ради того, чтобы творить то, что хочет только он. Защищая свое право на индивидуализм, Рорк вступает в противоречие с целой страной, зараженной вирусов коллективизма.
У Говарда нет родных, поэтому на обучение он зарабатывал самостоятельно, работая главным образом на стройках. Во время обучения он снимал комнату у миссис Китинг, чей сын тоже учился на архитектора. В противоположность Рорку Питер Китинг был амбициозным и успешным студентом, он закончил обучение, став лучшим студентом. Он стал им, несмотря на то, что не обладал большим талантом, а все его самые важные работы сделал или исправил Рорк. Он получил стипендию на продолжение обучения в Европе и предложение о работе в успешном архитектурном бюро Гая Франкона. Не зная, что выбрать, Питер обратился за советом к Говарду и матери, в итоге он переезжает в Нью-Йорк и выходит на работу в бюро Гая Франкона. Говард тоже едет в Нью-Йорк, чтобы устроиться в бюро Генри Камерона, некогда знаменитого архитектора, отвергнутого заказчиками из-за нежелания строить то, что ему не нравится. Рорк приходит к камерону и тот нанимает его чертежником. Он сразу распознал талант Говарда и несколько раз пытается его предостеречь от повторения его собственной судьбы, но Говард готов сражаться за свое право строить только то, что ему нравится. Рорк работает у Камерона 3 года, пока Камерон не теряет свое здоровье в бесконечных схватках с потенциальными заказчиками.
После отхода Камерона от дел Рорк принимает предложение Питера Китинга присоединиться к команде Гая Франкона. Сам Питер очень быстро делает карьеру: он нравится всем, его работы свежи и интересны. Питер понимает, что Франкон по большому счету уже не архитектор, а лицо фирмы. Именно его умение общаться с людьми приносит фирме множество заказов. Питер же очень быстро становится его правой рукой. Питер, чувствуя внутреннюю силу Рорка, всегда его недолюбливал, но и уважал за то, что тот готов до конца отстаивать свою точку зрения. Карьера Рорка у Гая Франкона заканчивается очень быстро, он был уволен за нежелание проектировать здание по глупым требованиям заказчика. После этого он работает еще в одном бюро, из которого уходит строить дом клиенту, которому не понравились стандартные эскизы. После постройки дома Хеллера у Рорка нет работы, поэтому он в один момент идет работать простым рабочим в каменоломню Франкона. Там он встречается с дочерью Франкона Доминик. Она очень красива, умна и темпераментна, но она не разделяет взгляды свеого отца на жизнь: мир кажется ей ненастоящим, лживым. Между ними возникла сильная связь, которая приводит к половым отношениям.
Говард уезжает в Нью-Йорк, так как его находит заказчик, желающий построить себе дом. Рорк строит дом и его имя становится известным в архитектурных кругах. Все больше людей хотят его нанять, но он обнаруживает сопротивление со стороны Доминик: она делает все, чтобы его заказы уходили к Питеру Китингу. Доминик делает это потому, что любит Рорка, ей ненавистна мысль, что эти совершенные здания достаются несовершенным людям и из-за этих зданий на Рорка все сильнее и сильнее ополчаются.
Рорк продолжает работу, к нему обращаются немногочисленные заказчики, которым нравятся его работы. Его приглашают в комитет всемирной выставки, но он отказывается от сотрудничества с другими архитекторами. Скоро его работы замечает Гейл Винанд и предлагает Рорку постройку дома для себя и его жены Доминик. Рорк соглашается, возводит дом. Рорк и Винанд становятся близкими друзьями.
Судебный процесс над Рорком заканчивается его полным оправданием: в свою защиту Говард произносит речь о том, что двигало его поступками. Его доводы принимаются присяжными. Рорк пытается вернуть Винанда к жизни, но у него это не получается, Винанд больше не хочет близких дружеских отношений с Рорком. Некоторое время спустя, он дает Рорку заказ на небоскреб Винанда, самое высокое здание в Нью-Йорке. Он просит построить его как памятник духовной силе, которая есть у Рорка и могла бы быть у него.
Роман «Источник» Айн Рэнд заканчивается встречей на крыше строящегося здания Говарда Рорка и Доминик Рорк.
«– Если я правильно понимаю, ты критикуешь человечество в целом…
– Знаешь, это такая своеобразная вещь – наше представление о человечестве в целом. Когда мы произносим эти слова, перед нами возникает некая туманная картинка – что-то величественное, большое, важное. На самом же деле единственное известное нам человечество в целом – это те люди, которых мы встречаем в жизни. Посмотри на них! Вызывает ли у тебя кто-нибудь ощущение величественности и важности? Домохозяйки с авоськами, слюнявые детишки, которые пишут всякую похабщину на тротуарах, пьяные светские львята. Или же другие, ничем не отличающиеся от них в духовном отношении. Кстати, можно отчасти уважать людей, когда они страдают. Тогда в них появляется некое благородство. Но случалось ли тебе видеть их, когда они наслаждаются жизнью? Вот тогда ты и видишь истину. Посмотри на тех, кто тратит деньги, заработанные рабским трудом, в увеселительных парках и балаганах. Посмотри на тех, кто богат и перед кем открыт весь мир. Обрати внимание, какие развлечения они предпочитают. Понаблюдай за ними в их дорогих кабаках.
Вот оно, ваше человечество в целом. Не желаю иметь с ним ничего общего.»
Вывод
Читать роман «Источник» Айн Рэнд мне очень понравилось. В нем по полочкам раскладывается идея смысла жизни человека-творца и человека-паразита. Один стремится опираться на свой разум, свои силы, ни от кого не зависеть и делать только то, что хочется ему, а другой стремиться уничтожить или подчинить творца, присвоить результаты его труда, унизить и затравить творца массой таких же серых паразитов. Рекомендую к прочтению!