персонажи советских мультиков картинки
Рабочие эскизы популярных советских мультфильмов (50 фото)
В этом году студия «Союзмультфильм» отпраздновала свое 80-летие. За эти годы в стенах студии родилось огромное количество мультфильмов, с героями которых каждый из нас знаком с детства. Далее предлагаем взглянуть на процесс создания популярных советских мультфильмов, а точнее на их рабочие эскизы.
«Трое из Простоквашино»
Полюбившийся мультфильм, который по популярности превзошёл литературную основу. Героев первой серии придумал студийный художник Николай Ерыкалов, вторым художником фильма был Левон Хачатрян, иллюстрировавший журналы «Пионер», «Работница», «Огонек», а также создававший политические карикатуры в «Советской России» и «Известиях». Вот как изначально выглядели полюбившиеся персонажи
А вот как выглядела раскадровка к фильму
Во второй и третьей частях дядю Федора и его друзей рисовал Аркадий Шер — художник, работавший с Владимиром Поповым над лучшими его фильмами. Шер рассказывал, что он хотел бы сделать персонажей совсем другими, но далеко от первого мультфильма уйти не мог
Лохматый парень с гитарой за спиной, в клешеных штанах и рубашке навыпуск и маленький, но хитрый пакостник. Волк и Заяц. Лучший мультипликационный дуэт за всю историю «Союзмультфильма»
«Заяц у меня сразу получился, — рассказывал В. Котёночкин, — с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный»
«А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен был Волк»
Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Высоцкий, делал пробы его голоса с хрипотцой. Но не вышло. В качестве привета Высоцкому в первой серии Волк насвистывает мелодию песни «Вертикаль» («Если друг оказался вдруг…») — когда лезет по канату к Зайцу
Режиссера Ивана Уфимцева в сказке «38 попугаев», которую на студию «Союзмультфильм» принес писатель Григорий Остер, зацепил диалог Мартышки и Удава: «А куда ты ползешь?» — «Сюда, сюда ползу».
Персонажей разрабатывал художник Леонид Шварцман, который потом признался, что дольше всего работал над Удавом: ходил в зоопарк, рисовал неприятных ему змей и часами пытался придать им человеческие черты. Ключом к успеху стали веснушки, приподнятые брови и удлиненная голова. Ромашки на чешую Удаву добавили, чтобы его не так боялись дети
В черновом варианте все герои мультфильма выглядели более чем прилично. Принцесса в пышных кружевах, Трубадур в шутовском колпаке, вычурные дворцовые палаты. Но это не устраивало режиссёра. По её мнению, они были совершенно не созвучны ни музыке, ни жанру фильма. Члены художественного совета были также удивительно единодушны во мнении, что данные персонажи не соответствуют сценарию, а особенно музыке
В итоге образ Трубадура взяли из какого-то зарубежного журнала
В этом же журнале режиссёр подглядела и девочку в коротком красном платьице, решили из нее сделать Принцессу. Хотя Ю. Энтин утверждает, что Прототипом образа принцессы стала его супруга, Марина, и ее красное платье. «То самое красное платье, которое вы видите в мультфильме, я купил Марине за 40 рублей. В нем она и была на свадьбе. А Гладков и Ливанов были нашими свидетелями»
Режиссер Федор Хитрук до создания своего «Винни-Пуха» в 1969 году не видел знаменитой диснеевской версии, вышедшей тремя годами раньше и в качестве материала использовал только книгу Алана Милна. Хитрук сознательно отказался от владельца медвежонка Кристофера Робина. Присутствие мальчика подчеркивало игрушечность других обитателей леса
А вот характерная походка медвежонка, иноходь (куда движется левая нога, туда движется и левая рука) — это случайность, результат мультипликационной ошибки, которая придала персонажу дополнительного шарма
Советские чиновники отказались покупать права на экранизацию книги Милна, что сделало советского Винни-Пуха невыездным. Он не мог попасть ни на один фестиваль мира
Однажды режиссёр Роман Качанов в гостях у сценариста Аджубея увидел, что дети увлеченно читают книжку. Это был «Крокодил Гена и его друзья» Успенского. На следующий день он купил в магазине такую же книжку, принес ее на «Союзмультфильм» и сказал: «Все, делаем по ней фильм»
Вот как рассказывает о процессе создания Леонид Шварцман:»Крокодил у меня получился довольно быстро. В сценарии было написано: «Крокодил работал в зоопарке крокодилом. И когда кончался рабочий день и звонил звонок, он надевал свой пиджак, шляпу, брал трубку и уходил домой». Этого было достаточно, чтобы у меня сложился образ джентльмена с бабочкой и белой манишкой»
С Шапокляк тоже все вышло просто. Шапокляк — это, как известно, название складного цилиндра. Это XIX век, и отсюда пошло все остальное: черное строгое платье, жабо, белые кружевные манжеты, туфельки-лодочки на каблучках. Поскольку она — шкодливая такая бабка, Шварцман сделал ей длинный нос, розовенькие щечки и выдающийся подбородок. А седые волосы и пучок позаимствовал у своей тещи
В 1968 году вышли два первых мультфильма о Карлсоне: один в Чехословакии, а другой — в СССР. Мужчине в самом расцвете сил повезло больше, чем Винни-Пуху: права на экранизацию были приобретены официально. Астрид Линдгрен, кстати, была в восторге от картины, особенно от голоса Карлсона. Во время визита в Москву она настояла на встрече с озвучивавшим его Василием Ливановым
После просмотра эскизов Ливанов заметил, что его герой похож на режиссера Григория Рошаля, поэтому он не просто озвучивал персонажа, а создавал пародию на конкретного человека. А вот в роли Фрекен Бок режиссер Борис Степанцев видел только Фаину Раневскую, но актриса долго не соглашалась. Ее обижало внешнее сходство с героиней. В итоге она взялась за роль, но выгнала режиссера из студии во время озвучания, заявив, что лучше знает, как все делать. Впрочем, последнюю фразу Фрекен Бок «Милый, милый!» пришлось произносить редактору, потому что Раневской не понравилась пародийная перекличка с фильмом «Весна»
Приключения кота Леопольда
Резников рассказал Хайту свою идею про интеллигентного кота, который рисует, слушает «Полонез Огинского» и которому досаждают мыши
«Мы сразу уцепились за идею перевертыша — не кот за мышами бегает, а наоборот, — вспоминает Резников. — Впервые в мультипликации появился интеллигентный кот, который может расправиться с мышами, но не хочет, как бы они ему ни пакостили. Но одного этого было недостаточно, нужна была идея. И я придумал ее: нет альтернативы миру. Мы очень долго размышляли над тем, как ее показать, и наконец появилась фраза «Ребята, давайте жить дружно!». Она родилась из необходимости, а стала репризой фильма»
«Маугли» Романа Давыдова вышел в 1967 году, практически одновременно с диснеевской версией книги Редьярда Киплинга, однако кардинально отличался от американского собрата
Во время создания фильма Давыдов заставлял мультипликаторов вживаться в образы животных, «влезать в их шкуру и ощущать те мышцы, которые должны шевелить хвост». «У вас есть дома кошка? Смотрите, изучайте ее», — говорил режиссер аниматорам, создававшим движения Багиры
Для некоторых сцен фильма мультипликаторы вдохновлялись эпизодами программы «В мире животных». Благодаря этой подготовительной работе звери в «Маугли» получились очень реалистичными по манере и движениям, но при этом создателям удалось наделить их человеческими чертами
«Каникулы Бонифация» своим появлением обязаны случаю. Проводя уборку на студии, режиссер Федор Хитрук нашел в одном из ящиков пару листков машинописного текста и, прежде чем выкинуть их, увидел фразу «Подумать только, — удивился директор цирка, — я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!» Так Хитрук заразился идеей нового фильма о льве-циркаче
Особенным Бонифаций стал благодаря художнику Сергею Алимову. Тот наградил персонажа живой гривой, у которой не было жесткого замкнутого контура. Эту гриву целая группа специалистов в каждой сцене создавала с помощью губок
Мультфильм про заблудившегося в тумане ежика, получивший более 35 наград, сделали девять человек, причем трое из них были актерами озвучания. Образ Ежика появился не за один день. Жена Норштейна художница Франческа Ярбусова сделала большое количество эскизов, но ни один из них не нравился режиссеру. «Франческа перерисовала множество Ежиков, и однажды все дошло до такого раскаления! Я кричал: „Он должен появиться на 1/12 секунды и отпечататься! Профиль должен быть абсолютно четкий, ясный!“ И вот после всех этих страшных криков, сердечных капель она вдруг села и нарисовала», — так Норштейн описывает историю появления своего героя. Франческа Ярбусова рассказывала, что в какой-то момент она сложила отдельные части тела, нарисованные на целлулоиде, и Ежик ожил. Самым важным в этом момент было не сдуть получившийся образ
Возвращение блудного попугая
Изначально образ попугая Кеши был несколько другим
Прообразы знаменитых персонажей из советских мультиков (12 фото)
За каждым выдуманным персонажем всегда стоит прообраз реального человека, с которого рисуются не только внешние черты, но и особенности характера. Только благодаря тщательной проработке персонажей, такие герои, как Карлсон и Винни Пух вышли такими харизматичными и живыми, а их реплики разлетелись на цитаты.
1. Карлсон и Григорий Рошаль
Все мы знаем, что Карлсона озвучивал непревзойденный Василий Ливанов. В первые дни работы актер заметил, что Карлсон сильно похож на режиссера Григория Рошаля. Так, Ливанов наградил Карлсона особой манерой речи. Забавный случай произошел на премьерном показе мультика «Малыш и Карлсон», когда все зрители разглядели в «том, кто живет на крыше» Григория Рошаля, который как раз сидел в кинозале. Режиссер был единственным, кто не разглядел себя в Карлсоне и не понимал, почему все на него так смотрят и смеются.
2. Волк из «Ну, погоди!» и обычный хулиган
Легендарный художник-мультипликатор Светозар Русаков придумал Волка, увидев самого обычного хулигана на одной из улиц Новосибирска. Типаж идеально подходил для будущего персонажа. Он был худым, слегка сутулым, черноволосая челка падала на лоб, папироса в зубах, в общем, идеальный советский бунтарь.
3. Попугай из «38 попугаев» и Ленин
Создатель мультика Леонид Шварцман однажды сказал, что его попугайчик частично срисован с Дедушки Ильича. Это становится очевидно, когда видишь, как Попугай активно жестикулирует и очень внушительно ораторствует. К счастью, советская цензура не разглядела Ленина в персонаже, иначе любимый миллионами мультфильм мог бы не выйти в свет.
4. Шапокляк и теща Леонида Шварцмана
Режиссер-мультипликатор признался, что при создании старухи Шапокляк он долго не думал. Леонид Аронович просто взял за основу классический образ пожилой дамы XIX столетия и подарил ей внешние черты своей тещи. И вуаля, каждый отец, смотревший мультик со своим ребенком, увидел черты своей собственной тещи. Как сказал Шварцман, если персонаж напоминает кого-то из близких знакомых, значит герой получился на отлично!
5. Винни-Пух и Евгений Леонов
Среди десятков различных эскизов медведя был выбран тот, который был практически детально срисован с Евгения Леонова. Как только Леонов пришел в студию, Федор Хитрук моментально понял, что это именно тот человек. Так великий актер подарил Винни не только голос, но и внешность.
7. Волк из мультфильма «Жил-был пес» и Армен Джигарханян
Изначально Волка рисовали под внешность и голос Михаила Ульянова, но когда актер отказался, пришлось срочно искать ему замену. Озвучить Волка предложили Армену Джигарханяну, но его специфический голос так разнился с первоначальной внешностью волка, что персонажа пришлось перерисовывать. В итоге Волк стал практически копией Джигарханяна.
8. Попугай Кеша и Геннадий Хазанов
Геннадий Хазанов озвучил только серии о приключениях попугая Кеши. Пускай характер попугая был не самый простой, благодаря Хазанову попугай получился невероятно харизматичным. Поэтому он сразу же полюбился как детям, так и взрослым. Внешне они также похожи, а некоторые фразы попугая были вдохновлены популярными юмористическимм номерами, с которыми Хазанов выступал на сцене.
9. Принцесса из «Бременских музыкантов» и Марина Энтина
При создании Трубадура, авторы мультфильма вдохновлялись снимками моделей из западных журналов. А внешность принцессы решили срисовать с жены сценариста мультфильма Марины Энтиной.
10. Кот Леопольд и Андрей Миронов
Самые первые серии мультсериала озвучивал Андрей Миронов, который задал своему герою миротворческое амплуа и интеллигентный стиль. В дальнейшем кота озвучивали такие актеры, как Геннадий Хазанов и Александр Калягин.
11. Снежная королева и Мария Бабанова
Это аргументируется технологией производства, которой пользовались мультипликаторы 50-е годы. Во время озвучивания персонажей, актеры не только дарили голос героям, но и играли их движения. Так, снежную королеву полностью сыграла актриса Мария Бабанова.
12. Ежик в тумане и Людмила Петрушевская
Творение режиссера Юрий Норштейна попало в список 150 лучших анимационных фильмов всех времен. Мультик так полюбили дети и взрослые, что разобрали его на цитаты. Но мало кто знает, что на создание Ежика в тумане Норштейна вдохновила писательница Людмила Петрушевская. Так Ежик получил внешние черты писательницы, которые особенно видно, когда персонаж смотрит в профиль.