первый исследователь фактора макродинамики семьи семейной истории и семейного сценария это
Первый исследователь фактора макродинамики семьи семейной истории и семейного сценария это
Психотерапевт/психолог К. Ольховский. Библиотека запись закреплена
Семейный сценарий – повторяющиеся из поколения в поколение паттерны взаимодействия членов семьи, обусловленные событиями семейной истории. Семейный сценарий имплицитно содержит представления о том, с кем, как и для чего нужно жить в семье, сколько нужно иметь детей, каким образом заботиться о них, как строить отношения с расширенной семьей и т.п. Пословица «Яблоко от яблони недалеко падает» является отражением идеи о сходстве различных аспектов жизнедеятельности родителей и детей.
Пример.
Молодой человек всегда мечтал о стабильных и теплых отношениях в своей семье. Родительская семья характеризуется им как «террариум», где все воюют друг с другом. Однако после двух лет жизни в браке он пришел к выводу, что его супружеские отношения являются зеркальной копией отношений его родителей.
Ряд исследователей семьи рассматривают ее как систему, члены которой связаны эмоциональными отношениями, определяющими их поведение (М. Боуэн, М. Керр, 2005). Согласно М. Боуэну, опыт проживания в родительской семье и усвоение транслируемых ею поведенческих паттернов формирует определенный уровень дифференциации «Я» индивида, который в свою очередь влияет на его функционирование в собственной семье. При низком уровне дифференциации члены семьи, как правило, не обладают своим отдельным Я, своими желаниями, представлениями, идеалами и др., а более или менее осознанно повторяют уже «наработанные», родительские, прародительские и другие внутрисемейные модели взаимодействия. Говоря о процессе межпоколенной передачи, М. Боуэн предполагал, что большинство детей выходят из своих семей, имея приблизительно такой же уровень дифференциации, как и у родителей, и только некоторые переходят на более высокие или низкие уровни.
Понятие о сценариях было проработанно также в трансактном анализе. Э. Берн считал, что жизненные сценарии основаны на родительском программировании. Он углубил представления о сценариях, добавив в их описание влияние широкого социального контекста. При этом он акцентировал внимание на их достаточно раннем возникновении, связанном с детским выбором стратегии выживания в мире, а также на роли рассказываемых в детстве сказок и историй как основы предпочтения героя для неосознаваемой идентификации. Э. Берн определил жизненный сценарий как план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями.
Семейные сценарии всегда содержат повторения и могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи:
• супружеских отношений (в моей семье все женщины были несчастливы в браке, потому что мужья им изменяли);
• денег (в нашей семье вместе с достатком всегда кто-то тяжело заболевал или умирал);
• привязанности событий к определенному возрасту (я вышла замуж в 22 года, так же, как моя мама, бабушка и сестра);
• профессиональной деятельности (все женщины в нашей семье работали в системе образования и сетовали на низкую зарплату, но ничего не меняли) и др.
Особый интерес представляют также сценарные решения, закрепленные за определенными:
• ролевыми позициями (старшая девочка в нашей семье всегда помогала матери и не выходила замуж);
• выбором партнера (в нашей семье все женщины выходили замуж за алкоголиков);
• болезнями (все мужчины нашей семьи в 60 лет начинали тяжело болеть и умирали)
• именами и др.
Анализ семейной истории, как мы уже упоминали, предполагает тщательное фиксирование имен членов семьи. Особый интерес представляют собой совпадения имен как в результате называния потомков именами предков, так и в результате заключения браков. А.А. Шутценбергер описывала ситуации, когда определенное имя «несло» за собой и определенный сценарий. Можно выделить как имена, несущие положительное послание потомкам, так и «имена-убийцы».
Анализ семейной истории на показал, что в семье мужа протяжении как минимум пяти поколений одного из сыновей называют Федором (имя изменено). Таким образом, в семье часто встречается имя Федор Федорович. Сына Анны, как и его покойного отца, тоже зовут Федор Федорович.
В ходе анализа генограммы было выявлено, что дед покойного мужа Анны, тоже Федор Федорович, был священником. В 1926 году был арестован, так как «вел антисоветскую агитацию». На самом деле он боролся против разрушения храма и превращения его в клуб. Однако его арестовали и приговорили к заключению в Соловецкий лагерь сроком на 3 года, где он, согласно официальной версии, умер в 1929 году в возрасте 44-х лет. Позже был канонизирован Священным Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой.
Муж Анны выбрал профессию врача, написал диссертацию, однако не успел защититься из-за быстро развившейся онкологической болезни. Его возраст приближался к возрасту погибшего деда.
Через месяц мать позвонила и попросила о встрече, касающейся проблем со вторым ребенком, дочерью. Придя, она рассказала, что у Федора все хорошо. Он сосредоточен на учебе и планирует поступать в медицинский университет (лояльность умершему отцу). Отношения с матерью теплые и ровные. Посещая могилу отца, Федор сказал, что хочет вместе с отцом почтить и память прадеда, место захоронения которого неизвестно.
Сценарное убеждение: «У нас общая судьба» – все носители имени должны из
лояльности повторить трагическую судьбу.
Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра
Третья глава посвящена разработке методологических средств синтеза теоретических и эмпирических знаний о расстройствах аффективного спектра и методах их лечения. В ней излагается концепция неклассической науки, в которой необходимость синтеза знаний обусловлена направленностью на решение практических задач и сложностью последних.
Эта концепция, восходящая к трудам Л.С.Выготского в области дефектологии, активно разрабатывалась отечественными методологами на материале инженерных наук и эргономики (Э.Г. Юдин, 1997; В.Г.Горохов, 1987; Н.Г.Алексеев, В.К.Зарецкий, 1989). В опоре на эти разработки обосновывается методологический статус современной психотерапии как неклассической науки, направленной на разработку научно-обоснованных методов психологической помощи.
Постоянный рост количества исследований и знаний в науках о психическом здоровье и патологии требует разработки средств их синтеза. В современной науке в качестве общей методологии синтеза знаний выступает системный подход (Л. фон Берталанфи, 1973; Э.Г.Юдин, 1997; В.Г.Горохов, 1987, 2003; Б.Ф.Ломов, 1996; А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1994).
В науках о психическом здоровье он преломляется в системные био-психо-социальные модели, отражающие сложную многофакторную природу психической патологии, уточняемую все новыми и новыми исследованиями (И.Я.Гурович, Я.А.Сторожакова, А.Б.Шмуклер, 2004; В.Н.Краснов, 1990; Б.Д.Карвасарский, 2000, А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян, 1998; H.Akiskal, G.McKinney,1975; G.Engel, 1980; J.Lipowsky, 1981; G.Gabbard, 2001 и др.).
В качестве средства синтеза психологических знаний о расстройствах аффективного спектра предлагается многофакторная психосоциальная модель этих расстройств, на основе которой факторы организуются в связанные между собой блоки, принадлежащие одному из следующих уровней: макросоциальному, семейному, личностному и интерперсональному. В таблице 2 показано, на каких именно факторах делают акцент разные школы психотерапии и клинической психологии.
Таблица 2. Многоуровневая психо-социальная модель расстройств аффективного спектра как средство синтеза знаний
Уровни | Факторы расстройств аффективного спектра | Традиции психотерапии и клинической психологии |
Макросоциальный | Патогенные и конфликтные ценности современной культуры | Социальный психоанализ (К.Хорни) |
Семейный | Травматический опыт Ненадежная привязанность Дисфункции семейной системы | Психодинамическая (З.Фрейд) Теория привязанности Д.Боулби Системно ориентированная семейная (С.Минухин, М.Боуэн) |
Личностный | Негативное мышление, дисфункциональные убеждения Негативная Я-концеция, отказ от ответственности Вытесненная агрессия, негативная самооценка, алекситимия Нарушения рефлексивной регуляции мышления и поведения | Когнитивно-бихевиоральная (А.Бек, А.Эллис) Экзистенциально-гуманистическая (К.Роджерс, Р.Мэй) Психодинамическая (К.Абрахам, З.Фрейд, Д.Якобсон, П.Сифнеос) Исследования мышления в московской школе (Н.Г.Алексеев, В.К.Зарецкий, Б.В.Зейгарник, А.Б.Холмогорова) |
Интерперсональный | Неспособность к кооперации Деструктивные стратегии межличностных отношений Коммуникативные дисфункции, дефицит социальных навыков Дефицит осознанности, активности и избирательности в отношениях | Индивидуальная психология А.Адлера Социальный психоанализ (Г.Салливен, К.Хорни) Интерперсональная психотерапия Г.Клермана Психология отношений В.Н.Мясищева, личностно-реконструктивная психотерапия Б.Д.Карвасарского, Г.Л.Исуриной, В.А.Ташлыкова. |
В таблице 3 в качестве средства систематизации концептуального аппарата, разработанного в разных школах системно ориентированной семейной психотерапии, представлена четырех-аспектная модель семейной системы. В опоре на эту модель осуществляется синтез знаний о семейных факторах расстройств аффективного спектра и их комплексное эмпирическое исследование.
Таблица 3 Четырех-аспектная модель семейной системы как средство синтеза знаний о семейных факторах
В четвертой главе первой части представлены результаты систематизации эмпирических исследований психологических факторов расстройств аффективного спектра на основе разработанных средств.
Макросоциальный уровень. Показана роль различных социальных стрессов (бедность, социально-экономические катаклизмы) в росте эмоциональных расстройств (материалы ВОЗ, 2001, 2003, В.М.Волошин, Н.В.Вострокнутов, И.А.Козлова и соавт., 2001). При этом отмечен беспрецедентный рост социального сиротства в России, которая по числу детей-сирот занимает первое место в мире: только по данным официальной статистки их насчитывается более 700 тысяч. Согласно исследованиям дети-сироты представляют собой одну из основных групп риска по девиантному поведению и различным психическим нарушениям, в том числе расстройствам аффективного спектра (D.Bowlby, 1951, 1980; И.А.Коробейников, 1997; Й.Лангмейер, З.Матейчик, 1984; В.Н.Ослон, 2002; В.Н.Ослон, А.Б.Холмогорова, 2001; А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, 2005; Ю.А.Пищулина, В.А.Руженков, О.В.Рычкова 2004; Дозорцева, 2006 и др.). Доказано, что риск депрессии у женщин, потерявших мать до 11 лет, повышается в три раза (G.W.Brown, T.W.Harris, 1978). Однако, примерно 90% детей-сирот в России – сироты при живых родителях, проживающие в детских домах и интернатах. Главная причина распада семей – алкоголизация. Семейные формы жизнеустройства сирот в России развиты недостаточно, хотя необходимость замещающей семейной заботы для психического здоровья детей доказана зарубежными и отечественными исследованиями (В.К.Зарецкий и др., 2002, В.Н.Ослон, А.Б.Холмогорова, 2001, В.Н.Ослон, 2002, И.И.Осипова, 2005, A.Kadushin, 1978, D.Tobis, 1999 и др.).
Макросоциальные факторы ведут к расслоению общества. Это выражается, с одной стороны, в обнищании и деградации части населения, а с другой – в росте числа обеспеченных семей с запросом на организацию элитных учреждений образования с перфекционистскими образовательными стандартами. Выраженная ориентация на успех и достижения, интенсивные учебные нагрузки в этих учреждениях также создают угрозу эмоциональному благополучию детей (С.В.Воликова, А.Б.Холмогорова, А.М.Галкина, 2006).
Другим проявлением культа успеха и совершенства в обществе является широкая пропаганда в средствах массовой информации нереалистичных перфекционистских стандартов внешнего вида (веса и пропорций тела), масштабный рост клубов фитнеса и бодибилдинга. Для части посетителей этих клубов деятельность по коррекции фигуры приобретает сверхценный характер. Как показывают западные исследования, культ физического совершенства ведет к эмоциональным расстройствам и нарушениям пищевого поведения, тоже относящимся к спектру аффективных расстройств (T.F.Cash, 1997; Ф.Скэрдеруд, 2003).
Личностный уровень. Если в работах психиатров доминируют исследования различных типов личности (типологической подход), как фактора уязвимости к расстройствам аффективного спектра (Г.С.Банников, 1998; Д.Ю.Вельтищев, Ю.М.Гуревич, 1984; Akiskal et al., 1980, 1983; H.Thellenbach, 1975; M.Shimoda, 1941 др.), то в современных исследованиях клинических психологов преобладает параметрический подход – исследование отдельных личностных черт, установок и убеждений, а также исследования аффективно-когнитивного стиля личности (A.T.Beck, et al.,1979; M.W.Enns, B.J.Cox, 1997; J.Lipowsky, 1989). В исследованиях депрессивных и тревожных расстройств особо выделяется роль таких личностных черт, как перфекционизм (R.Frost et al., 1993; P.Hewitt, G.Fleet, 1990; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова, Т.Ю.Юдеева, 2001, Н.Г.Гаранян, 2006) и враждебность (А.А.Абрамова, Н.В.Дворянчиков, С.Н.Ениколопов с соавт., 2001; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова, Т.Ю.Юдеева, 2003; M.Fava, 1993). Со времени введения концепции алекситимии (G.S.Nemiah, P.E.Sifneos, 1970) не прекращаются исследования этого аффективно-когнитивного стиля личности, как фактора соматизации, и дискуссии относительно его роли (J.Lipowsky, 1988, 1989; R.Kellner, 1990; В.В.Николаева, 1991; А.Ш.Тхостов, 2002; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова, 2002).
Интерперсональный уровень. Основной блок исследований этого уровня касается роли социальной поддержки в возникновении и течении расстройств аффективного спектра (M.Greenblatt, M.R.Becerra, E.A.Serafetinides, 1982; T.S.Brugha, 1995; А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян, Г.А.Петрова, 2003). Как показывают эти исследования, дефицит близких поддерживающих межличностных отношений, формальные, поверхностные контакты тесно связаны с риском возникновения депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств.
Часть II состоит из четырех глав и посвящена изложению результатов комплексного эмпирического исследования психологических факторов расстройств аффективного спектра на основе многофакторной психо-социальной модели и четырех-аспектной модели семейной системы. В первой главе раскрывается общий замысел исследования, дается краткая характеристика обследованных групп и использованных методов.
Таблица 5. Общая организация исследования факторов макросоциального уровня
Лекция 17-18. 15.11.2012
Семинар 7. 06.11.2012
Посмотреть фильм «Блеск» про австралийского пианиста (в главной роли Джефри Раш).
Фильм «Пианистка» — может быть.
К пятнице прочитать текст Элены Веаст. Распечатать те моменты текста, которые показались важными, интересными, непонятными.
Случай Джули, описанный Лэнгом.
Не является ли термин одиночество первичным, вторичным и т.п.? Что это значит для данного конкретного человека? Если лень очистить от всего наносного, то что означает слово лень в данный момент?
Лекситимия — человек не может выразить словами то, что он переживает; не может отделить одно переживание от другого.
Выделить общие моделирующие представления о структурах психики в новейших школах трёх основных традициях: КогнитивноБихевТ, клиент-центрированной, теория объектных отношений
Детерминизм. Система имеет определённые уровни, на каждом уровне свои факты, они сильно взаимосвязаны.
Теория привязанности Джона Боулби (теория объектных отношений)
Теория, которая рассматривает психическое развитие; возникла под влиянием теории системы. Берталанфи создал теорию открытых живых систем. Кибернетика касалась неживых систем. А все системные подходы (теория игр, теория информации и т.д.) Берталанфи объединил в теорию систем — практическое применение теории систем в какой-то области.
Теория привязанности Боулби — попытка применения системного подхода. Теория объектных отношений, систем, эволюции Дарвина — предпосылки теории.
Сам Боулби был большим энтузиастом исследований в области детского развития и отклонения от него: источники делинквентного поведения и др. Он работал соц. педагогом в школе для делинквентных подростков. Изначально имея широкий взгляд на проблему, смотрел не только на детей, но и ССР, в которой ребёнок находится. Поэтому Боулби считал, что надо обязательно обращать на ситуацию, в которой развивается ребёнок.
Первый источник теории: исследования Рене Спица — феноменология психических нарушений детей, разлучённых с матерью, — нарушения, которые назвал Спитц, анаклетическая депрессия — депрессия, связанная с дефицитом отношений. Депривация развития — отсутствие, лишение каких-то важных условий, не удовлетворение потребностей, напр., в привязанности, приводит к недоразвитию.
Паунделером введёт термин «госпитализм». Война способствовала появлению сирот.
Часто нарушения оказываются необратимыми, т.к. есть сензитивные периоды в развитии.
Условие предотвращения подобных искажений в развитии: семейное жизнеустройство у ребёнка в раннем детстве.
Либидо ищет не удовлетворение, а объект не ради удовлетворения биол. потребностей, а ради эмоциональных отношений, — потребность в привязанности (психоанализ).
Россия занимает первое место в мире по числу детей-сирот.
Второй источник теории: кибернетика. Автоматизированная система с обратной связью. На ранних этапах развития генетически заложены системы регулирующего поведения, которые должны вовремя включиться. Система регуляции поведения привязанности и система регуляции исследовательского поведения. Насколько слажены эти две системы определяет то, насколько ребёнок будет нормально функционировать.
Третий источник: эволюционная теория Дарвина + исследования этологов, построенные на её основе. Эксперименты с детёнышами обезьян. Маленьким обезьянам нужно было общение: давалось две мамы, мягкая и кормящая.
Поведение привязанности: если оно не включается, потребность не удовлетворяется, животные не разворачивают исследовательскую деятельность окружающего мира. Важно ориентироваться, осваивать окружающую среду. Это любопытство свойственно и животным, и детям. Если есть мама, ребёнок начинает исследовать окружающий мир.
Т.о. отсутствие эмоц. привязанности приводит к нарушению общения с людьми. Последствия фатальны.
Оказалось, что люди, которые глубоко осмысливают свой опыт, могут преодолеть эти последствия и способны научиться выстраивать конструктивные отношения с другими людьми (ресурс человека: способность переосмыслить прошлое).
· Источник развития: потребность в привязанности (источник внутри, человек изначально обладает этой потребностью). Депривация этой потребности ведёт к нарушениям в развитии.
· Движущая сила развития: потребность включить, запустить поведение привязанности (начинает формироваться с того, что ребёнок шлёт определённые сигналы матери). То, как мать способна адекватно реагировать на сигналы, определяет, будет ли дальше развиваться, удовлетворяться потребность в привязанности. Ребёнок, у которого потребность в привязанности удовлетворяется, растёт в доверии к миру, познавательный интерес к окружающему. Неудовлетворённость в привязанности: дети виснут на взрослых, называя их мамой или папой. Как компенсировать такую потребность?
· Механизм и условие нормального развития: адекватное удовлетворение потребности в привязанности.
· Здоровая личность: формирование надёжной привязанности.
· Тревожные расстройства связаны с сепарационной тревогой.
Опыт отношений привязанности незаменим, он оказывается очень важным в лечении: если опыт был (стабильной привязанности), лечение может быть намного эффективнее.
· Структура. Главное понятие — понятие рабочей модели (система, регулирующая привязанность). Выстраивается план, система отношений с другими людьми: о себе, других, об отношениях. Строится в раннем детстве и потом регулирует все отношения. Во взрослом состоянии необходима рефлексия построенной структуры, корректировка при необходимости.
· Микродинамика: взаимодействие управления привязанности с исследовательским управлением. Сбалансированное взаимодействие двух систем.
· Макродинамика: 3 этапа в развитии привязанности.
Боулби вместе с Мэри Эйнсворт начинает серию экспериментов по изучению поведения привязанности у детей. Поведение ребёнка в момент сепарации матери (разлучения).
Она создаёт психологию поведения ребёнка. Есть надёжная и ненадёжная привязанность. Ненадёжная: избегающая и амбивалентная.
Надёжная обеспечивается устойчивым и надёжным контактом и пониманием поведения ребёнка.
При длительной разлуке с матерью ситуация разрыва отношения привязанности (описана Джоном Робансом) проходит несколько стадий:
1. ребёнок развил отношения привязанности к няне
2. няня вышла замуж и уехала
3. ребёнок первое время находился в состоянии протеста — фаза протеста
4. фаза отчаянья
5. фаза отстранения. Няня возвратилась, а ребёнок не захотел с ней общаться.
Обида, защита от боли. Формирование поведения привязанности нарушено, нарушена способность устанавливать новые стабильные отношения привязанности. Работа с нарушениями в обратной связи.
Способность привязанности страдает фатально, человек не может устанавливать близкую связь с людьми.
Системная и семейная психотерапия. Возникла в 1950-х гг.
Он первый приветствовал зарождение новых концепций.
Нет индивидуальных болезней: болен не человек, больна семья (система). Не существует психической патологии как индивидуальной проблеме.
Важными источниками такого подхода в психической патологии послужили наблюдения психиатров за динамикой симптомов психического расстройства с яркой спецификой. Например, начинает выздоравливать супруга от панического расстройства, у мужа возникает депрессия. Если бы вовремя была привлечена терапия супружеской диады, возможно, чтобы это не произошло.
Первопроходцы, которые начали говорить о том, что надо лечить не больного, а семью: английские исследователи (входили в состав группы Джорджа Брауна в клинике). Больной чувствует себя лучше, он выписывается домой, начинается ухудшение. Т.е. встреча с семьёй порождает ухудшение. А если выписка на квартиру, где живут другие больные, ухудшения не происходит.
Главные школы семейной психотерапии зародились в США.
Структурная психотерапия Минухина.
Система семейной психотерапии Мюррея Боул.
Когнитивно-ориентированная семейная психотерапия.
Каждая школа имеет черты других традиций.
Витекер: когда родители пришли с жалобами на детей. Ну, должен же кто-то в этой семье заботиться о том, чтобы было тепло. Техника размораживаться: поиграть с кубиками, в толпе на лекции сказать: «В листе записаны всего 30 человек».
Школы накапливали свой специфический понятийный аппарат для описания психической патологии и для нормального функционирования семьи.
Итак, семья — это некая система, которая обладает структурно-динамическими характеристиками. Выработанные параметры:
· Структура семейной системы.
Связь — психологическая близость между членами семьи. Здоровая структура: связь характеризуется балансом близости и автономии. Дисфункции баланса: сцепленность (симбиоз) и разобщённость. Инверсия иерархией (балом правят маленькие дети) Недифференцированная семейная Эго-масса (выраженный дефицит автономии).
Иерархия может быть умеренная (родители должны командовать детьми, а не наоборот). У родителей должна быть власть в семье. По мере взросления ребёнка в системе иерархии он должен двигаться в сторону уравнивания. Высокая иерархия: в семье есть тираны. Симптом — патология семейной системы, например, позволяет прикинуться больным и снизить давление на себя.
Границы. Внешние, внутренние (границы между подсистемами). Внешние границы могут быть закрытыми или чрезмерно проницаемы.
Подсистемы. Детская, родительская, прародительская. Если границы подсистемами не работают, может возникнуть коалиция.
Стиль коммуникации. Лидером разработки патологии коммуникации стала группа в клинике Пало Альто во главе с Грегори Бейнцем (известный культуролог).
Патологические коммуникации.
Роль.Продумывание ролевых функций, которые закрепляются за разными членами семьи. Патологические роли (мама делегирует полномочия ребёнку, рассказывает ребёнку о своих переживаниях по поводу мужа). Паттерны взаимодействия в семье.
Метакоммуникация — коммуникация по поводу коммуникации, способность членов семьи обсуждать собственную коммуникацию.
· Макродинамика развития семьи как системы.
Семейная история. Метод генограмм, изучение истории семьи в трёх поколениях. «На супружеском ложе всегда 6 человек», — супруги и их родители. Осмысление семейной истории нередко необходима, чтобы супруги смогли понять источники своих конфликтов.
Семейный сценарий — стереотип, который воспроизводится из поколения в поколение.
Циклы развития семьи— начало вступления в брак (переход к своей семейной системе), появление ребёнка. Часто семья обращается к психологу в момент смена цикла развития (момент рождения ребёнка, т.к. перестройка семьи).
· Идеология семейной системы.
Некое правило, по которой эта система функционирует. В семье правила могут быть осознанные, неосознанные, прямо декларируемые, скрытые, правила относительно правил и т.д.
Здесь очень важны требования ожиданий друг от друга, распределение обязанностей.