пещера саввы сторожевского в звенигороде история

Преподобный Савва и святая пещера

Преподобный Савва и его святая пещера.

Неподалеку от Саввина Сторожевского монастыря, в одном из самых живописных мест Звенигородской земли расположен скит преподобного Саввы. Саввинский скит можно назвать и старым, и молодым одновременно. Его архитектурный ансамбль окончательно сложился лишь к началу XX в., но сама история скита насчитывает уже более шестисот лет.

По преданию, настоятель часто удалялся в небольшую пещерку, вырытую им неподалеку от монастыря. Автор жизнеописания преподобного Саввы, составленного уже в XIX в., так объясняет желание святого: «Опасаясь славы и счастия более, нежели в мире боятся унижения и бедствия, он уклонялся за версту от монастыря, к северу и там, в глубоком овраге, под сению густого леса, ископав себе пещеру, предавался молитве и изливал потоки слезные, в покаянии, в умилении, в созерцании на земле жизни обителей небесных». По преданию, последние годы жизни преподобный Савва почти постоянно проводил в пещере и даже скончался в ней.

Как игумену ему было необходимо решать вопросы по управлению обители, обсуждать с князем хозяйственные дела, разбирать споры крестьян, живущих на монастырской земле. Но при всех этих заботах не прекращалась его внутренняя духовная жизнь, для которой необходимо было уединение, и это уединение святой находил в своей пещере.

В житиях святых часто отмечается, что настоятели обителей порой совершенно или частично слагали с себя игуменские обязанности, предпочитая им полный или неполный затвор. Примерами подобной любви к отшельничеству являются преподобные Антоний Печерский, Никон Радонежский и многие другие. Первым из достоверно известных русских подвижников, уединявшимся в пещере, был священник села Берестово близ Киева (впоследствии Киевский митрополит XI века) Илларион. На высоком берегу Днепра он выкопал себе «печерку малу. молящеся ту Богу втайне». По избрании Иллариона в митрополиты в его пещерке поселился будущий родоначальник всего русского монашества преподобный Антоний Печерский. Именно так, от пещерок, впоследствии возникали пещерные монастыри Киева, Пскова, Нижнего Новгорода, получившие название Печерских. Спустя пять с половиной столетий пещере, вырытой преподобным Саввой, также суждено было стать началом новой обители.

На протяжении столетий сохраняется память о столь любимом преподобным Саввой месте. По преданию, пересказанному иеромонахом Савватием уже в XIX в., некоторые иноки продолжали уединяться в пещерку преподобного. В XVI в. игумен обители Варсанофий, «оставя свое начальство родному брату Савве, сам удалялся для безмолвного пребывания в. пещеру. Здесь он пробыл около 40 лет, занимаясь молитвою, пением и чтением душеполезных книг. От современников сего преподобного дошло предание о следующем, бывшем во время пребывания его в пустыне, чуде. Однажды приходит к Варсанофию от игумена Саввы некий брат с просьбою посетить его. Так как старец Варсанофий, кроме книг, ничего в своей пещере не имел, то, отходя к Савве, воззрел на Пречистый образ Божий Матери и помолился Ей так: «Ты, Владычица, сохрани мои книги». Посланный от игумена инок соблазнился на книги Варсанофия, и когда тот ушел к Савве, похитил их. Положивши за пазуху, он собрался уйти с ними, но вдруг упал и сделался бездыханен.

Игумен Варсанофий управлял монастырем в 1524 г., и, возможно, в начале 1525 г. Обители в это время покровительствовал звенигородский князь Юрий Иванович, сын государя Ивана III. Он жалует монастырю земли, дарует различные льготы, в документах называя о. Варсанофия не игуменом, а старцем. Тем не менее, как отметил историк Саввина монастыря С.К. Смирнов, под именем старца подразумевается именно игумен, так как после его имени упоминаются келарь и казначей. Вероятно, в глазах князя и братии о. Варсанофий считался старцем, а не игуменом, по причине своего предпочтения отшельничества управлению монастырем. Из «Жития пр. Иосифа Волоцкого» известно, что именно к саввинскому старцу Варсонофию отправился за духовным советом будущий игумен прославленного Волоколамского монастыря:

Возможно, эта беседа состоялась именно у пещерки преподобного Саввы Сторожевского. К сожалению, других упоминаний о пещерке или каких-либо событиях, с нею связанных, с середины XVI в. до начала XIX в., не имеется.

До 1825 г. «под пещерою струился источник воды, а как скрылся, неизвестно».24 Об этом упоминал один из учеников духовного училища при монастыре. Он нередко ходил вместе со своими товарищами и наставником к пещере собирать лекарственные цветы, которые росли около источника. Были и другие свидетели, помнившие источник.

По мнению некоторых лиц, посещавших Саввин монастырь во второй половине XIX в., к середине XIX в. пещерка была уже почти забыта. Однако в описании Звенигородского уезда 1853 г. есть следующие строки: «Недалеко от монастыря [Саввина] находится пещера преподобного Саввы, вырытая в крутых скатах р. Сторожки. К этой пещере, в день св. Саввы, стекается большое число богомольцев». Историк С. К. Смирнов отмечает: «Доныне [т. е. до середины XIX в.] показывают келию или пещерку преподобного Саввы в овраге, в версте от монастыря к северу». Очень интересно единственное среди всех описаний упоминание Смирновым о некоей каменной палатке над пещеркой, которая была «выстроена уже в позднее время». Скорее всего, это была небольшая постройка, защищавшая пещерку от дождя и снега. Совершенно ясно, что пещерка никогда не забывалась. К ней приходили паломники, в самой пещерке или близ нее могли служить молебны, может быть, совершались и крестные ходы. Именно с пещерки преподобного Саввы спустя пять с половиной столетий после земной кончины Звенигородского Чудотворца началась история скита.

Источник

Пещера, где молился Савва Сторожевский

пещера саввы сторожевского в звенигороде история. Смотреть фото пещера саввы сторожевского в звенигороде история. Смотреть картинку пещера саввы сторожевского в звенигороде история. Картинка про пещера саввы сторожевского в звенигороде история. Фото пещера саввы сторожевского в звенигороде история

Неподалеку от Саввина Сторожевского монастыря, в одном из самых живописных мест Звенигородской земли расположен скит преподобного Саввы.

Во времена игуменства преподобного Саввы в Сергиевом монастыре к нему приходили миряне, искавшие наставничества в духовной жизни и совета в земных делах. Часто приезжал в Троицкий монастырь звенигородский князь Юрий, сын Дмитрия Донского и крестник преподобного Сергия. Бывая в обители своего крестного отца, князь Юрий становится духовным сыном преподобного Саввы. Христианину очень тяжело жить вдалеке от своего духовника. Стремясь быть в постоянном духовном общении с преподобным Саввой, князь «наипаче молит преподобного старца, еже никогда же отлучену быти ему от него, но да пребудет у него и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звениграда, идеже есть место, зовомо Сторожи».

По преданию, настоятель часто удалялся в небольшую пещерку, вырытую им неподалеку от монастыря. Автор жизнеописания преподобного Саввы, составленного уже в XIX в., так объясняет желание святого: «Опасаясь славы и счастия более, нежели в мире боятся унижения и бедствия, он уклонялся за версту от монастыря, к северу и там, в глубоком овраге, под сению густого леса, ископав себе пещеру, предавался молитве и изливал потоки слезные, в покаянии, в умилении, в созерцании на земле жизни обителей небесных». По преданию, последние годы жизни преподобный Савва почти постоянно проводил в пещере и даже скончался в ней.

Как игумену ему было необходимо решать вопросы по управлению обители, обсуждать с князем хозяйственные дела, разбирать споры крестьян, живущих на монастырской земле. Но при всех этих заботах не прекращалась его внутренняя духовная жизнь, для которой необходимо было уединение, и это уединение святой находил в своей пещере.

Иеромонах Сторожевской обители о. Савватий в 1860-х гг. вспоминает, что пещерка «имела вид грота или русской большой печи, и при ней свободно можно было стоять и молиться. Устроена же она была из разных мелких камешков, которые так крепко между собой соединились, что когда пещера эта расселась, то разделилась на три больших отдельных камня; два из них можно видеть и сейчас по бокам пещеры, а третий углублен под стеною церкви».

На протяжении столетий сохраняется память о столь любимом преподобным Саввой месте. По преданию, пересказанному иеромонахом Савватием уже в XIX в., некоторые иноки продолжали уединяться в пещерку преподобного. В XVI в. игумен обители Варсанофий, «оставя свое начальство родному брату Савве, сам удалялся для безмолвного пребывания в пещеру. Здесь он пробыл около 40 лет, занимаясь молитвою, пением и чтением душеполезных книг

До 1825 г. «под пещерою струился источник воды, а как скрылся, неизвестно»

По мнению некоторых лиц, посещавших Саввин монастырь во второй половине XIX в., к середине XIX в. пещерка была уже почти забыта. Однако в описании Звенигородского уезда 1853 г. есть следующие строки: «Недалеко от монастыря [Саввина] находится пещера преподобного Саввы, вырытая в крутых скатах р. Сторожки. К этой пещере, в день св. Саввы, стекается большое число богомольцев».

(по материалам сайта http://ussur-nikola.cerkov.ru/prepodobnyj-savva-storozhevskij-†1407/)

Молитва преподобному Савве

О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *