Письменность Древней Руси диктант 8 класс. Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт — ОГЭ 2024
Диктант Грамотность на Руси По И. Голуб (169 слов.)
Грамотность на Руси
(1)Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2)Введение христианства и приобщение её к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3)Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности ещё на заре её цивилизации.
(4)Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5)Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6)Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.
(7)Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. (8)Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. (9)В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10)Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.
Проверочная работа по русскому языку (8 класс)
Тема «Повторение и углубление изученного в 5-7 классах»
Письменность Древней Руси.
Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо – татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры.
Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени. Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, на прялках, на причудливых гребнях для расчесывания льна, на глиняной посуде, на различных деревяшках.
Наука недаром придает огромное значение изучению старинных предметов. В раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте.
Содержание грамот разнообразно. Это частные письма с забавными прибаутками, всякого рода распоряжения, завещания. Интересны записи школьных упражнений, сделанные прилежными учащимися.
Все это свидетельствует о многовековой традиции письменной культуры Древней Руси.
Тема: проверочная работа на изученное в 5-7 классах по разделам «Орфография», «Лексика», «Этимология», «Морфология», «Простое предложение»
Цель: оценка достижений учащихся планируемых результатов по изученному материалу в 5-7 классах по разделам «Орфография», «Лексика», Этимология», «Морфология»
УМК: ОС «Школа 2100» для 5-9 классов. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева, Е.С.Барова и др. «Русский язык»
Вид контроля: текущий
1)Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в контрольном диктанте
Код Элементы предметного содержания
С.5.7 Чередование звуков в морфемах
С.6.9 Активный и пассивный словарный запас
С.6.10 Архаизмы, историзмы, неологизмы
С.7.10 Применение знаний по морфологии в практике правописания
С.7.19 Предложения простые и сложные
С.7.20 Структурные типы простых предложений (распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры)
С.7.22 Однородные члены предложения
С.7.31 Нормы употребления однородных членов предложения в составе простого предложения
С.8.3 Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем
С.8.4 Правописание Ъ и Ь
С.8.5 Слитные, дефисные и раздельные написания
С.8.14 Соблюдение основных пунктуационных норм
2)Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших разделы «Орфография», «Лексика», «Этимология», «Морфология», «Простое предложение»
Код Планируемые результаты
Р.4 Адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи
Р.10 Проводить фонетический и орфоэпический анализ слова
Р.14 Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав
Р.15 Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов
Р.18 Опознавать самостоятельные части речи и их формы. А также служебные части речи.
Р.25 Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры
Р.28 Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания
Р.39 Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Проверочная работа по русскому языку за первое полугодие (8 класс)
Среди ночи выбрался я из палатки и остановился пораженный: ночь цвела огнями! Огнями всех мыслимых расцветок!
Над головой высоко зеленый листок луны, вокруг него – серебряные брызги росинок-созвездий…
Тут и там перечеркивают глубинную черноту неба таинственные капельки падающих метеоритов. Даже чудится, будто, падая, звякают они, расшибаясь о камни ущелий. И тогда вспышки далеких пастушьих костров на склонах представляются искрами, высеченными звездой.
Из чащи куста светят глаза непонятные, какие – то неуловимые и неверные. То вдруг нальются розоватым туманом, то вдруг холодно позеленеют, как будто накаляются и остывают. В кустах затаился барханный кот.
Праздник ночных огней. Звезды, горящие, как глаза, и глаза, мерцающие так же, как звезды. (126 слов)
Тема: итоговая проверочная работа за первое полугодие
Цель: оценка достижений учащихся планируемых результатов за первое полугодие по разделам « Фонетика», «Орфография», «Морфемика и словообразование», «Синтаксис и пунктуация», «Простое предложение»
УМК:ОС «Школа 2100» для 5-9 классов. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева, Е.С.Барова и др. «Русский язык»
Вид контроля: текущий
1)Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в контрольном диктанте
Код Элементы предметного содержания
С.7.19 Предложения простые и сложные
С.7.20 Структурные типы простых предложений (распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры)
С.7.22 Однородные члены предложения
С.7.31 Нормы употребления однородных членов предложения в составе простого предложения
С.8.3 Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем
С.8.4 Правописание Ъ и Ь
С.8.5 Слитные, дефисные и раздельные написания
С.8.11 Одиночные и парные знаки препинания
С.8.14 Соблюдение основных пунктуационных норм
2)Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших разделы «Фонетика», «Орфография», « Морфемика и словообразование», «Синтаксис и пунктуация», «Простое предложение»
Код Планируемые результаты
Р.4 Адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи
Р.10 Проводить фонетический и орфоэпический анализ слова
Р.14 Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав
Р.15 Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов
Р.18 Опознавать самостоятельные части речи и их формы. А также служебные части речи.
Р.25 Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры
Р.28 Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания
Р.39 Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Указать части речи в предложении:
1 вариант Даже чудится, будто, падая, звякают они, расшибаясь о камни ущелий.
2 вариант Звезды, горящие, как глаза, и глаза, мерцающие так же, как звезды.
Фонетический разбор слова:
Морфемный разбор слов:
1 вариант выбрался, мерцающие, созвездий
2 вариант затаился, холодно, неуловимые1)Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в грамматическом задании
Код Элементы предметного содержания
С.4.2 Система гласных звуков
С.4.2 Система согласных звуков
С.4.5 Фонетическая транскрипция
С.4.9 Фонетический анализ слова
С.4.10 Соотношение буквы и звука
С.4.15 Связь фонетики с графикой и орфографией
С.4.19 Применение знаний по фонетике в практике правописания
С.5.4 Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание
С.5.6 Словообразующие и формообразующие морфемы
С.5.8 Морфемный анализ слова
С.5.10 Производящая и производная основа
С.5.16 Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания
С.7.1 Части речи как лексико-грамматические разряды слов
С.7.3 Самостоятельные части речи
С.7.6 Служебные части речи
С.7.10 Применение знаний по морфологии в практике правописания
2)Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших грамматические задания: определение частей речи, фонетический разбор слова, морфемный разбор слов.
Код Планируемые результаты
Р10 Проводить фонетический и орфоэпический анализ слова
Р11 Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава
Р14 Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав
Р15 Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов
Р18 Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия
Р28 Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания
Итоговая годовая проверочная работа по русскому языку (8 класс)
Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка. Кроме, конечно, уже существующих общих словарей.
В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова людей разных профессий, а в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.
Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.
Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озёрце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы.
Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову.
Тема: итоговая годовая проверочная работа
Цель: оценка достижений учащихся планируемых результатов за год по разделам «Фонетика», «Орфография», «Морфемика и словообразование», «Синтаксис и пунктуация», «Простое предложение», «Сложное предложение»
УМК:ОС «Школа 2100» для 5-9 классов. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева, Е.С.Барова и др. «Русский язык»
Вид контроля: итоговый
1)Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в контрольном диктанте
Код Элементы предметного содержания
С.4.19 Применение знаний по фонетике в практике написания
С.5.16 Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания
С.5.7 Чередование звуков в морфемах
С.7.19 Предложения простые и сложные
С.7.20 Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные)
С.7.22 Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; вводные слова и предложения
С.7.23 Сложные предложения
С.7.24 Типы сложных предложений
С.7.25 Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения
С.7.26 Сложные предложения с различными видами связи
С.7.31 Нормы употребления однородных членов в составе простого предложения
С.7.32 Нормы построения сложносочиненного предложения
С.7.33 Нормы построения сложноподчиненного предложения
С.7.37 Применение знаний по синтаксису в практике написания
С.8.3 Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем
С.8.4 Правописание Ъ и Ь
С.8.5 Слитные и раздельные написания
С.8.10 Знаки препинания и их функции
С.8.12 Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложении
2)Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших разделы «Фонетика», «Орфография», « Морфемика и словообразование», «Синтаксис и пунктуация», «Простое предложение», «Сложное предложение»
Код Планируемые результаты
Р.4 Адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи
Р.10 Проводить фонетический и орфоэпический анализ слова
Р.14 Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав
Р.15 Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов
Р.16 Проводить лексический анализ слова
Р.18 Опознавать самостоятельные части речи и их формы. А также служебные части речи.
Р.19 Проводить морфологический анализ слова
Р.25 Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры
Р.27 Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи
Р.28 Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания
Р.39 Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Сделать фонетический разбор слова: словарь.
Сделать морфемный разбор слов: хрипловатая, помещать, засоряющие.
Найти и отметить в тексте вводные слова.
1)Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в грамматическом задании
Код Элементы предметного содержания
С.4.2 Система гласных звуков
С.4.2 Система согласных звуков
С.4.5 Фонетическая транскрипция
С.4.9 Фонетический анализ слова
С.4.10 Соотношение буквы и звука
С.4.15 Связь фонетики с графикой и орфографией
С.4.19 Применение знаний по фонетике в практике правописания
С.5.4 Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание
С.5.6 Словообразующие и формообразующие морфемы
С.5.8 Морфемный анализ слова
С.5.10 Производящая и производная основа
С.5.16 Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания
С.7.22 Вводные слова и вставные конструкции
С.8.10 Знаки препинания и их функции
С.8.11 Одиночные и парные знаки препинания
2)Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших грамматические задания: фонетический разбор слова, морфемный разбор слов, нахождение вводных слов в тексте
Код Планируемые результаты
Р10 Проводить фонетический и орфоэпический анализ слова
Р11 Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава
Р14 Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав
Р15 Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов
Р25 Опознавать предложения осложненной структуры
Р28 Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания
«Формат для составления среднесрочного плана ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС СЕРИИ УРОКОВ: Повлияло ли развитие средневековых государств на становление современной государственностиЗАДАЧИ серии уроков: ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС:1.Что предстоит изучить? Образование но. »
«Планконспект урока английского языка Класс: 7 А (углубленное изучение) Тема: ЕдаПодтема: Я умею готовить Задачи: активизация ранее изученых ЛЕ, формировать навыки применения новых лексических единиц; совершенствовать навыки чтения, устной монологической речи; способствовать формированию грамматических навыков употребления неопр. »
«Конспект урока курса ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур». Урок «Древние верования славян». Тип урока: комбинированныйЦели урока:1) обучающая Сообщение начальных знаний о славянских мифах, общая картина мира в древности. Отличие мировосприятия славянских предков от нашего мироощущения. Особенности мироустройств. »
«Развлечение «Вечер знатоков изобразительной деятельности»Подготовительная к школе группаЦель. Обобщить представления и знания об изобразительном искусстве. Развивать зрительскую культуру. Формировать худо. »
«Приложение к постановлению главы Арского муниципального района от «01» марта 2016г. №24СОСТАВ антитеррористической комиссии Арского муниципального района Нуриев Ильшат Габделфартович глава Арского муниципального района, председатель комиссии; ГалимуллинИ. »
«Брюшной тиф Брюшной тиф (typhoid fever англ., Abdominaltyphus нем., abdominale fievre фр.) острая инфекционная болезнь, обусловленная сальмонеллой (Salmonella typhi), характеризуется лихорадкой, симптомами общей интоксикации, бактериемией, увеличением печени и селезенки, энтеритом и своеобразными морфоло. »
«Урок № 14 10 класс Дата: 16.12.2015 Тип урока: изучения новых знаний Общее название темы: Население мира. Тема урока: Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства. Цел. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Письменность древней руси диктант
Грамотность на руси. Диктант(текст)
(1)Тепе́рь уже́ никто́ не счита́ет сверхъесте́ственным и необъясни́мым тот факт, что с нача́ла|начала́ христиа́нства и до монголо-тата́рского наше́ствия Ки́евская Русь была́ страно́й высо́кой и прекра́сной пи́сьменной культу́ры. (2)Введе́ние христиа́нства и приобще́ние её к византи́йской кни́жности установи́ло прее́мственность двух пи́сьменных культу́р. (3)Э́то си́льно преумно́жило интере́с восто́чных славя́н к кни́ге и спосо́бствовало распростране́нию пи́сьменности ещё на за́ре|заре́ её цивилиза́ции.
(4)Не без основа́ния предполага́ют, что гра́мотность была́ у нас воспринята́ в тече́ние са́мого|самого́ коро́ткого вре́мени и беспрепя́тственно развива́лась на пе́рвых по́рах|пора́х. (5)Ничто́ не прегражда́ло наро́ду путь к гра́моте, и на́ши прароди́тели бы́стро овладе́ли сравни́тельно высо́ким у́ровнем пи́сьма|письма́. (6)Э́то подтвержда́ется сохрани́вшимися на́дписями на деревя́нных предме́тах, наприме́р на пря́лках, на причу́дливых гре́бнях для расчёсывания льна, на неприхотли́вой гли́няной посу́де, на разли́чных деревя́шках, не приго́дных для экспони́рования.
(7)Нау́ка неда́ром придаёт огро́мное значе́ние изуче́нию стари́нных предме́тов. (8)Без преувеличе́ния мо́жно сказа́ть, что археологи́ческие нахо́дки превзошли́ всё|все ожида́ния учёных, приоткры́в карти́ны живо́й дре́вности. (9)В небезызве́стных раско́пках под Но́вгородом, кото́рые вели́сь в продолже́ние десяти́ лет, бы́ли на́йдены сверхинтересные гра́моты на бе́ресте|бересте́. (10)Э́то беспрецеде́нтное откры́тие в археоло́гии: в них запечатлена оригина́льная предысто́рия ру́сской кни́ги.
В1. В одно́м–двух предложе́ниях сформули́руйте гла́вную мысль те́кста.
В2. Среди́ предложе́ний 5−6 найди́те предложе́ние с вво́дным сло́вом. Укажи́те его́ но́мер.
В3. Среди́ предложе́ний 4−6 найди́те сложносочинённое предложе́ние. Укажи́те его́ но́мер.
В4. Из предложе́ния 4 вы́пишите всё|все предло́ги.
В5. Из предложе́ний 1–3 вы́пишите сло́во с череду́ющейся безуда́рной гла́сной в ко́рне.
В6. Из предложе́ний 4−6 вы́пишите обосо́бленное определе́ние.
В7. Укажи́те спо́соб образова́ния сло́ва|слова́ неда́ром (предложе́ние 7).
В8. Вы́пишите словосочета́ние (предложе́ние 7), постро́енное на осно́ве примыка́ния.
В9. Вы́пишите граммати́ческие осно́вы предложе́ния 8.
В1. Как ещё мо́жно бы́ло бы озагла́вить текст? Запиши́те 2 свои́х заголо́вка к те́ксту.
В2. Среди́ предложе́ний 1−4 найди́те предложе́ние с вво́дной констру́кцией. Укажи́те его́ но́мер.
В3. Среди́ предложе́ний 7−10 найди́те бессою́зное сло́жное предложе́ние. Укажи́те его́ но́мер.
В4. Из предложе́ния 9 вы́пишите всё|все предло́ги.
В5. Из предложе́ний 4–6 вы́пишите сло́во с череду́ющейся безуда́рной гла́сной в ко́рне.
В6. Из предложе́ний 7−10 вы́пишите обосо́бленное обстоя́тельство.
В7. Укажи́те спо́соб образова́ния сло́ва|слова́ пи́сьменности (предложе́ние 3).
В8. Вы́пишите словосочета́ние (предложе́ние 4), постро́енное на осно́ве примыка́ния.
В9. Вы́пишите граммати́ческие осно́вы предложе́ния 5.
Грамотность на Руси(статья)
Образова́ние, просвеще́ние и гра́мотность пришли́ на дре́внюю Русь вме́сте с христиа́нством. Язы́чным славя́нам вероиспове́дание в Христа́ бы́ло привнесено́ све́рху госуда́рственной си́лой. По веле́нию князя Влади́мира Святосла́вовича отменя́лось иско́нная язы́ческая ве́ра, и устана́вливалась но́вая, неве́домая наро́ду. В Ки́еве и Но́вгороде в обяза́тельно-принуди́тельном поря́дке был совершён обря́д креще́ния над язы́ческим лю́дом. Но форма́льного а́кта во́все недоста́точно, что́бы лю́ди, испове́дующие другу́ю ве́ру, в одноча́сье ста́ли по́длинными христиа́нами. Троекра́тно погрузи́ть челове́ка в во́ду и прочита́ть над ним чин креще́ния ещё не зна́чит преврати́ть его́ в убеждённого неофи́та. Славя́нские язы́чники, верну́вшись в свои́ и́збы|избы́, отню́дь не ста́ли «но́выми людьми́» Но́вого Заве́та. Они́ продолжа́ли жить по давно́ сложи́вшемуся укла́ду со свои́ми иско́нными воззре́ниями, ве́рованиями, тради́циями. Что́бы состоя́тся по́длинным христиани́ном, челове́к до́лжен быть просвещённым и образо́ванным: он до́лжен знать, понима́ть и испове́довать осно́вы ве́ры христо́вой, её до́гмы и обрядовость.
Тру́дная, кропотли́вая и долговре́менная ми́ссия – науче́ние и приобще́ние наро́да к христиа́нской ве́ре – станови́лась главне́йшей зада́чей и для кня́жеской вла́сти, и для Це́ркви.
С форма́льным воцерковлением восто́чных славя́н ре́зко возросла́ потре́бность в образо́ванных и просвещённых лю́дях. В древнеправославной культу́ре образо́ванным челове́ком счита́лся христиани́н, и́стинно уве́ровавший в Христо́во уче́ние, пости́гший его́ суть и начи́танный в «боже́ственных кни́гах», то есть уподо́бившийся о б р а з у Христа́. Понима́ние «просвещённого челове́ка» по́лностью совпада́ло с первонача́льным смы́слом сло́ва|слова́ «просвещённый». Таковы́м явля́лся тот ве́рующий, кто освещён све́том Госпо́днем. «Я есть свет ми́ра, кто сле́дует за мной, тот не бу́дет пребыва́ть во тьме, но бу́дет име́ть свет жи́зни» (Иоан. 8, 12). Ева́нгельские сло́ва|слова́ Иису́са Христа́ бы́ли обращены́ не то́лько к апо́столам, и ко всем сле́дующим по его́ пути́: «Вы есть соль зе́мли|земли́…, вы есть свет ми́ра» (Матф. 5, 13-14). «Просвеще́ние» на церко́вно-славя́нском языке́ зна́чит «креще́ние». А просвети́телем почита́лся тот, кто открыва́л язы́чникам и́стины христиа́нского уче́ния и акти́вно спосо́бствовал распростране́нию ве́ры. Тако́е именование прилага́лось к святы́м, мно́го пораде́вшим на просвети́тельской ни́ве и просла́вившимся обраще́нием наро́дов в христиа́нскую ве́ру.
Между те́м Русь нужда́лась не то́лько в образо́ванных и просвещённых подви́жниках, но и в гра́мотных лю́дях. Креще́ние Ру́си и распростране́ние гра́мотности ста́ли звеньями одно́й це́пи. С одно́й стороны́, для укрепле́ния ки́евской госуда́рственности тре́бовалась гра́мотная администра́ция. С друго́й, Це́рковь, идеологи́ческий столп кня́жеской вла́сти, в ра́вной сте́пени была́ заинтересо́вана в подгото́вке гра́мотных церковнослужи́телей. И́бо для многочи́сленных открыва́ющихся хра́мов бы́ли ну́жны лю́ди, уме́ющие чита́ть по уста́вным кни́гам для отправле́ние богослуже́ние. В пе́рвую о́чередь э́то впряму́ю каса́лось прихо́дского при́чта, непосре́дственно свя́занного с непросвещённым и необразо́ванным язы́ческим лю́дом.
К вре́мени воцерковления восто́чных славя́н христиа́нское вероуче́ние, вы́шедшее из иуде́йской сре́ды, уже́ по́лностью сформирова́лось труда́ми мно́гих поколе́ниями гре́ческих апологе́тов. Христиа́нская догма́тика уже́ утверди́лась как незы́блемый оплот и́стинной ве́ры на Вселе́нских собо́рах. Был вы́работан по́лный свод церко́вных пра́вил и законоположе́ний, воше́дших в Номокано́н. В изменённом ви́де он получи́л славя́нских зе́млях назва́ние Ко́рмчею кни́ги, регламенти́рующей церко́вное и све́тское состоя́ние о́бщества. Наконе́ц, для просвеще́ния славя́нских наро́дов византи́йскими просвети́телями равноапо́стольными Кири́ллом и Мефо́дием за сто с ли́шним лет до креще́ния Ру́си была́ со́здана славя́нская грамма́тика.
Рядово́му свяще́нству и христиа́нской экклесии со́бственно не на́до, да и невозмо́жно бы́ло, усво́ить всё|все сло́жные богосло́вские умопостроения византи́йской Це́ркви. Сле́довало лишь восприня́ть с и́стинной ве́рой фундамента́льные осно́вы христиа́нского уче́ния в гре́ческой вариа́ции и руково́дствоваться им в свое́й жизнеде́ятельности. Одна́ко э́та зада́ча, растя́нутая на столе́тия и оказа́лась выполни́мой то́лько отча́сти.
На ра́нних эта́пах христианиза́ции восто́чных славя́н сложи́лся полиэтни́ческий соста́в духове́нства, что составля́ло дополни́тельные тру́дности в широ́ком распростране́нии но́вой рели́гии. Церковнослужи́тели в своём большинстве́ бы́ли чужезе́мцы, не зна́вшие ме́стного языка́. Иере́йский соста́в составля́ли преиму́щественно гре́ки, вы́везенные Влади́миром из Корсуни, где́ он, по всей ви́димости, крестился; а та́кже болгары, в како́й-то ме́ре се́рбы. И у тех и у други́х в э́ту эпо́ху в бо́льшей ме́ре была́ ра́звита|развита́ церко́вная кни́жность.
Слу́жба в церква́х вела́сь на неве́домом прихожа́нам гре́ческом языке́, а по́зднее|поздне́е на дре́внем церковнославя́нском, нетождественном ни в одно́м из свои́х вариа́нтов с древнеру́сским языко́м. На церковнославя́нском языке́ никто́ не говори́л в реа́льной жи́зни, он никогда́ не́ был разгово́рным и был поня́тен то́лько в у́зких круга́х образо́ванных люде́й.
Храмово́е богослуже́ние не могло́ ориенти́ровать прихожа́н-язы́чников на созна́тельное восприя́тие инозе́мной рели́гии. Во́лей не во́лей от неофи́тов тре́бовалось в пе́рвую о́чередь вне́шнее соблюде́ние христиа́нских установле́ний и благоче́стия. Потому́ летопи́сец с горе́чью, но справедли́во, записа́л под 1068 годом: «словомъ нарицяющиеся хрестъяни, а поганьскы живуще», то есть как язы́чники.
Открыва́ющиеся хра́мы лишь в ма́ленькой толи́ке исполня́ли роль «учи́лища ве́ры», каковы́м они́ должны́ бы́ли стать с регуля́рным и методи́чным чте́нием про́поведей, разъясня́ющих христиа́нское уче́ние и наставля́ющих на путь и́стинный. Но для византи́йского духове́нства пропове́дничество не явля́лось первостепе́нной зада́чей в церко́вной де́ятельности. «Восто́чный Рим (Византия) был сли́шком удалён от Ру́си, что́бы она́ могла́ реа́льно стать ча́стью его́ духо́вного ландша́фта», – справедли́во заме́тил Г. Подскальски. К тому́ же гре́ческие просвети́тели-миссионе́ры отню́дь не спеши́ли в далёкие новообращённые язы́ческие зе́мли|земли́. Не ста́ло просвети́тельство и пропове́дничество обяза́тельными и для ру́сских «ба́тюшек» ни в нача́льный пери́од, ни по́зднее|поздне́е в плоть до XIX ве́ка. Ко всему́ э́тому свои́х люде́й, образо́ванных и «зна́ющих по кни́жному», среди́ восто́чных славя́н бы́ло чрезвыча́йно ма́ло|мало́.
Сам князь Влади́мир гра́моты не знал и, по слова́м летопи́сца, был «неве́ждой». Его́ крещёная дружи́на и дворцо́вое окруже́ние то́же отню́дь не́ были си́льны в «пи́сьменной прему́дрости» и начи́таны в Ева́нгелии. А други́е привилегиро́ванные сосло́вия тем па́че.
То́лько во второ́м поколе́нии христиа́н в стране́ появля́ется небольшо́й слой люде́й, зна́ющих гра́моту. Пре́жде други́х ей овладе́ли верхи́ о́бщества. Изве́стно, наприме́р, что сыно́вья|сыновья́ князя Влади́мира святы́е му́ченики Бори́с и Глеб, получи́в дома́шнее воспита́ние, уже́ чита́ли Свято́е Писа́ние.